Значение скелета человека – Значение скелета для человека | Kratkoe.com

Значение скелета для человека | Kratkoe.com

Доклад на тему «Скелет человека» может быть представлен на уроках биологии. Какое значение скелета для человека Вы узнаете из этой статьи.

Значение скелета для человека

Скелет человека – это некая совокупность костей организма и пассивная часть опорно-двигательного аппарата.

От формы скелета напрямую зависит внешний вид человека. Кости, также их соединения составляют  пассивную часть опорно-двигательного аппарата. Мышцы, которые обладают способностью сокращаться и изменять само положение костей —  являются так именуемой активной частью опорно-двигательного аппарата. Подвижность скелета человека  обеспечивают соединения костей. Соединения бывают и неподвижными.

Скелет состоит из таких частей:

Осевой скелет. Сюда относят:

  • Череп – мозговой и лицевой
  • Позвоночник – шейный и спинной
  • Грудная клетка

Добавочный скелет. К нему относят:

  • Пояс верхних конечностей
  • Пояс нижних конечностей

Скелет человека помогает обеспечить телу сохранность формы и служит ему твердой опорой при любых положениях — стояния, сидения, лежания. Ограничивая полости, которые заняли внутренние органы, он выполняет защитные функции. Ко всему прочему, вместе с прикрепленными мышцами, скелет человека берет участие в движениях тела.

Кости скелета человека имеют большую крепость: они могут  выдержать давление, которое равно 16 кг на 1 квадратный миллиметр их собственной поверхности. Плечевую кость мужчины, поставленную вертикально, можно сломать только при помощи тяжести весом в 850 кг, а бедренную кость  – в 1300 кг. Такая крепость костей обусловлена особенностями их строения и химическим составом.

Таким образом, скелет человека – это основа, которая способна обеспечить  прямохождение и является настоящим «щитом» и вместилищем для всех внутренних органов. Также  к нему прикрепляются мышцы и фасции.

Надеемся, что из этой статьи Ви узнали какое значение имеет скелет для человека и подготовили доклад «Скелет человека».

kratkoe.com

7.1. Строение и значение скелета

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную (скелет) и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из веду­щих функций всего живого —

движение. Нет ни одной формы человеческой деятельности, которая протекала бы без движений. У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило ему преимуще­ство перед остальными представителями органического мира: сугубо челове­ческие качества — труд и речь, которые явились важнейшими движущими силами антропогенеза.

Важнейшие функции скелета заключаются в сохранении формы тела, защите внутренних органов, движении, кроветворении, участии в минеральном обмене. В состав скелета человека входит около 206 костей, соединенных между собой при помощи суставов, связок и других соедине­ний (рис. 58).

7.1.1. Строение и классификация костей

Кость — основной материал, из которого построен скелет; она несет опорную, метаболическую и защитную функции. Помимо костной ткани в кости находятся кровеносные сосуды и нервы. Особенности строения костной ткани обусловливают важнейшую особенность кости — ее механическую прочность. Например, большая берцовая кость, входящая в скелет голени, по­ставленная вертикально, способна выдержать груз почти в две тонны весом. Важное значение для прочности костей имеет их химический состав.

Костная ткань скелета взрослого человека содержит минеральные и органические вещества в соотношении 2:1. Первые придают костям твердость, вторые — упругость. Основной органический компонент кости -оссеин. Неорганические соединения кости представлены в основном солями кальция, но в костной ткани в различных количествах содержатся натрий, магний, калий, хлор, фтор, карбонаты и цитраты. Химический состав кости Регулируется гормонами кальцитонином и паратгормоном. Внутреннее строение костей специально приспособлено к тому, чтобы выдержать значительные деформации сжатия и растяжения. Снаружи кость покрыта надкостницей- соединительно-тканной оболочкой. У человека она обычно состоит из двух слоев. В наружном слое находится сплетение кровеносных сосудов, которые проникают вместе с нервами внутрь кости. Внутренний слой надкостницы содержит коллагеновые и эластические волокна и остеобласты,

активно делящиеся клетки костной ткани.

Пучки коллагеновых волокон, идущих из надкостницы, образуют основу для прикрепления сухожи­лий. Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и ее регенерацию при повреждениях. Под надкостницей находится компактное вещество. Оно больше развито в тех костях, основная функция которых — опора и движение. Под компактным веществом находится губчатое, которое состоит из большо­го числа костных перекладин. Они располагаются по тем направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикреп­ляющихся к ней мышц. Как правило, направления костных пластинок двух соседних костей продолжают друг друга через сустав. В частности, в слож­ном комплексе костей стопы общее направление костных пластинок имеет дугообразую форму. Полости между перегородками губчатого вещества за­полнены красным костным мозгом, участвующим в кроветворении.

Поверх­ность многих костей имеет шероховатости, бугорки и гребни, расположе­ние и степень развития которых определяется двигательными нагрузка­ми. У мужчин они выражены больше, чем у женщин, а у людей, занимаю­щихся спортом больше, чем у не занимающихся (рис. 59).

Все кости по форме делятся на четыре группы (рис. 60):

трубчатые (длинные и короткие),

губчатые (длинные, короткие и сесамовидные),

плоские и смешанные.

К длинным трубчатым относятся бедренные кости, плечевые, кости предплечья, голени. В них различают среднюю часть — тело с полостью внут­ри, заполненной у взрослых желтым костным мозгом, и концы костей, по­крытые хрящом и образующие суставные поверхности. Короткие трубчатые кости находятся в кисти и стопе.

К длинным губчатым костям относятся ребра, грудина, к коротким губчатым — позвонки, кости запястья и предплюсны, к сесамовидным — ко­ленная чашка.

Плоские и широкие кости имеют небольшую толщину, но различны по размерам (лопатка, теменные). Смешанные кости отличаются разнообра­зием строения и сочетают губчатые и плоские элементы (тазовые кости, ниж­няя челюсть, скуловые кости, затылочная и др.). Некоторые смешанные кости содержат воздухоносные полости (височные, верхнечелюстные, кли­новидная, решетчатая кости черепа).

studfiles.net

Скелет человека Значение скелета Скелет человека от

Скелет человека

Значение скелета. Скелет человека (от греч. «скелетон» -высохший, высушенный) служит опорой телу и его органам. Состоит из костей черепа, конечностей и туловища (всего насчитывают более 200 костей), имеет тот же общий план строения, что и скелет высших позвоночных животных, и наиболее близок к скелету человекообразных обезьян. От последнего он отличается строением и большей ёмкостью черепа, формой костей конечностей, связанной с изменением их функции у человека, и формой позвоночника и таза, что обусловлено прямохождением.

Скелет человека: 1 — череп; 2 — шейные позвонки; 3 — ключица; 4 — лопатка; 5 — плечевая кость; 6 — грудные позвонки; 7 — поясничные позвонки; 8 — подвздошная кость; 9 — крестец; 10 — копчик; 11 — лобковая кость; 12 — седалищная кость; 13 — бедренная кость; 14 — надколенник; 15 — предплюсна; 16 — плюсна; 17 — фаланги; 18 — большая берцовая кость; 19 — малая берцовая кость; 20 — фаланги; 21 — пясть; 22 — запястье; 23 — локтевая кость; 24 — лучевая кость; 25 — рёбра; 26 — грудина.

Кость. КОСТЬ, основной элемент скелета позвоночных животных и человека. Костная ткань — разновидность соединительной ткани; состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, содержащего соли кальция и белки (главным образом коллаген) и обеспечивающего ее твердость и эластичность. Вместе с суставами, связками и мышцами, прикрепленными к кости сухожилиями, образует опорно-двигательный аппарат. В течение жизни кость перестраивается: разрушаются старые клетки, развиваются новые. После переломов кость регенерирует путем деления клеток надкостницы.

Костная ткань Строение кости

Форма костей. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям. Различают три вида костей: трубчатые, губчатые, плоские.

Трубчатые кости Схема строения трубчатой кости: 1 — диафиз; 2 — эпифизы; 3 — костномозговая полость; 4 — надкостница; 5 — надхрящница; 6 — суставной хрящ; 7 — губчатое костное вещество; 8 — компактное костное вещество; 9 — эндохондральная (возникшая внутри хряща) кость; 10 — пластинка роста. Различают трубчатые кости, они могут быть длинными(плечевая, бедренная) или короткими (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов). Внутри тела кости имеют полость.

Губчатые кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина). Их ширина и длина значительно преобладают над толщиной.

Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертания. Это позвонки, кости основания черепа. Грудные и поясничные позвонки человека

Строение кости. • Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60 -70 кг (это масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными.

Рост костей. • В процессе роста человека его кости растут в длину и в толщину. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20 -25 годам, у женщинв 18 -21 год.

Соединения костей.

Заболевания. В зрелом и пожилом возрасте развиваются процессы старения костей скелета: уменьшается количество кальция в клетках кости, что сопровождается явлениями остеопороза; усиливается рельеф костной поверхности у мест прикрепления связок и мышц. В позвоночнике процессы старения выражаются также в сморщивании межпозвонковых дисков, чем обусловлено нередкое искривление грудного отдела позвоночника у стариков (кифоз).

Болезни скелета связаны с нарушением обмена веществ, в основном в костной ткани, и расстройствами деятельности некоторых желёз внутренней секреции. Различные нарушения развития костей скелета во внутриутробном периоде проявляются врождёнными деформациями костей.

present5.com

2QM.ru: Значение скелета для человека. Особенности скелета

Опорно-двигательная система выполняет в организме важнейшие функции. Это перемещение тела в пространстве и поддержание его формы, защита внутренних органов от механических повреждений, а также их поддержание в определенном положении. Значение скелета для человека также велико. Это основа, без которой опора и движение невозможно.



Содержание статьи


Биология: скелет и особенности его строения

Основу опорно-двигательной системы составляет совокупность костей — скелет. У человека он состоит из нескольких частей: череп, туловище, пояса и их свободные конечности. Строение их составных частей обусловлено вертикальным расположением организма в пространстве. Рассмотрим их подробнее.

Способы соединения костей

В зависимости от выполняемых функций кости соединяются по-разному. Неподвижное соединение называется швом. Таким способом соединяются все кости черепа. У новорожденного ребенка теменная кость черепа состоит из хрящевой ткани, которая со временем заменяется на костную. Это необходимо для того, чтобы во время рождения плод мог пройти через достаточно узкие женские половые пути. Благодаря такому строению череп способен изменять свой объем.

При помощи полуподвижного соединения объединяются кости позвоночника человека. Между ними находятся хрящевые прослойки, способные к сжатию и растяжению. Поэтому подвижность позвоночника ограничена. Такое строение имеет свои преимущества: хрящевая ткань смягчает толчки во время резких движений.

Подвижные соединения костей называется суставами. Основное значение скелета для человека заключается в обеспечении двигательной активности. Эту функцию обеспечивают именно они. Каждый сустав состоит из двух головок, покрытых хрящом. Снаружи эта структура дополнительно защищена суставной сумкой, к которой прикрепляются связки и мышцы. Она также выделяет в полость особую жидкость, уменьшающую процесс трения.

Локтевой сустав способен двигаться только в одном направлении, коленный — в двух. Это признак, положенный в основу их классификации. В зависимости от количества направлений движения различают одно -, двух -, трехосевые суставы. Примером последнего является тазобедренный.

Череп

Скелет головы представлен неподвижно соединенными костями. И только нижняя челюсть способна к движению, благодаря чему мы поглощаем пищу и разговариваем.

Еще одно значение скелета для человека — защита. Кости черепа оберегают головной мозг от механических повреждений.

Эта часть скелета человека состоит из двух частей: лицевой и мозговой. Они, в свою очередь, состоят из парных и одиночных костей. Например, самыми крупными составными частями лицевого отдела являются скуловые и верхнечелюстные. Всего же их общее количество насчитывает 15 костей. Мозговой отдел черепа через отверстие в затылочной части соединяется с каналом позвоночника. В результате становится возможной анатомическая взаимосвязь головного и спинного мозга, которая является необходимым условием для нормального функционирования нервной регуляции организма человека.

Скелет туловища

Он представлен позвоночником и грудной клеткой. Скелет туловища служит основой, к которой прикрепляются пояса и свободные конечности.

Каждый позвонок состоит из тела и отростков, кроме первого из них. Он называется «атлант» и состоит просто из двух дуг. К нему своим зубовидным отростком крепится эпистрофей — второй по счету. Такое строение обеспечивает повороты головы человека. В целом эта часть скелета состоит из 33-34 позвонков, образуя канал, в полости которого находится спинной мозг.

Строение грудной клетки вполне оправдывает свое название. Она защищает внутренние органы от ударов и деформации. Она состоит из плоской кости грудины, 12 пар ребер, которые крепятся к грудному отделу позвоночника.

Скелет поясов

Для чего носят пояс? Чтобы удерживать одежду. Так ответит каждый. Точно так же и пояс конечностей, который обеспечивает важное значение скелета. Человека невозможно представить без движения. К костям поясов крепятся кости свободных конечностей.

Верхние — ключицы и лопатки. К поясам верхних конечностей относят тазовые и крестцовую кости. Первые образуют полусустав, называемый лобковым сращением. Крестец состоит из 5-ти костей, сросшихся в одну.

Верхние свободные конечности

Состоят из 3-х частей: плечо, предплечье и кисть. Они соединены подвижно, образуя суставы. К лопатке крепится плечевая кость. Предплечье образовано сразу двумя костями: локтевой и лучевой. В кисти, в свою очередь, различают запястье, пястье и фаланги пальцев.

Нижние свободные конечности

В этой части выделяют бедро, голень и стопу. Строение их аналогично верхним конечностям. К костям таза прикрепляется бедренная кость — самая длинная в организме человека. Голень состоит из большой и малой берцовой костей. А стопа — из предплюсны, плюсны и фалангов пальцев.

Скелет и прямохождение

Какое значение скелета для человека и его жизнедеятельности, мы выяснили. Но существует еще один важный аспект. Все особенности скелета человека связаны с его горизонтальным положением в пространстве.

Таблица «Скелет человека и черты его строения в связи с прямохождением» наглядно это демонстрирует.

Часть скелетаОсобенности строения
ЧерепМозговая часть развита больше, чем лицевая.
Грудная клеткаСплюснута в спинно-брюшном направлении, расширена в стороны.
ПозвоночникОбразует несколько изгибов, которые смягчают толчки во время движения и действуют как амортизаторы при ходьбе.
Верхние конечностиБольшой палец кисти противопоставлен остальным, что связано со способностью человека к труду.
Нижние конечностиТазовые кости расширены, образуя своеобразную чашу, помогающую удерживать тело в горизонтальном положении. Стопа сводчатая, строение которой позволяет облегчить толчки при ходьбе, прыжков и бега.

Уменьшение лицевой части черепа связано с увеличением объема головного мозга человека. На его развитие повлияло развитие речи и абстрактного мышления.

Антропология — наука о происхождении человека, утверждает, что он является результатом эволюционных процессов. Один из их движущих факторов — естественный отбор. Его суть заключается в том, что в результате выживали особи, способные изготовить простейшие орудия труда и работать ими. Это возможно только при условии особого строения кисти. Грудная клетка у животных вытянута книзу. Передвигаться на двух ногах таким организмам достаточно сложно.

Таким образом, скелет человека имеет все черты, необходимые для пряхождения, обеспечивая способность к изменению положения отдельных частей и всего тела в пространстве.

2qm.ru

Значение скелета для человека. Особенности скелета

Опорно-двигательная система выполняет в организме важнейшие функции. Это перемещение тела в пространстве и поддержание его формы, защита внутренних органов от механических повреждений, а также их поддержание в определенном положении. Значение скелета для человека также велико. Это основа, без которой опора и движение невозможно.

Биология: скелет и особенности его строения

Основу опорно-двигательной системы составляет совокупность костей — скелет. У человека он состоит из нескольких частей: череп, туловище, пояса и их свободные конечности. Строение их составных частей обусловлено вертикальным расположением организма в пространстве. Рассмотрим их подробнее.

Способы соединения костей

В зависимости от выполняемых функций кости соединяются по-разному. Неподвижное соединение называется швом. Таким способом соединяются все кости черепа. У новорожденного ребенка теменная кость черепа состоит из хрящевой ткани, которая со временем заменяется на костную. Это необходимо для того, чтобы во время рождения плод мог пройти через достаточно узкие женские половые пути. Благодаря такому строению череп способен изменять свой объем.

При помощи полуподвижного соединения объединяются кости позвоночника человека. Между ними находятся хрящевые прослойки, способные к сжатию и растяжению. Поэтому подвижность позвоночника ограничена. Такое строение имеет свои преимущества: хрящевая ткань смягчает толчки во время резких движений.

Подвижные соединения костей называется суставами. Основное значение скелета для человека заключается в обеспечении двигательной активности. Эту функцию обеспечивают именно они. Каждый сустав состоит из двух головок, покрытых хрящом. Снаружи эта структура дополнительно защищена суставной сумкой, к которой прикрепляются связки и мышцы. Она также выделяет в полость особую жидкость, уменьшающую процесс трения.

Локтевой сустав способен двигаться только в одном направлении, коленный — в двух. Это признак, положенный в основу их классификации. В зависимости от количества направлений движения различают одно -, двух -, трехосевые суставы. Примером последнего является тазобедренный.

Череп

Скелет головы представлен неподвижно соединенными костями. И только нижняя челюсть способна к движению, благодаря чему мы поглощаем пищу и разговариваем.

Еще одно значение скелета для человека — защита. Кости черепа оберегают головной мозг от механических повреждений.

Эта часть скелета человека состоит из двух частей: лицевой и мозговой. Они, в свою очередь, состоят из парных и одиночных костей. Например, самыми крупными составными частями лицевого отдела являются скуловые и верхнечелюстные. Всего же их общее количество насчитывает 15 костей. Мозговой отдел черепа через отверстие в затылочной части соединяется с каналом позвоночника. В результате становится возможной анатомическая взаимосвязь головного и спинного мозга, которая является необходимым условием для нормального функционирования нервной регуляции организма человека.

Скелет туловища

Он представлен позвоночником и грудной клеткой. Скелет туловища служит основой, к которой прикрепляются пояса и свободные конечности.

Каждый позвонок состоит из тела и отростков, кроме первого из них. Он называется «атлант» и состоит просто из двух дуг. К нему своим зубовидным отростком крепится эпистрофей — второй по счету. Такое строение обеспечивает повороты головы человека. В целом эта часть скелета состоит из 33-34 позвонков, образуя канал, в полости которого находится спинной мозг.

Строение грудной клетки вполне оправдывает свое название. Она защищает внутренние органы от ударов и деформации. Она состоит из плоской кости грудины, 12 пар ребер, которые крепятся к грудному отделу позвоночника.

Скелет поясов

Для чего носят пояс? Чтобы удерживать одежду. Так ответит каждый. Точно так же и пояс конечностей, который обеспечивает важное значение скелета. Человека невозможно представить без движения. К костям поясов крепятся кости свободных конечностей.

Верхние — ключицы и лопатки. К поясам верхних конечностей относят тазовые и крестцовую кости. Первые образуют полусустав, называемый лобковым сращением. Крестец состоит из 5-ти костей, сросшихся в одну.

Верхние свободные конечности

Состоят из 3-х частей: плечо, предплечье и кисть. Они соединены подвижно, образуя суставы. К лопатке крепится плечевая кость. Предплечье образовано сразу двумя костями: локтевой и лучевой. В кисти, в свою очередь, различают запястье, пястье и фаланги пальцев.

Нижние свободные конечности

В этой части выделяют бедро, голень и стопу. Строение их аналогично верхним конечностям. К костям таза прикрепляется бедренная кость — самая длинная в организме человека. Голень состоит из большой и малой берцовой костей. А стопа — из предплюсны, плюсны и фалангов пальцев.

Скелет и прямохождение

Какое значение скелета для человека и его жизнедеятельности, мы выяснили. Но существует еще один важный аспект. Все особенности скелета человека связаны с его горизонтальным положением в пространстве.

Таблица «Скелет человека и черты его строения в связи с прямохождением» наглядно это демонстрирует.

Часть скелетаОсобенности строения
ЧерепМозговая часть развита больше, чем лицевая.
Грудная клеткаСплюснута в спинно-брюшном направлении, расширена в стороны.
ПозвоночникОбразует несколько изгибов, которые смягчают толчки во время движения и действуют как амортизаторы при ходьбе.
Верхние конечностиБольшой палец кисти противопоставлен остальным, что связано со способностью человека к труду.
Нижние конечностиТазовые кости расширены, образуя своеобразную чашу, помогающую удерживать тело в горизонтальном положении. Стопа сводчатая, строение которой позволяет облегчить толчки при ходьбе, прыжков и бега.

Уменьшение лицевой части черепа связано с увеличением объема головного мозга человека. На его развитие повлияло развитие речи и абстрактного мышления.

Антропология — наука о происхождении человека, утверждает, что он является результатом эволюционных процессов. Один из их движущих факторов — естественный отбор. Его суть заключается в том, что в результате выживали особи, способные изготовить простейшие орудия труда и работать ими. Это возможно только при условии особого строения кисти. Грудная клетка у животных вытянута книзу. Передвигаться на двух ногах таким организмам достаточно сложно.

Таким образом, скелет человека имеет все черты, необходимые для пряхождения, обеспечивая способность к изменению положения отдельных частей и всего тела в пространстве.

4u-pro.ru

32. Опорно-двигательный аппарат. Его значение. Химический состав косте. Строение скелета человека.

. Опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека или животного в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей и др.). Единство функции О.-д. а. определяется в процессе эмбрионального развития организма — параллельная закладка склеротомов, из которых в дальнейшем образуется костная система, и миотомов, из которых образуются мышцы. Пассивной частью О.-д. а. является скелет — прочная основа тела, осуществляющая также защиту внутренних органов от ряда механических воздействий (например, от ударов). К костям скелета прикрепляются поперечнополосатые (скелетные) мышцы, деятельность которых через нервные окончания в них управляется центральной нервной системой (см. Двигательный анализатор). Мышцы составляют активную часть О.-д. а. Благодаря согласованной деятельности всей мускулатуры тела осуществляются многочисленные и многообразные движения. Опора тела при стоянии или сидении, передвижение в пространстве (например, ходьба, бег, плавание, ползание, прыжки) и движения отдельных частей тела требуют активного напряжения мускулатуры. При заболеваниях и повреждениях какой-либо части О.-д. а. нарушаются динамика и статика всего организма, страдает весь О.-д. а., а часто и внутренние органы. Так, при укорочении одной конечности развивается искривление позвоночника, вслед за которым деформируется грудная клетка, могут развиться заболевания органов дыхания и кровообращения.

В скелете различают четыре отдела: скелет туловища, скелет головы (череп), скелет верхних и нижних конечностей: Скелет туловища составляют позвоночный столб и грудная клетка (12 пар ребер и грудная кость): а) Позвоночный столб является как бы осью всего тела; он соединяется с ребрами, с костями тазового пояса и с черепом. Различают шейный (7 позвонков), грудной ( 12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков) и копчиковый (4-5 позвонков) отделы позвоночника. Позвоночный столб состоит из 33-34 соединенных друг с другом позвонков. Позвоночный столб занимает около 40% длины тела и является основным его стержнем, опорой. Позвонок состоит из тела позвонка, дуги позвонка и отростков. Тело позвонка расположено кпереди от других частей. Сверху и снизу тело позвонка имеет шероховатые поверхности, которые посредством межпозвоночных хрящей соединяют тела отдельных позвонков в гибкий, по прочный столб. Кзади от тела располагается дуга, которая вместе с задней поверхностью тела образует позвоночное отверстие. Позвоночные отверстия образуют по всей длине позвоночника позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. К отросткам позвонков прикрепляются мышцы. Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; они способствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом меняется высота дисков. Процесс окостенения позвоночного столба начинается во внутриутробном периоде и заканчивается полностью к 21-23 годам. У новорожденного ребенка позвоночный столб почти прямой, характерные для взрослого человека изгибы только намечаются и развиваются постепенно. Первым появляется шейный лордоз (изгиб, направленный выпуклостью вперед), когда ребенок начинает держать головку (6-7 недель). К шести месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной кифоз (изгиб, направленный выпуклостью назад). Когда ребенок начинает ходить, образуется поясничный лордоз. С образованием поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вертикальном положении. Изгибы позвоночника составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозг от сотрясений. Движения между каждой парой смежных позвонков имеют небольшую амплитуду, в то время как вся совокупность сегментов позвоночного столба обладает значительной подвижностью. В позвоночном столбе возможны движения вокруг фронтальной оси (сгибание на 160 гр., разгибание на 145 гр.), вокруг сагиттальной оси (отведение и приведение с амплитудой в 165 гр.), вокруг вертикальной оси (вращение в стороны до 120 гр.) и, наконец, пружинящие движения за счет изменения изгибов позвоночника. б) грудная клетка образует костную основу грудной полости. Состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудина — плоская непарная кость, расположенная по срединной линии в области передней стенки грудной клетки. В грудине различают три части: рукоятку, тело и мечевидный отросток, а также переднюю (выпуклую) и заднюю (вогнутую) поверхности.. Рукоятка грудины на верхнем крае имеет яремную вырезку, по бокам от которой расположены ключичные вырезки, участвующие в образовании суставов с ключицами. На боковых поверхностях грудины определяется 7 реберных вырезок — места присоединения к грудине хрящевых частей 7 верхних ребер. Среди них одна пара вырезок расположена на боковых поверхностях рукоятки (место присоединения первых ребер), вторая пара реберных вырезок расположена на границе рукоятки и тела (места присоединения вторых ребер), на границе тела и мечевидного отростка имеется седьмая пара реберных вырезок. Мечевидный отросток расположен в нижней части грудины и имеет различную форму. Рукоятка и тело грудины сходятся под небольшим углом, открытым кзади. Угол грудины хорошо прощупывается и соответствует уровню соединения с грудиной 2 ребра. Рукоятка тела и мечевидный отросток соединяются друг с другом посредством хряща, который с возрастом замещается костной тканью. Форма грудной клетки меняется. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. Ребра представлены 12 парами расположенных симметрично плоских костей. Каждое ребро имеет костную и хрящевую части. Костная часть ребра, более длинная, спереди дополняется хрящевой частью. Костная и хрящевая части ребра прочно сращены друг с другом, при этом надкостница ребра в месте соединения этих частей переходит в надхрящницу. Костная часть ребра — длинная, изогнутая пластинка, в которой различают: головку, шейку и тело. Каждая пара ребер отличается по своей форме и размерам. Ребра своими задними концами соединяются непосредственно с грудиной; эти ребра называются истинными. Реберные хрящи 8, 9 и 10 ребер присоединяются к хрящевым частям вышележащих ребер, они не имеют непосредственной связи с грудиной и поэтому получили название ложных ребер, а 11 и 12 ребра в отличие от остальных свободно оканчиваются в толще мышц стенки живота, они называются колеблющимися. Скелет головы развивается в тесной связи с развитием головного мозга, органов чувств, начальными отделами дыхательного и пищеварительного путей. Скелетом головы является череп, отдельные кости которого подразделяются на кости мозгового черепа и кости лицевого черепа. Кости черепа образуют основание и свод, или крышу. Внутри черепа имеется полость, в которой расположен головной мозг; кости черепа участвуют в образовании полостей носа, рта и глазниц. К костям мозгового черепа принадлежат: 1) непарные кости: затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая; 2) парные кости: теменная, височная. Все кости мозгового черепа соединены неподвижно. Внутри височной кости находится орган слуха, к нему ведет широкое слуховое отверстие. Через большое отверстие затылочной кости полость черепа соединяется с позвоночным каналом. Кости лицевого черепа дают опору мягким тканям лица и ограничивают начальные отделы пищеварительного и дыхательного путей. К костям лицевого черепа принадлежат: 1) непарные кости: нижняя челюсть — единственная подвижная кость в черепе, подъязычная кость и сошник; 2) парные кости ( в лицевом отделе большинство): верхнечелюстная, небная, скуловая, нижняя носовая раковина, слезная и носовая кости. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать на мозговым. У новорожденного объем мозгового черепа в 8 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это — роднички. Располагаются по углам обеих теменных костей, образуя непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший — лобный — легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. Скелет верхних и нижних конечностей. У человека анатомические и функциональные особенности конечностей сложились под влиянием прямохождения и труда. Передние конечности в процессе антропогенеза потеряли свое значение для передвижения (локомоции) и превратились в верхние конечности. На их строение основное влияние оказал труд, под воздействием которого верхняя конечность и особенно кисть приспособились к трудовой деятельности, превратились в орган труда. Кисть человека способна не только захватывать предмет, как это имеет место у различных животных, но и обхватывать его. Обхватывание обеспечивается противопоставлением большого пальца остальным пальцам кисти. Нижние конечности приспособлены для передвижения и опоры вертикально расположенного тела. Отсюда понятны особенности строения нижних конечностей: их массивность, соответствующее расположение свода к опоре. Стопа в значительной степени утратила свою хватательную функцию. Несмотря на функциональные различия, верхние и нижние конечности имеют общий план строения. Скелет каждой конечности подразделяется на скелет пояса и скелет свободной конечности. В состав верхней конечности входят скелет плечевого пояса и скелет свободной верхней конечности; нижняя конечность имеет скелет тазового пояса и скелет свободной нижней конечности. Оба пояса соединены с туловищем. а) Скелет верхней конечности: на каждой стороне входят кости плечевого пояса (лопатка и ключица) и кости свободной верхней конечности (плечевая кость, кости предплечья и кисти). Кости плечевого пояса: *Лопатка- плоской треугольной формы кость располагается на задней стороне грудной клетки в верхнелатеральной части туловища на уровне 2-7ребра, связана с позвоночным столбом и ребрами при помощи мышц. В лопатке различают две поверхности (реберную — переднюю и дорсальную — заднюю), три края и три угла. Лопатка соединяется с ключицей. *Ключица — С(англ.)-образно изогнутая длинная кость, которая соединяется с грудиной и ребрами. Кости свободной верхней конечности: *Плечевая кость — относится к длинным костям, в ней различают среднюю часть (диафиз) и два конца (верхний — проксимальный и нижний — дистальный эпифизы). *Кости предплечья — локтевая, лучевая кость, тоже к длинным костям, в соответствии с этим в них различают диафиз, проксимальный и дистальный эпифизы. *В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти. Кости запястья образуют свод, обращенный вогнутостью к ладони. У новорожденного они только намечаются; постепенно развиваясь, они становятся ясно видимы только к семи годам, а процесс их окостенения заканчивается значительно позднее (в 10-13 лет). К этому времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. Особое значение имеет 1 палец в связи с трудовой функцией. Он обладает большой подвижностью и противопоставлен всем остальным пальцам. б) Скелет нижней конечности: на каждой стороне входят кости тазового пояса (тазовые кости) и кости свободной нижней конечности (бедренная кость, кости голени и стопы). Крестец соединен с тазовыми костями Кости тазового пояса: *Тазовая кость состоит из трех костей — подвздошной (верхнее положение занимает), седалищной и лобковой (расположены внизу). Они имеют тела, которые срастаются друг с другом в возрасте 14-16 лет в области вертлужной впадины. Имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей ног. Кости свободной нижней конечности: *Бедренная кость — наиболее массивная и самая длинная трубчатая среди длинных костей скелета. *Кости голени, в состав входит большеберцовая и малоберцовая кости являющиеся длинными костями. Первая массивнее, чем вторая. *Кости стопы образованы костями: предплюсны (проксимальный отдел скелета стопы), плюсны и фаланги пальцев стопы. Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящий свод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы, и тогда говорят, что развилось плоскостопие. Заболевание рахитом также может способствовать развитию плоскостопия.

Химический состав костей скелета человекаКости скелета человека состоят из органического вещества и минеральных солей.Продержав кость некоторое время в слабой соляной кислоте, можно растворить в ней все минеральные соли. Такая кость состоит только из органического вещества. Она легко сгибается и, если достаточно длинна, может быть завязана узлом.На раскаленных углях в печи из кости можно выжечь органические вещества. Кость, состоящая только из минеральных солей, сохраняет свою форму, но очень хрупка и легко ломается.Свойства живой кости в организме зависят от количества в ней органических и минеральных веществ. Кость взрослого человека содержит две части солей на одну часть органического вещества. При таком составе она имеет наибольшую крепость, обладая в то же время и некоторой упругостью. Чем моложе человек, тем больше в его костях органических веществ, поэтому кости детей очень гибки, но недостаточно тверды и крепки. К старости увеличивается количество солей, и кости становятся ломкими.Кость (os) имеет сложное строение и химический состав. В живом организме в составе кости взрослого человека присутствует до 50 % воды, 28,15 % органических и 21,85 % неорганических веществ. Неорганические вещества представлены соединениями кальция, фосфора, магния и других элементов. Мацерированная кость на одну треть состоит из органических веществ, полу­чивших название «оссеин», на две трети — из неорганических веществ.Прочность кости обеспечивается физико-химическим единством неорганических и органических веществ и особенностями ее конструкции. Преобладание органических веществ обеспечивает значительную упругость, эластичность кости. При увеличении доли неорганических соединений (в старческом возрасте, при некоторых заболеваниях) кость становится ломкой, хрупкой. Соотношение неорганических веществ в составе кости у разных людей неодинаково. Даже у одного и того же человека оно изменяется на протяжении жизни, зависит от особенностей питания, профессиональной деятельности, наследственности, экологических условий и др.

studfiles.net

«Скелет человека, его строение и значение»

Тема урока: «Скелет человека, его строение и значение».

Цель: а) образовательная:


  • углубить и расширить знания учащихся об аппарате опоры и движения;

  • показать сходство в строении скелета млекопитающих и человека;

  • раскрыть особенности строения человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью;

б) развивающая:

  • Развивать умение работать с учебником, учебными таблицами, моделями (позвонков) скелета;

в) воспитательная:

  • Убедить в необходимости и возможности влиять на своё здоровье, красоту и силу, используя знания об опорно-двигательной системе.

Оборудование:

Таблицы: «Скелет человека», «Скелет собаки», «Соединения костей»;

Модели позвонков позвоночника, карточки с изображением скелета человека и собаки.

Тип урока: вводный; урок новых знаний.

Проблемный вопрос. У всех ли людей одинаковое количество костей?

Девиз урока: « Организм—высшее единство, связывающее в себе в одно целое: механику, физику, химию, биологию» /Ф. Энгельс/

Ход урока.

I Организационный момент. (1мин.)

Здравствуйте. Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте своё тело, скажите ему мысленно «Спасибо, за то, что дает вам возможность активно прожить ещё один день жизни».Садитесь.


  1. Целеполагание ( на листочке написать) (4 мин.)

Что я уже знаю? Что не знаю?

Составьте вопросы. Что бы ты хотел на уроке узнать?


  1. Уточнить и расширить знания о строении скелета и его функциях;

  2. Научиться показывать части скелета;

Научиться находить признаки сходства скелета человека и животного;

  1. Выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мышления и речью.

II Актуализация опорных знаний. (3мин.)

Вопрос №1

Какие отделы скелета можно выделить у млекопитающих животных?( записать на листке. Коллективно обсудите)


  • Скелет головы

  • Скелет туловища

  • Скелет конечностей

Вопрос. №2

Что такое опорно-двигательная система? Каково значение этой системы?

III Изучение нового материала.

Класс разбит на 4 группы по 5 учеников.

Каждый работает с опорной схемой и учебником и заполняет карточку –задание.

Ответы по карточке заданию обсуждаются в группе и один от группы выходит даёт ответ.

Алгоритм работы в группе.


  1. Познакомьтесь с материалами, предоставленными вам учителем ( текст учебника, раздаточный материал, карточки задания), затем спланируйте свою работу.

  2. Распределите задания внутри группы.

  3. Выполните каждый своё задание.

  4. Обсудите результаты своей работы и работы группы в целом

  5. Решите, как будет подводиться итог работы группы перед всем классом.

Самостоятельная работа учащихся. Общий обзор скелета человека. (7 мин.)

1 Группа .

Задание 1 Скелет головы

Прочтите текст учебника (стр.98), рассмотрите рисунки и заполните таблицу.


Скелет головы:

А) мозговой отдел

Непарные кости

Парные кости

Б) лицевой отдел

Парные кости

Непарные кости


Кости, его образующие

А)..Б)…..В)…Г)….

А)…….Б)…….

А)….Б)……..В)……..Г)…….

А)……..Б)……

Какие функции выполняет скелет головы?

Группа №2

Практическая работа. Строение позвонков. (5мин)


  1. Рассмотрите модель позвонка

  2. Сравните с рис. 99 учебника /Сонин/

  3. Найдите тело позвонка, верхнюю дугу, отростки. По рис. 99 учебника

  4. Сравните позвонки: шейный, грудной, поясничный.

  5. Чем они отличаются?

  6. Как можно определить из какого отдела позвонок?

  7. Почему размер тела у них разный?

Задание 1. Скелет туловища.

Прочитать с. 99 учебника и заполнить таблицу.


Отделы скелета

Кости, его образующие (количество позвонков)

  1. Позвоночник, его отделы:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

2. Грудная клетка:

а)

б)

в)


Устно отвечаете. Какую функцию выполняет позвоночник и грудная клетка?

Каково строение позвонка?

Показать по таблице на доске. Один от группы выходит, и всё показывает и отвечает.

Группа №3

Задание 1. Скелет верхних конечностей.

Прочтите текст учебника (стр. 100), рассмотрите рисунки, заполните таблицу.


Скелет верхних конечностей:

А) пояс верхних конечностей

Б)Скелет свободной верхней конечности (рука)

В) Скелет кисти


Кости его образующие

А)………..Б)……….

А)……Б)…..В)……..

А)………Б)……..В)……….

Каково значение этого отдела для человека?

Группа №4

Задание 1 Скелет нижних конечностей

Прочтите текст учебника на стр. 101, рассмотрите рисунки и заполните таблицу.


Скелет нижних конечностей:

А) пояс нижних конечностей (тазовый пояс)

Б) Скелет свободной нижней конечности

В) Скелет стопы


Кости его образующие

А)…………..Б)…………

А)……….Б)……….В)…………

А)…………..Б)………….В)…………

Каково значение этого отдела для человека?


  1. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных.

( Самостоятельная поисковая работа с текстом учебника, рисунками, таблицами по выявлению особенностей строения связанных с прямохождением и трудовой деятельностью).

Задание всем группам. (10 мин.)

Найдите следующие кости в скелете млекопитающего животного:

Грудные позвонки, грудину, тазовые кости, малую берцовую кость, ребро, плечевую кость.

Вопрос. На что, указывает, наличие в скелете млекопитающего животного тех же костей, что и в скелете человека?

Вопрос. Сравните скелеты собаки, обезьяны, человека. Какие имеются отличия в них? Как вы думаете, с чем это связано?

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Самостоятельная работа учащихся, беседа, заполнение таблицы).

Карточки- задания.

Группа №1

Задание №1

Сравнить позвоночник человека и млекопитающего животного. Чем отличается позвоночник человека от позвоночника млекопитающего животного по форме, по строению? С чем связано появление изгибов у человека?

Задание №2

Сравнить грудную клетку человека и млекопитающего животного. Чем различаются по форме грудная клетка человека и животного? Как можно объяснить это отличи

Группа №2

Задание №1

Сравните череп человека и животного. Какой отдел наиболее развит у животного? А у человека? Как вы думаете?

Задание №2

Сравните грудную клетку человека и животного. Чем различаются по форме грудная клетка человека? Как можно объяснить это отличие?

Группа №3

Задание №1

Сравните строение верхней конечности у человека и животного. Что появилось у человека в связи с трудовой деятельностью?

Задание №2

Сравните позвоночник человека и животного. Чем отличается позвоночник человека от животного по форме, по строению? С чем связано появление изгибов у человека?

Группа №4

Задание №1

Сравните тазовый пояс человека и млекопитающего животного. В чём различие форм таза у человека и животного? С чем связано это различие?

Задание №2

Сравните строение нижних конечностей человека и животного. Какие особенности строения отличают нижние конечности человека от животного? Чем они обусловлены? Какое значение для человека имеют эти особенности?

По выполнению задания учащиеся заполняют таблицу на месте, а затем по одному от группы выходят и заполняют эту таблицу у доски.


Приспособления к труду

Приспособления к прямохождению

Приспособления связанные с развитием мозга и речи

Соединение лучевой и локтевой кости обеспечивают поворот кисти

  1. свод стопы;

  2. развёрнутая грудная клетка;

  3. таз широкий в виде чаши;

  4. 4 изгиба позвоночника;

Большой объём полости черепа

Фронтальная беседа.(действия учителя)

1 Сравните скелеты человека и собаки. Какие имеются отличия в строении этих скелетов? Как вы думаете , с чем это связано?

2. Сравните череп человека и животного. Какой отдел наиболее развит у животного , человека? Как вы думаете?

3. Сравните позвоночник человека и собаки. Чем отличается позвоночник человека от животного? Как вы можете объяснить появлением изгибов у человека?

4. Сравните грудную клетку человека и животного. Чем различаются грудная клетка человека и животного?

Как можно объяснить это явление?

5. Сравните тазовый пояс. В чём различие форм таза у человека и животного? С чем связано?

6. Сравните строение нижней конечности человека и животного. Какие особенности отличают нижние конечности человека от животного? Чем они обусловлены? Какое значение для человека имеют эти особенности скелета?

7. Сравните строение верхней конечности человека и животного. Что появилось у человека в связи с трудовой деятельностью?

Вывод: скелет человека имеет отличительные особенности; причиной появления этих особенностей является прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности; появление речи. Эти факторы являются определяющими антропогенеза.

Вывод делают учащиеся и учитель ( смотрят на цели на доске и проблемный вопрос . Как смогли его разрешить на уроке).

Сообщение ученицы . Как фантасты представляют человека будущего?

Рисунок ученицы «Человек будущего»

III Закрепление знаний.

Выбери правильные утверждения (5 мин.)

Тест—утверждение. Если суждение верное поставьте знак (+) против данного суждения.


  1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединённых с ним двух тазовых костей.

  2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов: мозга, лёгких, сердца, кишечника.

  3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.

  4. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.

  5. К грудине прикрепляется десять пар рёбер.

  6. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.

  7. Стопа у человека имеет свод.

  8. Позвоночник имеет три изгиба.

  9. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

  10. Скелет верхних конечностей состоит из отделов.

Ключ. Правильные суждения: 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Взаимопроверка. Работами обменяйтесь. Оцените:1 ошибка—5; 2 ошибки—4; 3 ошибки—3; 4 и более ошибок—2.

Оцените себя в оценочном листе. (1мин)

Оценочный лист


Фамилия, имя

Самооценка

Оценка группы

Тест

Дополнительная оценка

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

IY Рефлексия. Написать на листочке (2 мин)

Сегодня мне удалось………..

Узнать……….

Понять……….

Выяснить…….

Находить……..

Применять……….

Y Домашнее задание: ( 2мин) 1) прочитать по учебнику и пересказать с. 98-105;

2) в печатных тетрадях оформить таблицу « Строение скелета и его значение» с. 31;

3) разгадать кроссворд по желанию.

Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделайте произвольно глубокий вдох— выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо всем за работу на уроке. До свиданье.

Кроссворд на тему: «Опорно-двигательная система».


  1. Осевой скелет туловища.

  2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.

  3. Подвижное соединение костей в скелете.

  4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.

  5. Элемент скелета.

  6. Кость плечевого пояса, лежащая среди спины.

  7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.

  8. Кости, образующие позвоночник.

  9. Часть грудной клетки.

  10. Опорная структура организма.

Тема урока « Скелет человека, его строение и значение»

Учителя биологии Мамонтовской средней общеобразовательной школы Семёновой А.И.

Село Мамонтово

2012год

koledj.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *