Всероссийская олимпиада школьный этап по истории – Всероссийская олимпиада по истории, задания

Всероссийская олимпиада школьников по истории — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Всероссийская олимпиада школьников по истории
Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2008 года
Основные сведения
Предметистория России
Зона охватаРоссия
Участвуютшкольники 9—11 классов (Заключительный этап)
Первая олимпиада

 |-
Год2000
МестоВеликий Новгород
Участники95
Последняя олимпиада
Год2018
МестоСочи
Участники252
Награды114

Всеросси́йская олимпиа́да шко́льников по исто́рии — ежегодная предметная олимпиада по истории России для школьников 9—11 классов. Является частью системы всероссийских олимпиад школьников[1].

Всероссийские олимпиады по истории стали проводиться с 2000 года — позднее, чем по другим школьным предметам. Особое значение для олимпиады имеет место её проведения. По одной из традиций, заключительный этап олимпиады проходит в городах, связанных со значительными событиями в истории России. Последняя на данный момент олимпиада проходила в Сочи с 9 по 14 апреля 2018 года.

ru.wikipedia.org

Всероссийская олимпиада школьников по истории Муниципальный этап

2014-2015 Учебный год

11 Класс

Максимальная
оценка – 100 баллов, продолжительность
– 3 часа.

Задание № 1.
Перед вами отрывок из сообщения
Иоанна Скилицы. Ответьте на вопросы(максимальный балл – 5).

«И жена некогда
отправившегося в плаванье против ромеев
русского архонта, по имени Эльга, когда
умер ее муж, прибыла в Константинополь.
Крещенная и открыто сделавшая выбор в
пользу истинной веры, она удостоившись
великой чести по этому выбору, вернулась
домой»

1.1. Какое имя
указанная княгиня получила после
крещения? (1 балл).

1.2. При помощи
какого оружия византийцы победили мужа
княгини, в каком году?. (2 балла)

1.3. Какие фискальные
преобразования провела княгиня на Руси?
(2 балла).

Задание № 2.
Соотнесите элементы правого и
левого столбцов таблицы. (В перечне
справа есть лишняя характеристика,
максимальный балл – 12).

2.1.

А.

Образование
независимых Колумбии, Венесуэлы и
Эквадора

1.

Роспуск Уложенной
комиссии

Б.

Бостонское
чаепитие

2.

Отмена опричнины

В.

Начало плавания
Д. Кука, в ходе которого были открыты
Автсталия и Новая Зеландия

3.

Открытие пролива
между Азией и Америкой

Г.

Начало войны
североамериканских колоний Англии
за свою независимость

4.

Восстание Польши
1830 г.

Д.

Варфоломеевская
ночь
во Франции

5.

Губернская
реформа

Е.

Создание Лиги
Наций

6.

Начало Крестьянской
войны под руководством Е.И. Пугачева

7.

Наступление
армии Деникина на Москву

2.2. Сопоставьте
устаревшие термины и их значения.

А.

амазонка

1.

павильон с
музыкой, предназначенный для танцев,
развлечений

Б.

блошиная ловушка

2.

приспособление
для ловли насекомых на теле: полая
трубочка с отверстиями, внутрь которой
заливали приманку – сладкий сироп

В.

воксал

3.

дамский костюм
для верховой езды

Г.

панталоны

4.

длинные мужские
штаны

Д.

роба

5.

короткие, до
колен, штаны

Е.

шлафрок

6.

халат

7.

женское платье
с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

А.

Б.

В.

Г.

Д.

Е.

2.1.

2.2.

Задание № 3. В
представленном тексте выделены элементы
текста, среди которых сделано
семь
ошибок
. Выпишите в таблицу
номера ошибочно написанных слов. Ниже
укажите верные слова.
(1 балл за
каждую пару правильно заполненных
пропусков, максимальный балл – 7).

В
сентябре 1962
г.(1)
газета
«Правда» опубликовала статью харьковского
ученого Е.Г. Либермана(2)
«План, прибыль,
премия», в которой он предлагал оценивать
деятельность предприятий не по показателям
индивидуального(3)
производства продукции (на что нацеливали
партийные документы), а по объему той
прибыли(4),
которая оставалась после ее реализации.
Предлагалось не только возродить
материальное принуждение(5)
производителя, но и освободить его от
мелочной опеки в вопросах планирования
и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие
советские экономисты, но и глава
государства того времени Л.И. Брежнев(6),
разрешивший провести «экономический
эксперимент» на двух текстильных
фабриках. Одобрил эти идеи и
Л.В. Канторович(7),
ставший в октябре 1964
г.(8)
главой
советского
правительства(9)

вместо Н.С.
Хрущева(10)
.
Он распространил эксперимент на
предприятия других отраслей производства
и объявил о начале разработки
полномасштабной экономической реформы.

Реформа
началась с сельского хозяйства. В марте
1967 г.(11)
пленум ЦК
РКП(б)(12)

принял программу переустройства
аграрного сектора экономики. Было решено
значительно увеличить вложения средств
в развитие социальной сферы села,
повысить розничные(13)
цены на продукцию сельского хозяйства,
установить на шесть лет твердый план
госзакупок(14),
ввести 50-процентную надбавку к основной
цене за сверхплановую продажу продуктов
государству, снять долги и недоимки
прошлых лет. Были несколько смягчены
запреты на ведение подсобного
хозяйства(15)
.

Номера ошибочных
элементов

Правильные
варианты

Номера ошибочных
элементов

Правильные
варианты

Задание № 4.
Соотносите элементы правого и
левого столбцов таблицы. В перечне
справа есть лишняя характеристика,
максимальный балл –

3).

А.

Н.В. Федоров

1.

Первый руководитель
Чувашской автономной области

Б.

Д.С. Эльмень

2.

Олимпийская
чемпионка по спортивной ходьбе

В.

Н.В. Никольский

3.

Первый президент
Чувашской Республики

Г.

Е.Н. Николаева

4.

Чувашский художник

5.

Исследователь
вопросов истории, этнографии,
фольклора и языка чувашского и других
поволжских народов

Ответы:

Задание № 5.
Ниже представлены представители
российской культуры и тексты их песен.
Напишите их фамилии и соотнесите с ними
отрывки из песен. Какой песенный жанр
отражают данные иллюстрации? (Максимальный
балл за все задание – 7).

1.

На братских
могилах не ставят крестов,
И вдовы
на них не рыдают,
К ним кто-то приносит
букеты цветов,
И Вечный огонь
зажигают. 

3.

Нас ждет огонь
смертельный,
И все ж бессилен
он.
Сомненья прочь:
Уходит в
ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный
батальон.

2.

Помни войну!
Пусть далека она и туманна,

Годы идут,
командиры уходят в запас,-

Помни войну! Это,
право же, вовсе не странно —

Помнить все то,
что когда-то касалось всех нас.

Ответы:

5.1.

5.2.

5.3.

Фамилия

Цифра, обозначающая
стихи

Песенный жанр

Задание № 6.
Применительно к каждому изображенному
ниже зданию укажите

studfiles.net

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап, 9 класс

Всероссийская олимпиада школьников по истории

9 класс

I (школьный) этап

Материалы для ученика

Часть I

Выберите правильные варианты ответов.

1. Найдите причины отмены крепостного права в России

А) оно тормозило осуществление промышленного переворота

Б) оно было невыгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наемной рабочей силы

В) оно тормозило внедрение интенсивных форм ведения хозяйства

2. Найдите принципы суда, установленные реформой 1864 г.

А) наличие отдельных судов для каждого сословия

Б) независимость судей от администрации

В) всенародные выборы судей

Г) состязательность обвинения и защиты

3 Почему восстание Северного общества было назначено на 14 декабря 1825 г.

А) в этот день из Петербурга были выведены правительственные войска

Б) этот день заранее планировался в течение уже нескольких лет

В) в этот день была назначена переприсяга Николаю Павловичу

4. Кто является создателем «теории официальной народности»

А) Николай I; Б) М.М. Сперанский; В) Н.М. Карамзин; Г) С.С. Уваров

5. Где произошло соединение 1-й и 2-й русских армий в 1812 г.: А) под Бородиным; Б) под Минском; В) под Смоленском

6. Кто был автором полотна «Явление Христа народу»: А) К.П. Брюллов; Б) А.А. Иванов; В) П.А. Федотов

7. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра

Михайловича и укажите событие, в связи с которым появился упоминаемый в отрывке манифест.

«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест,

который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции». А) русско-японская война; Б) первая российская революция; В) Первая мировая война; Г) Февральская революция

8. Из перечисленных деятелей культуры художником был: А) М.М. Антокольский; Б) И.Е. Репин; В) Ф.И. Шаляпин; Г) М.П. Мусоргский 9. Россия получила выход к Черному морю в результате: А) азовских походов Петра I; Б) Кавказской войны XIX в.; В) русско-турецких войн второй половины XVIII в. Г) крымских походов В.В. Голицына 10. В 1892 г. П.М. Третьяков передал свою коллекцию произведений русской живописи городу: А) Москве; Б) Киеву; В) Санкт-Петербургу; Г) Екатеринбургу

Ответ:____________________

Часть II. 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. А) Даждьбог, Хорс, Ярило; Б) Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головкин, П.Б. Возницын; В) Восстание на крейсере «Очаков», восстание на броненосце «Потемкин», восстание в Свеаборге

Ответ:____________________ 2. Расположите события в хронологической последовательности.

1) Воцарение на российском престоле внука Петра I и Карла XII

2) Смерть первого русского царя, избранного на престол

3) Первое военное столкновение русских князей с монголо- татарским войском

4) Приход на великокняжеский престол внука византийского императора.

5) «Битва народов»

6) Посольство Ольги в Константинополь.

Ответ:____________________

3. Перед Вами несколько картин, в основу которых положены известные исторические события. Вспомните автора этих полотен и расположите картины в хронологической последовательности (последовательности изображенных на них событий). Ответ оформите в виде таблицы.

А. Б.В.Г. Д. Е.

Последова-

тельность

Буквенное обозначение картины

Автор картины

Событие (желательно с датировкой)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

4. Из перечисленных исторических личностей три человека – современники. Найдите их, написав номера, под которыми они указаны в списке

1) Николай I; 2) Коперник; 3) Магеллан; 4) Рюрик; 5) ПетрII; 6) Людовик XVI

Ответ:____________________

5. Рассмотрите карту-схему и выполните задания

1 Напишите имя императора, правившего в той стране, которая была основным противником России в военных действиях, обозначенных на карте.

Ответ:____________________

2. Напишите название города, где состоялось последнее сражение этого императора.

Ответ:____________________

3. Напишите место проведения генерального сражения, данного русской армией, обозначенного цифрой «1».

Ответ:____________________

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Изображённые на карте события происходили в первой четверти XIX в.

  2. В это время в России правил император Николай I.

  3. Россия победоносно завершила войну, события которой обозначены на карте.

  4. По окончании военных действий в Вене собрался конгресс европейских монархов.

  5. В честь победы в этой войне в Петербурге был возведён Исаакиевский собор.

  6. События обозначенных на карте военных действий отражены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Ответ:_________________________

6.Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности; А) Александр Суворов; Б) Андрей Курбский; В) Владимир Корнилов; Г) Дмитрий Пожарский

Ответ:____________________

7. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:____________________

8. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы).

1)Бар _ _ када- заграждение, служащее защитой во время уличных боев.

2)А_ ток_фальный- самоуправляющийся, административно – независимый

3)Бог_дельня- приют для стариков и инвалидов

4)Вым_ рочный- не имеющий наследников ни по закону, ни по завещанию, переходящий государству

5) Д_п_ртамент- отдел министерства или сената

6) Поч_мейст_р- начальник городской почтовой конторы

7) Ск_м_рохи- бродячие актеры, музыканты

8). Хр_ст_матия- учебное пособие, сборник избранных текстов

9). М_м_р_альный — служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие значительные события российской истории произошли в годы X,F,W,S?

А)X= (год первого летописного упоминания о Москве + год Полтавского сражения + год ведения воинской повинности + год образования СССР + 772): 4=

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Прибавьте к полученной дате X число 5 и запишите историческое событие, соответствующее новой дате

F=X+5=

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Отнимите от полученной даты F число 36 и запишите историческое событие, соответствующее новой дате.

W=F-36=

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) отнимите от полученной даты W число 260 и запишите историческое событие, соответствующее новой дате.

S=W-260=

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть3.

1. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задания. 1) Ярослав Мудрый; 2) Александр II; 3) Петр Аркадьевич Столыпин

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ниже приведены два суждения о характере внутренней политики Александра I в 1815–1825 ГГ.:

1. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. характеризовалась отказом от политики реформ, осуществлением реакционных мер.

2. В 1815–1825 гг. Александр I не отказался от политики реформ, продолжил разработку некоторых либеральных проектов.

Какое суждение вам представляется более предпочтительным?

Назовите факты, положения (не менее трѐх), которые могут служить аргументами избранного вами суждения.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки ответов

Всероссийской олимпиады школьников по истории

(школьный) этап

9 класс.

Материалы для учителя

А) даны названия бога солнца у восточных славян;

Б) лица, возглавлявшие Великое посольство 1697-1698 гг

В) события первой русской революции 1905-1907 гг

6 баллов за полностью правильный ответ,

4 балла- за правильное решение 2 заданий,

2 балла — при правильном решении одного задания

2

6,4,3,2,1,5

6 баллов за полностью правильный ответ

4 балла- при двух допущенных ошибках

Последова-

тельность

Буквенное обозначение картины

Автор картины

Событие (желательно с датировкой)

1.

д

Суриков

Взятие Сибири Ермаком, или поход Ермака в Сибирь 1581

2.

б

Суриков

Церковный раскол, 1654

3.

е

Репин

Восстание под предводительством Разина, 1670

4.

в

Суриков

Стрелецкое восстание, 1688

5.

а

Суриков

Правление Анны Иоанновны(1730-1740), или ссылка Меншикова в Березов, 1730

6.

7

Суриков

Итальянский и швейцарский походы Суворова, 1799

6 баллов – за правильное указание последовательности событий

6 баллов- за указание авторов картин

6 баллов- за правильное указание событий

6 баллов- за правильное указание даты события

Максимум – 24 балла

4

2,3,6

3 балла за трех правильно названных современников.

2балла – за двух правильно названных современников

5

1) Наполеон; 2) Ватерлоо; 3) Бородино; 4) 1,3,4

8 баллов при правильном выполнении всего задания, 6 баллов – если допущена 1 ошибка, 4 балла- при двух допущенных ошибках, 2 балла за одно правильно выполненное задание

6

БГВА

4 балла за полностью правильный ответ, 3 балла – если допущена одна ошибка,0 баллов — если допущено 2 ошибки

7

А-2, Б-3, В-4,Г-1

4 балла за полностью правильный ответ, 3 балла – если допущена одна ошибка,0 баллов — если допущено 2 ошибки

8

1) БарРИкада

2) АВтокЕфальный

3) БогАдельня

4) ВымОрочный

5) ДЕпАртамент

6) ПочТмейстЕр

7) СкОмОрохи

8) ХрЕстОматия

9) МЕмОрИальный

по 1 баллу за правильное написание каждого слова.)

Максимум — 9 баллов

9

А)X=(1147+1709+1874+1922+772):4=1856. -Подписание Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну

-амнистия ссыльных декабристов

Б) F=1856+5=1861

-Отмена крепостного права в России

В) W=1861-36=1825

-Восстание декабристов

Г) S =1825-260=1565

-учреждение опричнины

По 2 балла за каждую правильно названную дату и по 1 баллу за каждое верно указанное событие.

Максимум – 12 баллов

Часть III

1

2 балла – указание времени жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется).

По 2 балла за характеристику 1 направления и 1 результата его деятельности (событий, достижений и т.п.),

Максимум – 8 баллов

2

6 баллов- приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения.

4 балла — приведены 2 аргумента.

2 балла — приведён 1 аргумент.

0 баллов- все элементы ответа названы неверно.

Максимум – 6 баллов

Итого

100 баллов

infourok.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2014/2015. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2014/2015. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Время на выполнение заданий – 45 минут. Общая сумма баллов – 100

1. Выберите правильный ответ (4 балла за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов).

1.1. Одним из доказательств появления разумных людей на Земле можно считать

1) появление письменности 3) возникновение искусства

2) применение железных орудий труда 4) изобретение колеса

Ответ:_________

1.2. Что такое берестяная грамота?

1) это письмо на картоне 2) это письмо на березовой коре 3) это письмо на коре дуба

Ответ __________

2. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ. Всего 12 баллов).

2.1. палка-копалка, скребок, дубина __________________________________________

2.2. письма, приказы, летописи, хроники_______________________________________

2.3. флаг, гимн, герб__________________________________________________________

3.Расставьте события в хронологической последовательности события всеобщей истории и истории России(5 баллов за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов).

3.1

1.овладение огнем первобытными людьми

2. появление человека разумного

3. умение изготавливать примитивные орудия труда

4. переход человека к земледелию и скотоводству

3.2.

1. Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле

2. Победа Петра Первого в Полтавской битве

3. Победа М.И. Кутузова на Бородинском поле

4. Победа Александра Невского на Чудском озере

4. Какой из отрывков (-ка) не является частью гимна современной России (4 балла за правильный ответ)

1. Славься, славься ты, Русь моя, 2. Славься, Отечество наше свободное,

Славься, ты русская наша земля братских народов союз вековой,

Да будет во веки веков сильна Предками данная мудрость народная

Любимая наша родная страна. Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3. Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов,

Единый могучий Советский Союз

Ответ _________

5. Верны ли следующие суждения? («Да» — «Нет») (по 3 балла за каждый правильный ответ. Всего 18 баллов). Ответы внесите в таблицу.

1. первобытными называют людей, живших до изобретения письма

2. первые люди на земле появились в западной части Африки

3. вид жилища в первобытную эпоху зависел от богатства человека

4. сородичами в первобытную эпоху называли только близких родственников

5. пещера Альтамира известна тем, что в ней впервые обнаружили наскальную живопись

6. основной материал, на котором писали на Руси долгое время, была бумага, привезенная из Китая

6. Решите хронологическую задачу. Для удобства нарисуйте «линию времени». (4 баллов за каждый правильный ответ. Всего 12 баллов)

6.1

Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотеп начал строить в 2750 г. до н.э. Последние

пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды? Сколько лет назад были построены последние пирамиды?

________________________________________________________________________

6.2. А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.-

Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими

событиями? Сколько лет назад была дешифрована (расшифрована) египетская надпись?

________________________________________

6.3. Царь-колокол, что находится в Московском Кремле, был отлит в 1735 году. Каков возраст Царь- колокола был в 2010 году ________________________

7оотнесите изображение герба и его принадлежность (4 балла за каждый правильный ответ. Всего 12 баллов)

1. 2. 3.

  1. ______________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

8. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух

исторических понятий. Назовите эти понятия. В этот лингвистический конструктор вы можете

добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. 8 баллов за каждый

правильный ответ (4 балла за составленное предложение, 4 балла за определение) Максимальный балл 16 баллов.

8.1 знания, занимающаяся, прошлое, область, изучение, человечества

8.2. литературы, исторических событий, погодовая, исторический, запись, древнерусской, жанр, представляющий собой, исторический

__________________________________________________________________________________________

9. Что в предложенном ряду является лишним и почему?(4 балла за правильный ответ. Всего 8 баллов)

9.1. линии, цвета, скрещенные мечи, кружки, стрелки, галочки

9.2.дом, одежда, оружие, посуда, украшения, письмо друга

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ключи

1.

1.1. 3

1.2. 2

2.

2.1. древнейшие орудия труда

2.2. письменные источники

2.3. символы государства

3.

3.1. 3124

3.2. 4123

4. 1,3

5. да, нет, нет, нет, да, нет

6.

6.1.1050 лет, 3714 лет назад

6.2. 2018 лет, 192 года назад

6.3. 275 лет назад

7. 1. герб России. 2. герб Москвы 3. герб Липецкой области

8

8.1. область знаний, занимающаяся изучением прошлого человечества – история

8.2. жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий- летопись

9.

9.1. галочки, все остальное относится к условным обозначениям исторической карты

9.2. письмо друга, все остальное относится к вещественным источникам

kopilkaurokov.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 КЛАСС

Задание 5. Внимательно прочитайте предложенный текст. Найдите в нём исторические неточности, подчеркните их, пронумеруйте в тексте. Исправьте указанные неточности, дав краткое объяснение. (15 баллов)

Ноябрь 1200 года. Шумит Владимир, стольный град. Высоко возносят свои шатры

соборы, рубленые из мощных дубовых брёвен. У стен детинца княжеского раскинулось

торжище. Кого только там не встретишь! Вот боярский холоп покупает свежую телятину к господскому столу. А там гончар разложил горшки да миски, кувшины да свистульки.

Монах торгует отпущениями грехов. А здесь товар особый — книги. Боек торговец, на весь

рынок голос раздаётся:

— А ну, подходи, честной народ. Кто хочет узнать, откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первый княжити, покупайте «Повесть временных лет», сочинение Нестора-летописца.

Не доходит базарный шум до покоев в высоком тереме боярина Гаврилы. Степенно

беседует боярин с княжеским гонцом.

— Так что же велел мне князь великий передать?

Гость замялся:

— Поймите меня правильно, дорогой боярин. Я Вам рассказал всё, что имел право

рассказать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. О ком идёт речь в данных отрывках? Ответы запишите в таблице. (Максимальный балл — 15)

6.1. Тверской купец, путешественник. Совершил «хождение» в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Автор путевых записок «Хождение за три моря».

6.2. Нижегородский посадский человек, с сентября 1611 года — земский староста. Инициатор и один из руководителей Второго ополчения 1611-12 гг. В сражениях за Москву против польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-13 гг. член земского правительства («Совета всей земли»). В 1613 году вошёл в состав Боярской думы (пожалован в думные дворяне).

6.3. Патриарх Московский и всея Руси в 1652-67 гг. Провёл церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов.

6.4. Церковный деятель, идеолог и глава нестяжателей.

6.5. Механик-самоучка. Заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук (1769-1801 гг.). Усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного деревянного моста через реку Нева пролётом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф, «водоход», машину для добычи соли и другие механизмы.

Задание 7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов)

7.1. В 1793 г. состоялся первый раздел Польши.

7.2. При Екатерине II была ликвидирована Запорожская Сечь.

7.3. Екатерина II вела переписку с Вольтером.

7.4. Современный город Калининград в XVIII веке назывался Кёнигсбергом.

7.5. «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» был издан Екатериной II.

7.6. Императрица Анна Иоанновна была дочерью Ивана VI.

7.7. Верховный тайный совет был создан при Екатерине I.

7.8. Первой женой Петра I была Евдокия Лопухина.

7.9. В январе 1654 г. вся Украина была принята в состав Российского государства.

7.10. Царь Михаил Федорович получил прозвище «Тишайший».

Задание 8. Перед вами портреты выдающихся деятелей российской истории. Пользуясь подсказками, напишите их имена и фамилии. (10 баллов)

1. «Полудержавный властелин», герцог Ижорский.

2. «Бунтовщик хуже Пугачёва», писатель.

3. Первая женщина в мире, возглавившая Академию Наук.

4. «Перун кагульских берегов», граф Задунайский.

5. Правительница, «Семирамида Севера».

Задание 9. Внимательно изучите карту и ответьте на вопросы. (Максимальный балл — 23).

9.1. Какой период Российской истории отражает материал карты? (3 балла)

_________________________________________________________________

9.2. Перечислите военные действия, нанесённые на карту. (10 баллов)

_________________________________________________________________

9.3. Назовите исторических лиц, связанных с военными действиями, обозначенными на карте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории для 6 класса

Внимательно прочитай задания. Готовые ответы и решения запиши в бланк ответов. Если испытываешь затруднения, переходи к следующему вопросу. На выполнение всей работы отводится 45 минут. В заданиях с 1 по 9 только один правильный ответ.

Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

    А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.

    2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

    А. в 780г. Б. в 910г. В. в 800г. Г. в 810г.

    3. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?

    А. на верхней Б. на самой нижней

    В. не входили в феодальную лестницу

    4. Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне, а земли находятся в руках сеньоров, называется …

    А. средневековой цивилизацией В. аграрной цивилизацией

    Б. натуральным хозяйством Г. феодальным общественным строем

    5. Верденский договор (843г.) закрепил:

    А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи

    В) распад Франкской империи

    6. Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:

    А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманны

    7. Главная башня в рыцарском замке:

    А) трапезная Б) донжон В) ратуша Г) пагода

    8. Все важные вопросы в племени славян решались:

    А) всенародным собранием – вече Б) военными вождями

    В) старейшинами племени Г) жрецами

    9. Закончи крылатые фразы, использовавшиеся населением древнего мира и средневековья.

    «Вассал моего вассала___________________________.»

    «Боже, избави нас от ярости__________________________!»

    «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны____________________________________________________.»

    Все дороги ведут __________.»

      10.Соотнесите понятия и их определения:

      А) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу

      Б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала

      В) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян

      1) оброк

      2) феод

      3) барщина

      11. О ком речь?

      11.1. Этот человек стал основателем новой религии и государства. Кто он?

      А. Мухаммед Б. Юстиниан В. Карл Великий

      11.2. Прочитайте текст. Назовите имя правителя, просившего для себя золотую чашу помимо своей доли. Помните ли вы чем закончилась эта история с золотой чашей из Суассона? Запишите ответ.

      «И вот, прибывши в Суассон, король сказал, когда сложил посередине всю добычу: «Прошу вас, храбрейшие воители, не откажите мне дать вне дележа хотя бы вот этот сосуд…» Когда король сказал это, те, у кого был здравый смысл, отвечали: «Все, что мы видим здесь, славный король, принадлежит тебе, как и сами мы подчинены твоему господству. Делай все, что тебе будет угодно, ибо никто не может противится твоей власти.» …Один только, легкомысленный с громким криком поднял секиру и разрубил чашу, промолвив: «Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию». Все были поражены этим, но никто не промолвил ни слова, а король подавил обиду кротостью и терпением. Затаив в груди скрытую рану, он взял чашу и передал ее посланнику епископа.

      Григорий. Турский. «История Франков».

      11. 3. Прочитайте текст. В средневековые времена этот народ называли по-разному. Вспомни и запиши не менее трех названий.

      Они были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Кораблям они давали имена: Длинный змей, Морская птица, Идущий по волнам, Пожиратель ветра, Волк. Они даже писали о своих кораблях поэмы и высекали на камнях их изображение. Длинные, изящные суда, быстроходные и надежные, легкие для гребли или даже для переноса их на руках в случае необходимости, имели в длину около 18 метров и 2,6 метра в ширину. Нос корабля был украшен головой дракона. Сами мореплаватели были искусными мореходами. …Могли плыть много дней вдали от берегов, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звездам. Глубина и температура воды в океане помогали им определять свое местонахождение. На пути из Норвегии в Гренландию моряки держали курс по движению косяков сельди, трески или пикши.

      Еще были они беспощадными воинами-завоевателями, державшими в средневековье в страхе всю Европу.

       

      12. Решите кроссворд и узнайте ключевое слово.
      1. «Город Пророка»
      2. Крупный землевладелец
      3. Кочевники из Азии, вторжение которых послужило толчком к переселению народов
      4. Норманны с юга Скандинавии, известны на Руси под названием…….
      5. Военный слуга. Получал землю за службу
      6. Настоятель монастыря
      7. Мелкий землевладелец, не имевший вассалов

      8. Башня, с которой звучит призыв к молитве для мусульман

      9. Язык, на котором преподавали в средневековых школах

       

              

      9

       
           

      6

          
                
       

      2

      3

       

      5

        

      8

        
         

      4

        

      7

         

      1

              

      Ключевое слово

                
                
                
                
                

       

       

      Правильные ответы

      ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

      ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

      № задания

      Правильный ответ

      № задания

      Правильный ответ

      Балл

      1

      Д

      3

      2

      В

      2

      3

      В

      2

      4

      Г

      3

      5

      В

      2

      6

      Г

      2

      7

      Б

      2

      8

      А

      2

      9

      1.      «Вассал моего вассала не мой вассал!»

      2.      «Боже, избави нас от ярости норманнов!»

      3.      «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны

      законам своим, здесь мы костьми полегли.»

           4. Все дороги ведут в Рим!

      По 6 баллов за каждое верное высказывание, всего 24

      10

      1В, 2А ,3 Б

      6

      11

       

       

      11.1

      А

      4

      11.2

      Хлодвиг

      6

      11.3

      Норманны, викинги, варяги

      12

       

       

       

      12

       

       

       

       

       

       

       

       

      9 л

       

       

       

       

       

       

      6 а

       

       

      а

       

       

       

       

       

       

      б

       

       

      т

       

       

      2 ф

      3 г

       

      5 в

      б

       

      8 о

      ы

       

       

      е

      у

      4 в

      а

      а

      7 р

      б

      н

       

      1

      м

      о

      н

      а

      с

      т

      ы

      р

      ь

      —— Ключевое слово

      е

      д

      н

      р

      с

       

      ц

      о

       

       

      д

      а

      ы

      я

      а

       

      а

      к

       

       

      и

      л

       

      г

      л

       

      р

       

       

       

      н

       

       

      и

       

       

      ь

       

       

       

      а

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Каждое слово – 3 балла, в том числе ключевое

       

       

      Всего 30 баллов

      Итого:

       

      100

       

       

      Всего 30 баллов

      Итого:

      100

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.



      Поиск Лекций




      Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по истории


      Учебный год


      Класс

      Дорогие ребята!

      Мы рады приветствовать всех участников, проявивших интерес к олимпиаде по истории! Поздравляем вас с началом школьного этапа всероссийской олимпиады школьников! Уверены, что ваши таланты, ваш упорный труд смогут не только помочь вам в вашем выступлении на олимпиаде, но и в недалёком будущем станут залогом успешного развития нашей страны.

      Инструкция по выполнению работы

      На выполнение работы по истории отводится 1 час (60 минут).

      Работа состоит из 7 заданий.

      К заданию 1- нужно подобрать словосочетание.

      К заданию 2 — дается 1 варианта ответа, требующий краткого ответа (да или нет).

      В задании 3 нужно привести вычисления.

      В задании 4 нужно исправить исторические ошибки.

      Задание 5 и 7 требует только одного правильного ответа на поставленный вопрос.

      В задании 6 правильные ответы расставить в таблицу А и В.

      Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

      Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

      За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

      Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

      Максимальное количество баллов за работу – 87.

       

      ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

      _________________________________________________________________________

       

       

      Задание 1. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?

      а) собака, коза, корова -__________________________________________________

      б) душа, духи, жертва, молитва — __________________________________________

      в) век, год, тысячелетие -________________________________________________

      Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» — «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)

      1. Евфрат — это главная река Египта.

      2. Финиковая пальма – это «хлебное дерево».

      3. Египетские боги олицетворяли природу.

      4. Человек современного вида появился около 20 тыс. лет назад.

      5. Автором «Илиады » был Софокл.

      6. Первые Олимпийские игры состоялись в 771 г.н.э.

      7. Отцом Александра Македонского был Дарий Третий.

      8. Самой зловещей фигурой среди императоров I века до нашей эры был Нерон.



      Задание 3. Решите задачи.

      А. Цезаря убили в 44 г. до н.э. сколь лет прошло с тех пор? Приведите свои вычисления

      (7 баллов за правильный ответ).

      Б. Захоронение было сделано в год гибели Спартака. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2015 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления (7 баллов за правильный ответ).

      Задание 4. В тексте 13 исторических ошибок, которые подчеркнуты.

      Рядом нужно написать правильный ответ (за каждый правильный ответ 2 балла, максимальный балл — 26).

      В 753 г. до н.э. на берегу Тигра …………… был основан Рим. Согласно легенде первые два века Римом правили 12…… царей. После отставки …………….…. последнего из них Тарквиния Смелого ………….. в 509 г.н.э в Риме утвердилась демократия ………….. .

      За короткий срок небольшая страна превратилась в огромную империю. В ходе четырех ……….. Пунических воин римлян с Корфу ………………… Средиземное море превратилось во внутреннее озеро римлян. Не обошли стороной Рим и гражданские войны Они фактически начались принятием земельного закона Гая…………..Гракха. Восстание Спартака в 74 г.н.э………….. потрясло государство. Итогом гражданских войн стало установление единовластия в Риме. Первым императором …………….. Рима стал Гай Юлий Цезарь.

      Под ударами славянскихплемен…………… в 576 г……… пала и Римская империя ………..….. ……….…. ……….…. . Этим событием закончилась история Древнего мира.

      Задание 5. Поставьте крестик или иной знак в нужную ячейку (каждый правильный ответ –1 балл).

      1. Определите дату окончания истории Древнего мира и начала истории Средних веков




      А) 410 г. Б) 395 г. В) 476 г. Г) 500 г.

       

      2. Когда происходило Великое переселение народов?

      А) IV-VII в.в. Б) III-IV в.в. В) I-II в.в. Г) VIII-X вв.

       

      3. Укажите имя вождя, которого прозвали «бичом Божьим» за то, что он опустошил Европу.

      А) Хлодвиг; Б) Атилла; В) Аларих. Г) Карл Мартелл

       

      4. Старинные документы хранятся в

      А) архивах Б) музеях В) конторах Г) сейфах

       

      5. Письменные источники по истории средневековья в Европе (каждый правильный ответ –1 балл).

      А) Календари Б) Летописи В) Евангелия Г) Хроники

       

      № вопроса
      А          
      Б          
      В          
      Г          

       

      Задание 6. Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде последовательности цифр в соответствующей строке. (Каждый правильный ответ – 1 балл, всего-12).

      А) Присваивающее хозяйство

      Б) Производящее хозяйство

      1. сбор ягод
      2. охота
      3.скотоводство
      4. сбор грибов
      5. рыбная ловля
      6. земледелие
      7. бортничество
      8. огородничество
      9. ткачество
      10. сбор яиц
      11. коневодство
      12. кузнечное дело
       
      А(Присваивающее хозяйство)
       
      В (Производящее хозяйство)
       
         

       

      Задание 7.

      Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности… Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют…»

      О каком народе пишет Византийский историк?

      Ответ запишите словами____________________________________

      За правильный ответ – 2 балла

       




      Рекомендуемые страницы:



      poisk-ru.ru

      Author: alexxlab

      Отправить ответ

      avatar
        Подписаться  
      Уведомление о