Русский устный опробуют на девятиклассниках
В ЕГЭ по языку со временем появится устная часть
Сейчас российских детей учат по недавно утвержденной Концепции преподавания русского языка и литературы в школе. Русский выделен в отдельный предмет (ранее предлагалось объединить его с литературой в единую дисциплину «словесность»). А по литературе под давлением преподавательского сообщества сформирован обязательный минимум изучаемых произведений: список необходимых произведений; список авторов, из работ которых можно выбирать произведения для изучения; список тем, по которым также можно выбрать изучаемые в классе книжки.
Знания учащихся проверяются на выходе из школы: на обязательном ЕГЭ по русскому и на литературе (если этот предмет выбран учащимся). Структура контрольных измерительных материалов с заданием по обоим предметам также изменилась: тестовая часть с выбором одного из данных ответов из них ушла, а доля баллов, проставляемых за развернутый ответ, в русском языке поднялась до 42,1%, а в литературе — до абсолютного максимума в 71,4%.
Мини-сочинения появились и в заданиях по другим предметам — истории, обществознанию и иностранным языкам. Однако говорить о том, что все наши школьники должным образом овладели «великим и могучим», явно преждевременно.
— Так, в математике есть серьезная проблема с пониманием смысла задач, — констатировала директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова. — Есть целый пул участников ЕГЭ, успешно решающих задачи, где нет текста, но испытывающих заметные сложности с решением текстовых задач.
При этом примечательно, что правила русского языка на ЕГЭ ребята обозначают правильно, а вот применение знаний у них хромает: лишь треть выпускников считаются грамотными, поскольку делают не более одной ошибки в тексте сочинения, а 25% делают по четыре и более ошибок, правда, включая и пунктуационные.
В ближайшее время планируется изменить подход к проверке знаний школьников по русскому языку. Нет, разделять этот предмет на базовый и профильный уровни не будут, заверил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. А вот введение устной части ЕГЭ по русскому языку в его ведомстве признали целесообразным. Вся остановка только за технической оснащенностью аудитории, необходимой для введения такого экзамена. Поэтому для начала планируется ввести устную часть экзамена по русскому языку на итоговой аттестации в 9-х классах, апробировать ее таким образом и лишь затем посмотреть, как применить этот опыт к 11-классникам. «В этом направлении мы будем двигаться обязательно», — обещают в Рособрнадзоре.
Впрочем, начинать надо явно не с детей, а с их педагогов. Как показало недавнее исследование компетенции учителей-словесников, 5% принявших участие в «ЕГЭ для учителей» сделали орфографические ошибки; 6% — пунктуационные; 2% — фактические; 6% — логические; 12% — речевые и 7% — грамматические.
«Устный русский»: известные ораторы дают советы российским выпускникам
13 февраля в российских школах впервые пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Напомним, что это не устная часть действующего основного государственного экзамена (ОГЭ), а отдельная процедура ‒ допуск к ОГЭ. Более одного миллиона выпускников девятых классов должны будут выполнить четыре задания: чтение вслух, пересказ, монологическое высказывание и участие в диалоге с экзаменатором-собеседником. Результатом итогового собеседования может быть «зачет» или «незачет». Для того чтобы «незачетов» было как можно меньше, корреспондент РИА Новости побеседовал с известными ораторами, которые дали выпускникам свои рекомендации.
«Люди чаще всего болтают, а не говорят»
Апробационные исследования, в которых приняли участие более 800 тысяч школьников, показали неплохой результат: процедура воспринимается позитивно, но требует проявить себя, раскрыв коммуникативные возможности.
«Все ребята должны уметь коммуницировать. Это необходимый навык. Будем его развивать. Устный экзамен как раз и задает планку такого развития», ‒ так комментирует введение собеседования по русскому языку директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.
По мнению телеведущей Арины Шараповой, других вариантов нет: надо поднимать и усиливать русский язык. «Некоторые родители сердятся, дескать, зачем сдавать лишний экзамен. Он нужен исключительно для того, чтобы русский язык стал нормой жизни детей. В этом заложена нравственная позиция. Если вы понимаете, что хотите окончить школу в России и поступить в российский университет, вы просто обязаны владеть русским языком. Это выражение своего уважения к месту, где вы живете», ‒ отмечает она. При этом добавляет: «надо любить язык, и он ответит взаимностью; русский язык ‒ счастливый язык».
Умение говорить, как полагает ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев, это умение мыслить вслух. «Редкое качество, потому что люди чаще всего болтают. Говорят одну мысль разными словами, повторяются. Это значит, что у них мысль не движется, не идет вперед», ‒ отмечает он.
Кроме того, по его мнению, в языке сохраняется ген культуры. «Русскими называют всех, кто говорит и думает по-русски. Это не национальная особенность, а принадлежность к культуре. Уметь грамотно говорить и ясно излагать мысль ‒ признак развитого человека», ‒ уверен ректор театрального вуза.
14 декабря 2018, 10:59
Итоговое собеседование стало обязательным для сдачи ОГЭ по русскомуПозитивно оценивает введение в школах собеседования по русскому языку известный актер, кандидат культурологии, педагог по актерскому мастерству и сценической речи Сергей Аронин. «В своей преподавательской деятельности я как раз сталкиваюсь с тем, что люди не умеют говорить, многие ужасно читают. Достаточно часто мы наблюдаем угрюмую картину коммуникационной деградации. К нам приходят люди, которые родились в 21 веке, так называемые «миллениалы», иногда поражающие удивительным мышлением», ‒ отмечает он.
До экзамена: «мысленно посади в экзаменационную комиссию маму»
Первая рекомендация, которую разделяют все эксперты: школьники с первого класса должны максимально много изучать русский язык. «Я бы посоветовала слушать аудиокниги и постоянно повторять услышанное вслух. Это должен быть как синхронный перевод. Мощное упражнение, оно обязательно поможет выпускникам», ‒ делится советом Арина Шарапова.
Известный спортивный комментатор программы «Время» (освещала Олимпийские игры в Сеуле, Лиллехаммере, Барселоне, Атланте) Дарья Червоненко говорит, что при подготовке к устному экзамену нужно читать вслух каждый день хотя бы по 5 минут. «Читать можно все, что угодно: стихи, прозу, сообщения по электронной почте, переписку в WhatsApp, задания по математике. Все, что нужно прочесть в данную минуту, можно читать вслух. Если нет слушателей, можно читать домашнему питомцу или цветку. Цветок вас выслушает. Чтение вслух учит человека слышать себя, слышать со всеми интонациями», ‒ говорит она.
Основатель Национальной академии этикета и протокола Надежда Серякова советует выпускникам провести психологическую работу над собой.
«Нужно понять, чего боится сам человек. Бывает, что кто-то не знает тему или тушуется, когда много людей… Мы все и всегда чего-то боялись в школе. Нужно просто честно себя спросить о своих страхах, посмотреть правде в глаза и поработать с этими сигналами. А еще можно представить себе, что в комиссии сидят твои самые любимые люди – мама, сестра, брат, друзья… Их нужно мысленно рассадить и подготовиться к тому, что комиссия тебя любит. Когда мы готовимся к встрече с любимыми людьми, у нас возникает продуктивный и позитивный настрой», ‒ делится психологическими приемами автор тренинговых методик.
26 октября 2018, 13:54
В ФИПИ рассказали, какие задания вызвали трудности на ЕГЭ по русскому языкуКроме того, Надежда Серякова рекомендует заранее продумать безупречный внешний вид. «Нельзя одеваться вычурно – тем самым мы привлекаем внимание к своей одежде, отвлекая от того, что и как мы говорим. Зачем нам нужны лишние эмоции членов комиссии? Чем более закрыта одежда, тем лучше: закрытость ‒ признак власти. Пусть рубашка и пиджак будут застегнуты на все пуговицы», ‒ советует эксперт.
За пять минут до собеседования, по ее словам, нужно подойти к стене, встать прямо, прижать лопатки и идти в аудиторию с прямой спиной. Когда мы видим человека с прямой спиной, у нас создается ощущение, что он уверен в себе, он все знает. Прямая спина дает дополнительный балл на собеседовании, уверена она.
Во время собеседования: «не надо бояться прибавить громкости»
Педагог по актерскому мастерству и сценической речи Сергей Аронин говорит, что в любой беседе выгодно использовать формат «вопрос-ответ»: самому себе задавать вопросы и давать на них ответы. Таким образом, появляется динамика и некий конфликт, а не просто рассказ «в никуда». В самом начале можно отвлечься на какую-нибудь ерунду, например, по пути к педагогу задать отвлеченный вопрос. Главное ‒ начать коммуникацию до официального начала, и тогда все волнение уйдет на первую неофициальную часть.
«Нет ничего плохого в том, чтобы пытаться говорить поставленным голосом, внятно, пусть даже немножко старомодно. Это вселяет дополнительную уверенность. Со стороны это всегда выглядит положительным качеством. Громкая и внятная речь на собеседовании добавит ощущение праздника. Экзамен – это праздник, пусть всем будет радостно. Если человек говорит громко, на него уже интересно смотреть. Или наоборот, можно выбрать формат доверительной беседы, когда ты как будто делишься чем-то сокровенным. Это такой исповедальный тон… Когда мы общаемся, мы боимся прибавить громкости, но при этом не говорим с собеседником как с задушевным другом – в итоге получается что-то среднее и непонятное. С педагогом уж лучше либо секретничать, либо громко выступать перед ним», ‒ рекомендует актер.
Кстати, по его мнению, общая проблема заключается в том, что мы «перестаем дышать в речи». У всех телефоны, все постоянно говорят себе под нос. От этого возникает челюстной зажим. Многие артисты избавляются от зажимов следующим образом: едут в метро и громко на весь вагон объявляют станции.
«Важно добиться того, чтобы вас слушали. Если вас не слушают, вам заранее говорят «нет». Здесь работает зеркальный метод: если вы внимательны к собеседнику, то и к вам он внимателен; если вы безразличны, то и к вам будут безразличны. Лицо должно быть участливое и приветливое ‒ не маска, а искренняя приветливость», ‒ добавляет Надежда Серякова. Пересказывая текст, рекомендуется говорить короткими и яркими фразами. Не надо никаких витиеватых предложений с деепричастными оборотами ‒ они трудно проговариваются и воспринимаются на слух.
Как говорит в заключение Дарья Червоненко, подобных собеседований в жизни сегодняшних выпускников будет еще очень много. Как говорил Аристотель, «риторика – искусство убеждать». Задача каждого девятиклассника ‒ убедить экзаменаторов, что он ‒ личность, пусть пока не очень взрослая, но личность с большим интересом к жизни.
sn.ria.ru
ОГЭ-2019. Русский язык. Демонстрационный материал устного собеседования.
Опубликован на сайте ФИПИ 24.08.2018 г.)
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх
заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме
предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военныхлётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!». Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (176 слов) |
Задание 2.
Пересказ текста
Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова
С.П. Королёва о Юрии Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли
это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их
Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.
Праздник (на основе описания фотографии).
Тема 2.
Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего
(повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3.
Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по
поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тема 1. Праздник
Опишите фотографию. Не забудьте описать место и время проведения праздника; событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; присутствующих на празднике; общую атмосферу праздника и настроение участников |
Карточка собеседника-экзаменатора Тема 2. Поход (экскурсия) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? |
Тема 2. Поход (экскурсия) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? |
Тема 3. Мода Всегда ли нужно следовать моде? Не забудьте дать ответы на вопросы: Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
|
Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка собеседника-экзаменатора Тема 1. Праздник Опишите фотографию. 1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? 2) Когда можно сказать, что праздник удался? 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему? |
Карточка собеседника-экзаменатора Тема 2. Поход (экскурсия) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? |
Карточка собеседника-экзаменатора Тема 3. Мода Всегда ли нужно следовать моде? 1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»? 2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 3) Приведите пример отрицательного влияния моды. |
poznaemvmeste.ru
MP3 [ 2.18 MB ] пацан | MP3 [ 1.28 MB ] Гугол, гуглец, поисковый, гугля, фумигатор, фумигация | MP3 [ 1.47 MB ] стрекулист, приказный и приказной |
MP3 [ 1.66 MB ] дойти до ручки, ручник (рушник), полотенце, полотенец, махать | MP3 [ 1.40 MB ] монетизация, монета, деньги | MP3 [ 1.57 MB ] Лихачёв Д. С., ВРИДЛ, завдвором |
MP3 [ 1.43 MB ] Жив‚ курилка!, дым коромыслом, жерло | MP3 [ 1.20 MB ] мечта, малоупотребительные формы слов | MP3 [ 1.19 MB ] шопинг, шопер, пуловер, несессер, солитер |
MP3 [ 1.49 MB ] маркитантская лодка, маркитант, мелочный и мелочной | MP3 [ 1.30 MB ] листы и листья, Молох, коллега | MP3 [ 1.39 MB ] броня и броня, бронировать, беглые гласные |
MP3 [ 2.56 MB ] брелок, стрелять, стрелок | MP3 [ 1.86 MB ] Щерба Л. В., равноправные варианты, диалектный, диалектический | MP3 [ 1.70 MB ] Ершов П. П., вершок, аршин, чёрная бабка, бабки |
MP3 [ 2.03 MB ] Чуковская Л. К., полюбливать, переживать | MP3 [ 1.47 MB ] ни в зуб ногой | MP3 [ 2.24 MB ] Бодуэн де Куртенэ И. А. |
MP3 [ 1.38 MB ] Депо, склад, по складам | MP3 [ 1.90 MB ] огурец, окно, без окон, огуречный счёт, римский огурец | MP3 [ 1.66 MB ] диглоссия, этуаль, хватать звёзды с неба, звезда |
MP3 [ 1.88 MB ] Шерпа, шерп, саммит | MP3 [ 1.19 MB ] каторга, энергия | MP3 [ 1.26 MB ] Германн и Герман, Пиковая дама, урильник |
MP3 [ 1.37 MB ] колумбово яйцо, яйцо, куры | MP3 [ 1.17 MB ] близнецы, двойняшки, одновременно и одновременно | MP3 [ 1.95 MB ] ангажировать, Даль В. И. |
MP3 [ 1.26 MB ] РФ, ФСБ, аська | MP3 [ 2.36 MB ] амплуа | MP3 [ 1.34 MB ] промокашка, клякс-папир, промокнуть и промокнуть |
MP3 [ 1.67 MB ] сериал, мыльная опера, включишь | MP3 [ 1.38 MB ] кроссовка, на ходу подмётки режет | MP3 [ 1.39 MB ] поребрик, бордюр, петербуржец, петербурженка, петербуржский, петербургский |
MP3 [ 1.55 MB ] ВОВ, аббревиатура | MP3 [ 1.06 MB ] греча, гречка, гречневая каша сама себя хвалит, ячная крупа, дискутировать, дискуссировать | MP3 [ 1.34 MB ] жлоб |
MP3 [ 1.37 MB ] телокривия, пальцы веером, веера, анфас, фотка, обрамить и обрамить, девичья и девичья | MP3 [ 1.84 MB ] цугундер, Бодуэн де Куртенэ И. А., полька и полячка | MP3 [ 1.54 MB ] голосовать ногами, абсентеизм, абсент, дебаты, выбор, выборы, игла |
MP3 [ 1.51 MB ] ржать, гомерический хохот, насмехаться, надсмехаться | MP3 [ 1.41 MB ] прикол, прикольный, лабардан, браконьер | MP3 [ 1.58 MB ] раскардаш, хаос и хаос |
MP3 [ 1.79 MB ] пафос, пафосный, подоплечный, вложить персты в язвы | MP3 [ 1.26 MB ] наломать дров, поленица и поленица | MP3 [ 1.43 MB ] ворожея, знахарка, кремы |
MP3 [ 1.11 MB ] От винта!, авиация, винтаж, мехи | MP3 [ 1.80 MB ] осуждённый, адвокат дьявола, зек, каналоармеец, не верь, не бойся, не проси | MP3 [ 1.53 MB ] никто не забыт, Берггольц О. Ф. |
MP3 [ 1.60 MB ] галёрка, раёк, галерея | MP3 [ 1.11 MB ] ни на йоту, пиши пропало | MP3 [ 1.15 MB ] от аза до ижицы, прописать ижицу, ижица |
MP3 [ 2.03 MB ] оплатить и заплатить, счёт, толика, на шереметевский счёт, занять и одолжить, заём, наём | MP3 [ 0.99 MB ] страховать, на свой страх и риск, страховщик | MP3 [ 1.12 MB ] туфля, тапка, сабо |
MP3 [ 1.54 MB ] глаз, на голубом глазу, шоры | MP3 [ 1.73 MB ] язык рекламы | MP3 [ 1.30 MB ] ниже, Ломоносов М. В. |
MP3 [ 1.62 MB ] волчий билет, волчий паспорт | MP3 [ 1.67 MB ] телепаться, телепень, телепня | MP3 [ 1.72 MB ] руководить (чем), руководство (чего), грамматическое управление, бегать (чего), управление (чего), заведующий (чем), согласно (чему) |
MP3 [ 1.43 MB ] Самойлов Давид, балдёж | MP3 [ 1.14 MB ] макулатура, бумажный лом, полиграфия и полиграфия, поскользнуться, имплантат | MP3 [ 1.44 MB ] битый час, фельдфебельский час, архиерейские часы |
MP3 [ 1.65 MB ] маргарин, перл, перловый венец, перловка | MP3 [ 2.36 MB ] бабайка, мальчик для битья, ЧИК | MP3 [ 1.43 MB ] Богомолов В. О., момент истины, чистильщик |
MP3 [ 1.56 MB ] ябеда, фискальний, фискал, сикофант, заплатить и оплатить | MP3 [ 1.45 MB ] дать на чай, кушать чай | MP3 [ 1.49 MB ] маргарин, возвести в перл создания, перл, маргариновый учёный |
MP3 [ 1.05 MB ] опростоволоситься | MP3 [ 2.12 MB ] пломба, пломбир, апломб, фигурантка, манжеты трясутся | MP3 [ 1.83 MB ] Международный день учителя, Соловейчик Симон, баловать |
MP3 [ 1.47 MB ] брифинг, по одёжке протягивай ножки | MP3 [ 1.77 MB ] новоторы, новоторжец | MP3 [ 1.51 MB ] таскать каштаны из огня, чужими руками жар загребать, жар |
MP3 [ 1.48 MB ] кислые щи, профессора, платить глазопялово, задать храповицкого | MP3 [ 1.94 MB ] бывший Советский Союз, бывшие люди | MP3 [ 1.72 MB ] Фасмер Макс, этимологический словарь, грубиян |
MP3 [ 1.89 MB ] Чего хочет женщина?, брать за грудки, домохозяин | MP3 [ 1.84 MB ] похоронка | MP3 [ 1.70 MB ] Фасмер Макс, этимологический словарь, Нижний Новгород |
MP3 [ 1.59 MB ] Тэффи Н. | MP3 [ 1.90 MB ] люсить и люсить, люс, люса, не надо ля-ля, дитя, в детстве мамка ушибла | MP3 [ 1.41 MB ] лаконичный, лаконизм, со щитом или на щите |
MP3 [ 1.50 MB ] Фасмер Макс, Дерпт | MP3 [ 1.98 MB ] фенечка, феня, прибамбасы, шкатулка, шкатула, браслет | MP3 [ 2.03 MB ] звёздный час, Цвейг С. |
MP3 [ 1.21 MB ] радио, Слуцкий Б. | MP3 [ 1.74 MB ] Черных П. Я., Историко-этимологический словарь, Автомедон | MP3 [ 2.31 MB ] Фасмер Макс |
MP3 [ 2.42 MB ] белоподкладочник, визитка, визитный билет, визитная карточка | MP3 [ 1.63 MB ] звезда, планида, падучая звезда, метеор, звёзд с неба не хватает | MP3 [ 1.57 MB ] радиола и радио |
MP3 [ 1.80 MB ] Фасмер Макс, этимологический словарь, Трубачёв О. Н. | MP3 [ 1.63 MB ] вилы, устаканиться, стакан | MP3 [ 1.83 MB ] визит, нанести визит, сделать визит, отдать визит, быть с визитом |
MP3 [ 1.55 MB ] космонавт | MP3 [ 2.21 MB ] заяц, ехать зайцем | MP3 [ 1.49 MB ] датый, дожать вопрос, заява |
MP3 [ 1.66 MB ] знайка и незнайка, знание сила, знаточество | MP3 [ 1.73 MB ] тайконавт, астронавт, космонавт, косморама, астериск, астроним | MP3 [ 1.54 MB ] базарить, базар-вокзал, базар |
MP3 [ 1.50 MB ] немогузнайка | MP3 [ 1.49 MB ] звёздный пробег, звезда первой величины | MP3 [ 2.02 MB ] реально, конкретно, реальный |
MP3 [ 1.42 MB ] респект, решпект, салфет вашей милости, салфетка | MP3 [ 1.31 MB ] играть назад, пропуска и пропуски | MP3 [ 1.59 MB ] Перестройка, русизм |
MP3 [ 1.53 MB ] подкузьмить, подъегорить | MP3 [ 1.84 MB ] футболить, футболиться | MP3 [ 1.42 MB ] зебра, пешеходный переход |
MP3 [ 2.17 MB ] нулевая суффиксация, дояр, нянь, гад | MP3 [ 1.74 MB ] брателло, брателка, братан, на брата, кронштадтский чай, будильник | MP3 [ 1.16 MB ] дремота, зевота, парфянская стрела |
MP3 [ 1.61 MB ] ботаник, архивны юноши, архивная крыса, архивный червь, архив | MP3 [ 1.34 MB ] альманашник, альманах, аттическая соль, остёр и остр | MP3 [ 1.38 MB ] птица-баба, баклан, арбуз поднести |
MP3 [ 1.86 MB ] сталкер | MP3 [ 1.58 MB ] шпаргалка | MP3 [ 1.47 MB ] матросить, Эльбрус |
MP3 [ 1.91 MB ] интим, интимный, Щерба Л. В., равноправные варианты, диалектический | MP3 [ 1.29 MB ] положение хуже губернаторского, держать на коротком поводке, как собак нерезаных | MP3 [ 1.65 MB ] секрет Полишинеля, устроить бенефис, ломать комедию, комедить, сабо и саботаж, лакей |
MP3 [ 1.27 MB ] миновать, минует, чему быть‚ того не миновать | MP3 [ 1.49 MB ] комиссия, комми, коммивояжёр | MP3 [ 1.83 MB ] репетитор, побродяги |
MP3 [ 1.64 MB ] мышление и мышление, в мозгу и в мозге, в цехе и в цеху, многая лета и многих лет | MP3 [ 1.62 MB ] девятый вал, валовой продукт | MP3 [ 1.26 MB ] ни гроша, не было ни гроша‚ да вдруг алтын, гроши и гроши |
MP3 [ 1.14 MB ] парить мозги, впаривать, динамить (кого-л.) | MP3 [ 2.01 MB ] во мху и в мохе, мхом и мохом, червонных валетов, обомшелый бурш | MP3 [ 1.83 MB ] последнее китайское предупреждение |
MP3 [ 2.32 MB ] бином Ньютона | MP3 [ 2.15 MB ] фендрик, табель о рангах, сапа‚ тихой сапой | MP3 [ 1.12 MB ] лазать и лазить, лажа |
MP3 [ 1.74 MB ] водомёт, фонтан, заткнуть фонтан | MP3 [ 1.65 MB ] рельс, рельса, бить в рельсу, рельсов | MP3 [ 2.27 MB ] подпоручик Киже, поручик Киже |
MP3 [ 1.42 MB ] аппарат, аппаратчик, углубились | MP3 [ 5.01 MB ] ошибки, многозначность, заказать, обуть, мытарь‚ мытарство, претензия | MP3 [ 1.56 MB ] барство, барин, баре и бары, Толстой Л. Н., интеллигент |
MP3 [ 1.51 MB ] мама и папа, мать и отец, семья, шурин‚ шурины и шурья, деверь‚ деверья | MP3 [ 1.70 MB ] адвокат, адвокат Божий, адвокат дьявола, ёшкин кот | MP3 [ 1.60 MB ] лапу сосать, жданки съесть, фиал блаженства пить, сжечь свои корабли |
MP3 [ 2.05 MB ] до лампочки, по барабану, фиолетово, трын-трава | MP3 [ 1.46 MB ] род глаголов, редактор сказал и сказала | MP3 [ 1.26 MB ] Земля Санникова, Обручев В. А., аэролит, Аэлита |
MP3 [ 1.73 MB ] шкраб, рабфак | MP3 [ 1.70 MB ] на все сто, стопудово | MP3 [ 2.25 MB ] шокировать |
MP3 [ 1.33 MB ] Бог шельму метит, шельма | MP3 [ 1.74 MB ] вич‚ вичи, наши вичи едят одни калачи, бич‚ бичи, бомж‚ бомжи и бомжи | MP3 [ 1.87 MB ] живой язык, варианты |
MP3 [ 1.55 MB ] мартовский кот, обращение на вы и ты | MP3 [ 1.54 MB ] ржала, ржач, гомерически |
zerkalov.org.ua
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: ОГЭ русский язык (устно)
Устная часть ОГЭ по русскому языку
Модель «Ученик — компьютер»
Задания будут представлены на экране монитора
Устная часть по русскому языку будет состоять из трех заданий. Каждый вариант состоит из трёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий. Задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более баллов.
Устная часть. Задание 1. Выразительное чтение текста вслух
Все материалы по теме «Устная часть ОГЭ по русскому языку»
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.
Выразительное чтение — один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок. Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами. Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание. (По И. И. Пущину. Записки о Пушкине) |
Критерии оценивания чтения вслух | Баллы | Самооценка/ взаимооценка | |
Интонация |
|
| |
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 |
| |
Темп чтения |
|
| |
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче*. | 1 |
|
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
| |
Правильность речи |
|
| |
Р1 | Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | 1 |
|
Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов. | 0 |
| |
Максимальное количество баллов за всё задание | 3 |
|
*К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение.
Устная часть. Задание 2. Условный диалог
Все материалы по теме «Устная часть ОГЭ по русскому языку»
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.
Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.
Критерии оценивания диалога (Д). | Баллы | Самопроверка/ взаимопроверка | ||||
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на вопрос. | 1 | Вопрос № | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но дан неточный или односложный ответ на вопрос, или экзаменуемый не дал ответ на вопрос. | 0 | Баллы | ||||
|
|
|
|
| ||
Общий балл | ||||||
Максимальное количество баллов | 1 |
|
Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы (Р2). | Баллы | Самопроверка/ взаимопроверка |
Грамотность речи |
|
|
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. | 2 |
|
Допущено не более 3 ошибок. | 1 |
|
Допущено более 3 ошибок. | 0 |
|
Речевое оформление |
|
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 |
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 |
|
Максимальное количество баллов | 3 |
|
| Итого |
|
Общее количество баллов за задание 2 – 8.
Устная часть. Задание 3. Монологическое высказывание
Все материалы по теме «Устная часть ОГЭ по русскому языку»
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
- Опишите фотографию.
- Расскажите о своем хобби (увлечении).
Не забудьте рассказать,
- почему Вы увлеклись именно этим занятием;
- о незабываемом моменте, связанном с хобби;
- разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;
- есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.
Критерии оценивания монологического высказывания (М). | Самооценка/ взаимооценка | |
Выполнение коммуникативной задачи — описание фотографии | Баллы | |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
|
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки. | 0 |
|
Выполнение коммуникативной задачи — повествование о личном жизненном опыте |
| |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
|
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы. | 0 |
|
Речевое оформление высказывания |
| |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 1 |
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более). | 0 |
|
Грамотность речи |
| |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | 2 |
|
Допущено не более 3 ошибок. | 1 |
|
Допущено более 3 ошибок. | 0 |
|
Максимальное количество баллов | 5 |
|
nsportal.ru
ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 5.
Тема 1.На уроке физкультуры. Опишите фотографию.
На данной фотографии изображён один из моментов урока физкультуры в школе. Ребята соревнуются. Они разделились на три команды и по эстафете выполняют действия с мячом. Показано, как напряжены участники, как они ждут, когда же им передадут эстафетную палочку, чтобы вступить в борьбу за победу. Зрители тоже напряжённо следят за соревнованием.
На уроках физкультуры у нас тоже бывают часто различные состязания. Мне нравится соревноваться командами. И себя проверяешь, и переживаешь за своих одноклассников, ведь так всегда хочется победить.
Тема 2. Расскажите о том, как Вы путешествовали.
Я люблю путешествовать. Чаще всего это происходит вместе с моими родителями. Мы ездили в Крым, были на Кавказе. Я люблю море и горы.
Особенно мне запомнилась моя первая поездка в горы. Мы долго готовились к ней, ведь нам предстояло достичь своей первой вершины. Готовили спортивное снаряжение, продумывали маршрут.
Помню наше первое путешествие по горной местности, когда видишь, как змейкой вьётся дорога между гор, а внизу, где-то в глубине, протекает ручей. Красиво! Путешествие запомнилось необычной природой, величием горного пейзажа. Поразило однотравье (один склон горы мог быть весь жёлтым от цветов, другой- сиреневым, третий- алым), этим отличается наша природа с её разнотравьем.
Конечно, поразила сама вершина горы, на которой в разгар лета лежал снег, а на небольших островках цвели огромные чёрные тюльпаны. Да, как писал В. Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы!»
Тема 3. Почему так важно следить за своей речью?
Язык, речь играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они являются средством общения, передачи информации. С помощью слов можно выразить буквально любые оттенки чувств.
Сила слова велика, ведь оно может поддержать человека, вселить в него уверенность, желание жить, а может унизить, просто уничтожить. Нужно стараться, чтобы язык был другом, а не врагом.
Я считаю, что речь человека свидетельствует о нём самом, о его характере, уровне культуры и образования. Нужно быть внимательным к своим словам, следить за речью, помнить, что слово может обидеть, ранить другого и в то же время поддержать в трудную минуту.
Научиться правильно и красиво говорить можно. Думаю, что для этого нужно много читать, желательно вслух, чтобы слышать свою речь. Надо серьёзно относиться к урокам русского языка, на котором изучаются правила, формируются навыки устной и письменной речи. Просто нужно захотеть научиться красиво говорить, и тогда, я думаю, у каждого это получится.
testy-klass.ru
ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 8.
Тема 1. Помощь птицам зимой. Опишите фотографию.
Примерный ответ.
На данной фотографии изображено, как дети кормят птиц зимой. Они принеси хлебные крошки, семена и сыплют их в кормушки.
Видимо, эти ребята сделали кормушки при помощи взрослых- родителей или воспитателей в детском саду. Кормушки получились удобные, широкие. Они яркие, чтобы привлечь внимание птиц.
Дети увлечены работой. Они сосредоточены на том, чтобы поскорее покормить птиц, рады, что могут им помочь в зимнее время. Они ходят в детский сад, и во время прогулки вышли покормить птичек. Скоро благодарные птицы хорошо полакомятся в этих кормушках.
Тема 2. Расскажите о том, как Вы участвовали в школьном концерте.
Мне нравится участвовать в общешкольных мероприятиях, особенно, если это концерты. Я и сам люблю выступать, и люблю смотреть , как это делают мои друзья.
Однажды мы приготовили концерт для наших учителей к их профессиональному празднику. Вся программа держалась в строгом секрете, так как хотелось сделать что -то неожиданное и приятно для педагогов.
Мы долго репетировали, в программе концерта были самые различные номера: стихи, песни, танцы и даже смешные сценки из школьной жизни. А ещё мы нарисовали стенгазету, где написали слова благодарности любимым учителям, а также поместили фотографии, на которых были изображены педагоги и ученики на уроках.
На праздник мы пригласили всех наших учителей, администрацию школы, а также нашу первую учительницу. Концерт получился интересным, весёлым, Настроение у всех было праздничное. Сама атмосфера праздника, наши выступления – всё надолго запомнилась мне.
Тема 3. Почему нужно правильно питаться?
Человек должен правильно питаться, чтобы быть здоровым.
Правильное питание — это очень широкое понятие. Оно включает в себя и полезные продукты, и режим питания, и объём пищи.
Необходимо следить за своим питанием, за его сбалансированностью, чтобы было в меру всех необходимых витаминов, не было перегрузки в работе желудка и печени жареными, сладкими, острыми продуктами. Всё должно быть в меру, чтобы получить всё необходимое для активной жизни.
От еды можно заболеть, если она некачественная, трудно перевариваемая, если съедено её большое количество. Различные отравления едой- частое явление в праздник, когда особенно хочется съесть всего много.
Я думаю, что основное правило в питании- это есть всего понемногу и в меру, не забывать о фруктах, овощах, не нагружать желудок на ночь. А главное — это больше двигаться, чтобы всё съеденное было быстро переработано организмом, не доставляло человеку хлопот и неприятностей.
testy-klass.ru