4.1.1. Юстиниан I и его знаменитый кодекс. Всемирная история в лицах
4.1.1. Юстиниан I и его знаменитый кодекс
Одной из основ современных государств, претендующих на статус демократических, является господство права, закона. Многие современные авторы считают, что краеугольным камнем действующих правовых систем является Юстинианов кодекс. Что же это за кодекс и кто такой Юстиниан?
Флавий Петр Савватий Юстиниан с 527 по 565 г. являлся византийским императором под именем Юстиниана I. Он стал ключевой фигурой на этапе становления Византийской империи, в эпоху перехода Европы от античности к Средневековью[57].
Он родился в 483 г. в Македонии, которая к тому времени уже принесла миру немало выдающихся деятелей. Дядя будущего императора, Юстин, был из простых крестьян. Он нанялся на военную службу и довольно быстро дорос до начальника дворцовой стражи и сенатора. После смерти императора Анастасия Юстин был избран императором, а племянник занял его место. Юстиниан получил звание консула и в этом качестве приобрел большую популярность, устраивая зрелища в цирке. Дядя Юстин незадолго до своей смерти назначил племянника Юстиниана своим соправителем, и 1 августа 527 г. Юстиниан стал императором.
По приказу Юстиниана была проведена кодификация (систематизация) римского права, на основе которого и был составлен Юстинианов кодекс. Эта грандиозная работа была выполнена группой специалистов во главе с выдающимся юристом Трибонианом в 526–534 гг. Знаменитый Corpus Iuris civilis («Свод гражданского права») составили четыре части: 1) Codex Iustinianus («Кодекс Юстиниана») впервые был издан в 529 г., но вступил в силу в 534-м. В данный кодекс вошли императорские постановления (constitutiones), начиная с императора Адриана, который правил в начале II в., в том числе пятьдесят постановлений самого Юстиниана; 2) Pandectae или Digesta («Дигесты») представляли собой компиляцию взглядов лучших правоведов. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов на те или иные юридические проблемы. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов; 3) Institutiones («Институции», то есть «Основы») являлись учебником права для студентов; 4) «Новеллы» — указы самого Юстиниана.
Император Юстиниан. Фрагмент фрески. 546–547 гг.
Почти в одно время с созданием Юстинианова «Свода гражданского права» было составлено систематическое собрание правил святых отцов: постановлений церковных соборов и императорских указов, относившихся к делам церковным. Это собрание, впоследствии неоднократно дополняемое, получило название «Номоканона». (Позднее византийский «Номоканон» имел важное влияние на устройство Русской православной церкви.)
Юстиниан ознаменовал свое царствование обширным строительством: он воздвиг множество храмов, дворцов, богаделен, водопроводов, пограничных крепостей и прочего. Самое знаменитое из его сооружений — великолепный Софийский собор в Константинополе; над ним работали до десяти тысяч человек в течение шести лет под руководством архитектора Анфимия. Так возник один из самых знаменитых храмов мира. Проведением дорог и сооружением мостов Юстиниан немало облегчил торговое и промышленное движение в своей империи. При нем в Европе впервые началось шелководство, что произошло благодаря хитрости двух монахов: они провезли с Востока в Константинополь яйца шелковичных червей, которые скрыли в своих полых дорожных посохах.
Юстиниан I подчинил себе большую часть Западной Римской империи, павшей под ударами варваров в эпоху великого переселения народов. Также он подчинил Апеннинский полуостров, юго-восточную часть Пиренейского полуострова, часть Северной Африки. Сам себя он называл Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским и Африканским.
Император упразднил должность консула. Эпоха так называемого принципата, когда император считался принцепсом — первым среди равных, осталась в прошлом. Юстиниан считал императорскую власть данной от Бога и полагал себя «равным апостолам». Он хотел в полном формате восстановить Римскую империю, но на новой и мощной единой идеологической основе — христианской. Выходец из крестьянской среды сформировал идею, которая в последующую тысячу лет лежала в основе византийской цивилизации. А затем была воспринята Россией. Византия — второй Рим. Россия — третий.
В правление Юстиниана было подавлено одно из крупнейших восстаний в истории Византии. В 532 г. сторонники племянника покойного императора Анастасия захватили в городе ряд пунктов и пытались свергнуть Юстиниана. Их называли «зелеными», так как во время состязаний на ипподроме возничие на колесницах, принадлежавших партии «зеленых», надевали зеленые плащи. Сторонники Юстиниана были «синими». Предметом споров являлись религиозные, налоговые, кадровые и другие вопросы. Решающую роль сыграли преданные Юстиниану воины, набранные в основном из варваров. Они недрогнувшей рукой вырезали 30 тысяч «зеленых». По предложению императрицы Феодоры мятежного племянника бывшего императора казнили, а у Юстиниана были свои племянники. Зачем ему чужие?
Детей у Юстиниана и Феодоры не было. Императрице приписывают богатое бурное прошлое. У Юстиниана было шесть племянников и племянниц. Один из племянников и стал следующим императором.
Поделитесь на страничке Следующая глава >history.wikireading.ru
Флавий Пётр Савватий Юстиниан | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός | |||||||
Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне | |||||||
| |||||||
Совместно с | Юстин I (1 апреля 527 — 1 августа 527), Феодора[1][2] (1 августа 527 — 28 июня 548) | ||||||
Предшественник | Юстин I | ||||||
Преемник | Юстин II | ||||||
| |||||||
Совместно с | Флавий Валерий | ||||||
Предшественник | Флавий Рустиций и Флавий Виталиан | ||||||
Преемник | Флавий Симмах и Флавий Боэций | ||||||
| |||||||
Предшественник | Веттий Агорий Василий Маворций | ||||||
Преемник | Флавий Деций Юниор | ||||||
| |||||||
Совместно с | Флавий Деций Павлин Юниор | ||||||
Предшественник | Флавий Лампадий и Флавий Руфий Геннадий Проб Орест | ||||||
Преемник | Флавий Велизарий | ||||||
Вероисповедание | христианство | ||||||
Рождение | 11 мая 482[3] Тавресий, Македония | ||||||
Смерть | 14 ноября 565[3](83 года) Константинополь, Византийская империя | ||||||
Место погребения | церковь Апостолов, Константинополь | ||||||
Род | Юстиниана | ||||||
Имя при рождении |
ru-wiki.ru
41-44 — Юстиниан I – краткая биография
41. Личность Юстиниана и Феодоры
Первым замечательным государем Византийской империи и родоначальником внутренних её порядков был Юстиниан I Великий (527‑565), который прославил свое царствование удачными войнами и завоеваниями на Западе (см. Вандальская война 533-534) и доставил окончательное торжество христианству в своем государстве. Преемники Феодосия Великого на Востоке за немногими исключениями были люди малоспособные. Императорский престол достался Юстиниану после его дяди Юстина, который в юности пришел в столицу простым деревенским мальчиком и поступил в военную службу, дослужился на ней до самых высших чинов, а потом сделался императором. Юстин был человек грубый и необразованный, но бережливый и энергичный, так что передал своему племяннику империю в сравнительно хорошем состоянии.
Происходя сам из простого звания (и даже из славянской семьи), Юстиниан женился на дочери одного смотрителя над дикими зверями в цирке, Феодоре, которая прежде была танцовщицей и вела легкомысленный образ жизни. Она оказывала впоследствии большое влияние на своего мужа, отличаясь выдающимся умом, но вместе с тем и ненасытным властолюбием. Сам Юстиниан тоже был человек властолюбивый и энергичный, любил славу и роскошь, стремился к грандиозным целям. Оба они отличались большим внешним благочестием, но Юстиниан склонялся несколько к монофизитству. При них придворная пышность достигла наивысшего развития; Феодора, коронованная императрицей и даже сделавшаяся соправительницей своего мужа, требовала, чтобы в торжественных случаях высшие должностные лица империи прикладывались губами к её ноге.
Юстиниан украсил Константинополь многими великолепными постройками, из которых громкую известность получил храм святой Софии с небывалым дотоле по громадности своей куполом и замечательными мозаичными изображениями. (В 1453 г. турки обратили этот храм в мечеть). Во внутренней политике Юстиниан держался того взгляда, что в империи должна быть одна власть, одна вера, один закон. Нуждаясь в больших денежных средствах для своих войн, построек и придворной роскоши, он ввел множество разных способов увеличения государственных доходов,напр., создавал казенные монополии, устанавливал налоги на жизненные припасы, устраивал принудительные займы и охотно прибегал к конфискации имуществ (особенно у еретиков). Все это истощало силы империи и подрывало материальное благосостояние её населения.
Император Юстиниан со свитой
42. Синие и зелёные
Юстиниан не сразу утвердился на престоле. В начале царствования ему пришлось даже выдержать серьезное народное восстание в самой столице. Население Константинополя давно уже увлекалось конскими бегами, как прежде римляне – гладиаторскими играми. В столичный ипподром стекались десятки тысяч зрителей посмотреть на состязания колесниц, и нередко многотысячная толпа пользовалась присутствием императора в ипподроме, чтобы делать настоящие политические демонстрации в форме жалоб или требований, которые тут же и предъявлялись императору. Наиболее популярные кучера на конских ристаниях цирка имели своих поклонников, распадавшихся на партии, которые различались между собою цветами одежды своих любимцев. Двумя главными партиями ипподрома были синие и зеленые, которые враждовали не только из-за кучеров, но и из-за политических вопросов. Юстиниан и особенно Феодора покровительствовали синим; когда-то раньше зеленые отказали ей в просьбе отдать место её отца при цирке второму мужу её матери, и сделавшись императрицею, она мстила за это зеленым. Разные должности как высшие, так и низшие раздавались только синим; синие всячески награждались; им все сходило с рук, что бы они ни сделали.
Однажды зеленые обратились в ипподроме к Юстиниану с очень настойчивыми представлениями, и когда император отказал, то подняли в городе настоящее восстание, получившее название «Ника», от боевого крика (Νίκα, т. е. побеждай), с которым восставшие, производили нападение на приверженцев правительства. Целая половина города сгорела во время этого возмущения, и восставшие, к которым примкнула также часть синих, даже провозгласили нового императора. Юстиниан собирался спасаться бегством, но был остановлен Феодорой, проявившею большую твердость духа. Она посоветовала мужу бороться и поручить усмирение восставших Велизарию. С готами и герулами, находившимися под его начальством, знаменитый полководец напал на восставших, когда они собрались в ипподроме, и изрубил их около тридцати тысяч человек. Вслед за этим правительство утвердило свое положение многочисленными казнями, ссылками и конфискациями.
Императрица Феодора, жена Юстиниана I
43. Corpus juris
Главным делом внутреннего правления Юстиниана было собрание воедино всего римского права, т. е. всех законов, применявшихся судьями, и всех теорий, излагавшихся юристами (juris prudentes) за все времена римской истории. Это громадное дело было совершено целой комиссией юристов, во главе которой был поставлен Трибониан. Уже раньше делались попытки подобного рода, но только Corpus juris Юстиниана, составлявшийся несколько лет, явился действительным сводом римского права, вырабатывавшегося целыми поколениями римского народа. В Corpus juris вошли: 1) систематизированные по содержание постановления прежних императоров («Юстинианов кодекс»), 2) руководство к изучению нрава («Институции») и 3) систематически же изложенные мнения авторитетных юристов, излеченные из их сочинений («Дигесты» или «Пандекты»). К этим трем частям потом прибавился 4) Сборник новых постановлений Юстиниана («Новеллы»), уже большею частью на греческом языке, с латинским переводом. Эта работа, которою завершилось вековое развитие римского права, имеет историческое значение первостепенной важности. Во‑первых, Юстинианово право послужило основою, на которой развилось все византийское законодательство, оказавшее свое влияние и на право народов, которые заимствовали из Византии начала своей гражданственности. Само римское право стало изменяться в Византии под влиянием новых условий жизни, как об этом свидетельствует большое количество новых законов, изданных самим Юстинианом и издававшихся его преемниками. С другой стороны, это измененное римское право начало восприниматься славянами, которые принимали от греков христианство. Во‑вторых, временное обладание Италией после падения в ней остготского владычества дало возможность Юстиниану утвердить и здесь свое законодательство. Оно тем легче могло здесь привиться, что было, так сказать, только перенесено на родную почву, на которой само первоначально возникло. Позднее на Западе римское право в том виде, какой оно получило при Юстиниане, стало изучаться в высших школах и проводиться в жизнь, что и здесь повлекло за собою целый ряд разнообразных следствий.
44. Византия в VII веке
Юстиниан придал своему царствованию большой блеск, но при его преемниках снова начались внутренние распри (особенно церковные раздоры) и внешние нашествия. В начале VII в. особою жестокостью прославился император Фока, занявший престол посредством мятежа и начавший царствование умерщвлением своего предшественника (Маврикия) и всего его семейства. После кратковременного правления он сам подвергся подобной же участи, когда против него произошло восстание под начальством Ираклия, которого провозгласили императором возмутившиеся солдаты. Это было временем упадка и правительственной деятельности в Византии. Только блестяще одаренный и энергичный Ираклий (610‑641) некоторыми реформами в управлении и войске на время несколько улучшил внутреннее положение государства, хотя и не все предприятия оказывались удачными (напр., его попытка помирить православных и монофизитов на монофелитстве). Новый период в истории Византии начался лишь с вступлением на престол в начале VIII в. малоазиатской или исаврийской династии.
rushist.com
Флавий Пётр Савватий Юстиниан лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός | ||
Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне | ||
| ||
---|---|---|
1 августа 527 — 11 или 14 ноября 565 | ||
Соправители: | Юстин I (1 апреля 527 — 1 августа 527), Феодора[1][2] (1 августа 527 — 28 июня 548) | |
Предшественник: | Юстин I | |
Преемник: | Юстин II | |
| ||
521 | ||
Соправитель: | Флавий Валерий | |
Предшественник: | и Флавий Виталиан | |
Преемник: | Флавий Симмах и Флавий Боэций | |
| ||
528 | ||
Предшественник: | Веттий Агорий Василий Маворций | |
Преемник: | Флавий Деций Юниор | |
| ||
533—534 | ||
Соправитель: | ||
Предшественник: | и Флавий Руфий Геннадий Проб Орест | |
Преемник: | Флавий Велизарий | |
Вероисповедание: | христианство | |
Рождение: | 11 мая 482[3] , Македония | |
Смерть: | 14 ноября 565[3](83 года) |
encyclopaedia.bid
ЮСТИНИАН I Великий — это… Что такое ЮСТИНИАН I Великий?
ЮСТИНИА́Н I Великий (лат. Iustinianus) (ок. 482 — 14 ноября 565, Константинополь), византийский император. Август и соправитель Юстина I (см. ЮСТИН I) с 1 апреля 527, правил с 1 августа 527. Юстиниан был уроженцем Иллирика и племянником Юстина I; по легенде, он славянского происхождения. Играл видную роль в царствование своего дяди и был провозглашен августом за полгода до его смерти. Эпохальное правление Юстиниана прошло под знаком реализации принципов имперского универсализма и воссоздания единой Римской империи. Этому была подчинена вся политика императора, носившая поистине мировой характер и позволившая сосредоточить в его руках огромные материальные и человеческие ресурсы.Ради величия империи велись войны на Западе и Востоке, совершенствовалось законодательство, проводились административные реформы и решались вопросы церковного устроения. Он окружил себя плеядой талантливых советников и полководцев, оставаясь свободным от посторонних влияний, вдохновляясь в своих действиях исключительно верой в единое государство, единые законы и единую веру. «По широте своих политических замыслов, ясно осознанных и строго приведенных в исполнение, по умению пользоваться обстоятельствами, а главное — по искусству определять дарования окружающих и каждому давать соответствующее его способностям дело Юстиниан был редким и замечательным государем» (Ф. И. Успенский).
Главные военные усилия Юстиниана были сосредоточены на Западе, куда были брошены колоссальные силы. В 533—534 его лучший полководец Велисарий (см. ВЕЛИСАРИЙ) разгромил государство африканских вандалов, в 535—555 было уничтожено государство остготов в Италии. В результате под власть римской державы вернулся и сам Рим, и многие из западных земель в Италии, Северной Африке, Испании, в течение ста лет заселявшиеся германскими племенами. Эти территории в ранге провинций были воссоединены с империей, и на них было вновь распространено действие римского законодательства.
Успешному ходу дел на Западе сопутствовало тяжелое положение на дунайских и восточных рубежах государства, лишенных надежной защиты. Много лет (528—562, с перерывами) шли войны с Персией из-за спорных территорий в Закавказье и влиянии в Месопотамии и Аравии, отвлекавшие огромные средства и не давшие никаких плодов. В течение всего правления Юстиниана племена славян, германцев, авар разоряли своими вторжениями задунайские провинции. Недостаток оборонительных ресурсов император стремился компенсировать усилиями дипломатии, заключая союзы с одними народами против других и поддерживая таким образом необходимый баланс сил на границах. Однако подобная политика критически оценивалась современниками, тем более что все возраставшие выплаты союзным племенам чрезмерно отягощали и без того расстроенную государственную казну.
Ценой блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных расходов. Нехватка средств сделалась подлинным бичом его царствования, и в поисках денег Юстиниан нередко прибегал к мерам, которые сам же осуждал: продавал должности и вводил новые налоги. С редкой прямотой Юстиниан заявил в одном из своих указов: «Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императора — уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью». Строгость во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска».
С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы.
Городская жизнь при Юстиниане характеризовалась борьбой партий цирка, т. н. димов. Подавление восстания Ника 532 в Константинополе, спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию Юстиниану среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер императорской власти. В 534 был издан Свод гражданского права (Corpus juris civilis или Codex Justiniani, см. Кодекс Юстиниана (см. КОДЕКС ЮСТИНИАНА)), давший нормативное изложение римского права и сформулировавший основы имперской государственности.
Церковная политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства вероисповедания. В 529 была закрыта Афинская академия, начато преследование еретиков и язычников, наполнившее все царствование Юстиниана. Гонения на монофизитов (см. МОНОФИСИТЫ), вплоть до открытия военных действий, опустошили восточные провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии. Папство при нем совершенно подчинилось императорской воле. В 553 по инициативе Юстиниана в Константинополе был созван V Вселенский собор, на котором был разрешен т. н. «спор о трех главах» и, в частности, осужден Ориген (см. ОРИГЕН).
Правление Юстиниана отмечено размахом строительства. Согласно Прокопию, император «умножил укрепления по всей стране, так что каждое земельное владение было обращено в крепость или близ него расположен военный пост». Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532—37), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и сановников двора.
В течение 25 лет бремя власти разделяла с императором его жена Феодора, обладавшая сильной волей и государственным умом. Влияние этой «великой честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести наравне с императором, подданные отныне приводились к личной присяге обоим царственным супругам. Во время восстания Ника Феодора спасла для Юстиниана трон. Сказанные ею слова вошли в историю: «Кто раз надел диадему, тот не должен переживать ее гибели… Что до меня, то я придерживаюсь старого изречения: пурпур — лучший саван!». В течение 10 лет после смерти Юстиниана многие из его завоеваний были сведены к нулю, и идеи универсальной империи надолго стали риторической фигурой. Тем не менее, царствование Юстиниана, которого называют «последним римским и первым византийским императором», стало этапом в становлении феномена византийской монархии.
dic.academic.ru
Юстиниан i
, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниа́н I (греч. Ιουστινιανός Α’) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483, Тавресий, Верхняя Македония — 14 ноября 565, Константинополь) — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским
.
Юстиниан — один из наиболее значимых правителей поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому правлению. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii)[2]. На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, южной Испанией и частью Северной Африки. Еще одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм[3], был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии, поражающий своей красотой и великолепием.
В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая вспышка чумы в Византии[4][5] и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя восстание Ника, спровоцированного налоговым гнётом и церковной политикой императора.
1. Происхождение и юность
1.1. Этническая принадлежность
Относительно происхождения Юстиниана и его семьи существуют различные версии и теории. Большинство источников, в основном греческие и восточные (сирийские, арабские, армянские), а также славянские (целиком основанные на греческих), называют Юстиниана фракийцем; некоторые греческие источники и латинская хроника Виктора Тонненнесиса называют его иллирийцем; наконец Прокопий Кесарийский утверждает, что родиной Юстиниана и Юстина была Дардания. Во всех этих трёх определениях нет противоречия между собой. В начале VI века гражданская администрация Балканского полуострова была разделена между двумя префектурами. Praefectura praetorio per Illyricum, меньшая из них, включала в себя два диоцеза — Дакию и Македонию. Таким образом, когда источники пишут, что Юстин был иллирийцем, они имеют в виду, что он и его семья были жителями иллирийской префектуры. В свою очередь, провинция Дардания входила в диоцез Дакии. Подтверждением фракийской теории происхождения Юстиниана может служить также тот факт, что имя Sabbatius с большой вероятностью происходит от имени древнего фракийского божества Sabazius.[6][7]
Вплоть до конца XIX века пользовалась популярностью теория о славянском происхождении Юстиниана, основанная на изданном Никколо Аламанни трудом некоего аббата Теофила (Богумила) под названием Iustiniani Vita. В нём вводятся для Юстиниана и его родственников особые имена, имеющие славянское звучание. Так, отец Юстиниана, именуемый по византийским источникам Савватием, был назван Богомилом Istokus, а имя самого Юстиниана звучало как Upravda. Хотя происхождение опубликованной Аллеманом книги вызывало сомнения, теории, основанные на ней, интенсивно развивались до тех пор, пока в 1883 году Джеймс Брайс (англ.) не произвёл исследований оригинала рукописи в библиотеке дворца Барберини. В опубликованной в 1887 году статье он аргументировал точку зрения, что данный документ не представляет исторической ценности, и сам Богумил едва ли существовал. В настоящее время Iustiniani Vita рассматривается как одна из легенд, связывающих славян с великими деятелями прошлого, такими как Александр Македонский и Юстиниан[6]
1.2. Место рождения
Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (лат. Tauresium), рядом с фортом Бедериана (лат. Bederiana)[8]. Об этом месте Прокопий далее говорит, что рядом с ним был впоследствии основан город Юстиниана Прима, руины которого сейчас находятся на юге-востоке Сербии.[9] также Прокопий сообщает, что в Юстиниан существенно укрепил и произвёл многочисленные улучшения в городе Ульпиана, переименовав его в Юстиниана-Секунда. Рядом он воздвиг ещё один город, назвав его Юстинополис, в честь своего дяди.[10]
Большинство городов Дардании было разрушено в царствование Анастасия мощным землетрясением 518 года. Рядом с разрушенной столицей провинции Скупи был построен Юстинополис, вокруг Тавресия была возведена мощная стена с четырьмя башнями, которую Прокопий называет Тетрапиргия.[11]
Названия «Бедериана» и «Тавресий» дошли до нашего времени в виде названия деревень Бадер и Таор около Скопье. Оба этих места были исследованы в 1885 году английским археологом Артуром Эвансом, который нашёл там богатый нумизматический материал, подтверждающий важность после V века расположенных здесь поселений. Эванс пришёл к выводу, что район Скопье является местом рождения Юстиниана, подтвердив отождествление старых населённых пунктов с современными деревнями.[12]
1.3. Семья Юстиниана
Имя матери Юстиниана, сестры Юстина, Бигленица приводится в Iustiniani Vita, о недостоверности которой сказано выше. Поскольку другой информации на этот счёт нет, можно считать, что её имя нам тоже не известно. То, что мать Юстиниана была сестрой Юстина, подтверждают многочисленные источники.
По поводу отца Юстиниана есть более достоверные известия. В «Тайной истории» Прокопий приводит следующий рассказ:
Отсюда мы узнаём имя отца Юстиниана — Савватий. Другой источник, где упоминается это имя — так называемые «Акты по поводу Каллоподия», включённые в хронику Феофана и «Пасхальную хронику (англ.)русск.» и относящимся к событиям, непосредственно предшествующим восстанию Ника. Там прасины, в ходе разговора с представителем императора, произносят фразу «Лучше бы не родился Савватий, он не породил бы сына-убийцу.»[13]
У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (лат. Petrus Sabbatius) и Вигилантия (лат. Vigilantia). Письменные источники нигде не упоминают настоящее имя Юстиниана, и только на консульских диптихах[14] 521 года мы видим надпись лат. Fl. Petr. Sabbat. Justinian. v. i., com. mag. eqq. et p. praes., et c. od., означающую лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, vir illustris, comes, magister equitum et peditum praesentalium et consul ordinarius.[6]
Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником.
1.4. Ранние годы и царствование Юстина
Дядя Юстиниана — Юстин в числе других иллирийских крестьян, спасаясь от крайней нужды, пешком пришел из Бедерианы в Византий и нанялся на военную службу. Прибыв в конце царствования Льва I в Константинополь и поступив на службу в императорскую гвардию, Юстин быстро рос по службе, и уже в царствование Анастасия принимал участие в войнах с Персией в качестве военачальника. Далее Юстин отличился при подавлении восстания Виталиана. Таким образом, Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита и сенатора.
Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, зачем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право, после чего ему был присвоено звание лат. candidati, то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора.
По смерти Анастасия в 518 году Юстину удалось сравнительно легко захватить власть, несмотря на то, что имелось большое количество более богатых и влиятельных кандидатов. По мнению Прокопия, в этом была воля высших сил, заинтересованных в конечном возвышении Юстиниана. Процедура избрания описана Петром Патрикием (англ.)русск.[6]. Среди причин, обеспечивших избрание Юстина и возвышение Юстиниана является поддержка патриарха Иоанна II, который был заверен в том, что новая династия будет верна решениям Халкидонского собора, в отличие от про-монофизитски настроенного Анастасия. Вероятно, важную роль в этом сыграл богословски образованный Юстиниан. Непосредственно после избрания Юстина императором он назначил племянника лат. comes domesticorum начальником специального корпуса дворцовой стражи, о чём известно из письма папы Гормизда, датированного началом 519 года.
В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке, которая выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить Юстиниана своим соправителем. По свидетельству хрониста Иоанна Зонары, Юстин в ответ на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении Юстиниана, прося присвоить ему звание лат. nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему было присвоено высшее звание цезаря. Несмотря на то, что такая блистательная карьера не могла не иметь под собой реального влияния, достоверной информации о роли Юстиниана в управлении империей в этот период нет.
С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем. Церемония, дошедшая до нас в описании Петра Патрикия в трактате лат. De ceremoniis Константина Багрянородного, произошла на Пасху, 4 апреля 527 года — Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы как август и августа.
Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года.
2. Внешность и прижизненные изображения
Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. В своей «Тайной истории» Прокопий описывает Юстиниана следующем образом:
Иоанн Малала дополняет, что Юстиниан цвет лица имел светлый, волосы вьющиеся с заметной проплешиной, голова и усы начали рано седеть.[15] Из прижизненных изображений сохранились мозаики церкви Сан-Витале и храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе, оба в Равенне. Первое относят к 547 году, второе позднее примерно на десять лет.[15] В апсиде Сан-Витале император изображен с удлиненным лицом, вьющимися волосами, заметными усами, властным взглядом. На мозаике в храме Сант-Аполлинаре император постаревший, несколько полноватый без усов, с заметным вторым подбородком.
Юстиниан был изображён на одном из самых больших (36 солидов или ½-фунта) известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей. Медальон был переплавлен, однако сохранились его изображения и слепок, позволяющий изготавливать с него копии.[16]
В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора. Некоторое представление о внешности императора дают сохранившиеся рисунки возведённой в 542 году колонны Юстиниана. Обнаруженный в Керчи в 1891 году и хранящемся сейчас в Эрмитаже серебряный миссорий первоначально считался изображением Юстиниана[17]. Возможно, Юстиниан изображён и на знаменитом диптихе Барберини (англ.)русск., хранящемся в Лувре.
В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него.
3. Юстиниан и Феодора
Яркое изображение ранней карьеры будущей императрицы дано с многочисленными подробностями в «Тайной истории»; Иоанн Эфесский просто отмечает, что «она пришла из борделя»[18]. Несмотря на мнение отдельных исследователей, что все эти утверждения являются недостоверными и преувеличенными[19], общепризнанная точка зрения в целом соглашается с описанием событий ранней карьеры Феодоры, данным Прокопием. Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе. Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии. Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействие императрицы, и до смерти последней в 523 или 524 году, бракосочетание было невозможным.[20]
Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке» (лат. De nuptiis), отменившего закон императора Константина I, запрещающий человеку, достигшему сенаторского звания, жениться на блуднице.
После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой.
4. Внешняя политика
4.1. Направления дипломатии
Во внешней политике имя Юстиниана связано, прежде всего, с идеей «восстановления Римской империи» или «реконкисты Запада». В настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. Согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата Запада существовала в Византии начиная с конца V века. Эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновения варварских королевств, исповедующих арианство, должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату Римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере.[21]
Альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить Запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами. В пользу этого говорят различные косвенные признаки, например, исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети VI века слов и выражений, так или иначе упоминавших Африку, Италию и Испанию, а также утрата интереса византийцев к первой столице империи.[22]
en.coolreferat.com
Юстиниан I Великий — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Юстиниа́н I Великий (лат. Iustinianus) (ок. 482 — 14 ноября 565, Константинополь), византийский император. Август и соправитель Юстина I с 1 апреля 527, правил с 1 августа 527. Юстиниан был уроженцем Иллирика и племянником Юстина I; по легенде, он славянского происхождения. Играл видную роль в царствование своего дяди и был провозглашен августом за полгода до его смерти. Эпохальное правление Юстиниана прошло под знаком реализации принципов имперского универсализма и воссоздания единой Римской империи. Этому была подчинена вся политика императора, носившая поистине мировой характер и позволившая сосредоточить в его руках огромные материальные и человеческие ресурсы.Ради величия империи велись войны на Западе и Востоке, совершенствовалось законодательство, проводились административные реформы и решались вопросы церковного устроения. Он окружил себя плеядой талантливых советников и полководцев, оставаясь свободным от посторонних влияний, вдохновляясь в своих действиях исключительно верой в единое государство, единые законы и единую веру. «По широте своих политических замыслов, ясно осознанных и строго приведенных в исполнение, по умению пользоваться обстоятельствами, а главное — по искусству определять дарования окружающих и каждому давать соответствующее его способностям дело Юстиниан был редким и замечательным государем» (Ф. И. Успенский).
Главные военные усилия Юстиниана были сосредоточены на Западе, куда были брошены колоссальные силы. В 533-534 его лучший полководец Велисарий разгромил государство африканских вандалов, в 535-555 было уничтожено государство остготов в Италии. В результате под власть римской державы вернулся и сам Рим, и многие из западных земель в Италии, Северной Африке, Испании, в течение ста лет заселявшиеся германскими племенами. Эти территории в ранге провинций были воссоединены с империей, и на них было вновь распространено действие римского законодательства.Успешному ходу дел на Западе сопутствовало тяжелое положение на дунайских и восточных рубежах государства, лишенных надежной защиты. Много лет (528-562, с перерывами) шли войны с Персией из-за спорных территорий в Закавказье и влиянии в Месопотамии и Аравии, отвлекавшие огромные средства и не давшие никаких плодов. В течение всего правления Юстиниана племена славян, германцев, авар разоряли своими вторжениями задунайские провинции. Недостаток оборонительных ресурсов император стремился компенсировать усилиями дипломатии, заключая союзы с одними народами против других и поддерживая таким образом необходимый баланс сил на границах. Однако подобная политика критически оценивалась современниками, тем более что все возраставшие выплаты союзным племенам чрезмерно отягощали и без того расстроенную государственную казну.
Ценой блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных расходов. Нехватка средств сделалась подлинным бичом его царствования, и в поисках денег Юстиниан нередко прибегал к мерам, которые сам же осуждал: продавал должности и вводил новые налоги. С редкой прямотой Юстиниан заявил в одном из своих указов: «Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императора — уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью». Строгость во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска».
С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы.
Городская жизнь при Юстиниане характеризовалась борьбой партий цирка, т. н. димов. Подавление восстания Ника 532 в Константинополе, спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию Юстиниану среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер императорской власти. В 534 был издан Свод гражданского права (Corpus juris civilis или Codex Justiniani, см. Кодекс Юстиниана), давший нормативное изложение римского права и сформулировавший основы имперской государственности.Церковная политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства вероисповедания. В 529 была закрыта Афинская академия, начато преследование еретиков и язычников, наполнившее все царствование Юстиниана. Гонения на монофизитов, вплоть до открытия военных действий, опустошили восточные провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии. Папство при нем совершенно подчинилось императорской воле. В 553 по инициативе Юстиниана в Константинополе был созван V Вселенский собор, на котором был разрешен т. н. «спор о трех главах» и, в частности, осужден Ориген.Правление Юстиниана отмечено размахом строительства. Согласно Прокопию, император «умножил укрепления по всей стране, так что каждое земельное владение было обращено в крепость или близ него расположен военный пост». Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532-37), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и сановников двора.
В течение 25 лет бремя власти разделяла с императором его жена Феодора, обладавшая сильной волей и государственным умом. Влияние этой «великой честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести наравне с императором, подданные отныне приводились к личной присяге обоим царственным супругам. Во время восстания Ника Феодора спасла для Юстиниана трон. Сказанные ею слова вошли в историю: «Кто раз надел диадему, тот не должен переживать ее гибели… Что до меня, то я придерживаюсь старого изречения: пурпур — лучший саван!». В течение 10 лет после смерти Юстиниана многие из его завоеваний были сведены к нулю, и идеи универсальной империи надолго стали риторической фигурой. Тем не менее, царствование Юстиниана, которого называют «последним римским и первым византийским императором», стало этапом в становлении феномена византийской монархии.
- Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.
- Бейкер Джордж. Юстиниан. Великий законодатель. — М.: Центрполиграф, 2004.
- Черетаев А. А. Византия. Юстиниановская эпоха. — М.: Аврелия, 2004.
- Дигесты Юстиниана. — М.: Статут, 2003.
- Институции Юстиниана. — М.: Зерцало, 1998.
- Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. — М.: Арктос, 1996.
megabook.ru