Возникновение ранних феодальных государств в европе – 5. Возникновение средневековых государств в европе, первые славянские государства . Полоцкое и туровское княжествы.

§ 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе

Предгосударственный строй германских племен

В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.

Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.

Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов (захваченных в плен иноплеменников или разорившихся соплеменников — не отдавших долг чести). Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.

Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли цари и, рядом сними, военные вожди: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных». Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вождиже командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне. Основное влияние в текущем управлении общественными делами оставалось за общинными институтами: «О делах, менее важных, совещаютсяих старейшины, о более значительных — все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу» (Тацит. О происхождении германцев. 7-13).

Народное собрание решало вопросы о войне и мире, избрании вождей и старейшин; на нем предъявлялись тяжкие обвинения и выносились смертные приговоры. Судебная власть в значительной степени принадлежала жрецам, которые от имени богов могли карать смертью, бичеванием, заключением в оковы. Жрецы руководили народными собраниями.

Общественные собрания были у германцев своеобразными: «Любые дела — и частные, и общественные — они рассматривают не иначе как вооруженные». На них могли присутствовать только воины племени (союза племен). Надобщинная власть обладала тем самым особым свойством военной демократии. Это явление в целом нехарактерно для формирования протогосударства, но у германцев оформилось благодаря соприкосновению с Римом и особой роли войны на этой исторической стадии.

Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службы королю — важный для последующей государственности.

Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II–III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи. В IV в. в большинстве германских племен распространилось христианство, хотя и в особой форме арианства. Это способствовало этническому сплочению и перерастанию военного единства племен в политическое.

В IV–V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии т. н. Великим переселением народов) (согласно общеисторической концепции известного историка и этнолога Л. Н. Гумилева, Великое переселение народов было вызвано природно-географическими изменениями в Восточной Азии и всплеском особого состояния «пассионарности» у тамошних кочевых народов) стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен.

В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.

Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.

Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов (захваченных в плен иноплеменников или разорившихся соплеменников – не отдавших долг чести). Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.

Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли царии, рядом с ними, военные вожди:«Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей – из наиболее доблестных». Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вожди

же командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне. Основное влияние в текущем управлении общественными делами оставалось за общинными институтами: «О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более значительных – все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу»*.Народное собрание решало вопросы о войне и мире, избрании вождей и старейшин; на нем предъявлялись тяжкие обвинения и выносились смертные приговоры. Судебная власть в значительной степени принадлежала жрецам, которые от имени богов могли карать смертью, бичеванием, заключением в оковы. Жрецы руководили народными собраниями.

* Тацит. О происхождении германцев. 7-13.

Общественные собрания были у германцев своеобразными: «Любые дела – и частные, и общественные – они рассматривают не иначе как вооруженные». На них могли присутствовать только воины племени (союза племен). Надобщинная власть обладала тем самым особым свойством военной демократии. Это явление в целом нехарактерно для формирования протогосударства, но у германцев оформилось благодаря соприкосновению с Римом и особой роли войны на этой исторической стадии.

Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службыкоролю – важный для последующей государственности.

Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II – III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи. В IV в. в большинстве германских племен распространилось христианство, хотя и в особой форме арианства. Это способствовало этническому сплочению и перерастанию военного единства племен в политическое.

В IV – V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии т. н. Великим переселением народов)** стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

** Согласно общеисторической концепции известного историка и этнолога Л. Н. Гумилева, Великое переселение народов было вызвано природно-географическими изменениями в Восточной Азии и всплеском особого состояния «пассионарности» у тамошних кочевых народов.

studfiles.net

3. Феодализм в Западной Европе: понятие, основные особенности.

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.

Феодализм в Западной Европе: понятие, основные особенности.

В основе феодального способа производства лежит собственность феодалов на землю и их неполная собственность на работников — крепостных крестьян. Для феодализма характерна система эксплуатации лично зависимых от феодала непосредственных производителей материальных благ. В условиях этого способа производства крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство, что обеспечивало помещиков-феодалов рабочей силой. Пользуясь землей феодалов в качестве надела, крестьянин обязан был работать на них, обрабатывать помещичью землю при помощи своих орудий или отдавать ему прибавочный продукт своего труда. Хотя феодал в отличие от рабовладельца не был полным собственником крестьянина, экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнялась их внешнеэкономическим принуждением. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, — писал В.И. Ленин, — то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство» . В.И. Ленин следующим образом определяет основные признаки феодального способа производства: 1) господство натурального хозяйства, 2) наделение непосредственного производителя (крестьянин) средствами производства и землей, 3) личная зависимость крестьянина от феодала (землевладельца), 4) низкое, рутинное состояние техники производства. Феодальный строй, являясь очередной ступенью в поступательном развитии человеческого общества, возник в результате разложения рабовладельческого, а в тех странах, где не было сложившегося рабовладельческого способа производства, — первобытнообщинного строя. Переход от рабовладельческой социально-экономической формации к феодальной имел прогрессивное историческое значение.

Феодальные производственные отношения явились такой общественной формой, которая сделала возможным дальнейшее развитие производительных сил. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба. Основной формой, в которой осуществлялась эксплуатация феодалами крестьян, была феодальная рента, поглощавшая зачастую не только прибавочный труд, но и часть необходимого труда крепостных крестьян: Феодальная рента была экономическим выражением собственности феодала на землю и неполной собственности крепостного крестьянина. Исторически существовало три ее вида: 1) отработочная рента (барщина), 2) рента продуктами (натуральный оброк) и 3) денежная рента (денежный оброк). Обычно все эти виды феодальной ренты сосуществовали одновременно, однако в различные исторические периоды феодализма одна из них была превалирующей. Сначала доминирующей формой феодальной ренты была отработочная, затем — рента продуктами, а на последних этапах феодального способа производства — денежная рента. В наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства феодальным произошла на европейском континенте. К концу существования Римской империи объективной необходимостью стала замена раба, полностью не заинтересованного в своем труде, работником, который проявлял бы определенную инициативу в своей работе. Варварские племена, который находились еще на стадии разложения первобытнообщинного строя, также поднялись в своем общественном развитии на такую ступень, которая потребовала развития именно феодальных, а не рабовладельческих отношений.

Это во многом объяснялось тем, что и франки, и германцы, и кельты, и западные славяне, — словом почти все варварские племена ощущали на себе в той или иной степени все те изменения в области хозяйственной деятельности, которые происходили в Риме в последний период его существования. Вот почему народы Западной Европы, опрокинувшие Римскую империю, вместе с римлянами перешли, минуя рабовладение, сразу же к феодальному способу производства. Рабовладельческий способ к этому времени исторически себя изжил. Феодализм в Западной Европе в своем развитии прошел несколько этапов. История западноевропейского феодализма делится на три больших периода. Ранний феодализм (раннее средневековье) — с V в. до конца Х в. Это время формирования феодального строя, его генезиса, когда складывается феодальное крупное землевладение и происходит постепенное закрепощение феодалами свободных крестьян — общинников. Полностью господствует натуральное хозяйство. Наиболее значительным ранним феодальным государством являлось королевство франков. Период развитого феодализма (расцвет средневековья) охватывает XI — XV вв. Это время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и торговлей. На смену политической раздробленности приходят централизованные крупные феодальные государства. И, наконец, это время мощных крестьянских восстаний, потрясавших средневековое общество. Период позднего феодализма (позднее средневековье) — конец XV — середина XVII в. — время разложения феодализма и вызревания в его недрах нового, капиталистического способа производства.

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.

Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной. В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в име-ниях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни. «Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт. Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, то есть положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам. В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви. Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была акцентировать фактуру тела. Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали. Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В духовной культуре средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена средневековья. Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университеты.

studfiles.net

Развитие феодальных стран западной Европы

Введение

После падения Римской империи в V веке, произошедшего в результате развития кризисных процессов античного общества и нашествия варваров , в Европе зарождается социально-экономическая система, которая отличалась от первобытно-общинной и  античной .

Итальянские гуманисты Эпохи Ренессанса назвали период между крахом Римской империи  и их современностью «Средние века».

Этот термин стал употребляемым в XVII в., когда всемирную историю разделили на Античность, Средние века и Новое время. В дальнейшем, установилась ассоциативная связь Античности с рабовладением, Средневековья с феодализмом, а Нового времени – с буржуазным развитием.

Средние века – это период с V по XVII вв. Этот отрезок времени значительно меньше по своей длительности, чем первобытная эпоха и древний мир, однако, он более прогрессивен. Прежде всего, это проявляется в более высокой производительности общественного труда, в создании предпосылок дальнейшего хозяйственного развития человечества.

Особенно интенсивно в этот период развиваются страны Западной Европы. Именно в Средние века сложилось большинство современных европейских государств, и определились их границы, возникли многие современные города, сформировались языки, на которых сегодня говорят народы Европы.

Средневековая Европа превзошла восточные империи, имевшие более древнюю историю; это произошло, благодаря развитию производительных сил. В результате Великих географических открытий появился мировой рынок и колониальная система. В Средневековом феодальном обществе зародилась новая социально-экономическая система – капитализм.

Средние века- это период зарождения ,господства  и разложения феодализма. Слово «Феодализм» происходит от позднелатинского Feodum- поместье  (земельное владение в странах западной Европы, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условием несения им феодальной службы)

Многие проблемы истории феодализма достаточно дис¬куссионны, в частности его периодизация. В последнее время наибольшее распространение получило выделение следующих этапов:

1) раннее средневековье – V-IX вв. В этот период появились первые ростки феодализма, земля концентриро¬валась у высших слоев общества, формировался слой за¬висимого крестьянства, устанавливались вассально-ленные отношения;

2) высокое средневековье – X-XIII вв. Для этого пе¬риода характерны господство домениальной системы хо¬зяйствования, оформившаяся феодальная иерархия, зна¬чительное развитие ремесла и торговли. XIII в. в Западной Европе явился своеобразным пиком в развитии феодализма. Вплоть до XIII в. повсеместно отме¬чался значительный экономический подъем, выросли тысячи городов, многие из которых добились самоуправле¬ния. В них трудились ремесленники сотен специальнос¬тей, сложились цехи и гильдии. В сельском хозяйстве воз¬никли важные усовершенствования пахотных орудий, происходила внутренняя колонизация: расчистка лесов, распашка пустошей, мелиорация. Экономический подъем сопровождался двух-, трехкратным ростом населения;

3) позднее средневековье – XIV-XV вв. Под влиянием товарно-денежных отношений сокращалось или полностью исчезало домениальное хозяйство, шел активный процесс личного освобождения крестьянства, размывалась феодаль¬ная иерархия. В феодальной системе возникли кризисные явления, появились элементы раннего капитализма.

Для феодальной экономики характерны следующие черты:

– господство крупной земельной собственности, нахо¬дившейся в руках класса феодалов;

– сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством не¬посредственных производителей – крестьян, часто сохра¬нявших в индивидуальной собственности основные ору¬дия труда, скот, усадьбу;

– своеобразный статус крестьян, которые не являлись соб¬ственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до права наследственного пользования;

– различные формы и степень внеэкономического при¬нуждения крестьян — личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное непол¬ноправие крестьянства;

– преобладание аграрного сектора над торговым и про¬мышленным;

– господство натурального хозяйства;

– низкий в целом уровень техники и знаний, ручное про¬изводство, что   придавало особое значение индивидуаль¬ным производственным навыкам.

 

1.Ранний феодализм

 

В этот период происходило становление феодальных отношений. Образуется крупная земельная собственность, свободные крестьяне-общинники попадают в зависимость от феодалов. Формируются основные классы феодального общества- землевладельцев и зависимых крестьян.

В экономике сочетались уклады:

- рабовладельческий

- патриархальный (свободное общинное землевладение)

- феодальный (поземельная и личная зависимость крестьян)

Развитие феодальных отношений связано с возникновением форм феодальной земельной собственности.

В конце VI- начале VII вв. внутри общины происходит процесс имущественного расслоения и распределения общинной земли в частную, свободно отчуждаемую собственность, то есть аллод.

Крупное землевладение формировалось двумя путями. Во-первых, за счет королевских земельных пожалований светской и духовной знати. Во-вторых, за счет массового разорения крестьян-аллодистов, которые были вынуждены отдаваться под покровительство крупных землевладельцев, становившихся их сеньорами (как и в античнос¬ти, этот акт назывался коммендацией) Часто это означало вступление крестьян в поземельную зависимость.

Таким образом, произошел переворот в поземельных отношениях: изменилась форма земельной собственности.

Аллодиальная собственность уступала место феодальной. Значительную роль в этом сыграли бенефиции. В связи с исчерпанием земельного фонда было установлено, что земельные пожалования – бенефиции – даются не навечно, а на срок службы или пожизненно, в дальнейшем могут быть переданы другому служивому человеку. В течение IX-X вв. бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и приобрел черты феода (лена), т.е. наследственного условного держания, связанного с обязательным несением военной службы.

Эта реформа, во-первых, укрепила слои мелких и сред¬них феодалов, ставших основой военной организации; во-вторых, укрепила феодальную земельную собственность и увеличила крестьянскую зависимость, так как земля дава¬лась обычно вместе с сидящими на ней людьми, в-третьих, создала поземельные связи между жалователем и бенефициарием и способствовала установлению вассальных отноше¬ний. Крупные землевладельцы также стали практиковать эту форму пожалований, что содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности.

Параллельно формировался класс зависимых кресть¬ян. Разоряясь, они легко попадали в поземельную и лич¬ную зависимость от крупных землевладельцев. Отдаваемый под защиту господина крестьянин попадал в личную зависимость, а лишившись земли- в поземельную, и те и другие платили оброк и выполняли барщину.  Тем не ме¬нее феодалы не были заинтересованы в сгоне крестьян с земли, которая тогда была единственным источником су¬ществования. Даже лишившись аллода, крестьяне брали у феодалов землю в пользование при условии выполнения определенных повинностей. Так, одним из важных средств феодализации стала передача земли в прекарий – услов¬ное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование чаще безземельному или малоземельному человеку, за что тот должен был вы¬полнять барщину или платить оброк.

Потеря земли часто приводила к утрате личной свобо¬ды. Росту зависимости крестьянства способствовала концен¬трация политической власти в руках крупных землевладельцев. Особые королевские грамоты передавали на мес¬тном уровне судебные, административные, полицейские, налоговые функции от государя магнатам. Такое пожало¬вание называлось иммунитетом, оно фактически оформля¬ло внеэкономическое принуждение.

Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины (французская сеньория, английский манор), которая стала основой для взимания феодальной ренты. Феодальная земельная рента – это часть приба¬вочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем. Она являлась экономической формой реализации собственности феодала на землю, средством внеэкономического принуждения.

Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). В период становления феодализма преобладала отработочная рента в сочетании с продукто¬вой. В XI-XV вв. в связи с ростом городов, распростране¬нием товарно-денежных отношений наряду с ними приоб¬ретает значение денежная рента. Постепенно феодалы сокращали свое хозяйство, передавали господскую землю в держание крестьян и жили за счет натурального и денеж¬ного оброков Этот процесс, получивший название комму¬тации ренты, вел к росту экономической независимости крестьянского хозяйства.

Поместное хозяйство отличалось замкнутостью и самодостаточностью. Хозяйство было натуральным, ремесленный труд соединен с сельскохозяйственным. Вся продукция за редким исключением потреблялась внутри вотчины, продавались периодически только излишки, а покупалось то что нельзя было произвести в вотчине. Однако торговля не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни.

 

2.Период развитого феодализма

 

В IX—XI вв. в большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в Х в.. В других, таких, как Германия и Англия, этот процесс завершился в основном только к концу XI в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы и в Византии. При всем своеобразии развития отдельных стран в них отчетливо выступают общие черты, характерные для сложившегося феодального способа производства. Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины (поместья) в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от феодального землевладельца и подвергается тяжелой эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую или крепостную общину, а традиционные формы общинного землепользования применяются феодалами для угнетения крестьянства. Такое положение, в совокупности с натуральным характером экономики способствовало распаду раннефеодальных государственных образований и переходу к феодальной раздробленности.

В этот период наблюдается рост производительных сил. Благодаря постепенному усовершенствованию орудий труда и повышению производительности происходит специализация работников в разных областях производства – ремесло отделяется от земледелия. Возникают и растут города, главным образом как поселения ремесленников, развивается ремесленное производство. Растущая специализация приводит к росту обмена, расширению торговых связей . Появляются купеческие гильдии. Развивается рыночное хозяйство.

Развитие хозяйства, подъём городов и рост товарно-денежных отношений происходили на фоне усиления борьбы народных масс против феодальных порядков, и выражались в крестьянских и городских восстаниях. Это привело к изменению форм феодальной эксплуатации, ослаблению личной зависимости крестьян, появлению свободного городского населения .

Менялся облик феодального общества, способствовали ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти.

Происходит коммутация повинностей- замена отработочной и натуральной ренты денежной, раскрепощение крестьянства, что вело к концентрации земель и развитию арендных отношений. В хозяйстве применяется народный труд. Получает развитие краткосрочная аренда.

  Образование средневековых городов определилось ростом производительных сил, отделением ремесла от сельского хозяйства, развитием товарного производства и обмена, концентрацией занятого в них населения в отдельных населенных пунктах. Темпы градообразования были различными. Раньше всего – в XI в. – феодальные города оформились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Неаполь, Бри, Амальфи), в X в. – на юге Франции (Марсель, Арль, Монпелье, Тулуза и др.). В этих регионах сказалось влияние античной городской традиции и устоявшихся торговых связей с более развиты¬ми в то время Византией и странами Востока. В X-XI вв. стали возникать города в Северной Франции, Нидерлан¬дах, Англии, по Рейну и Верхнему Дунаю в Германии, здесь большинство городов возникало заново. Процесс возникновения городов не был завершен в рам¬ках феодализма. Наибольшее число оснований городов при¬ходится на рубеж XIII-XIV вв. – более 200. Численно преобладали малые города с населением 1-2 тыс. человек. Средние города насчитывали 3-5 тыс., имели развитые ре¬месла и торговлю, сильный рынок, развитую муниципаль¬ную организацию. Большим считался город с 9-10 тыс. жителей. Городов с населением в 20-40 тыс. во всей Запад¬ной Европе насчитывалось около 100 (Любек, Кельн, Мец, Лондон, Рим). Лишь немногие города имели население бо¬лее 80-100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Ми¬лан, Кордова, Севилья, Флоренция).

Сеньором города был владелец земли, на которой он сто¬ял. В руках сеньора были суд, финансы, вся полнота влас¬ти, он же присваивал значительную часть городских доходов. До известного времени сеньоры покровительствовали рынку и ремеслам, но по мере развития городов сеньориальный режим становился более тягостным. Принуждение со стороны феодала все сильнее мешало развитию городов.

Стремление сеньоров извлечь из города как можно больше доходов привело к коммунальному движению. Так назы¬вают происходившую в Западной Европе в X-XIII вв. борьбу между городами и сеньорами. Начавшись с движения за сокращение поборов, за торговые привилегии, она постепенно переросла в борьбу за городское самоуправление и правовую организацию. Самоуправление было выгодно городам, поскольку оно определяло степень независимости города, его экономическое процветание и политический строй.

В начале XV в. домениальное хозяйство было почти полностью ликвидировано, земли сдавались в держание или аренду. Крестьянское хозяйство стало главным поставщиком продукции на рынок. Поначалу оно не могло возместить свертывания домениального производства, поэтому до конца XV в. проявились некоторые признаки упадка. Но они сосуществовали с более прогрессивными формами – мелкотоварным крестьянским хозяйством и помещичьим хозяйством нового типа.

Большинство горожан было занято в сфере производства и обращения товаров: торговцы, ремесленники. Было достигнуто довольно высокое для своего времени разделение труда ремесленников: до 300 специальностей в Париже и не менее 10-15 в мелких городах. Наиболее распространенными отраслями городского ремесла были текстильное производство, плавка и обработка металлов. Ремесленник был почти исключительно товаропроизводителем, вел свое хозяйство практически без применения наемного труда, его производство было мелким, простым.

Характерная особенность ремесленной деятельности – объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в цехи, гильдии братства. Их появление было обусловлено достигнутым в то время уровнем развития производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Цехи не были производственными объединениями, каж¬дый ремесленник работал в собственной мастерской, имели свои инструменты и сырье. Ремесло передавалось по нас¬ледству, было семейным секретом. Внутри мастерской поч¬ти отсутствовало разделение труда, оно определялось сте¬пенью квалификации. Разделение труда внутри ремесла шло через выделение новых профессий и цехов. В большин¬стве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось. Хотя социально-экономические функции цехов были основными, эти организации охватывали все стороны жиз¬ни ремесленников. В случае войны цех выступал как бое¬вая единица. Он имел свои церкви, часовни, общую казну, из средств которой помогали ремесленникам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. На общем собра¬нии цеха рассматривались нарушения устава. Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их традици¬онной  трапезой-пирушкой.

Примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе иг¬рали прогрессивную роль, они соответствовали достигну¬тому в то время уровню производительных сил. Однако с конца XIV в. по мере расширения внутреннего и внешнего рынка они стали препятствовать техническому прогрессу, поскольку стремились сохранить мелкое производство, помешать усовершенствованиям из-за боязни конкурен¬ции. Несмотря на все уравнительные мероприятия, внутри цехов все же разрасталась конкуренция. Отдельные масте¬ра расширяли производство, меняли технологию, увели¬чивали число наемных работников. Росла имущественная дифференциация. В XIV-XV вв. в средневековых городах усилилось со¬циальное расслоение, как особое сословие конституирова¬лось бюргерство. Еще ранее этот термин означал лишь пол¬ноправных „граждан города”. Полноправными считались те, кто получил по наследству или приобрел городское граж¬данство, пользовался городскими привилегиями: правом на жительство, на угодья городской общины, приобретение недвижимости. Чтобы стать бюргером, надо было быть лич¬но свободным, заплатить значительный вступительный взнос, быть способным нести тягло городу и государству, участвовать в городских платежах, иметь имущество не ни¬же определенной стоимости. Понятно, что выполнить все эти условия могли только состоятельные люди. Бюргерство дало начало первым элементам буржуазии.

Таким образом, города в средневековье играли значи¬тельную экономическую роль, стали центрами развития товарно-денежных отношений, носителями собственно рыночных элементов.

3. Период позднего феодализма

В этот период зарождаются и укрепляются капиталистические отношения. В XVI-XVII вв. в передовых странах Европы происходило значительное развитие техники, научных знаний, были достигнуты большие успехи в производстве. Рост производства и географические открытия приводят к расширению торговых связей, росту внутреннего и внешнего рынка, возникновению мирового рынка. Возникают предприятия нового типа – капиталистические мануфактуры, использующие наемный труд. Лидерами промышленного развития становятся Нидерланды и Англия.

Развитие промышленности и увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты способствовали росту  сельскохозяйственного производства, его товарности. В то же время заметного прогресса в сельскохозяйственном производстве не наблюдалось. Техническая база аграрного производства оставалась прежней.

С образованием абсолютистских монархий шёл процесс военной реорганизации. Создавались постоянные армии. Отток рабочих сил из хозяйства в наемные армии, которые участвовали в непрерывных войнах, приводили к утрате рабочих рук для экономики. Поэтому появление новых прогрессивных технологий имело колоссальное значение для средневековой экономики.

В сельском хозяйстве, в связи с переходом к натуральной и денежной ренте, ослабление крепостной зависимости у крестьян появляются возможности и стимулы к увеличению производительности труда.

Получило развитие чугунное, суконное производство, типографское дело. 

Несмотря на то, что развитие капиталистического производства в XVI в. оказывало большое влияние на хозяйственную жизнь западноевропейских стран, оно, однако, давало меньшую часть всей продукции промышленности и сельского хозяйства. Большую часть общественной продукции продолжали производить те формы хозяйства, которые были свойственны только для феодального общества. Для того чтобы могло осуществляться капиталистическое производство, необходимы два условия: наличие массы неимущих людей, юридически свободных, лишенных средств производства и существования и вынужденных наниматься работать на капиталиста, накопление больших денежных богатств, необходимых для создания капиталистических предприятий. К XVI в. эти два условия начинали только складываться. Основой товарного производства феодального общества Западной Европы, несмотря на сравнительно высокий уровень ее развития, продолжало оставаться мелкое индивидуально-семейное хозяйство крестьянина в деревне и ремесленника в городе. Средства производства и произведенный с их помощью товар принадлежал самому производителю. Существовало внеэкономическое принуждение в форме крепостного права и цеховых ограничений. Поэтому первым шагом в деле первоначального накопления капитала стало юридическое освобождение личности крестьянина от крепостной зависимости и ремесленника - от цеховых уставов и принуждений. Затем произошло принудительное лишение мелких товаропроизводителей средств производства и их превращение в неимущих продавцов своей рабочей силы. История этого процесса, по замечанию К.Маркса, "записана в летопись человечества" мечом и огнем. Это была первая страница первоначального накопления капитала. Второй страницей первоначального накопления капитала был процесс накопления крупных денежных средств в руках цеховых мастеров, фермеров, но главным образом купцов и ростовщиков. Основными источниками накопления капиталов стали колониальные войны, торговля рабами, пиратство, государственные займы, налоги, система протекционизма, жестокие методы порабощения и ограбления местного населения Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Так же источником накопления капитала стала революция цен- резкое повышение цен на товары в связи с ростом добычи золота и других благородных металлов и снижением их стоимости. "Революции цен" отмечены в странах Европы в 16 в. после открытия Америки и в сер. 19 в. после открытия месторождений золота в Калифорнии и Австралии. Класс капиталистов сложился не только в результате трудолюбия, энергии, прилежания и старания, как считают многие западные ученые, но и грубого насилия, грабежа, доведения до нищеты миллионов людей. Таким образом, под первоначальным накоплением капитала надо понимать исторический процесс отделения мелкого производителя от средств производства, принудительного лишения его частной собственности и превращения в неимущих продавцов своей рабочей силы.

Формы насильственного отрыва работника от  принадлежащих ему средств производства, а так же источники и методы первоначального накопления капитала в разных странах были различными и проходили в разное время, а так же имели свой специфические особенности

С XVI века в ряде стран распространяются первые промышленные предприятия - мануфактуры. Слово "мануфактура" переводиться на русский язык как "сделанное вручную". На этих предприятиях действительно господствовал ручной труд, но применялись и технические приспособления. Мануфактура, в которой операции по производству товара были разделены между работниками, работавшими в разных местах, называется рассеянной мануфактурой. Однако при подобной организации труда было почти невозможно применить дорогостоящую технику. Ведь водяное колесо или дробильный молот нельзя поставить в каждом крестьянском доме. Да и качество произведенного товара не всегда поддавалось контролю - крестьяне работали на дому и имели разные трудовые навыки. Поэтому все большее распространение получали централизованные мануфактуры, в которых все производственные процессы соединялись в одном или нескольких зданиях, а труд работников постоянно контролировали владельцы. Мануфактурное производство значительно превосходило ремесленное по производительности труда. "Секрет" мануфактуры заключался в разделении труда между работниками.

В период разложения феодализма изменилась форма феодального государства- сословная монархия в большинстве европейских уступала место абсолютизму. Социальной основой абсолютистской монархии являлось дворянство, интересы которого она защищала. Однако, феодальная знать не хотела допустить чрезмерного усиления королевской власти. Поэтому данный период отмечен рядом революционных выступлений и восстаний в Западной Европе и на Балканах. Буржуазные революции в Испании, Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма.

Фактором, значительно ускорившим разложение феодализма стали крупнейшие открытия европейских путешественников, сделанные в 15 - середине 17 вв. Основные причины Побудительных мотивов для посылки европейцами многочисленных экспедиций было несколько. Это поиски новых торговых путей, т. к. расширение владычества турок разрушило торговые связи Европы с Востоком, перекрыв важнейший торговый путь на восток - через Малую Азию и Сирию. Кроме того, к этому времени уже была практически решена задача мореходства в открытом море, построены надежные суда, приспособленные для океанских плаваний, - все это стимулировало поиск новых путей в Индию, открытие и захват земель, лежащих южнее Европы. Первый период Одними из первых планомерные экспедиции в океане начали португальские мореплаватели. В 1416 Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту-Санту, в 1431 В. Кабрал - Азорские острова. В 1487-88 Б. Диаш достиг южной оконечности Африки, обогнул ее, открыл мыс Доброй Надежды; пройдя экваториальную область, он разрушил существовавшую со времен Птолемея легенду о непроходимости тропического пояса. В 1497-98 Васко да Гама (с помощью арабского лоцмана) на четырех судах обогнул Африку и достиг Индии.

В XVI-XVII вв. стали важнейшим этапом развития науки. В этот период было подорвано господство религиозного мышления и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент/опыт, который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой действительности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки произошедшее в XVI-XVII вв считают первой научной революцией. Первая научная революция стала одним из факторов, обеспечивших лидерство западно-европейских цивилизаций

Роль феодального строя в последующей истории человечества

Термин «феодализм» возник перед Французской революцией кон. 18 в. И обозначал «Старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства). В марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. В современной исторической науке феодализм анализируется как социальная система, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в др. регионах мира, и в разные эпохи. В основе феодализма – межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника. Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Формирование феодализма охватило 5-9 вв., после завоевания Римской империи варварами. В период его расцвета (12-13 вв.) экономически и политически укрепляются города и городское население, оформляются сословно-представительные собрания (английский парламент, французские Генеральные штаты и т. Д.), сословная монархия вынуждена считаться с интересами не только знати, но и др. сословий. Противостояние папства и мирской монархии создавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепенно подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Реформацию 16 в. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей благоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталистического типа. Революции 16-18 вв. ознаменовали в основном завершение феодализма.

 Развитие феодальных взаимоотношений, как и господство религиозного мировоззрения, давали основание многим историкам, начиная с эпохи Возрождения, считать данный период «темными веками», временем упадка, деградации человеческой личности и общества в целом. Так родилось традиционное обозначение, введенное в употребление еще историками-гуманистами, — термин «средние века», т.е. как бы «безвременье», промежуточная ступень между высоким взлетом человеческого духа в античности и его возрождением на пороге нового времени. Такая негативная оценка классического средневековья, понятная в устах гуманистов, просветителей XVIII в. И некоторых либеральных историков XIX в., боровшихся с пережитками феодализма в Европе, представляется с позиций современной науки не только не историчной, односторонней и поверхностной, но попросту неправильной.

Ведь невозможно забыть о том, что как раз в средние века возникло большинство современных государств, определились в основном их границы, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков. Появились парламенты, суды присяжных и первые конституции. Были изобретены ножницы, часы, книгопечатание, оконное стекло, огнестрельное оружие и множество иных новшеств. Написаны прикладные и теоретические труды по химии, математике, механике, медицине, первые энциклопедии. Возникли «проекты» общества благоденствия и всеобщего равенства людей. В конце XV в. Европейцы открыли Америку, совершили первые кругосветные путешествия. Великие сдвиги в области производства, социальных отношений, духовной жизни принесла Европе эпоха средневековья.

Похожие материалы


alfa2omega.ru

Раннее Средневековье начало феодализма в Европе

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ —

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Факультет ПРАВА

Кафедра ТЕОРИИ ПРАВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

Реферат по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Тема: Раннее Средневековье: начало феодализма в Европе

Выполнила: Сапронова Дарья Александровна

гр.154

Преподаватель: Богадеев Александр Владимирович

Москва, 2010

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ИНСТИТУТ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.. 5

2. БОГАТСТВО И ДАРЕНИЕ В ВАРВАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ.. 6

3. ОБЫЧАЙ И РИТУАЛ ПО ВАРВАРСКИМ ПРАВДАМ... 7

4. ЧЕЛОВЕК И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ.. 9

5. ИСТОКИ ФЕОДАЛИЗМА ПО А.ГУРЕВИЧУ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 12

Средневековье считается темными веками истории. И, с одной стороны, это справедливо. Однако в этот период проходили важные процессы культурного, экономического, социального и политического развития. После падения Римской империи на первый план в мировой истории выдвинулись страны, которые имели серьезный потенциал развития. Конечно, очень много эти страны переняли от античного государства (правовую систему, религию и проч.), но в них начали складываться принципиально новые внутригосударственные отношения: между королевской властью, владельцами земли и крестьянами. В зависимости от характера этих отношений последовательно возникают и сменяют друг друга различные формы монархий: раннефеодальная, сеньориальная, сословно-представительная и абсолютная. Такая эволюция государственной власти демонстрирует постепенное усложнение социально-экономического уклада и общественных отношений.

Изменение формы правления происходит по мере того, как возрастает необходимость в более эффективном регулировании. Таким образом, совершенствование государственной системы идет параллельно развитию в других, не менее важных сфер жизни. Унаследованное от античных стран и выступавшее в Средние века в виде феодальных поместий право частной собственности стало катализатором экономики, а христианская вера значительно способствовала складыванию национальной культуры государств. Экономический рост привел к расширению и увеличению количества городов, что свидетельствует о появлении капиталистических отношений, связанных с увеличением удельной доли мелкотоварного производства. Дифференциация проходила и в социальной сфере: помимо феодального, сохранялся также рабовладельческий и общинный уклад, формировались сословия.

Средневековое общество оставалось многоукладным весьма долгое время, и эта многоукладность имела место и в производственной сфере, и в общественной, и в политической. По одному из мнений, она свидетельствовала о незрелости классовой структуры общества, незавершенности процесса ее формирования. Однако в науке есть и другие точки зрения.

А. Гуревич в своем труде «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» утверждает, что «ни рабство, в любой его форме, ни феодальная зависимость — опять-таки в бесконечных ее модификациях, как синхронных, так и стадиальных, — не являлись такими системами производственных отношений, которые были бы способны подчинить себе всю массу непосредственных производителей и повсеместно коренным образом преобразовать и унифицировать отношения собственности и производства». То есть ни рабовладельческий, ни феодальный уклад не были идеальной системой. Очевидна необходимость вспомогательного, балансирующего механизма, которым и выступил капитализм. В этот период происходит преобразование личностных отношений в вещные, когда материальные, производственные, социальные отношения осуществляются не в непосредственной форме, а через вещи-товары.

Таким образом, переход от одного уклада к другому сопровождается немалым количеством непростых изменений, и в каждом государстве они проходят по-своему, о чем и говорит определенное несходство, неравномерность в развитии различных европейских стран[1] .

Однако в них есть и общие черты. Европейские страны этого периода представляют собой интереснейший и неисчерпаемый объект исследования. Множество ученых пишут научные работы, которые помогают понять характер средневекового общества и оценить значение этого периода в мировой истории. Конечно, не всегда мнения авторов совпадают, более того – не всегда имеется достаточно источников для изучения некоторых исторических процессов, и проблема неразрешенности некоторых вопросов будет привлекать исследователей еще долгое время.

А. Гуревич считает вопрос собственности одним из важнейших, так как отношения земельной собственности в доиндустриальном обществе связаны с производственными отношениями.

В процессе становления феодализма важную роль играло превращение аллода (изначально нераздельного и неотчуждаемого владения большой семьи) в индивидуальное владение, свободно отчуждаемый «товар». Это происходило по мере разложения родоплеменного устройства. Однако, несмотря на распад большой семьи, эти владения сохраняли свою аллодиальную природу, ведь после подчинения земледелец не отрывался от своего участка.

В чем смысл присоединения феодалами (и духовенством в том числе) все большего и большего количества земли? А. Гуревич доказывает, что причина здесь не столько в экономическом доходе землевладельца, сколько в социальной выгоде. Присоединяя землю, магнат присоединяет и людей, живущих на ней. С увеличением количества зависимых от него людей растет и его социальный статус, власть. Более того, стать рыцарем мог лишь тот, кто имел определенный для этого капитал, который был бы наиболее убедительным, если бы его составляли крепостные. Но и крестьянин имеет некоторую выгоду: в условиях феодализации попадание под власть магната – единственный способ сохранить землю и зарабатывать на пропитание.

По К. Марксу, средневековый крестьянин – «традиционный владелец земли»[2] . А. Гуревич называет «фикцией юридического мышления нового времени» так называемую расщепленную собственность, при которой распоряжается землей феодал, а пользуется – крестьянин. По его мнению, в период раннего средневековья еще не было крепостной зависимости. Крестьянин мог иметь землю в собственности и уйти от господина. Но по причине того, что был связан сильными межличностными связями со своим господином, не делал этого, «его «тело» по-прежнему принадлежало его старому господину»[3] . Подобные связи складывались и между сеньором и вассалом в средневековом обществе. Они зачастую базировались именно на личном уважении, верности, покровительстве. А.Гуревич утверждает, что сеньориально-вассальные отношения могли иметь место и без пожалования земли.[4] Более того, политическая власть также принимала патримониальный характер: подданные государя находились в положении его вассалов.

Однако такое положение в обществе продлилось недолго, и постепенно отношения принимали все более экономический характер. В конце концов, феодалы потребовали независимости от короны, и после революций (во-первых, во Франции и Англии) ограниченная, сеньориальная собственность превратилась в личную, свободную.

2. БОГАТСТВО И ДАРЕНИЕ В ВАРВАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В доклассовом обществе дарение было особым ритуалом: могло свидетельствовать об уважении или неуважении, конкуренции, часто носило обязательный характер и требовало ответной реакции. Некоторые из этих характеристик перешли и к раннефеодальному обществу.

В Средневековье одаривать подданных и гостей было необходимо знатным лицам для поддержания своего могущества и престижа, верности и преданности подданных. Важнейшую роль в формировании отношений между сеньором и вассалом играли пиры, а также большую роль играла передача детей знатных родителей менее знатным опекунам на воспитание. С помощью этого ритуала выказывали свое покровительство и, в некотором смысле, уважение и доверие. Подданные ощущали не только экономическую, но и межличностную, даже родственную связь со своим сеньором, и это было ключевым моментом в период раннего средневековья.

Вероятно, такое отношение к дарению сложилось из-за специфического отношения к личному имуществу, которое считалось как бы продолжением своего хозяина, «содержало в себе часть его личности». Поэтому передача своей вещи в собственность кому-либо имело большое значение для обоих людей. Однако часто преподнесение подарка воспринималось, как попытка подчинить, ввести в зависимость или продемонстрировать преимущество.

Таким образом, пиры, празднества, обмен дарами – все это важнейшие средства социального общения, которое, в свою очередь, неразрывно связано с политической, экономической, культурной системами средневекового государства.

3. ОБЫЧАЙ И РИТУАЛ ПО ВАРВАРСКИМ ПРАВДАМ

По мнению А.Гуревича, для наиболее полной характеристики раннефеодального периода необходимо установить способы взаимодействия индивидов с обществом, а также стиль их мышления в общественно-правовом аспекте, так как оно является «важной составной частью общественной структуры».

Для решения этого вопроса необходимо изучить памятники того времени, найденные исследователями. Такими памятниками являются варварские Правды, в которых фиксировались преимущественно народные обычаи. Эти обычаи воспринимались современниками, как неизменные, имеющие высший авторитет установления, и являлись обязательными для всех. Соблюдая их, индивид включался в общественную систему. Они переписывались на протяжении многих веков, изменяясь в зависимости от потребностей народа, и из дофеодальной эпохи перешли в раннефеодальную.

mirznanii.com

Возникновение и развитие феодального государства и права

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1) ее иерархический характер;

2) сословный характер: 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например, церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов.

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (X-XII вв.) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) - для этого периода характерен процесс централизации государства и усиления королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права.

"Рецепция" римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: 1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию.

Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов -комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШв. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так, северо-германский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г.Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.

Специфической системой права в средние века было каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

studfiles.net

5. Возникновение средневековых государств в европе, первые славянские государства . Полоцкое и туровское княжествы.

Средневековая цивилизация Европы развивалась достаточно бурно. В ранний период сформировалось множество мелких и крупных государств. Самым большим было франкийское. Римская область Италии также стала независимым государством. Остальная Средневековая Европа разбилась на множество крупных и мелких княжеств, находившихся лишь в формальном подчинении королей более обширных образований. Это, в частности, относится к Британским островам, Скандинавии и прочим землям, не вошедшим в состав больших государств. В восточной части мира также проходили аналогичные процессы. Так, к примеру, на территории Китая в разное время существовало порядка 140 государств. Вместе с императорской существовала и феодальная власть – владельцы феодов имели, кроме прочего, администрацию, войско и в некоторых случаях даже собственные деньги. В результате этой раздробленности частыми были войны, отчетливо проявлялось своеволие, а государство было в целом ослабленным. Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца 5 - 6 вв. до 16 в. (или включая его). Этот период в свою очередь делят на: - раннее Средневековье (6-10 вв.), - высокое или середину Средневековья (11-13 вв.), - и позднее или эпоху Возрождения (14-16 вв.). На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них крупным было государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до30, Британских островах - 7 и т.д. государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств. Поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги. Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом.

Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными. Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783). По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние славянские племена (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы. История Полоцкого княжества начинается одновременно с созданием города Полоцка. Первое официальное упоминание о городе относится к 862 году. Однако историки утверждают, что появился он гораздо раньше. Так, еще в недатированной части «Повести временных лет» (древнейший летописный свод на славянских землях) упоминается название «полочане» одновременно с «кривичами». Отсюда можно сделать вывод, что еще во времена кривичей выделилось отдельное государство со столицей в Полоцке. Задолго до того, как первые варяги появились на тех землях и образовалось Древнерусское государство. Свое название город получил благодаря реке, на берегах которой расположен. Как уже говорилось, недалеко от данного поселения река Полота впадала в Западную Березину. Полоцкое и Туровское княжества располагались на крайне неплодородных землях. Однако Полоцк имел одно важное преимущество. Именно здесь находилось пересечение значимых торговых путей по Березине, Двине и Неману. То есть водный путь «из варяг в греки». Это способствовало не только развитию торговли и экономики в государстве, но и вызвало массовое переселение других народов и племен на полоцкие земли. Да и территории княжества были окружены непроходимыми лесами, которые служили надежной защитой от врагов. А врагов полочане наживали с каждым годом все больше и больше. Так как контроль княжества за торговыми путями не нравился соседним государствам – Киеву и Новгороду. Что в итоге привело к территориальным спорам и массовому кровопролитию. Полоцкое княжество включало в себя не только полоцкие земли, но и часть территории дреговичей, литовских и финских племен. Полочане расселились по всей Западной Двине, Полоте, а также в бассейнах Березины, Свислочи и Немана. В состав княжества входили такие крупные города, как Минск, Витебск, Орша, Борисов, Логойск, Заславль, Друцк, Лукомль и другие. Таким образом, на протяжении IX-XIII веков это было крупное и сильное европейское государство. Первое упоминание о государе, объединившем Полоцкое княжество, относится ко второй половине X века. Как гласят летописи, «валадарыу, трымау i княжыу Рагвалод Полацкаю зямлею». Норманн Рогволод «пришел из-за моря» и правил с 972 по 978 год. Этот период и считается завершающим этапом становления Полоцкого княжества. У государства появились свои границы, утвердились политическая и управленческая системы, образовалось сильное войско, начали налаживаться торговые связи. Историческим ядром и центром стал город Полоцк. История Полоцкого княжества – это история борьбы за независимость, которая в итоге была проиграна. Так, уже в 980 году земли числились в составе Древнерусского государства. Княжество стало разменной монетой между враждовавшими тогда Новгородом и Киевом. Как гласят летописи, в 978 году князь Рогволод, чтобы укрепить границы своего государства, решил выдать дочь Рогнеду за киевского князя Ярополка, отказав при этом Владимиру Святославичу (государю Новгородскому из династии Рюриковичей). Не стерпев оскорбления, Владимир взял штурмом Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду насильно сделал своей женой, дав ей имя Горислава. Затем новгородский князь захватил Киев и ввел на полоцких землях новую религию – христианство. Согласно «Повести временных лет», у Рогнеды и Владимира было четыре сына: Изяслав (князь Полоцкий), Ярослав Мудрый (князь Киевский и Новгородский), Всеволод (князь Владимир-Волынский) и Мстислав (князь Черниговский). А также две дочери: Премислава, которая впоследствии вышла замуж за Ласло Лысого (угорского короля), и Предслава, ставшая женой Болеслава III Рыжего (чешского князя). После того как Рогнеда пыталась убить Владимира, ее вместе с сыном Изяславом (заступившимся перед отцом за мать) выслали в Полоцкие земли, в город Изяславль. Княжна постриглась в монахини и взяла третье имя – Анастасия. В 988 году жители Изяславля пригласили сына Рогнеды и Владимира Изяслава на княжение. Он прославился как государь-книжник и распространитель нового верования, христианства, на полоцкой земле. Именно с Изяслава начинается новая ветвь в династии Рюриковичей – Изяславичи (Полоцкие). Потомки Изяслава, в отличие от детей его братьев, подчеркивали свою родственную связь с Рогволодом (по материнской линии). И называли себя Рогволодовичами. Князь Изяслав скончался молодым (в 1001 году), пережив свою мать Рогнеду всего на один год. Полоцким княжеством стал править его младший сын Брячислав Изяславич. До 1044 года государь вел собственную политику, направленную на расширение земель. Воспользовавшись междоусобицами и ослаблением Руси, Брячислав захватил Великий Новгород и пять лет держал власть вместе со своим дядей Ярославом Мудрым. Тогда же был построен и город Брячиславль (современный Браслав). Вершины своего могущества Полоцкое княжество достигло в 1044–1101 гг., во время правления Всеслава Вещего, сына князя Брячислава. Зная, что ему предстоят сражения не на жизнь, а на смерть, князь до середины 60-х годов XI века готовился к войне – укреплял города, собирал армию. Так, Полоцк был перенесен на правый берег Западной Двины, к устью реки Полоты.Всеслав начал расширять полоцкие земли далеко на север, подчинил себе племена латгалов и ливов. Однако в 1067 году, когда его походы в Новгород закончились неудачно, князь вместе с сыновьями попал в плен к Изяславу Ярославичу, а государство было захвачено. Но уже через год восставший народ освободил Всеслава, и ему удалось вернуть потерянные земли. С 1069 по 1072 год Полоцкое княжество вело неустанную и кровопролитную войну с киевскими государями. Было захвачено Смоленское княжество, а также часть черниговских земель на севере. В те годы население столицы княжества составляло более двадцати тысяч человек. После смерти Всеслава в 1101 году его сыновья разделили княжество на уделы: Витебский, Минский, Полоцкий, Логойский и другие. А уже в 1127 году сын Владимира Мономаха, воспользовавшись разногласиями между князьями, захватил и разграбил Полоцкую землю. Изяславичи были взяты в плен, а затем и вовсе высланы в далекую Византию. Так, к концу XII века авторитет Полоцкого княжества на международной арене окончательно упал, а часть территорий захватили новгородцы и черниговцы.В XIII веке на полоцкие земли обрушилась новая беда – Орден меченосцев, ставший позднее Ливонским. Правивший тогда князь Владимир Полоцкий воевал с крестоносцами на протяжении более чем двадцати лет, однако остановить их ему было не под силу. Это стало началом конца независимости. А в 1307 году Полоцк вошел в состав Великого княжества Литовского. Именно данное княжество стало местом, где зародилась белорусская государственность, а также культура и письменность. С Полоцком связаны такие имена, как Евфросиния Полоцкая, Лазарь Богша, Франциск Скорина, Кирилл Туровский и Симеон Полоцкий. Они составляют гордость белорусской нации. С появлением на Полоцких землях христианства начала развиваться архитектура. Так, первым монументальным сооружением из камня стал Полоцкий Софийский собор, построенный в 1050-е годы. А в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей был создан шедевр прикладного искусства восточных славян – уникальный крест Евфросинии Полоцкой. XIII век стал временем, когда появился белорусский язык.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *