Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 9 класс
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. — М.: ВАКО, 2010. — 96 с. — (Контрольно-измерительные материалы).
Содержание
От составителя ………………………………………………………………………………..2
Тест 1. Повторение пройденного в 5—8 классах: фонетика, орфография ……………….9
Тест 2. Повторение изученного в 5—8 классах: лексика,
фразеология, культура речи ………………………………………………………11
Тест 3. Повторение пройденного в 5—8 классах: морфемика
и словообразование ………………………………………………………………..13
Тест 4. Повторение пройденного в 5—8 классах: морфология ………………………….15
Тест 5. Повторение изученного в 5—8 классах: синтаксис
словосочетания и простого предложения; текст ………………………………..17
Тест 7. Сложносочинённые предложения …………………………………………………25
Тест 8. Строение сложноподчинённого предложения ……………………………………27
Тест 9. СПП с придаточными определительными
и изъяснительными ………………………………………………………………..31
Тест 10. СПП с придаточными обстоятельственными ……………………………………33
Тест 11. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными (условия, причины, цели, уступки,
следствия) и придаточными присоединительными ……………………………..35
Тест 12. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными ……………………………………………………………………..39
Тест 13. Обобщение темы «Союзные сложные предложения» ………………………….43
Тест 14. Бессоюзные сложные предложения ……………………………………………..48
Тест 15. Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи ………………………………………………………………..52
Тест 16. Итоговый тест по программе 9 класса …………………………………………..56
Тест 17. Итоговый тест ……………………………………………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарные диктанты ………………………………………………………………………..71
Индивидуальные задания …………………………………………………………………..72
Диктанты …………………………………………………………………………………….76
Тексты для изложений ………………………………………………………………………81
Ключи к тестам ………………………………………………………………………………84
От составителя
Цель данного пособия — помочь учителю подготовить учеников 9 класса к экзаменационной работе.
Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.
В течение многих лет в качестве экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений предлагалось изложение с элементами сочинения.
Новый вид экзаменационной работы более полно охватывает курс русского языка основной школы. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе).
Основные характеристики КИМов 2009 года соответствуют характеристикам КИМов 2008 года. Некоторые изменения касаются усовершенствования системы оценивания экзаменационных работ.
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса» написаны к учебникам С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.; В. В. Бабайцевой и др.; М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Декиной и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение).
Значительная часть тестовых заданий, помещённых в пособии, ориентирована на программу 9 класса, т. е. касается прежде всего синтаксиса и пунктуации сложных предложений. Особое внимание уделяется работе с различными видами текста. Материалы пособия помогут осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку.
Материалы пособия разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативно-методическими документами. КИМы составлены с учётом принципов преемственности и перспективности, с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с опорой на «Программы общеобразовательных учреждений по литературе» (9 класс).
Важно, что пособие позволяет реализовать межпредметные связи (прежде всего русский язык — литература): многие задания под литерой В содержат фрагменты произведений, включённых в программу по литературе, и литературоведческих статей, а задания под литерой С дают возможность проверить знания и по этому предмету. Кроме того, в качестве примеров использовались материалы учебников и по другим гуманитарным предметам: истории и обществознанию.
Структура итогового теста, помещённого в пособии, соответствует структуре демонстрационного варианта экзаменационной работы по русскому языку, подготовленного федеральным институтом педагогических измерений в 2009 году.
Необходимо учесть, что ориентация на постепенную подготовку к ЕГЭ не отменяет контроля знаний и умений учащихся и традиционными методами. Содержащиеся в пособии тексты индивидуальных заданий, диктантов (словарных и контрольных), изложений учитель может использовать в процессе изучения каждой темы, а также при итоговых проверках.
В конце книги приведены ответы на все тесты и задания.
Данное пособие предназначено не только для учителей, но и для школьников, интересующихся предметом и желающих проверить свои знания по русскому языку. Может применяться для подготовки к ЕГЭ в 10—11 классах при повторении пройденного материала.
В курсе русского языка в 9 классе изучаются следующие основные темы:
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5—8 классах.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения (Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.)
Общие сведения о языке.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знания и умения,проверяемые
частями
А и В
частью
С
1
Знание основных сведений о языке, определение изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил
*
*
2
Произведение всех видов разборов: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического
*
*
3
Определение стиля и типа текста
*
*
4
Соблюдение всех основных норм литературного языка
*
*
5
Нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знака ми препинания, обоснование выбора знаков препинания, их использование в предложении в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; нахождение и исправление пунктуационных ошибок; пунктуационный разбор предложения
*
*
6
Нахождение в словах изученных орфограмм, обоснование их выбора, правописание слов с изученными орфограммами; нахождение и исправление орфографических ошибок, орфографический разбор слов
*
*
7
Правописание изученных в 5—9 классах слов с непроверяемыми орфограммами
*
*
8
Определение типа и стиля текста, создание текстов различных стилей и типов речи
*
*
9
Написание сочинений публицистического характера. Написание заявлений, автобиографии
*
10
Совершенствование содержания и языкового оформления сочинения, нахождение и исправление различных языковых ошибок в своём тексте
*
*
Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.
Комментарии для учителя
по выполнению заданий и их оценке
Тематические тесты содержат 6—7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А — базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный (1—2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развёрнутый ответ.
Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12—15 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.
На выполнение тематических тестов отводится 7—15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.
На выполнение итоговых тестов отводится 40—45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Пример задания из части А
А1. Какое предложение не является сложносочиненным?
(Сложносочинённые предложения.)
1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение — в укреплённых городищах.
4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением и текущей политикой.
Ответ: 3.
Пример задания из части В
В1. Напишите вид придаточного, входящего в данное предложение.
За всё, что человек берёт, он платит собой.
____________________________________________________________
Ответ: местоименно-определительное (1 балл).
Пример задания из части С
С1. Напишите, как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (см. задание В1).
Критерии оценки ответов
1. Тесты типа ЕГЭ.
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
1. Содержание ответа (сочинения)Работа соответствует теме и заданию
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания
1
0
2. Речевое оформление ответа (сочинения)
Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Допущена 1 логическая ошибка
Допущено более 1 логической ошибки
Точность и выразительность речи
Прослеживается однообразие грамматического строя речи
Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи
2
1
2
1
0
3. Грамотность
Соблюдены орфографические нормы
Допущена 1 ошибка
Допущено более 1 ошибки
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)
Допущены 1—2 ошибки
Допущено более 2 ошибок
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)
Допущены 1—2 ошибки
Допущено более 2 ошибок
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)
Допущены 1—2 ошибки
Допущено более 2 ошибок
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу
13
Ответы на задания части С в 5 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60—80% — оценка «4»;
40—60% — оценка «3»;
0—40% — оценка «2».
Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.
2. Тест, соответствующий демонстрационному варианту экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме).
Структура итогового теста соответствует структуре демонстрационного варианта экзаменационной работы 2009 года.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, обязательных для выполнения. Из них две части (первая и третья) — задания с развёрнутым ответом: С1 — сжатое изложение; С2.1 или С2.2 (по выбору ученика) — сочинение-рассуждение. Вторая часть состоит из 21 задания: 7 заданий с выбором ответа из 4 предложенных (под литерой А) и 14 заданий с кратким ответом, которые формулируют сами ученики.
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). Рекомендуемое время на выполнение первой части работы — 100 минут, второй части — 85 минут, третьей части —55 минут.
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но:
— допущена 1 логическая ошибка, и/или — имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе просматривается коммуникативный замысел, но:
— допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение
7
Критерии оценивания заданий второй части работы (А1—А7; В1—В14)
За верное выполнение заданий второй части работы (А1—А7; В1—В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Если в части А обведено два и более ответа, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполнение второй части, — 21.
Критерии оценивания сочинения-рассужденияна лингвистическую тему (С2.1)
Балл
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявлены 2 (или более) разные функции языкового явления
2
Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявлена только 1 функция языкового явления
1
Не дан обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявлено ни одной функции языкового явления
0
Наличие примеров-аргументов
Приведено 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления
2
Приведено 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или приведено 2 примера-аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или приведён 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления
1
Приведены 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, или приведены примеры-аргументы не из прочитанного текста, или не приведено ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления
0
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но:
— допущена 1 логическая ошибка, и/или — имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе просматривается коммуникативный замысел, но:
— допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
1
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости
0
Максимальное количество баллов за сочинение
Примечание. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов. Грамотность и
infourok.ru
Егорова н.в. Контролно-измерителные материалы. Русский язык. 9 класс
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010. 96 с. (Контрольно-измерительные материалы).Содержание
От составителя ..2
Тест 1. Повторение пройденного в 58 классах: фонетика, орфография .9
Тест 2. Повторение изученного в 58 классах: лексика,
фразеология, культура речи 11
Тест 3. Повторение пройденного в 58 классах: морфемика
и словообразование ..13
Тест 4. Повторение пройденного в 58 классах: морфология .15
Тест 5. Повторение изученного в 58 классах: синтаксис
словосочетания и простого предложения; текст ..17
Тест 6. Обобщение повторения 21
Тест 7. Сложносочинённые предложения …25
Тест 8. Строение сложноподчинённого предложения …27
Тест 9. СПП с придаточными определительными
и изъяснительными ..31
Тест 10. СПП с придаточными обстоятельственными …33
Тест 11. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными (условия, причины, цели, уступки,
следствия) и придаточными присоединительными ..35
Тест 12. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными ..39
Тест 13. Обобщение темы «Союзные сложные предложения» .43
Тест 14. Бессоюзные сложные предложения ..48
Тест 15. Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи ..52
Тест 16. Итоговый тест по программе 9 класса ..56
Тест 17. Итоговый тест ..64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарные диктанты ..71
Индивидуальные задания ..72
Диктанты .76
Тексты для изложений …81
Ключи к тестам …84
От составителя
Цель данного пособия помочь учителю подготовить учеников 9 класса к экзаменационной работе.
Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стра
educontest.net
ГДЗ по русскому языку за 9 класс контрольно-измерительные материалы Егорова Н.В.
GDZ.RU- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Французский язык
- Биология
- История
- Информатика
- География
gdz.ru
ГДЗ по Русскому языку за 9 класс контрольно-измерительные материалы Егорова Н.В.
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Музыка
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
megaresheba.ru
ГДЗ по Русскому языку за 9 класс контрольно-измерительные материалы Егорова Н.В.
автор: Егорова Н.В..
ГДЗ к учебнику по русскому языку за 9 класс Бархударов С.Г. можно скачать здесь.
ГДЗ к учебнику по русскому языку за 9 класс Тростенцова Л.А. можно скачать здесь.
ГДЗ к учебнику по русскому языку за 9 класс Разумовская М.М. можно скачать здесь.
Тест-1. Варианты
Тест-2. Варианты
Тест-3. Варианты
Тест-4. Варианты
Тест-5. Варианты
Тест-6. Варианты
Тест-7. Варианты
Тест-8. Варианты
Тест-9. Варианты
Тест-10. Варианты
Тест-11. Варианты
Тест-12. Варианты
Тест-13. Варианты
Тест-14. Варианты
Тест-15. Варианты
Тест-16. Варианты
Тест-17
Сборник готовых домашних заданий (ГДЗ) контрольно-измерительные материалы по Русскому языку за 9 класс, решебник Егорова Н.В. самые лучшие ответы от UGDZ.RU.
egdz.ru
Решебник контрольно-измерительные материалы по Русскому языку за 9 класс Егорова Н.В. на Гитем ми
ГДЗ 9 класс Русский язык контрольно-измерительные материалы Егороваавтор: Егорова Н.В..
Данное пособие содержит решебник (ГДЗ) контрольно-измерительные материалы по Русскому языку за 9 класс . Автора: Егорова Н.В. Издательство: ВАКО. Полные и подробные ответы к упражнениям на Гитем
ГДЗ к учебнику по русскому языку за 9 класс Бархударов С.Г. можно скачать здесь.
ГДЗ к учебнику по русскому языку за 9 класс Тростенцова Л.А. можно скачать здесь.
ГДЗ к учебнику по русскому языку за 9 класс Разумовская М.М. можно скачать здесь.
Тест 1. Варианты
1 2Тест 2. Варианты
1 2Тест 3. Варианты
1 2Тест 4. Варианты
1 2Тест 5. Варианты
1 2Тест 6. Варианты
1 2Тест 7. Варианты
1 2Тест 8. Варианты
1 2Тест 9. Варианты
1 2Тест 10. Варианты
1 2Тест 11. Варианты
1 2Тест 12. Варианты
1 2Тест 13. Варианты
1 2Тест 14. Варианты
1 2Тест 15. Варианты
1 2Тест 16. Варианты
1 2gitem.me
Ким по русскому языку в 9 классе
[Введите текст]
Вариант по русскому языку №1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Работа состоит из трех частей. Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из13 заданий (2–14). Ответы к заданиям 2 и 3 заносятся в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям 4–14 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр.
Приступая к части 3 работы, необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Во время экзамена при выполнении всех частей работы участники экзамена имеют право пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) «Спешите делать добро!» – этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).
(2) В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». (3) Гааз, к счастью, откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. (4) У него, несомненно, началась совсем другая жизнь.
(5) Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени.
(6) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.
(7) Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. (8) Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. (9) Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей.
(10) Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие ворчали на немощных. (11) С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.
(12) Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута.
(13) Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. (14) Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. (15) Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждённым. (16) После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.
(17) Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18) А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».
(19) Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. (20) Все знали, что это – «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так привык звать его народ.
(21) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы — не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.
(По В.К. Константиновой)
Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Ф.П. Гааз вызывал по отношению к себе недовольство и раздражение людей?»
1) Ф.П. Гааз был главным врачом московских тюрем и очень строгим человеком.
2) Ф.П. Гааз никому из арестантов не делал никакого исключения во время этапа.
3) Ф.П. Гааз много сделал для облегчения участи арестантов.
4)Люди часто наблюдали, как вместе с арестантами шёл князь Ф.П. Гааз.
Ответ:________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.
2) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы — не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.
3) Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов.
4) Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке.
Ответ:_____________________
4.Из предложений 17-18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от условия – приставку в данном слове можно заменить на приставку пере.
Ответ:___________________
5.Из предложения 6 выпишите прилагательное, которое является исключением.
Ответ:_______________________
6. Замените книжное слово «ободрял» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:____________________
7. Замените словосочетание «московских тюрем», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 18- 21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В 1828 году к нему обратился князь Голицын,(1) набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». Гааз,(2) к счастью,(3) откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. У него,(4)несомненно,(5) началась совсем другая жизнь.
Ответ:_____________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
Ответ:__________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
После его смерти оказалось, (1)что он выкупил 74 семьи крепостных.
Всё это вызвало недовольство,(2) раздражение и ироническое отношение людей, (3)считавших,(4) что арестанты не заслуживают сострадания. А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные,(5) пусть есть преступные и даже злодеи,(6) но все они люди… Крещёные люди».
Ответ:__________________
13. Среди предложений 17-20 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________
14. Среди предложений 7-12 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера предложений.
Ответ:__________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке №2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2, 15.3
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «Эпитет даёт возможность более ярко охарактеризовать качество предмета или явления». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение Вы можете словами В. Д.Черняк.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста : «Спешите делать добро!» – этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве)»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: « Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант по русскому языку № 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Работа состоит из трех частей. Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из13 заданий (2–14). Ответы к заданиям 2 и 3 заносятся в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям 4–14 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр.
Приступая к части 3 работы, необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Во время экзамена при выполнении всех частей работы участники экзамена имеют право пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
– (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.
– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала…
(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.
(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.
(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– (10)Жучка, Жучка!
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.
– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.
(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.
(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:
– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.
(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь дело сделано. (34)Силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.
(По Н. Гарину-Михайловскому)*
* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (1852–1906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество.
Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Тёма решает вытащить собаку?»
1) Мальчик был уверен в том, что его поступок заметят окружающие.
2)Тёма считал себя виноватым в том, что собака попала в старый колодец.
3) Собака была любимицей мальчика, и он не мог бросить её в беде.
4) Спасти собаку попросила мальчика няня.
Ответ:________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку.
2) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
3) Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец.
4) Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил.
Ответ:_____________________
4.Из предложений16 -18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Ответ:___________________
5.Из предложений 6-8 выпишите полное страдательное причастие, в суффиксе которого пишется нн.
Ответ:_______________________
6. Замените книжное слово «безумному» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:____________________
7. Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 5-9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Ответ:___________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. Таким образом, (1)незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. Сделав последнее усилие,(2) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь дело сделано. Силы быстро оставляют его, (3)и он падает в обморок.
Ответ:_____________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
Ответ:__________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни,(1) и мысли роем теснятся в его голове. У него мелькает масса планов,(2) как спасти Жучку, (3)он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна,(4) в котором он всё вытаскивал Жучку, (5)но она срывалась и вновь падала на дно колодца.
Ответ:__________________
13. Среди предложений 13-17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________
14. Среди предложений 15-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер предложения.
Ответ:__________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке №2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2, 15.3
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «Эпитет даёт возможность более ярко охарактеризовать качество предмета или явления». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу
infourok.ru