Зарождение феодализма в Западной Европе
Европейский феодализм — результат реализации трех типов генезиса феодализма.
Первый тип рождался непосредственно из первобытнообщинного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества. В Европе примером подобного варианта являются Англия, Скандинавия, Зарейнская Германия, Русь, Польша, Чехия.
Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих внутри рабовладельческого общества, с феодальными отношениями, формирующимися на последней стадии развития первобытнообщинного строя варваров. Причем эти элементы в равной степени составляли основу будущего средневекового общества. Этот тип генезиса феодализма нашел свое воплощение в Северной Галлии, у ряда южнославянских народов.
Третий тип зарождался на базе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, формировавшимися в варварских обществах, с явным преобладанием античных начал. Этот путь был характерен для Византии, Италии, Южной Галлии, Вестготской Испании.
Восточный феодализм, сложившийся на базе азиатского способа производства, унаследовал все его характерные черты: преобладание государственной феодальной земельной собственности, сохранение специфических форм общинной организации крестьянства; особые формы организации сословия феодалов и реализации ими своей монополии главным образом через продуктовую ренту; высокую степень государственной централизации.
Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии через несколько этапов.
V—IX вв. — эпоха генезиса и развития феодализма, время постепенного образования крупной земельной собственности, монополизации ее меньшинством населения, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений.
X—XV вв. — это расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, основанным на внутренней колонизации: освоении новых земель, увеличении сбора сельскохозяйственных культур, развитии животноводства; возрождении городов, превратившихся в центры ремесленного производства и торговли. Развитие товарного производства и товарно-денежных отношений сопровождалось коммутацией ренты, появлением ярмарок, кредитного дела, банков. В это время внедрялись технические новшества — ветряная мельница, доменная печь, артиллерия, книгопечатание и др., формировались централизованные государства.
Конец XV—XVII вв. - время разложения, кризиса феодальной системы и зарождения капитализма. В этот период расширялись товарно-денежные отношения, уничтожалась личная зависимость крестьян, начались процессы первоначального накопления капитала, развития мануфактурного производства и, как следствие, обострялись социальные противоречия, перераставшие в буржуазные революции.
Изменения происходили не только в экономической, но и в политической жизни. В раннефеодальный период государство представляло собой крупное, но непрочное объединение (например, империя Карла Великого). В X—XII вв. преобладали мелкие политические образования — княжества, герцогства, графства, располагавшие значительной политической властью над своими подданными. Иногда они были полностью самостоятельными, иногда номинально объединялись под властью слабого короля (так называемый период феодальной раздробленности). В XIII-XV вв. во многих странах шел процесс.централизации государства, завершившийся оформлением сословной монархии. В этих государствах относительно сильная королевская власть сочеталась с существовавшими сословно-представительными собраниями. Лишь в Византии в период Средневековья сохранялось сильное централизованное государство. Наконец, в XVI—XVII вв. феодальное государство приняло свою последнюю, наиболее централизованную форму — форму абсолютной монархии.
Становление феодальной экономической системы в Западной Европе традиционно рассматривают на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. Франки — одна из конфедераций немецких племен наряду с англосаксами, лангобардами, вандалами, остготами и др. В IV-V вв. германцы завоевали Западную Римскую империю и образовали несколько так называемых варварских королевств. В V—VII вв. франками правила династия Меровингов, с конца VII до середины IX в. — династия Каролингов.
Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в Судебнике «Саллическая правда». Из этого документа следует, что франки были оседлыми земледельцами, сеяли зерновые культуры, применяли двуполье, использовали плуг с железным лемехом, борону, а в качестве тягловой силы — быков и лошадей. Право распоряжения землей в деревне принадлежало общине — марке. Землю франки обрабатывали индивидуально, большими семьями. Общинные угодья находились в нераздельном пользовании крестьян, хозяйство носило натуральный характер. У франков еще не сложились классы, но уже отмечалось имущественное расслоение.
Одной из важнейших предпосылок развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм общины — это сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V—VII вв. община стала поземельной, территориальной, соседской, а земля все чаще превращалась в аллод. Аллод — это свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность, т.е. частная собственность на надел общинной земли. Крестьяне присваивали полученные от общины наделы в частную собственность, как только для этого появлялась возможность. Расчистки и заимки лесных участков использовались чаще всего.
Появление аллода, углубляя имущественную и социальную дифференциацию франков, стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности.
Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной власти. Государственный земельный фонд, состоявший из сохранившихся поместий римских рабовладельцев, государственных земель, земель бунтовщиков, конфискованных во время многочисленных гражданских войн, раздавался королевской властью приближенным, дружинникам, церкви в форме аллода. Государственный земельный фонд быстро сокращался, поэтому пришлось изменить принципы жалования земли.
В начале VIII в. к власти пришла новая династия — Каролинги, сменившие Меровингов, которых за неспособность руководить государством прозвали «ленивыми». Социально-экономический подъем, совпавший со временем правления Каролингов, принято называть Каролингским возрождением.
Каролинги проводили реформы государственного управления и землевладения, призванные обеспечить поступление средств, необходимых для ведения многочисленных войн, расширения территории и укрепления империи.
При Карле Мартелле (715—741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян. Военная реформа потребовала изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций — форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). В результате стали возникать отношения вассалитета. Вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил ему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор.
Военная служба становилась монополией феодалов. При раздаче бенефициев в подданных вассалов часто превращались ранее свободные люди, населявшие эти земли, т.е. подданные короля становились зависимыми от частных лиц крестьянами.
Наивысшего подъема Франкское Королевство достигло при Карле Великом (771—814), объединившем под своей властью почти всю территорию Западной Европы.
При Карле Великом было восстановлено действие римского права, отремонтированы дороги, снижен уровень преступности. Основой хозяйственной организации стало каролингское, или феодальное, поместье. Принципы функционирования этих производственных единиц устанавливались специальными государственными актами-капитуляриями: владельцы земли отвечали за ее рачительное использование, каждое хозяйство должно было быть самодостаточным в военном и хозяйственном отношениях. Поместное хозяйство было натуральным. Торговые связи между поместьями носили эпизодический характер, на местные рынки поступали только излишки продукции, произведенной в поместьях, некоторые предметы первой необходимости (соль, металл), а также продукты, ставшие почти предметами роскоши (вино, масло), и действительно дорогие товары (ткани, пряности), доставлявшиеся в Европу восточными купцами.
Земли поместья обрабатывались зависимыми крестьянами, делившимися на три основные категории:
• колоны — лично-свободные, но находившиеся в поземельной зависимости;
• рабы-сервы — поземельно и лично зависимые;
• литы — занимавшие промежуточное положение между свободными и рабами, находившиеся под патронатом какого-либо феодала и имеющие надел в наследуемом пользовании.
В середине IX в. все крестьяне превратились из собственников в держателей земельных участков. Из свободных крестьян-общинников они становились феодально-зависимыми в соответствии с установленными государством принципами: нет земли без сеньора и каждый свободный франк должен найти себе сеньора.
Укрепление феодального поместья решало многие проблемы. Так, проблемы воспроизводства рабочей силы, развития производства, совершенствования техники переносились в сферу крестьянского хозяйства. Расходы на управление хозяйством сводились к организации производства лишь добавочной продукции. Государству проще было собирать налоги с крупных хозяйств.
Подъем Каролингской империи был неразрывно связан с всеобщей, иногда насильственной христианизацией, особенно на завоеванных территориях. Карл Великий обязал всех землевладельцев отдавать ‘/10 часть валового продукта в пользу церкви. Монастыри превратились в крупные церковные поместья, где трудом зависимых крестьян возделывалась пашня, разводился скот, птица. Каждый монастырь имел ремесленные мастерские. Часть продукции, полученной в качестве церковной десятины, разрешалось продавать. В раннее Средневековье монастыри становятся центром притяжения для разоряющихся ремесленников и крестьян, хранителей материальных и духовных ценностей, практических знаний.
Аккумулировав огромные богатства (до 50% всех сельскохозяйственных угодий, 10% валового дохода всех немонастырских крестьян империи), монастыри стали крупнейшими ростовщиками.
Они предоставляли крестьянам натуральные ссуды (семенами, скотом, орудиями труда), а феодалам — денежные.
В IX в. бенефиции превращались в лены или феоды, представлявшие собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Военная служба оставалась главным условием владения феодом. Ленная система — это развитая форма феодального землевладения, на ее основе складывались вассалитет, феодальная иерархия знати.
Все условия, которые способствовали образованию крупного землевладения (феодальные междоусобицы и войны против других племен) обусловили утрату свободы крестьянами-общинниками.
Крестьянин, разоренный войной или неурожаем, не найдя защиты ни у общины, ни у королевской власти, вынужден был искать покровительства сильных и богатых людей. Получая от них земельный участок, он терял свободу и превращался в зависимого или крепостного человека. В свою очередь, крупный землевладелец обеспечивал собственное хозяйство рабочими руками зависимых от него людей, плативших за землю и помощь работой (барщина) и продуктами (оброк).
При низком уровне развития производительных сил того времени требовалось много земли и рабочих рук, чтобы обеспечить достаточное количество продуктов сельского хозяйства. Господствующий класс был заинтересован не в захвате земли у крестьян, а в достаточном количестве рабочих рук. Захват земли феодалом состоял в том, что аллодист терял свое право собственности на эту землю и превращался в держателя на феодальном праве, т.е. становился обязанным платить за нее ренту и нести повинности, устанавливавшиеся либо по обычаю, либо по соглашению. Эта перемена в его положении и составляла содержание понятия верховной собственности феодала на определенную округу.
Захваты феодалами общинной земли и крестьянских наделов приобрели с начала IX в. массовый характер. Феодалы всеми возможными способами доводили крестьян до разорения, заставляя либо продать, либо передать землю крупному землевладельцу.
Наиболее распространенной формой установления зависимости бедняка от крупного землевладельца была практика его перевода в разряд так называемых прекариев. Прекарий — это условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному крестьянину с обязательством последнего нести в пользу собственника повинности и оброки. Существовало три вида прекариев:
1. когда держатель получал всю землю от собственника;
2. когда крестьянин отдавал собственную землю крупному землевладельцу и получал ее же обратно, но уже не как свою, а как уступленную ему землевладельцем за обязательство несения барщины и оброков, при этом землевладелец покровительствовал крестьянину и оказывал ему необходимую помощь в случае нужды;
3. отдавая землю, держатель получал больше земли.
Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от феодалов, причем форма и степень зависимости устанавливались индивидуально.
Крестьянское поселение могло сразу попасть в зависимость, если деревня входила в состав бенефиция. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы от жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу. Жители становились людьми, зависимыми от бенефициария, если раньше не попали в зависимость. С превращением бенефиция в феод зависимость жителей от землевладельца укрепилась, стала постоянной. В этот период существовало натуральное хозяйство, т.е. простое воспроизводство всех условий хозяйствования, когда ремесленный труд соединен и подчинен труду земледельческому, феодальная рента взимается в натуральной форме, экономические связи с территориями за пределами вотчины осуществляются редко.
Результатом роста крупного землевладения было постепенное сосредоточение в руках крупных землевладельцев судебных, административных, фискальных функций и функций военного руководства. Эти функции получили свое юридическое оформление в виде иммунитетов, которые подтверждались грамотой.
Иммунитет — привилегия, защищающая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителей в дела феода. Иммунитетные права землевладельца включали в себя: судебную власть над подвластным населением; исполнение функций государя на своей территории; право на сбор всех фискальных сумм (налоги, штрафы и др.).
Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII—IX вв. стала феодальная вотчина — сеньория, которая имела различные размеры. Земля сеньории состояла из двух частей: земли, находившейся в хозяйстве самого феодала (домена), и крестьянских наделов (держаний). Земля домена составляла, как правило, не более 1/3 всех крестьянских держаний. В состав домена входили главным образом не пахотные земли, а леса, пустоши, болота и пр. При низком уровне производительных сил необходимый труд, или труд, затрачиваемый на воспроизводство рабочей силы непосредственного производителя и его семьи и других условий производства, поглощал большую часть трудового времени крестьянина и прибавочный труд не мог быть большим, а следовательно, сфера его приложения, т.е. барская запашка, не могла быть велика.
Феодал не мог получить дохода от своей земли иначе, как путем передачи этой земли небольшими наделами в руки крестьян. Поступление феодальной ренты зависело от благосостояния крестьянского хозяйства и крестьянской общины. Следствием этого была относительная экономическая независимость и отдельного крестьянского хозяйства, и крестьянской общины в целом от хозяйства феодальной вотчины. Более того, вотчина предполагала существование общины-марки как организации (корпорации) производителей. Производство в общине составляло основу производства в вотчине. Лежавшие чересполосно с крестьянскими наделами домениальные земли при двуполье и трехполье входили соответствующими клиньями в земли деревни-общины. Они подлежали принудительному севообороту наравне с крестьянской землей. Феодал не вмешивался в хозяйственные решения общины.
Производственный процесс совершался при помощи индивидуальных орудий труда, само производство оставалось мелким независимо от величины вотчины. Прогресс в сельском хозяйстве выражался в увеличении культурной площади путем мелиорации, расчистки лесных массивов, которые обрабатывались неизменными орудиями труда. В условиях господства мелкого, малоэффективного производства получение прибавочного продукта от экономически самостоятельного хозяина возможно только с помощью внеэкономического принуждения, и личная зависимость является в этом случае средством такого принуждения.
В средние века различали три вида подчинения крестьянина сеньору —
1. личное,
2. поземельное
3. судебное.
Крепостной в Западной Европе — это человек, зависящий от одного и того же сеньора сразу в трех отношениях. Своими корнями личная зависимость уходит в античное рабство. Раб, посаженный на землю, оставался сервом. Он не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору особого взноса; выплачивал «поголовный налог»; все прочие повинности не были фиксированными и взимались по воле сеньора.
Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля надела составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности пропорционально размерам надела и сообразно обычаям, которые были закреплены традицией и перечислены в кадастрах вотчины.
Судебная зависимость крестьянина вытекала из иммунитетных прав сеньора. Теперь население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые раньше шли королю, теперь выплачивались в его пользу.
В результате развития вассалитета структура господствующего класса феодального общества представляла собой иерархическую лестницу. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или другому лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Крупный феодал, передавая бенефиций или феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту (или часть ее) с населением феода, которое таким образом ставилось в зависимость от нового сеньора, не теряя зависимости и от вышестоящего.
Установление вассалитета приобретало характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов, а с другой стороны, ставило непосредственных. производителей в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость от каждого из них выражалась в обязанности уплаты определенного вида повинностей и платежей. Поскольку условия хозяйствования не изменялись в течение долгого времени, феодальный держатель и его потомки несли в пользу сеньора одни и те же повинности иногда на протяжении столетий. Сам размер и характер повинностей становился обычаем. Эти повинности рассматривались и крестьянами, и сеньорами как законные, а отступление от них — как нарушение обычая. Подобная неизменность порождала еще одно характерное для феодализма явление — превращение определенных отношений между людьми, в данном случае отношений между сеньором и его держателем, в юридическое качество самого держания. За наделом, отданным крепостному, закреплялись все повинности, свойственные сервскому держанию. Они сохранялись тогда, когда земля переходила, например, лично свободному человеку. И наоборот, крепостной мог иметь свободное держание. Эти отношения еще больше усложнились с развитием товарно-денежных отношений, когда земля и отдельные повинности феодально-зависимых людей стали объектом купли-продажи.
В 843 г. Каролингская империя распалась на Западно-Франкское королевство, предшественник Франции, Восточно-Франкское, положившее начало Германии, и Среднюю Францию, включавшую Италию и области вдоль Рейна и Роны. Распад огромного и могущественного государства являлся свидетельством завершения процесса феодализации франкского общества. Любая страна в Европе в средние века представляла собой систему вотчин, каждая из которых была, по сути, «суверенным» государством. Феодальная раздробленность — важнейший признак сформировавшейся феодальной системы. Таким образом, происходила феодализация — превращение аллода в держание; исчезновение свободных общинников и превращение их в зависимых или крепостных держателей; образование феодальной собственности на землю и возникновение господствующего класса феодалов, землевладельцев-воинов.
biofile.ru
Часть вторая. Феодальное государство и право
Феодальные государства в странах Западной Европы
Глава 4. Раннефеодальное государство и право
Возникновение раннефеодальных монархий
Сглубокой древности в той части Европы, которая ограничена Рейном на западе и Лабой (Эльбой) на востоке, жили многочисленные германские племена — тевтоны, вандалы, саксы, аллеманы и др. По свидетельству Юлия Цезаря, они не знали индивидуальной собственности на землю, управлялись вождями и старейшинами; каждый год земля племени справедливо распределялась между родами и семьями.
Через 150 лет после Цезаря римский историк Тацит говорит о германцах как об оседлом земледельческом народе, указывает на существование у них ремесел и рынков. Общественное равенство не исключает, однако, привилегий. Входя во вкус роскоши, германская знать — вожди и старейшины — превращает эпизодические подарки членов рода в обязанность регулярных приношений скотом и зерном. Римляне приучают ее принимать деньги.
Все меньшие дела рода и племени старейшины решают сами. Для важных дел собираются народные собрания.
Германцы назначали свои собрания на «счастливые» дни месяца — новолуние или полнолуние. Приходили вооруженными. Дела докладывались обыкновенно старейшинами.
Они же предлагали решение, о котором совещались предварительно. Если предложение нравилось, собравшиеся потрясали оружием, не нравилось — криком отвергали. Здесь выбирались вожди, изменник приговаривался к смерти, а всякий другой преступник — к штрафу. Здесь удальцы набирали себе дружину для грабительских походов. Здесь, наконец, заключались частные сделки.
В V столетии н. э. некоторые германские племена, преимущественно англы и саксы, стали переселяться на территорию нынешней Англии, оттесняя аборигенов — кельтов. Другие племена, известные под названием салических (приморских) франков, вторглись в Галлию (ныне Франция). Во главе их стоял неразборчивый в средствах король Хлодвиг. В самом конце V века франки по его настоянию приняли христианство.
Захваченная в ходе завоевания земля стала добычей короля и его «верных», немалую часть ее поделили между собой свободные франкские крестьяне. Расселяясь сельскими общинами, они сохранили в коллективной собственности леса, луга, пустоши. Каждая семья получала в пользование пахотный участок.
В определенные дни общинники собирались под открытым небом на собрании. Главой деревни был избираемый сходом старшина.
Завоевание Галлии и разграбление ее земель ускорили процесс феодализации франкского общества, а вместе с тем и возникновения государства.
Первым делом франкского короля было превратить доставшиеся в результате завоевания земли в королевское имущество, чтобы затем раздать его в виде подарков или пожалований своей дружине. Дружина эта скоро увеличилась за счет романизированных галлов, которые стали необходимы центральной власти благодаря своему умению писать, знанию романского разговорного и латинского языков, местного права; она увеличилась также за счет рабов, крепостных и вольноотпущенников, которые составляли придворный штат короля и из среды которых он выбирал своих военачальников и чиновников. Все они получали участки принадлежащей народу земли, в первое время большей частью как подарки, позднее как пожалования чисто феодального характера (бенефиции).
Война и победа необыкновенно усилили власть короля, ставшего из простого военачальника настоящим монархом. Ввиду обширных размеров государства, справедливо замечает Ф. Энгельс, нельзя было управлять, пользуясь средствами старого родового строя. Совет старейшин был заменен постоянными приближенными короля, народное собрание собиралось для виду, свое прежнее значение оно потеряло навсегда. Место народного ополчения заняло войско, составленное из служилых людей новой нарождавшейся знати.
Мы наблюдаем здесь весьма не редкий случай перехода к феодализму, минуя развитые формы рабовладения. Этим путем пойдут затем в сходных исторических условиях все другие германские народы и все славяне.
Вследующем, VI, веке основная масса пахотных участков становится у франков свободно отчуждаемой собственностью, «аллодом». Создаются новые возможности для возникновения крупного землевладения на одном полюсе и земельной тесноты на другом.
Параллельно этому идет размежевание в среде самих свободных крестьян.
В интересах разбогатевшего общинника узаконяется отказ от родства. Желавший этого должен был перед лицом народного собрания сломать над головой четыре ольховых прута и бросить их в разные стороны. Тем самым он отказывался: от права на наследование родового имущества, от судебной защиты сородичей (соприсяжничества), от их помощи. Зато и сородичи не могли уже заявлять права на его поддержку.
Земельная нужда, увеличиваемая последовательными разделами хозяйства между наследниками, тяжелые поборы, прямое насилие знати и чиновников вынуждали крестьянина искать «покровительства» сильных, особенно тех, кто стоял ближе к королю.
Немалую роль в этом сыграли и военные тяготы. Являясь на военную службу, крестьянин должен был иметь оружие и сродства для того, чтобы кормиться за собственный счет в течение первых трех месяцев. Каждые три воина должны были иметь одну общую повозку. Уклонение от службы влекло за собой штраф — 20 быков.
«Покровительство» приобреталось не даром. Искавший его крестьянин вручал знатному свой земельный участок, чтобы получить его назад на условиях бессрочного наследственного держания, сопряженного с несением определенных повинностей. К этому участку прибавлялся нередко дополнительный надел.
С точки зрения юридической, указанный порядок был заимствован франками в позднем римском праве. Отсюда и его римское название — прекарий. С помощью прекария стали закабаляться (коммендироваться) помещиком и безземельные крестьяне.
Прекарий — это та же известная нам греческая ипотека, нередко приводившая, подобно закупничеству на Руси, к закабалению. Существовал также особый иск «де прекарио» — о прекарном впадении. Он был изобретен для движимостей и недвижимостей (что представляло особое удобство), отданных на временное хранение или в аренду: первоначально прекарное владение было действительно временным. Только при Меровингах оно сделалось вечнонаслодственным.
Повинности крестьян не были поначалу одинаковыми. Они устанавливались договорами и, как правило, были большими или меньшими в зависимости от того, каким имуществом располагал сам крестьянин. Если он являлся с пустыми руками, то и повинности его были большими.
Вот, например, каковы повинности прекариста в пользу одного из франкских монастырей в IX столетии: три дня в неделю работать на монастырской земле; давать монастырю ежегодно полбыка или четырех баранов, около тонны зерна, шесть кур, яйца. 100 тесин и, кроме того, денежный взнос.
Вслед за утратой земли наступила утрата личной свободы. Началось с прикрепления неоплатных должников, безземельных и нищих людей, готовых принять любые условия. Активно способствуя закабалению крестьянства, государство рядом законов (особенно в IX в.) запрещает переход из одного феодального поместья в другое. Свободные люди обязываются под страхом наказания найти себе господина (сеньора).
Когда закрепощение большей части франкского крестьянства совершилось, сеньоры перестали нуждаться в центральной власти, стали добиваться права самим собирать налоги, призывать «своих людей» на военную службу, судить их по уголовным делам и имущественным спорам. Они обзаводятся собственными дружинами и вассалами.
Начинается борьба за привилегии. Самые крупные сеньоры добиваются вскоре полного иммунитета — независимости от местной и центральной администрации. Землевладение и политическая власть сосредоточивались в таких случаях прямо и непосредственно в руках немногих крупных собственников.
Представляется, что становление феодализма в Западной Европе происходило под очень сильным влиянием позднеримских экономических и политических порядков.
Так, со времени императоров Диоклетиана и Константина в Римской империи вводятся натуральные налоги (причины: утечка золота из империи, порча монеты и пр.). Податное население обязывается платить налоги в зерне, одежде, обуви и пр. Чтобы обеспечить их поступление и предупредить бегство крестьян в города, вводится прикрепление к данному месту жительства, наследственность профессий, круговая порука и т. д.
Важное влияние на характер складывающихся феодальных отношений — и не только для франков и будущей Франции — оказала реформа Кайла Мартолда.
Она была проведена франкским майордомом и касалась главным образом собственно франкских владений. Однако после возникновения Франкской империи Каролингов в сфере ее действия оказались Германия и Италия. После завоевания Англии нормандским герцогским домом (см. ниже) созданные реформой отношения были в некоторой своей части перенесены в Англию. По этим причинам можно говорить о международном значении реформы.
Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких франкских королях в первой половине VIIIвека. Он происходил из знатного и богатого рода Арнульфингов. Его отец также был майордомом, его сын, Пипин Короткий, в 751 году сделался королем франков, устранив «законную» династию. Сын Пипина — Карл Великий. Карл Мартелл мало считался с королями. Подчеркивая его по существу единоличную власть, хронисты называют его обыкновенно «принцепсом».
Стремясь усилить центральную власть в государстве и тем предотвратить его распадение на сеньории, свидетелем чему он был, Карл Мартелл решил создать качественно новое войско — феодальное ополчение, находящееся в строгой зависимости от короля.
Конфисковав некоторую часть земель, главным образом церковных и монастырских, Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициев — пожалований. Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее.
Новое ополчение было конным. Только такое войско могло противостоять кавалерии арабов, наводнивших Испанию в угрожавших безопасности франков. Но дело не только в этом.
Конная армия Мартелла была специфически классовым орудием феодального государства — по своему составу, по своей боевой мощи, по способу комплектования и вооружения. Подавление крестьянских выступлений становится ее главной функцией.
Само слово «конник» (фр. «шевалье», нем. «риттер» — «рыцарь») получает вскоре особое значение, указывая на принадлежность к привилегированному сословию.
Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором, бенефициарий — вассалом (от кельтского слова «gwas» — человек). Получение земли сопровождалось клятвой верности. Соответствующий обряд, очень торжественный, назывался оммажем, от латинского homo — человек: одно лицо делалось «человеком» другого; именно в это время возникло выражение «мои люди».
После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого.
Своих непосредственных целей Карл Мартелл достиг. Новое войско позволило его сыну сделаться королем, а его внуку объединить под своей властью почти все христианские земли запада. Тем не менее рассматриваемая в более широком историческом плане реформа Карла Мартелла не только не помешала распадению государства, но даже содействовала этому.
Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды.
В конце концов им этом удается. И тогда ничто не сдерживает больше сепаратизм, автономию сеньорий. Экономика поместий носит натуральный характер. Рыночные отношения очень слабо развиты. В экономических связях нет особой нужды. Национальные связи не существуют по той причине, что еще не сформировались нации. Только общий политический интерес мог бы сдержать феодальное раздробление (как это мы увидим на примере Англии). Но такого интереса не существовало у франков.
Первые франкские короли обладали довольно широкой властью. Они созывают, согласуясь с обычаем, народные ополчения и командуют ими во время войны, издают обязательные для всех распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги.
Непосредственной опорой служила им военная дружина, жившая при дворе и содержавшаяся на его счет.
Феодализирующаяся знать оказывает в тот период поддержку королю и его администрации. Без сильной центральной власти было бы невозможно экспроприировать земли крестьянских общин, ликвидировать царившее в них самоуправление, подчинить свободное население страны феодальным законам. Следует иметь в виду, что свободный франк той поры был непременным участником военного ополчения, умел постоять за себя, относился к старинным установлениям как к святыне.
Хлодвиг и его потомки (Меровинги) преследовали две главные цели. Первая из них заключалась в ликвидации племенного сепаратизма, в объединении всех частей государства. Вторая — в том, чтобы, сначала оттеснив выборную крестьянскую администрацию, ликвидировать затем старые формы управления вообще — все эти традиционные собрания деревень, сотен (объединения деревень) и пр., к которым германцы привыкли исстари, — подчинить страну, разбитую на территориальные округа, королевским чиновникам и судьям.
Через 200 лет после Хлодвига обе эти задачи были в основном выполнены.
В борьбе за объединение страны потомки Хлодвига обнаружили необыкновенное вероломство и жестокость. Сын Хлодеига Хлотар собственноручно зарезал детей своего погибшего брата, которые могли бы претендовать на престол, и одновременно с тем приказал перебить всех тех, кто мог бы мстить за их смерть.
Правнук Хлодвига Хлотар II стал единственным правителем франков после того, как были убиты его отец и дядя — оба короли — и все те братья, которые были соперниками. Вместе с этими королями погибли и их сторонники, и таким образом значительная часть старой родовой знати, противившейся централизации, была истреблена физически. Остальные смирились.
Ликвидация старых форм самоуправления была осуществлена постепенно. Сначала королевский уполномоченный (сацебарон) появляется в собрании сотни только для того, чтобы потребовать причитающиеся королю судебные штрафы. Эпизодические наезды сменяются постоянным контролем, осуществляемым графом — чиновником, назначенным для управления определенным округом.
Собираемые по традиции общеплеменные сходки, называемые «мартовскими полями», превращаются в военные смотры. Они уже ничего не решают. Законы и приказы здесь только доводятся до сведения.
Об упадке прежнего значения мартовских полей говорит эпизод с Суассонской чашей, рассказанный хронистом Григорием Турским.
Однажды при дележе военной добычи король Хлодвиг заявил ополчению, что помимо своей доли он хотел бы получить еще чашу, взятую при разграблении церкви. Воины ответили, что не могут противиться королевской воле. Но один из них поднял секиру и разрубил чашу пополам, сказав: «Ничего ты не получишь сверх того, что полагается тебе по жребию». Хлодвиг стерпел. На следующий год, когда ополчение собралось снова, король подошел к строптивцу, вырвал у него секиру, бросил ее на землю, заставил за ней нагнуться и в тот самый момент разрубил ему голову: «Так ты поступил с чашею в Суассоне». После этого он приказал ополчению разойтись. И последнее безмолвно подчинилось.
Центральное управление в том виде, как оно сложилось при Меровингах, было сравнительно простым: майордом — первый сановник (а начиная с Карла Мартелла — действительный глава государства), дворцовый граф — юридический советник короля, референдарий — управитель его канцелярии и др. Королевской конницей командует «маршал». Строгого разграничения обязанностей, однако, не существует.
Королевские чиновники награждались имениями, располагали некоторой частью судебных штрафов. С течением времени они превратили эти имения в феодальную собственность, а названия должностей (граф, виконт и пр.) — в почетный наследственный титул. Уже Хлотар II (VI в.) должен был объявить, что должность графа будут замещать только те, кто принадлежит к местной землевладельческой знати. Тем самым был сделан важный шаг к последующему политическому распадению страны.
Переворот 753 года дал франкам новую династию, названную Каролингской по имени ее самого значительного представителя — Карла Великого (768-814 гг.). Франкская держава достигает при нем вершины величия. В результате многочисленных завоевательных походов франкам были подчинены земли саксов, значительная часть будущей Австрии, Швейцарские провинции, северо-восток Испании и пр. В 800 году римский папа провозгласил Карла «римским императором».
Англосаксонское общество развивалось медленнее. Общинные порядки держались в нем дольше, процесс феодализации завершился не ранее XI века.
Завоевание и расселение оказали и здесь важное влияние на ход развития. Значительная часть покоренных кельтов была превращена в полусвободных (лотов), обязана повинностями в пользу англосаксонской знати — эрлов. Опираясь на активную помощь короля, его дружины, чиновников, эрлы переходят в наступление на сельские общины, закрепощают крестьян, приобретают иммунитетные грамоты. Рушатся старинные формы общинного самоуправления. Место прежних старшин занимают королевские чиновники.
Англосаксонские правовые кодификации указанной эпохи дают возможность проследить все основные линии в процессе феодализации Британии.
Уже древнейший англосаксонский кодекс — Правда Этельберга (VII в.) делит людей на несколько групп: так, за убийство свободного человека предусмотрен штраф в 100 шиллингов; за убийство лета — 80, 60 или 40 шиллингов в зависимости от того, к какой категории он относится; за убийство безземельного наймита — 6 шиллингов.
Тем не менее всякий свободный защищается еще одинаковым штрафом. Дело существенным образом меняется с установлением феодальных порядков. В законнике английского короля Альфреда, составленном через 300 лет (около Р90 г.) фигурируют три суммы штрафа за убийство: 200 шиллингов, 600 и 1200. Последний штраф защищал жизнь самых знатных.
Законы короля Альфреда откровенно поощряют «отыскание глафорда», то есть уже известное нам «покровительство». Составленные спустя 50 лет законы Этельстана (около 940 г.) содержат уже категорическое веление: пусть родственники найдут господина тому, кто его не имеет; «не имеющий господина» ставится вне закона, «и кто его встретит, может убить его как вора». Над каждыми девятью крестьянами ставится десятник, обязанный следить за тем, «чтобы девять исполняли положенное».
Процесс возникновения феодального государства в Англии, несмотря на некоторые особенности, во всем основном совпадает с тем, что мы видели у франков. Центральное управление сосредоточивается в руках короля и его совета — витенагемота. Место прежних родоплеменных старшин — элдорменов — занял королевский чиновник. Описанное нами государство называют раннефеодальным. В этом, может быть, не совсем точном термине содержится указание на своеобразный, переходный характер ранней феодальной монархии. Выражая интересы политически преобладающего меньшинства — феодализирующейся военной и чиновной знати, — она в то же время вынуждена была до известного момента уживаться со старинными, идущими от родового общества формами самоуправления. В состоянии перехода находится и все общество. Свободный крестьянин-общинник становится мало-помалу крепостным. Принадлежащая ему — через сельскую обкину — земля переходит в собственность феодалов. Первобытнообщинный строй уступает место феодализму.
В русской историографии последних десятилетий, после многих дискуссий, раннефеодальный период, как мы его здесь называем и характеризуем, определяют обыкновенно периодом генезиса (происхождения, зарождения) феодальных отношений.
studfiles.net
Open Library — открытая библиотека учебной информации
История Возникновение раннефеодальных государств в западной части Европы. Смена форм государственности.просмотров — 135
Переход Европы от античности к феодализму.
Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.
В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории употребляется понятие «средние века», то есть века между древностью и новым временем. Время раннего средневековья (V–X вв.) называют «темными веками», во всяком случае, применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отношений, зарождения и развития феодализма, генезис феодализма.
Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладения возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве. Ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы – герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Οʜᴎ считали короля лишь первым среди равных (пэров – от лат. равные) и были полными хозяевами на своих территориях. Крупным феодалам подчинялись средние – бароны и виконты, а последним подчинялись рыцари, включая так называемых однощитных. Феодалы в соответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выкупали его из плена, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.
Сеньоры или бароны владели 20-30 деревнями. Каждый из них был господином в своем владении, жил в замке (крепости) вместе с домочадцами и воинами.
Основная масса французских крестьян в VIII–IX вв. была закрепощена. Крестьяне (сервы) вели свое хозяйство на земле феодала, фактически являлись арендаторами этой земли. По этой причине они обязаны были работать на собственно господских землях при помощи своего рабочего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Без разрешения хозяина крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать кому-либо свое имущество. Эти обязательства составляли суть крепостного права. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами, к примеру, крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. Это была система баналитетов. Но господин не мог разлучить крестьянина с семьей, продав его. Лично свободные крестьяне – вилланы – составляли все уменьшавшуюся часть крестьянства.
В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централизация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности. В первой трети X в. все германские герцогства составили одно королевство, которое стало называться Тевтонским по имени одного из германских племен. Немецкие короли стремились занять земли полабских славян (бодричей и лютичей). Оттон I захватил Северную и частично Среднюю Италию, в 962 ᴦ. короновался в Риме императором. При этом завоевания германских правителей были непрочными, требовали постоянных новых затрат, ослабляли государственность.
Многие деревни, особенно удобно расположенные в географическом отношении, постепенно разрастались и превращались в города. Для защиты от нападений жители насыпали вал и воздвигали башни. Такие защищенные места стали называться города, а жители – горожанами. Горожане были крепостными того господина, который изначально владел деревней. Свободны были только рыцари. Но со временем среди горожан появились купцы и ремесленники. Οʜᴎ зарабатывали деньги и покупали у своего господина право на самоуправление.
oplib.ru