Слова для эссе – Блог учителя русского языка и литературы Жанны Павловны Глотовой : Слова-помощники для написания сочинения

Блог учителя русского языка и литературы Жанны Павловны Глотовой : Слова-помощники для написания сочинения


Слова-помощники для сочинения,  изложения и устного анализа текста

1. Описание своего впечатления, отношения к прочитанному.

·        Трудно остаться равнодушным после прочтения…, по отношению к…

·        Чувства… вызывают отклик в (нашей) душе.

·        Герои (герой) рассказа вызывают сложные чувства (чувство восхищения, негодования, недоумения).

·        Поступки героя (сюжет рассказа) заставляют задуматься о…

·        Тема (проблема), затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.

·        Проблема (взаимоотношений…) в наши дни особенно волнует, потому что…

·        Автор призывает поразмышлять о…

·        Нельзя не согласиться с рассказчиком…

2. Анализ текста.

·        В произведении

(в тексте, в рассказе) изображается; говорится о…

·        Автор (рассказчик, повествователь) показывает, как (что)

·        изображает (выражает)

·        указывает на…

·        психологически точно передаёт…

·        выделяет (такую особенность героя, как…)

·        подчёркивает…

·        акцентирует (сосредотачивает) внимание на…

·        Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)

·        Обращает на себя внимание деталь…

·        Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…

·        Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…

·       

Читатель с интересом (с тревогой) следит, как…

·        Особенно трогательна картина (сцена)… Особенно взволновал меня эпизод (момент), когда…

3. Анализ эпизода.

·        Эпизод по типу речи представляет собой…

·        Данный эпизод можно озаглавить… потому что… Действующими лицами этого фрагмента являются…

·        Своеобразной экспозицией эпизода можно считать…

·        Завязкой (кульминацией) эпизода является…

·        Если бы я был режиссёром данного эпизода, я бы поставил его так…

·        Если бы не было этого эпизода, мы бы…

·        Эпизод развивает (затрагивает, завершает) тему…

4. Ввод новой мысли.

·        Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…

·        Интересно заметить… Любопытно взглянуть…

·        Очень важно, что… Можно предположить, что

5. Доказательство своей мысли (примерами из текста, фактами, цитатами).

·        Можно проследить, как от сцены к сцене… Показателен момент (эпизод), когда…

·        Достаточно вспомнить (обратиться к)… Существенная деталь…

·        Обратимся к… Ещё раз перечитаем строки о… Вспомним (Не забудем о…)

·        Примечательно… Не случайно… Характерно, что… Интересно мнение критика (писателя, учёного)

6. Дополнения, добавочные замечания, рассуждения.

·        Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.

·        Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…

7. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого высказывания, спорной мысли.

·        Неожиданный (резкий) перелом в повествовании наступает, когда…

·        Вопреки первоначальному впечатлению… Несмотря на (невзирая на)

·        На первый взгляд странно (кажется странным)

·        Нельзя согласиться (с мнением, с характеристикой, со словами)

·        Но в противоположность (такой точке зрения)

·        С одной стороны…, с другой… Пусть (и хотя…), но…

·        Вряд ли (едва ли) можно согласиться… Хочется поспорить с (оспорить)…

·        Тем не менее (между тем…)

8. Сравнительно-сопоставительная характеристика.

·        Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный

·        И… и… ни тот

, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется

·        Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны

·        В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй

·        В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе

9. Переход к выводам; заключение.

·        Вот почему… Как видим… Становится ясным (понятным), как…

·        Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…

·        В финале рассказа проясняется авторская идея…

·        Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)

·        Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)  

jannagl.blogspot.com

Фразы-клише для написания эссе

Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Слово «клише» происходит от французского cliche, обозначающего стереотип, шаблонность в чем-либо. Фраза-клише — это некая шаблонная фраза, которую часто употребляют в разговоре или письменной речи. Хотя многие авторы рекомендуют избегать таких избитых фраз, при написании эссе они помогают формулировать мысли. Но будет лучше, если вы не будете брать фразу в готовом виде, а измените ее, сохранив смысл.

Применение тех или иных фраз-клише зависит от того, в какой части эссе они используются.

Клише во введении

Во вступительной части эссе могут пригодиться фразы, которыми часто начинают разные произведения. Это могут быть такие высказывания: «Как метко отмечает автор…», «Оказывается, что идея о…», «Кто бы мог подумать, что…», «В данном произведении автор поднимает проблему…». Придумайте собственные вариации на эту тему, заменяя слова синонимами и меняя порядок слов.

Поскольку во введении требуется обосновать актуальность поднятой проблемы, фразы-клише могут относиться и к значимости темы. Например, используйте такие варианты шаблонных фраз: «Рассматриваемая проблема является актуальной для современного общества…», «Данная проблема сохраняет актуальность для современной молодежи…», «Стоит задуматься над…».

Фразы-клише в основной части эссе

Основная часть эссе предполагает рассмотрение определенных аргументов, которые подтвердят выдвинутый тезис. Поэтому здесь можно использовать классические способы перечисления: «Варианты могут быть следующими…», «Во-первых, … во-вторых, …», «С одной стороны, … с другой стороны, …».

Когда речь пойдет об авторе конкретного произведения, фразы-клише помогут представить его, передать его основные идеи, не прибегая к цитированию, а также выразить свое отношение к его идеям. Варианты могут быть такие: «Автор данной работы убежден в том, что…», «Нельзя не согласиться с мнением автора по поводу…», «Автор был прав в своем утверждении о том, что…».

В основной части эссе также требуется привести теоретические и практические аргументы, ссылаясь на других авторов и личный опыт. Помогут сделать это следующие фразы-клише: «Как писал историк…», «Можно дать такое определение понятию…», «Практика показывает, что…», «Можно наблюдать следующую картину…».

Фразы-клише в заключении

Поскольку заключение подразумевает выводы по всей работе, то наиболее частыми фразами в нем будут: «Подводя итоги, …», «Итак, анализ показал, что…», «Таким образом, …», «Итак, напрашиваются следующие выводы…». Здесь же указывается и степень раскрытия поднятой проблемы: «Рассмотренная проблема остается открытой…», «В работе удалось раскрыть лишь один аспект поднятой проблемы…», «Тема полностью раскрыта…».

Прибегая к шаблонным фразам, постарайтесь не использовать их слишком часто. Если ваша работа будет напичкана клише, преподаватель может снизить вам оценку, потому что изобилие стереотипных фраз в вашей работе говорит о том, что вы затрудняетесь самостоятельно формулировать мысли. Особенно это касается эссе художественной направленности, в которых важно продемонстрировать сугубо личное мнение и оригинальность высказываний.

help.akademikz.ru

Речевые клише для сочинения

Речевые клише для сочинения- рассуждения

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…

Мне кажется…

По моему мнению, по- моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой)

Формулировка аргументов

Во- первых, во- вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)

В качестве аргумента ( аргументов) хочется привлечь…

В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…

Из этого следует, что…

В этой связи ясно, что…

Разумеется (очевидно), что…

Кроме того…

Формулировка примера

Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…

Обратимся к примеру…

Приведем пример…

Один из ярких примеров…

Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…

В качестве примера хочется…

Приведем пример того, как…

Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода См. речевые клише из «Формулирование собственной позиции»

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)

Из всего сказанного следует, что…

В заключении можно сказать, что…

В итоге можно прийти к выводу ( к заключению) о том, что…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

Можно сделать заключение (вывод), что…

Как явствует (следует) из (выше) изложенного…

Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)

Прихожу к выводу…

Очевидно, что…

Нет сомнения в том, что…

Продолжая (заканчивая) мысль…

Выражение своего отношения к различным точкам зрения

Я разделяю точку зрения (кого?)…

Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…

Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…

Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…

Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)

Следует признать (отметить), что…

Актуальность темы (проблемы) сочинения

Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна…

Данная тема (проблема) привлекает внимание…

studfiles.net

жанр литературы. Как написать эссе

Здравствуйте, уважаемые читатели литературного блога! Продолжаем знакомиться с литературными жанрами, познавать азы литературного мастерства. Чем эссе отличается от рассказа, о котором мы уже говорили (см. здесь), каковы особенности эссе, как писать эссе?.. Продолжает рубрику «В помощь начинающему автору». Напомним, ранее мы уже рассказывали и о повести, и о романе. Литературный жанр эссе — тема нашей сегодняшней статьи.

 

 

 

Эссе — жанр литературы. Особенности эссе

 

Таинственное слово «эссе»

Эссе – это, пожалуй, один из самых распространённых и таинственных жанров, который мне когда-либо приходилось встречать в литературе. Когда я училась в школе, мне говорили, что это «свободное течение мысли», что написать эссе сможет каждый. И всё. Казалось, что дальше я могла писать что угодно и (или) как угодно, не подчиняясь никаким законам. Я выдумывала то, что мне больше всего нравилось, хаотично излагала свои мысли  и была весьма довольна. Создавалось твёрдое убеждение, что я знаю, как писать эссе. Позже, в колледже мне снова начали задавать написать эссе. Дело было уже на психологии. После объяснений стало понятно, что я должна найти информацию и просто переписать её (или перепечатать). Работу я сдала, свою законную пятёрку получила, а вот, что же такое на самом деле литературный жанр эссе, как-то и не поняла.И только спустя несколько лет, я смогла открыть для себя некоторые тайны этого отнюдь не легкомысленного жанра и понять, каким же законам он подчиняется, каковы особенности жанра эссе…
А началось всё с Мишеля де Монтеня, который в своё время написал книгу под названием «Опыты». Если вы её откроете, то увидите набор философских очерков, где автор размышляет об актуальных вещах. Например, есть у него главы «О совести» или «О самомнении». При этом никакой чёткой структуры нет, ни к какому ранее известному жанру отнести написанное было невозможно. Так и возник в Эпоху Возрождения новый литературный термин, который будет означать «проба, очерк». Правда, это если его переводить с французского. Латынь же даст нам другой перевод: «взвешивание». Когда проникаешься жанром эссе, все эти первоисточники становятся логичными и понятными. Отличия эссе от любого другого жанра вполне очевидны, но давайте кратко их обозначим.

 

 

Особенности эссе

 

  1. Отсутствие классического сюжета. Можно, безусловно, приводить примеры из жизни и литературы, но всё это будет лишь иллюстрацией вашей красноречивой мысли.
  2. Неопределённость формы. Здесь можно, что называется, растекаться мыслью по древу, и никто вам слова плохого не скажет. Излагайте всё, что приходит на ум, анализируйте и подводите итоги сказанному.
  3. Объём эссе достаточно мал, однако чётких границ не имеет.
  4. В центре ваших размышлений – какая-то актуальная проблема или неразрешимый вопрос.
  5. Исключительно субъективное мнение. Ни одно эссе не может претендовать на единственное правильное мнение или точку зрения, будь там тысяча доказательств и аргументов. Скорее всего, это лишь одна из граней обозначенного вопроса.
  6. Имитация живого разговора. Ведите читателя за собой, призывайте его вопросами, поднимайте животрепещущие темы таким образом, будто находитесь здесь и сейчас. Ваш монолог должен быть наполнен живыми соками и находиться вне времени и пространства.
  7. Эмоциональность и образность. Чем ярче язык, тем интереснее читать ваши пробы пера.

 

 

 

Как написать эссе


Скачать (PPT, 349KB)


Таковы особенности эссе. Теперь, когда вы принимаетесь за написание эссе, следует ответить для себя на несколько важных вопросов. Как правильно писать эссе? Для кого и для чего я пишу, почему я пишу? Что мне важнее: передать свою мысль или создать беспристрастный очерк? Исходя из ответов, следует выбрать правильную форму и язык, доступный той или иной аудитории.  Всем известно, что эссе пишутся в школах и университетах, по принуждению или добровольно. Так или иначе, есть у всех эссе несколько компонентов, которые из вида упускать не стоит.
  • Вступление. Не стоит сразу бросаться что-то кому-то доказывать. Стоит сначала подготовить почву, создать определённую атмосферу и погрузить читателя в то состояние мысли, которое поможет ему максимально приникнуть в ваши идеи.
  • Главная часть, состоящая из тезисов. Помните, что главная мысль (или мысли) должны формулироваться чётко и кратко. Они должны быть понятны и просты. Голословных заявлений никто не любит. Ваша задача  заключается не только в том, чтобы изложить, но и в том, чтобы доказать. Утверждаете, что имя человека определяет судьбу? Докажите, приводя примеры из жизни или основываясь на известных теориях.  Если тезис соответствует вопросу «что», то дальше обязательно надо ответить на следующий вопрос: «почему»?
  • Заключительная часть, вывод, подведение итогов. Вы могли долго-долго говорить о наболевшем, уходить в различные дебри собственных размышлений, но в конце эссе следует все мыслительные богатства собрать в тугой пучок. Только так вы сможете качественно закончить высказывание и показать ценность всего написанного. Если же ваш текст слишком короткий, то можно обойтись и без этой части. Главное, чтоб основная мысль всё-таки звучала в ваших словах.

Итак, мы ответили для себя на все необходимые  вопросы, как правильно писать эссе. Мы узнали, какие составляющие обязательно стоит включить в своё сочинение. Что следующее?

 

 

Как пишется эссе

 

  1. Тема. Ещё раз подумайте над её значением. Насколько  вы знаете о том, о чём собираетесь писать? Сможете ли вы предложить что-то новое и свежее по данному вопросу? Эссе славится своей оригинальностью. Даже если предмет его содержания банален, то вы обязаны предоставить небанальный взгляд на вещи, при этом не забывая о свежести языка. Сможете? Тогда вперёд.<
  2. Материалы. Чем вы будете руководствоваться? Хватит ли вам одного лишь жизненного и читательского опыта? Помните, что разнообразие мыслей, коллаж формулировок —  это всегда подкупает. Попробуйте посмотреть различные точки зрения по вашей теме, вступить в дискуссию с некоторыми авторами или, наоборот, подхватить эстафету. Ваша работа должна производить впечатление длительного и упорного труда, она должна удивлять эрудицией и ставить в тупик новаторским мышлением.
  3. Концентрация идей. Не надо пытаться сказать сразу всё и обо всём. Сделайте хорошую выжимку всего того, что сидит в голове. Порадуйте читателя искромётными выражениями и неожиданными фактами. Сделайте так, чтобы читать вас было крайне приятно и интересно, при этом ещё и познавательно. Это особо ценно.
  4. Три кита. Как только вы проговорили про себя то, что хочется изложить, запишите на бумаге основные направления и мысли. Выберите из них три наиболее удачных тезиса, которые и станут основой эссе. Если разветвлений будет больше, вы рискуете показаться поверхностным и непонятным. Если меньше, — то зацикленным и консервативным. Цифра «3» издавна признаётся магической, поэтому не стоит её игнорировать.
  5. Сначала скелет, потом кожа. И всё, что под кожей, соответственно. Речь идёт о том, что сначала достаточно кратко изложить ход своих мыслей. Записать по 1-2 предложения в каждом абзаце, перечитать не спеша, а дальше уже лепить снежный ком своих мыслей. Добавлять необходимые примеры и детали, накручивать информацию, использовать художественные средства.
  1. Стиль. Постоянно следите за своей речью, перечитывайте написанное. Насколько вы логичны в своём сочинении? Легко ли вам удаётся формулировать мысли? Привлекательны ли они для читателей? Иногда стоит разбавить написанное смешными примечаниями, однако усердствовать особо тоже не стоит. Не надо опускаться до фривольного тона, но и быть занудным философом – не самая лучшая идея. Вырабатывайте свой собственный стиль изложения, который будет присущ только вам.>
  2. Корректировка.Наконец, написали всё, что так долго хранилось внутри вас, ожидая своего звёздного часа? Теперь перечитайте и проверьте связь между абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних предложений? Всё ли выдержано в одном стиле? Достаточно ли аргументов? Вопросов на этом этапе можно задавать себе великое множество. Главное, не давать себе спуску и проявлять крайнюю требовательность. Пишите ли вы для себя, для читателей или для отметки – это неважно. Уважать себя следует в любом случае.
  3. Заголовок. Вот это, пожалуй, одна из главных частей вашего эссе. Заняться заголовком лучше в самом конце работы, когда вы в очередной раз перечитали получившийся текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Лучше, конечно, если ваш заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью. Эссе – это жанр искромётный. Всё в нём должно полыхать и искриться. Читателю не должно быть скучно с вами. Зажечь фитиль чужой души можно только собственным огнём.
  4. Честный взгляд на вещи. Не стоит писать о том, во что вы сами не верите. Не надо заострять внимание на том, что от вас далеко. Пишите только о том, что вам действительно близко и интересно. Когда написанное полностью согласуется с вашим внутренним миром, читать ваши наброски будет крайне приятно. Читатели очень хорошо чувствуют, когда сердце писателя открыто. Самое глупое – это забывать о том, что кто-то будет читать созданное нами. Самое невежественное – это мыслить, что читатели всё стерпят. Мы же творцы! Нам всё можно! Увы, увы, увы… Мы крайне заблуждаемся на этот счёт. Не стоит пичкать читателей корявыми мыслями и явными заблуждениями. Истина – это единственное, что ценится во все времена. Когда человек читает, он хочет ответить для себя на какие-то вопросы, добраться до настоящего порядка вещей. Ему интересно то, что уже постигли другие. Поэтому делитесь опытом, переваривайте бытие, но не лгите. Ложь – недостойная спутница эссеиста.
  5. Новаторство. Говорят, что всё уже было дописано до нас. Говорят, что велосипед изобрести уже невозможно. Есть жанр эссе. Есть тема любви. Вы в тупике? Отнюдь. Существует мудрое изречение, что, сколько людей на сером белом свете, столько и самомнений. И здесь не стоит подражать великим мыслителям и пытаться пересказать их мудрые мысли. Лучше возьмите тему попроще, но предложите посмотреть на неё под таким углом, под которым её ещё никто и никогда не показывал. Не надо вешать на себя ярлыки и сразу становиться Кантом или Фрейдом. Будьте самим собой и тратьте время именно на себя, на свою уникальность. Читать чужие труды – пожалуйста. Но когда дело доходит до писательства, то здесь уж каждый сам за себя. Иначе всё ни к чему.
Теперь вы знаете, как пишется эссе. Наконец, последний и личный совет. Хотите попробовать написать эссе, но не знаете, как начать? Возьмите свой любимый афоризм (цитату, пословицу, красивое изречение) и поразмышляйте на ним, записывая свои мысли. Избегайте штамповочных суждений и слов, ищите оригинальность. Пусть по крупицам, но это будет ваше, родное. Со временем писать станет гораздо легче, ведь главное – начать. Думаю, что у каждого есть возможность блестяще излагать свои мысли в самой лучшей и эксклюзивной форме. Жанр эссе, впрочем, как и другие литературные жанры, — хорошая площадка для оттачивания писательского мастерства. Пробуйте и достигайте!

Скоро поговорим об очерке…

Внимание! Вы можете скачать бесплатно книги, пособия по написанию эссе — здесь.

Книги и методические пособия по написанию эссе:

1. Библиографическое описание: Фомина С. А. Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов) // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 24-27. скачать.

2. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., 2014 г. скачать.

 

Кроме того, рекомендую купить курс одного из лучших преподавателей по обществознанию, у него вы сможете легко научиться писать эссе по обществознанию — вот ссылка

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв о статье. Впереди у нас много интересного.  Не пропустите!

 

 

 

 

liter-rm.ru

Как правильно писать эссе?

Эссе – литературный жанр, в основе которого лежит ассоциативное мышление. Эссе представляет собой мини-сочинение со свободной композицией, выражающей особые впечатления, касающиеся конкретного вопроса. Данный жанр особо популярен в последнее время. На сегодняшний день эссе достаточно часто предлагается в качестве задания по тому или иному предмету, а также в других ситуациях. К примеру, во время поступления в вуз или другое заведение, а также при трудоустройстве эссе является составляющей общего пакета документов.

Написание эссе крайне полезно, поэтому каждый человек должен знать, как подобного рода мини-сочинения пишутся.

План эссе

  • Вступление. Написание эссе может начинаться с какой-либо цитаты, риторического вопроса, проблемного вопроса, типичной ситуации, общих сведений о раскрывающейся в сочинении проблеме, ссылки на мнение авторитетного источника, создания особого эмоционального настроя, обращения к конкретным фактам биографии описываемого автора и т.д. Во вступлении следует обязательно подвести читателя к формулировке проблемы.

  • В тексте следует обязательно употребить слово «вопрос» либо «проблема». Проблема должна охватывать целиком материал, рассматриваемый в сочинении. При постановке проблемы можно использовать наиболее распространенные фразы клише: в тексте поднимается проблема, автор поднимает проблему и т.д.

  • Далее следует комментарий к проблеме. Можно коснуться истории вопроса и рассмотреть разные точки зрения. Здесь также допустимо использование фраз клише.

  • После этого нужно раскрыть позицию автора. Она может быть явной и скрытой.

  • Предпоследним этапом является описание согласия или несогласия с мнением автора. Свою точку зрения следует аргументировать.

  • Наконец, мы пришли к заключению. Здесь следует подвести итог всего эссе, обобщить написанное и сделать соответствующие выводы.

Для улучшения общего вида вашего мини-сочинения можно использовать подзаголовки. Это позволит читающим лучше воспринимать текст и проследить его общую логику.

Обратите внимание и на объем эссе. Оно должно занимать не более семи страниц печатного текста. Конкретно сформулируйте тему сочинения. Эссе должно отвечать лишь на один вопрос. Делайте акцент на доверительном стиле общения с читателем. Пусть повествование будет непринужденным. Избегайте усложненных предложений и неясных изречений.

Постарайтесь удивить читателя, размышляя над каким-либо афористическим высказыванием. Не употребляйте в эссе сленг, сокращения и легкомысленные тона. В то же время не употребляйте замысловатых фраз, чтобы текст был понятен любому читателю.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Эссе по литературе: структура, требования, объем эссе

В последнее время в высших учебных заведениях страны на гуманитарных специальностях, тесно связанных с владением русским языком, преподаватели все чаще стали требовать от студентов написания в некоторой степени нового вида литературных работ – эссе.

Несмотря на то что данный вид письменного изложения собственных мыслей напоминает обычные сочинения, несколько существенных отличий все же имеется. Требования, структура, форма, объем эссе – это лишь неполный перечень характерных признаков.

Что такое эссе

Само слово «эссе» имеет французское происхождение (essai), и обозначает «набросок», «очерк», «этюд», «проба». Наиболее часто этот вид сочинений встречается среди художественных произведений. Однако существуют не только эссе по литературе: письменные рассуждения распространены в философии, обществознании, истории, иностранных языках, политологии и во многих других предметах.

Основная идея эссе как произведения

Эссе подразумевает под собой свободное изложение мыслей. Однако в соответствии с некоторыми требованиями, касающимися очерка, это утверждение можно поставить под вопрос. В частности, преподавателем задается объем эссе и в большинстве случаев — его тема. Именно это и противоречит изначальному определению вольности. Что же тогда следует понимать под термином «эссе»?

Соль всей работы заключается в том, что студент на бумаге самостоятельно высказывает свои мысли и мнения касательно того или иного аспекта, трактует личное отношение к определенным проблемам и описывает взгляды. В связи с этим жанр эссе может носить различную окраску – критическую, философскую, публицистическую.

Практическая польза

Эссе, уже в течение многих лет успешно применяющееся в западных системах образования, помогает упорядочивать свои мысли, ясно излагая их в письменном виде, способствует творческому мышлению и расширению кругозора учащихся. Кроме того, в процессе написания выясняется причина проблемы, выделяются предпосылки ее возникновения, возможные последствия и способы их избежания. Студент учится аргументировать мысли и делать выводы. Особенно яркими в этом плане являются примеры эссе по обществознанию, истории и политологии.

Основные признаки

В 2004 году российским ученым М. Ю. Брандтом были выделены и наиболее точно описаны основные признаки эссе:

— конкретная тема, лежащая в основе каждого сочинения;

— осмысление проблемы и непосредственное восприятие ее самим автором;

— небольшой объем эссе;

— свободная структура;

— повествование – свободное, не ограниченное строгими рамками;

— наличие оригинальных и нетривиальных авторских суждений;

— неразрывность смысла повествования;

— незавершенность, то есть отсутствие исчерпывающего анализа с конкретной концовкой.

Кроме того, каждое эссе по литературе или любому другому предмету должно иметь в своем теле анализ материалов, найденных по данной проблеме, а также некоторые примеры, ее иллюстрирующие.

Отличие от курсовых, рефератов, сочинений

Отличия эссе от прочих письменных работ заключаются главным образом в его основных признаках. Рассмотрим эти особенности более подробно:

  1. Структура. Курсовая работа имеет строго регламентированный порядок: титульный лист, оглавление, введение, логическую цепочку из тем, включающих в себя главы, параграфы и пункты, заключение, список литературы и приложения. Форма эссе не предполагает столь жестких рамок. Информация хоть и подается в упорядоченном виде, но без доказательства актуальности проблемы, без постановки определенных целей и задач.
  2. Стилистика. Дипломные, курсовые и рефераты пишутся исключительно в научном или академическом стиле. Эссе же излагается свободным языком, но при этом предложения должны быть грамотными, а речь – хорошо поставленной.
  3. Конкретная информация. Если в научных работах обилие чисел, дат, тезисов (зачастую не очень нужных), приветствуется, то в эссе по литературе или любому другому предмету достаточно будет буквально нескольких, но весьма ярких и запоминающихся примеров.
  4. Отсутствие цитат и ссылок. В свободных очерках цитаты малодопустимы: помним, что наш очерк – это личные суждения и мысли.

Некоторые преподаватели путают студентов, называя эссе сочинением. Это не совсем так. В очерке присутствует разговорная интонация, тема пересказывается образно, текстовка украшается афоризмами, а суждения в ней нередко могут противоречить друг другу.

Структура

В каждом эссе можно выделить некоторую структуру, которая, в общем-то, ничем не регламентируется, но все-таки имеет место.

Краткий экскурс в рассматриваемую проблему совершает условное вступление в эссе. Начало, как правило, имеет не более двух абзацев, занимает около 15-30% от всего очерка и намечает суть проблемы. Важно сделать вступление таким, чтобы оно заинтересовывало читателя, мотивировало его к дальнейшему изучению статьи.

За вступлением следует основная часть эссе. Объем слов этого фрагмента должен составлять не менее 50% от текста. В основной части раскрывается суждение автора, приводятся уместные доводы и примеры. Чем ярче будет иллюстрирована идея эссе, тем лучше она покажет состоятельность автора в способности описательно рассуждать и аргументированно подкреплять свою речь.

Третья и последняя часть каждой статьи – заключение. Она самая короткая – всего около 10-15%. В заключении допустимо подчеркнуть главную мысль, сделать выводы относительно рассматриваемой проблемы и кратко подвести итоги, оставив легкую недосказанность.

Следуя всем описанным принципам при написании эссе, вы сможете привлечь внимание преподавателя и произвести на него хорошее впечатление.

Объем

Достаточно много споров вызывают вопросы относительно того, какой объем эссе должно иметь. Тут все зависит от требований преподавателя, а также темы самой статьи. Согласитесь, что разбор определенного стихотворения поэта займет гораздо меньше страниц, чем суждение о его творчестве в целом.

Стандартное эссе занимает около трех листов формата А4, заполненных с одной стороны. Однако очерк вполне может помещаться как на одной странице, так и на семи. Объем эссе также в немалой степени зависит от мастерства самого автора и манеры его изъяснения.

Требования к эссе

В связи с тем, что в конкурсные программы при поступлении все чаще включаются эссе как инструмент аттестации, важно знать некоторые требования, которые применяются к ним в большинстве ВУЗов страны.

Одну из главных ролей играет человеческий фактор. Другими словами, эссе будет проверяться преподавателем, с которым вы, вероятнее всего, не знакомы. К тому же, помимо вашей работы, ему нужно будет обработать множество других статей. Поэтому, независимо от идей и взглядов проверяющего, важно произвести на него впечатление, «зацепить» внимание.

В связи с этим рекомендуется облачить текст эссе в легкую форму. Предложения должны быть короткими, но содержательными. Избегайте пространных рассуждений, не отвлекайтесь от темы. Пишите по делу, но и не слишком скупо. При соблюдении этих нехитрых правил шансы на то, что ваше эссе дочитают до конца, значительно повышаются. Предварительно составленный план также поможет упорядочить мысли и сделать абзацы лаконичными и интересными по своему содержанию.

Будьте готовы к тому, что вам могут задать как определенную тематику, так и разрешить самостоятельный поиск предмета обсуждения. Так как наиболее часто встречается второй вариант, подбирайте такие вопросы, о которых вам есть, что сказать. Еще лучше, если они будут нейтральными – тогда ваши мысли или критика вряд ли пойдут вразрез с мнением комиссии.

Если вы совсем не представляете, что можно рассказать по заданной теме, попробуйте изучить примеры. Эссе по обществознанию или философии найти гораздо проще, чем по экономике или праву, однако после изучения схожих материалов модель будущей статьи все равно начнет вырисовываться.

К серьезному же заданию и подготовиться следует серьезно. Постарайтесь найти максимум информации по затрагиваемым проблемам. Изучите различные точки зрения и мотивы заинтересованных лиц – это поможет вам наиболее полно сформировать картину собственного мировоззрения и наиболее содержательно обрисовать ее в будущем эссе.

Подготовка и написание

Чтобы упростить себе задачу и привести в порядок мысли, которые впоследствии будут выложены на бумагу, литераторы рекомендуют принять во внимание следующие советы по подготовке и написанию эссе:

— составьте план эссе;

— создайте черновой вариант работы;

— каждую идею заключайте в отдельный абзац;

— дополните получившийся очерк новыми отрывками;

— откорректируйте порядок изложения;

— придумайте интересный, врезающийся в память заголовок.

Что касается организационных моментов, распределите этапы работы, не старайтесь сделать все за один день, если это достаточно объемный труд. Не перегружайте голову информацией и помните, что написанный накануне очерк будет читаться с утра несколько иначе, чем сразу же после многочасовой работы.

fb.ru

Правила написания эссе

Самый главный «секрет» эссе – это отсутствие каких-либо жестких правил. Но будет неплохо, если вы придумаете заголовок и постараетесь сохранить типичную структуру текста, предусмотрев введение, основную часть и заключение. При этом необязательно делать введение и заключение по каким-то формальным правилам. Эссе – не реферат и даже не статья, а потому не нуждается в таких типичных фразах, как:

«Эта статья посвящена…»

«Я хочу рассказать читателю о…»

«Цель этой работы — …»

«Я пришел к таким выводам, как: …»

Здесь не нужны «служебные» абзацы, фразы, слова, не несущие в себе какого-либо смысла. Не нужна здесь и четкая структура.

К сожалению некоторых студентов и к счастью будущих читателей, эссе все-таки не должно представлять собой несвязный набор слов и фраз. Отсутствие четких правил написания эссе и полная свобода действий вовсе не дают вам карт-бланш на плохой, неразборчивый, полный фактических, логических и орфографических ошибок текст. Поэтому лучше придерживаться каких-то рамок.

Несколько рекомендаций начинающему эссеисту или правила написания эссе:

  1. Помните о теме и цели эссе. Ваш текст должен отвечать заголовку и той теме, которую вы поднимаете. Не растекайтесь мысью по древу, если этого не требует ваша идея. Излишне подробные описания, даже художественные, могут сослужить вам плохую службу.
  2. Уточните приблизительный объем работы у преподавателя или работодателя и придерживайтесь его. Не думайте, что ваше рвение оценят, если вы напишете двухтомник по теме «Как я пришел к профессии врача» или «Что значит для меня высшее образование». Конечно, если вы будущий Чак Паланик или наследник Ницше и умеете завлечь читателя идеями или повествованием, можете рискнуть и написать 20-30 страниц вместо двух-трех. Считаете себя талантливым автором? Приходите в библиотеку, открывайте любое эссе известного писателя или философа, читайте. Не уснули на первой странице? Сравнивайте свой стиль со стилем автора. Ваш откровенно не тянет? Пишите коротко – преподаватели тоже люди! Двух-трех страниц обычно вполне достаточно, чтобы полностью раскрыть тему.
  3. Делите текст на абзацы, разбавляйте подзаголовками, если это нужно, используйте средства визуального форматирования. Время читать полотна текста прошло еще в позапрошлом веке. Ваше умение сохранять мысль в абзаце на целую страницу никого не интересует – такой абзац просто не дочитают. Сделайте свой текст удобным для читателя. Даже если этот читатель один.
  4. Обойдитесь без долгого вступления. Вы пишете для подготовленного читателя (вероятно, только того, кто задал вам тему для эссе). Не нужно рассказывать об актуальности проблемы, важности ее решения для современного человека, не нужно перечислять цели и задачи эссе, как вы делали это в реферате или курсовой. Начинайте сразу. То же касается и заключения. Не тратьте время читателя.
  5. В вашем тексте должна быть структура. Хоть какая-то. Введение и заключение должны быть по умолчанию, даже если они на одну-две строки. Важно структурировать и основную часть. Определитесь, где вы выставите проблему, где ее аргументируете или опишете. Проблема и ее аргументация должны быть в той или иной форме. Вы можете сформулировать проблему как во введении, так и в заключении. Или в середине текста. Главное – сохранять логику и структуру.
  6. Избегайте воды. Бывает вода «техническая» и смысловая. «Технической» называют все слова-паразиты, обилие вводных фраз и слов – словом, все то, что делает текст сложным для прочтения. Смысловая вода – все то, что не несет смысла, не отвечает поставленной теме и вообще не требуется в тексте. «Отжать» текст бывает непросто, поэтому пишите сразу по теме.
  7. Не пишите от руки. Конечно, бывает всякое. Вас могут попросить набросать небольшое эссе на собеседовании или во время пары. В такой ситуации деваться некуда – придется брать чистый лист бумаги и отрабатывать каллиграфию. Если эссе можно написать дома, не сдавайте рукописный текст. Отговорки типа «у меня нет компьютера» не сработают. Ноутбук или, как минимум, планшет (а на планшете тоже можно написать что-то) есть у 90% студентов. Если вы, действительно, приехали из глубинки, держите в руках старую «Нокию» вместо «Андроида»  и привыкли писать рефераты от руки еще со школы, выход все-таки есть. Передайте рукопись владельцу компьютера – за небольшое вознаграждение ваш текст перепечатают. Можете сами позаимствовать ноутбук у знакомого или зайти в ближайшее интернет-кафе. Нет ни денег, ни времени? Попросите распечатать эссе в деканате или на кафедре – бедному студенту с печальным взором и без гроша в кармане помогут.
  8. Пользуйтесь графическим редактором и орфографической проверкой. Word – друг любого студента. Сделайте отступы, выделите заголовки, поставьте тот межстрочный интервал, который сделает текст читаемым. Убедитесь, что ваше эссе приятно читать. Ну и обратите внимание на проверку орфографии и пунктуации. По части пунктуации Word – не всегда верный помощник, да и некоторые грамматические ошибки можно допустить даже с автопроверкой. Поэтому перед тем, как сдавать эссе, дайте его почитать грамотному человеку. Можно сокурснику, можно профессиональному корректору или редактору. Можете воспользоваться «Орфограммкой».
  9. Перечитайте текст перед отправкой. О том, как «тестировать» готовое эссе и что нужно проверять, мы расскажем позже. А пока, как минимум, удалите все опечатки и описки. Опечатки портят текст и впечатление от него. Некоторые преподаватели готовы простить даже море ошибок (да, не всегда студенты имеют безупречную грамотность), но невнимание к тексту, которое как раз и характеризуется обилием опечаток, он не простит никогда.

Как видите, эссе не имеет каких-то специфичных правил написания. Но некоторых рекомендаций все-таки стоит придерживаться. По крайней мере, если вы не хотите заказывать эссе у профессионалов.

Читайте также по теме:

studlance.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *