Этапы работы с текстом – Этапы работы с текстом на уроках английского языка.

Содержание

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы:

дотекстовый, текстовый, послетекстовый.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап антиципации)

Цели

  • Определить/сформулировать речевую задачу для первого

  • прочтения.

  • Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

  • По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

  • тематику текста;

  • перечень поднимаемых в нем проблем;

  • ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

  • Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)? •

3. Сформулировать предположения о тематике текста на
основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.

Учащимся предъявлены новые слова.

Задача учащихся — определить основную идею текста.

5. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.

6. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

Текстовый этап

Цели

— Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

— Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:

При составлении собственных вопросов и утверждений желательно;

— избегать

общих вопросов, при необходимости заменять
их разделительными, чтобы избежать односложных ответов;

— ориентировать вопросы и утверждения не на содержание, а на смысл, поскольку последние предполагают
цитирование и позволяют проверить глубину понимания.
Одновременно учащиеся осуществляют творческий анализ
текста и готовятся к работе по интерпретации.

— подходящий заголовок к каждому из абзацев;

— подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

— предложения со следующими словами/грамматическими явлениями/идиоматическими выражениями и т.д.;

— глаголы/прилагательные/эпитеты/другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо;

— описание внешности/места события/отношения кого-либо к чему-либо и т. д.

2. Догадаться:

— о значении слова или слов по контексту;

— какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

Послетекстовый этап

Цель

— использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой, содержательной) опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

  1. Опровергнуть утверждение или согласиться с ним.

  2. Доказать, что…

  3. Охарактеризовать…

  4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.

  5. составить план текста, выделив его основные мысли.

  6. Рассказать текст от лица его главного героя.

  7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

  8. Придумать, что могло бы случиться, если бы…

  9. Придумать новый конец текста.

  10. Подобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации. И точно передают содержание текста.

  11. Написать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.

infourok.ru

29. Этапы работы над аутентичным текстом

В настоящее время учитель имеет широкие возможности использовать в своей работе аутентичные материалы из немецких пособий, молодежных журналов и газет, также очень актуально использование видео — и аудиоматериалов. Выбираемый текст должен соответствовать определенным требованиям. Он должен быть информативным и интересным, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, свои представления о культуре и истории страны изучаемого языка и получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую активность учащихся и их коммуникативную готовность.

     Работа над аутентичным текстом включает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Предтекстовый этап должен обеспечивать “плавное вхождение” в текст. Необходимо снять лексические и грамматические трудности, выявить основную мысль и второстепенные факты, причинно-следственные связи и так далее, усвоить некоторые необходимые языковые единицы, чтобы учащийся мог использовать текст для порождения достаточно самостоятельного собственного высказывания. Предтекстовый этап состоит из лингвострановедческого комментария, работы с незнакомыми словами текста и предтекстовых упражнений (работа по картинкам (описание), работа с заглавием текста, работа со стихотворением к теме текста, составление ассоциограммы к теме текста и так далее).

     Текстовый этап – это само чтение, важным фактором которого является коммуникативная задача, предпосланная тексту для чтения, содержащая указание на глубину проникновения в текст и ориентировку на возможное речевое произведение. В зависимости от целевой установки выбирают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Текстовый этап включает в себя смысловое чтение, а также упражнения, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения информации, отражающей смысл текста, лексико-тематическую основу объединения смысловых отрезков в единое целое.

     Нужно заметить, что часто текст читается сначала с пониманием основного содержания, а затем послетекстовые упражнения ориентируют на повторное (иногда неоднократное) возвращение к тексту с целью понять детали, проникнуть, если нужно, в подтекст. Послетекстовый этап должен обеспечить проверку понимания текста и дальнейшую работу по углублению понимания (информационную переработку) текста. Упражнения по работе над текстом при взаимосвязанном обучении чтению и говорению должны содержать задания, которые нацелены на порождение собственного высказывания.

       Послетекстовый этап может содержать ответы на вопросы, устные описания, формулировку вопросов к тексту самими учащимися, эквиваленты предложений к тексту, различные задания творческого характера и так далее. На этом этапе приемы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста. В послетекстовых заданиях необходимо осуществлять проверку понимания содержания текста (основного или деталей, в зависимости от установки на глубину проникновения в содержание). Если перед чтением текста учащимся ставится задача – высказать свои предположения по развитию содержания текста, то в послетекстовых заданиях должен присутствовать вопрос, подтвердились они или нет. Часто осуществляется работа над средствами языка (лексикой или грамматикой), что предполагает повторное возвращение к тексту. Еще раз обратиться к тексту необходимо, если дается задание по поиску ключевых слов, ответов на вопросы к тексту, поиску определенной информации и занесению ее в таблицу, составление плана текста и так далее. На основе текста учитель организует выполнение упражнений с целью выявления уровня понимания его содержания, усвоения лексико-грамматического материала и развития коммуникативных умений в говорении на основе содержания текста. Говорение на основе текста – это предпосылка для качественного осуществления ситуативного (неподготовленного) говорения.

         Для того, чтобы аутентичный текст стал реальной продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых различным операциям с материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнохарактерными единицами – предложением, сверхфразовым единством, субтекстом и текстом с учетом жанровых и стилистических особенностей определенного класса и исходного (образцового) текста, навыкам и умениям дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определенной учебной задачи (например, пересказа текста, его использования в коммуникативно-обращенном устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении и так далее).

studfiles.net

Этапы работы с текстом на уроках английского языка.

Этапы работы с текстом на уроках английского языка.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.

Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д.

Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.

Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:

— умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

— умение найти в тексте необходимую информацию;

— умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;

— умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

 

Предтекстовый этап

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом — создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1.Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

2.Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

— К какому жанру можно отнести текст?

— Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

— Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Работа с  новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.

 

Текстовый этап

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1.Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

— ответы на предложенные вопросы;

— подтверждение правильности /логичности утверждений;

— подходящий заголовок к каждому из абзацев;

— подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

— предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

— описание внешности /места /события /отношение.

2.Догадайся:

— о значении слова по контексту;

— какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

— как будут развиваться события во 2 главе /части текста.

 

Послетекстовый этап

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

2.Докажи что…

3.Охарактеризуй…

4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.

6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.

7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.

8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.

9.Придумай новый конец текста.

Безусловно, задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.

Таким образом, опираясь на цели каждого вида чтения и следуя этапам работы с текстом, можно предложить некоторые задания в зависимости от вида чтения:

 

Вид чтения

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

Поисковое чтение

Просмотровое чтение

Задания на предтекстовом этапе

 

Exercise 1.

Read the key words and word combinations of the text. Define the theme of the text. Find other key words and word combinations of the text which make the thematic framework of the text.

Exercise 2.

Make the chain of main facts in which reference words would be connected.

Exercise 3.

Try to define the theme of the text according to the scheme.

Exercise 4.

Look at the title, scheme and conclusion of the text. What can be the main idea of the text?

Exercise 5.

What do you think about this theme in general?

 

Exercise 1.

Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.

Exercise 2. Read the title and say what the text will be about.

Exercise 1. Look at the title, schemes of the text. Define the theme of the text. What problem does the author want to show and solve?

Exercise 2. Have you read any articles on the basis of this theme? Were they fascinating or scientifically vital to you?

Exercise 1. Read the title and guess what the text is about, what the content is.

Exercise 2. Look at the tables / schemes given in the text. If the title, schemes, tables of the text is considered to be vital to you, read the text.

Задания на текстовом этапе

Exercise 1.

Read the first paragraph of the text and find the sentence which obtains the main information.

Exercise 2.

Read the statement. Define whether it corresponds to facts given in the text.

Exercise 3.

Put questions into the correct order to reflect the content of the text.

Exercise 4.

Make the plan of the text.

Exercise 5.

Find in the text sentences which are not vital to the whole understanding of the text.

Exercise 6.

Find facts in the text which you would like to remind.

Exercise 7.

Write an annotation.

Exercise 8.

List the most interesting and vital issues represented in the text. Note where they can be used.

 

Exercise 1. Read the text and divide it into parts. Give each a title.

Exercise 2. Find the key words in the sentences.

Exercise 3. Range the facts given in the text according to the extent of their importance.

Exercise 4.

List the data which you consider to be the most important. Why?

Exercise 5. Add some facts without changing the structure of the text.

Exercise 6. Find in the text those facts which can be used for the annotation.

Exercise 7. Read the condensed version of the text. Fulfill the gaps with words or phrases needed.

Exercise 1.

Define the part of the text where the main issues are represented.

Exercise 2. Read the text and find out whether the given facts were discussed in it.

Exercise 3. Find in the text the main argument in favor of the title.

Exercise 4. Find in the text examples of solution of the equation.

Is it right?

Exercise 5. Look at pictures given.

Define to which paragraphs they correspond.

Exercise 6. Find in the text facts which the author considers to be beneficial.

Exercise 7.

Divide the text into two semantic parts.

Explain your choice.

Exercise 8. Remind strategies of writing an article.

Can this text be called an article?

If no, rewrite this text in the form of the article

 

Exercise 1. Without reading the text find the part where the main issues for you are located. Read part of the text and define the theme.

Exercise 2.

Define whether the theme is expressed in the title. Read the text and find out whether the title fully represents the content.

Exercise 3. Does your friend know about all the issues represented in the text? Write an e-mail telling your friend about the most vital facts which could be useful in studying.

 

Задания на послетекстовом этапе

Exercise 1.

Read the text and define whether the given statements are true or false

Exercise 2.

Retell the text.

Exercise 3.

What is your opinion about the information given in the text? How can it be used in your profession?

Exercise 4.

Remind strategies of making a project. Make your own project.

Exercise 1.

Put the sentences into correct order

Exercise 2.

Answer the questions

Exercise 3. Write the annotation / theses on the basis of the text.

 

Exercise 1.

In which case a message includes information for a precise person and when not? Give examples when vagueness of knowledge can be represented quantitatively.

Exercise 2. Write an internet article connected to the theme : What is information for each of us?

Exercise 1.

Discuss which issues are represented in the text.

Exercise 2.

Find out which problem comes from the content.

Exercise 3. Ask questions to the text.

Exercise 4.

Confirm point of view given in the text. Give your examples.

Exercise 5. What is your opinion of the given text. What extra information can you give?

Exercise 6. Where can you use the given information? Is it helpful in your studying?

 

Заключение

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.

infourok.ru

Эффективные стратегии работы с текстом на уроке в школе – EduNeo

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 г. Кирова

Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.

Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.

Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.

– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?

Приведите примеры подобных расхождений.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.

3. Стратегия «Образ текста».

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

4.Стратегия «Батарея вопросов».

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

5. Стратегия «Глоссарий».

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».

8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.  

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.

2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».

3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

6. Стратегия «Составление вопросного плана». Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом…….

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

 

2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?

3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

 

Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Достоинства технологии:

1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2. Ориентирована на развитие личности.

3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4. Способствует пониманию текста на уроке.

Статьи по теме

www.eduneo.ru

Статья на тему «Этапы работы с текстом для успешного овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами ФГОС»

Этапы работы с текстом для успешного овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (познавательные УУД)

(Полехина Светлана Александровна,

учитель первой категории МАОУ лицей № 49)

Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49%  до 26%. Это говорит о том, что в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность». Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного — главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом.

Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. Ученик, благодаря чтению, овладевает умением выражать свои мысли, строить собственные высказывания.

Согласно новым стандартам под смысловым чтением следует понимать:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Эффективность работы с самыми разнообразными текстами зависит от приёмов смысловой переработки, привлекаемых чтецом для его понимания.

Суть этого подхода состоит в формировании у детей типа правильной читательской деятельности, который представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Такой подход, как показывает опыт, является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

      Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

1. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов)

1) Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержанию.

2) Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои о теме произведения, героях, развитии действия.

     Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить первоначальные предположения. Детям на уроках обязательно показывается, что чтение — это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено тем, что в тексте есть знаки препинания, но отсутствуют интонация и логическое ударение. Также отмечается то, что последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

 2. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания на уровне содержания.

1) Дети самостоятельно читают текст (главу, смысловую часть) про себя с установкой применить свои предположения, высказанные до начала чтения.

2) Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

     Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, задаваемые учителем,  это вопросы к «автору», ответы на них нужно искать или в прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» характеры героев, работают над языком, представляют нарисованные автором картины, видят, как «накапливаются смыслы» в тексте.

3) Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.

4) Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок не прочитан, то детям предлагается дома прочитать про себя следующую главу (фрагмент), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста читает учитель, а затем проводится работа с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Но обязательно нужно систематически следовать описанной технологии на этапе работы с текстом до чтения и во время чтения. Опыт показывает, что дети понимают ее и осваивают, т.е. начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5) Беседа по содержанию текста в целом повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о содержании текста, развитии событий, о героях?

В результате работы на этом этапе дети учатся пониманию значения каждого отдельного слова, словосочетания, отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного, размышляют по поводу того, почему автор из всего многообразия слов выбрал именно это, внимательно относятся к оттенкам лексического значения слов, достигают понимания прочитанного фрагмента на уровне содержания.

3. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтения между строк»)

1)  Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Ее результатом становится понимание авторского замысла, «спрятанного между строк»

2)  Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится на подготовленную почву: ребенок соотносит ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3)  Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

 Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

4)  выполнение творческих заданий.

Они бывают разнообразными и выполняются как на уроке, так и дома. (Рисуется иллюстрация к любому понравившемуся отрывку, творческая авторская концовка, когда в роли автора выступает сам ребенок, ставятся вопросы к тесту и др.). Также можно детям предложить составить к тесту кластеры или синквейны. Но такие приемы можно предлагать уже в 3 и 4 классе.

       Итогом работы данного этапа является развитие у детей умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, для анализа поступков героев, формируется внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором.

Таким образом, мы видим, что ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент как осознанность, понимание того, что ребёнок читает. Глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, уровня его общего развития, начитанности, жизненного опыта и других факторов. Именно поэтому одно и то же произведение может быть по-разному понято и осознанно любым человеком, независимо от того, взрослый это читатель или ребёнок.

infourok.ru

35. Этапы работы над учебным текстом. Виды работы при чтении художественных текстов.

Этапы подготовки к выразительному чтению

  1. Выяснение содержания текста.

  2. Разметка текста (паузы, логическое ударение, темп, тон, громкость).

  3. Упражнение в выразительном чтении (хоровая и индивидуальная декламация).

Виды тренировочной работы при чтении художественных текстов

(отработка навыков правильного, осознанного, выразительного чтения)

  1. Чтение всего текста ( по заданию учителя).

  2. Чтение, деление на части. Составление плана.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Чтение с последующим пересказом.

  5. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

  6. Чтение цепочкой (по абзацу, по предложению).

  7. Чтение вполголоса.

  8. Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.

  9. Чтение, ответы на вопросы.

  10. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  11. Нахождение по данному началу или концу всего предложения (абзаца, части).

  12. Повторное чтение с переходом на незнакомый текст.

  13. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  14. Нахождение отрывка, отражающего главную мысль.

  15. Чтение-установление, что правдиво, что выдумано (для сказки).

  16. Чтение-нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

  17. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

  18. Чтение, подбор к иллюстрациям диафильма «звукового оформления».

  19. Чтение, обсуждение прочитанного отрывка.

  20. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

  21. Чтение названия рассказа, подбор синонимического названия.

  22. Чтение по ролям.

  23. Чтение по ролям без слов автора (драматизация).

  24. Чтение-пересказ с помощью жестов, мимики, позы.

  25. «Живая картинка» (один читает, второй мимикой показывает).

  26. Нахождение отрывка, который мог бы прочитать веселый, грустный или спокойный человечек:

  27. Нахождение и чтение предложений с определенными знаками препинания (!,?,.,…).

  28. Конкурсная декламация стихотворений.

  29. Нахождение и чтение образных выражений и описаний.

  30. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  31. Нахождение и чтение отрывков, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

  32. Чтение стихотворения с разметкой текста.

  33. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

  34. Определение в тексте слов по заданию учителя (самого длинного, короткого, часто используемого, с расхождением произношения и написания, …).

  35. Чтение с пометкой непонятных слов.

  36. Нахождение и чтение слов для словесного рисования, практического словаря, сочинения.

  37. Нахождение и чтение слов, близких по значению данным (записаны на доске).

  38. Чтение слов, к которым представлены сноски.

  39. Комбинированное чтение (учитель – ученик, один – хором).

36. Особенности чтения произведений различных жанров. Методика работы над загадками и пословицами.

Методика чтения сказок

Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с желанием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. При ознакомление со сказкой спользуеться также метод выборочного чтения.

Необходимо особо подчеркнуть, что в процессе чтения сказок учитель постоянно работает над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы перевоплощаются в это животное и передают голосом его намерения, его отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употреблением в предложении.

Методика чтения басен

Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду». Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.

Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п.

Методика чтения стихотворений

Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. 0собую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении.

Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми.

Изучение загадок в начальной школе.

Знакомство с загадкой можно начать с того, что сам учитель загадает одну или несколько загадок. Можно попросить самих детей вспомнить известные им загадки и загадать их товарищам по классу. Далее задания можно записываются на карточки: по две-три на каждую тематическую подборку. Получиться десять карточек. По одной карточке раздается на две парты, т.е. на четыре ученика. Дается время для прочтения каждой группой своей карточки, а затем загадки читаются классу. Сообщаются условия соревнований: выигрывает та группа, которая не только отгадает загадку, но сможет объяснить, как удалось отгадать ее. В заключение можно еще раз перечитать загадки, рассмотреть рисунки-отгадки и соотнеси их друг с другом.

Перед нами стоит задание научить хорошо, правильно читать загадоки, помещенных в учебнике, подобрать одну-две свои загадки.Загадкам свойственна богатая и разнообразная звукопись, которая используется для создания загаданного предмета, т.е. его образа. Так в загадке «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет «частое повторение звуков «р», «с», «а», «о» создают звуковую картину звенящего, барабанящего града. В загадке «Маленький шарик под лавкой шарит» повторение звука «ш» помогает создать образ шуршащей мыши. Таким образом, языковые особенности делают загадку выразительной, а отгадывание занимательным.

Знакомство с пословицами и поговорками

Ритмичность многих пословиц подкреплена рифмой, которая имеет определенное назначение: она выделяет обычно основные слова, несущие смысл. Потому читать нужно сохраняя ритм и темп. Пословицы, содержащие поучения и советы, используют тип обобщенно – личных предложений с повелительными формами глаголов («Век живи – век учись», «Береги платье снову, а честь смолоду»). Наряду с этими формами чаще всего встречаются глаголы неопределенной формы. Таким образом, выразительность, разнообразие пословиц содействует развитию чувства языка, формы, ритма. Эстетическая и педагогическая ценность пословиц стали причиной их широкого употребления, как в художественной литературе, так и в бытовой речи.

В заключение работы над пословицами можно провести игру. Кто-то из учеников читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и в свою очередь продолжил начатую цепочку. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

studfiles.net

Смысловое чтение на уроках английского языка. Этапы работы с текстом

Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
(Дени Дидро)

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»  или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: — овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Смысловая сторона:
понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая сторона:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.

Смысловое чтение— это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально — делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО)

УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению

слайд 9

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения

.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;

вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

a) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
b) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает

На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение  технологии критического мышления через чтение и письмо.

Эта технология, как мне думается, многим уже знакома и оценена по достоинству, т.к. она универсальная, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. В России она появилась более 15 лет назад, апробирована педагогами Москвы, С-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других  городов.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления через чтение и письмо — научить ученика самостоятельно  осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию. Технология, на мой взгляд, замечательна еще и тем, что наполнена богатым содержанием и многие ее приемы позволяют формировать личностные, познавательные, виды учебной деятельности обучающихся, что соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам

Критическое мышление  (англ. critical thinking)  — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

.Этапы урока с использование Критического мышления

 По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор  приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

 

Третья стадия – «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Работа с таблицей слайд 13-15

Кластеры.

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий при составлении кластера.

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.   Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

Фишбоун(Д. Баланка)

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

Прием «Чтение с остановками».

 Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.

 Данный прием содержит все стадии технологии:

 1 стадия — вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

 2 стадия — осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

 3 стадия — рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

 Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

 

 Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

«Шесть шляп мышления»

используются при подведении итогов работы с текстом.

Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *