Взаимные обязанности сеньора и вассала – Определите обязанности сеньора и вассала 1 наделить землёй, населенной крестьянами, за верную службу 2 помочь своему господину материально, когда тот посвящает в рыцари старшего сына

Основные обязанности вассалов перед сеньором


Для того, чтобы стать чьим-нибудь вассалом заключался устный договор. Он назывался оммаж от латинского слов homa – человек. Именно в таком договоре определялись основные обязанности вассала. Заключался оммаж следующим образом. Человек приходил к сеньору, становился на колени и клал свои ладони на ладони сеньора. После чего говорил, что теперь он его вассал. Условия подданства вассала строго обговаривалось. За год каждый вассал обязан воевать за сеньора не меньше 40 дней. Вассал не имеет права пропускать сеньориальные курии. По отношению к сеньору вассал обязан выкупать его из плена, оказывать денежную помощь в случае посвящение сына вассала в рыцари или замужества старшей дочери. Взамен вассал получал земельный участок с крестьянами. В то время такой участок назывался феод. Стоит отметить, что в случае добросовестного выполнения своих обязанностей, никто не имел права отобрать у вассала феод. В том числе и король! А если сеньор требовал больше, чем было заранее оговорено, то каждый вассал имел право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Также законом было прописано, что поднятие мятежа против сеньора не считается преступлением, если тот нарушил договор. Данное правило распространялось даже на королей. И именно по этой причине в 1215 году было баронское восстание. Тогда король превысил свои полномочия. В результате была подписана Великая хартия волностей.

  • Документы

    Отрывки из Великой Хартии вольностей:

    Если наследник нашего вассала окажется несовершеннолетним и находящимся под опекой,то,достигнув совершеннолетия,пусть получает свое наследство без уплаты рельефа и пошлины. 

    Ни щитовые деньги,ни какое-либо пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего,если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного первородного сына нашего и не для выдачи замуж дочери нашей первородной; и для этого должно брать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона. 

    Никто не должен быть принужден к несению большей службы за свой рыцарский лен (феод) или за другое свободное держание, чем та, какая следует за него. 

    Графы и бароны будут штрафоваться не иначе как, как при посредстве своих пэров (равных), и не иначе, как сообразно роду проступка.


как выглядела одежда женщины в средневековье
как выглядели среднивековые рыцари
как выглядит замок в средневековье
как жили в средневековом замке рыцари
как жили рыцари в средневековье
как звали рыцарей средневековья
как лечили рыцарей в средневековье
как посвящали в рыцари
как пословица связана с периодом средневековья
как сделать костюм рыцаря
14.11.2018

listatel.ru

СЮЗЕРЕН И ВАССАЛ

а). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») — в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).

б). ВАССАЛ (от лат. «слуга») – в средневековой Западной Европе: землевладелец-феодал, получивший от сюзерена феод, лично зависящий от него и обязанный нести определенные повинности, в первую очередь военную службу. Вассалы верховного сюзерена имели в свою очередь своих вассалов.

в). ОБЯЗАННОСТИ ВАССАЛА

В 1020 г. епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, его чести, его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме соблюдения этих негативных условий, вассал обязан был верно служить своему господину советами; того же во всем обязывала взаимность.

В «ConsuetudinesFeudorum» (Свод ломбардского феодального права), которые складывались на протяжении XII-XIII веков, рассматриваются многочисленные примеры вероломства (felonia) рыцаря по отношению к сюзерену. Например: бросить сюзерена в бою; оставить его на поле боя живым и не тяжело раненным; оскорбить его действием; совершить прелюбодеяние или только попытаться склонить жену сеньора или его наложницу к прелюбодеянию; лишить чести или покуситься на честь дочери, внучки, невесты сына, сестры сеньора, если они были девицами, воспитывавшимися в его доме; наконец, сознательно выдать тайну сеньора.

г). ОТНОШЕНИЯ ВАССАЛА И СЮЗЕРЕНА

«Сеньор — человек, окруженный приближенными дружинниками, вассалами, служащими ему, поддерживающими его и выполняющими его повеления. Могущество знатного сеньора определяется численностью его подданных и верных ему людей. Без этого он не senior, не «старший», «высший», не повелитель и глава. Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель он не был бы в состоянии содержать свиту и кормить толпу прихлебателей. Рента, собираемая им со своих владений, дает ему возможность устраивать пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки — словом, жить на широкую ногу. Нормой считается поведение, заключающееся в том, что сеньор щедро, не считая, раздает и растрачивает богатство, не вникая, не превышают ли расходы поступления. Разницу между приходом и тратами можно покрыть дополнительными поборами с крестьян, вымогательствами, штрафами, грабежом, военной добычей. Расчетливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой. О его доходах заботятся бейлиф, управляющий, староста, его же дело — проедать и пропивать полученное, раздаривать и расточать имущество, и чем шире и с большей помпой он сумеет это сделать, тем громче будет его слава и выше общественное положение, тем большим уважением и престижем он будет пользоваться…

Отношения между сеньором и вассалом мыслятся поэтами как отношения взаимного служения, помощи и дружбы. «Служить», в их понимании, часто означало не «брать», а «давать», «тратить». В песнях старопровансальских поэтов постоянно встречается словосочетание «служить и дарить» или даже «служить и дарить что-либо из своего имущества». Рыцарские поэты не устают подчеркивать, что основа могущества господ состоит в их щедрости. «Неблагородно поступает тот, кто не служит, не дарит и не предоставляет, как разум нам повелевает» (Бертран Карбонель)…

Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником (possessor), а держателем (tenens), которому земля вручена вышестоящим господином на определенных условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землей фактически независимо, считалось, что он держит ее от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьефами»…

Вассал, вступая под покровительство сеньора, приносит ему присягу верности и клянется во всем ему помогать, защищать его от врагов, выполнять его приказания и нести порученную ему службу. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нем и не давать его в обиду. Обмен взаимными клятвами и обещаниями мог сопровождаться пожалованием лена, — за этот лен вассал должен был нести рыцарскую или иную «благородную» службу. Ленное пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования ее самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и доходов и т.д. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение лена было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Лен давал вассалу материальное обеспечение, необходимое для исполнения службы. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на свое содержание, с тем чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось прежде всего в установлении личной связи, отношений господства — подчинения, покровительства и службы…

Обмен подарками, участие в пирах, установление вассально-ленных отношений оформлялось ритуалом; наряду с обменом присягами совершались специальные процедуры, которые закрепляли создававшиеся личные связи и придавали им юридическую силу и нерушимость. Вассал становился на колени и вкладывал свои руки в руки сеньора. Это и буквально означало, что он «шел к нему в руки», делался его «человеком». При пожаловании лена сеньор вручал вассалу ветвь или другой предмет, символизировавший передачу владения. Глубокий символизм этих процедур нашел своеобразное выражение и в изобразительном искусстве.

На средневековых миниатюрах, иллюстрирующих сборники права, нередко встречаются изображения многоруких и двуликих людей. Но это не гротеск в привычном его значении. Рисунки такого рода имеют целью реальное воспроизведение действительных юридических актов: инвеституры, омажа, коммендации, вступления вассала в зависимость от сеньора. Художник отступает от действительности и пририсовывает человеческой фигуре лишние руки, для того чтобы в одном изображении воплотить весь юридический акт в его полноте. Сеньор, сидящий на стуле, держит в своих руках руки присягающего ему на верность вассала и одновременно указывает «дополнительной» рукой на землю, которую он вручает этому вассалу в качестве лена. Стремление изобразить сразу все существенные стороны этого акта вынуждает художника наделить фигуру сеньора лишними руками. На другом рисунке сеньор приобретает облик двуликого Януса: слева он держит в своих руках руки вассала, а справа вручает символ земельного владения другому человеку. Изображена передача сеньором лена, которым владеет один вассал, другому, без ведома первого. Двуличие сеньора выражено буквально: у него два лица и две пары рук. На таких рисунках совмещены акты, в действительности происходившие в разные моменты, своего рода «синхронная диахрония». Средневековый художник дает их симультанное изображение, подчеркивая тем самым их внутреннюю связь и символичность, которые были понятны его современникам.

Символическими процедурами сопровождались и передача лена по наследству, и возобновление присяги при смене сеньора (если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору), и даже расторжение вассального договора. Отношения феодальной верности были насквозь символизированы и ритуализованы — они имели от начала до конца знаковый характер и вне этих формул и процедур были немыслимы и не приобретали юридической силы. Социально значимыми отношения земельного пожалования и вассальной службы могли стать только в этой символической форме. Но тем самым эти социальные и политические институты делались также и фактами культуры. Культурный символизм, универсальная черта духовной жизни средневековья, вбирал в себя и эту сферу общественной действительности, придавая ей более высокий смысл и возводя социальные связи на уровень этических ценностей».

А.Я.Гуревич «Категории средневековой культуры» (выдержки).

yos.ru

Вассалы короля

Обязанности вассала

Если кто – то решил становиться чьим-нибудь вассалом, ему необходимо было заключить устный договор. Он наименовался оммаж ( homa в переводе с латыни – человек). Основные обязанности вассала определены были в таком договоре. С целью заключения договора оммаж приходил к сеньору, ему необходимо было стать на колени и положить на ладони сеньора свои ладони. После это сказать, что теперь он является его вассалом. Условия, согласно которым осуществлялось подданство вассала, строго обговаривали. Ежегодно каждый вассал обязался нести военную службу за сеньора как минимум на протяжении 40 дней. Вассалу категорически запрещалось пропускать сеньориальные курии. Вассал, что касается его обязанностей относительно сеньора, должен был осуществлять его выкуп из плена, оказывать помощь финансового плана, в случае если его сын будет посвящаться в рыцари или дочь выходить замуж.

Взамен вассалу полагалось предоставление земельного участка с крестьянами. Подобного рода участок тогда именовался феодом. В том случае, если вассал добросовестного выполнял свои обязанности, никто не владел правом отобрать у него феод. Даже сам король! Но если со стороны сеньора выдвигались большие требования, чем заранее оговоренные, то каждый вассал обладал правом расторжения договора в одностороннем порядке. В законе было сказано, что поднятый мятеж против сеньора преступлением не считается в том случае, если он нарушил договор. Это правило распространялось и на королей. По этой причине поднято было в 1215 году баронское восстание. Королем были превышены собственные полномочия. Результатом восстания стало подписание Великой хартии вольностей.

Клятва вассала

Так было в период правления Карла Великого, так и в этот период времени вассала связывал с сеньором торжественный обряд, потому что не рождался человек вассалом, а делался с целью получения возможности пользоваться феодом. С учетом этого обстоятельства обрядом клятвы, устанавливаемым вассальную зависимость, пользовались на протяжении целых веков: его применяли как засвидетельствование прав сеньора. У старинного церемониала не было отличий, по-видимому, во всех странах. Вассальная клятва подданного королю Артуру. Будущему вассалу явиться нужно было к будущему сеньору безоружным и с обнаженной головой. Опускаясь на колени перед ним, он кладет в руки сеньора свои руки и объявляет, что отныне становится его человеком. Сеньору необходимо поцеловать его в уста, одновременно подняв на ноги. Церемония оммажа (hommage) сопровождается присягой: руки кладутся на мощи либо Евангелие, и вассал произносит клятву оставаться верным сеньору, исполняя обязанности вассала. Присяга в верности и оммаж считаются актами разного типа: один является обязательством, а другой – клятвой; хотя оммаж без клятвы на верность не может существовать, то их стали смешивать. Из-за нарушения клятвы верности вассала становится клятвопреступником, соответственно, изгоем общества, становясь вне закона и лишаясь звания рыцаря. В первую очередь верность выражается готовностью к защите своего сеньора в период войны. К его обязанностям относят сражение против всех за своего сеньора. Во вторых в обязанности вассала входит не причинение вреда своему сеньору, нельзя вассалу представлять угрозу его жизни, его чести, его семейству, ни его имуществу. Положительные обязанности выражались словами «помощь и совет». Само понятие совет (conseil) означало то, что вассалу необходимо принимать участие в курии сеньора, которая служила для отправки юрисдикции. А помощь (aide) заключалась, помимо военной службы, в финансовой поддержке в адрес сеньора в случаях, заранее оговоренных. Вассал входил также в свиту сеньора, сопровождал его в поездках.

Нарушение вассальной клятвы

Главной обязанностью вассала была военная конная служба сеньору — 40 дней ежегодно. Вассалу необходимо было заседать в совете, в суде сеньора, да еще и оказывать денежную помощь. Сеньор должен был, в свою очередь, защищать вассала, не оставляя его без феода. В подобном случае, когда вассалом не выполнялись его обязательства, сеньор обладал правом отобрать у него феод, хотя это было сделать трудно. В случае возникновения конфликтной ситуации вассал обратиться имел право в суд пэров — иных вассалов этого же сеньора. Пэрам часто удавалось заставить сеньора пойти на уступки вассалу.

Права вассала

В права вассала входит озвучивание прошения к своему сюзерену о принятии вызова на дуэль, поступающий в адрес вассала (кроме случая, при котором вызвавший есть соклановцем сюзерена). К своему сюзерену он может обратиться с просьбой, разъяснить прохождение в завершившихся турнирах. Часть добычи, отвоеванная в феодальных войнах, также по праву принадлежит вассалу. Он имеет все права вызвать на дуэль своего сюзерена с целью обретения независимости. Вассалу отводится роль основной боевой единицы в клане. Вассалу можно в полной мере осуществлять взаимодействие с казной клана (внося туда деньги благодаря наличию которых будет развиваться клан и получая из казны средства если ему они срочно понадобятся). У вассала было право на главенство в когорте неофитов или на призыв в когорту, что возглавлялась сеньором или сенешалем. Вассал обязан давать клятву верности Уставу клана или клану. Повышен до вассала может быть тот неофит сенешалем или сеньором, которым был достигнут соответствующий уровень и пройден в клане испытательный срок. Одновременно вассалом могут быть приняты под его покровительство два неофита. В случае последующего повышения вассала учитывается его помощь неофитам.

Слово вассал

Вассал(vasallus) — это слово имело прямое отношение к тому лицо, которое было обязано в тот период времени, когда господствовали феодальные отношения в Западной Европе, другому (сеньору) служить верой и правдой. Изначально Первоначально слово vassus означало — несвободный слуга; в подобном толковании его употребление допускалось в салическом законе. Хотя с течением времени, всяк кто был свободным, поступая на службу к иному, безразлично стал именоваться vassus. Существовал акт, согласно которому известное лицо могло становиться вассалом другого, и когда только начинался период феодальных отношений, назывался данный документ именовали рекомендацией («передача себя», «превращение в человека» какого-то лица). Закрепление связи между вассалом и сеньором в IX века повсеместно осуществлялось посредство установления между ними, кроме личных отношений, имущественных: вассалу предоставляется феод или бенефиций за службу, точнее определяются его служебные повинности, адресованные в сторону сеньора. Участие в военной службе, в суде, в совете сеньора, оказание денежной помощи сеньору в некоторых случаях — это все считается обязательствами вассала, уравновешиваемые со стороны сеньора, исключением становится только дарование земли в собственность вассалу, и обязанность оказания этому последнему всякой помощи в случае нужды. Феодальные государства отличались тем, что в них существовала иерархическая лестница вассальных отношений, на главенствующих её позициях находятся люди, пребывающие в личных отношениях в государем, соответственно, чем ближе подданный находится на ступени к правителю, тем степень близости вассала с господином выше.

Надел вассала

Построение феодальной иерархии происходило по принципу вассально-денных отношениях. Крупным собственником земли (сеньором) жаловалась некоему вассалу часть собственных владений, изначально это было сделано с условием в его пользу несения военной службы. Следовательно, пока вассал нёс службу он и был владельцем земли. Земельное пожалование такого типа называлось бенефиций. Данная система пожалований земли в дальнейшем получила развитие и наименование «вассально-ленные» отношения. Произошло название от понятия земельного владения, которое держал вассал от сеньора. Далее, земельное владение вассала приобрело статус не только пожизненного, но и могло быть получено человеком по наследству. В качестве собственника феода выступал вассал как его непосредственный держатель и сеньор, который предоставил вассалу землю, да еще ряд иных вышестоящих сеньоров по иерархической лестнице – отсюда растут ноги у знаменитой формулы: «Вассал моего вассала — мой вассал». Определялась иерархия внутри феодального класса иерархической и условной структурой феодальной земельной собственности. Однако её оформление осуществлялось в виде договорных отношений покровительства личного характера, а также верности вассала сеньору.

www.istmira.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *