Прямое и косвенное дополнение в русском языке – Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)

Содержание

Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в пред­ло­же­нии.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным гла­го­лом.

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыб­ку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на пред­мет.

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наре­чий):

Жалко (кого?) девоч­ку, сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое допол­не­ние обыч­но выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

  • помою (что?) мис­ку;
  • накор­ми­ла (кого?) котён­ка;
  • напи­шем (что?) сооб­ще­ние;

2. суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство пред­ме­та:

  • выпью чего? воды;
  • поем чего? бли­нов;
  • отре­жу чего? кол­ба­сы;
  • насо­би­рал (чего?) гри­бов;

б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:

  • не видел филь­ма;
  • не услы­шал отве­та;

3. несво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

  • купи­ла (что?) пару пер­ча­ток;
  • при­об­рел (что?) музы­каль­ный центр.

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных паде­жей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спор­том;
  • веришь (во что?) в побе­ду;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) при­я­те­лю;
  • жать (чем?) сер­пом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми:

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре.

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам.

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря, осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре.

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Науки юно­шей пита­ют (М. Ломоносов).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине, кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Видеоурок

Тест

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные допол­не­ния.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уро­ку.

Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.

Тебе налить ещё ква­са?

Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экза­ме­ну.

Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.

Шила в меш­ке не ута­ишь (посло­ви­ца).

Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.

Что с тобой слу­чи­лось сего­дня?

Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о буду­щем.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Прямое и косвенное дополнения в русском языке

В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют грамматическую основу и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.

Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими частями речи:

  1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
  3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В русском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
  4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

Виды дополнений

Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

  1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

  1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
  5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
  6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
  2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
  4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

  1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
  4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).

Дополнение как часть оборота

В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение – это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

Как в предложении найти дополнение?

Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.

Второстепенные члены предложения – основа полных высказываний

Второстепенные члены предложения – тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение – это те составляющие предложения, которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.

fb.ru

это… Прямое и косвенное дополнение. Примеры

Дополнение, как опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, явля­ет­ся одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на кос­вен­ные вопро­сы паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что?  кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу ска­зу­е­мо­го.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло что? загар — допол­не­ние.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обо­зна­чать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие:

  • при­сту­пить к зада­че;
  • защи­щать Отчизну;
  •  испечь ватруш­ки;

2. объ­ект вос­при­я­тия:

  • слу­шаю музы­ку;
  • видишь детей;
  •  ощу­ща­ем теп­ло;

3. ору­дие дей­ствия:

  • рубил топо­ром;
  • стро­га­ет фуган­ком;
  • рас­пи­сал гуа­шью;

4. объ­ект срав­не­ния:

  • быст­рее фут­бо­ли­ста;
  • луч­ше син­те­ти­ки;

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

  • рек­тор (чего?) вуза;
  • заве­ду­ю­щий (чем?) апте­кой;
  • вла­де­лец (чего?) зем­ли.

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем чис­ли­тель­ным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли суще­стви­тель­но­го.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Двадцать делит­ся (на что?) на пять.

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня.

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопро­са.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о про­шлом).

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем):

  • вижу кого? малы­ша;
  • жаль (кого?) сиро­ту.

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обо­зна­ча­ет

1. часть от цело­го

  • купи­ла (чего?) яблок;
  • при­нес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефи­ра;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отри­ца­ни­ем

  • не люби­ла моло­ка;
  • не ожи­да­ла встре­чи;
  •  не жда­ли мило­стей. 

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А. П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми.

Способы выражения косвенного дополнения

  • фор­мы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

  • неде­ли­мые сло­во­со­че­та­ния

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми.

Видеоурок

Тест

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Летом день длин­нее ночи.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вым­пел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию про­грам­ми­ста.

Мой брат млад­ше сест­ры.

Не нуж­но боять­ся тем­но­ты.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабуш­кой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осе­нью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыль­це.

Та девуш­ка, кажет­ся, стар­ше меня.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на про­гул­ку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых сорев­но­ва­ний.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Чем отличаются косвенное и прямое дополнение?

Прямое дополнение в русском языке – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, например: читать КНИГУ, просматривать ЖУРНАЛ, вести РЕБЁНКА, привезти ДРОВА, увидеть ЕГО.

В некоторых случаях (при указании на часть предмета и при отрицании) прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже без предлога, например: купить МОЛОКО (вин. пад) , купить МОЛОКА (род. пад. – указание на часть, не всё молоко, что есть в магазине) , не купить МОЛОКА (род. пад. – отрицание) .

Все остальные дополнения – косвенные, например: укрыться ОДЕЯЛОМ (тв. пад) , рад ВСТРЕЧЕ (дат. пад.)
136 Нравится Пожаловаться
5 ОТВЕТОВ
ШtepSeLb 7 лет назад
Гуру (3066)
Дополне́ние (синтаксис) — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоимённым существительным, который называет лицо или предмет, являющийся объектом действия, названного сказуемым. Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке преимущественно в винительном падеже) , и косвенное дополнение (в остальных случаях: после предлогов и косвенных падежей) . Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько. Дополнение обычно обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
26 Нравится Пожаловаться
Картины осенью дешевле!

Модульные картины с осенней скидкой — 72%. Доставка по РФ без предоплаты + новый подарок
kartinka-rus.ru
Ликвидация склада картин

Распродаем модульные картины по минимальным ценам. Оплата после получения и осмотра.
ml.kartina-rus.ru
Лариса В 3 месяца назад
Ученик (126)
Все просто и понятно. Согласна
Нравится Пожаловаться
Сергей Первицкий 1 месяц назад
Ученик (208)
бугага
Нравится Пожаловаться
Денис Нагорняк 1 месяц назад
Ученик (96)
р
Нравится Пожаловаться
QWERTYUIOP[] QWERTYUIOP[] 1 месяц назад
Знаток (348)
mx

otvet.mail.ru

определение, особенности разграничения, способы выражения

Любое предложение в русском языке состоит из грамматической основы, включающей подлежащее и сказуемое (главные члены). Кроме того, в предложениях могут быть второстепенные члены (это касается распространенных конструкций).

Известно, что каждый второстепенный член уточняет или распространяет главное слово. Они могут относиться к любому другому члену предложения.

• Определения отвечают на вопросы «Какой? Чей?», обозначают признак или принадлежность предмета. (Шарф (чей?) моего брата. Лестница (какая?) деревянная. Ступеньки (какие?) из камня. Она не выполнила обещание (какое?) вернуться.) Могут быть согласованными (деревянная ступенька) или несогласованными (ступенька из дерева).

• Обстоятельства отвечают на наречные вопросы, поясняют слова, которые имеют значение действия или признака. (Работать (как долго?) до заката. Найти (где?) в комнате, произойти (вопреки чему?) прогнозам).

• Дополнение. Этот член предложения (второстепенный) поясняет первенствующее слово, указывает на предмет или лицо, то есть объект, на который сказуемое направляет свое действие. Вопросы дополнения — это вопросы косвенных падежей. (Рассказывал (о чем?) о поездке. Далеко (от чего?) от истины. Любить (кого?) родителей. Довольствоваться (чем?) частью).

Различают разные виды дополнений. Есть прямые и косвенные дополнения. Определить вид можно при помощи падежного вопроса, на который они отвечают.

Прямое дополнение чаще всего выражается именной частью речи, стоящей при главном слове в винительном падеже, обязательно без предлога. (Мы слушали (что?) музыку. Мы увидели (кого?) друзей).

При наличии отрицания прямое дополнение может выражаться именем существительным, стоящим в родительном падеже без предлога. (Сестра не оставила (чего?) записки. Она не произнесла (чего?) ни слова).

Если этот член предложения частично охватывает предмет, то для его выражения может быть использован родительный падеж, обозначающий часть целого. (Мужчина выпил (чего?) воды. Отрежь ему (чего?) хлеба).

При разделении членов предложения нужно помнить, что прямое дополнение отвечает исключительно на падежные вопросы. Это важно, потому что с дополнением часто путают обстоятельство времени. В конструкции «Ночь целую читала» слово «ночь» отвечает на вопрос «сколько?», поэтому является обстоятельством.

Косвенное и прямое дополнение может распространять самые разные части речи.

Косвенные выражаются существительными, наречиями, числительными и прочими частями речи.

• Приглагольные — относятся к глаголам (Компот пьют (из чего?) из стакана. Говорили (о чем?) о любви). Приглагольные дополнения разделяют на прямые и косвенные.

• Принаречные и приименные косвенные дополнения, примеры:

На кухне гремели посудой (сущ.). Мы всегда надеемся на хорошее (субстантивированное прил.). К этому (местоим.) у всех возник повышенный интерес. Мы долго ждали двоих (числит.) из школы. За покупками послали брата с сестрой (именное сочетание слов).

В нашем языке нередко встречаются конструкции, в которых косвенное дополнение выражается инфинитивом (Гости попросили Ивана спеть).

Независимо от способа выражения, вопросы дополнения всегда должны соотноситься с вопросами падежей (Его просили (о чем?) рассказать о себе).

Языковеды неоднократно говорили о необходимости разделения косвенного дополнения и определения (несогласованного). В большинстве случаев данное разграничение возможно. Например, если косвенное дополнение выражено существительным, образованным от глагола, родительный падеж субъекта указывает на несогласованное определение (встреча коллег — встречаются коллеги; посадка лайнера — лайнер сел).

Родительный падеж объекта всегда указывает на дополнение (уборка яблок — убирают яблоки; чтение книги — читают книгу).

Однако нередко случается так, что параметры разграничения приименного дополнения и определения (несогласованного) не удается установить (член бригады, командир дивизиона, стакан с компотом, сообщение о конференции, мечта о будущем). В этих случаях недостаток ясно видимых грамматических параметров для разграничения определения и дополнения дает возможность двойственного толкования.

fb.ru

Прямое и косвенное дополнения в русском языке

В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют грамматическую основу и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.


Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими частями речи:

  1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
  3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В русском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
  4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

Виды дополнений

Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

  1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

  1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
  5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
  6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
  2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
  4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

  1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
  4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).

Дополнение как часть оборота

В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение – это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

Как в предложении найти дополнение?

Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.

Второстепенные члены предложения – основа полных высказываний

Второстепенные члены предложения – тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение – это те составляющие предложения, которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.

autogear.ru

Прямое и косвенное дополнение

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


                                                                                              
Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Наглядность: плакаты, фломастеры

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин)

а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:

б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

II. Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские  народные традиции”

III. Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

1. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

2. Мозговой штурм (Слайд №5 ). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия:  главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

Дополнение – это  второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік  тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар     ( Неден?Шығыс  септік, жанама)
Тастан сарай салғызды         (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ  (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter  (прямое)

Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

1.Беречь здоровье             

        1. Говорить о здоровье

2.Хранить верность            

     2. Выступать против предательства

3.Уважать маму                   

      3. Уважение к родным

4.Защищать честь                  

    4. Размышлять о чести

5.Не принимать решения     

    5. Не изменять клятве

6.Выпить молока                   

    6. Взяться за оружие

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.

Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного  падежа: при обозначении частичного объекта,  при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

6.Презентация справочника (9 слайд).

На плакате —  справочнике  ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже —  родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

7. Выборочное  упражнение.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

А.    В.п.                                                           

            Ответ: 1.А            

         9.Е

 Б.      Р.п. (часть от целого)                             

                       2.А              

        10.Е

 В.     Р.п.(при отрицании)                               

                       3.Б              

          11.Д

 Г.      Р.п.(без предлога)                                  

                        4.Б             

          12.Д

Д.     Т.п.                                                            

                        5.В              

         13.Ж

Е.      Д.п.                                                           

                         6.В            

            14.З.

Ж.     П.п.                                                         

                          7.Г            

             15.Д

З.       Р.п. (с предлогом)                                     

                      8.Г            

            16.И

И.      В.п.(с предлогом)

 

 

8. Работа по таблице(Слайд №10)

Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц — ц- цветок, с — с – свет; воет ветер – пере – у — у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон,  кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)

(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева —  поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и    (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной  тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №13)

Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.

22.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *