Все определения права – Понятие права: многообразие определений и единство понятия — Проблемы теории государства и права

Определение понятия права

В отечественной и зарубежной юридической науке проблема определения понятия права традиционно считается основной и значимой, потому что право является не только важным, но в то же время и сложным общественным явлением.

Замечание

Еще римские юристы, пытаясь понять роль права в жизни общества, сделали вывод о том, что право не исчерпывается каким-либо одним значением или признаком. Они считали, что право употребляется в нескольких смыслах.

Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», каким является естественное право.

Во-вторых, право – это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

С развитием общества и государства менялось и представление о праве. В результате возникло множество теорий, суждений и правовых идей. Но основы, заложенные римскими юристами, сохранились во многих правовых институтах: наследовании, праве собственности, купле-продаже и многих других.

Право является очень сложным общественным явлением и во все времена вызывало к себе огромный общественный интерес, потому что так или иначе оно затрагивает интересы каждого человека. В настоящее время в юридической литературе существует

несколько подходов к определению права (рис. 1). Основными из них являются:

  • ценностный;
  • нормативный;
  • социологический;
  • психологический;
  • философский;
  • интегративный.

Каждый из этих подходов имеет длительную историю.

Основные подходы к пониманию права">

Рисунок 1. Основные подходы к пониманию права

В соответствии с ценностным подходом нравственное начало и отвлеченная идея являются важнейшим элементом права. Юридические нормы лишь отражают эту идею, в определенной степени соответствуя ей либо наоборот искажая ее. Соответственно, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков.

Сущность нормативного подхода заключается в том, что право представляет собой нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Обеспечить равенство всех граждан перед силой закона может только государство.

Социологический подход показывает прямую зависимость права от общества и связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя.

Психологический подход к пониманию права состоит в том, что существует подлинное право, т.е. психологические переживания людей в отношении их прав и обязанностей и право официальное – совокупность норм, которые принимаются, гарантируются и санкционируются государством.

Философский подход к праву – это способ трактовки сущности права как общественного явления, необходимого для поддержания справедливости и равенства в обществе. Основой этого подхода является теория естественного права, которая была разработана в рамках политико-правового учения Нового времени. Ключевые характеристики права в соответствии с философским подходом – это справедливость, гуманизм, равенство и свобода личности. Согласно философскому подходу над общественным правом стоит высшее право, представляющее собой основной критерий справедливости.

Достоинства философского подхода к праву:

  • признание за ним статуса гаранта справедливости и наделение права естественными свойствами;
  • разграничение права и закона;
  • акцент на нравственных ценностях: гуманизме, свободе и справедливости.

Недостатками философского подхода к определению права являются следующие:

  • недооценка влияния на право государства;
  • не точное представление о роли права как регуляторе общественных отношений;
  • риск развития правового нигилизма и нарушения установленных правовых норм;
  • различное понимание субъектами общественных отношений таких понятий как свобода и справедливость.

Суть интегративного подхода к пониманию права в том, что право рассматривается в качестве правовой идеи, воплощенной в норме: законе, правовом обычае, договоре и принципах права. Согласно интегративному подходу право является объективно обусловленной, отвечающей требованиям справедливости системой нормативной регуляции, которая поддерживается государством и представлена реально действующими правовыми принципами.

spravochnick.ru

Определение права - это... Определение международного права. Права человека

На протяжении многих веков человечество пыталось прийти к наивысшей форме собственной самоорганизации. Поэтому осуществлялись попытки изобретения эффективного регулятора общественных отношений. Подобный механизм мог бы обеспечить нормальный режим деятельности людей и их групповых формаций. Поиски осуществлялись довольно долго. В качестве мер воздействия на человеке была испробована религия, насилие и, конечно же, идеология. Но, как это ни странно, ни одно из представленных явлений так и не смогло прижиться в обществе. Однако существенную эффективность в вопросе координации социума показало право – наиболее древний механизм влияния.

На сегодняшний день право – это главный регулятор социального взаимодействия. Оно проникло во все сферы человеческой жизни, начиная от семьи и заканчивая торговлей. Мы не можем сказать плохо это или хорошо, однако действенность права реальна и очевидна. При этом данное явление имеет множество характерных особенностей, структурные элементы и довольно интересную историю. По этой и ряду иных причин право в XXI веке изучается огромным количеством различных ученых по всему миру.

Категории любых отраслей науки имеют определение. Право – это совокупность моральных норм, которые легализированы и гарантированы государством. По сути, представленная категория есть не что иное, как установленная форма поведения. Стоит отметить, что для каждого государства подобные правила являются строго индивидуальным явлением. То есть они устанавливаются на основе различных моральных ценностей и т. п. Тем не менее, суть права далеко не всегда определяется одинаково.

Плюрализм понятий

Определение права – это субъективный процесс выделения и группирования отдельных особенностей и специфических признаков категории. Но отсутствие законодательной трактовки в Российской Федерации или любой другой стране порождает вырастание доктринальных теорий и дефиниций, касающихся представленного явления. Иными словами, каждый ученый понимает право по-своему, что не дает возможности выделить наиболее классическое понятие для всей науки. Однако, ссылаясь на правопонимание граждан определенного государства, можно выделить термин, который станет приемлемым на определенной территории.

Также необходимо отметить тот факт, что понятие и определение права довольно часто разделяют. Но данная проблематика является не столько правовой, сколько лингвистической. Поэтому её особенности для юристов-ученых не представляют особого интереса.

Смежность категорий

Следует отметить, суть права говорит о схожести категории с государственной властью как таковой. Но такая трактовка является заблуждением. Конечно, нельзя отрицать факт обеспечения правом государственной власти. По сути, главный регулятор общественных отношений – это то, на что власть в определенном государстве может опереться в процессе координации общества. Однако методы, структура и способы реализации обеих категорий являются совершенно разными. Поэтому определение права - это то, что дает понять: это абсолютно самостоятельная сущность, которую никак нельзя отождествить с государственной властью.

Признаки категории

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями, которые показывают его исключительную уникальность. Определение права – это лишь одна из ключевых характеристик указанной категории. Но понятие не включает в себя полный перечень характеризующих её признаков. Поэтому их ученые выделяют, как правило, отдельно. Таким образом, на сегодняшний день в теории выделяют следующие признаки права, например:

  • нормативный характер, то есть наличие юридические нормы устанавливают классические формы поведения;
  • общеобязательный характер для всех без исключения субъектов;
  • гарантированность права и исполнения его норм непосредственно государством;
  • специальный, интеллектуально-волевой характер, проявляющийся в том, что право выражает волю народа;
  • формализм подтверждается закрепленностью юридических норм в официальных актах;
  • признак системности выражает наличие большого количества элементов права.

Конечно, представленный перечень не является исчерпывающим. Многие ученые не соглашаются с представленными признаками и выделяют свои. Тем не менее, упомянутые особенности являются наиболее классическими.

Предмет права

Юридическая отрасль существует для координирования общественных отношений разной целевой направленности. То есть право – это направленный механизм, действие которого распространяется на определенные моменты или предмет, как его принято называть в теории. Следует отметить, существует большое количество споров о том, что есть предмет права. Категория является действительно интересным феноменом, так как затрагивает множество специфических вопросов.

На первый взгляд, предметом права должны быть объекты материальной действительности, то есть имущество или какие-либо другие подобные блага. Но все не так просто. На сегодняшний день предметом права признаются общественные отношения, которые непосредственно подвержены юридической регламентации.

Забегая вперед, нужно сказать о том, что право - системное явление. Каждая его отрасль контролирует отдельный участок жизнедеятельности человека, в котором возникают правоотношения определенного рода. Благодаря подобной трактовке предмета современную юриспруденцию можно довольно просто разбить на определенные составляющие.

Методологическая база

Юриспруденция является сферой, которая предопределяет равные и справедливые условия для всего населения государства, а также нормы его поведения, о чем нам говорит определение права. Это лишь одна из трактовок, но практически все они схожи между собой в одном факте – категория регламентирует человеческую жизнь. Поэтому существует институт метода правового регулирования. Он представляет собой совокупность конкретных способов и юридических мер, которые позволяют оказывать на участников определённых отношений влияние с целью направления и координирования их деятельности. При этом метод, в зависимости от конкретной правовой отрасли, будет отличаться своей интенсивностью и полнотой. В стандартном варианте категория делится на императивный и диспозитивный виды.

В первом случае не допускается свободы воли субъектов. Регулирование осуществляется с точностью законодательной буквы. Диспозитивный метод является противоположностью. В рамках его действия допускается самостоятельное выражение воли сторон тех или иных правоотношений.

Система категории права

Существование в юриспруденции различных отраслей является индикатором её структурированности. Другими словами, мы можем говорить о существовании целой системы права. Она, в свою очередь, состоит из нескольких элементов, а именно:

  • отрасли;
  • подотрасли;
  • института;
  • нормы.

В данном случае наибольшей частью является отрасль, так как она регулирует целую группу однородных правоотношений, а также объединяет другие, более мелкие элементы. В РФ и мире наиболее известными и обширными отраслями считается уголовная, гражданская и международная.

Уголовное право: определение

Далеко не все возникающие в обществе правоотношения имеют позитивный характер. Довольно часто люди нарушают установленные социумом границы дозволенного. Иногда выход за рамки приносит неоценимый вред и характеризуется общественной опасностью. Деяния подобного рода называют преступными и они регулируются уголовной отраслью. Таким образом, уголовное право – это совокупность юридических норм, которые устанавливаются государством для защиты наиболее важных устоев общества от противозаконных посягательств. Данная отрасль характеризуется высокой степенью формализма и строгостью норм, что говорит о превалировании императивного метода регулирования.

Что такое гражданское право?

Цивилистика является на сегодняшний день самой старой отраслью юриспруденции. Её основные положения были разработаны в Древнем Риме. В процессе переселения народов и культурной ассимиляции цивилистика разошлась по всем странам мира. В XXI веке данная отрасль регулирование имеет название "гражданское право". Определение говорит о том, что представленная сфера является совокупностью юридических норм, которыми координируются отношения имущественного и неимущественного характера.

Целью создания и функционирования отрасли является не что иное, как реализация законных интересов граждан, если говорить конкретно о Российской Федерации. Что касательно метода регулирования отношений, то в контексте цивилистики используется диспозитивный вид. Поэтому ключевыми отраслевыми принципами является равность сторон, свобода договора и т. д.

Международное право: понятие

Определенные сферы регулирования присутствуют во всех государствах мира. Однако взаимодействие разных стран привело к потребности изобретения отрасли, которая смогла эффективно координировать отношения такого рода. Определение международного права говорит о том, что оно является совокупностью норм, в которых присутствует иностранный элемент. Иными словами, отрасль регулирует разные типы отношений, которые возникают непосредственно между государствами и иными их субъектами.

Существует заблуждение о том, что права человека, определение которых представлено в многочисленных официальных актах, приписываются исключительно международно-правовой сфере. Конечно, отрасль содержит нормы, которыми человеческие возможности регулируются, но ключевые моменты этого института закреплены в национальных законодательствах конкретных стран, в том числе России.

Вывод

Таким образом, право – это комплексная категория, которая имеет множество интересных моментов и феноменов. В зависимости от культурных особенностей каждого государства, юриспруденция наполняется определенными признаками. Поэтому права в чистом, то есть максимально приближенном к теории, виде сегодня найти практически невозможно. Но данный факт говорит об истинной необычайности подобной категории.

fb.ru

Понятие и определение права. Понятие и значение права. Что означает слово термин право

Право — один из видов регуляторов общественных отношений, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

За века развития общественной жизни появилось множество различных правовых теорий и идей. Хотя в основе многих правовых институтов сохранилось римское понимание права, например, о том, что право неразрывно связано с понятием справедливости и добра. Юристы уже более двух тысяч лет пытаются сформулировать общее понятие, но до сих пор не достигли успеха. А некоторые считают, что это вовсе невозможно, поскольку для разработки традиционных определений используется только формальная логика, которая не всегда действенна для описания эмоционального ощущения человеком того же добра.

Основное отличие права от правил поведения в доклассовом обществе, а также от других нормативных систем, например, морали, заключается в его тесной связи с государством. С помощью права субъекты государственной власти закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений.

По своей сущности право – общесоциальное, так как:

  • изъявляет согласованную общественную волю;
  • призвано служить интересам всего без исключения населения государства;
  • гарантирует организованность и развитие социальных связей;
  • право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений;
  • выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Роль права в обществе:

Право — это явление мировой культуры (так же как, впрочем, религия и мораль) и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и др.).

Право — это мощное средство воспитания людей. Устанавливая запреты (например, запрет на совершение преступлений), меры поощрения за то или иное поведение или предписания действовать так, а не иначе (например, платить налоги), право как бы направляет человека по тому пути, по которому идет основная масса людей, формирует положительное поведение человека.

Право — это средство контроля со стороны общества за поведением людей: если человек оступился, совершил правонарушение, с помощью права (применения санкции) его можно исправить.

Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.

Так, в условиях рыночной экономики право регулирует отношения собственности на основе рыночных экономических законов. Оно устанавливает равноправие всех форм собственности, разрешает частное предпринимательство, конкуренцию, свободное установление цен на основе спроса и предложения.

В условиях огосударствленной экономики оно запрещает частную собственность и частное предпринимательство, производство продукции осуществляется на государственных предприятиях, а ее продажа происходит через государственные магазины.

В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие поданных.

В фашистских, авторитарных, тоталитарных государствах право регулирует общественные отношения в интересах правящей элиты, клана, запрещает свободные выборы, многопартийность, устанавливает суровую ответственность за нелояльное отношение к власти.

В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность, включая существование оппозиционных партий и т.д.

В многонациональных государствах право призвано регулировать межнациональные отношения, а при существовании нескольких конфессий, соответственно, определяет межрелигиозные отношения.

У других социальных норм нет такой непосредственной связи с экономическими, политическими и иными реальными обстоятельствами.

Например, нечестность, непорядочность, обман, насилие, неуважение других людей осуждается нормами морали и нравственности, как правило, при любом экономическом и политическом устройстве общества.

tvorilife.com

Определение понятия права

Поиск Лекций

 

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что "полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право".

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в "модернизированном" виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что знаменитый Кодекс Наполеона, или гражданский кодекс Франции 1804 г., был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В нем, например, под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, которое определялось как "право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами" (ст. 544). В Кодексе Наполеона закреплялись пути и способы приобретения собственности. Устанавливалось, в частности, что "собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств" (ст. 711).

В данном юридическом акте особое внимание уделялось договорным обязательствам, имеющим огромное значение для развития как имущественных, так и иных общественных отношений. Договор при этом рассматривался как "соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать что-либо" (ст. 1101).

Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, восприятие последними наиболее важных принципов и институтов римского права, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.

Будучи "регулирующей нормой политического общения", право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить "критерием справедливости". Для того чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что "оно получило свое название от justitia - правда, справедливость", что право есть "искусство добра", "равенства и справедливости".

Для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, не утратили своего значения положения, касающиеся естественного права.

Что такое "истинный закон"? - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что - это "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга..." Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, "запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая".

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (п. 2 ст. 17). Тем самым подчеркивается, что они "не даруются и не устанавливаются "свыше" каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.

Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что "народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека" и что эти права, "гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых, вечных прав" (ст. 11).

Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоев, групп, прослоек. Нет права "вообще". Оно всегда конкретно и реально.

В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зависимость от его общественного положения. Так, по Русской правде - важнейшему памятнику древнерусского права, за убийство княжеского служащего-дружинника следовал штраф (вира) - 80 гривен. За убийство "купчины" - 40 гривен. А за убийство княжеского холопа-крестьянина следовало вознаграждение его хозяину в размере 5 гривен.

По Салической правде - правовому памятнику салических франков конца V в. н.э., за убийство свободного франка был предусмотрен штраф (вергельд) в 200 денежных единиц - солидов. За убийство полусвободного (мета) - 100 солидов. За убийство зависимого крестьянина (колона) полагался штраф в 63 солида. За убийство раба взыскивалось всего лишь 35 солидов и то в пользу хозяина.

В то же время Салическая правда, выражая волю и защищая интересы господствующих кругов, предусматривала, что "если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе", то с него взыскивается тройной, по сравнению с обычным свободным франком, вергельд в сумме 600 солидов.

Явно выраженное или завуалированное неравенство людей прослеживается и во множестве других, изданных ранее или на последующих этапах развития человеческого общества, актах. Широко известное в марксистской и немарксистской литературе положение - выдержка из "Манифеста Коммунистической партии" о том, что право буржуазии "есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса"*(610), несомненно, имеет под собой реальную основу, по существу, адекватно отражает реальную действительность.

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении других социально-классовых по своему характеру положений и государственно-правовых утверждений. Не подлежит никакому сомнению тот факт (и это подтверждается повседневной государственно-правовой практикой), что право в любом обществе и государстве выражает, прежде всего, волю и интересы экономически и политически господствующего при данной системе отношений слоя или класса, что она обслуживает прежде всего стоящие у власти слои общества или классы.

В этом смысле Ленин, безусловно, был прав, когда отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. "Воля, если она государственная, - писал он, - должна быть выражена как закон, установленный властью"*(611).

В принципе, разделяя данный тезис, многократно подтвержденный самой жизнью, следует в то же время обратить внимание на определенные изъяны, известную уязвимость данного положения. Дело заключается в том, что, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, а вместе с ней и все социальное содержание права только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из виду, сознательно или непроизвольно, во-первых, все остальные существующие в обществе многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определенные, чаще всего - переходные, периоды от одной исторически сложившейся системы власти к другой могут стоять не классы, а определенные группы (клики, "кланы" и т.п.) людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, упускается из виду тот общеизвестный факт, что в любом обществе, наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоев, право самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего общества. В нем неизменно сочетаются групповые интересы с общесоциальными, национальные, классовые и иные - с общечеловеческими. Степень такого сочетания и соответствия не везде одинакова, но она существует. И это естественно. Ибо право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества и результатом естественного развития всего общества. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества. В равной мере это относится как к национальному, так и к международному праву.

Убедиться в этом позволяют такие, например, имеющие огромную общечеловеческую значимость акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая 14 декабря 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и другие им подобные акты. В них закреплены не только высокогуманные, общечеловеческие интересы, но и непреходящие общечеловеческие ценности.

Все люди рождаются свободными в своем достоинстве и правах, - говорится, в частности, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. - Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, - провозглашается в ст. 3 этого же документа.

Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона без всякого различия, - говорится в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека.

Аналогичные по своему характеру положения содержатся и в других статьях данного документа. Они закрепляют такие жизненно важные для каждого человека права и свободы, как право на гражданство, на свободу передвижения и выбор места жительства "в пределах каждого государства", на свободу убеждений и на свободное выражение их, право на труд, благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

В этом же документе особое внимание уделяется защите чести и достоинства каждого человека, неприкосновенности его личной и семейной жизни. "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству, - говорится в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, - произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

Положения, отражающие интересы всего или, по крайней мере, большей части общества, содержатся не только в международно-правовых актах, но и в актах, принимаемых на уровне отдельных государств - в Конституциях, обычных законах, некоторых подзаконных актах. Фактически конституция каждого современного государства содержит в себе требования и положения, затрагивающие интересы всего общества. Это очевидно и бесспорно.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на тексты действующих конституций. Так, Конституция России провозглашает равенство всех "перед законом и судом" (п. 1 ст. 19), право каждого на жизнь (п. 1 ст. 20), на "свободу и личную неприкосновенность" (п. 1 ст. 22), право "на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений" (п. 1 ст. 23), право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Такие же или им подобные конституционные принципы, права и свободы, затрагивающие интересы всех или подавляющего большинства членов общества, провозглашаются и законодательно закрепляются и в других странах. Однако при этом, как и прежде, открытыми, далеко не однозначными остаются вопросы типа: Как соотносятся в данном случае общечеловеческие и общенациональные интересы с классовыми интересами? Не "растворяются" ли последние в первых? И, наконец, действительно ли интересы всего общества, так же, как и интересы отдельных индивидов, различных групп и ассоциаций, не совпадающие с интересами господствующего класса, не только формально провозглашаются, но и практически осуществляются? Ведь не следует забывать, что в реальной жизни классовые и иные интересы зачастую стоят на первом плане, доминируют над общечеловеческими и общенациональными интересами. А, кроме того, интересы правящих кругов и классов, так же, как и их воля, как правило, не проявляются и не отражаются в праве в чистом, обнаженном виде. Они зачастую выступают и представляют себя в виде всеобщего интереса и в форме всеобщей - национальной или государственной воли.

Среди факторов, которые необходимо учитывать при изучении права и определении его понятия, важное значение, кроме названных, имеют и другие факторы. Их много и они весьма разнообразны. Однако вместе они создают цельную, хотя порою и довольно противоречивую картину правовой жизни, помогают формулировать адекватное представление о различных сторонах жизнедеятельности права и, в первую очередь, о его понятии и содержании.

В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений о нем, так же, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нем адекватного представления, весьма широк и разнообразен*(612).

Помимо множества других причин он зачастую обусловливается неодинаковой оценкой различными авторами роли и значения для динамичного развития современного "рыночного" права рецепции римского права, различным представлением о степени влияния традиционных идей естественного права на современные теории права, противоречивыми подходами авторов - исследователей права - к разрешению проблем соотношения в его понятии и содержании "общечеловеческого" и "общенационального", с одной стороны, и "классового" - с другой.

Последнее особенно четко просматривается в отечественной литературе. Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное признание, или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Тогда как вторые, молчаливо отвергая классовость, апеллируют к "общечеловеческим" ценностям и интересам или же к "общим и индивидуальным интересам населения страны".

В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия права можно ссылаться на такое довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса"*(613). Или - на определение права как "на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)"*(614).

Одним из примеров внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить его дефиниция, в соответствии с которой право рассматривается как "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений"*(615).

Разумеется, в сфере права никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

Только практика, по общему признанию, может служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика "сказала" свое слово, тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный или обвинительный "приговор", потребуется определенное время. Только на основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его определению.

Это относится ко всем существующим в мировой государственно-правовой практике подходам к рассмотрению права и его определению. В известной мере это касается также сугубо классовых и внеклассовых дефиниций права.

Оговорка - "в известной мере" здесь необходима для того, чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что имеющийся опыт определения права путем чрезмерного преувеличения его классовости в советской литературе и одновременно полного его отрицания или подчеркнутого игнорирования в западной литературе свидетельствует, так же, как и в случае с государством, о двух крайностях.

Первая из них заключается в абсолютизации роли классовости, в ее явной переоценке, а вторая - в ее ничем не оправданном игнорировании. Изменение мнения из одной крайности в другую при определении понятия права - не лучший способ нахождения научной истины.

В реальной жизни классы существуют наряду с другими социальными и политическими общностями людей. В полной мере проявляются и их интересы, особенно, когда классы находятся у власти. В силу этого было бы весьма неразумным и опрометчивым в процессе выработки понятия права и определения его сущности и содержания "не замечать" их существования и функционирования, полностью игнорировать влияние классов и интересов на государственно-правовую жизнь.

 

Основные признаки права

 

Наличие множества определений права, сформулированных в разное время под воздействием ряда жизненных обстоятельств и отражающих различные стороны правовой жизни и подходы, несомненно, следует рассматривать само по себе как явление положительное. Оно позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, уяснить наиболее важные не только для одной исторической эпохи, но и для других эпох его стороны и черты, увидев право не только в статике, но и в динамике. Существование множества определений права свидетельствует о глубине и богатстве государственно-правовой мысли, об огромном разнообразии знаний о праве, накопленных авторами-теоретиками и практиками за тысячелетия его исследования.

Однако в таком множестве есть и свои изъяны. Главный из них заключается в трудностях, порождаемых различными, порой взаимоисключающими друг друга подходами, отсутствием единого, концентрированного, целенаправленного процесса познания права и его практического использования. Диалектика данного процесса, таким образом, состоит в том, что множественность определений понятия права как положительное явление выступает в то же время и как отрицательное явление.

Возможно ли успешное преодоление негативных сторон известной разрозненности или даже противоречивости определений понятий о праве? В значительной мере - "да". Возможно использование нескольких путей и попыток решения данной проблемы. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время определений понятия права выработать пригодное "на все времена" и "на все случаи жизни" общее определение. В отечественной и зарубежной юридической литературе такие попытки предпринимались и неоднократно. Отмечалось, в частности, что "общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений"*(616).

Однако тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального типов права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности и черты характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие, соответственно, специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного типа права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих черт и особенностей, свойственных всем без исключения типам права.

В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий характер, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей. Разработкой такого рода определений, когда право рассматривается в весьма абстрактном или одностороннем виде лишь как "институт принуждения поведения человека власти правил" или как "правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством"*(617), нередко увлекаются западные юристы.

Отечественные же авторы, предпринимавшие попытки выработки общего понятия права, в силу объективных и субъективных причин чаще всего "сбивались" на отдельные специфические черты, касающиеся "воли" того или иного господствующего класса, рассмотрения права исключительно как классового регулятора общественных отношений, и т.п. Иллюстрацией сказанного может служить общее понятие права, в соответствии с которым оно представляется как "государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством как классовый регулятор общественных отношений"*(618).

Анализ данного понятия права показывает, что оно пока довольно далеко от совершенства. Следовательно, оно не может служить - окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории и практики общее понятие - эффективным средством или путем преодоления негативных последствий множественности, разрозненности и противоречивости представлений о праве.

Не могут служить достижению этой цели и так называемые "ходячие", по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или "наиболее распространенные" (Л. Петражицкий) воззрения на право как на "принудительные нормы, пользующиеся признанием и защитою со стороны государства", как на "совокупность действующих в государстве принудительных норм"*(619). Ибо при всей своей "общепризнанности" и широкой распространенности они отражают лишь отдельные взгляды и подходы к анализу права и его определению, а не являются "универсальными" средствами и подходами.

В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков и черт, свойственных различным типам права.

О каких конкретно признаках и чертах идет речь? В первую очередь, о тех, которые позволяют выделить право как регулятор общественных отношений среди других неправовых регулятивных средств.

Анализируя многочисленные сложившиеся в различное время представления и суждения о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты.

1. право - это прежде всего совокупность, а точнее - система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения.

Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами - связи должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных, функций, на достижение единых целей. Любая правовая система, для того, чтобы стать действенной и эффективной, должна сложиться как целостная, органическая система. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и "проецируются" на реально существующие экономические, политические и иные отношения. В этом плане, несомненно, прав был К. Маркс, когда писал, подчеркивая объективно обусловленный процесс нормотворчества, что "законодательная власть не создает закона, - она лишь открывает и формулирует его"*(620).

Попытки произвольного, умозрительного "конструирования" отдельных правовых актов или систем норм неизбежно ведут к негативным или же непредсказуемым последствиям. Такого рода оторванные от жизни, от реальной действительности системы, а точнее, - псевдосистемы можно охарактеризовать известным изречением Гете из "Фауста": "Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются".

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

Говоря о системе норм, нормативности права как об одной из важнейших его особенностей и черт, следует отметить, что нормативность вовсе не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или "замкнутости" права одними только нормами - правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право должно включать в себя, с их точки зрения, также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан.

Спор между сторонниками строго нормативного понимания права, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров каждая из сторон, участвующая в них, не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предполагает существование системы норм как основного звена "узко" или "широко" понимаемого права. Более того, в некоторых случаях "нормативистское" понимание права чуть ли не возводится в абсолют. Г. Кельзен - основоположник нормативистской теории права склонен, например, рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок ("правовой порядок представляет собой систему норм"), государство как "установившийся порядок", другие государственно-правовые явления*(621).

2. Право - это не простая система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем различных социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и иными органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о "санкционировании", т.е. даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из относительно самостоятельных институтов?

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет.

Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает Г. Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде "требований государства". Государство при этом, "являясь источником права, очевидно не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом". Государство в свете такого суждения рассматривается как явление первичное, а право - вторичное*(622).

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать "не факт, а право". Государство, хотя оно и издает правовые акты, "не может быть источником права", "потому что оно само вытекает из права". Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к определению характера взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И. Сабо, "столь же бесплоден, как и спор о том, что исторически появилось раньше - государство или право". С его точки зрения, тезис, согласно которому "право - это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение", как и суждение о том, что государство является "слугой права"*(623).

По мнению автора, государство и право "настолько соответствуют друг другу, настолько едины", что вопрос о том, чту из них первично, а что - вторично, "порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели"*(624).

Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что обе эти крайние точки зрения "игнорируют действительные взаимосвязи", что в действительности "государство и право находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предполагает другое, одно является элементом другого"*(625).

И. Сабо и другие авторы, разделяющие подобные взгляды, несомненно, правы в том, что в теоретическом, а тем более - в практическом плане в значительной мере бессмысленно вести спор о том, чту из двух явлений - государство или право - исторически первично, а что - вторично.

Однако они не правы, когда речь идет об установлении характера взаимоотношений государства и права. Это уже далеко не бессмысленное занятие - определить, в каком соотношении находятся государство и право теоретически и практически. Важно установить, действует ли государственная власть в рамках закона и является "законной властью" или же она нарушает ею же самой установленные правовые требования и ставит себя таким образом в положение "незаконной (нелегитимной) власти".

Вопрос о "связанности" государства правом, о правовых пределах деятельности государства всегда находил живой отклик у многих поколений юристов и неизменно вызывал среди них горячие споры.

Признавая чрезвычайно важную роль государства в процессе создания и реализации норм права, многие юристы исходили, тем не менее, из того, что государственная власть не есть "воля", могущая делать, что угодно и как угодно, "опираясь на силу", и что "важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти... является служение праву"*(626).

В частности, такой позиции наряду с российским профессором Л. Петражицким придерживается также известный юрист, основатель теории "солидаризма" ("синдикалистского" государства) Леон Дюги. "Вполне возможно доказать, - писал он, - что, помимо своего создания государством, право имеет прочное основание, предшествует государству, возвышается над последним и, как таковое, обязательно для него"*(627). Государство должно быть "подчинено норме права", которая находит "свое первое проявление в совести людей, более полное выражение в обычае, в законе и свое осуществление в физическом принуждении государства, которое таким образом оказывается не чем иным, как силой, служащей праву".

Идеи подчинения государства праву, его самоограничения, в том числе и с помощью права, разделял также видный немецкий социолог и правовед Георг Еллинек. Создавая теорию параллелизма, в соответствии с которой государство и право развиваются параллельно, "идут нога в ногу", и, отождествляя государственный порядок с правовым порядком, автор в то же время исходил из того, что создаваемое государством право обязывает не только подвластных индивидов, но и само государство*(628).




poisk-ru.ru

Понятие права

Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.

Право регулирует как взаимоотношение между объединениями людей, отдельными лицами, а так же межгосударственные отношения.

Ученые не пришли к общей точке зрения на определение понятия права.
Если прийти к среднему знаменателю, среди различных концепций, то выделяются несколько вариантов.

Органы государственной власти издают нормы, которые находятся под принудительной охраной государства. Иначе можно сказать, что право, это концепция отношений в обществе, и целью его является установление и соблюдение правопорядка. Само право не ограничено формальными характеристиками, поскольку это и правовые нормы, содержащиеся в юридических текстах. Право это совокупность социальных норм, которые обязательны для всех граждан данного государства. Право регулирует защиту общественно-государственных интересов, обеспечивает постоянство сосуществования классов в обществе. Право выражено в форме, определенной государством – законе, который формулируется в порядке, установленном в обществе. Государство, как общественный институт, имеющий инструменты наказания и принуждения, обеспечивает неприкосновенность права.
Совокупность правовых норм, которые приняты для регулирования отношений граждан, в основных вопросах государственной жизни, называется правом. Им отражается принцип власти и жизненный уклад страны. Поведение людей также определяются обычаями, традициями и моралью. Но право утверждено государством, который гарантирует его исполнение.

Независимо от того, установлены ли нормы права государством, или народом при голосовании на референдуме, их исполнение обеспечено силой государства.

Сформулировать само понятие можно как порядок отношений в обществе, который сложен на принудительной основе и направлен на установление связей как общественных, так и государственных, и действует в интересах всех субъектов.

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз сталкивался или задумывался над определением права.


Сегодня право понимается с юридической стороны, а нормы права закреплены законом и регулируются государством.
За века развития общественной жизни появилось множество различных правовых теорий и идей. Хотя в основе многих правовых институтов сохранилось римское понимание права, например, о том, что право неразрывно связано с понятием справедливости и добра. Юристы уже более двух тысяч лет пытаются сформулировать общее понятие, но до сих пор не достигли успеха. А некоторые считают, что это вовсе невозможно, поскольку для разработки традиционных определений используется только формальная логика, которая не всегда действенна для описания эмоционального ощущения человеком того же добра.

Но юридическая наука оперирует разными трактовками права, используя их для определенных целей.

Одна из основных концепций развита на основе понятий справедливости и правосудия. Она признает взаимное правомочие заинтересованных сторон. Эти сторону посредством прав и обязанностей уравновешивают друг друга.


Для использования с наибольшей эффективностью право обладает определенными признаками:

Нормативность права это система норм, моделей поведения, и рамок запрещенного и дозволенного. Благодаря этим нормам граждане регулируют свое поведение по отношению к обществу и другим гражданам. Обязательность права в регулировании правовых отношений государством, имеющим возможности принуждения, если действия граждан неправомерны. Право распространено на всю территорию страны и регулирует отношения всех граждан, реализуя понятия справедливости и равенства.
Формализм права заключается в закреплении его в виде законов или иных документов. Таким образом, право защищено от неправильных трактовок и изменений, и им закреплено точность соблюдения. Оно должно трактоваться точно и однозначно, причем документы в обязательном порядке обязаны быть доведенными до сведения граждан. Процедурностью определяется связь права с органами, реализующими процедуры применения, сознания и защиты. (Полиция, суд, следствие, адвокатура и т.д.)
Системность показывает совокупную систему прав, связанных и взаимодействующих. Институциональность показывает, что его нормы связаны с прецедентами уполномоченных органов и появились осознанно. Объективность объясняется тем, что оно появляется не по велению каких-то внешних сил или культурных героев, а является результатом естественного процесса жизни общества. Как государство, понятие права – условие существования организованного общества. Только во всей совокупности эти признаки определяют ценность права для общества.

В современной юридической практике, с одной стороны, правом называют определенные притязания людей: «право на жизнь», «право выбора», т.п. Это естественные права человека, обусловленные самой природой. С другой стороны подразумевают систему юридических норм, созданную, не зависимо от желания отдельных людей. Но есть так же третья сторона, описывающая право как законодательно признанные возможности. Так, конституционные права на имущество, охрану здоровья, труд, отдых - выделены определенным государственным устройством. Право это обязательное требование жизни организованного общества. Совокупность всех этих признаков выражают важность права для общества.

ponyatie-prava.ru

30. Определение права. Основные признаки права, их характеристика

Слово "право" – многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идёт о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определённая правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Право – социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведённом выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чём воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определённость права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть чётко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет своё место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определённым иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:

− регулирования общественных отношений;

− защиты существующего общественного строя;

− обновления общества, фактором его прогресса;

− решения глобальных проблем современности;

− определения меры свободы личности в обществе;

− утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

studfiles.net

Определение (право) - это... Что такое Определение (право)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Определение суда может оформляться как путём составления отдельного документа, так и путём его занесения в протокол судебного заседания (протокольное определение).

Также определением называется итоговый судебный акт кассационной судебной инстанции в гражданском, уголовном и административном процессах.

Конституционное судопроизводство

Согласно ч. 4 ст. 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» все решения, принимаемые Конституционным Судом РФ в ходе осуществления конституционного судопроизводства, кроме постановлений и заключений, именуются определениями.

В частности, согласно Регламенту Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ выносятся по вопросам:

  • принятия обращения к рассмотрению
  • об отказе принятия обращения к производству
  • о прекращении производства
  • об исправлении неточностей, допущенных в решении
  • о разъяснении решения
  • об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении её размера или об отказе ему в этом

Конституционный Суд РФ самостоятельно решает, подлежит ли конкретное определение оформлению отдельным документом либо заносится в протокол заседания (§ 43 Регламента).

Определения Конституционного Суда РФ, как и другие его акты, окончательны и обжалованию не подлежат.

Гражданское судопроизводство

В суде первой инстанции

Согласно ст. 224 ГПК РФ судебные постановления суда первой инстанции, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений суда. Определения суда выносятся в совещательной комнате.

При разрешении несложных вопросов суд или судья может выносить определения, не удаляясь в совещательную комнату. Такие определения заносятся в протокол судебного заседания.

Определения суда оглашаются немедленно после их вынесения.

Ряд определений суда первой инстанции может быть обжалован отдельно от решения суда лицами, участвующими в деле, путём подачи частной жалобы в кассационную инстанцию.

Действующий ГПК РФ предусматривает два случая самостоятельного обжалования определений: 1) когда возможность их обжалования прямо предусмотрена ГПК и 2) если определения суда исключают возможность дальнейшего движения дела.

К определениям, обжалование которых предусмотрено ГПК, в частности, относятся следующие:

  • об отказе в признании лиц третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 42)
  • о замене или об отказе в замене правопреемника (ст. 44)
  • об отказе в обеспечении доказательств (ст. 65)
  • по вопросам распоряжения вещественными доказательствами (ст. 76)
  • по вопросу возврата носителей аудио- и видеозаписей (ст. 78)
  • по всем вопросам, связанным с судебными расходами (ст. 104)
  • об отказе сложить судебный штраф или уменьшить его (ст. 106)
  • о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока (ст. 112)
  • об отказе в принятии заявления (ст. 134)
  • о возвращении заявления (ст. 135)
  • об оставлении заявления без движения (ст. 136)
  • об обеспечении иска (ст. 145)
  • о внесении исправлений в решение суда (ст. 200)
  • о разъяснении решения суда (ст. 202)
  • об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения (ст. 203)
  • об индексации присужденных денежных сумм (ст. 208)
  • о немедленном исполнении решения суда (ст. 212)
  • об обеспечении исполнения решения суда (ст. 213)
  • об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене определения суда об оставлении заявления без рассмотрения
  • об оставлении кассационных жалобы, представления без движения (ст. 341)
  • о возврате кассационных жалобы, представления (ст. 342)
  • об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда (ст. 412)
  • об отмене решения третейского суда или об отказе в его отмене (ст. 422)
  • о выдаче исполнительного листа или об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 427)
  • о выдаче дубликата исполнительного листа или судебного приказа (ст. 430)
  • о приостановлении или прекращении исполнительного производства (ст. 440)
  • по результатам рассмотрения заявления (жалобы) на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ст. 441)
  • о повороте исполнения решения суда (ст. 444)

Иные определения обжалованию через процедуру подачи частной жалобы не подлежат, но возражения на них могут быть включены в кассационную жалобу.

Определения, обжалованию не подлежащие, вступают в силу сразу после их вынесения судом; определения, на которые может быть подана частная жалоба, вступают в силу после истечения срока на такое обжалование (15 дней со дня вынесения).

Суд второй (кассационной) инстанции

veter.academic.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о