Завершение промышленного переворота характеризуется тем что – Урок в 8 классе по истории нового времени. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что

Содержание

Завершение промышленного переворота | История.ру

Парижская биржа. Гравюра 1854 г.

В 50—60-х годах во Франции завершался промышленный переворот, шло быстрое развитие капитализма.

Внедрение машин в производство, происходившее до сих пор лишь в отдельных отраслях промышленности, охватило теперь уже все ее главные отрасли.

Машины стали проникать в сельское хозяйство. Общее число паровых двигателей, применявшихся в хозяйстве Франции, и их мощность в годы Второй империи увеличились примерно в 4 раза.

На основе широкого применения машинной техники промышленное производство выросло за этот период почти в 3 раза, а по отдельным отраслям еще выше, хотя оно по-прежнему значительно отставало от Англии.

Крупную роль в развитии металлургии сыграл спрос на металл в результате интенсивного железнодорожного строительства. Производство железа и стали поднялось с 320 тыс. т в 1852 г. до 904 тыс. т в 1869 г., т. е. почти в 3 раза. Значительно выросла продукция хлопчатобумажной, шерстяной, шелковой промышленности.



data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>



data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

В промышленности шел процесс концентрации производства. На металлургическом предприятии Шнейдера в Крезо в конце 60-х годов работало около 10 тыс. рабочих. Крупные предприятия завяли господствующее положение в Эльзасе, а также в Руане, Лилле и многих других промышленных городах. Быстро шел процесс централизации капитала: к концу 60-х годов многочисленные железнодорожные компании слились в шесть объединений.

Но наряду с технически вооруженной промышленностью большую роль продолжала играть средняя и мелкая промышленность. Легкая промышленность по числу рабочих и объему продукции значительно превышала тяжелую индустрию.

Большой парижский универсальный магазин. Гравюра 1869 г.

Быстро увеличивалось население городов, в особенности больших: в Париже в 1871 г., было более 1800 тыс. жителей, в Лионе—320 тыс. и т. д.

Для экономики Второй империи характерными были финансовые спекуляции, усиление власти денежного капитала, всесилие биржи. Именно в этот период возникли мощные банки. Так, в 1863 г. был основан «Лионский кредит», в 1864 г.— Депозитный банк «Генеральное общество для развития торговли и промышленности во Франции», в 1865 г. (путем слияния ряда банков) — «Французский земельный кредит».

Процесс концентрации денежного капитала, сосредоточения огромных богатств в руках кучки крупных финансистов, шел значительно быстрее, чем развитие промышленности. Парижская биржа сделалась одним из центров, куда в поисках займов обращались капиталисты и правительства многих европейских и внеевропейских стран.

Наблюдались некоторые сдвиги в сельском хозяйстве: повысилась урожайность технических культур, несколько расширилась посевная площадь, улучшилась порода скота. Рост капитализма в сельском хозяйстве ускорял расслоение крестьянства. Земельная собственность отличалась большой дробностью: в 1851 число земельных собственников составляло почти 8 млн.; из них около 600 тыс. находилось на грани нищеты.

Вместе с дроблением земельных участков усилилась зависимость бедноты от сельских богатеев и ростовщиков, разорение обнищание малоземельного, парцеллярного крестьянства. Закабаленное долгами оно не имело возможности улучшать обработку, заводить машины и продолжало вести хозяйство отсталыми методами.

В 1857 г. Францию, как и ряд других капиталистических стран, поразил острый экономический кризис, вызвавший сильное сокращение производства в важнейших отраслях промышленности. К 1859—1860 гг. кризис был преодолен и наступила полоса подъема. Следующий циклический кризис наступил в 1866—1867 гг., он был слабее предыдущего и проявился больше в сфере кредита, чем в производства.

Перестройка Севастопольского бульвара в Париже. Гравюра Ториньи по рисунку Лептона. 1859 г.

В 50—60-х годах значительно возросло число промышленных рабочих; в одном Париже за 60-е годы—на 100 тыс. человек. Рабочий класс обогатился опытом революционных битв 1848—1849 гг., закалился в стачечной борьбе и в частых столкновениях с властями.

Эксплуатация рабочего класса буржуазией усилилась. Например, дневная выработка шахтеров в угольной промышленности в 1851 г. составляла 643 кг, а в 1869 г.— уже 777 кг. Сходная картина наблюдалась и в других отраслях производства.

При поддержке правительства промышленники сумели добиться увеличения продолжительности рабочего дня. В ряде отраслей производства было отменено всякое ограничение. Номинальная заработная плата несколько повысилась, однако еще больше поднялись цены на продукты питания, за квартиру и в итоге реальная заработная плата рабочего осталась на прежнем уровне, а в некоторых районах и отраслях промышленности даже сократилась.

Безжалостно эксплуатировался детский и женский труд. В департаменте Па-де-Кале под землей, в глубоких шахтах, работали 10-летние дети. Положение их, по мнению очевидцев, было хуже, чем положение рабов. «Трудясь по 15 и 16 часов в день, они едва зарабатывают на хлеб»,— писали в своем отчете члены инспекционной комиссии, обследовавшие условия труда детей. Многие дети и подростки не имели возможности посещать школу.

Кружевницы (в том числе семилетние девочки) в мастерских района Арраса работали по 13 часов и более в тесных и душных помещениях. Последствием этих убийственных условий труда было распространение среди детей и девушек, занятых в атом производстве, массовых заболеваний, (в том числе искривление позвоночника, туберкулез и т. п.).

«Убийцами людей» назвал демократический публицист Роше железнодорожные компании, которые жестоко эксплуатировали рабочих, понуждая их трудиться по 16—18 часов за смену. Широко практиковавшаяся в эти годы система произвольных штрафов за всякое нарушение фабричного регламента сильно снижала заработок рабочих.

Рост крупного производства ускорял разорение ремесленников, лавочников, других групп мелкой буржуазии. Конкуренция промышленных предприятий и впервые появившихся универсальных магазинов вела к ухудшению положения «средних слоев», составлявших значительную прослойку французского населения.

Более глубокими стали социальные контрасты. В результате перестройки Парижа были снесены многие узкие улицы, проложено кольцо Больших бульваров, сооружены новые вокзалы, дворцы, церкви. Одной из целей реконструкции Парижа было расширение улиц и площадей для облегчения операций войск при подавлении восстаний.

На Больших бульварах появились великолепные дома богачей. Наряду с этим многие трудящиеся продолжали ютиться в жалких лачугах. Перестройке подвергли и ряд других городов. Кучка капиталистов, особенно поставщиков строительных материалов, нажила на перестройке городов большие состояния.

В то же время еще более повысилась квартирная плата.

www.istoriia.ru

Завершение промышленного переворота


В течение XIX в. промышленный переворот, знаменовавший собой торжество новой, индустриальной цивилизации, завершился в большинстве стран Европы (включая Россию), а также в США. Во второй половине XIX в. индустриализация начинается и в ряде стран Востока, прежде всего в Японии.
Этот особый этап в развитии цивилизационного процесса связан в первую очередь с широким внедрением в производство машин и вытеснением ими ручного труда. Уровень развития машинной индустрии определяет экономическое благополучие общества, его военный потенциал, международный статус. Для аграрных до-индустриальных цивилизаций было характерно перенимание производственного опыта предшествующих поколений при практически неизменном наборе традиционных орудий труда. А в основе индустриальной цивилизации лежит динамика, постоянный технический прогресс, диктуемый необходимостью непрерывного технологического обновления. Темп изменений становится беспрецедентно быстрым.

Такая скорость обеспечивается тесным союзом машинной индустрии и науки во имя конкретных практических целей. В период промышленного переворота подобный союз сложился в Англии, где он создал неслыханные доселе возможности для наращивания производства и удовлетворения материальных нужд общества. В ту эпоху верили, что промышленная цивилизация покончит с зависимостью человека от природы, устранит постоянную угрозу неурожаев, голода, эпидемий, стихийных бедствий.
Однако в условиях новой цивилизации возникали и неизвестные ранее проблемы. Так, английский экономист Т.Мальтус в книге «Опыт о принципе народонаселения» (1798) писал, что резкое повышение уровня жизни ведет к снижению смертности и росту рождаемости, причем прирост населения по темпам заметно обгоняет развитие экономики. В результате, предрекал ученый, человечество обречено на голод и вымирание. Чтобы избежать этого, необходимо было, по его мнению, искусственно ограничить рождаемость, особенно среди низших классов.
Другой видный английский экономист, Д.Рикардо (1772-1823), полагал, что экономический рост и производящие силы природы ограничены неизменным количеством земли. Никакие капиталовложения, никакое усовершенствование Орудий труда не могут ничего изменить.
Пессимистические прогнозы Мальтуса и Рикардо относились ко времени становления индустриальной цивилизации». В ту пору земля действительно представлялась единственным средством получения пропитания и сырья, а главными источниками энергии считались уголь и древесина, запасы которых были огромны, но не беспредельны. Поэтому мысль об ограниченном, временном характере прогресса тревожила многие умы.
Однако человечество нашло новые возможности для развития, предвидеть которые на заре индустриальной цивилизации, естественно, никто не мог.
К концу XIX в. резко возросло значение нефтяной промышленности, а освоение электрической энергии создало новую энергетическую базу. Тогда же был изобретен и двигатель внутреннего сгорания, в дальнейшем совершивший подлинный переворот в транспорте, сельском хозяйстве и военной технике. В промышленности начали использоваться новые материалы. Изобретение новых способов получения стали открыло огромные возможности для увеличения мощности и эффективности машин; ее выплавка уже в 1870-е гг. становится важнейшим показателем промышленного потенциала страны. С развитием химии возникла химическая отрасль промышленности, что позволило создавать новые красители, искусственные удобрения, синтетические материалы, взрывчатые вещества и пр.
  Начавшийся на рубеже XIX-XX вв. переход от использования органических веществ к минералам создал прочную базу для дальнейшего развития промышленного производства.
Тогда же, на рубеже веков, были сделаны открытия и изобретения, полностью изменившие облик ‘цивилизации: электрическое освещение, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, автомобиль, кинематограф и пр. Полностью преобразились быт и труд человека, развитие транспорта и систем связи изменили его представления о расстояниях, способствовали восприятию мира как единого взаимосвязанного целого (этому помогало и постоянное расширение потока информации).
Машины принципиально изменили характер труда и роль человека в производстве. Правда, многие отмечали, что механизация труда ведет к превращению работника в придаток машины, безличное существо, «винтик». Но время средневековых мастеров, которые любовно и неторопливо создавали штучные изделия, несущие на себе печать их индивидуальности, безвозвратно уходило в прошлое. Преимущества, которые нес человечеству технический и научный прогресс, явно перевешивали издержки, свойственные любым новациям.
Иной стала и структура производства, его организация. Новые условия требовали значительной концентрации производства и капиталов. В последние десятилетия XIX в. наряду с сохранением свободной конкуренции многие мелкие и средние предприятия стали сливаться с крупными компаниями. Зарождается монополистический капитализм. Формы слияния были различными: картели определяли цены и делили рынки сбыта, синдикаты, создавались для совместной продажи товаров, в трестах были объединены производство и сбыт. Самыми крупными объединениями являлись концерны, как правило, находившиеся в финансовой зависимости от мощной монополистической группы.
Создание монополий позволяло централизованно управлять множеством компаний и предприятий, совершенствовать техническую базу, снижать затраты на производство, ограничивать стихию рыночной конкуренции и т. д. Но вместе с тем создание гигантских промышленных империй и концентрация финансовой власти в руках небольшой группы людей привели к возникновению монополистической олигархии, которая стала влиять на политику страны. Поэтому уже в 1880-е гг. власти США (а затем и других стран) предпринимают меры по ограничению процесса монополизации, стремясь поставить его под контроль государства. Разумеется, решить эту проблему было непросто, отчасти она не потеряла своей актуальности и сегодня.
Таким образом, уже на начальном этапе индустриальной цивилизации обнаружились не только ее положительные, но и отрицательные черты. И все же в целом было очевидно, что эта цивилизация знаменует собой совершенно новую эпоху в истории человечества, предоставляя ему огромные возможности и одновременно налагая на него серьезную ответственность.

www.examen.ru

Тема 1 Промышленный переворот и его особенности

Тема 1. Промышленный переворот

    1. Особенности промышленного переворота в странах Европы, США

В начале XIX в. Англия, значительно опережавшая другие страны по уровню развития капитализма, стала первой индустриальной державой. Строились новые прядильные, ткацкие и другие фабрики, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты. Результатом промышленного переворота, завершившегося в Англии в 30-х гг. XIX в., стало превращение страны в «наставницу европейских народов», «мастерскую мира», в конце 30-х гг. она производила 50% металла, 100% машин, добывала 80% угля общеевропейского производства.

К этапу промышленного переворота вслед за Англией перешли США, Франция, Германия, Россия и другие европейские страны.

С окончанием войны за независимость капиталистические отношения утвердились в северных регионах США. Благоприятствующими факторами для развертывания промышленной революции послужили отсутствие феодальных отношений, цеховой системы ремесленников, внедрение в производство достижений английской промышленности и использование собственных технических открытий. Индейцы с их примитивным хозяйством изгонялись или уничтожались. Создание швейной машины, электрического телеграфа, механической жатки, цельнометаллического плуга, использование в сфере торговли рекламы и продажи товаров в рассрочку и др. — эти новации ускорили промышленный переворот, который происходил одновременно с колонизацией западных американских земель. В 50—60-х гг. осуществляется массовое внедрение в промышленность паровых двигателей и в целом развивается машиностроительная отрасль. Территориальная экспансия США (присоединение в 1845 г. принадлежащего Мексике Техаса, а в результате победы в американо-мексиканской войне 1846—1848 гг. — более половины мексиканских земель, богатых природными ресурсами) дала возможность распространить капиталистические отношения на американском континенте вширь.

Во Франции начало механизации хлопчатобумажного прядения относится к 80-м гг. XVIII в., однако процесс массовой замены ручного труда машинным в важнейших отраслях промышленности получил широкое развитие лишь в период июльской монархии 1830—1848гг. Осуществление промышленного переворота происходило при ввозе машин из Англии. Результатом промышленного переворота стало превращение Франции в индустриально-аграрную страну, где 2/3 населения было занято в сельскохозяйственном производстве.

Запаздывание перехода от мануфактуры к индустрии в Германии объяснялось засилием в стране феодальных пережитков и раздробленностью немецких земель. Однако отраслевая структура производства уже в начале промышленного переворота оказалась более совершенной, чем в Англии. Это обеспечило высокие темпы промышленной революции. Для завершающего этапа промышленного переворота в Германии были характерны дальнейшее совершенствование структуры производства и рост военной и тяжелой промышленности.

Промышленный переворот в Японии происходил за счет внедрения в производство европейской технологии и носил спрессованный характер. В нем совместились три стадии производства — мануфактурная, промышленная, монополистическая. К 90-м гг. промышленный переворот завершился. Однако сохранение феодальных пережитков, слабая сырьевая база промышленности, неравноправные Ансэйские договоры’ затрудняли возникновение крупных современных предприятий. В 1868—1885 гг. было создано около 1300 предприятий, которые в основном занимались переработкой сельскохозяйственной продукции. В этих условиях государство выступило предпринимателем, взяв на себя строительство крупных и малоэффективных производств — металлургических заводов, военных верфей, арсеналов, железных дорог. В соответствии с принятым в 1880 г. законом созданные на государственные средства предприятия правительство могло за бесценок продать крупным, преуспевающим торгово-промышленным компаниям, таким, как Мицубиси и Мицуи. Этим японское государство освобождало себя от необходимости дальнейшего финансирования неэффективных предприятий и одновременно поддерживало частное предпринимательство и укрепляло связи между буржуазией и государственным аппаратом.

В отличие от Англии, Франции, США, в которых необходимые предпосылки для промышленного переворота создавались буржуазными революциями XVII—XVIII вв., в России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ. В 30—40-х гг. XIX в. в условиях господства феодальных отношений начался промышленный переворот в России. Переход от ручного труда к машинному охватил хлопчатобумажную отрасль, обеспечив рост производительности труда и объема производства, затем — свеклосахарную, писчебумажную отрасли. Только в Московской губернии к 1856 г. насчитывалось 152 паровые машины. Стали интенсивно строиться машиностроительные заводы. Если в 1851 г. в России действовало 19 машиностроительных заводов, то в 1860 г. — уже 99 заводов. В 1860 г. 56,8% продукции всей обрабатывающей промышленности давали фабрики и заводы. К 1879 г, металлообрабатывающие предприятия производили машинами 86,3%. продукции. Пудлинговые печи, сменившие кричные горны, выпускали около 90% металла.

‘ Ансэйские договоры — неравноправные договоры, заключенные США, Россией, Англией и Францией с Японией в 1854-1858 гг., положившие конец внешней изоляции Японии.

Важным направлением промышленного переворота было строительство железных дорог: в 60—70-х гг. было построено 20 тыс. км дорог. Завершение промышленного переворота в России произошло в 80—90-х гг. XIX в.

1.2. Социальные последствия промышленного переворота

Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел социальную сторону которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом условий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих , из них в Англии — 4,1 млн. (1851), во Франции — 2,5 млн. (1848), США — 1,4 млн. (1850), в Германии — 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Англия, Франция и США) численность индустриальных рабочих —ядра рабочего класса — составляла 12—13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, — 20 млн. Из общего числа рабочих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса первое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повышалась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70— 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60—70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 14—16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой половине XIX в. 50—60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объективна. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах — голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг„ восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30—40 гг. в Англии.

studfiles.net

Урок в 8 классе по истории нового времени. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что

скачать Зачетный урок в 8 классе по истории нового времени .


  1. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что:

а) ручной труд заменяется машинным

б) машины создаются при помощи станков

в) делаются новые открытия и изобретения



  1. Монополия – это:

а) господство в какой-либо отрасли хозяйства

б) одна из форм слияния предприятий

в) предприятие с машинным производством


  1. Соотнесите сословия общества нового времени и их характерные черты:

Черты: Сословия:

  1. главные занятия – светские приемы, охота;

заключение браков в своем кругу; а) средний класс

2) представители этого сословия, приспосабливаясь

к новым условиям, занимают руководящие посты

в банках, промышленных компаниях; вступают б) буржуазия

в брак с наследниками больших состояний;

3) сословие пестрое по составу; очень много работают,

отдавая время и силы своему делу, наживая в) новая аристократия

миллионные состояния;

4)лица свободных профессий; главный признак – г) рабочий класс

устойчивое материальное положение;

5) низкая заработная плата, тяжелые условия труда,

используется женский и детский труд. д) старая аристократия


  1. Отметьте изменение, произошедшее в образовании:

а) образование стало полностью подчинено церкви

б) образование стало платным

в) образование стало государственным


5. Новым видом искусства в 19 веке становится:

а) театр


б) кино

в) живопись



6. Соотнесите общественные движения и их идеи:

Идеи: Движения:

а) путь реформа, а не революций

б) право человека на жизнь, свободу, собственность,

равенство перед законом 1) либерализм

в) нет классов и сословий, в обществе все равны

г) сохранение старого порядка и традиционных

ценностей 2) консерватизм

д) сильная власть государства, подчиняющая

себе личность

е) отмена частной собственности 3) социализм

ж) свободный рынок, конкуренция, не вмешательство

государства в экономические отношения

з) сохранение сословных и классовых различий


7. Дайте определение понятиям:

а) модернизация

б) промышленный переворот

в) монополия

г) либерализм

д) консерватизм

д) социализм

Зачетный урок.


  1. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что:

а) ручной труд заменяется машинным

б) машины создаются при помощи станков

в) делаются новые открытия и изобретения



  1. Монополия – это:

а) господство в какой-либо отрасли хозяйства

б) одна из форм слияния предприятий

в) предприятие с машинным производством


  1. Соотнесите сословия общества нового времени и их характерные черты:

Черты: Сословия:

  1. главные занятия – светские приемы, охота;

заключение браков в своем кругу; а) средний класс

2) представители этого сословия, приспосабливаясь

к новым условиям, занимают руководящие посты

в банках, промышленных компаниях; вступают б) буржуазия

в брак с наследниками больших состояний;

3) сословие пестрое по составу; очень много работают,

отдавая время и силы своему делу, наживая в) новая аристократия

миллионные состояния;

4)лица свободных профессий; главный признак – г) рабочий класс

устойчивое материальное положение;

5) низкая заработная плата, тяжелые условия труда,

используется женский и детский труд. д) старая аристократия


  1. Отметьте изменение, произошедшее в образовании:

а) образование стало полностью подчинено церкви

б) образование стало платным

в) образование стало государственным


5. Новым видом искусства в 19 веке становится:

а) театр


б) кино

в) живопись



6. Соотнесите общественные движения и их идеи:

Идеи: Движения:

а) путь реформа, а не революций

б) право человека на жизнь, свободу, собственность,

равенство перед законом 1) либерализм

в) нет классов и сословий, в обществе все равны

г) сохранение старого порядка и традиционных

ценностей 2) консерватизм

д) сильная власть государства, подчиняющая

себе личность

е) отмена частной собственности 3) социализм

ж) свободный рынок, конкуренция, не вмешательство

государства в экономические отношения

з) сохранение сословных и классовых различий


7. Дайте определение понятиям:

а) модернизация

б) промышленный переворот

в) монополия

г) либерализм

д) консерватизм

д) социализм

скачать

nenuda.ru

Завершение промышленного переворота в Англии (Великобритании)

1830-1840-е гг. стали временем завершения промышленного переворота в Англии (Великобритании). К середине XIX в. ремесленный труд был полностью вытеснен фабричным производством. Рабо­чие были оторваны от земли и поставлены в полную зависимость от заработка на промышленных предприятиях. В Великобрита­нии образовался многочисленный класс наёмных работников, лишённых всякой собственности и способных только продавать свой труд. Благодаря этому Великобритания стремительно развивалась: быстро росло городское население, которое в середине века составляло почти половину всего населе­ния страны. В обезлюдевшей деревне на место традиционного крестьянского хозяйства пришло крупное фермерское производ­ство, в котором широко использовались передовая агротехника и машины. Весь образ жизни сельской Англии полностью изме­нился.

Успеху промышленного переворота во мно­гом способствовало бурное строительство же­лезных дорог. Первая пассажирская железно­дорожная линия Манчестер — Ливерпуль была построена в 1829 г., а в последующие годы строительство железных дорог приняло широ­кий размах. В одном 1836 г. в строй вошло сра­зу 29 новых линий. Железнодорожное строи­тельство стимулировало ускоренное развитие машиностроения, что, в свою очередь, способ­ствовало быстрому развитию металлургии. Та­ким образом, в дополнение к текстильному производству, с которого начинался промыш­ленный переворот, в Великобритании была создана мощная тяжёлая индустрия. А её по­стоянно растущие потребности в металличе­ских рудах и каменном угле привели к созда­нию развитой горнорудной промышленности.

Первая железная дорога в Англии
Мост Айрон-Бридж — первый в мире металлический мост, известен как символ промышленного переворота

Промышленное развитие сопровожда­лось дальнейшим ухудшением положения рабочего класса. Рабочий день длился 12-14 часов, на фабриках и шахтах широ­ко использовался труд женщин и детей, которым можно было платить гораздо меньше взрослых рабочих. Однако и зара­боток мужчин упал ниже прожиточного минимума. При этом над рабочими посто­янно висела угроза остаться без работы, а следовательно без всяких средств к су­ществованию. Их уделом были голод, болезни, жизнь в ужасающих трущобах и в итоге — ранняя смерть. Даже парла­ментарии признавали, что в стране фактически сложились «две на­ции, между которыми не было связей и симпатии, которые в своих чувствах и мыслях не понимали друг друга, как жители разных поя­сов и планет, различно воспитанные, кормящиеся различной пи­щей и подчинённые разным законам».

Закон о бедных

Церковные приходы, на которые закон возлагал попечение о бед­няках, уже не справлялись с их наплывом. В этих условиях первый ли­беральный парламент, избранный после реформы, принял в 1834 г. новый закон о бедных, в основу которого был положен главный принцип тогдашней политической экономии — индивидуализм, пре­дусматривавший, что каждый должен сам решать свои проблемы. Законодатели оставляли рабочих со всеми их бедствиями на произвол капиталистов. Право на помощь со стороны приходов сохранялось только за теми бедняками, которые были полностью лишены способ­ности к труду, все остальные направлялись в «работные дома», усло­вия содержания в которых были хуже тюремных. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Неизвестный автор. Металлургический посёлок Коулбруксдейл ночью

Возмущение законом о бедных, «попирающем все божественные законы», и результатами парламентской реформы, которая не при­несла рабочим избирательных прав, а также давнее недовольство «хлебными законами» привело к тому, что среди рабочих начала зреть мысль о самостоятельных действиях для улучшения своей уча­сти. Основные надежды возлагались на достижение всеобщего из­бирательного права, которое позволило бы рабочим получить дос­туп к политической власти. Эта мысль была воплощена в 1836 году в виде Народной хартии — чартистского движения.

На этой странице материал по темам:
  • Краткий конспект завершение промышленного переворота

  • История английской литературы 19 век кратко шпаргалка

  • Время завершения промышленного переворота в великобритании

  • История новая завершение промышленного переворота

  • Внешняя политика великобритании в 19 веке

Вопросы по этому материалу:
  • Каковы были причины чартистского движения?

doklad-referat.ru

Начало промышленного переворота — стр. 29

Начало промышленного переворота

Уже в конце XVIII — начале XIX вв. в процессе промышленного производства немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технику и технологию. На базе английских машин развивалась хлопчатобумажная промышленность. Устанавливались печи по выплавке чугуна с применением каменного угля. Применялось пудлингование. Но многие ценные технические приспособления и машины были созданы немецкими изобретателями.

Промышленный переворот в Германии прошел через ряд этапов. До 50-х гг. на его начальной стадии были затронуты в основном отрасли текстильной промышленности. Следующие два десятилетия (60—70-е гг.) были связаны с развитием отраслей тяжелой промышленности — угольной, металлургии, машиностроения. Конец 70-х гг. характеризовался завершением промышленного переворота и совпал по времени с монополизацией производства.

Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза. Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX в. был еще более значительным — в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии.

Большое значение придавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства. Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.

Первая железная дорога в Германии

И все же в 30—40-х гг. промышленный переворот еще не набрал полную силу и находился на начальной стадии. К примеру, суммарная мощность паровых машин всей Пруссии в середине 40-х гг. лишь на немного превышала оснащение ланкаширских хлопчатобумажных фабрик в Англии, где работало более 710 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с.

Промышленный подъем 5060-х гг.

Основанием для экономического подъема 50—60 гг. послужил ряд обстоятельств, в том числе и определенные результаты буржуазной революции 1848 г. Так, в послереволюционное время был принят коммерческий кодекс, создан Верховный коммерческий суд, введен новый промысловый устав, ликвидировавший остатки цеховых привилегий и облегчивший формирование новых акционерных обществ, установлена единая система мер и весов, введены единые железнодорожные тарифы. Положительную роль сыграло и срединное географическое положение страны, превратившее Германию в страну европейского транзита.

К тому же, активное железнодорожное строительство способствовало экономическому единению страны, оказывало мощное стимулирующее воздействие на подъем крупной, особенно тяжелой промышленности. Государство проявляло значительный интерес к железнодорожному строительству, оценивая его военно-стратегическое значение. Многие железные дороги становились казенными предприятиями, а некоторые после государственного финансирования при их строительстве национализировались. К началу 70-х гг. государство владело более 40% всей железнодорожной сети страны. Строительство железных дорог, в свою очередь, расширяло спрос на уголь, рельсы, паровозы, вагоны.

Мощный стимул развитию крупной индустрии был дан милитаристской ориентацией Пруссии, которая стала во главе объединения Германии «железом и кровью». В эти годы были заложены основы германской военной промышленности — производство пушек А. Крупном, А. Борзигом и др.

Формированию новых отраслей и технологий способствовали крупные открытия и разработки. Мировую значимость приобрело создание Э. В. Сименсом динамо-машины (1867), а также получение синтетических красителей из каменного угля — основы анилиновых красок (1856). Начато развитие производства калийных удобрений и т. д.

Однако для развития крупной промышленности требовалось преодоление иностранной конкуренции и мобилизация значительных капиталовложений. Главными составляющими в этом процессе стали выкупные платежи крестьян, ограбление своего пролетариата, труд которого оплачивался довольно низко, а также вывоз на европейский рынок хлеба, картофельной водки, сахара, шерсти.

В этот же период закладываются основы кредитной системы сдраны, создаются акционерные банки и компании. Так, в 50—60-е гг. в Пруссии было создано около 300 горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных и других компаний с капиталом около 2,5 млрд. марок.

В результате за 50—70-е гг. промышленность Германии достигла невиданных для XIX в. темпов роста. По этому показателю страна обогнала Англии и Францию. За 50-е гг. объем промышленной продукции удвоился, за 60-е гг. вырос еще в полтора раза. На долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Особенных успехов добилась тяжелая промышленность. За 60-е гг. производство средств производства возросло на 23%, а предметов потребления — лишь на 9%. За 50—60-е гг. добыча угля возросла почти в пять раз, производство чугуна — более чем в семь раз, длина железных дорог увеличилась более чем в три раза, мощность паровых двигателей — в девять раз. По этим показателям Германия опередила Францию. Однако промышленный переворот еще не был полностью завершен. В ряде отраслей промышленности сохранилось ремесленное производство. И сельское хозяйство пока преобладало над промышленностью.

Положение трудящихся

Эти десятилетия были особенно тяжелыми как для промышленных, так и для сельскохозяйственных работников. Для села — это бремя платежей, феодальных повинностей, эксплуатация батраков, для города — неуклонное снижение среднего уровня заработной платы. Труд немецких рабочих оплачивался в 1,6 раза меньше, чем англичан, и в 4,6 раза меньше, чем в США. Организация труда на фабриках вела к его интенсификации. Рабочий день продолжался 13—16 часов. В конце кризисных 40-х гг. безработица составляла на ряде предприятий до четверти занятых.

Широкий размах в Германии получило рабочее движение. Экспансия капитализма и реакционный полицейский режим крайне обострили классовые противоречия. В середине XIX в. страна стала центром мирового революционного движения и возникновения марксизма. Здесь в 1847 г. состоялся первый конгресс «Союза коммунистов», поручивший К. Марксу и Ф. Энгельсу подготовить «Манифест Коммунистической партии», опубликованный в начале 1848 г.

Торговля. Банки

Успехи индустриализации страны существенно отразились на развитии торговли. Внутри страны увеличился товарооборот. За 50—60-е гг. грузоперевозки по стране выросли со 190 до 4045 млн. т-км, т. е. более чем в 21 раз. Объем денежного обращения увеличился более чем в 27 раз. Расширилась торговля на крупнейших ярмарках, особенно Лейпцигской. Создавались крупные универсальные магазины. Товарные биржи оформляли значительные оптовые сделки.

Не отставала и внешняя торговля. Лишь за 50-е гг. вывоз немецких товаров утроился, а импорт увеличился в два раза. Было достигнуто положительное сальдо торгового баланса. Общий объем внешней торговли за 50—60-е гг. утроился.

Со второй половины XIX в. все более в германском экспорте увеличивалась доля промышленной продукции. На международные рынки вышли немецкие машины, металлоизделия, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, кожевенные изделия, уголь, сахар и др. Предметами ввоза стали в основном продукты сельского хозяйства и сырье (пшеница, ячмень, хлопок, шерсть, сырые кожи, железная и медная руды и пр.).

Попытка перейти к фритредерству оказалась неудачной и недолговечной, хотя и обеспечила на некоторое время германскому юнкерству возможность экспортировать в Англию беспошлинно свою сельскохозяйственную продукцию. Пока еще Германия не сумела оградить себя от английской конкуренции. Завершение индустриализации страны, связанное с переходом от вывоза сельскохозяйственной продукции к ее ввозу, а в импорте промышленной продукции к ее экспорту, требовало политики жесткого протекционизма.

Вторая половина ХЕХ в. характеризовалась невиданным грюндерством (учреждением акционерных компаний). Если за 1800—1870 гг. было учреждено около 500 акционерных обществ, то только в 70-е гг. — 968 с капиталом около 3 млрд. марок. Получил развитие капиталистический кредит. Сложилась сеть эмиссионных банков. Ведущие позиции занял Прусский банк. Акционерные коммерческие банки, особенно Немецкий банк в Берлине (1870), Дрезднерский банк (1872) и другие стали средоточием мобилизации национальных капиталов.

Промышленный подьем 7090-х гг.

К началу 70-х гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился в основных технико-экономических показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась. Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Вместо пудлингования нашли применение более производительные томасовский и мартеновский методы выплавки металла. Производительность труда превышала соответствующие показатели во Франции и Англии. Расширились объемы внешней торговли.

Ведущую роль в этом сыграли победа во франко-прусской войне (1870—1871) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871). Так, победа над Францией принесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную на оснащение немецкого производства. Кроме того, Германия заполучила богатые французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и железные руды из Франции существенно пополнили германскую угольно-металлургическую базу Рейнского и Саарского бассейнов. Это вывело тяжелую промышленность Германии, особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции в стране. Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленность захваченных французских провинций, Германия удвоила выпуск ситценабивной продукции.

В свою очередь, образование единой Германской империи разрешало ряд важнейших проблем, ранее тормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственный аппарат управления. Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был получен выход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В 70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер и весов, общегерманское железнодорожное и почтовое право. Гражданам Германской империи декретировались гарантия частной собственности, свобода промысла и договорного соглашения.

В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнему государственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство. Многие железные дороги были национализированы.

Завершение промышленного переворота и его последствия

С завершением в конце 70-х гг. промышленного переворота рост производства особенно усилился. Немецкая индустрия опиралась на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, передачу электроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала масса наемных работников. Источником ее пополнения был как самый высокий среди ведущих стран уровень рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников и крестьян.

Ускорились темпы железнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х гг. было построено железных дорог больше, чем за предыдущее десятилетие. За 1870—1910 гг. протяженность железных дорог выросла более чем в 33 раза и составила около 60 тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось создание системы ширококолейных железных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждому городу или заводу.

На столь крупное железнодорожное строительство были направлены капиталы из разных источников: это и собственные денежные средства акционерных обществ, и иностранные, особенно английские инвестиции, а также контрибуция, полученная от Франции.

Масштабное железнодорожное строительство способствовало подлинному расцвету германской индустрии. Особенно мощным толчком для развития технической базы производства, машиностроения и транспорта в конце XIX — начале XX вв. послужило использование двигателей внутреннего сгорания и электроэнергии. Продукция металлургии и машиностроения стала основой германского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла на первое место в мире. В конце XIX в. получили мощное развитие новые отрасли, особенно электротехническая, алюминиевая, химическая. Нехватка сырья несколько сдерживала развитие легкой и пищевой промышленности.

В целом за последнюю треть XIX в. объем производства немецкой промышленности вырос в пять раз, в то время как во Франции — в три раза, а в Англии — всего в два раза. В итоге к концу XIX в. Германия превратилась из аграрно-индуст-риальной в мощную индустриально-аграрную державу.

Неуклонно возрастало городское население, увеличившееся за 70—90-е гг. с 33 до 50%, а в 1910 г. составившее уже 60%

Сельское хозяйство

К 70-м годам аграрные реформы завершились. Однако рост продукции этой отрасли хозяйства несколько сдерживался феодальными пережитками, а также сохранившимся крупным феодальным землевладением и высоким размером абсолютной ренты. В ряде крупных поместий Восточной Пруссии многие крестьяне получили свободу, но не получив земли, стали наемными работниками в поместьях юнкеров.

Государство продолжало принимать меры по подъему уровня сельскохозяйственного производства. В частности, был принят закон об ограничении произвола ростовщиков. Пропагандировалась агрокультура в специально созданном агрономическом обществе, опытных станциях и сельскохозяйственных школах. Складывались сельскохозяйственные товарищества. Все шире применялись сельскохозяйственная техника и минеральные удобрения.

Такие методы интенсивного ведения сельскохозяйственного производства дали положительные результаты: наполовину выросла урожайность, расширились посевы технических культур, увеличилось поголовье скота.

Монополии

В последней трети XIX в. концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации. Преобладали картели и синдикаты, особенно в отраслях добывающей и связанной с ней тяжелой промышленности. Объединения этого типа монополизировали лишь сферу сбыта. В технико-экономическом и организационном отношениях предприятия сохраняли свободу.

Особенно крупные монополии сформировались в горной, металлургической, машиностроительной и строительной отраслях. За 80—90-е гг. число предприятий с количеством рабочих свыше одной тысячи человек увеличилось в четыре раза. Был создан Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат. Он подчинил себе 95% добычи угля Рурского бассейна и более 40% всей угледобычи страны. Крупные монополистические объединения сформировались в электротехнической (АЭГ-Всеобщее общество электричества и «Сименс»), в сталелитейной и военной (фирма «Крупп»), химической (//. Г. Фарбениндустри), судостроительной (Северо-Германский Ллойд и Гамбургско-Американская компании) и других отраслях промышленности. Число картелей и синдикатов выросло в 50 раз: с шести в 1870 г. до 300 в 1900 г. Своеобразие германских монополий сводилось их величине — порою они объединяли десятки и даже coti предприятий.

Монополизация затронула и банковскую сферу. В начале XX в. девяти крупнейшим банкам принадлежала половина все вкладов или более четырех пятых банковского капитала Германии. Значительные внутренние инвестиции направлялись н подъем немецкой индустрии.

Экспансия германского империализма

В конце XIX в. Германия активизировал пропаганду плана империалистических аннексий, оправдывая его острой нехваткой рынков сырья и сбыта. Страна переросла рамки внутреннего рынка, а большой колониальной империи, откуда могли бы поставляться по низким ценам сырье и куда беспошлинно сбывались бы товары, у Германии не было.

Идея расширения жизненного пространства проявилась создании Пангерманского союза (1891), в необходимости захвата новых территорий и т. д. Были захвачены Того, Камерун, Северо-Западная Африка, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова и др. И все же германские колониальные владения! оставались меньше английских более чем в 11 раз по площади и 32 раза по населению.

Агрессивные аппетиты Германии, подогреваемые внешнеторговой конкуренцией с Англией и Францией, росли. Внешнеэкономические столкновения коснулись и российско-германских взаимоотношений. Так, в конце XIX в. юнкеры добились увеличения таможенных пошлин на импорт российской сельскохозяйственной продукции. А когда Россия ответила тем же на ввозимые из Германии машины и оборудование, разгорелась таможенная война. Победа оказалась за экономически более зрелой Германией. Но взаимоотношения между странами не смягчились.

В Германии складывался мощный военно-промышленный комплекс, на который работала индустрия страны. Значительно увеличились расходы на армию и флот. Совершенствовалось вооружение сухопутных войск. Формировался крупный военно-морской флот. Страна серьезно приступила к подготовке войны за передел мира, захват не только английских и французских колоний, но и территорий в Европе, установление мирового господства.

В конце 70-х был сформирован военный блок Германии с Австро-Венгрией. В начале 80-х в него вошла Италия — сложился Тройственный союз (1882), сыгравший роковую роль в развязывании мировой бойни 1914—1918 гг.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные события, определившие направления и результаты экономической жизни ведущих стран Западной Европы в XIX в.

2. Объясните термин «индустриальная цивилизация».

3. Поясните термин «промышленный переворот». Сравните направления и результаты промышленного переворота во Франции и Германии.

4. Охарактеризуйте социально-экономические последствия промышленного переворота в Англии, Франции и Германии.

5. Объясните, почему Германия, в первой половине XIX в. остававшаяся экономически отсталым государством, к концу XIX в. превзошла Англию и Францию в промышленном отношении.

6. Расскажите об особенностях социально-экономического развития ведущих европейских стран в последней трети XIX в. Какова динамика их экономического лидерства?

7. Что, на ваш взгляд, стало причиной обострения экономических противоречий между наиболее развитыми странами в конце XIX в.?

21. Экономика России в XVIII в.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

refdb.ru

Начало промышленного переворота. Технические достижения — Мегаобучалка

В конце XVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабрич­ной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.

Промышленный переворот начался в Англии в последней тре­ти XVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В 1733 г., например, был изоб­ретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ус­корило производство тканей. Изобретение это стимулировало ра­боту прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.

В других отраслях промышленности тоже в это время произош­ли существенные изменения. В 1765 г. Джеймс Уатт построил па­ровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобре­тение паровой машины привело со временем к повсеместному распространению фабрики.

Для работы машин нужен был уголь, поэтому стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что при­вело к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в. потребовала от владельцев предприя­тий постоянного внедрения на производстве последних достиже­ний науки. Накопленные знания позволили получить из угля кокс и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.

Еще в 1722 г. французский естествоиспытатель А.Реомюр от­крыл секрет производства стали. Рецепты Реомюра стали осуще­ствимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г.Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгора­ния из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Практи­чески одновременно братья Э. и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их именем.

В 1825 г. Дж.Стефенсон провел пассажирский состав. Протя­женность железных дорог росла очень быстро. В 1830 г. стокиломет­ровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г.



Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровозо- и вагоностроения.

Зарождение индустриального общества. Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие стра­ны Европы, США. Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Зародилось и мировоззре­ние, ставшее идейной основой индустриального общества.

Индустриальное общество должно быть основано на идеях сво­боды, равенства и независимости: предприниматели не зависели от власти государства, покупатели и продавцы были равны, каж­дый член общества должен быть свободным в своих действиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получи­ло в Англии. Здесь еще во второй половине XVII в. была установ­лена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конку­ренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможен­ных пошлин.

Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т.е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышлен­ности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемо­го первоначального накопления капитала. Капитал — это деньги, приносящие доход. В XVII —XVIII вв. денежные средства скопи­лись в Англии в таком количестве, что образовался целый слой богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих ка­питалов.

Возникает и промышленный пролетариат — люди, работаю­щие на фабриках. Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм). По закону порча машин кара­лась смертью.

Завершение промышленного переворота в Англии.В первой по­ловине XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Именно в этой стране он приобрел наиболее зрелые, классиче­ские формы своего развития. Англия превратилась в XIX в. в «мас­терскую мира» и оставалась ею почти до конца века.

Наиболее восприимчивой к новым веяниям оказалась легкая промышленность. Это обусловлено тем, что быструю прибыль мо­жет дать лишь продукция, необходимая рядовому потребителю, — одежда, обувь, ткани. Станки и машины, необходимые произво­дителям, приносят прибыль лишь спустя какое-то время.

Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.ВXIX век Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Франци­ей Выдержать страшное напряжение войны помогало лишь опасе­ние вторжения со стороны Франции, объединявшее нацию. Кон­тинентальная блокада, введенная Наполеоном, резко подняла цены на продовольствие, что породило «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала континенталь­ную блокаду, но вызвала новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. Правительство сократило свои заказы. В Англию стало поступать дешевое европейское зерно. Па­дение цен породило панику, охватившую не только фермеров, но и аристократию — лендлордов. Был снижен, а затем и вовсе отме­нен подоходный налог, падавший в основном на богатых, и по­вышены косвенные налоги, ложившиеся бременем на основную массу населения. В 1815 г. были приняты «хлебные законы», фак­тически запрещался ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли. Основной пищей трудовых семей надолго стали картофель и репа.

Несмотря на значительные трудности, ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства в Англии продолжалось.

Экономическое развитие другой ведущей западноевропейской страны — Франции в первой половине XIX в. также продвигалось успешно. В первом десятилетии XIX в. промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных стран, протекционист­ская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако сами войны Наполеона способствовали подрыву экономики. Пораже­ние в борьбе с антифранцузской коалицией нанесло серьезный удар по французской экономике, от которого ей, однако, удалось довольно быстро оправиться. В период правления Бурбонов в промышленности ручной труд продолжал сменяться машинным. Рос­ло количество фабрик и заводов.

В экономическом плане в 30—40-е гг. XIX в. Франция являлась наиболее развитой (после Англии) страной Европы. К концу пер­вой половины XIX в. фабрично-заводской тип производства лиди­ровал в черной металлургии и интенсивно внедрялся в машино­строение. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на 2/3. Быстро развивались новые отрасли, прежде всего химическая.

megaobuchalka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *