Задания гвэ 9 класс русский язык – Материал для подготовки учащихся 9 классов к ГВЭ по русскому языку (вариант с пометой «К»)

Консультация по подготовке к ГВЭ "Изложение с творческим заданием"

Подготовка обучающихся в 9 классе к ГВЭ по русскому языку.

Изложение с творческим заданием по фрагменту рассказа А. Василевич

«Партизанка Книга»

ГВЭ‐9 Сборник тренировочных материалов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2016 г. 38

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко,

точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью

поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда

она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто

умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из

всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза

и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда

необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до

того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег

её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную

партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей

боевой подруге последний ломоть хлеба...

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого

задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря

оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все

партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня

тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными

ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать

местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё.

Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст –

и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки

самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось

на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно

опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла

голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга

осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка.

Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь,

на Большую землю.

(По А.В. Василевич) (344 слова)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту

рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы

человека с животными Вам запомнились?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста 

  • Прочитайте исходный текст.

  • Сформулируйте  основную тему и идею текста (о чём текст?  что хотел сказать автор? ).

  • Подчеркните   ключевые слова и предложения.

  • Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.

  • Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

  • Используя различные способы сжатия, сократите текст.

  • Проверьте  наличие в тексте изложения всех микротем, последовательность  и точность передачи информации каждой из них.

  • Проверьте   связь между частями изложения,  а также  наличие авторского замысла.

  • Напишите сжатое изложение.

План к изложению

1

Как звали лошадь? Почему?

Книга, пятнышко, как раскрытая книга

Кем стала лошадь во время войны?

Боевой партизанкой

Кого выделила Книга из партизанского отряда?

Связную Таню

Как лошадь и Таня относились к друг другу?

Выносила из-под пуль, отдавала последний ломоть хлеба

2

Что случилось, когда партизанка возвращалась с задания?

Обломки самолета, советский летчик, без сознания

Как Тане удалось усадить летчика на спину лошади?

Как Книга помогала ей?

Опустилась на землю, повернулась спиной, приподняла голову, подождала, осторожно встала

3

Куда отправили летчика из партизанского отряда?

Лечение, госпиталь, Большая земля

Изложение

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у нее было пятнышко, как раскрытая книга. Во время войны она стала боевой партизанкой. Была она лошадью умной, но и характер имела. Из всего партизанского отряда выделила Книга связную Таню. Дружили они искренне. Книга много раз выносила партизанку из-под пуль, а Таня часто отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба.

Однажды связная возвращалась верхом на своей лошади с боевого задания. Вдруг Книга застыла на месте. Таня решила разведать местность, лошадь - за ней. На полянке в лесу дымились обломки самолета, а среди них лежал советский летчик. Он был без сознания. Таня подозвала Книгу. Лошадь послушно делала все, что ей приказывала хозяйка: опустилась на землю, повернулась спиной к летчику, приподняла голову, чтобы можно было привязать к ее шее руки летчика. Потом Книга подождала, пока на нее сядет девушка и осторожно встала на ноги. Все вместе они двинулись в путь.

Из партизанского отряда летчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

157 слов

Сочинение

Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?

План

1.Тезис (утверждение можно сформулировать, опираясь на вопрос)

2.Аргументы (доказательства своего утверждения с опорой на текст и жизненный опыт или примеры из литературы, фильмов, телепередач и т.д.)

3.Заключение (Вывод, связанный с темой сочинения и аргументами)

Человек и животные – дети одной природы-матери, а в природе все взаимосвязано. Поэтому в жизни можно встретить немало примеров дружбы человека с животными.

Об одной из таких историй рассказал писатель А.Василевич. Речь идет о дружбе девушки – партизанки с лошадью по кличке Книга. Их связывала настоящая дружба. Не раз лошадь спасала Таню, вынося из боя. Но и Таня относилась к Книге, как к настоящей подруге, делясь с ней последним куском хлеба.

О дружбе человека с животными написано много произведений. Вспомним рассказ И.С.Тургенева «Муму». Глухонемой от рождения, Герасим не имел семьи и детей. Но он

так заботился о собачке, как иная мать не заботится о ребенке. Для него единственной радостью было общение с Муму. И она тоже привязалась к Герасиму, чувствуя его любовь и доброту. К сожалению, история их дружбы заканчивается трагически. Герасим пережил страшные минуты расставания со своей любимицей, и это стало последней каплей его терпения. Потеряв Муму, он больше не захотел жить в доме барыни.

Я думаю, правильно животных называют нашими братьями меньшими. Люди должны относиться к ним по-братски, и животные ответят любовью и преданностью.

Приложения

Памятка №1

Приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

Приём первый - исключение:

- слов;

- словосочетаний;

- повторов;

-цитат;

- одного или нескольких синонимов;

- уточняющих и поясняющих конструкций;

- фрагментов предложений;

- целых предложений.

Приём второй - обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

- замена простых предложений сложными.

Приём третий - упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена СПП простым;

-замена прямой речи косвенной;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Как писать сжатое изложение

Памятка №2

1. Прочтите текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

а) выясните лексическое значение непонятных слов;

б) определите тему текста (о чем текст?).

в) сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста (разговорный, научный, публицистический, научно-публицистический) и тип речи (повествование, описание, рассуждение). Вспомните особенности построения текста:

а) повествование - завязка, развитие действия, кульминация, спад и развязка действия;

б) описание - предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в) рассуждение - тезис, аргументы, вывод.

4. Составьте план текста, выделяя микротемы (абзацы) каждой части и озаглавливая их (памятка 2).

5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

6. Прочтитете текст во второй раз.

7. Определите способы сокращения текста (памятка 1.)

8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст (учитывайте смысловые связи между частями текста: временные, пространственные и др.).

9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

11. Объём изложения - не менее 70 слов.

12. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. (Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком).

13. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

14. Перепишите текст, внимательно проверьте его (3 раза).

infourok.ru

как писать изложение, сочинение – примеры

Итоговая аттестация по всем учебным дисциплинам, в том числе и по русскому языку, в 9 классе проводится в двух формах: основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Второй вариант предназначен для тех, кто учится:

  • в специальных школах закрытого типа;
  • в школах, организованных в местах лишения свободы;
  • в обычных образовательных организациях, но имеет медицинское заключение об ограниченных возможностях здоровья (к этой категории по закону относятся и инвалиды).

Дети, обучавшиеся по медицинским показаниям на дому, но не имеющие ограничений, сдают ОГЭ.

Формы проведения

В 9 классе ГВЭ по русскому языку проводится письменно или устно: форма зависит от образовательных потребностей и возможностей выпускников.

Выпускники без ОВЗ сдают экзамен только письменно в формате сочинения или изложения. Дети с ОВЗ – как устно, так и письменно, кроме диктанта. Учащимся с расстройствами аутистического характера предоставлен самый широкий выбор: им доступен любой вариант, в том числе и диктант.

Устная форма ГВЭ по русскому языку

Обычно этот формат выбирают дети-инвалиды и участники с ОВЗ, которые не могут писать из-за слепоты или нарушений двигательных функций.

В комплект материалов для устного экзамена входит 15 билетов. Каждый из них включает в себя текст с тремя вопросами к нему:

  • ответ на первый – показывает, как выпускник понимает смысл текста: может ли он определить тему и сформулировать его основную мысль прочитанного;
  • второй вопрос проверяет лингвистические навыки: например, умение делать морфологический разбор (определять признаки частей речи) или указывать способы словообразования;
  • отвечая на третий вопрос, надо вспомнить орфографическое правило и выполнить соответствующее ему задание.

На подготовку устного ответа на ГВЭ-9 по русскому языку отводится не менее 40 минут.

Ответы оцениваются в первичных баллах, которые суммируются и затем переводятся в пятибалльную систему. Максимально можно набрать 17 – это 5 по привычной шкале. Для четверки хватит 11–14 баллов, для тройки – 5–10.

Критерии оценивания всех видов заданий, образец стандартного билета и перечень тем, вынесенных на экзамен, представлены в спецификации материалов устного ГВЭ по русскому в 9 классе.

Письменная форма ГВЭ 9

Письменный экзамен проводится как сочинение, изложение или диктант. Формат выбирает сам выпускник и родители с обязательным учетом медицинских ограничений. Например, учащиеся без ОВЗ и с ОВЗ могут писать как сочинение, так и изложение, но уровень сложности для каждой категории существенно отличается. Диктант предусмотрен только для выпускников с аутизмом.

Письменный экзамен продолжается 3 часа 55 минут, результаты оцениваются так же, как и на устном ГВЭ. Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ при необходимости время написания продлевается на полтора часа.

Подробнее о критериях оценивания читайте в спецификации материалов письменного ГВЭ-9.

Сочинение

Формат сочинения на свободную тему доступен для учащихся без ОВЗ и с ОВЗ любого типа, в том числе с аутизмом. Слепые и слабовидящие дети должны владеть шрифтом Брайля.

Для каждой категории выпускников разработаны специальные комплекты экзаменационных материалов, а условия проведения ГВЭ отличаются в зависимости от диагноза участника ГИА.

Темы для сочинений на ГВЭ в 9 классе относятся к одной из четырех смысловых групп:

  1. Взаимодействие человека с окружающим миром (экология, бережное использование природных ресурсов и т. д).
  2. Философские и нравственно-этические проблемы отношений между людьми (любовь, дружба, сострадание, милосердие и т. д.).
  3. Освоение знаний, постижение искусства.
  4. Профессиональная реализация.

Характер аргументов для подтверждения собственной позиции не регламентируется: допускаются примеры как из книг, так и из личного опыта.

Оптимальный объемом текста – 300 слов. Если написано менее 250, то за работу ставится 0 баллов. Исключение сделано для глухих учащихся и выпускников с ЗПР (задержкой психического развития): темы сформулированы проще, а объем снижен до 150 слов.

Пример сочинения для ГВЭ в 9 классе (с пояснениями к написанию каждой части).

Изложение

Его в качестве альтернативы сочинению могут выбрать четыре категории участников ГВЭ 9.

Исходные тексты и задания к ним дифференцированы по степени сложности и с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий выпускников. В частности, глухие участники ГВЭ, учащиеся с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи могут писать по своему желанию как сжатое, так и подробное изложение, а для остальных предусмотрен только вариант краткого пересказа.

В текстах для слепых учащихся содержание визуальных образов минимально: то есть почти нет слов и описаний ситуаций, для понимания которых необходима зрительная память. Работу такие дети могут выполнять на компьютере.

Объем исходного текста и письменной работы также дифференцируются по категориям ОВЗ. А вот критерии проверки и оценивания, как и шкала перевода первичных баллов в отметку едины для всех форм ГВЭ.

Если выбран этот формат письменного экзамена, то ограничиваться только пересказом нельзя: учащиеся обязательно должны выполнить творческое задание. Таким образом, экзаменационная работа состоит из двух частей – собственно изложения и мини-сочинения-рассуждения, в котором требуется высказать свое мнение о проблеме, поднятой в предложенном тексте, и привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Пример сочинения-рассуждения (творческого задания к изложению) на ГВЭ 9 по русскому языку.

Ориентировочный перечень тем сочинений, образцы текстов, которые могут использоваться для изложения, и примеры экзаменационных билетов содержатся в официальном тренировочном сборнике ФИПИ.

Диктант

Эта форма письменного ГВЭ по русскому предназначается лишь выпускникам с аутизмом. Объем диктанта – 200-220 слов, а писать его можно на компьютере без подключения к интернету и без возможности проверить написание слов и расстановку знаков препинания.

Диктант проверяется по специальным критериям, максимальное количество первичных баллов также 17 (перевод в обычную систему – по единым правилам для ГВЭ).

Подготовка

Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:

  • подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
  • описание экзаменационных материалов;
  • инструкции для учащихся.

Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ. В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке.

edunews.ru

готовимся к творческому заданию для детей с ОВЗ ("К")

Подготовка детей с ЗПР

к написанию творческого задания на ГВЭ-9 по русскому языку

в рамках технологии инклюзивного обучения детей с ОВЗ

Из опыта педагогической работы

учителя русского языка и литературы

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 7

Ершовой Светланы Николаевны

На государственном выпускном экзамене по русскому языку в 9 классе обучающиеся с ОВЗ (литера «К»), выбравшие форму экзамена в виде изложения, помимо написания самого изложения (сжатого или подробного), должны также ответить на вопрос по прослушанному тексту. Ответ на вопрос предполагает элементы рассуждения с опорой на жизненный и читательский опыт выпускника и считается творческим заданием. Предлагаю вашему вниманию свой личный опыт подготовки детей с особыми образовательными потребностями к написанию рассуждения на ГВЭ-9.

  1. Сочинение по шаблону

Практика показала, что написание сочинений по готовому шаблону - самая массовая и результативная форма подготовки выпускников к экзамену. И в первую очередь это касается слабых обучающихся и обучающихся с ОВЗ.

Шаблон готовит учитель с учетом требований, предъявляемых к сочинению-рассуждению. Другими словами, зная, по каким критериям эксперт будет оценивать работу выпускника, педагог старается предусмотреть их в готовой форме сочинения. Для детей с ЗПР готовится простая, строгая форма, с понятными, однозначными формулировками.

Примерные шаблоны сочинений-ответов на вопрос (творческих заданий):

1. Рассуждение с аргументом из жизни (в шаблоне 43 слова)

Сегодня на экзамене я прослушал(а) текст (кого?) _________________ . (имя и фамилию автора возьми в конце текста) Он рассказывает о том, как_______________ ____ . (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение (кого?) ______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста) заставило меня задуматься над вопросом: «___________________________________(перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).

По моему мнению, ___________________________ . (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным) Я так считаю, потому что_______________ . (закончи предложение)

Свой ответ я могу подтвердить примером из жизни. Однажды я видел(а) такой случай.______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (расскажи об похожем случае, напиши 5-6 предложений)

Получается, что я прав(а). _______________________________________________ (перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению, »)

2. Рассуждение с аргументом из литературы (в шаблоне 49 слов)

Сегодня на экзамене я прослушал(а) текст (кого?) _________________ . (имя и фамилию автора возьми в конце текста) Он рассказывает о том, как_______________ ____ . (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение (кого?) ______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста) заставило меня задуматься над вопросом: «___________________________________(перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).

По моему мнению, _______________________ . (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным) Я так считаю, потому что_____________ . (закончи предложение)

Свой ответ я могу подкрепить примером из литературы. Я читал(а) книгу (кого?) ___________ (напиши имя и фамилию автора книги) «_____________». (напиши название книги) Там с героем (героиней) по имени ______________ (напиши имя героя) случилась такая история._____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (расскажи эту историю, напиши 5-6 предложений)

Получается, что я прав(а).____________________________________________ (перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению, »)

Шаблон распечатывается и выдается ученику только в выпускном классе. Затем проводится несколько обучающих занятий, на которых показываем ребенку, как правильно пользоваться таким шаблоном. Только после того, как мы убедились в том, что у ученика легко получается работать по этой форме, даем задание домой - выучить шаблон наизусть (заучивается текст, выделенный красным цветом). И пусть ученик сдаст вам его зачётом как прозу. Но даже после этого ни в коем случае не нужно убирать шаблон со стола ребенка при написании сочинений. Пусть он еще долго-долго и успешно им пользуется как наглядным пособием, вовлекая, таким образом, в работу зрительную память. Не лишним, однако, будет время от времени проверять знание шаблона наизусть в качестве закрепления. Окончательно убираем со стола ученика эту наглядность только в четвертой четверти (хотя дети бывают готовы писать сочинение по шаблону без бумажной «шпаргалки» гораздо раньше).

Не стоит соединять занятие по подготовке детей с ОВЗ к изложению с подготовкой к творческому заданию. Дети устали после изложения и не смогут ничего написать в сочинении. Когда они сдадут вам чистовик изложения, попросите их сохранить свой черновик, выдайте им карточку с вопросом по тексту, заранее подготовленную вами. Обсудите с учеником ответ на вопрос, помогите продумать аргументы.

Творческую работу можно дать домой, но лучше перенести ее на завтра, чтобы ребенок с особыми образовательными потребностями написал сочинение по шаблону на индивидуальном занятии в школе, под вашим руководством.

  1. Никаких шаблонов до 9-го класса!

До 9 класса я не даю ученикам никаких шаблонов. Восемь лет мы пишем сочинения на уроках развития речи, как положено, по заранее составленному плану. На уроках литературы для письменного опроса по изучаемым произведениям я предлагаю обучающимся с ОВЗ («К») карточки с заданиями, нацеленными на перспективу. Задания сформулированы примерно так же, как и вопросы для творческого задания после изложения на ГВЭ. Таким образом, ребята незаметно привыкают рассуждать на общегуманитарные темы, и это является серьезным подспорьем при подготовке к ГВЭ в 9 классе.

Примеры заданий для письменного опроса по литературе в 5 классе

1 (5-лит-К): Прочитай отрывок из сказки А.Погорельского «Черная курица».

Алеша остался с товарищами. Тогда, когда он был добрым и скромным мальчиком, все его любили, и если, бывало, его наказывали, то все ему сочувствовали, и это ему служило утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отвернулся, не отвечая. Алеша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алеша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей. Обливаясь слезами, лег он в свою постель, но никак не мог заснуть. Долго лежал он таким образом и с горестью вспоминал о минувших счастливых днях.

  1. Подумай над вопросом: Почему товарищи Алеши изменили свое отношение к нему? Свой ответ объясни и запиши в тетрадь.

  2. Как должны относиться друг к другу дети в школе? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

______________________________________________________________________________

№ 2 (5-лит-К): Прочитай отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время она была очень слаба и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал - Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке.

  1. Объясни, почему собачонка «была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима». Свой ответ запиши в тетрадь.

  2. Какие примеры дружбы человека и животных ты знаешь? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

_____________________________________________________________________________

№ 3 (5-лит-К): Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Жилин подает им куклу. Они смеются, а взять не смеют. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на нее, выхватила куклу, разбила ее, услала Дину на работу.

Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине. Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшин.

«Чего она радуется?» — думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает, вода, а там молоко. Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как обрадуется Дина!

— Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшин и убежала.

И с тех пор стала она ему каждый день, крадучись, молока носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком приносила. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит…

  1. Объясни, почему дочь хозяина Дина стала заботиться о русском пленнике Жилине? Свой ответ запиши в тетрадь.

  2. Какого человека можно назвать добрым? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

______________________________________________________________________________

№ 4 (5-лит-К): Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

-- Ой, больно! – закричал Костылин.

Жилин так и обмер.

– Что кричишь? Ведь татарин близко – услышит. – А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».

– Ну, – говорит, – вставай, садись на закорки, понесу, коли уж идти не можешь.

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.

Тяжело Жилину, – ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.

Видно, услыхал татарин, как Костылин закричал. Слышит Жилин, едет кто-то сзади, кличет по-своему. Бросился Жилин в кусты. Татарин выхватил ружье, выпалил, – не попал, завизжал по-своему и поскакал прочь по дороге.

– Ну, – говорит Жилин, – пропали, брат! Он, собака, сейчас соберет татар за нами в погоню. Коли не уйдем версты три, – пропали!

Костылин говорит: – Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

– Нет, не пойду, не годится товарища бросать.- Подхватил опять на плечи, понес…

  1. Найди в тексте ответ на вопрос: Почему Жилин не бросил Костылина и не пошел дальше один? Свой ответ запиши в тетрадь.

  2. Каким, по-твоему, должен быть настоящий солдат? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

videouroki.net

Подготовка к ГВЭ 9 класс математика

Задание №3.

1. Найдите значение выражения при a=15, c=12.

Ответ: 2,4

2. Найдите значение выражения при a=9, b=12.

Ответ: 1,5

3. Найдите значение выражения при a = 12, c = 15.

Ответ: 2,5

4. Найдите значение выражения при a = 90, b = 48.

Ответ: 15

5. Найдите значение выражения при a = 18, b = -56.

Ответ: -2,25

6. Найдите значение выражения при a = 6, b = -60.

Ответ:-0,5

7. Найдите значение выражения при a = -16, b = -3.

Ответ: 48

8. Найдите значение выражения при a = -43, b = 40.

Ответ:-6,45.

9. Найдите значение выражения при a = -26, b = 10.

Ответ: -13.

10. Найдите значение выражения при a = 49, b = 10.

Ответ: 9,8

11. Найдите значение выражения при a = -79, b = -2.

Ответ: 39,5

12. Найдите значение выражения при a = 97, b = 6.

Ответ: 97

13. Найдите значение выражения при a = -76, b = 76.

Ответ: -9

14. Найдите значение выражения при a = -51, b = 4.

Ответ: -114,75

15. Найдите значение выражения при a=-91, b=40.

Ответ: -18,2

16. Найдите значение выражения при a = 8, b = 40.

Ответ:1,6

17. Найдите значение выражения при a = -49, b = -80.

Ответ:4,9

18. Найдите значение выражения при a = 66, b = 66.

Ответ: 6

19. Найдите значение выражения при a = 9, b = 18.

Ответ: 2,5

20. Найдите значение выражения при .

Ответ: 8

infourok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Материалы для подготовки к ГВЭ по русскому языку в 9 классе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для  эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...

Задания 15.2 и 15.3 из ОБЗ ФИПИ для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Собраны 6 текстов. К ним задания 15.2 и 15.3. Тексты и задания взяты из ОБЗ ФИПИ....

Тренажеры для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Систематизированный подбор презентаций - тренажёров для самостоятельной подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе...

Дидактические материалы по пунктуации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Дидактические  материалы  по пунктуации   для подготовки  к ЕГЭ   по  русскому   языку   в 11  классе...

«Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе ».2016-2017 уч.год.

Подготовка к итоговой аттестации  по предметам филологического цикла    (в т.ч. в  альтернативной форме) обучающихся, испытывающих трудности в обучении ....

Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Тексты изложений для подготовки к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе...

nsportal.ru

ГВЭ-2016.РУССКИЙ язык. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН (ГВЭ) 9-й и 11-й классы Задания и рекомендации

Учебные пособия издательства «Легион» допущены к использованию
в образовательном процессе приказом Минобрнауки России № 729 от 14.12.2009
Н. А. Сенина
РУССКИЙ язык
ГОСУДАРСТВЕННЫЙВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН (ГВЭ)
9-й и 11-й классы
Задания и рекомендации
Учебно-методическое пособие
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЛЕГИОН
Ростов-на-Дону
2015
УДК 811.161.1(075.3) ББК 81.2Рус-922 С31
Рецензент ы:
Н.Я. Поборцева учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель школ РФ;
И.С. Нарушевич учитель русского языка и литературы высшей категории.
Сенина, Н. А.
С31 Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
9-й и 11-й классы. Задания и рекомендации : учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. Ростов н/Д: Легион, 2015.
96 с. (Мастер-класс.)
ISBN 978-5-9966-0675-7
Данное пособие предназначено для подготовки к ГВЭ (государственному выпускному экзамену) по русскому языку в 9-м и 11-м классах. Книга даёт представление о характере, уровне сложности и содержании экзаменационных работ, включает краткую информацию о самом экзамене и критериях его оценивания, а также тренировочные варианты для 9-го и 11-го классов.
Каждый раздел пособия содержит 10 комплектов тем для сочинения, структурированных определённым образом, и 10 текстов для написания изложения, разнообразных по проблематике и жанру (статья, очерк, эссе, лекция и пр.).
Издание адресовано учителям русского языка, организующим процесс подготовки к ГВЭ, а также выпускникам для самостоятельной подготовки.
Издательство «Легион» выпускает также аналогичное пособие для подготовки к ГВЭ по математике в 9-м и 11-м классах.
Замечания и предложения, касающиеся данной книги, можно присылать на электронный адрес [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или обычной почтой.
Обсудить пособие, задать вопросы можно на форумах издательству;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
%
УДК811.161.1(075.3)
ББК 81.2Рус-922
ISBN 978-5-9966-0675-7
© ООО «Легион», 2015
1
9-й КЛАСС
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9по русскому языку*
Экзаменационная модель ГВЭ-9 сохраняет преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Обучающийся может выбрать форму экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, гак и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения и озвучивается творческое задание).
Участники экзамена, выбравшие форму сочинения, и те, кто будет писать изложение с творческим заданием, работают в разных помещениях.
Обе формы экзаменационной работы постоянно используются в практике преподавания русского языка, известны обучающимся, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).
При проведении итоговой аттестации для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья присутствуют ассистенты, которые оказывают выпускникам необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных возможностей (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении).
* По материалам сайта ФИ П

schoolfiles.net

Тренировочные варианты для подготовки к ГВЭ-19 по русскому языку

Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку 
в форме ГВЭ-9 (письменная форма)

1. Критерии оценки сочинения на свободную тему

Сочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 1.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми и 300-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми номерами)

Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1–ФК1 выставляются соответствующие баллы (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми и 300-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми номерами).

При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объём сочинения обучающихся с ОВЗ, выполняющих экзаменационные работы 200-ми номерами, может быть сокращён: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Таблица 1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы

3

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения,

но

тезисы обосновывает недостаточно убедительно

2

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно

и/или

не обосновывает свои тезисы

1

Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения

*Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинениеоценивается 0 баллов.

0

ССК2

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения

Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения

2

Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения

1

Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов,

или

собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе,

или

экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения

0

ССК3

Композиционная цельность и логичность сочинения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

2

Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности:

мысль повторяется,

и/или

есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и/или

есть отступления от темы сочинения

1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел,

и/или

допущены грубые нарушения в последовательности изложения,

и/или

нет связи между частями и внутри частей сочинения

0

Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1ССК3

7

2. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению.

Критерии оценки сжатого изложения

Сжатое изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах 2–3.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 400-ми номерами).

При оценке сжатого изложения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объём изложения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: изложение – от 40 слов (если в сочинении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается  0 баллов).

Таблица 2

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена;

– в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за изложение 
по критериям ИК1
ИК3

4

Таблица 2.1

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

0

ИК2

Передача содержания исходного текста

Экзаменуемый подробно передал содержание текста

1

Экзаменуемый не смог подробно передать содержание текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена;

– в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за изложение 
по критериям ИК1
ИК3

4

Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению

При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объём сочинения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: сочинение – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается 0 баллов).

Таблица 3

Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос

1

Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос

* Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов

0

КТ2

Отражение собственного мнения экзаменуемого

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме

1

Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано,

или

экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу

0

КТ3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента)

1

Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение

0

Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1КТ3

3

3. Общие для всех видов работ критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.

Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в таблицах 4.1 и 4.2. Таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми, 300-ми, 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми и 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми и 400-ми номерами).

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Приложении 1. При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).

При оценке грамотности этой категории у

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *