Презентация на тему «Возникновение человека» (5 класс)
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:История Древнего мира: 1. Первобытный мир 2. Древний Восток 3. Древняя Греция 4. Древний Рим
4 слайд Описание слайда:Возникновение человека
5 слайд Описание слайда:Как появился человек?
6 слайд Описание слайда:АНТРОПОГЕНЕЗ – это процесс историко-эволюционного формирования человека
7 слайд Описание слайда:Антропология – это наука, которая изучает происхождение человека
8 слайд Описание слайда:Задание: Прочитайте текст п. 1, стр. 6 и заполните таблицу: Древние виды человека Вид человека Время проживания Характерные черты
9 слайд Описание слайда:Древние виды человека Вид человека Время проживания Характерные черты Человек умелый 2,5 – 1,6 млн. лет назад Использовал примитивные орудия труда Человек прямоходящий 1,8 млн. – 300/200 тысяч лет назад Уверенно передвигался на ногах
Занятия древнего человека: собирательство и охота
11 слайд Описание слайда:Праобщина- группы древних людей
12 слайд Описание слайда:Человек освоил огонь
13 слайд Описание слайда:Рефлекия: Что нового я узнал на уроке? 2. Что мне понравилось? 3. С какими заданиями мне было сложнее всего справиться?
14 слайд Описание слайда:Домашнее задание: 1. Составить кроссворд 2. Прочитать п. 1 3. Ответить на вопросы к п. 1 (устно)

Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
infourok.ru
Презентация на тему: «Происхождение человека» (5 класс)
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Подать заявку на курс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:§3 Тема: Кто создал человека? Урок по истории Казахстана, 5 класс Подготовил: учитель истории КГУ «Средняя школа №10» г. Житикары Митюнин Э.В.
2 слайд Описание слайда:ОБЪЯСНИ: НУМИЗМАТИКА ГЕРАЛЬДИКА ТРОЯ ИСТОРИЧЕС- КИЕ ТРУДЫ ЭТНОГРАФЫ АНТРОПОЛО-ГИЯ ГЕНРИХ ШЛИМАН ХРОНИКИ ЛЕТОПИСЦЫ ЭТНОГРАФИЯ
3 слайд Описание слайда:О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ ЗАДУМЫВАЛИСЬ: КТО СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА И КТО ЕГО ПРЕДКИ? А КАК ДУМАЕТЕ ВЫ?
4 слайд Описание слайда:Тотемизм
5 слайд Описание слайда:ТОТЕМ У КАЗАХОВ
ТЕНГИАНСТВО – РАНЯЯ ФОРМА РЕЛИГИИ БАКСЫ- ШАМАНЫ
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:Обезьяна имеет родственные связи с человеком Ч. Дарвин
9 слайд Описание слайда:Ф. Энгельс : «Человека создал труд»
10 слайд Описание слайда:ГОМИНИДЫ- ПЕРВЫЕ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ СУЩЕСТВА
11 слайд Описание слайда:1974 г.- АМЕРИКАНСКИЕ АРХЕОЛОГИ НАШЛИ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ ВОЗРАСТ- 2,5 МЛН.ЛЕТ НАЗАД. «АВСТРАЛОПИТЕК» (ЮЖНАЯ ОБЕЗЬЯНА)
12 слайд Описание слайда:Олдувайское ущелье
13 слайд Описание слайда:«ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ» («ХОМО ХАБИЛИС»)
14 слайд Описание слайда:«ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ» ПИТЕКАНТРОП («ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК») СИНАНТРОП («КИТАЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК»)
О.ЯВА (ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, 1890-1892 гг.)
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:ПЕЩЕРА ЧЖОУКОУ-ДЯНЬ (КИТАЙ)
18 слайд Описание слайда:Река Неандерталь в Германии Неандертальцы
19 слайд Описание слайда:В 1938 г. УЧЕНЫЙ ОКЛАДНИКОВ А. НАШЕЛ В ПЕЩЕРЕ ТЕСИКТАШ (УЗБЕКИСТАН) СКЕЛЕТ НЕАНДЕРТАЛЬСКОГО МАЛЬЧИКА
20 слайд Описание слайда:«ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ» — 40 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД-ПАЛЕОЛИТ («ХОМО САПИЕНС») КРОМАНЬОНЕЦ
21 слайд Описание слайда:ОБИТАЛИ ЛИ ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА? 1 МЛН. ЛЕТ НАЗАД ПОЯВИЛИСЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА ПЕРВЫЕ ЛЮДИ
22 слайд Описание слайда:ГОРЫ КАРАТАУ 1958 г.- Х.АЛПЫСБАЕВ ОТКРЫЛ 1 СТОЯНКУ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
Соотнесите имена и открытия: Ч. Дарвин Ф.Энгельс А.Окладников Х.Алпысбаев Труд создал человека Человек произошел от обезъяны Открытие первой в Казахстане стоянки Нашел стоянки первого неандертальского мальчика в пещере Тешик- Таш
25 слайд Описание слайда:Соотнесите термины с изображениями: Тотемизм Тенгрианство Гоминид Олдувай
26 слайд Описание слайда:Возникновение человека Домашнее задание: § 3, пересказ заполнить таблицу: Первые люди Места археологических находок Время существования Гоминид Австралопитек Питекантроп Синантроп Неандерталец Кроманьонец

Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-137393
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация на тему «Происхождение человека»
Презентация на тему «Происхождение человека» — скачать бесплатно презентации по Биологии53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Происхождение человека
Описание презентации по отдельным слайдам:


Положение человека в системе природы: Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные животные Класс Млекопитающие (Звери) Отряд Приматы Вид Человек разумный

Дриопитек Рамапитек Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный (неандерталец и кроманьонец) Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла)

Дриопитеки 1. жили в тропических лесах Африки на деревьях; 2. питались растительной пищей

Рамапитеки 1. похожи на дриопитеков, но жили и на деревьях, и на земле

Австралопитеки 1. жили в степях и саваннах; 2. редкая шерсть; 3. ходили на двух конечностях;

Австралопитеки 4. использовали камни и палки для защиты и нападения; 5. питание смешанное 6. орудия труда не делали

Человек умелый 1. изготавливал орудия труда из камня; 2. строил хижины из колючих веток; 3. использовал огонь, но добывать не умел

Человек прямоходящий 1. прямая осанка, человеческая походка; 2. коллективная планируемая охота; 3. появились зачатки речи

Человек разумный (неандерталец) 1. жили в пещерах; 2. шили одежду; 3. добывали огонь;

Человек разумный (неандерталец) 4. коллективная охота; 5. заботились о стариках и калеках; 6. хоронили умерших

Человек разумный (кроманьонец) 1. современный облик; 2. сложные орудия труда; 3. жилища из шкур и каменных плит;

Человек разумный (кроманьонец) 4. появилась религия и искусство;

Человек разумный (кроманьонец) 5. из рисунков возникла письменность; 6. началось одомашнивание животных


Недостаток еды и места 1. Переход к полуназемному образу жизни 2. Выход в степи и саванны Сухой климат, леса сменились степями и саваннами 3. Хождение на двух конечностях Открытое пространство (опасно) Изменения Причины

Освободились передние конечности 4. Использование палок и камней 5. Редкая шерсть Мало сочной растительной пищи 6. Смешанное питание Открытое пространство (жарко) Изменения Причины

Мясная пища, необходимость охотиться 7. Изготовление орудий труда 8. Появление речи Расселение в холодные районы 9. Одежда, добывание огня Коллективная охота, координация действий Изменения Причины

Расположите в правильном порядке этапы развития предков человека А. Речь Б. Письменность В. Коллективная охота Г. Абстрактное мышление (фантазии, представления) Д. Искусство Е. Религия

Этапы развития предков человека А. Речь Б. Письменность В. Коллективная охота Г. Абстрактное мышление (фантазии, представления) Д. Искусство Е. Религия
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
71577801148271959420721217852802933595
340763407734131341443415234212342453425634333343443435234405
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Возникновение человека презентация 5 класс


- 1 . Древнейшие предки человека
- 2. Занятия и жилища
- 3.Овладение огнём

1. Тарелка 7. Рисунок на стене здания
2. Табличка с символами 8. Остатки пищи
3. Горшок 9. Ковёр
4. Украшение из золота 10. Ложка
5. Угли 11. Пояс из кожи
6. Кости 12. Вышивка
Письменные источники
Вещественные источники




В конце урока сделать вывод :
чем древнейшие люди отличались от животных ?


Заостренный камень

Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку и обрабатывали её, скалывая другим камнем с узкого края маленькие кусочки.
Рубила были непрочными — быстро ломались, поэтому их нужно было очень много.

Другими орудиями древнего человека были отщепы — образовавшиеся после обработки гальки.
Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных.

Кроме камня, для
изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб .
Из них, как правило, делали иглы и шила , применяемые для
изготовления одежды.

- Важную роль играло собирательство
- Охотились на животных разными способами
- Стоянки выбирали около воды
- Благодаря жизни сообща, могли объединять свои усилия в борьбе за выживание

Кроме собирательства, важнейшим занятием наших далеких предков была охота.
Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камнями.
Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.

Первоначально люди
брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев.
За ним строго следили, и, если огонь потухал, то виновников изгоняли.
Такой способ получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать, как получить пламя независимо от природы.

Очень часто люди использовали огонь для охоты — они обжигали длинные колья, заостряя их и делали копья.
Кроме того, для загона животных применялись факелы -животные, опасаясь огня, бежали туда, где его нет — к ловушке.

Применение огня изменило жизнь людей.
Почему?
Самым важным следствием стало употребление вареной или жареной пищи.
Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека.
За короткий срок после
овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Чем древнейшие люди отличались от животных ?

- ВНЕШНИЙ ВИД
- УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ОРУДИЯ ТРУДА
- ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ

► ПЕРВОБЫТНЫЕ
► ГРУППА ЛЮДЕЙ
► ВОСТОЧНАЯ АФРИКА
► БОЛЕЕ ДВУХ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ НАЗАД
► ОХОТА
► СОБИРАТЕЛЬСТВО
► ДУБИНА
► ПАЛКА-КОПАЛКА
► РУБИЛО

- ПАРАГРАФ 1
- ВОПРОСЫ СТР. 9
multiurok.ru
Презентация по истории Древнего мира 5 класс на тему «Первые люди на Земле».
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Первые люди на земле 5 класс
2 слайд Описание слайда:Человек – потомок обезьяны Ученые считают, что древнейшие предки человека – близкие родственники обезьян. За миллионы лет обезьяны превратились людей.
3 слайд Описание слайда:Вопрос классу В чем главное отличие человека от животных?
4 слайд Описание слайда:Первые люди на Земле Развитые древние обезьяны жили небольшими стадами, выжить они могли только вместе. Из поколения в поколение у них накапливался опыт, их мозг развивался.
5 слайд Описание слайда:Как жили древнейшие люди Заостренный камень стал первым орудием человека. Это ручное рубило. Вопрос классу? Какими орудиями труда можно сравнить эти древние рубила?
6 слайд Описание слайда:Каменные орудия труда
7 слайд Описание слайда:Очень часто для охоты люди использовали огонь-они обжигали длинные колья,заост ряя их и делали ко-пья. Кроме того для загона животных применя- лись факелы-живот-ные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке. 4.Овладение огнем.
8 слайд Описание слайда:4.Овладение огнем. Первоначально люди бра-ли огонь от загоревших-ся после попадания мол-нии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненаде-жен и люди стали ис-кать как получить пла-мя не завися от природы
9 слайд Описание слайда:Многие племена испо-льзовали до сер. 20 ве ка способ известный сотни тысяч лет на-зад-трение 2-х пало-чек. В одной делалось углу-бление, в нее встав-лялась другая палоч-ка, и как только пос-ле вращения они наг-ревались люди подк-ладывали мох. 4.Овладение огнем.
10 слайд Описание слайда:Появление «человека разумного» Люди постепенно создавали все более сложные орудия труда, их пальцы стали ловкими, шерсть на их теле исчезла.
11 слайд Описание слайда:Появление «человека разумного» Примерно 40 тысяч лет назад первобытные люди внешне стали такими же как мы: у них был высокий лоб, развитые руки, они ходили прямо и овладели речью.
12 слайдinfourok.ru
Презентация «Первые люди» 5 класс

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Образовательная система «Школа 2100» 5 класс
Урок 3.
Тема: Первые люди

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Проблема урока:
Как и с какого события началась история человечества?

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Версии
- «Божественная» (человека создал Господь Бог).
- Научная (человек произошел от обезьяны).

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
письменные
вещественные
устные
Исторические источники:

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Алгоритм действий:
- Работаем по тексту всего параграфа.
- Читаем каждый абзац текста с описанием живых существ.
- Выделяем информацию о том, какими умениями они обладали, сравниваем с признаками животного и человека.
- Заносим сведения в соответствующую графу таблицы.
- Определяем можно ли их считать людьми, а их объединение обществом.
- Определяем по карте места обитания. Заносим в соответствующую графу таблицы.

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Дриопитек

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Австралопитеки

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
«Человек умелый»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
«Древнейшие люди»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Неандертальцы

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
«Человек разумный»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Название живых существ
Признаки животного
1. Дриопитеки
Передвигают-ся на 4-х конечностях. Питаются растительной и животной пищей.
Признаки человека
2. Австралопитеки
3. «Человек умелый»
Признаки человеческого общества
Сообща охотились, занимались собирательст-вом
Не наблюда-ются.
Не наблюдаются.
Места обитания
Напоминает обезьяну
Ходили на двух ногах
40 млн.лет назад, тропические леса Африки и Евразии
Умели заготавли-вать простейшие орудия для охоты
5 млн.лет назад, Юго-Западная Африка
2 млн.лет назад, Юго-Западная Африка

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Название живых существ
4. «Древнейшие люди»
Признаки животного
Признаки человека
5. Неандерталь-цы
Признаки человеческого общества
Овладели огнем. Имели камня напоминающие совр. нож и рубило, Первичные признаки звуковой речи.
6. «Человек разумный»
Места обитания
Умели строить жилища – полуземлянки, очаги. Встречаются места захоронения.
1,5 млн. назад, Африка, Европа, Азия.
Жилища: пещеры, полуземлянки, шалаши. Ямы-хранилища. Орудия труда: каменные рубила, ножи, костяные крючки, иглы.
Современная хозяйственная деятельность. Некоторые существа захоронены отдельно от жилищ.
300 тыс. лет назад, расселились по всей планете.
100 тыс лет назад, Африка

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Как и с какого события началась история человечества?
История человечества началась с появления первых людей на Земле, когда в результате изменения среды обитания обезьяноподобные животные прошли эволюционный путь развития (увеличение мозга, приобретение полезных признаков) и превратились в «человека разумного».

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Домашнее задание:
Прочитать § 2, ответьте на вопросы перед параграфом.
kopilkaurokov.ru
Тема урока: «Происхождение человека». 5-й класс
Разделы: Биология
В нынешних условиях интенсификации процесса обучения особую роль в преподавании, особенно в профильных классах, играют здоровьесберегающие технологии, в частности, интегрированные уроки с игровыми моментами и минутками отдыха. Кроме того, они могут быть проведены, например, старшеклассниками. Данный урок построен как иллюстрация к тому, как это можно использовать и сочетать.
Учащимся 5-го класса предлагается презентация новой темы «Происхождение человека» <Приложение>, подготовленная учениками 11 класса на компьютере. Для того чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза.
5-классники любят играть, поэтому для поддержания интереса к уроку им предлагаются игровые моменты: представить себя в роли ученых, проанализировать и обсудить предложенные им наглядные материалы и пособия.
Особое внимание вызывает тот факт, что в роли учителя выступают старшеклассники, которые ведут диалог, следят за правильностью выполнения заданий, устраняют возникшие при работе с компьютером проблемы и подбадривают учеников 5 класса.
Урок, таким образом, является динамичным, дети не устают, они все время активны. Кроме того, он является интегрированным (биология и информатика), и это делает возможным представить возможности компьютера не только в качестве источника игр, но и помощника для усвоения новой информации по другим школьным дисциплинам.
В течение всего учебного часа у детей создается положительная мотивация:
11-классники, наблюдая за 5-классниками, в качестве похвалы отличившимся ученикам раздают картинки со схематичным изображением лица с улыбкой, а в конце урока и сами 5-классники аналогичным образом дают оценку уроку и своей работе на нем.
Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников, которые, подготавливая урок, могут почувствовать себя в роли учителя, и у ребят помладше, а поэтому являются очень эффективными.
Цель урока: познакомиться с происхождением человека и его становлением как вида
Задачи урока:
— учащиеся должны узнать, кто являлся предками человека, согласно научной точки зрения, среду их обитания и образ жизни;
— должны научиться работать с муляжами, схемами, текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
— вызвать интерес к теме урока; создать атмосферу успеха
План урока:
1. Вводное слово учителя;
2. 10 желающих учащихся — тестирование на компьютере по пройденным темам; остальные учащиеся — составляют по одному вопросу по таким же темам и задают их друг другу. Ответы оцениваются вышеуказанным образом.
3. Учащиеся разбиваются на 2 группы и каждой предлагается свое задание:
а) из муляжей фигурок обезьяны и первобытного человека нужно выстроить ряд «обезьяна – человек»;
б) на предложенной картинке с изображениями скелетов выбрать те, что принадлежат обезьяне, и те, что принадлежат человеку.
4. Гимнастика для глаз и период релаксации после работы на компьютере.
5. Представление учащихся 11 класса, обозначение их роли на данном уроке в качестве учителей; презентация, подготовленная учащимися 11 «А» класса по теме урока.
6. Вопросы на закрепление материала по теме презентации.
7. Анализ и обсуждение схематичных рисунков скелетов обезьян и человека, установление черт сходства и различий в строении кисти, стопы, скелета;
8. Домашнее задание;
9. Заключительное слово учителя, подведение итогов: 11-классники оценивают работу класса; 5-классники оценивают работу 11-классников и свою
Материалы презентации
Дриопитеки – это общие предки человекообразных обезьян, таких как горилла, шимпанзе, орангутан, и человека, т.к. имели сходство и с теми и с другими. В дальнейшем выделилось две ветви: «обезьянья» ветвь пошла в направлении приспособления к древесному образу жизни, а другая, «человеческая» — к наземному образу жизни и привела в конце концов к появлению человека.
Слайд 1
Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.
Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.
Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.
Слайд 2
Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.
Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.
Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким.
Слайд 3
Древнейшие люди — к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.
Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.
Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты.
Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.
Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его.
Слайд 4
Древние люди – к ним относят неандертальцев. Считается, что было несколько ветвей неандертальцев. Они умели добывать огонь, охотились крупными группами и устраивали засады. Они жили в суровых условиях, когда климат был холодным. Продолжительность их жизни составляла 20 лет, они часто подвергались травмам, страдали от рахита и ревматизма, но те из них, кто выживал в суровой борьбе с условиями жизни, отличались крепким сложением и развитым мозгом. Это были агрессивные люди, что, видимо, связано с каннибализмом. Он помогал установлению иерархичности внутри стада, в котором жили древние люди.
Слайд 5
Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.
У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье.
Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки.
К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens.
В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.
В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.
Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.
Рефлексия
(задаются 11-классниками)
1.Какие изменения в окружающей среде вынудили человекообезьян к ходьбе на двух ногах и, значит, привели к выпрямлению тела?
2.Как ученые узнали, что австралопитековые питались, в основном, растительной пищей?
3. Как ученые установили, по каким признакам, что человек прямоходящий жил в коллективе?
4. Почему использование и добывание огня было важным этапом в развитии человека?
5. Как вы думаете, что такое иерархия и зачем она нужна? Есть ли иерархия у современных животных? Приведите примеры.
По представленным детям рисункам коллективно
ими выявляются:
черты сходства и различий обезьян и человека
(учащихся просят вставить вместо точек
пропущенные слова)
черты сходства:
- пальцев на руках……….
- головной мозг……….(крупный/небольшой)
- строение уха, внутренних органов……….(похожее/непохожее)
- инфекционные болезни……….(сходные/различные)
черты различий:
- большой палец у обезьян……….(длиннее/короче), чем у человека
- у человека большая подвижность кисти, пальцы имеют……….(большую/малую) подвижность
- мозговой отдел черепа у человека………..(больше/меньше)
- у обезьян вследствие питания растительной пищей нижняя челюсть……….
- (больше/меньше)
- человекообразные обезьяны могли только применять простейшие орудия, а человек сам научился их……….
9.03.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai