Всероссийская олимпиада школьников по истории 10 11 класс ответы – Олимпиадные задания по истории (11 класс) по теме: Задания по истории для 5-11 классов для школьного этапа всероссийской олимпиады | скачать бесплатно

Содержание

Олимпиада школьников по истории 10 классы

Олимпиада школьников по истории

10 классы

1. По какому принципу образованы ряды?

1) он приказал убить полоцкого князя Рогволда, способствовал убийству своего брата князя Ярополка, изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь

_____________________________________________________________________________

2) П.П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И.М. Заруцкий

_____________________________________________________________________________

3) Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр, Иван Висковатый

_____________________________________________________________________________

4) Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, П.Б. Струве, С.Л. Франк _____________________________________________________________________________

2. Кто или что является лишним в ряду? Почему?

1) скань, зернь, финифть, фреска _________________________________________________

2) великий князь московский Дмитрий Иванович, воевода князь Дмитрий Боброк, князь рязанский Олег, князь серпуховской Владимир ____________________________________

3) наделение крестьян правом личной собственности на землю, поощрение отрубных и хуторских хозяйств, сохранение крестьянской общины, учреждение Крестьянского банка

_____________________________________________________________________________

4) тысяцкий, посадник, кончанский староста, волостель, князь

_____________________________________________________________________________

3. О ком или о чём идёт речь в представленных отрывках? Расположите отрывки в хронологической последовательности.

А. Находясь в тюремной камере на Лубянке в 1924 г., он писал о себе: «Я, член Боевой организации Партии эсеров, друг и товарищ Егора Сазонова и Ивана Каляева, участник убийства Плеве, великого князя Сергея Александровича ... человек, всю жизнь работавший только для народа ... обвиняюсь ныне рабоче-крестьянской властью в том, что шел против рабочих и крестьян с оружием в руках». ____________________________________

Б. В лето 7058 июня … Иван Васильевич со своими боярами уложил: как судить боярам, и окольничим, и дворецким, и казначеям, и всяким приказным людям, и по городам наместникам, и по волостям волостелям, и тиунам и всяким судьям. ________________________

В. Какая честь для нас, для всей России!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач
Возьмет венец и бармы Мономаха. ______________________________________

Г. Попович, сделавший блестящую карьеру благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности, он стоял одиноко на верхах дворянского общества и вельможной бюрократической среды, без прочных связей с нею, как человек, всем обязанный государю и только ему служащий. _________________________________

Д. Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу ... снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. __________________________________

Хронологическая последовательность:

5. «Да» или «нет».

1. Антикоминтерновский пакт – договор между фашистской Германией, Японией и Италией в целях завоевания мирового господства. _____________________________________

2. Кормлением назывался сбор дани с русских земель в пользу Золотой Орды __________

3. Ефимок – русское название западноевропейского серебряного иоахимсталера, из которого в XVII - начале XVIII вв. в России чеканились серебряные монеты. _______________

4. Закомарой называлась хозяйственная постройка для хранения зерна ________________

5. «Запись в число» – первая российская всеобщая перепись 1897 г. ___________________

6. «Подлыми» людьми в некоторых законодательных актах России XVIII в. назывались представители неподатных сословий. ____________________________________________

6. Какие исторические события описаны ниже? Укажите имена всех исторических деятелей, упоминаемых в отрывках.

1. «По велению его и по согласованию с царём началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится – “рожденна, несотворенна”, а в другой – “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали во главе с вождём своим за него».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало достойных”. Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в третий раз».

_____________________________________________________________________________

3. «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, … в случае нужды же испрашивали бы милостыню от христолюбцев. И восстал против этого игумен Волоколамский, и сказал: “А того ни в древних царях, ни в князях православных, ни в тамошних странах, ни же в нашей Русской земли не бывало, что церкви божия и монастыри грабити, и земли их отымати”. И князь призадумался и того игумена поддержал».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие утверждения историка Р.Ю. Виппера противоречат его же собственному полемическому допущению? Объясните суть противоречия.

«Если бы Иван IV умер в 1556 г., историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покорённого им прибалтийского края пала бы тогда на его преемников; Грозному простили бы его опричнину и казни. Несчастье Ивана в том, что ему пришлось пережить слишком ранние свои успехи; слава его как завоевателя померкла, дипломатические и организаторские таланты его забылись, он попал в другую историческую рубрику, под титул “тиранов”, присоединился к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI, в проблеме его личности психиатрические мотивы выступили чуть ли не на первое место».

Полемическое допущение: _____________________________________________________

Противоречия: ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В следующем году будет отмечаться 200-летие Отечественной войны 1812 г. Перед вами портреты её участников. Определите, кто это и соотнесите с их краткими характеристиками. Определите их роль в Бородинском сражении (если они в нём участвовали). Ответы занесите в таблицу.

1

2 3 4

5 6 7 8

Характеристики:

А. Командующий 2–й армией. Д. Начальник штаба русской армии.

Б. Командир донского казачьего корпуса. Е. Главнокомандующий с августа 1812 г.

В. Военный министр, командующий 1-й армией. Ж. Командир корпуса.

Г. Один из командиров партизанского отряда. З. Командующий 3-й русской армией.

Портреты

Участники Отечественной войны

Характеристики

Роль в Бородинском сражении

9. Прокомментируйте строки Анны Ахматовой.

По той дороге, где Донской
Вёл рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый,
Я шла, как в глубине морской...
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.

1.____________________________________________________________________________2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

10. Перед вами стихи и выдержки из дневника, автором которых является один человек. Кто это? Определите, о каких событиях Великой Отечественной войны идёт речь в отрывках. Постарайтесь датировать с максимальной точностью (до месяца). Расставьте отрывки в хронологической последовательности и внесите их в таблицу.

А. «Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу».

Б. «...Мы медленно ехали вдоль парка в центр города и, жадно глядя в окно, узнавали все, все узнавали – ведь это же был наш, наш Пушкин, который невозможно было разлюбить или позабыть, который остался в сознании как обитель радости, красоты и света... Жгучая обида рванула сердце...Товарищи, наш чудесный дворец разбит, разрушен!
Вошли – и сердце дрогнуло... Жестоко
зияла смерть, безлюдье, пустота...
Где лебеди? Где музы? Где потоки?
С младенчества родная красота?

...И вдруг в душе, в ее немых глубинах,
опять звучит надменно и светло:
«Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село…».

В. «Без четверти девять, скоро прилетят немцы. О, как ужасно, боже мой, как ужасно. Я не могу даже на четвертый день окружения и бомбардировок отделаться от сосущего, физического чувства страха. Сердце как резиновое, его тянет книзу, ноги дрожат, и руки леденеют. Очень страшно, и вдобавок какое это унизительное ощущение – этот физический страх».

Г. «И пробил час. Удар обрушен первый,

от Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

что значит ярость верящих людей.

Прекрасна и сурова наша радость.

О Сталинград, в час гнева твоего

прими земной поклон от Ленинграда,

от воинства и гражданства его!»

Д. «...И снова мир с восторгом слышит 
Салюта русского раскат. 
О, это полной грудью дышит
освобождённый Ленннград!»

Е. «О, скорбная весть – Севастополь оставлен...

Товарищи, встать, как один, перед ним,

пред городом мужества, городом славы,

пред городом – доблестным братом твоим!

Но мы не хотим и не будем прощаться

с тобой, не смирившийся город-солдат:

ты жив, ты в сердцах москвичей, сталинградцев,

дыханье твое бережёт Ленинград».

Ж. «К сердцу Родины руку тянет
трижды проклятый миром враг.
На огромнейшем поле брани
кровь отметила каждый шаг.
О, любовь моя, жизнь и радость,
дорогая моя земля!
Из отрезанного Ленинграда
вижу свет твоего Кремля.
Даже клятвы сегодня мало.
Мы во всем земле поклялись.
Время смертных боев настало —
будь неистов. Будь молчалив.
Всем, что есть у тебя живого,
чем страшна и прекрасна жизнь –
кровью, пламенем, сталью, словом, —
задержи врага. Задержи!»

 

Автор: _____________________________________________________________________

Номера фрагментов

в хронологической последовательности

Событие

Дата

11. Соотнесите события российской и всемирной истории (совпадение в рамках максимум 10 лет). Для этого соедините в ответе соответствующую цифру и нужную букву.

События российской истории

События всемирной истории

1.

Смерть Ярослава Мудрого

А

Казнь Карла I в Англии

2.

Учреждение опричнины

Б

Люблинская уния

3.

Учреждение патриаршества

В

Гибель «Непобедимой Армады»

4.

Заговор В.Я. Мировича

Г

Разделение христианской церкви на Западную и Восточную

5.

Основание Симбирска

Д

Окончание Семилетней войны

12. Историк должен уметь объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в своё время не нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или словосочетанию.

1. Полба ____________________________________________________________________

2. Чернильная душа __________________________________________________________

3. Светопись ________________________________________________________________

4. «Чугунка» _______________ ________________________________________________

5. Красный петух ____________________________________________________________

13. В стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» есть такие строки.

«С каждый минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину».

Укажите в метрической системе размер островка, на котором укрывались зайцы.

_____________________________________________________________________________

 14. В 2012 г. исполняется 70 лет Сталинградской битвы, ставшей крупнейшей в годы Великой Отечественной войны. Восстановите последовательность событий.

1. Прорыв немцев к Волге.

2. Капитуляция Сталинградской группировки немцев.

3. Попытка прорыва танковой группы Манштейна из района Котельникова.

4. Создание Донского фронта.

5. Переход советских войск в контрнаступление.

6. Создание группы «Дон».

7. Взятие дивизией А.И. Родимцева Мамаева кургана.

8. Пленение Паулюса.

9. Приказ № 227.

________________________________________________________________ 

Олимпиада школьников по истории

10 классы

Ответы

1. Ответы:

1) действия князя Владимира Святославича

2) руководители Первого ополчения во период Смуты

3) члены Избранной рады

4) авторы сборника «Вехи» (ответ: представители общественного движения или философы не засчитывается)

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла.

2. Ответы:

1) фреска, остальное – виды ювелирных техник в домонгольский период

2) князь рязанский Олег не принимал участия в Куликовской битве

3) указаны события реформы Столыпина, лишнее – сохранение крестьянской общины

4) волостель не входил в систему управления Новгородом

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла. Если участник только указывает лишнюю позицию, то ответ не засчитывается.

3. Ответы:

А. Борис Савинков

Б. Судебник 1550 г.

В. Борис Годунов

Г. М.М. Сперанский

Д. Владимир Мономах

Хронологическая последовательность: ДБВГА

За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильную последовательность – 3 балла. Ответ за последовательность засчитывается при отсутствии ошибок. Всего 8 баллов.

5. Ответы:

1. Да. 2. Нет. 3. Да. 4. Нет. 5. Нет. 6. Нет.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.

6. Ответы:

1. Церковная реформа 1654 г. Патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.

2. Устав о резах 1113 г. Владимир Мономах.

3. Спор иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, князь Иван III.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 10 баллов.

7. Ответы:

Полемическое допущение: «Если бы Иван IV умер в 1556 г.»

Противоречия: 1. «Вина утраты покорённого им прибалтийского края». Прибалтика не была завоёвана в ходе Ливонской войны. Сама Ливонская война началась в 1558 г.

2. «Опричнина» началась в 1565 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла.

8. Ответы:

Портреты

Участники Отечественной войны

Характеристики

Роль в Бородинском сражении

1

Барклай-де-Толли

В

при Бородине командовал правым флангом

2

Багратион

А

при Бородине командовал левым флангом

3

Кутузов

Е

то же и при Бородине

4

Давыдов

Г

-

5

Ермолов

Д

организовал контратаку против французов, отбив батарею Раевского

6

Тормасов

З

-

7

Раевский

Ж

руководил обороной батареи в центре русских позиций

8

Платов

Б

возглавил кавалерийский рейд в тыл противника

За каждую правильную строку – 2 балла, всего 16 баллов.

9. Ответы:

1. Речь идёт о Дмитрии Донском, князе Московском

2. Дорога вела от Коломны к Дону

3. 1380 г.– Куликовская битва

4. «Супостат» – хан Мамай

5. «Моей судьбы девятый вал» – революция 1917 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.

10. Ответы:

Автор: Ольга Берггольц. 1 балл.

Отрывок

Событие

Дата

В

Установление блокады

После 8 сентября 1941 г.

Ж

Немецкое наступление на Москву

Октябрь – ноябрь 1941 г.

Е

Оставление советскими войсками Севастополя

9 июля 1942 г.

Г

Начало советского контрнаступления под Сталинградом

19 ноября 1942 г.

А

Прорыв блокады Ленинграда

Январь 1943 г.

Д

Снятие блокады Ленинграда

27 января 1944 г.

Б

Освобождение Лениградской области

Конец января – февраль 1944 г.

За каждую правильную строку – 2 балла, всего 14 баллов. Указание месяца – обязательно! При указании только года датировка не засчитывается.

За верную хронологическую последовательность – 3 балла. Ответ за последовательность засчитывается при отсутствии ошибок.

Всего за задание 18 баллов.

11. Ответ:

За каждую правильную пару – 2 балла, всего 10 баллов.

12. Ответы:

1. Вид пшеницы

2. Чиновник в приказе, дьяк

3. Русское название фотографии

4. Бытовое название железной дороги

5. Поджог

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.

13. Ответ:

0,7 м на 2,16 м

Числа могут быть даны в близком значении, всего 3 балла.

 9. Ответ:

917456382

За верную хронологическую последовательность – 7 баллов. За последовательность с 1 ошибкой 6 баллов, с 2 ошибками 5 баллов. При большем количестве ошибок баллы не выставляются.

ИТОГО  100 баллов.

multiurok.ru

Олимпиада по истории 10-11 классы. Школьный этап - Документ

Олимпиада по истории 10-11 классы. Школьный этап.

Выберите один правильный ответ. 1 балл за каждый правильный ответ.

1. Какое из названных событий произошло позже всех остальных?

1) Куликовская битва 2) «Стояние на реке Угре»

3) Битва на реке Калке 4) Ледовое побоище

2. Принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей произошло в:

1) 1721г. 2) 1785г. 3) 1709г. 4) 1711г.

3. Как назывались правительственные учреждения, созданные в России в начале XVIII в.:

1) коллегии 2) министерства 3) приказы 4) «избы»

4. С какими событиями была связана Крымская война 1853-1856гг.?

1) Синопская битва, оборона Севастополя

2) Бородинская битва, Тарутинский марш маневр

3) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва

4) битва под Нарвой, битва у деревни Лесной

5. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан:

1) 1918г. 2) 1922г. 3) 1924г. 4) 1930г.

4 балла за каждое правильное соответствие.

6. Установите соответствие между понятиями и определениями:

1) вервь а) собрание свободного городского населения в Древней Руси;

2) вира б) участок земли, отмеренный веревкой общине.

Так называли и саму крестьянскую общину.

3)вече в) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с

человека при проезде через заставы у городов и крупных поселений;

4) мыт г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний

славян;

д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну.

7. Установить соответствие между именами современников:

1) А.Л.Ордин-Нащекин а) Петр I

2) Ф.Лефорт б) Алексей Михайлович

3) Н.Панин в) Екатерина II

4) Э.Бирон г) Анна Иоанновна

8.Соотнесите имена исторических деятелей и сферы их деятельности:

1) М.В.Ломоносов а) дипломатия

2) А.А.Безбородко б) скульптура

3) П.А.Румянцев в) военное дело

4) Э.М.Фальконе г) наука

д) промышленность

9.Установите соответствие между именами художников и названиями их картин:

1)А.А. Иванов а) «Портрет А.С. Пушкина»

2) В.И.Суриков б) «Явление Христа народу»

3) А.Г. Венецианов в) «На пашне. Весна»

4) В.А.Тропинин г) «Боярыня Морозова»

1 балл за правильный ответ.

10. Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения крестьян:

1) «Соборное уложение» 2) Указы о «заповедных летах»

3) Судебник 1497г. 4) Указы о «урочных летах»

11.Прочитайте фрагмент текста и впишите название международного кризиса:

«События октября 1962года многое перевернули в сознании народов и их вождей. За всю послевоенную историю никогда мир не был так близок к пропасти войны, как в тревожные дни _________________ кризиса.

12.Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917г. на втором Всероссийском съезде Советов, и определите его название:

«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо залог. Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней»

13. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор. По 2 балла за каждый верный ответ.

1) локоть, верста, сажень, лот, вершок.

2) Зипун, ламбрекен, капот, казакин, кафтан.

3) Статский советник, штабс-капитан, коллежский регистратор, коллежский советник, коллежский секретарь

14. Историк должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву вместо каждого пропуска. По 1 баллу за каждый верный ответ

1) А_ток_ат – самодержец

2) Бли_ кри_ - молниеносная война

3) Г_иден – телохранитель князя, дружинник

4) К_н_енс_с – общее согласие по спорному вопросу.

15.»Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». По 1 баллу за каждый верный ответ

1) Патриаршество в России было учреждено при Иване IV

2) Окончательное закрепощение крестьян датируется 1649г.

3) Отечественная война первой четверти XIX в. завершилась в 1813году вхождением российских войск в Париж

4) Войсками декабристов на Сенатской площади командовал П.И.Пестель

5) Петр III был внуком Петра I и внучатым племянником шведского короля Карла XII

6) Режиссером фильма «Броненосец Потемкин» был А.П.Довженко

7) К сентябрю 1944 года фашистские войска были полностью изгнаны с территории СССР

8) Парад Победы прошел 9 мая 1945г.

9) Освоение целинных земель началось в 1949году

10) Первый атомный ледокол был создан в СССР

16.Историк должен объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в свое время не нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или словосочетанию. По 1 баллу за каждый правильный ответ; за очень близкий или неполный – 0,5балла

1) Полба____________________________________________

2) Чернильная душа_____________________________________

3) «Чугунка»___________________________________________

4) Красный петух_______________________________________

5) архаровец____________________________________________

6) вековуха_____________________________________________

17. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Из записок И.С.Конева. 4 балла

«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление было неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубь до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с Северо- запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».

1. Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.

2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.

18. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам и числам. По 2 балла за каждое верно составленное определение.

1)Государства, противоборство, одного, населения, внутри, междоусобица, вооруженное.

2) Взамен, налог, хозяйства, фиксированный, крестьянские, твердо, введенный, продразверстка, натуральный.

19. Каким царям историк В.О.Ключевский дал указанные характеристики.

По 1 баллу за верный ответ.

1) «...царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему порядок».

2) «Рабоцарь, царь из рабов...»

3) «...относился к России как чуждый ей, трусливый и хитрый дипломат»

4) «Император... – военный балетмейстер и больше ничего».

20. Представьте себе, что вы попали на официальный прием XIXв., где много людей разного звания. Объясните, как надо было обратиться к человеку, исходя из его ранга ( по отношению к высшему, равному и низшему) 6 баллов

к высшему _____________________________________

к равному ______________________________________

к низшему _____________________________________

21. В обиходной жизни россиян в прошлом бумажные деньги именовались по расцветке. Расшифруйте, указав номинал каждой. 7 баллов

1) желтенькая __________________

2) Зелененькая __________________

3) Синенькая ___________________

4) Красненькая __________________

5) Беленькая ____________________

6) Радужная _____________________

7) Серенькая ____________________

Олимпиада по истории 10-11 классы. Школьный этап.

(ответы)

Выберите один правильный ответ( 1 балл за каждый правильный ответ).

1. Какое из названных событий произошло позже всех остальных?

1) Куликовская битва 2) «Стояние на реке Угре»

3) Битва на реке Калке 4) Ледовое побоище

ответ: 2

2. Принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей произошло в:

1) 1721г. 2) 1785г. 3) 1709г. 4) 1711г.

ответ: 1

3. Как назывались правительственные учреждения, созданные в России в начале XVIII в.:

1) коллегии 2) министерства 3) приказы 4) «избы»

ответ: 1

4. С какими событиями была связана Крымская война 1853-1856гг.?

1) Синопская битва, оборона Севастополя

2) Бородинская битва, Тарутинский марш маневр

3) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва

4) битва под Нарвой, битва у деревни Лесной

ответ: 1

5. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан:

1) 1918г. 2) 1922г. 3) 1924г. 4) 1930г.

ответ:2

(По 4 балла за каждое правильное соответствие).

6. Установите соответствие между понятиями и определениями:

1) вервь а) собрание свободного городского населения в Древней Руси;

2) вира б) участок земли, отмеренный веревкой общине.

Так называли и саму крестьянскую общину.

3)вече в) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с

человека при проезде через заставы у городов и крупных поселений;

4) мыт г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний

славян;

д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну.

Ответ: 1-б; 2-д; 3-а; 4-в.

7. Установить соответствие между именами современников:

1) А.Л.Ордин-Нащекин а) Петр I

2) Ф.Лефорт б) Алексей Михайлович

3) Н.Панин в) Екатерина II

4) Э.Бирон г) Анна Иоанновна

Ответ: 1-б; 2-а; 3-в; 4-г.

8.Соотнесите имена исторических деятелей и сферы их деятельности:

1) М.В.Ломоносов а) дипломатия

2) А.А.Безбородко б) скульптура

3) П.А.Румянцев в) военное дело

4) Э.М.Фальконе г) наука

д) промышленность

Ответ:1-г; 2-а; 3-в; 4-б.

9.Установите соответствие между именами художников и названиями их картин:

1)А.А. Иванов а) «Портрет А.С. Пушкина»

2) В.И.Суриков б) «Явление Христа народу»

3) А.Г. Венецианов в) «На пашне. Весна»

4) В.А.Тропинин г) «Боярыня Морозова»

Ответ:1-б; 2-г; 3-в; 4-а.

(1 балл за правильный ответ).

10. Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения крестьян:

1) «Соборное уложение» 2) Указы о «заповедных летах»

3) Судебник 1497г. 4) Указы о «урочных летах»

Ответ: 3-2-4-1

11.Прочитайте фрагмент текста и впишите название международного кризиса:

«События октября 1962года многое перевернули в сознании народов и их вождей. За всю послевоенную историю никогда мир не был так близок к пропасти войны, как в тревожные дни _________________ кризиса.

Ответ: Карибский

12.Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917г. на втором Всероссийском съезде Советов, и определите его название:

«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо залог. Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней»

Ответ: Декрет о земле

13. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор.

1) локоть, верста, сажень, лот, вершок.

2) Зипун, ламбрекен, капот, казакин, кафтан.

3) Статский советник, штабс-капитан, коллежский регистратор, коллежский советник, коллежский секретарь

Ответ:

1. лот (мера веса, все остальное - меры длины)

2. ламбрекен (не является одеждой)

3. штабс-капитан ( в Табели о рангах относился к военным чинам, а не гражданским)

(По 2 балла за каждый верный ответ)

14. Историк должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву вместо каждого пропуска.

1) А_ток_ат – самодержец

2) Бли_ кри_ - молниеносная война

3) Г_иден – телохранитель князя, дружинник

4) К_н_енс_с – общее согласие по спорному вопросу.

Ответ:

Автократ, блицкриг, гриден, консенсус

(По 1 баллу за каждый верный ответ)

15.»Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

1) Патриаршество в России было учреждено при Иване IV

2) Окончательное закрепощение крестьян датируется 1649г.

3) Отечественная война первой четверти XIX в. завершилась в 1813году вхождением российских войск в Париж

4) Войсками декабристов на Сенатской площади командовал П.И.Пестель

5) Петр III был внуком Петра I и внучатым племянником шведского короля Карла XII

6) Режиссером фильма «Броненосец Потемкин» был А.П.Довженко

7) К сентябрю 1944 года фашистские войска были полностью изгнаны с территории СССР

8) Парад Победы прошел 9 мая 1945г.

9) Освоение целинных земель началось в 1949году

10) Первый атомный ледокол был создан в СССР

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

нет

нет

да

нет

нет

нет

нет

да

По 1 баллу за каждый верный ответ

gigabaza.ru

Всероссийская олимпиада школьников по истории муниципальный этап 10-11 класс Ответы

№ вопроса

Ответ

Количество баллов

1.1.

124

1

1.2

4312

2 (1 ошибка – 1 балл, 2 и более – 0 баллов)

2.1

214

2 (1 балл – одна ошибка, 0 баллов – 2 и больше ошибок)

2.2

415672

2 (1 балл – одна ошибка, 0 баллов – 2 и больше ошибок)

3.1

М.С. Горбачев

1

3.2

Перестройки

1

3.3

«нового мышления»

1

3.4

Гласности

1

3.5

Огонек, Новый мир

1

3.6

1987 года

1

3.7

«народные фронты»

1

3.8

А.Н. Яковлев

1

3.9

Е.К. Лигачев

1

3.10

Б.Н. Ельцин

1

3.11

Съезды народных депутатов

1

3.12

«парады суверенитетов»

1

3.13

12 июня 1990 года

1

4.1

Синоп. 18 (30) ноября 1853г.

1

4.2

Османская империя, Великобритания, Франция

1

4.3

Альма

1

4.4

А.С. Меншиков

1

4.5

Э.И. Тотлебен

1

4.6

Парижский мирный договор

1

5.1

1) Уваров Сергей Семенович

2) Русский государственный деятель, министр народного просвещения. Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности

3) государственный деятель с 1802 по 1839 гг.

2

5.2

1) Милюков Павел Николаевич

2)  Русский политический деятель, историк, публицист. Лидер Конституционно-демократической партии.

3) Годы жизни 1859 – 1943 гг.

2

5.3

1) Рокоссовский Константин Константинович

2) Советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза, маршал Польши. Один из крупнейших полководцев второй мировой войны.

3) Годы жизни - 1896-1968, годы службы 1914-1968

2

6.1

Демон Сидящий, М.А.Врубель, 1890 г.

3

Весна (На пашне), А.Г.Венецианов, 1820 г.

3

6.2

Здание Манежа в Москве, 1817 г., архитекторы О.И.Бове, А.А.Бетанкур. Манеж был воздвигнут в честь победы России в Отечественной войне 1812 г.

3

Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, 1838 г., архитектор В.П.Стасов. Ворота были построены в честь победы России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

3

7.1

В - Первая мировая война

2 (1 балл – за правильный порядковый номер,

1 балл – за правильное определение периода появления плаката/события)

Задания 7.1-7.10

7.2

Ж - Гражданская война

2

7.3

Г - Коллективизация

2

7.4

З - Зимняя война (Советско-финская война)

2

7.5

А - Великая Отечественная война

2

multiurok.ru

Школьная олимпиада по истории 10 класс. Ответы.

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года

Школьный этап

История. 10 класс.

Задания с ответами

Время выполнения – 90 минут.

I. Историческая хронология

1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

Невская битва + распад СССР – убийство Александра II + Начало правления В.В. Путина – Начало Северной войны – 2 = Х

Назовите событие, которое произошло в год Х.

Ответ: 1240+1991-1881+2000-1700-2=1648 (Соляной бунт) (максимум 6 баллов)

2. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы:

1533, 1682, 1762, 1801

Ответ: начало царствования русских царей и императоров (максимум 5 баллов)

1533 – начало правления Ивана IV Грозного

1682 - начало правления Петра I

1762 - начало правления Екатерины II

1801 - начало правления Александра I

3. Установите правильное соответствие между элементами левого и правого столбцов. Полученные результаты запишите в таблицу.

События в период нахождения у власти Л.И. Брежнева Дата

1. Карибский кризис А) 1942 г.

2. Брестский мир Б) 1962 г.

3. Начало перестройки В) 1985 г.

4. Завершение битвы за Москву Г) 1982 г.

5. Принятие Конституции «развитого социализма» Д) 1977 г.

Е) 1918 г.

2

3

4

5

Ответ:

1

2

3

4

5

Б

Е

В

А

Д

II. История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры: ГУЛАГ РСДРП ВЛКСМ

Ответ:

Главное управление лагерей, Российская социал-демократическая рабочая партия, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. (3 балла)

2. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов - «хрущевка».

Укажите:

1) краткое определение термина;

2) период, с которым связан данный термин;

3) фамилию и имя исторического деятеля;

4) кем был исторический деятель.

Ответ:

  1. Хрущёвка – дешёвый стандартный многоквартирный дом из блоков.

  2. вторая половина 1950-х годов

  3. Н.С. Хрущёв

  4. генеральный секретарь КПССС (за каждый правильный ответ по 1 баллу, макс. - 4)

III. Историческая личность

1. Кто является автором фразы? Назовите три факта относящихся к биографии этого человека?

«Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец».

Ответ: А.В. Суворов, (максимум 4 балла)

2. Объясните, по какому принципу образован ряд.

Нахимов П.С., Тотлебен Э.И., Корнилов В.А., Пётр Кошка.

Ответ: герои Крымской войны (2 балла)

3. О каком историческом деятеле идет речь?

Этот советский и российский государственный, политический и общественный деятель родился в Ставропольском крае в 1931 году. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

Ответ: Горбачёв М.С. (2 балла)

IV. Работа с источником

1. Прочитайте отрывок из документа:

«…Приказываю: Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении».

Ответьте на вопросы:

1) Кем был подписан документ?

2) Когда появился документ?

Ответ: 1) Керенский; 2) август 1917 г. (максимум 2 балла)

V. История культуры

  1. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:


  • Что изображено на рисунке?

  • Где находится данный памятник культуры?

  • Кто архитектор данного сооружения?

Ответ: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург,  архитектор Огюст Монферран (максимум 3 балла)

2. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности.

1) Михаил Шолохов А) театр

2) Булат Окуджава Б) литература

3) Вера Мухина В) кинематограф

4) Любовь Орлова Г) скульптура

Д) музыка

2

3

4

Ответ:

2

3

4

Б

Д

Г

В

3. Какое событие изобразил на своей картине К. Антонов? Назовите дату этого события.

Ответ: Парад Победы, 24 июня 1945 года (максимум 4)

VI. Историческое краеведение

    1. Воронежский край стал родиной ряда известных поэтов. Назовите три фамилии из них.

Ответ: Некрасов Н.А., Маршак С. Я.., Жадовская С., Никитин И. С.., Сурков А.А., Бунин И. А. (3 балла)

2. «В воскресенье 20 июля 1897 года на первом представлении … было очень много публики, которая была поражена и очарована виденным. Зал неоднократно требовал повторения чудных «фотографий жизни».

О чём идет речь в данном отрывке?

Ответ: синематограф (кинематограф) 2 балла

Максимальное количество баллов: 49

infourok.ru

Всероссийская олимпиада школьников по истории .Задания школьного этапа 10-11 класс.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.

(Время выполнения работы 60 минут)

Фамилия, имя, отчество______________________________________________________Класс__________

Задание №1. Разгадай кроссворд. Каждое правильное слово оценивается 3 баллами. Максимальное количество за всё задание 30 баллов:

По горизонтали:

1. Один из домонгольских городов Курского края.

2. Третье ратное поле России.

3. Герой Советского Союза, почётный гражданин Курска, совершивший подвиг на подступах к Кёнигсбергу в 1945 году.

4. Историк, автор многотомного издания «Деяния Петра Великого».

По вертикали:

1. Выдающийся советский композитор, курянин.

2. Домонгольский древнерусский кирпич.

3. Живописец XIX в, один из первых пытался раскрыть психологический облик исторической личности.

4. Учёный, инженер-новатор, создатель схемы крекинг-процесса.

5. Большая группа служилых людей в XVI веке, объезжавшая дозором обширные территории.

6. Архитектор усадьбы Марьино.

Задание № 2. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (6 за каждый верный ответ, максимум – 18 баллов баллов).

1. Захват Наполеоном герцогства Ольденбургского стал одной из причин дипломатических разногласий между Россией и Францией.

2. После соединения с П.И.Багратионом под Смоленском, М.Б.Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд для действия против левого фланга французов.

3. Накануне Бородинского сражения французская армия имела двукратный численный перевес.

Задание № 3. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 10 баллов, по 2 за каждый верный ответ). Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:

1. Цусимское сражение

2. «Кровавое воскресенье»

3. Воцарение императора Николая II

4. Восстание на броненосце «Потемкин»

5. Брусиловский прорыв

Ответ: _______________________

Задание 4. Выполните задания по карте (по 2 баллу за каждый элемент ответа, максимальный балл – 12).

1) Укажите фамилии генералов, командовавших русскими войсками (цифры 1 – 2 на карте) 2) Укажите названия населенных пунктов, с которыми связаны важнейшие события данного э этапа войны 1812 г. (цифры 3 – 6 на карте).

1 __________________________________________________________________________________________

2__________________________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________________________

4__________________________________________________________________________________________

5__________________________________________________________________________________________

6__________________________________________________________________________________________

Задание №5.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 30 баллов – по 5 баллов за каждый критерий).

Примерные Темы эссе:

1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).

2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).

3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).

4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).

5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).

6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).

При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.

Ответы 10-11 класс.

Всего за работу 100 баллов:

Задание №1. 30 баллов (по 3 балла за каждый верный ответ).

По горизонтали: 

1. Один из домонгольских городов Курского края (Рыльск).

2. Третье ратное поле России (Прохоровка).

3. Герой Советского Союза, почётный гражданин Курска, совершивший подвиг на подступах к Кёнигсбергу в 1945 году

(Булатов).

4. Историк, автор многотомного издания «Деяния Петра Великого» (Голиков).

По вертикали:

1. Выдающийся советский композитор, курянин (Свиридов).

2. Домонгольский древнерусский кирпич (Плинфа).

3. Живописец XIX в, один из первых пытался раскрыть психологический  облик исторической личности (Шварц).

4. Учёный, инженер-новатор, создатель схемы крекинг-процесса (Шухов).

5. Большая группа служилых людей в XVI веке, объезжавшая дозором обширные территории (Станица).

6. Архитектор усадьбы Марьино (Гофман).

Задание №2.

  1. Да

  2. Да

  3. Да.

Задание №3.

Ответ: 3,2,1,4,5

Задание №4.

  1. Барклай де Толли

  2. Тормасов

  3. Смоленск

  4. Бородино

  5. Москва

  6. Тарутино.

Задание №5.

Творческое задание (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)

Примерные темы эссе:

1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).

2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).

3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).

4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).

5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).

6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).

При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев: (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.

infourok.ru

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015/2016 гг.

(школьный этап)

10–11 классы 65 баллов

1. Вставьте пропущенные буквы в исторические термины (по 0,5 балла за каждый правильный ответ, максимально – 3 балла).

авт…н…мизация Р…п…рации, р…ф…рендум

…л…гархия …мпичмент эл…кторат

2. Дайте определение следующим историческим понятиям (до 1 балла за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов).

«Августовский путч» Бабий Яр

«железный занавес» «парад суверенитетов»

семибоярщина

3. По какому принципу организованы логические ряды? Кто лишний в каждом ряду? (по 0,5 балла за каждый правильный ответ, максимально – 3 балла)

А) продналог, денежная реформа, наемный труд, частная собственность, концессии.

Б) В.И.Ульянов, Л. Мартов, П.Б.Аксельрод, Г.В. Плеханов

в) А.Ахматова, И.Бунин, З.Гиппиус, А.Куприн, Д.Мережковский

4. Задание № 4. Извлеките историческую информацию из зарубежной карикатуры. Ответ запишите в строки ниже. Максимальный балл – 3.

  1. К какому году относится представленное на рисунке событие?

  2. Кто из государственных деятелей изображен (Фамилия, страна)?

  3. В чем заключается истинный смысл действий, предпринимаемый этими государственными деятелями?

5. В юбилейной заметке нерадивый журналист допустил целый ряд ошибок. Найдите и исправьте их (по 1 баллу за каждый правильный ответ). 8 баллов

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны и распада первого ополчения под руководством М.В. Скопина-Шуйского. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде городовой приказчик Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Ополчение было собрано на добровольные пожертвования населения города. На роль военного руководителя вызвался князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Из Нижнего Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. К нему, кроме посадских людей, мелких и средних дворян присоединились также крепостные крестьяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Действия ополчения были поддержаны патриархом Иовом.

В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Рязани. Здесь был создан временный “Собор всея Руси” — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Народное ополчение подошло к Москве в августе 1612 г., заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В решающем сражении были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Выговского. Вражеские гарнизоны в Кремле и Китай-городе капитулировали в середине ноября 1612 г. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране.

6. Перед вами диаграмма, отражающая официальные данные всероссийской переписи населения 1897 г. Проанализируйте диаграмму, ответив на вопросы (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

5 баллов

  1. Какой принцип использовался при определении социальной структуры российского общества?

В чем его сущность?

  1. 1. крестьяне

    2. мещане

    3. инородцы

    4. казаки

    5. дворяне

    6. купцы и почетные граждане

    7. прочие

    Для какого типа общества характерна данная социальная структура?
  2. Какие социальные процессы, происходившие в России, эта диаграмма не отражает?

Назовите понятие, которым эти процессы определяются

7. Перед вами фрагменты статей из энциклопедии и иллюстрации. Внимательно изучите их, сопоставьте фрагменты текстов и изображения, заполните пропуски в тексте и ответьте на вопросы. 10 баллов

Фрагмент 1 – Рис. ­­­­___

(Имя 1)__________________________ в Отечественной войне 1812 г. командовал 1-й Западной армией, ему же, как военному министру, была подчинена 2-я Западная армия. В условиях значительного превосходства противника проявил талант полководца и успешно осуществил отход и соединение двух армий. Однако отступление вызвало недовольство в дворянских кругах и армии, и 17 августа (Имя 1)___________________ сдал командование армиями (Имя 3)__________________. В __________________ сражении командовал правым крылом русской армии, проявив стойкость и искусство в обороне.

Фрагмент 2 – Рис. ­­­­___

(Имя 2)____________________ в 1812 г. командовал 2-й Зап. армией, во главе которой участвовал в Отечественной войне. В начальный период войны искусным маневром от Волковыска к (насел. пункт 1)______________ вывел свою армию из-под удара превосходящих сил врага на соединение с 1-й Зап. армией, нанеся крупные потери французским войскам в арьергардных боях у Мира, Романова и Салтановки. В ________________ сражении (Имя 2)____________________ командовал левым крылом русской армии. Был тяжело ранен и скончался.

Фрагмент 3 – Рис. ­­­­___

В начале Отечественной войны 1812 г. (Имя 3) _________________ был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. После оставления русскими войсками (насел. пункт 1)____________ (Имя 3)________________ назначен 8 августа главнокомандующим. Прибыв 17 августа в армию, (Имя 3)____________ принял решение дать 26 августа генеральное сражение войскам (Имя 4)__________. В ____________________ сражении французская армия не добилась победы, но стратегическая обстановка и недостаток сил не позволили русским перейти в контрнаступление. Стремясь сохранить армию, (Имя 3)______________ без боя сдал (насел. пункт 2)______________ и, совершив смелый фланговый марш-манёвр с Рязанской дороги на Калужскую, остановился в лагере у (насел. пункт 3)________________, где пополнил войска и организовал партизанские действия.

-1- -2- -3-

8. Прочитайте два свидетельства. Их авторы принадлежат одному поколению. Оба — воспитанники ФЗУ. Один жил в Ленинграде. Другой — в Москве. Описываемые события разделяет один год. Однако один автор записывал впечатления в дневник, а другой — в книгу воспоминаний на шестидесятилетней дистанции. 6 баллов

А.

В конце 19… года, после убийства Кирова, нахлынула волна репрессий. Коснулась она и дворян; их стали высылать из Ленинграда только за то, что они бывшие дворяне. В газетах некоторые журналисты вовсю торжествовали по этому поводу, призывали к бдительности, славили Ежова, — он, мол, всех кого надо возьмет в ежовые рукавицы! Мать, тетя Вера и дядя Костя прониклись убеждением, что нашему семейству грозит беда и что нагрянет она скоро. Стали готовить чемоданы. Тревожно, невесело стало в нашей квартире.

У меня до сих пор хранится справка, выданная мне (не помню, для какой надобности) управдомом Бурлаковым 22 августа 1933 года. В ней сказано, что она «Дана гр-ну Шефнеру В.С. в том, что он проживает в д. № 17, кв. 31 по 6 линии В.О. Соц. положение рабочий, в списках лишенцев не состоит». Мать утверждала, что благодаря этой справке меня никуда не вышлют, ведь я, выходит, — пролетарий. Но это было слабое утешение; я вовсе не собирался расставаться с матерью. И в то же время мне казалось, что без Питера для меня — не жизнь. Ведь та девушка, в которую я был прочно, но безнадежно влюблен, останется в городе. И друзья мои тоже в нем останутся… В эти дни в памяти моей все время прокручивалось стихотворение Брюсова «Демон самоубийства». Оно давно запало мне в душу своей убедительной трагичностью, но прежде я считал, что ко мне оно прямого отношения не имеет, а теперь мне стало чудиться, что оно — подсказка для меня. Может быть, жить мне не стоит? Помру — и тогда никаких тревог.

Б.

Людей, которые не получат паспортов, которые должны будут уехать из Москвы, а некоторых и «уедут» найдется очень много наверное % 40–50. Безусловно после этого Москва вздохнет полной грудью и облегченно вздохнет тот кто останется в ней. Конечно к тем, кто останется будут предъявлены громадные требования. Строжайшая дисциплина, увеличение выработки интенсивного труда и т.д. и т.п. … В общем сортировка людечистка новейшей конструкции. Пропускает сквозь свои решета им нужных а в числе мусора останутся люди с богатым прошлым. Теперь во всю глубину разума стоит вопрос каково же? Какова ж моя судьба. … Лазейка очень узкая но в нее надо какими-то способами пролезть. Хотелось бы остаться. … Но при такой ихней бдительности вряд ли удасться проскользнуть. Особенно я это почувствовал после речи Кулагина на союзном дне когда он говорит из ФЗУ 50 % придется вычистить. … Тяжелые работы, ссылка, тюрьма все нипочем. … Страшен голод. Сегодня получили письмо… они взывают. Тетя Фрося и брат Степа мы распухли от голоду помогите если чем можите. … Я слишком хладнокровен стал ко всему окружающему. Мама плакала. А я почему-то с улыбкой прочел письмо.

Какое свидетельство принадлежит дневнику, а какое поздней мемуарной книге? Датируйте дневниковую запись и эпизод, описанный в воспоминаниях. Каково социальное происхождение двух авторов? Свои ответы обоснуйте.

9. Что за здания изображены на фотографиях? Что вы о них знаете? Дайте развернутый ответ.

(10 баллов всего, по 5 балла за 1 фото, возможно снижение балла на усмотрение проверяющего при недостаточно полной информации)

1) 2)

Задание 10. Перед Вами высказывания историков о событиях и деятелях отечественной истории.

Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. 12 баллов

При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

  1. «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории» (В. О. Ключевский)

  2. «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием» (Н. Эйдельман)

  3. «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты» (В. О. Ключевский)

  4. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти (А.Б. Каменский)

5. «Отмена крепостного права представляет собой, вероятно ... единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике» (Т. Эмменс)

infourok.ru

Олимпиада по истории 10-11 классы. Школьный этап. Выберите

Documents войти Загрузить ×
  1. История
  2. Транснациональная история
advertisement advertisement
Related documents
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 8 класс
Олимпиада ответы По обществознанию 7 класс Максимальное количество баллов 32
Олимпиада для 9 класса за 2002 год
Городская предметная олимпиада среди 5
10 - Школа №4 г. Нелидово Тверской области
окружающий мир (с ответами)
Школьный этап. Биология. ОТВЕТЫ 5-6 классы.
история_09
Олимпиада для 9 класса за 2005 год
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 8 класс
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *