Всероссийская олимпиада школьников муниципальный этап по физике 10 класс – Олимпиадные задания по физике (10, 11 класс) на тему: Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (10-11 класс) в 2015-2016 учебном году | скачать бесплатно

Содержание

Физика 10 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Задача 1

Небольшой  брусок  через  систему  блоков  связан  нерастяжимой  нитью  с  длинной  тележкой,  которая  может катиться по горизонтальной поверхности. Брусок  кладут на тележку и приводят в движение с постоянной  скоростью ν = 2 м/с, направленной горизонтально вдоль  тележки (см.  рис. 1.1).

Рисунок 1.1

Какую  скорость  относительно бруска будет иметь тележка в тот момент, когда угол между наклонной нитью и горизонтом  составит  α = 60°?  Считайте,  что  в указанный  момент  тележка  не доехала до стены, к которой прикреплены блоки.

Возможное решение

Рисунок 1.2

Ввиду нерастяжимости нити проекция скорости точки А верёвки  на  направление  АВ  равна  проекции  скорости точки D верёвки на направление DC, т. е.  ν∙cosα = u, где  u –  скорость  тележки  относительно  земли. Скорость тележки относительно бруска равна:  νотн. = u+ ν = ν∙(1+cosα) = 3 м/с.

Ответ:  νотн. = 3 м/с.

Критерии оценивания

Применено условие нерастяжимости нити 3 балла
Найдена скорость тележки относительно земли 2 балла
Применён закон сложения скоростей 3 балла
Найдена скорость тележки относительно бруска 2 балла

Задача 2

Льдинка с вмороженной в неё пулей висит на нити и частично погружена в воду, находящуюся  в  тонкостенном цилиндрическом  стакане,  стоящем  на  столе. Лёд не  касается  стенок  и  дна  стакана.  Площадь  дна  стакана  S = 100  см2.  Сила натяжения  нити  равна  F = 1 Н.  На  сколько  изменится  уровень  воды  в  стакане после  того,  как  льдинка  растает?  Повысится  он  или  понизится?  Пуля  имеет массу m = 10 г и плотность ρ = 10 000 кг/м3. Плотность воды ρ0 = 1000 кг/м3

Возможное решение

Рассмотрим  внешние  силы,  действующие  на  содержимое  стакана,  в  которое включим  воду,  льдинку  и  пулю.  Сила  тяжести  компенсируется  двумя направленными вверх внешними силами – силой F и силой давления со стороны дна. Последняя, по третьему закону Ньютона, равна по модулю силе давления на дно  со  стороны  жидкости.  Из  условия  равновесия  содержимого  стакана в исходном состоянии следует:

F + S∙ρ0∙g∙h1 = mсодерж∙g,

где h1 –  высота уровня воды в исходном состоянии.

После таяния льдинки масса содержимого сохраняется, но изменяется уровень
воды в стакане и, следовательно, давление воды около дна. Кроме этого, перестаёт  действовать  сила  F,  но  на  дно  с  силой

начинает давить пуля. Новое условие равновесия содержимого стакана имеет вид:

S∙ρ0∙g∙h3 + N = mсодерж∙g,

где h2 – высота уровня воды в конечном состоянии.

Вычитая  из  первого  уравнения  второе,  получим  выражение  для  изменения уровня воды в стакане:

Так как эта величина положительная, то уровень повысится.

Критерии оценивания

Записано условие равновесия содержимого в исходном состоянии 2 балла
Записано условие равновесия содержимого в конечной ситуации 2 балла
Получено выражение для изменения уровня жидкости 2 балла
Если задача решалась через объём погружённой льдинки и изменение объёмов при таянии, то за верное выражение для изменения уровня6 баллов
Получено численное значение для изменения уровня жидкости 2 балла
Явно указано, что уровень повысится 2 балла

Всего не более 10 баллов за задание!

Задача 3

Небольшой шарик массой m, подвешенный на лёгкой нерастяжимой  нити  к  потолку  комнаты,  отпустили без начальной скорости из состояния, в котором нить была горизонтальна. Найдите работу силы натяжения нити  над  шариком  при  его  движении  от  верхнего положения  до  самого  нижнего. Ответ  дайте  для системы  отсчёта,  связанной  с  комнатой,  и  для системы отсчёта, движущейся относительно комнаты горизонтально  в  плоскости  рисунка  с  постоянной  скоростью  V. Длина  нити  L. Систему отсчёта, связанную с комнатой, можно считать инерциальной.

Возможное решение

В системе отсчёта, связанной с комнатой, сила натяжения нити в любой момент движения  направлена  перпендикулярно  скорости  шарика,  следовательно,  её работа равна нулю.

Закон  сохранения  механической  энергии  для  шарика  имеет  вид

m∙g∙L = m∙u2/2,

откуда  можно  найти  скорость  шарика  в  нижнем  положении:

В движущейся системе отсчёта начальная скорость шарика по модулю равна V, а

модуль конечной скорости шарика равен |V – u|. Тогда из теоремы о кинетической энергии для шарика следует:

Отсюда получаем, что работа силы натяжения нити равна:

Так как в движущейся  системе отсчёта в любой момент угол между векторами скорости шарика и силы натяжения тупой, работа этой силы отрицательная.

Критерии оценивания

Обосновано  равенство  нулю  работы  силы  натяжения  нити  в  системе  отсчёта, связанной с комнатой 1 балл
Записан  закон  сохранения  энергии  в  системе  отсчёта,  связанной  с комнатой 2 балла
Найдена  начальная  и  конечная  скорость  шарика  в  движущейся  системе  отсчёта 2 балла
Применена теорема о кинетической энергии для шарика в движущейся системе отсчёта 3 балла
Получено выражение для работы силы натяжения нити в движущейся системе отсчёта (с правильным знаком)  2 балла

Задача 4

На  столе  лежит  доска  массой  m1 = 2  кг,  а  на  доске находится  брусок  массой  m2 = 1 кг.  К  бруску привязана  лёгкая  нить,  второй  конец  которой перекинут  через  идеальный  блок,  закреплённый  на краю доски. Коэффициенты трения между доской и столом и между бруском и доской  одинаковы  и  равны  μ = 0,1.  Участок  нити  между  бруском  и  блоком горизонтален.  С  какими  по  модулю  ускорениями  начнут  двигаться  брусок  и доска,  если к вертикальному участку нити приложить направленную вниз  силу F = 5 Н? Ускорение свободного падения можно считать равным g = 10 м/с2.

Возможное решение

На  доску  в  горизонтальном  направлении  действуют  три  силы:  направленная вправо сила натяжения нити и направленные влево силы трения со стороны пола и бруска. Горизонтальная составляющая силы натяжения нити, действующая на доску  вправо, равна по модулю 5 Н. Она больше  суммы модулей максимально возможных сил трения, которые действуют на доску:

μ[(m1 + m2)∙g + F] + μ∙m2 + μ∙m2∙g = 4,5 H

Следовательно, доска будет скользить по полу вправо. При этом очевидно, что
брусок будет проскальзывать по доске влево. Из второго закона Ньютона,
записанного для доски и для бруска, находим модули их ускорений:

Критерии оценивания

Правильно указаны силы, действующие на тела 2 балла
Указаны максимально  возможные модули  сил  трения  для  доски  и  для  бруска (по 1 баллу за каждую величину) 2 балла
Объяснено, почему доска скользит по полу вправо 1 балл
Указано, что брусок проскальзывает по доске и движется относительно доски влево 1 балл
Найден модуль ускорения бруска 2 балла
Найден модуль ускорения доски 2 балла

Задача 5

Рисунок 5.1

Электрическая  цепь  представляет  собой  проволочную сетку,  состоящую  из  звеньев,  имеющих  одинаковые сопротивления  R.  Одно  звено  заменено  на  вольтметр, сопротивление  которого  тоже  равно R. К  сетке  подключён источник  напряжения  U0 = 20 В  так,  как  показано  на рисунке 5.1. Найдите показание вольтметра.

Возможное решение

Рисунок 5.2

Изобразим схематически токи, текущие в звеньях сетки, учитывая её симметрию и закон Ома для участка цепи. Согласно  этому  закону,  силы  тока  в параллельных звеньях,  находящихся  под  одинаковым  напряжением, обратно  пропорциональны  сопротивлениям  этих звеньев.  При  изображении  токов  также  нужно учитывать закон сохранения электрического заряда для узлов  сетки –  сумма  токов,  втекающих  в  узел,  должна быть равна сумме токов, вытекающих из узла. Кроме того, заметим, что, в силу  симметрии схемы, токи через средние вертикальные проводники не текут.

Если через  верхние  звенья  течёт  ток  силой  I,  то через  средние  горизонтальные  проводники  течёт  ток  силой 2I (так  как  ток  I  течёт  через  звенья  с  общим  сопротивлением 4R,  а  ток 2I –  через  звенья  с  общим  сопротивлением 2R). Ток  силой 3I течёт через участок цепи с общим сопротивлением 10R/3 – этот участок  включает в себя все элементы, кроме двух нижних горизонтальных звеньев. Это  означает,  что  через  два  нижних  горизонтальных  звена  с  суммарным  сопротивлением 2R течёт ток силой 5I. Напряжение на этих двух нижних звеньях  равно  U0

= IR. Для вольтметра можно записать: Uv = 3∙IR. Отсюда

Uv =3∙U0 / 10 = 6 В.

ОтветUv = 6 В

Критерии оценивания

Указано  на  отсутствие  протекания  токов  через  средние  вертикальные  проводники 1 балл
Найдена  связь  между  током,  текущим  через  вольтметр,  и  токами  в  других  частях цепи 3 балла
Установлена  связь между напряжением источника и  током,  текущим  в  какой- либо части цепи (например, в нижней ветви) 2 балла
Установлена  связь  между  показанием  вольтметра  и  током,  текущим  через   него 1 балл
Получено  выражение  для  связи  напряжения  источника  и  показания   вольтметра 2 балла
Получен численный ответ для показания вольтметра 1 балл

При решении с помощью построения эквивалентной схемы:

Указано  на  отсутствие  протекания  токов  через  средние  вертикальные проводники 1 балл
Правильно составлена эквивалентная схема2 балла
Правильно определено полное сопротивление электрической цепи3 балла
Правильно определён ток, текущий через источник напряжения1 балл
Определён ток, текущий через в вольтметр2 балла
Получен численный ответ для показания вольтметра 1 балл

Общие рекомендации по оцениванию работы

  • За каждое верно выполненное действие баллы складываются.
  • При  арифметической  ошибке (в  том  числе  ошибке  при  переводе  единиц измерения) оценка снижается на 1 балл.
  • Максимум за 1 задание – 10 баллов.
  • Всего за работу – 50 баллов.

olimpiadnye-zadanija.ru

Физика 10 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5

Задание 1

Содержание ↑

Два шарика брошены одновременно навстречу друг другу с одинаковыми начальными скоростями: один с поверхности земли вертикально вверх, другой с высоты Н вертикально вниз. Найдите эти скорости, если известно, что шарики встретились на высоте H/4.

Возможное решение

Направим ось x вверх и выберем начало координат на поверхности земли.

Тогда законы движения для тел запишутся в виде:

x1(t) = vt – gt2/2,

x2(t) = H – vt – gt2/2,

где  v – начальные скорости шариков. В момент встречи: x1 = x2 = H/4, t1 = t2 = τ (так как шарики брошены одновременно). Отсюда получаем:

Подставим в закон движения время и выразим начальную скорость шариков:

Критерии оценивания

  1. Записан закон движения для первого шарика 2 балла
  2. Записан закон движения для второго шарика 2 балла
  3. Условие встречи шариков (x1 = x2) 1 балл
  4. Указано, что t1 = t21 балл
  5. Выражение для времени движения шариков 2 балла
  6. Выражение для начальной скорости шариков 2 балла

Задание 2

Содержание ↑

Найдите модуль и направление ускорения, с которым нужно двигать конец нити для того, чтобы правый груз, имеющий массу m = 3 кг, оставался неподвижным? Массой нити и блоков можно пренебречь. Нить нерастяжима, трение отсутствует. Ускорение свободного падения принять равным g = 10 м/с2.

Возможное решение

Из условия равновесия груза, имеющего массу m, следует, что 2·T = m·g. Тогда уравнение второго закона Ньютона в проекции на вертикальную ось 0y, направленную вверх, для второго тела, имеющего массу 2/3·m, имеет вид:

, откуда 

Знак минус означает, что груз 2/3·будет ускоряться вниз. Из условия нерастяжимости нити следует, что конец нити необходимо опускать с таким же ускорением b = 1/4·g ≈ 2,5м/с2, направленным вниз.

Критерии оценивания

  1. Записано условие равновесия груза m 1 балл
  2. Учет постоянства силы натяжения нити вдоль всей нити 1 балл
  3. Уравнение второго закона Ньютона для тела 2/3·m 3 балла
  4. Найдено ускорение тела 2/3·m 1 балл
  5. Использована кинематическая связь для ускорений тела 2/3·и конца нити 2 балла
  6. Найдено ускорение конца нити 2 балла

Задание 3

Содержание ↑

Вдоль длинной доски, покоящейся на гладком горизонтальном столе, толкают с некоторой начальной скоростью брусок, масса которого вдвое больше массы доски. Пройдя по доске расстояние L = 40 см, брусок перестает по ней скользить. Какое расстояние пройдет по этой доске брусок, имеющий массу, равную массе доски, сделанный из прежнего материала и запущенный с той же начальной скоростью? Считайте, что сразу после запуска бруска доска в обоих случаях покоится относительно стола.

Возможное решение

Запишем закон сохранения импульса и закон сохранения энергии для первого случая:

где ν – начальная скорость бруска, u – скорость бруска и доски, когда проскальзывание прекратится, μ – коэффициент трения между бруском и доской,  m – масса доски
݉Для второго случая:

где V – скорость бруска и доски, когда проскальзывание прекратится во втором случае, s – расстояние, которое брусок, имеющий массу, равную массе доски, пройдет по доске.

Окончательно получаем: 2·L/S = 4/3  ⇒  S = 3/2·L = 60 см.

Критерии оценивания

  1. Записан закон сохранения импульса для первого случая 2 балла
  2. Записан закон сохранения энергии для первого случая 2 балла
  3. Записан закон сохранения импульса для второго случая 2 балла
  4. Записан закон сохранения энергии для второго случая 2 балла
  5. Найдено расстояние s 2 балла

Примечание. Возможно динамическое рассмотрение задачи.

Задание 4

Содержание ↑

В герметичный калориметр положили m = 2 кг льда, имеющего температуру t1 = –50 °C, и добавили водяной пар при температуре t2 = 100 °C. Сколько могло быть добавлено пара, если после установления теплового равновесия температура содержимого калориметра оказалась равной t = 0 °С?

Удельные теплоемкости воды и льда cв = 4,2 кДж/(кг·°C) и cл = 2,1 кДж/(кг·°C), удельная теплота плавления льда λ = 330 кДж/кг, удельная теплота парообразования воды L = 2300 кДж/кг. Теплоемкостью калориметра и потерями теплоты пренебречь.

Возможное решение

В конечном состоянии при температуре 0 °C содержимое калориметра может находиться как в виде льда, так и в виде воды. Рассмотрим оба крайних случая. Пусть в конечном состоянии в калориметре есть только лёд при 0 °C. Тогда уравнение теплового баланса имеет вид: mcл(t – t1) = m1c(t2 – t) + m1λ + m1L, где m1 – минимальная масса добавленного пара.

Выражая m1, получим:

Если в конечном состоянии в калориметре находится только вода при 0 °C, то уравнение теплового баланса запишется так: mcл (t – t1) + mλ = m2c(t2 – t) + m2L , где m2 – максимальная масса добавленного пара. Выражая m2, получим:

Окончательный ответ: в калориметр могло быть добавлено (69 г) < m < (320 г) пара.

Критерии оценивания

  1. Проанализированы возможные конечные состояния содержимого 1 балл
  2. Уравнение теплового баланса для максимального количества пара 3 балла
  3. Численное значение массы максимального количества пара 1 балл
  4. Уравнение теплового баланса для минимального количества пара 3 балла
  5. Численное значение массы минимального количества пара 1 балл
  6. Явно записанный диапазон возможных значений масс пара 1 балл

Задание 5

Содержание ↑

Электрическая цепь, схема которой приведена на рисунке, состоит из резисторов, имеющих сопротивления R = 2 кОм и 2R, идеального источника с напряжением U = 3 В и идеального амперметра. Определите показание амперметра.

Возможное решение

Напряжение на верхнем и нижнем резисторах 2R одинаковое, следовательно, через них текут одинаковые токи. Обозначим их через I. Тогда, по закону сохранения заряда, через левый и правый резисторы R текут токи 2I. Теперь можно посчитать напряжение на среднем резисторе R. Оно равно 6IR и, следовательно, через данный резистор идет ток 6I. Тогда по ветви, содержащей источник и амперметр, идет ток 8I, причем U = 6IR, и окончательно, IA = 4/3 · U/R = 2мА

Критерии оценивания

  1. Расставлены токи в ветвях, либо найдено общее сопротивление внешней цепи 5 баллов
  2. Найдена связь напряжения источника и тока через амперметр 4 балла
  3. Получено численное значение тока через амперметр 1 балл

Содержание ↑

olimpiadnye-zadanija.ru

олимпиада с ответами 10 класс

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году

10 класс

Продолжительность: 2ч 30мин

  1. Камень падает в ущелье. Черезt=6с слышен звук удара камня о землю. Найти глубину ущелья h, если скорость звука v=330м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.(20 баллов)

  1. Вертикальная стенка движется направо с ускорением. Найти, при каких значениях ускорения брусок не будет соскальзывать вниз. Коэффициент трения бруска о стену равен μ.(20 баллов)

  1. Шар лежит в лунке, глубина которой в два раза меньше радиуса шара. При каких углах α шарик будет выпадать из лунки? .(20 баллов)

  1. В большой льдине с температурой t0=0 0C, сделано углубление объемом V=160 см3. В него налили m=60 г воды с температурой t1=75 0C. Какой объем будет иметь свободное от воды углубление после остывания воды? Удельная теплоемкость воды , удельная теплота плавления льдаплотность льда.(20 баллов)

  1. Вприведенной схеме сопротивление нагрузкиR, полное сопротивление реостата R. Входное напряжение постоянно, движок реостата посредине. Сопротивление нагрузки увеличивают в 2 раза. Во сколько раз изменится напряжение на нагрузке?(20 баллов)

Решения и примерные критерии оценивания

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году

10 класс

1. Ответ: 152 м

Решение: Время t складывается из времени падения t1 и времени прохождения звука t2.

решаем уравнение t1+t2=t и находим искомую величину h.

выбираем ясно минус, так как за 6 с камень не наберет 330 м/с, и

( если g=10).

2. Ответ: .

Решение: По горизонтали груз движется с ускорением стены, разгоняясь силой N. ma=N. Условие того, что груз не скользит вниз по стене . Поэтому.

.

3. Ответ:

Решение: Ясно, что шарик начнет выпадать из лунки вправо, когда его центр (масс) будет находиться на одной вертикали с точкой опоры. По условию, АВ=½ВС. Значит, β=300. Условие выпадение шарика , отсюда

4. Ответ: 106.2 см3

Решение: начальный объем полости V=160 см3. Объем налитой воды V1=60 см3. Остывая до 00С, вода отдает льдине количество тепла , остывая доt0=00C. Ясно, что часть льда расплавится, а конечная температура системы будет t0=00C. Масса льда, превратившегося в воду . При этом он освободит объем. Однако, полученная из него вода займет объем. В итоге, свободная часть полости будет иметь объемV-V1+V2-V3=160-60+61.7-55.5=106.2 см3.

5. Ответ: .

Решение: Обозначим сопротивление нагрузки R1, чтобы использовать результат вычислений для двух случаев. Сопротивление параллельного участка цепи . Полное сопротивление. Напряжение, падающее на параллельном участке, и, следовательно, на нагрузке, составляет долю полного, пропорциональную сопротивлению параллельного участка, то есть.

В первом случае R1=R поэтому .

Во втором случае R1=2R поэтому .

Поэтому .

Критерии оценки выполнения заданий

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

— правильно записаны формулы, выражающие следующие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом.

— выполнены необходимые для решения рисунки и пояснения к ним.

— проведены необходимые преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (для задач в общем виде приведена конечная формула), при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

20

— представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов, (не относится к задачам в общем виде).

— или правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.

14

— правильно записаны необходимые формулы, но в математических преобразованиях или в вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.

8

— приведены формулы и размышления по теме задачи, но отсутствует решение.

2

studfiles.net

Олимпиада по физике школьный тур 10 класс 2015-2016 уч г с решениями

Решение школьного этапа всероссийской олимпиады

школьников по физике в 2015 — 2016 учебном году

10 класс.

1.Шарик, пущенный вверх по наклонной плоскости, проходит последовательно два равных отрезка длиной l каждый и продолжает двигаться дальше. Первый отрезок шарик прошел за t секунд, второй за 3t секунд. Найти скорость v шарика в конце первого отрезка пути.

Решение 1. (1)

2(2)

(3)

Совместное решение уравнений 1-3 дает ответ: v =.

Правильность (ошибочность) решения

Баллы

Полное верное решение

10

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

8

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

5-6

Записана формула для расчета первого отрезка пути; второго отрезка пути, формула скорости при равноускоренном движении (по 2 балла за каждую формулу)

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

2-3

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

0-1

Решение неверное, или отсутствует.

0

2. Тело плавает в воде, погрузившись в нее на 3/4 своего объема. Какая часть объема тела будет погружена в глицерин? Плотность воды 1000 кг/м3, плотность глицерина 1250 кг/м3.

Правильность (ошибочность) решения

Баллы

Полное верное решение

10

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

8

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

5-6

Найдено решение одного из двух возможных случаев

5

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

2-3

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

0-1

Решение неверное, или отсутствует.

0

3. Из одинаковых резисторов по 10 Ом требуется составить цепь сопротивлением 6 Ом. Какое наименьшее количество резисторов для этого потребуется? Начертить схему цепи.

Решение.

Рассматривая сначала всевозможные схемы, состоящие из одного, двух и трех резисторов, убеждаемся в том, что нужно как минимум 4 резистора, и такая конфигурация существует, она указана на рисунке. Если считать все сопротивления схемы равными, то общее сопротивление такой цепи:





1.R1=R/2=10/2=5 Ом (Параллельное соединение 2-х сопротивлений по 10 Ом)

2. R2= R1+R=5+10=15 Ом (Последовательное соединение R1=5 Ом и R=10 Ом)

3. R3= R2*R = 15*10=6 Ом

R2+ R 15+10

Правильность (ошибочность) решения

Баллы

Полное верное решение

10

Доказано, что резисторов нужно не менее четырех

4

Найдена цепь, удовлетворяющая условию задачи

4

Рассчитано общее сопротивление цепи

2

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

2-3

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

0-1

Решение неверное, или отсутствует.

0

4. (10 баллов) Зеркальная дверь АО может вращаться вокруг оси, перпендикулярной плоскости рисунка и проходящей через точку О. Мальчик М и девочка D стоят перед дверью, как показано на рисунке, причем , . На какой угол в направлении, указанном стрелкой, нужно повернуть дверь, чтобы мальчик перестал видеть в ней изображение девочки?

Решение.

Построение изображения девочки в повернутом зеркале представлено на рисунке. Видно, что предельный угол поворота зеркала, при котором мальчик еще видит изображение девочки, соответствует случаю, когда точки , и лежат на одной прямой. Используя обозначения для углов, приведенных на рисунке, имеем следующие равенства: , , . Из этих равенств находим . Ответ: .

Правильность (ошибочность) решения

Баллы

Полное верное решение

10

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

8

Построено изображение девочки в зеркале в предельном случае

5

Получено значение угла

5

Правильное построение изображения девочки

1-2

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

0-1

Решение неверное, или отсутствует.

0

infourok.ru

Олимпиада по физике 10 класс, задания с ответами

На занятиях по физики учащиеся 10 классов знакомятся с таким разделом, как механика и кинематика. Школьники узнают о законах Ньютона и механике системы тел, знакомятся с основами молекулярно-кинетической теории, а также основами — термо- и электродинамики. Чтобы усвоить весь этот материал, ученикам нужно много внимания уделить практическим занятия и решению задач по физике.

На этой странице представлены примеры олимпиадных заданий по физике для 10 класса. Для учащихся подготовлены тестовые задания и задачи. Внизу страницы указаны правильные ответы и подробно расписаны решения задач. Этот материал может успешно использоваться на уроках физики во время подготовки к олимпиадам или в качестве дополнительных заданий для систематизации изученного материала.

Тестовые задания

1. Воду, термос и стакан поместили в холодильник и подождали, пока они охладятся до его температуры. Далее достали их и налили воду в термос и в стакан, закрыли оба сосуда и поместили в теплую комнату. Как изменится температура воды в термосе и стакане через 15 мин?

А) В термосе повысится, в стакане не изменится.
Б) В термосе не изменится, в стакане повысится.
В) В обоих случаях повысится.
Г) В обоих сосудах не изменится.

2. На повороте локомотив с вагоном движется с постоянной по модулю скоростью υ=5м/с. Определите центростремительное ускорение состава, если радиус закругления пути R=50м.

А) 1 м/с²
Б) 0,25 м/с²
В) 0,5 м/с²
Г) 1,5 м/с²

3. Космический корабль массой  начинает подниматься вверх. Сила тяги двигателей равна Н. Определите ускорение корабля.

А) 30 м/с²
Б) 20м/с²
В) 10 м/с²
Г) 36 м/с²

4. Когда скорость движения Земли вокруг Солнца меньше, в июне или в декабре?

А) в июне
Б) в декабре
В) одинакова в июне и в декабре
Г) свой вариант

5. Небольшое тело соскальзывает без трения по наклонной плоскости, переходящей в «мертвую петлю», с высоты 3R. На какой высоте h тело оторвется от петли?

А) 1,7
Б) R
В) R/2
Г) тело не оторвется от мертвой петли

6. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 1,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6 м. Определите период колебаний лодки

А) 9 с
Б) 4 с
В) 0,25 с (в минус первой степени)
Г) 0,25 с

7. От чего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура, помещенного в однородное магнитное поле?

А) от модуля вектора магнитной индукции, площади контура и его ориентации
Б) только от модуля вектора магнитной индукции и площади контура
В) от силы действия магнитного поля на проводник, длины этого проводника и силы тока в нем
Г) от вращения контура, в то время как линии магнитной индукции лежат в плоскости контура

8. При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения.

А) увеличивается в 3 раза
Б) уменьшается в 3 раза
В) увеличивается 9 раз
Г) уменьшается в 9 раз

9. Тепловая машина с КПД 40 % получает за цикл от нагревателя 100 Дж. Какое количество теплоты машина отдает за цикл холодильнику?

А) 40 Дж
Б) 60 Дж
В) 100 Дж
Г) 160 Дж

10. Мальчик подбросил футбольный мяч массой 0,4 кг на высоту 3 м. Насколько изменилась потенциальная энергия мяча?

А) 4 Дж
Б) 12 Дж
В) 1,2 Дж
Г) 7,5 Дж

Открытые вопросы

Вопрос 1

Парашютист обычно приземляется со скоростью υ = 8 м/с. Если вам придет в голову потренироваться в приземлении с такой скоростью, спрыгивая с платформы, то на какой высоте h должна находиться платформа? Ускорение свободного падения считается равным 10 м/с2.

Вопрос 2

В спортивном зале высотой h бросают маленький мяч с начальной скоростью V0. Определите, какое максимальное расстояние по горизонтали может пролететь мяч после бросания до первого удара о пол, если соударение с потолком абсолютно упругое. Считайте, что мяч бросают с уровня пола. Пол и потолок горизонтальны, сопротивление воздуха пренебрежимо мало.

Вопрос 3

Стоя на льду, человек пытается сдвинуть тяжелые сани за привязанную к ним веревку. Масса саней в 3 раза больше массы человека. Коэфикиент трения саней о лед мю1=0,15, человека мю2=0,3. Под каким углом к горизонту нужно тянуть веревку?

 

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБВББГ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветБА ГББ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:

Шаг 1:

При свободном падении без начальной скорости тело за время t приобретает скорость

υ = gt.

Время найдем из формулы

откуда

Шаг 2:

Значит,

h = 3,2 м

Ответ на вопрос 2:

Ответ на вопрос 3:

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

= 2 часа после встречи, автобус — через t

Олимпиада «Звезда» — Таланты на службе обороны и безопасности» по ФИЗИКЕ 9 класс (очный тур) Вариант 1 1. (15 баллов) Граната, брошенная вертикально вверх, в верхней точке разорвалась на множество одинаковых

Подробнее

9 класс. рис. 1 рис. 2

9 класс Задача. Постоянная планка В системе (рис.) найдите величины сил, с которыми грузы действуют на однородную планку. При каких значениях массы M возможно равновесие грузов на планке? Нити и блоки

Подробнее

Задача 2. (1 балл) (2 балла)

10 класс. Вариант 1 Задача 1 Пусть длина поезда (и длина туннеля) равны l, время нахождения в туннеле мухи на лобовом стекле — t. Тогда поскольку первая муха, находясь внутри туннеля, проехала расстояние

Подробнее

ДИНАМИКА задания типа В Страница 1 из 6

ДИНМИК задания типа В Страница 1 из 6 1. Спутник движется вокруг Земли по круговой орбите радиусом R. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. (M

Подробнее

R (т.е. направлено к центру вращения). R

Формулы по физике для школьника сдающего ГИА по ФИЗИК (9 класс) Кинематика Линейная скорость [м/с]: L путевая: П средняя: мгновенная: ( ) в проекции на ось Х: ( ) ( ) где _ Х x x направление: касательная

Подробнее

Финальный этап, 28 марта 2015 года

7 класс 1. Оцените максимальную длину следа, который твердый «простой» карандаш может оставить на бумаге, если известно, что грифель является цилиндром радиусом 1 мм и высотой 20 см, а толщина следа постоянна

Подробнее

2 влетают в его линиям. заряда q из

Тур 1 Вариант 1 1. Точка движется по оси х по закону х = 8 + 12t — 3t 2 (м). Определите величину скорости точки при t = 1 с. 2. Тело массой m = 1 кг движется по горизонтальной поверхности под действием

Подробнее

7 класс 2L 2H H 5H 4L

Муниципальный этап (Московская область) 9..05 Решения. 7 класс υ. Карлсон вернулся (М.Ю.Замятнин) Карлсон купил квартиру на крыше семнадцатиэтажной новостройки на высоте H = 55 м над землей. За вареньем

Подробнее

КИНЕМАТИКА задания типа В Стр. 1 из 5

КИНЕМТИК задания типа В Стр. 1 из 5 1. Тело начало движение вдоль оси OX из точки x = 0 с начальной скоростью v0х = 10 м/с и с постоянным ускорением a х = 1 м/c 2. Как будут меняться физические величины,

Подробнее

10 класс дистанционный тур1

10 класс дистанционный тур1 10 класс тур1 Задание 1. Тест: (16 вопросов, 16 баллов) 10 класс тур1 Задание 2. Олимпиада, задача: Найдите скорость и время движения поездов (15 баллов) Два поезда одновременно

Подробнее

Примеры решения задач

Примеры решения задач Задача Материальная точка двигалась в течение =5 со скоростью =5м/с, =0 со скоростью =8м/с и 3 =6с со скоростью 3 =0м/с Чему равна средняя скорость за все время движения? Дано: =5;

Подробнее

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЗИКЕ Вариант 7

А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Н. К. Гладышева и др. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЗИКЕ 8 класс Вариант 7 Ниже даны справочные материалы, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЕМКОСТЬ

Подробнее

Как готовиться к олимпиадам по физике

Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Национальный исследовательский университет М.И. Бакунов С.Б. Бирагов А.Л. Новоковская

Подробнее

СБОРНИК ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

А. Ф. Кавтрев И. Б. Хаздан СБОРНИК ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ Базовый уровень образования Пособие для учащихся 9 11 классов ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА 2005 1 ОСНОВЫ ДИНАМИКИ 7. Инерция. Первый закон Ньютона.

Подробнее

Зависимость скорости от времени

И В Яковлев Материалы по физике MathUsru Равноускоренное движение Темы кодификатора ЕГЭ: виды механического движения, скорость, ускорение, уравнения прямолинейного равноускоренного движения, свободное

Подробнее

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Методические указания по проведению практических работ по дисциплине «Физика» для специальности (группы специальностей):1

Подробнее

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 00 года (по новой форме) по ФИЗИКЕ Демонстрационный вариант 00 года Пояснение

Подробнее

Инструкция по выполнению работы

Вариант 2 контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится

Подробнее

Экзаменационная работа

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по ФИЗИКЕ Демонстрационный вариант 2008 года

Подробнее

Дано: СИ Решение: Ответ: F к

3-7. На шелковых нитях длиной 50 см каждая, прикрепленных к одной точке, висят два одинаково заряженных шарика массой по 0,2 г каждый. Определить заряд каждого шарика, если они отошли друг от друга на

Подробнее

9 класс. i n. и и тах

Региональный этап. Теоретический тур 9 класс Задача 1. Скорость снаряда Снаряд вылетел из катапульты со скоростью v\ 39 м/с. Через время г = 4,2 с он упал на землю со скоростью ν% = 45 м/с. Определите

Подробнее

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ПО ФИЗИКЕ

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ПО ФИЗИКЕ Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 1,5 часа. Работа состоит из 3 частей, включающих 19 заданий. Часть 1 содержит

Подробнее

Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ

Физика. класс Демонстрационный вариант 3 г. — / 3 Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов 3 года по ФИЗИКЕ Единый государственный

Подробнее

Первый закон термодинамики

И. В. Яковлев Материалы по физике MathUs.ru Содержание Первый закон термодинамики Всероссийская олимпиада школьников по физике………………. Московская физическая олимпиада………………………

Подробнее

Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ

ПРОЕКТ Физика. класс Демонстрационный вариант г. — / Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

Подробнее

Отложенные задания (40)

Отложенные задания (40) На рисунках изображены постоянные магниты с указанием линий магнитной индукции полей, создаваемых ими, и магнитные стрелки. На каком из рисунков правильно изображено положение магнитной

Подробнее

ПРОБНЫЙ ЭКЗАМЕН по теме 1. КИНЕМАТИКА

ПРОБНЫЙ ЭКЗАМЕН по теме. КИНЕМАТИКА Внимание: сначала попытайтесь ответить на вопросы и решить задачи самостоятельно, а потом проверьте свои ответы. Указание: ускорение свободного падения принимать равным

Подробнее

Сборник задач по физике

Ухтинский государственный технический университет Сборник задач по физике для слушателей ФДП, поступающих в УГТУ и другие технические вузы Ухта 2001 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УХТИНСКИЙ

Подробнее

ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ С АНАЛИЗОМ ИХ РЕШЕНИЯ

Н.Е.Савченко ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ С АНАЛИЗОМ ИХ РЕШЕНИЯ В книге дана методика решения задач но физике с анализом типичных ошибок, допускаемых абитуриентами на вступительных экзаменах. Сборник рекомендуется

Подробнее

docplayer.ru

Всероссийская олимпиада школьников по физике (школьный этап) учебный год. 10 класс. Максимальное количество баллов 50

Решения и система оценивания

Всероссийская олимпиада школьников по физике 6 уч. г. Решения и система оценивания Задача Частица движется вдоль оси Ox. На рис приведён график зависимости v ( t ) проекции скорости частицы на ось x Ox

Подробнее

Решения и критерии оценивания

Решения и критерии оценивания Задача 1 Небольшой брусок через систему блоков связан нерастяжимой нитью с длинной тележкой, которая может катиться по горизонтальной поверхности. Брусок кладут на тележку

Подробнее

1,5Vt : V(t — T) = 2,

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 017-018 Физика, I тур, вариант 1 РЕШЕНИЯ 7 класс 1. (40 баллов) Два автомобиля одновременно выезжают навстречу друг другу из разных пунктов и едут со скоростями,

Подробнее

Решения и критерии оценивания

Всероссийская олимпиада школьников по физике 5 6 уч. г. Решения и критерии оценивания Задача Система из подвижного и неподвижного блоков и двух грузов, показанная на рис., находится в равновесии. Масса

Подробнее

Электричество и магнетизм

Оглавление 3 Электричество и магнетизм 2 3.1 Электростатика………………………. 2 3.1.1 Пример поле и потенциал сферы…………. 2 3.1.2 Пример поле и потенциал шара………….. 3 3.1.3 Пример

Подробнее

З А Д А Ч А 6. P 2 3 P 1 V 1 V 2. A α

Первый (отборочный) этап академического соревнования Олимпиады школьников «Шаг в будущее» по образовательному предмету «Физика», осень г Вариант 9 З А Д А Ч А Тело массы кг движется по оси x по закону

Подробнее

Решения и система оценивания

Решения и система оценивания Задача 1 На фотографии показана роторная карусель, представляющая собой цилиндрический барабан, вращающийся вокруг вертикальной оси с частотой 33 оборота в минуту. Люди, которые

Подробнее

Решения и критерии оценивания

Решения и критерии оценивания Задача 1 Деревянный цилиндр плавает в цилиндрическом сосуде с водой, как показано на рис. 1, выступая на a = 60 мм над уровнем жидкости, который равен h 1 = 300 мм. На верхнюю

Подробнее

Образец возможного решения

Физика. 11 класс. Вариант 1 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом C1 Медный стержень укреплен на штативе в горизонтальном положении. К нижней поверхности стержня на равных расстояниях друг

Подробнее

Решения и критерии оценивания

Решения и критерии оценивания Задача 1 Колесо обозрения радиусом R = 60 м вращается с постоянной угловой скоростью в вертикальной плоскости, совершая полный оборот за время T = 2 мин. В момент, когда пол

Подробнее

mυ 2 /R = qυb. sin α = d/r

Задача 1 Альфа-частица, пройдя ускоряющую разность потенциалов U, влетает в однородное магнитное поле с индукцией В. Толщина области поля d. Определите, на сколько изменится ее импульс за время пролета

Подробнее

Решения и критерии оценивания

Решения и критерии оценивания Задача 1 Массивная горизонтальная плита движется вниз с постоянной скоростью V = 4 м/с. Над плитой на нити неподвижно относительно земли висит мячик. В тот момент, когда расстояние

Подробнее

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 015-016 УЧЕБНЫЙ ГОД 10 класс Решение задач, рекомендации по проверке Задача 1. (10 баллов) Максимальная дальность полета

Подробнее

ЗАДАЧИ С4 Тема: «Электродинамика»

ЗАДАЧИ С4 Тема: «Электродинамика» Полное решение задачи должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения, а также математические преобразования, расчеты с численным

Подробнее

9 класс. рис. 1 рис. 2

9 класс Задача. Постоянная планка В системе (рис.) найдите величины сил, с которыми грузы действуют на однородную планку. При каких значениях массы M возможно равновесие грузов на планке? Нити и блоки

Подробнее

mg 7L 2 +3mg(4L+x 1)+T 6L = 2T 7L, откуда x 1 = 5L 2 < 0,

Опасная затея Замятнин М. L m Рис. 1 3m m Доска массой m лежит, выступая на 3/7 своей длины, на краю обрыва. Длина одной седьмой части доски L = 1 м. К свисающему краю доски с помощью невесомых блоков

Подробнее

10 класс. = 9 = 0.01 м3. = = 0.001м3.

класс Задача. В бак диаметром, м налито 4 кг воды и брошен кусок льда m = 9 кг с примерзшим камнем массой m = 3 кг,ρ в = кг м 3,ρ л = 9 кг м 3. Плотность камня ρ к = 3 кг м3. Как изменится уровень воды

Подробнее

ν моль гелия, а в другой ν = 3

Второй (заключительный) этап академического соревнования Олимпиады школьников «Шаг в будущее» по образовательному предмету «Физика», З А Д А Ч А весна 7 г Вариант 3 Два тела, находящиеся на одной высоте,

Подробнее

Решения и система оценивания

Всероссийская олимпиада школьников по физике 16 17 уч. г. Решения и система оценивания Задача 1 Стоя на движущемся вниз эскалаторе, мальчик подбросил монетку, как ему показалось, вертикально вверх, и через

Подробнее

ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИКЕ Вариант А

ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИКЕ 7 Вариант А. С какой горизонтальной скоростью нужно бросить камень с вершины горы, склон которой образует угол с горизонтом, чтобы он упал на склон горы на расстоянии L от вершины?

Подробнее

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАЧ.

ФИЗИКА 10 класс тур ВАРИАНТ 1 014-015 уч. год КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАЧ. 1 Максимальный балл за каждую задачу MAX = 0. За каждую задачу выставляется целое число баллов от 0 до 0. Если задача отсутствует,

Подробнее

Динамика твердого тела

Динамика твердого тела Вращение вокруг неподвижной оси Момент импульса материальной точки относительно оси равен L где l — плечо импульса p — составляющая импульса перпендикулярная оси вращения При вращении

Подробнее

= 2 часа после встречи, автобус — через t

Олимпиада «Звезда» — Таланты на службе обороны и безопасности» по ФИЗИКЕ 9 класс (очный тур) Вариант 1 1. (15 баллов) Граната, брошенная вертикально вверх, в верхней точке разорвалась на множество одинаковых

Подробнее

Образцы комбинированных заданий Часть 3

Образцы комбинированных заданий Часть 3 1. Автомобиль трогается с места и, двигаясь равноускоренно, через 20 с приобретает скорость 72 км/ч. Чему равна масса автомобиля, если известно, что работа, совершенная

Подробнее

docplayer.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *