Мгу ломоносова олимпиада – Олимпиада школьников «Ломоносов» — Олимпиада «Ломоносов»

Олимпиады школьников и универсиады в МГУ

Календарь конференций

  • 2 – 5 июля

    ХVI Европейский психологический конгресс

  • 29 июня – 4 июля

    VII международный научно-образовательный форум молодых исследователей «Языки. Культуры. Перевод»

  • 22 – 24 июля

    Международная школа-семинар «Современные материалы с искусственной структурой»

  • 17 сентября – 10 декабря

    Серия образовательных мероприятий компании Elsevier по подготовке научных публикаций на английском языке в высокорейтинговых журналах для сотрудников МГУ

  • 3 – 7 октября

    V Всероссийский конкурс студенческих научных и конструкторских объединений

  • 23 – 25 октября

    Международная научно-практическая конференция «Предвузовская подготовка иностранных граждан в РФ: история и современность»

  • 25 октября

    Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Тункинские чтения»

  • 17 сентября – 10 декабря

    Серия образовательных мероприятий компании Elsevier по подготовке научных публикаций на английском языке в высокорейтинговых журналах для сотрудников МГУ

  • 27 января – 1 февраля

    Восьмая школа-конференция «Алгебры Ли, алгебраические группы и теория инвариантов»

  • 27 января – 1 февраля

    Восьмая школа-конференция «Алгебры Ли, алгебраические группы и теория инвариантов»

Все конференции

www.msu.ru

Региональные площадки олимпиады школьников «Ломоносов»

С целью популяризации олимпиадного движения и обеспечения школьникам равного доступа к участию в олимпиадном движении вне зависимости от места их проживания заключительный этап олимпиады школьников «Ломоносов» проводится не только в Москве, но и в ряде субъектов Российской Федерации.

На заключительном этапе каждой олимпиады участникам предлагаются единые задания, разработанные методическими комиссиями олимпиады школьников «Ломоносов».

Заключительный этап олимпиады школьников «Ломоносов» по каждому профилю проходит одновременно в Москве и на всех региональных площадках, по единому графику, утвержденному оргкомитетом.

В 2009-2010, 2010-2011, 2013/2014 учебных годах олимпиада школьников «Ломоносов» проходила на региональных площадках в следующих городах: в Архангельске, Барнауле, Белгороде, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Дубне, Екатеринбурге, Кемерове, Кисловодске, Нальчике, Перми, Ростове-на-Дону, Саранске, Сарове, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Таганроге, Томске, Тюмени, Уфе, Чебоксарах, Челябинске, а также в Республике Казахстана (г. Астана).

В 2014/2015 учебном году были организованы 25 региональных площадок по 15 профилям. Наиболее массовая площадка была организована в Алтайском государственном университете (г. Барнаул). Активно себя проявила южная площадка в городе-курорте Кисловодске, олимпиада проходила в стенах школы №15. Впервые олимпиада проходила в Севастополе на базе Черноморского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 2015/2016 учебном году были организованы региональные площадки по 17 профилям. Появились новые региональные площадки в Красноярске, Липецке, Пензе, Рязани, Смоленске, Сочи, Ульяновске. Самыми активными были площадки в Алтайском государственном университете (г. Барнаул), Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток), Казахстанском филиале МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Астана, Казахстан), Уфимский государственный нефтяной технический университет (г. Уфа).

В 2016/2017 учебном году число региональных площадок пополнили города Владикавказ и Курск, всего олимпиада была проведена на 20 региональных площадках. Самыми активными по-прежнему остаются площадки во Владивостоке, Барнауле, Уфе и Астане.

В 2017/2018 учебном году информация о региональных площадках по отдельным профилям будет размещаться на странице каждого профиля в разделе «Места проведения». Места проведения согласовываются каждый год заново.

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»
10 февраля 2018 года по субъектам Российской Федерации

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»
17-18 февраля 2018 года по субъектам Российской Федерации

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»

22 февраля 2018 года по субъектам Российской Федерации

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»
3 марта 2018 года по субъектам Российской Федерации

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»
9-11 марта 2018 года по субъектам Российской Федерации

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»
17 марта 2018 года по субъектам Российской Федерации

Распределение участников заключительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов»
24 марта 2018 года по субъектам Российской Федерации

olymp.msu.ru

Лекции-консультации по предметам олимпиады «Ломоносов»

Дорогие школьники и их учителя!

Оргкомитет олимпиады школьников «Ломоносов» при поддержке Департамента образования города Москвы приглашает вас в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова на традиционные лекции-консультации по различным профилям (предметам). Олимпиада школьников «Ломоносов» традиционно является самой массовой из всех олимпиад, включенных в Перечень Министерства образования и науки Российской Федерации, и предлагает участникам самое большое количество и разнообразие предметов.

На лекциях можно познакомиться со спецификой проведения олимпиады по каждому предмету, с факультетом-организатором, посетить здания Московского университета, пообщаться с профессорами и преподавателями. Сотрудники методической комиссии разбирают наиболее интересные задания прошлых лет, а представители жюри рассказывают о наиболее частых ошибках, которые допускают школьники при их выполнении. Кроме того, можно получить советы о том, какими источниками можно пользоваться при подготовке к олимпиаде и при решении олимпиадных заданий. Каждый участник лекции может задать вопросы или получить консультацию по интересующей его олимпиадной проблематике.

Лекции-консультации проходят в период с 28 октября по 27 ноября 2018 года. Все лекции-консультации бесплатны.

Для того чтобы получить возможность посетить лекции, вам необходимо пройти регистрацию не позднее, чем за одни рабочие сутки до лекции.

Как зарегистрироваться на лекцию-консультацию

  1. Выберите лекцию, которую вы хотели бы посетить (смотрите ссылки ниже), перейдите по ссылке на страницу лекции.
  2. На странице лекции нажмите на кнопку «Записаться на лекцию». Помните, что регистрация закрывается не позже, чем за одни рабочие сутки до лекции.
  3. Далее необходимо заполнить форму регистрации и получить электронное письмо (письмо отправляется на почту, указанную при регистрации). Тем самым Вы создадите учетную запись, которую надо активировать, кликнув на ссылку, содержащуюся в письме. Указывайте достоверные данные, т.к. по ним будет осуществляться пропуск в корпуса МГУ. Если у Вас уже есть учетная запись, то вместо регистрации необходимо залогиниться (нажать на ссылку «Вход», ввести email и пароль).
  4. После «активации учетной записи» или «входа в уже существующую учетную запись» появиться еще одна форма, куда надо вписать свою школу и другие данные. Если после «входа в уже существующую учетную запись» открылась страница личного профиля, повторите первые два пункта.
  5. Как только ваша заявка будет подтверждена, вам придет письмо-приглашение на лекцию на указанный вами адрес электронной почты. В случае проблем с почтой письмо может попасть в папку «Спам».
  6. Советуем вам распечатать письмо-приглашение и иметь его при себе на входе в корпуса МГУ.

Подождите…

Как попасть на лекцию-консультацию

  1. Пройдите регистрацию (как — см. выше). Это обязательное условие. Регистрацию должны пройти и школьники, и их учителя.
  2. Советуем вам распечатать письмо-приглашение и взять его с собой.
  3. Кроме того, учителю необходимо взять в своей школе справку, подтверждающую его текущий статус в школе. Справка должна содержать гербовую печать школы и фото учителя (печать должна захватывать край фотографии).
  4. Прочтите в письме-приглашении адрес корпуса МГУ, где будет проходить лекция, и название аудитории. Удостоверьтесь, что вы знаете, как добраться до места проведения лекции.
  5. Уважаемые школьники, к сожалению, родители не смогут вас сопроводить до аудитории и присутствовать на лекции, поэтому заранее изучите схему проезда и запишите название аудитории. Вас может проводить учитель, если он также зарегистрируется на лекцию. Уважаемые родители, просьба продумать, где вы сможете ожидать своих детей вне корпуса МГУ.
  6. На лекцию возьмите удостоверение личности (паспорт или справку из школы с фотографией, если паспорт еще не выдан). Если вы учитель, то возьмите с собой еще и справку из п.3.
  7. При входе в здание предъявите указанные выше документы и пройдите в аудиторию.
  8. Во избежание очередей на входе в корпус советуем вам приезжать на лекцию не позднее, чем за полчаса до ее начала.

olymp.msu.ru

Перечень олимпиад, проводимых в МГУ им. Ломоносова

Олимпиады в МГУ проводятся больше 60 лет, основная задача этих мероприятий поддержание интереса молодого поколения к научной и исследовательской деятельности, а также развитие у школьников творческих способностей и поддержка талантливых детей. Особый интерес олимпиада МГУ предоставляет для школьников, которые хотят поступить в самый престижный университет страны, так как победители и призеры олимпиад поступают в Московский университет все конкурса.

Ежегодно перечень олимпиад МГУ утверждается в Министерстве образования РФ, он включает полное наименование олимпиады, ее уровень, список общеобразовательных предметов и направление подготовки.

Подготовка к Олимпиадам МГУ «Ломоносова» и «Покори Воробьевы горы» с ведущими преподавателями МГУ:

  • Репетиторы по математике 
  • Репетитор по информатике
  • Репетиторы химии
  • Репетитор физики
  • Репетиторы английского языка
  • Репетитор биологии
  • Репетиторы французского языка
  • Репетитор по истории
  • Репетиторы испанского языка
  • Репетитор русского языка
  • Репетиторы литературы
  • Репетитор по обществознанию
  • Репетиторы итальянского языка

Олимпиада МГУ «Покори Воробьевы горы»:

К участию допускаются граждане РФ, учащиеся 9-11 классов средней школы. Олимпиада МГУ проводится отдельно для учащихся из 9 и 10 классов и для школьников из 11-го класса. Школьники из 11-го класса проходят два тура – заочный и очный. Победители и призеры получают льготы при поступлении.

Турнир «Ломоносова»:

Задания олимпиады ориентированы на школьников из 6-11 классов, но в турнире могут принять участие и более младшие ученики. Обычно предметные конкурсы проводят в течение 5-6 часов в разных аудиториях МГУ. Детям, за исключением учеников 11-ых классов, разрешено беспрепятственно переходить от одной аудитории к другой, самостоятельно выбирать предметы и распределять время.

Олимпиада МГУ «Ломоносов»:

Ломоносовская олимпиада включает комплекс общеобразовательных и специализированных предметов. Принять в ней участие могут школьники, обучающиеся по программам полного-среднего образования. Победители и призеры пользуются льготными условиями при поступлении в МГУ. Наиболее массовым предметом Олимпиады «Ломоносов» является математика, поэтому услуги репетитора по математике так востребованы на рынке.

Заочная олимпиада по информатике при поддержке МГУ:

К участию в олимпиаде допускаются все желающие, но в конкурсном зачете учитываются лишь школьники. Олимпиада проходит в 2 этапа – заочный и очный. Заочный этап состоит из двух туров и проводится через интернет. Сдавать задания на этом этапе можно в любое время, вплоть до окончания тура. По результатам заочной части определяются учащиеся, которые проходят в очный этап, организуемый в Москве.

Международная Менделеевская олимпиада при поддержке МГУ:

К участию допускаются школьники 10-11 классов, победители и призеры национальных химических олимпиад. Для всех участников предусмотрено одно задание. Существует квота на численность команд из различных стран, причем принимающая страна пользуется правом выставить команду с максимальным числом участников. Олимпиада разбита на 3 тура — два теоретических и один экспериментальный.

Интернет-олимпиада при поддержке МГУ: «Нанотехнологии — прорыв в будущее!»

Конкурсные задания олимпиады связаны с нанотехнологиями, наносистемами и материалами. К участию допускаются граждане, зарегистрированные на официальном сайте и сообщившие о себе нужную информацию.

Московская открытая олимпиада МГУ по геологии:

Проводится каждый год в начале марта. Принять в ней участие могут учащиеся 6-11 класса из любого региона РФ. Конкурсные испытания проходят в 2 тура – письменный и устный. В первом туре необходимо в письменной форме ответить на ряд вопросов. В устном туре участники проходят через аудитории, где они демонстрируют свои практические знания и навыки.

История олимпиад МГУ

Олимпиада МГУ имеет более чем полувековую историю, еще в середине 20-го века, Московский университет начал проводить олимпиады для школьников по различным общеобразовательным дисциплинам. Например, школьную биологическую олимпиаду в МГУ начали проводить еще в 1951 году, с тех пор, ее организуют ежегодно. Первоначально она носила характер соревнования между несколькими биологическими кружками Москвы. Когда возрос интерес школьников к биологическим наукам, олимпиада Московского государственного университета начинает выходить за пределы городского масштаба и к 1970 году становится похожей на сегодняшние мероприятия. История физико-математических олимпиад МГУ начинается в 1963 году, когда Московский университет совместно с МФТИ проводит выездную олимпиаду среди школьников из европейской и южной части СССР. А в 1965 году по приказу ректора филологический факультет МГУ впервые провел соответствующую профильную олимпиаду. Впоследствии предметные олимпиады МГУ для школьников были объединены под общим названием «олимпиада «Ломоносов».

Льготы победителям и призерам олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» в 2011 году

5 причин, почему надо искать репетитора у нас

  • Готовим к поступлению в ведущие вузы России: МГУ, МГИМО, МГТУ и другие.
  • Более 75% наших учеников поступают на бюджетные отделения.
  • Среди преподавателей действующие сотрудники МГУ и члены экзаменационных комиссий.
  • Занятия со школьниками и абитуриентами по индивидуальным программам.
  • Наши преподаватели привлекаются для разработки экзаменационных материалов.

www.v-mgu.ru

Философия — 2017/2018 — Олимпиада «Ломоносов»

В ряду российских олимпиад школьников олимпиада по философии занимает особое место.

Во-первых, это один из немногих олимпиадных предметов, который не является частью стандартной школьной программы.

Во-вторых, это старейшая среди всех дисциплин и, возможно, единственная из них – ровесница древнегреческих Олимпиад, счет которых ведется с 776 г. до н.э., когда Кореб из Элиды выиграл состязание в беге и стал первым известным истории олимпийским чемпионом.

В те времена бег был единственным видом олимпийских состязаний, и Кореб стал своего рода абсолютным олимпийским чемпионом; со временем появились и другие виды соревнований, но бег оставался своего рода «сердцем» Олимпиад. А три века спустя Зенон Элейский убедительно – для своего времени – доказал, что движение, будь то бег, ходьба или полет стрелы, немыслимо и невозможно. Дело в том, что, для того чтобы преодолеть любое расстояние, нужно преодолеть сперва его половину, для этого – половину половины и так далее до бесконечности. Получается, что преодоление любого расстояния требует преодоления бесконечного количества расстояний, что невозможно сделать за конечное время. И, с другой стороны, если в каждой точке своего маршрута объект покоится, то где же тогда происходит движение? Современник Зенона, Диоген Синопский, бегал перед ним и кричал: «Смотри, Зенон, вот же я хожу, движение реально», но его оппонент оставался совершенно непреклонен: движение логически невозможно, и пусть опыт подсказывает нам иное, это говорит лишь о несовершенстве опыта, – настоящий мыслитель может доверять лишь разуму.

Так положение абсолютного олимпийского чемпиона оказалось поставлено под сомнение, и лучшие умы того времени потратили немало сил, чтобы справиться с аргументами Зенона, вошедшими в историю как апории.

Некоторое время спустя другой великий мыслитель античности – Аристотель – сформулирует стандартный для своей эпохи ответ на парадоксы, подобные выдвинутым Зеноном: деление до бесконечности возможно лишь в уме, в действительности («актуально») бесконечность невозможна, а именно действительности принадлежит столь беспокоящая нас проблема движения. Ценой этого решения станет неспособность античной и средневековой культуры оперировать бесконечными объектами. Но без подобного оперирования совершенно непредставимы ни современная математика (а ее средствами пользуются все науки без исключения), ни современное естествознание.

Потребовалось около 18 столетий, чтобы проблема была переосмыслена и актуальная бесконечность (представляющая собой не абсурдное порождение ума, а некоторую, пусть и обладающую странными свойствами, действительность*) вернулась в круг подручных исследователям объектов. И следом за актуальной бесконечностью (ее появление в кругу доступных исследованию объектов принято связывать с творчеством теолога и философа Николая Кузанского) начнется обновление физики и всей привычной людям картины мира, приведшее к рождению науки современного типа и, в конечном счете, всех тех дисциплин, которые составляют современную школьную программу. 

Примечательно, что радикальное изменение интеллектуальной культуры и становление науки началось вовсе не с открытий в области физики или астрономии. Знаменитым революционным открытиям Коперника, Галилея и Ньютона предшествовал сугубо философский, очень далекий от повседневной жизни спор о природе и сущности Бога. Именно этот спор подтолкнул Николая Кузанского обратиться к бесконечности как средству объяснить нечто, заведомо превосходящее возможности нашего опыта и обыденного мышления. Как и Зенон двумя тысячелетиями ранее, Николай Кузанский пытался решить не одну конкретную задачу и найти технический, ограниченный ответ, но решить вопрос по существу. И, как и в случае Зенона, найденное им решение послужило основной для всей интеллектуальной культуры последующей эпохи – из этого решения вырастает математика Нового времени, языком которой, по знаменитому заявлению Галилея, написана «книга природы».

Общеизвестно, что философия была первой формой рационального знания в истории человечества. Из этой формы знания, которая вмещала в себя все результаты усилий решить ту или иную проблему доказательно и по существу, вышли со временем все науки и дисциплины. И приведенная нами история бесконечности – лишь одна в ряду множества относящихся к разным эпохам и предметным областям интеллектуальных историй – свидетельствует о том, что философия предшествует наукам не только исторически, «один раз», но и эпистемически, т.е. по существу и способу существования знания: рациональное мышление начинается с философии и возвращается к ней всякий раз, когда сталкивается с предельными, вечными вопросами.

«Наук никогда не было бы, если бы им не предшествовала, не опережала их философия, – писал один из величайших философов XX в. М.Хайдеггер, – Философия способна касаться и задевать нас, людей, в самой нашей сути».

Все начинается с вопросов и заканчивается вопросами, и хотя за две с половиной тысячи лет наши ответы стали намного длиннее и богаче, чем те, которыми располагали современники Зенона или даже Николая Кузанского, все же мы по-прежнему не успокаиваемся и возвращаемся к ним.

Что есть и как возможно движение? Что такое жизнь? Что такое общество и каково место человека в нем? Что есть благо и как обеспечить им всех?

Каждый из перечисленных и подобных им вопросов дал начало целой научной дисциплине – в данном случае это физика, биология, социология и экономическая теория. Но истоки и интуитивные основания решений этих проблем лежат за пределами конкретных наук. Они коренятся в интеллектуальной культуре ученых, в их ценностях и мировоззрении, формирование и исследование которых принадлежит философии. Не случайно ключевые споры в истории науки, включая и дискуссии XX в., например полемику Вернера Гейзенберга и Альберта Эйнштейна, были, скорее, философскими, нежели собственно конкретно-научными спорами*, а многие ведущие ученые в конечном счете обращались к философии, чтобы продумать свои основания и результаты по существу и сделать из них мировоззренческие выводы.

Философия родилась как искусство мыслить – мыслить внимательно и по-разному, добираясь настолько глубоко, насколько это возможно сделать, оставаясь в границах разума и сообразуясь только с ним. В отличие от конкретных наук, сложившихся каждая вокруг конкретных проблем, философия свободна в выборе средств и обладает самым широким горизонтом, предоставляя предельную свободу творческого поиска, ограниченную лишь требованием разумности и понятности результатов.

Именно это и требуется от участников олимпиады – быть разумными, пытливыми и внимательными, проявить интеллектуальную смелость и творческую силу, не утратив при этом здравого смысла и строгости суждений. Думайте до конца, рассуждайте строго, излагайте ясно – таков краткий рецепт успеха, подробности которого вы узнаете далее.

olymp.msu.ru

Психология — 2017/2018 — Олимпиада «Ломоносов»

Особенности олимпиады по психологии, в целом, отражают особенности психологии как науки. По мнению Б.М.Кедрова (1903–1985) – философа, химика, историка науки, психология органически связана с самыми разными науками: с социальными (такими, как обществознание, культурология) ее роднит объект изучения; с естественными (такими, как биология, математика) ее связывает основной метод научного исследования – эксперимент; с философией психологию частично объединяет предмет исследования.

С другой стороны, в психологии одновременно сосуществует множество подходов, каждый из которых предлагает свое понимание предмета психологии, ее методов, программ психологического исследования.

Проведение олимпиад в разных областях научного знания, в том числе в области психологии, выступает одним из инструментов реализации задачи выявления и поддержки молодых талантов. Олимпиадные задания позволяют не только проверить уровень знаний по ряду предметов, составляющих специальную область, и выявить наиболее знающих школьников, но и оценить возможности самостоятельности, глубины, креативности мышления участников. Данные характеристики составляют основу ряда общих и специальных талантов, в том числе научно-исследовательского, столь важного для обучения и развития в системе университетского образования.

Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии реализует следующие основные цели:

– актуализация интереса к научным и практическим психологическим знаниям;

– развитие психологической культуры и грамотности, являющихся составной частью общеобразовательной культуры;

– выделение оснований научной психологии, позволяющих разграничивать область научно-психологического знания с другими областями, использующими сходную терминологию, но не являющимися частью научной картины мира;

– расширение круга психологических знаний при выполнении заданий олимпиады, повышающих уровень рефлексии, самосознания;

– выявление талантливых школьников, проявляющих высокий интерес к психологии, способных креативно решать задачи психологического содержания.

olymp.msu.ru

Литература — 2017/2018 — Олимпиада «Ломоносов»

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе проводится с 2005 года на базе филологического факультета. Участникам олимпиады «Ломоносов» по литературе предлагаются задания, объединенные в несколько блоков, адресованных школьникам, обучающимся в разных классах. Степень сложности заданий определяется классом обучения участника олимпиады. Традиционно задания олимпиады в большинстве случаев имеют творческий характер.

 

 Архив заданий олимпиады размещен на странице координатора. 

  

Задания олимпиады составляются методической комиссией, в состав которой входят профессора филологического факультета. Методическая комиссия определяет типы и количество заданий, которые будут включены в каждый блок на каждом этапе, и предлагает конкретные формулировки.

 

При этом учитываются следующие требования:

 

– Перечень произведений, предлагаемых для анализа в ходе олимпиады, соответствует требованиям Стандарта основного общего образования по литературе и Стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденным Минобрнауки России.

– Олимпиадное задание должно максимально широко представить все роды литературы (эпос, лирика, драма) во всем их хронологическом многообразии.

– Темы, предлагаемые для олимпиадного сочинения, должны дать участвующему возможность продемонстрировать свои знания по теории и истории литературы: например, устное народное творчество, художественный образ, художественное время и пространство, поэтика, система литературных жанров и направлений, образ автора в художественном произведении, система художественных образных средств.

– Предпочтительными являются сопоставительные темы, отражающие развитие отечественной литературы как непрерывный процесс и привлекающие внимание участника олимпиады к основным концептам литературного творчества.

 

Проверку выполненных заданий осуществляют члены жюри, в состав которого входят ведущие специалисты в области литературоведения – профессора, доценты и старшие преподаватели филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. При выработке критериев оценки работ учитываются знание текстов литературных произведений, умение анализировать фактический материал, логичность изложения, убедительность аргументации, а также владение русским литературным языком. Определение победителей и призеров проводится коллегиально.

 

Выполняя задания олимпиады, участники имеют возможность не только показать высокий уровень знаний по предмету «литература», но и проявить свои творческие способности, умение логически мыслить и аргументированно обосновывать свою точку зрения. Таким образом, проведение олимпиады позволяет выявить тех ее участников, которые имеют ярко выраженные творческие способности, серьезно интересуются русской словесностью, хорошо владеют нормами современного русского литературного языка.

olymp.msu.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *