КИМ по русскому языку. 11 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К некоторым заданиям дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Вам нужно отметить номер этого ответа. Ответы к другим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. За каждый правильный ответ 1 – 16 вы получите 1 балл. В задании 17 вам нужно установить соответствие; за каждое правильно определенное средство выразительности выставляется 1 балл. Всего за задание 17 – 4 балла. Максимальное количество баллов – 20.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!
Вариант 1
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красИвее 2) позвОним 3) обеспЕчение 4) сОзданы
Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара чулок 2) более тёплый приём 3) трёхстам участникам 4) сыплет снежок
Ответ:___________________________________________________________
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Правильно распорядиться возможностями своей памяти — вот задача, стоящая перед каждым человеком.
Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно.
Учитель литературы спросил ученика о том, какие проблемы возникли у него при написании сочинения.
Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.
4. Укажите цифры, на месте которых пишется одна НН.
В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые
художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности,
внутре(3)ей гармонии, совреме(4)ости.
Ответ:___________________________________________________________
5. В словах какого ряда во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
р..внина, гр..мадный, предпол..жение
ум..лять о помощи, стихотв..рение, г..ристый
отр..жение, пор..зительный, водор..сли
прил..гательное, вообр..жение, заг..релые
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
бе..звучный, во..дать, ра..бить
под..брать, над..рваться, н..илучший
от..скать, сверх..дейный, контр..гра
пр..следовать, пр..езжать, пр..интересный
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
побор..шься, движ..мый
присво..шь, незыбл..мый
бор..шься, незабыва..мый
поразмысл..шь, постел..нный
8. На месте каких цифр в предложениях НЕ со словами пишется слитно?
В Мещёрском крае можно встретить не(1)кошенные луга. Оказалось, что это не(2)высокие горы, а пологие холмы. Наша армия не(3)победима. Трава, ещё не(4)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
Ответ:_______________________________________________________
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Значение слов конкретизируется в тексте, (ПРИ) ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие. \
В ТО (ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК (ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
(В) ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег — (НА) УТРО пришлось расчищать сугробы во дворе.
10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Поезд мчался в неясную даль ( ) и мне вспоминался зимний день в
горах Алатау.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
Ответ:_______________________________________________________
12. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Каждый русский писатель (1) по мнению литературоведов (2) считал для себя счастьем унаследовать хотя бы одну из особенностей творчества А.С. Пушкина. Н.А. Некрасов развивал народно-песенную стихию, а Л.Н. Толстой (3) например (4) — эпическую мощь и глубину психологической характеристики человека.
Ответ:_______________________________________________________
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Волк меняет шерсть да не повадки.
Речной жемчуг можно найти и в реках и в озёрах и в ручьях.
Малые водохранилища создаются в оврагах или в специально вырытых углублениях.
Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.
14. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В настоящий момент в нашей стране традиция беседы (1) которая складывалась веками (2) и представляла собой важную часть русской культуры (3) во многом нарушена.
Ответ:_______________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 15 – 17
(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные.
(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3) Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном многообразии.
(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок – вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К.Г. Паустовскому)
15. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
Мир бесконечно разнообразен, и люди не в состоянии увидеть всю его красоту.
Человек всегда жалеет о быстротечности времени.
Люди обычно не сожалеют о том, что не могут увидеть весь мир.
Можно увидеть необыкновенно много и не покидая родных мест.
16. Среди предложений 6 – 10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Укажите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________
17. Установите соответствие между предложениями и средствами художественной выразительности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТЕРМИНЫ |
А. предложение 1 Б. предложения 4, 7 В. предложение 10 Г. предложение 12 | 1) риторическое восклицание 2) сравнение 3) разговорная лексика 4) антонимы 5) олицетворение 6) парцелляция |
Ответ:
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К некоторым заданиям дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Вам нужно отметить номер этого ответа. Ответы к другим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. За каждый правильный ответ 1 – 16 вы получите 1 балл. В задании 17 вам нужно установить соответствие; за каждое правильно определенное средство выразительности выставляется 1 балл. Всего за задание 17 – 4 балла. Максимальное количество баллов – 20.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!
Вариант 2
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог 2) танцОвщица 3) красИвее 4) экспЕрт
2. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) более холодный приём
2) в двухтысячном двенадцатом году
3) пара валенок
4) шерстяное кашне
Ответ:_______________________________________________________
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Те, кто не доверяет финансовым пирамидам, поступают верно.
Человек до конца ещё не раскрыл возможности этого изобретения и не знает степени воздействия его на человека.
Сергей считает себя как удачливого человека.
Эта книга полезна и интересна, но не свободна от некоторого схематизма.
4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я смотрю на темные вершины сосен, потрепа(1)ые студе(2)ыми ветрами, и то они мне кажутся были(3)ыми богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться, что ты сам попал в заколдова(4) ое царство.
Ответ:_______________________________________________________
5. В словах какого ряда на месте пропусков пишется И?
выч..тать, бл..стательный, подп…рать
вн…мание, ум…нать, оп..реться
соч..тание, нач..нающий, проб…раться
выт..рать, пон…мание, зам…реть
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
бе..молвный, во..давший, и..сякший
об..рвать, над…умить, пред…стеречь
пр..небрежение, пр…влекательный, пр…восходный
меж..здательский, двух..гольчатый, пред…нфарктный
7. В каком ряду на месте пропусков пишется буква У (Ю)?
1) леч..щий врач, они трепещ…т;
2) пиш…щий стихи; они гон…т врага
они бор..тся; держ…щий поводья
дремл…щий старик; самолеты рокоч…т
8. На месте каких цифр в предложениях НЕ со словами пишется слитно?
Положение было самое не(1)удобное: не(2)льзя было ни встать, ни сесть. Не(3) нами выдумано, что не(4)правое подозрение вводит обвиненного во искушение.
Ответ:_____________________________________________________
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
ЧТО (БЫ) он ни говорил, а я буду ждать его в ТО (ЖЕ) время..
Анна Михайловна писала на фронт (ПО) ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО) ПРЕЖНЕМУ ждала письма.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО) ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики просили, ЧТО (БЫ) Мироныча не трогали.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Розовые кусты окрепли, подросли ( ) и на них появились большие бутоны.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Горы (1) поросшие деревьями (2) и уродливо изогнутые норд-остом (3) резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню, суровые контуры их округлились (4) одетые теплой мглой южной ночи.
Ответ:_______________________________________________________
12. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Замыслы (1) очевидно (2) почти всегда исходят из сердца. Это было для всех (3) очевидно (4) и не подлежало обсуждению.
Ответ:_______________________________________________________
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.
Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.
Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
И академику и журналисту и редактору журнала всё уже было ясно.
Ответ:_______________________________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход.
Ответ:_______________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 15 – 17
(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные.
(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3) Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном многообразии.
(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок – вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К.Г. Паустовскому)
15. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
1) Мир бесконечно разнообразен, и люди не в состоянии увидеть всю его красоту.
2) Человек всегда жалеет о быстротечности времени.
3) Люди обычно сожалеют о том, что не могут увидеть весь мир.
4) Много интересного и необыкновенного можно увидеть только в дальних странах.
16. Среди предложений 14 – 17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения. Укажите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________
17. Установите соответствие между предложениями и средствами художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ | ПРИМЕРЫ |
А. предложение 1 Б. предложения 6, 7, 10, 11 В. предложение 18 Г. предложение 19 | 1) лексический повтор 2) сравнение 3) метафора 4) антонимы 5) парцелляция 6) риторический вопрос |
Ответ:
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
КЛЮЧИ. КРИТЕРИИ
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | 2 | 1 | 1 |
2 | трёмстам участникам | в две тысячи двенадцатом году | 1 |
3 | 4 | 3 | 1 |
4 | 2, 3, 4 | 1, 3, 4 | 1 |
5 | 2 | 1 | 1 |
6 | 1 | 2 | 1 |
7 | 3 | 4 | 1 |
8 | 1, 3 | 1, 2,4 | 1 |
9 | 3 | 1 | 1 |
10 | 4 | 4 | 1 |
11 | 1, 2, 3 | 1, 3, 4 | 1 |
12 | 1, 2, 3, 4 | 1, 2 | 1 |
13 | 1 | 1 | 1 |
14 | 1, 3 | 1, 3 | 1 |
15 | 3 | 4 | 1 |
16 | 8 | 15 | 1 |
17 | А4, Б5, В2, Г1 | А4, Б1, В3, Г2 | 4 (по 1 баллу за каждое верно определенное средство) |
Всего 20 баллов
Оценивание работы
Набранные баллы | Оценка |
18 – 20 | 5 |
13 – 17 | 4 |
7 – 12 | 3 |
0 – 6 | 2 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
КИМ 11 класс русский язык
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа №1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского языка
г. Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей филологического цикла Протокол № ___от «____»________2016 г. Председатель МО__________А.П.Кызылова | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР_____О.И.Низельская « ____» _____________ 2016 года | УТВЕРЖДЕНО И.О. директора______________Г.П. Скорик «___»______________________2016 г |
Контрольно-измерительные материалы
по учебному курсу «Русский язык» в 11 – __ классе
Профильный уровень
на 2015 — 2016 учебный год
Составитель:
Кызылова Анна Павловна
Высшая квалификационная категория
Перечень контрольных работ по темам
Русский язык 11 класс
№ | Темы | Виды работы | Кол-во часов | Содержание |
1. | Общие сведения о языке | Контрольная работа | 1 | Приложение №1 |
2. | Синтаксис и пунктуация | Контрольная работа Контрольная работа | 1 1 | Приложение №2 Приложение №3 |
3. | Культура речи | Контрольная работа | 1 | Приложение №4 |
Итого | 4 |
Приложение №1
Контрольная работа №1 по теме: «Общие сведения о языке»
1 вариант
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Запишите это слово.
1) значИмый 2) баловАть 3) нАчали 4) свЁкла
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и напишите верный ответ.
Воспитатель ещё раз напомнил родителям, чтобы они, собирая детей на дачу, ОДЕЛИ на них панамки.
Конкретный эффект от увеличения угла обзора при работе с компьютером зависит от многих факторов, в том числе от того, в какую сторону пользователь ОТКЛОНЯЕТСЯ от центра экрана.
ЗАТРУДНЁННОЕ дыхание больного вызывало опасение за состояние его здоровья.
ПОДОБНЫЙ феномен в последние годы можно наблюдать возле берега водохранилища и над вершинами С
multiurok.ru
КИМ. Русский язык 11 класс, Крыс Ольга Анатольевна
Вариант 3
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую научную мысль, ничтожна. (2)<…> что могут посоветовать специалистам, работающим на переднем крае науки, инженер,продавец или бухгалтер, знакомящиеся с научными открытиями по популярным книгам?
(3) Естественные науки требуют длительной и серьезной подготовки, способности изменять с каждым новым открытием систему взглядов, пересматривая привычные представления.
1 | Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Серьёзные исследования в области естественных наук могут проводить только профессионалы, способные изменять с каждым новым открытием систему взглядов.
Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет
глубокую научную мысль, невелика, если этот человек недостаточно хорошо знаком с научно-популярной литературой.
Нельзя пренебрегать мнением непрофессионалов: даже неосведомлённый человек иногда может дать хороший совет специалистам.
Человек, знакомящийся с научными открытиями только по популярным книгам, не может вести серьёзных исследований в области естественных наук.
Специалисты, работающие на переднем крае науки, вполне могут пользоваться советами инженера, продавца или бухгалтера.
Ответ:
| 2 | Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Впишите это слово.
Таким образом.
Во-первых,
Наоборот,
Однако
К примеру.
Ответ:.
| 3 | Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЗГЛЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВЗГЛЯД,-а, муж.
Направленность, устремлённость глаз на кого-л. Проводить взглядом. Промелькнуло во взгляде.
Выражение глаз. С добрым и печальным взглядом.
Мнение, суждение по поводу чего-л. Личный В. на проблему.
Образ мыслей, убеждения, воззрения, (мн. ч.).Разделить взгляды. Поступиться взглядами.
Ответ:
4 | В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:НЕВЕРНОвыделенабуква, обозначающая ударный
www.prodlenka.org
№ п/п |
Модуль |
К/р и Пр/р |
Р/р |
1. |
О языке. |
№ 1. Диагностическая работа. |
|
2. |
Синтаксис и пунктуация. |
№ 2. Контрольная тестовая работа по теме «Главные члены предложения». № 3. Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения». № 4. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» |
|
3. |
Речь. Функциональные стили речи. |
|
|
4. |
Публицистический стиль речи. |
|
|
5. |
Художественный стиль речи. |
№ 5. Практическая работа. Анализ художественных текстов поэтов Дона |
|
6. |
Разговорный стиль речи. |
|
|
7. |
Сложное предложение. |
№ 6. Проверочная работа по теме «Пунктуация в сложносочиненном предложении». № 7. Контрольная работа по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях». |
|
8. |
Повторение изученного. |
№8. Контрольная работа по типу ЕГЭ |
|
uchkopilka.ru
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (11 класс)
Контрольная работа № 1
Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения»
Олеся
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…
В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче,как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, — думал я, — есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»
Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.
Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала,увидев меня, я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.
Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. ( По А.И. Куприну)
1. Определите стиль текста тип(-ы) речи. /художественный повествование, описание/
2. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/
3. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется рассказчиком при описании лица Олеси./сияющее нежной улыбкой/
4. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот). /увидев меня/
5. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/
Вариант 2
Контрольное списывание
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.
Олеся
www.prodlenka.org
2015-2016 учебный год КИМ по русскому языку 11 класс Вариант 8
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Ответ: 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Таким образом, С одной стороны, Однако Хотя Ответ: ______________________________________________________. 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.
Ответ: ____________________________________________________________________. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. договорЁнность нОгтя взЯлась зАгнутый красИвее Ответ: _______________________________________________________________. 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны. Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона. Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного. В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства. При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач. Ответ: _____________________________________________________________________. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы наши ПАСПОРТА Ответ: _______________________________________________________________. 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. проб..раться г..рдиться велос..пед нац..ональный адр..совать Ответ: ________________________________________________________________. 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. и..правил, ра..делил пр..высил, пр..колол на..строил, по..пункт под..брал, н..правил пр..дорогой, пр..зыв Ответ: ______________________________________________________________. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. хвал..шься пропущ..нный слыш..мый беспоко..шься выточ..шь Ответ: __________________________________________. 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. пол..щая (огород) вид..щий (насквозь) (гуси) щипл..т (траву) раду..щийся (гостю) кол..щий (предмет) Ответ: ______________________________________________________________. 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ответ: _________________________________________________________________. 13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Ответ: __________________________________________________________________. 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
Ответ: __________________________________. 15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Ответ: _________________________________________________________. 16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
Ответ: _________________________________________________________. 17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.
Ответ: __________________________________________________________________. 18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
Ответ: ______________________________________________________________________. 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
Ответ: _________________________________________________________________.
(1)Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. (2)Сколько лет гидроэлектростанциям и сколько Волге? (3)ГЭС – дело рук человеческих. (4)Мы помним строительство Волжской ГЭС, которая перегородила реку в Жигулях, как победно кричали об этом газетные заголовки… (5)Что ж, всё было правильно; страна вставала из руин Великой Отечественной; заводам, стройкам, городам требовалось электричество, много электричества, желательно более дешёвого. (6)Гидроэлектростанции, по убеждению учёных, давали нам его. (7)С годами на Волге возник целый каскад гидростанций. (8)Они и сейчас безотказно дают ток. (9)Они помогли нам сделать рывок к звёздам –запустить ракеты, овладеть атомом… (10)Всё так. (11)Из песни века, которую по праву можно назвать эпической, не выкинуть ни одного слова. (12)Не выкинуть и других слов… (13)Тех, которые слагались народом о прекрасной реке, о её красоте, о приволье её вод и плёсов. (14)Тех плёсов, какие видел Пушкин в окрестностях Козьмодемьянска, Свияжска, Васильсурска, Чебоксар, Симбирска и которых мы с вами сейчас не увидим. (15)Их нет. (16)Вода поднялась, разлилась, поглотила красоту. (17)И, кстати, заодно замедлила течение. (18)Иначе и не могло быть в непомерно разлившихся водохранилищах. (19)В них теперь нет того сильного, могучего течения, которое очищало бы реку от нынешнего вредного, застойного цветения. (20)Но это цветение – пусть извинит читатель за невольный каламбур – это только цветочки. (21)С Волгой стало происходить такое, о чём ни мы с вами, ни Пушкин, ни какой-нибудь другой писатель, одарённый воображением сказочника, и подумать не могли. (22)У слияния Суры с Волгой водная гладь поражает своей необозримостью. (23)За Васильсурском тоже рукотворное море. (24)Оно радует глаз, как радует его, как не может не радовать живая вода, разлившаяся привольно по земному лону. (25)Но эта вода не живая. (26)Она если и не мёртвая вовсе, то полумёртвая. (27)Здесь – в глубинах и на отмелях водохранилища. (28)В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. (29)Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… (30)А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека. (31)Волжская сказочная рыба – стерлядь, осётр, судак. (32)Теперь она, набравшая за последние годы выше всякой нормы ртуть, отравлена. (33)Да может ли быть такая норма? (34)Ртуть вместе с другими – тоже не целебными – отходами сбрасывали в воду. (35)И вот концентрация ртути привела к катастрофе. (36)Пока, как сообщали газеты, лишь в бассейне водохранилища. (37)Что будет дальше? (По И. Смольникову*) *Смольников Игорь Фёдорович (р. 1930) – русский писатель, поэт, литературный критик, публицист, автор разнообразных очерков и статей, посвященных преимущественно литературе и изобразительному искусству. 20. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
Ответ: _____________________________________________________________________. 21. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
Ответ: ________________________________________________________________. 22. Среди предложений 14–21 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения. Ответ: _____________________________________________________________. 23. Среди предложений 12–19 найдите предложения, которые связаны с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номера этих предложений. Ответ: ___________________________________________________________________.
24. «Описывая исчезающие природные богатства страны, автор использует __________ («могучего течения» в предложении 19, «сказочная рыба» в предложении 31) и такое синтаксическое средство, как __________ (в предложении 16). Стремясь к объективности в рассуждениях о действиях людей, их отношении к природе, И. Смольников использует такой троп, как __________ («… победно кричали об этом газетные заголовки»), но синтаксическое средство – __________ (предложение 33) – обнаруживает волнение и серьёзную обеспокоенность автора». Список терминов:
Ответ:
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком |
moyamatem.ru