В россии школы фсб – Как попасть в Федеральную Службу Безопасности

Содержание

Академия ФСБ

Академия ФСБ России (полное название — Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации) представляет собой военное высшее учебное заведение страны, главной задачей которого является подготовка офицеров ФСБ и прочих спецслужб России и дружественных ей государств.

Академия ФСБ

Академия ФСБ образована в августе 1992 года на базе Академии пограничных войск и Высшей школы КГБ им. Ф.Э.Дзержинского. Соответствующий указ был подписан Президентом России. Однако, история учреждения восходит к 1921 году, когда были открыты постоянно действующие курсы по подготовке сотрудников для службы в органах Всероссийской чрезвычайной комиссии — ВЧК.

Руководит вузом генерал-полковник Виктор Остроухов, занимающий должность начальника Академии с 2007 года.

Генерал-полковник Виктор Остроухов

В состав Академии входят два института: Институт криптографии, связи и информатики (сокращённое название — ИКСИ) и институт подготовки оперативного состава (сокращённо — ИПОС). Последний представлен следственным и контрразведывательным факультетами. Кроме того, открыты такие факультеты, как переводческий, подготовки руководящих кадров, заочного обучения, а также спецфакультет для иностранцев.

Первоначально на обучение в Академию принимались лица, обязательно прошедшие службу в рядах армии. Сегодня многие поступающие являются выпускниками средних учебных заведений, не проходившими службу.

Помимо основного профессионального образования Академия Федеральной службы безопасности РФ также предоставляет возможность получения дополнительного образования, подразумевающее повышение квалификации и переподготовку, а также специальную подготовку, которую проходят лица получившие высшее образование и отобранные для службы в ФСБ. Возможность получить дополнительное образование позволяют все факультеты вуза, но прежде всего данная функция возложена на ФПРК — факультет подготовки руководящих кадров.

ФРПК Академии ФСБ

Получить более полную информацию о данном учреждении высшего образования: его истории, руководстве, партнёрстве и прочем можно на официальном сайте Академии. Здесь же можно ознакомиться с официальными материалами, сообщениями и комментариями, просмотреть справочную информацию, а также посетить веб-приёмную для направления обращений путём заполнения стандартной формы, представленной на веб-ресурсе.

Официальный сайт Академии ФСБ

o-fsb.ru

Академия ФСБ Википедия

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Академия ФСБ России) — военное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку офицеров Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других российских спецслужб и спецслужб дружественных государств.

Академия образована 24 августа 1992 года указом Президента Российской Федерации на базе Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского и Академии пограничных войск[1].

Академия ФСБ России включает в себя Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ) и институт подготовки оперативного состава (ИПОС) в составе двух факультетов[2] — следственного и контрразведывательного. Также существуют отдельные факультеты: переводческий, заочного обучения, спецфакультет для иностранцев, факультет подготовки руководящих кадров. С 2007 года начальником академии является генерал-полковник В. В. Остроухов[3].

История

25 января 1921 года президиум ВЧК принял решение о создании постоянно действующих курсов подготовки оперативного состава. 27 апреля состоялись первые занятия, когда 150 курсантов начали прохождение курсов по подготовке оперативного состава ВЧК. Занятия проходили в старинной усадьбе XVIII века в центре Москвы на Покровке, д. 27. Преподавателями и слушателями были участники проводившихся в то время чекистских операций «Трест» и «Синдикат»

[4]. Начальником курсов был назначен М. К. Романовский. День открытия курсов — 26 апреля 1921 года — считается днём начала истории Академии[5]. В 1922 году курсы были преобразованы в Высшие курсы ГПУ.

С мая 1930 года в Москве началось создание школы по подготовке и переподготовке чекистских кадров, которая с 4 июня 1930 года стала называться Центральной школой ОГПУ[6]. 14 июля 1934 года, после образования Народного комиссариата внутренних дел СССР, в состав которого вошли подразделения бывшего ОГПУ, Центральная школа ОГПУ была переименована в Центральную школу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР[6].

21 марта 1939 года Центральная школа ГУГБ НКВД СССР указом комиссара Госбезопасности Лаврентия Берии реорганизована в Высшую школу НКВД СССР[6].

К началу 1940-х годов каждый третий руководитель советских органов госбезопасности являлся выпускником курсов

[4].

В период Великой Отечественной войны в школе было подготовлено более семи тысяч чекистов, ставших организаторами борьбы с фашистами[4]. Шестеро выпускников Высшей школы стали Героями Советского Союза — Д. Н. Медведев, В. А. Молодцов (посмертно), A. M. Рабцевич, В. А. Лягин (посмертно), П. А. Жидков и Е. И. Мирковский[5]. 30 августа 1945 года Высшая школа НКВД указом президиума Верховного Совета СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.

Постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 года была образована Высшая школа МГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трёхгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов. В апреле 1954 года состоялся выпуск 189 студентов, при этом 37 из них окончили школу с отличием.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 года Высшей школе КГБ было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского.

Выпускники школы 1960—80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звание Героя Советского Союза за выполнение специальных заданий в Афганистане получили В. Белюженко, Г. Зайцев, В. Карпухин, Б. Соколов[4].

24 августа 1992 года на основе Высшей школы имени Ф. Э. Дзержинского и Академии пограничных войск была создана Академия Министерства безопасности Российской Федерации.[7]

23 августа 1993 года был утверждён Устав Академии Министерства безопасности Российской Федерации.[8]

Структура

Как отметил в 2001 году заместитель начальника академии генерал-майор Сергей Колобашкин, научной и преподавательской работой в академии занимаются 40 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, более 100 докторов и 400 кандидатов наук. По его словам, «за пять лет учёбы слушатели помимо фундаментальных контрразведывательных знаний получают полноценное юридическое образование, глубокую языковую и военную подготовку»

[4].

Система дополнительного профессионального образования в академии включает повышение квалификации и переподготовку действующих сотрудников, а также специальную подготовку отобранных для службы в ФСБ людей с высшим образованием. Система дополнительного образования действует на всех факультетах, однако основным является факультет подготовки руководящих кадров (ФПРК).

В структуру Академии входит Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ), ведущий подготовку специалистов в области передачи, защиты и обработки информации. В 1949 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета постановлением Совета Министров СССР — закрытое отделение. Позднее на основе их объединения был создан технический факультет Высшей школы КГБ СССР. С 1992 года технический факультет Высшей школы был преобразован в Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Основными направлениями подготовки являются: криптография, прикладная математика, информатика и вычислительная техника, электронная техника, радиотехника и связь.

Начальники

В 1950—1960-е годы Высшей школой КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского руководили полковник А. Я. Ефимов, генерал-майор Е. И. Борисоглебский, генерал-майор А. Н. Куренков[9].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года Высшая школа им. Ф. Э. Дзержинского и Академия пограничных войск слиты в Академию Министерства безопасности Российской Федерации[3].

Абитуриенты

Ранее принимали только прошедших службу в армии, теперь большинство поступает сразу после школы[10].

Известные преподаватели и выпускники

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации — Академия ФСБ РФ в Москве

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Академия ФСБ России) образована 24 августа 1992 года на базе Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. Академия является головным многопрофильным высшим учебным заведением по подготовке специалистов гуманитарного, естественно-научного и инженерно-технического профилей для органов Федеральной службы безопасности России, других министерств и ведомств, входящих в систему обеспечения безопасности страны.

История Академии ФСБ РФ

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации ведет свою историю от образованных в апреле 1921 года «постоянно действующих курсов по подготовке сотрудников для службы в органах Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)».

В настоящее время Академия осуществляет подготовку кадров для органов безопасности на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и дополнительного образования.

Зарождение школы

Занятия на курсах по подготовке работников для органов ВЧК начались 26 апреля 1921 года

Окончание Гражданской войны, переход к НЭПу потребовали коренной перестройки всей системы подготовки сотрудников органов безопасности. Учитывая важность повышения уровня подготовки кадров, Ф.Э. Дзержинский писал: «Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную смелость сотрудников органов безопасности и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела».

В первую очередь было признано целесообразным увеличить срок обучения на курсах до трех месяцев, установить для них постоянные штат и структуру. 29 января 1921 года на основании постановления Президиума ВЧК организуются курсы по подготовке сотрудников для службы в органах ВЧК.

Занятия на курсах по подготовке работников для органов ВЧК начались 26 апреля 1921 года. Постепенно накапливался опыт подготовки кадров, совершенствовалось практическое обучение. Отсутствие учебных пособий повышало роль лекций и непосредственного общения преподавателей с курсантами, заставляло искать новые формы занятий. Одной из довольно эффективных форм стало проведение практических занятий в специализированных группах с привлечением к обучению курсантов оперативных работников.

Курсанты распределялись по следующим секциям: Особого и Секретного отделов, по борьбе с бандитизмом, по транспорту, по оперативной и секретной работе, статистическо-регистрационной и экономической. Распределение курсантов по секциям производилось представителями оперативных отделов ВЧК совместно с администрацией курсов.

Во время практических занятий оперативные работники выявляли способности курсантов и возможные направления последующей деятельности каждого из них в определенной должности в органах и войсках ВЧК.

Был пересмотрен первоначальный подход к использованию опыта работы и специалистов дореволюционных правоохранительных органов. В качестве преподавателей на курсы стали приглашать известных работников жандармерии, полиции и разведки, которые вели обучение по «старорежимным» учебникам. Более того, в основу деятельности ряда служб ВЧК были положены методы и приемы царской тайной полиции. Например, инструкция, принятая 1-й Всероссийской конференцией ЧК и закрепившая основы работы наружного наблюдения, многое заимствовала из инструктивных документов филерской службы, в том числе организационные принципы, терминологию и конкретные методы работы.

В ноябре 1923 года создается Высшая пограничная школа ОГПУ, и основная подготовка оперативных сотрудников для пограничных войск передается во вновь созданное учебное заведение.

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года начальник Высшей школы НКГБ комбриг Н.К. Давыдов издал приказ, в котором говорилось, что с 13 часов 22 июня 1941 года в городе Москве и Московской области объявлено «угрожаемое положение». В Школе были проведены необходимые мероприятия: введено усиленное дежурство штаба МПВО, созданы дежурные подразделения, взяты под усиленную охрану объекты Школы, склады вооружения, линии связи, транспорта и т.п. Личный состав был срочно вызван из отпусков и командировок.

В первые дни войны приказом наркома внутренних дел СССР была создана Особая группа при НКВД, которой поручалась организация разведывательно-диверсионной работы и партизанской войны в тылу немецко-фашистских войск. Группа была сформирована на базе Первого (разведывательного) управления Наркомата госбезопасности СССР. В нее подбирали оперативных сотрудников, имевших опыт разведывательной работы за рубежом и партизанских действий в период гражданской войны в Испании. Возглавил группу заместитель начальника Первого управления П.А. Судоплатов. 26 июня в специальный отряд при этой группе было откомандировано 140 слушателей основного отделения Высшей школы. 16 октября 1941 года отряд был преобразован в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН).

Новый этап развития образования

В 1952 году начался новый этап в развитии Высшей школы МГБ СССР — она была преобразована в высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения.

Слушательский состав Школы комплектовался за счет работников органов государственной безопасности, отвечавших по своей общеобразовательной подготовке условиям приема в высшие учебные заведения и имевших стаж практической работы в органах государственной безопасности не менее 3 лет.

Первый выпуск слушателей Высшей школы, получивших дипломы о высшем юридическом образовании с присвоением квалификации «юрист», состоялся в 1954 году. Первые дипломы нового вуза получили 189 человек, причем 37 из них получили дипломы с отличием.

Решением Совета Министров СССР и приказами Министерства высшего образования и КГБ при СМ СССР в 1954 году. Высшей школе было разрешено открыть аспирантуру по специальностям: «теория государства и права», «история государства и права СССР», «советское уголовное право» и «советский уголовный процесс». Был также организован Ученый совет Высшей школы, утвержденный Министерством высшего образования.

В 50-х годах, на этапе становления Школы как высшего учебного заведения, постоянно совершенствовались содержание, объем и методика обучения. Подготавливалась учебная и учебно-методическая литература, создавались лекционные фонды кафедр. В мае 1955 года срок обучения на вузовском потоке был увеличен до 4 лет. В связи с этим были переработаны учебные и тематические планы, а также программы учебных дисциплин. Наряду с углублением изучения социально-экономических дисциплин была усилена профессионализация по юридическим дисциплинам. Некоторые коррективы были внесены в преподавание специальных дисциплин, увеличилось время на изучение военных дисциплин. В целях улучшения языковой подготовки слушателей на изучение иностранных языков отводилось до 600 часов.

Начало 1960 года было отмечено существенными изменениями в системе подготовки кадров для органов государственной безопасности: были упразднены три учебных заведения — Военный институт имени Ф.Э. Дзержинского, Ленинградский институт иностранных языков и Высшая школа криптографов 8 Главного управления КГБ при СМ СССР. На базе каждого из них в Высшей школе были образованы новые факультеты: технический, иностранных языков и военный — для завершения подготовки слушателей Военного института (позднее — факультет погранвойск). Высшая школа КГБ при СМ СССР стала крупным многопрофильным высшим учебным заведением.

Современный этап

В 1992 году Высшая школа вступает в новый этап своего развития. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года на базе Высшей школы им. Ф.Э. Дзержинского и Академии пограничных войск была образована Академия Министерства безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 августа 1993 года утвердило Устав Академии Министерства безопасности Российской Федерации.

Сотрудники учебного заведения приняли активное участие в разработке Концепции и Программы развития Академии, в создании необходимой для его функционирования нормативно-правовой базы. В этих целях были разработаны и утверждены положения о кафедрах, факультетах и других подразделениях Академии.

Учебно-методическим советом Министерства безопасности в связи с проведенной реорганизацией были утверждены новые квалификационные характеристики специалистов — выпускников Академии, внесены соответствующие изменения в учебно-организационные документы.

В целях совершенствования образовательного процесса в Академии было введено преподавание ряда новых учебных дисциплин, увеличено количество специальных и элективных курсов.

Особое внимание руководством и профессорско-преподавательским составом Академии уделялось приведению содержания и качества обучения в соответствие с потребностями практики, в первую очередь углублению юридической подготовки слушателей: в учебный процесс более активно вводились современные законодательные и иные нормативные акты, прежде всего Законы Российской Федерации «О безопасности», «О федеральных органах государственной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основными задачами начального этапа становления Академии являлись методическое обеспечение фундаментализации и гуманитаризации обучения в сочетании с практической направленностью подготовки кадров, создание методической базы для интеграции специальных дисциплин с юридическими, социально-экономическими курсами, интенсификация и оптимизация учебного процесса в целом.

В дальнейшем профессиональная подготовка кадров развивалась в направлении сближения с общероссийским образовательным процессом при сохранении собственной специфики и уникальности, приведения ее организации и содержания в соответствие с современными задачами и условиями деятельности органов безопасности.

Перечень специальностей и направлений обучения, содержание образовательного процесса были скорректированы с учетом требований государственного и ведомственного образовательных стандартов. С 1996 года Академия приступила к обучению по ряду новых специальностей и специализаций высшего профессионального образования.

Таким образом были заложены основы, правовые и организационные предпосылки для дальнейшего развития системы профессионального образования ведомства в целом.

Академия успешно развивает связи с Министерством образования Российской Федерации, с рядом крупнейших военных и гражданских вузов. Представители Академии входят в Ассоциацию юридических вузов (секция правоохранительных органов), в Общественный совет по проблемам военного образования при Федеральном Собрании Российской Федерации, в учебно-методические объединения вузов по всем специальностям, преподаваемым в Академии ФСБ России.

В 1996 году на базе Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России создано Федеральное учебно-методическое объединение в сфере высшего образования по УГСН «Информационная безопасность» (далее — УМО ИБ), включающее более 200 ведущих образовательных организаций России.

В 1998 году Академия первой среди образовательных академических учреждений спецслужб и правоохранительных ведомств России успешно прошла государственную аттестацию и аккредитацию.

Сложные задачи коренной перестройки учебной, научной и воспитательной работы Академии ФСБ России в 1990-х – 2000-х годах решались под руководством генерал-майора В.В. Титаренко, генерал-лейтенанта С.В. Дьякова, генерал-полковника В.А. Тимофеева, генерал-лейтенанта В.Л. Шульца, генерал-полковника В.А. Власова. Во многом благодаря их усилиям в настоящее время Академия ФСБ России является крупным многопрофильным учебно-научным центром.

На ее кафедрах работают 40 академиков и членов-корреспондентов, более 150 профессоров и докторов наук, свыше 500 доцентов и кандидатов наук. Этот мощный научно-педагогический состав готовит кадры не только для ФСБ России, но и для Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, некоторых других ведомств, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для органов безопасности. Ученые Академии принимают активное участие в разработке комплексных целевых программ, научной экспертизе и подготовке законодательных и иных правовых актов федерального уровня.

Академия быстро реагирует на изменения политической и оперативной обстановки в стране и мире, ведет значительную научно-исследовательскую работу в интересах образовательного процесса и практической деятельности органов безопасности, постоянно совершенствует учебно-методическую базу, разрабатывает новые формы и виды обучения, хранит и укрепляет лучшие традиции защитников Отечества.

Факультеты в Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Контрразведывательный факультет

На разных исторических этапах и до настоящего времени в системе Академии ФСБ России (ранее Высшей школы КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского) на контрразведывательном факультете института подготовки оперативного состава Академии осуществляется подготовка специалистов для оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности.

Контрразведывательный факультет как структурное подразделение Академии ФСБ России был создан в июне 1998 года. В октябре 2008 года факультет вошел в состав института подготовки оперативного состава Академии.

Факультет готовит специалистов по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация – юрист, специализация – уголовно-правовая) по двум направлениям специальной профессиональной подготовки: оперативная деятельность со знанием иностранного языка и оперативная деятельность со знанием современных информационных технологий. Срок обучения 5 лет. Фундаментальная подготовка выпускников факультета по указанной специальности соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

На контрразведывательный факультет принимаются граждане Российской Федерации мужского пола, прошедшие в установленном порядке медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, проверку уровня физической подготовленности, вступительные испытания, конкурсный отбор и признанные годными к военной службе по контракту в органах федеральной службы безопасности и обучению в Академии: не проходившие военную службу – в возрасте от 16 до 22 лет включительно; прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту – до достижения ими возраста 24 лет. Возраст кандидатов исчисляется на дату их зачисления на обучение. Кандидаты должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего. Лица, имеющие высшее образование, на обучение по программам специалитета не принимаются.

Контрразведывательный факультет сохраняет и развивает опыт и лучшие традиции подготовки специалистов по основным направлениям деятельности органов федеральной службы безопасности (в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности»):

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • обеспечение информационной безопасности.

 
Под руководством опытных преподавателей академических и факультетских кафедр слушатели получают высококачественное юридическое, военное, специальное и языковое образование. При этом упор делается на получение выпускниками фундаментальной юридической подготовки. Постоянное совершенствование учебных программ способствует повышению практической направленности обучения.

Слушатели факультета активно участвуют в научно-исследовательской работе, занимаются в слушательских научных обществах и кружках, готовят научные рефераты, доклады для научно-практических конференций, которые в ряде случаев являются основой для выпускных квалификационных работ и будущих диссертационных исследований, что способствует целевой специализации слушателей применительно к будущей профессии.

В рамках проводимой в Академии Спартакиады по различным видам спорта команда факультета несколько лет подряд занимает первое место. Среди слушателей факультета есть мастера спорта, чемпионы различных соревнований среди высших учебных заведений органов безопасности и правопорядка на призы ЦС ВФСО «Динамо».

Общему развитию и расширению кругозора слушателей способствует их участие в художественной самодеятельности, вечерах отдыха, играх КВН. Профессиональной подготовке будущих сотрудников органов безопасности помогают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, органов безопасности, с практическими работниками, в том числе выпускниками Академии разных лет.

По окончании контрразведывательного факультета выпускники направляются на службу в подразделения органов федеральной службы безопасности и других ведомств, обеспечивающих государственную безопасность. Выпускникам факультета, проявившим способности к научно-исследовательской работе, предоставляется возможность поступления в адъюнктуру Академии.

Факультет приглашает всех заинтересованных проверить свои знания, оценить уровень подготовки и, пройдя вступительные испытания, получить профильное образование в вузе, имеющем многолетние традиции в области подготовки специалистов для органов безопасности Российской Федерации.

Следственный факультет

В целях подготовки специалистов для следственных подразделений органов безопасности страны при Высшей школе КГБ при Совете министров СССР в 1969 году было создано отделение подготовки следователей органов государственной безопасности с четырехлетним сроком обучения. С 1 сентября 1979 года подготовка специалистов стала осуществляться по пятилетней программе обучения. Связь факультета со следственными подразделениями является двусторонней. Слушатели факультета принимают участие в производстве отдельных следственных действий, проходят практику и стажировку. Сегодня следственный факультет является структурным подразделением Академии ФСБ России, осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации кадров. По окончанию обучения слушатели получают квалификацию «юрист» по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» с присвоение воинского звания лейтенант.

Слушатели следственного факультета принимают активное участие в научной деятельности Академии, многие являются стипендиатами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, различных общественных фондов и ведомств.

На следственный факультет принимаются граждане Российской Федерации мужского пола со средним (полным) общим, начальным профессиональным или средним профессиональным образованием, прошедшие в установленном порядке медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, проверку физической подготовки, вступительные испытания, конкурсный отбор и признанные годными к обучению в Академии и военной службе в органах безопасности.

Довузовская подготовка

В течение ряда лет на факультете проводится Межрегиональная олимпиада по обществознанию.

Факультет приглашает всех заинтересованных проверить свои знания, оценить уровень подготовки и, пройдя вступительные испытания, получить профильное образование в вузе, имеющем многолетние традиции в области подготовки специалистов для органов безопасности Российской Федерации.

Факультет иностранных языков

Факультет иностранных языков Академии ФСБ России был создан 1 сентября 1990 года с целью подготовки переводчиков в интересах органов государственной безопасности. Подготовка ведется по направлению (специальности) «Перевод и переводоведение», квалификация (степень) «специалист». Нормативная длительность освоения программы – 5 лет. В 2013 году факультет в очередной раз был аттестован Государственной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время на факультете преподается более сорока языков, в число которых входят не только распространенные европейские языки, но восточные и редкие языки, такие как: вьетнамский, персидский, турецкий, китайский, корейский, сербский, японский, языки иврит и дари, а также языки стран СНГ. Преподаются и древние языки.

На факультете активно ведётся внеаудиторная работа – организуются регулярные экскурсии в музеи Москвы и Подмосковья, посещение тематических выставок, просмотры кинофильмов и театральных постановок на иностранных языках. Доброй традицией стало проведение на факультете вечеров культуры на иностранных языках и концертов. Личный состав принимает активное участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в Академии. Слушатели факультета участвовали и неоднократно занимали призовые места в игре КВН и смотрах-конкурсах художественной самодеятельности. Спортсмены факультета добивались высоких результатов по различным видам спорта в соревнованиях, которые проводились в рамках Спартакиады Академии, а также на первенствах подразделений ФСБ России и силовых ведомств.

Слушатели факультета принимают активное участие в научной работе в форме конкурсов на лучшую научную работу, в межвузовских конференциях, как в Академии, так и в других профильных вузах города Москвы. В настоящее время установились тесные деловые контакты со студентами ведущих вузов, таких как МГУ, МГЛУ, Военный университет Министерства обороны и других. Ежегодно слушатели факультета привлекаются к работе в качестве переводчиков на различных государственных и международных мероприятиях.

Факультет располагает необходимой учебно-методической литературой для подготовки специалистов в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения.

Весь период обучения слушателям выплачивается денежное довольствие: за первый год обучения как военнослужащим проходящим военную службу по призыву, за последующие – как военнослужащим проходящим военную службу по контракту.

Факультет прикладной математики

На факультете прикладной математики ведется обучение по специальностям:

  • «Криптография»;
  • «Информационно-аналитические системы безопасности»

 
с присвоением квалификации «специалист по защите информации».

Обе специальности факультета имеют общую основу, которая создаётся на младших курсах обучения – фундаментальную математику и информационные технологии.

Начиная с третьего курса, преподаются профессиональные прикладные математические и технические дисциплины.

Будущие математики-криптографы специализируются в таких областях как: алгебра, теория чисел, комбинаторика, теория алгоритмов, теория вероятностей и математическая статистика. Современная криптография применяет математические методы для решения важнейших задач защиты информации – обеспечения конфиденциальности, целостности, аутентификации, невозможности отказа, неотслеживаемости. В процессе обучения слушатели готовятся к выполнению теоретических и прикладных исследований, связанных с разработкой криптографических средств защиты информации, анализом и обоснованием их стойкости.

Профессиональный цикл будущих специалистов в области автоматизации информационно-аналитической деятельности по специальности «Информационно-аналитические системы безопасности» включает уникальный по своему составу модуль информационных технологий. Дисциплины модуля формируют компетенции как в области информационных технологий, так и в области информационно-аналитической, проектной и правоохранительной деятельности. Слушатели специализируются на методах анализа данных и естественно-языковых текстов, работе с большими базами данных и распределенными автоматизированными информационными системами специального назначения.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: специальные автоматизированные информационно-аналитические системы, обеспечивающие поддержку принятия управленческих решений; модели, методы и методики информационно-аналитической деятельности в процессе организационного управления.

Выпускники по специальности «Информационно-аналитические системы безопасности» решают задачи по созданию, эксплуатации, развитию и защите автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих обработку и анализ специальной информации, а также функционирующих в составе этих систем прикладных средств современных информационных технологий, используемых для решения информационно-аналитических задач органов безопасности.

Выпускники факультета – элита среди специалистов по защите информации. Фундаментальная математическая подготовка и специализация в области информационной безопасности гарантируют поступление выпускников факультета на государственную службу и в дальнейшем трудоустройство в сферах науки, образования и информационных технологий, которые являются национальным достоянием и «золотым оружием» сильного государства.

Факультет информационной безопасности

Факультет готовит специалистов по двум специальностям:

  • «Компьютерная безопасность»;
  • «Информационная безопасность автоматизированных систем»

 
с присвоением квалификации «специалист по защите информации».

Область профессиональной деятельности выпускников факультета включает широкий спектр направлений обеспечения информационной безопасности, в том числе создание и эксплуатацию защищенных компьютерных систем и сетей, применяемые в них специальные научно-обоснованные технические решения. Большое внимание уделяется современным программно-аппаратным средствам обеспечения информационной безопасности операционных систем, систем управления базами данных, беспроводных и мобильных систем, а также программно-аппаратным средствам для борьбы с компьютерными вирусами. В процессе обучения затрагиваются сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность задач по обеспечению функционирования и развития государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА), в том числе в сети Интернет. Кроме того, на факультете ведется подготовка сотрудников для оперативных подразделений органов безопасности, осуществляющих деятельность по обеспечению компьютерной и информационной безопасности.

Обучающиеся приобретают знания в области современных технологий распределенной обработки информации, параллельных вычислений, грид и облачных технологий, интеллектуальной обработки данных, овладевают навыками разработки алгоритмов и программ для решения сложных задач на суперкомпьютерах. При подготовке специалистов по данному направлению большое внимание уделяется вопросам разработки автоматизированных систем, в том числе, программных и аппаратных компонентов, политик безопасности и подсистем защиты информации, а также эффективного применения автоматизированных систем для решения профессиональных задач.

Успешное освоение этих знаний и умений требует углубленного изучения базовых курсов математических дисциплин и физики, существенно дополненных специальными главами из теории компьютерной безопасности, теории вероятностей, математической статистики, дискретной математики, а также некоторыми разделами физики. При этом фундамент специальной профессиональной подготовки выпускников факультета формируется при освоении дисциплин по криптографии, методам и языкам программирования, параллельным вычислениям, защите в операционных системах, компьютерных сетях и системах управления базами данных.

Хорошая базовая подготовка, широкий спектр и глубина изучаемых вопросов позволяют выпускникам факультета стать ведущими специалистами в области компьютерной безопасности, по анализу защищенности компьютерных систем и внедрению, модернизации и эксплуатации специальных высокопроизводительных вычислительных комплексов.

Факультет специальной техники

Факультет готовит специалистов по специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» с присвоением квалификации «специалист по защите информации».

Профессиональная деятельность выпускников факультета охватывает разработку, внедрение и эксплуатацию средств, технологий, систем и сетей связи, в том числе специального назначения. Важнейшим элементом профессиональной деятельности является комплексное решение задач защиты телекоммуникационных систем от несанкционированного доступа к критическим для экономики и государственного управления данным.

Программа обучения на факультете основана на традициях российского инженерного образования, поддерживаемого действующей научной школой. Базу обучения составляют фундаментальные курсы физических и математических дисциплин, учебные циклы по изучению средств обеспечении защиты информации в сетях проводной и беспроводной (сотовой, Wi-Fi и т.п.) связи. Профессиональные дисциплины формируют компетенции в области современных телекоммуникационных систем и сетей с акцентом на системы спутниковой, сотовой, широкополосной связи, а также на системы и сети связи на основе оптических технологий. На старших курсах, наряду с профессиональными дисциплинами, изучается специфика защиты информации в системах связи государственного управления как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

На факультете имеются все условия для плодотворной учебы и научно-технического творчества. Занятия ведут опытные преподаватели, доктора и кандидаты наук. Учебные лаборатории оснащены современным телекоммуникационным оборудованием, измерительной, вычислительной и специальной техникой. Часть занятий проводится в специальных радиоцентрах и узлах связи органов безопасности. Все это позволяет проводить циклы практических занятий, лабораторных, курсовых и научно-исследовательских работ на уровне лучших авторизованных курсов ведущих производителей телекоммуникационного оборудования.

Фундаментальная теоретическая подготовка в сфере цифровой передачи информации, обширный практикум эксплуатации средств связи, навыки проведения исследований в области телекоммуникаций позволяют выпускникам факультета успешно работать в профильных подразделениях всех специальных служб страны, быть востребованными специалистами предприятий и организаций в высокотехнологичной отрасли связи и информатизации – одной из наиболее динамично развивающейся отрасли российской экономики.

Оперативно-технический факультет

Факультет готовит специалистов по специальности «Противодействие техническим разведкам» с присвоением квалификации «специалист по защите информации».

Область деятельности специалистов по противодействию техническим разведкам (ПДТР) включает исследования и разработки технических систем защиты информации, препятствующих получению техническими разведками информации, составляющей государственную тайну.

Специалисты по ПДТР находятся на самых передовых рубежах современных технологий, технических решений и научных исследований. Обучение на факультете отличается сочетанием углублённого изучения дисциплин естественнонаучного и математического циклов с обучением в областях микро- и радиоэлектроники, радиотехники, системотехники. Слушатели получают фундаментальную подготовку в областях физики, математики, микроэлектроники, радиотехники и нанотехнологий. Теоретическую основу специальности составляют курсы общей физики, квантовой физики, физики твёрдого тела, алгебры и математического анализа, теории колебаний, математической физики, теории вероятностей, теории случайных процессов, статистической радиотехники, программирования, математического моделирования, автоматизированного проектирования, цифровой и аналоговой микроэлектроники, микроэлектромеханики, компонентов микро- и наносистемной техники, правовых вопросов обеспечения защиты информации.

Практические инженерные навыки и навыки самостоятельной научно-исследовательской работы слушатели приобретают в лабораториях кафедры и научно-исследовательских институтов. В учебном процессе реализуется физтеховская система образования, сочетающая теоретическое обучение на кафедре с практической деятельностью в подразделениях ведомства.

Дальнейшая работа выпускников связана с разработкой современной цифровой и аналоговой техники, специальных технических средств, эксплуатацией систем защиты информации, научными исследованиями и созданием новых методов технической защиты информации.

Видео: Академия ФСБ РФ

Контакты Академии ФСБ России, адрес на карте

Адрес: 119602, город Москва, Мичуринский проспект, дом 70

Контактные телефоны: 8 (495) 989-31-31, 8 (495) 989-33-69

e-mail: [email protected]

Источник: Академия ФСБ РФ официальный сайт Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации — http://www.academy.fsb.ru/
 

Ангелина

youstudynew.com

Академия Федеральной службы безопасности России — Википедия (с комментариями)

Википедия объявляет 2019 год «Годом Биткоина» и представляет сайт
https://bitcoinom.org — лучший сервис для покупки и хранения Биткоинов.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 55°41′02″ с. ш. 37°28′08″ в. д. / 55.684° с. ш. 37.469° в. д. / 55.684; 37.469 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.684&mlon=37.469&zoom=17 (O)] (Я)К:Учебные заведения, основанные в 1921 году

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Академия ФСБ России) — военное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку офицеров Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других российских спецслужб и спецслужб дружественных государств. Академия образована 24 августа 1992 года указом Президента Российской Федерации на базе Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского и Академии пограничных войск[1].

Академия ФСБ России включает в себя Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ) и институт подготовки оперативного состава (ИПОС) в составе двух факультетов[2] — следственного и контрразведывательного. Также существуют отдельные факультеты: переводческий, заочного обучения, спецфакультет для иностранцев, факультет подготовки руководящих кадров. С 2007 года начальником академии является генерал-полковник В. В. Остроухов[3].

История

25 января 1921 года президиум ВЧК принял решение о создании постоянно действующих курсов подготовки оперативного состава. 27 апреля состоялись первые занятия, когда 150 курсантов начали прохождение курсов по подготовке оперативного состава ВЧК. Занятия проходили в старинной усадьбе XVIII века в центре Москвы на Покровке, д. 27. Преподавателями и слушателями были участники проводившихся в то время чекистских операций «Трест» и «Синдикат»[4]. Начальником курсов был назначен М. К. Романовский. День открытия курсов — 26 апреля 1921 года — считается днём начала истории Академии[5]. В 1922 году курсы были преобразованы в Высшие курсы ГПУ.

С мая 1930 года в Москве началось создание школы по подготовке и переподготовке чекистских кадров, которая с 4 июня 1930 года стала называться Центральной школой ОГПУ[6]. 14 июля 1934 года, после образования Народного комиссариата внутренних дел СССР, в состав которого вошли подразделения бывшего ОГПУ, Центральная школа ОГПУ была переименована в Центральную школу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР[6].

21 марта 1939 года Центральная школа ГУГБ НКВД СССР указом комиссара Госбезопасности Лаврентия Берии реорганизована в Высшую школу НКВД СССР[6].

К началу 1940-х годов каждый третий руководитель советских органов госбезопасности являлся выпускником курсов[4].

В период Великой Отечественной войны в школе было подготовлено более семи тысяч чекистов, ставших организаторами борьбы с фашистами[4]. Шестеро выпускников Высшей школы стали Героями Советского Союза — Д. Н. Медведев, В. А. Молодцов (посмертно), A. M. Рабцевич, В. А. Лягин (посмертно), П. А. Жидков и Е. И. Мирковский[5]. 30 августа 1945 года Высшая школа НКВД указом президиума Верховного Совета СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.

Постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 года была образована Высшая школа МГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трёхгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов. В апреле 1954 года состоялся выпуск 189 студентов, при этом 37 из них окончили школу с отличием.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 года Высшей школе КГБ было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского.

Выпускники школы 1960—80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звание Героя Советского Союза за выполнение специальных заданий в Афганистане получили В. Белюженко, Г. Зайцев, В. Карпухин, Б. Соколов[4].

24 августа 1992 года на основе Высшей школы имени Ф. Э. Дзержинского и Академии пограничных войск была создана Академия Министерства безопасности Российской Федерации.[7]

23 августа 1993 года был утверждён Устав Академии Министерства безопасности Российской Федерации.[8]

Структура

Как отметил в 2001 году заместитель начальника академии генерал-майор Сергей Колобашкин, научной и преподавательской работой в академии занимаются 40 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, более 100 докторов и 400 кандидатов наук. По его словам, «за пять лет учебы слушатели помимо фундаментальных контрразведывательных знаний получают полноценное юридическое образование, глубокую языковую и военную подготовку»[4].

Система дополнительного профессионального образования в академии включает повышение квалификации и переподготовку действующих сотрудников, а также специальную подготовку отобранных для службы в ФСБ людей с высшим образованием. Система дополнительного образования действует на всех факультетах, однако основным является факультет подготовки руководящих кадров (ФПРК).

В структуру Академии входит Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ), ведущий подготовку специалистов в области передачи, защиты и обработки информации. В 1949 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета постановлением Совета Министров СССР — закрытое отделение. Позднее на основе их объединения был создан технический факультет Высшей школы КГБ СССР. С 1992 года технический факультет Высшей школы был преобразован в Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Основными направлениями подготовки являются: криптография, прикладная математика, информатика и вычислительная техника, электронная техника, радиотехника и связь.

Начальники

В 1950—1960-е годы Высшей школой КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского руководили полковник А. Я. Ефимов, генерал-майор Е. И. Борисоглебский, генерал-майор А. Н. Куренков[9].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года Высшая школа им. Ф. Э. Дзержинского и Академия пограничных войск слиты в Академию Министерства безопасности Российской Федерации[3].

Учащиеся

Ранее принимали только прошедших службу в армии, теперь большинство поступает сразу после школы[10].

Требования военно-врачебной комиссии при поступлении на факультеты ИПОС гораздо выше, чем к поступающим в обычные военные учебные заведения.

Выпускники

Основная категория: Выпускники Академии ФСБ

Напишите отзыв о статье «Академия Федеральной службы безопасности России»

Примечания

  1. [www.academy.fsb.ru/i_hist_13.html История Академии ФСБ России на официальном сайте]
  2. [newsru.com/russia/21jun2008/fsb.html Бортников напутствовал медалистов Академии ФСБ России: вы «будете верны традициям, заложенным нашими ветеранами»] NEWSru.com 21 июня 2008 года
  3. 1 2 3 4 5 6 7 [www.academy.fsb.ru/i_hist_13.html История Академии ФСБ России] — Академия Министерства безопасности РФ
  4. 1 2 3 4 5 Витковский А. [www.fsb.ru/fsb/smi/overview/single.htm!id%[email protected] Академия ФСБ — terra incognita] // Парламентская газета, 28 апреля 2001
  5. 1 2 Комиссаров В. [www.politika-magazine.ru/%B978/_statia-07.html Юбилей Академии ФСБ России] // Политика, № 78, май 2006 года
  6. 1 2 3 Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов в 8 т. Том 1. Накануне. В 2-х кн. Кн. 2 (1 января — 21 июня 1941 г.). —М.: А/О «Книга и бизнес», 1995. —406 с. — стр 4
  7. Указ Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. № 931 «[www.academy.fsb.ru/hist_pict/image101.jpg О создании Академии Министерства безопасности Российской Федерации]»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 [www.academy.fsb.ru/i_hist_12.html История Академии ФСБ России] — Высшая школа КГБ СССР им. Дзержинского
  10. [www.nomad.su/?a=10-200301250019 Валентин Власов: Чеченский язык у нас преподают с 1993 года — | Номад]
  11. [www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=1258171 ЧЕЛОВЕК ИЗ КГБ В РАЗВЕДКЕ НАТО]. Проверено 16 апреля 2013. [www.webcitation.org/6Fx0FKsmW Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013].

Ссылки

  • [www.academy.fsb.ru/ Официальный сайт]
  • [www.agentura.ru/dossier/russia/fsb/structure/akademy/ Академия ФСБ на сайте agentura.ru]

См. также

Отрывок, характеризующий Академия Федеральной службы безопасности России

Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j’ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.
– Нет, это нельзя, – сказала она решительно, всплеснув руками. – Non, Marie, decidement ca ne vous va pas. Je vous aime mieux dans votre petite robe grise de tous les jours. Non, de grace, faites cela pour moi. [Нет, Мари, решительно это не идет к вам. Я вас лучше люблю в вашем сереньком ежедневном платьице: пожалуйста, сделайте это для меня.] Катя, – сказала она горничной, – принеси княжне серенькое платье, и посмотрите, m lle Bourienne, как я это устрою, – сказала она с улыбкой предвкушения артистической радости.

wiki-org.ru

Российские шпионские школы изнутри | Общество | ИноСМИ

Черный «Мерседес»-внедорожник катится по широким московским улицам, музыка напоминает клип из наиболее популярных частей какой-то из серий «Стыда» (Skamпопулярный норвежский молодежный сериал — прим. ред.). Из окон высовываются молодые люди, которые поднимают бокалы и что-то кричат. Вся группа орет прямо на камеру, как футболисты в поездке.


Похожее на самую обычную вечеринку по случаю удачно сданных экзаменов видео выложено на YouTube летом прошлого года. Норвежцев, привыкших к шумному поведению выпускников старшей школы, этим шокировать трудно. Но это были необычные студенты. Это были только что выпустившиеся агенты из Академии ФСБ — учебного заведения, которое готовит агентов для российской службы безопасности.


Академия ФСБ — не единственная, все три российские службы безопасности — ФСБ, СВР и ГРУ — имеют свои собственные учебные заведения. Или — если использовать слово, больше подогревающее фантазию, — шпионские школы.


Кто они по профессии, кто они? Что они делают? Есть ли у них в учебном плане такой факультатив, как «накладывание бороды»?


Видео, сделанное летом прошлого года, привлекло к себе внимание многих СМИ во всем мире — потому что тогда удалось краем глаза заглянуть в мир, мало кому известный. Но для тех, кто знает коды, это говорило о многом:


«Это было шокирующим свидетельством коррупции, моральной коррупции изнутри. Я не могу представить себе, чтобы нечто подобное произошло в мое время», — говорит в беседе с корреспондентом VG 54-летний Александр Васильев, который в 1980-е годы и сам учился, чтобы потом работать в КГБ.


Лучшие из лучших


Первые предшественники сегодняшних агентов — так называемые чекисты — начали свою скрытую ото всех работу сразу после революции 100 лет тому назад. Именно оттуда идут прямые линии к трем службам, существующим сегодня:


В Академии ФСБ получают образование будущие офицеры, задача которых — обеспечение внутренней безопасности России. СВР обучает шпионов, которые будут работать за границей, в то время как ГРУ, военная разведка, имеет свои собственные учреждения.


«На Западе все согласны с тем, что те, кого Россия направляет за границу, очень хорошо образованы и весьма способны. Они — профессионалы», — говорит Гейр Хоген Карлсен (Geir Hågen Karlsen), старший преподаватель стратегических коммуникаций в Училище по подготовке офицерского состава Вооруженных сил Норвегии.


Карлсен никогда не посещал ни одну из школ, в которых готовят агентов, но он видел результаты:


«Они знают язык, знают культуру, они хорошо знакомы с особенностями межчеловеческого общения, умеют устанавливать связи и завязывать контакты», — рассказывает он.


Представьте себе Анну Чапман: в 2010 году рыжая красотка была разоблачена вместе с девятью другими как глубоко законспирированный агент России в США. Она, в частности, стала одним из тех, кто вдохновил на создание телесериала «Американцы» («The Americans»). Подобное существование требует долгих лет обучения.

© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанкАнна Чапман, бывшая агент российской разведки

Путь к школе в лесу


«Все было не так: нас не учили переодеваться, использовать парик и темные очки. Это было бы глупо. Нас учили тому, как скрывать нашу шпионскую сущность, не выдавать себя».


Так Александр Васильев рассказывает о времени, проведенном там, что тогда называлось Краснознаменным институтом имени Андропова. Сегодня Школа КГБ известна как Академия СВР.


VG беседует с Васильевым по телефону, он в Лондоне, где работает как журналист и писатель, но родился и вырос он в Москве. В начале 1980-х годов он послушно изучал журналистику в Московском Государственном университете. Он должен был это делать, иначе не попал бы в КГБ.


«В мое время надо было только ждать и надеяться. Попасть туда было возможно, если на тебя обратят внимание».


VG: А как можно было привлечь к себе внимание?

 

«Надо было хорошо учиться. Быть политически корректным, много не пить, не рассказывать анекдоты про Брежнева. Меня завербовали в конце четвертого курса, на факультете ко мне подошел человек и сказал, что есть люди, которые хотели бы поговорить со мной о моем будущем», — говорит Васильев.


Васильеву было совершенно ясно, что это означало, именно об этом он и мечтал. И в 1985 году он начал двухлетнее обучение в той же школе, что и знаменитый однокашник: президент России Владимир Путин.


Эти двое никогда не встречались. Путин уже работал в КГБ, он учился по программе, рассчитанной на один год, и жил в другой части школы. Но место, в котором они оказались, было чудесным, вспоминает Васильев: в лесу под Москвой, с тренажерным залом, плавательным бассейном, двумя теннисными кортами и жилыми помещениями.


«Это было как дом отдыха. Разумеется, за всем и всеми следили, да и по сравнению с нынешними стандартами это было ничто. Но по тогдашним меркам это было очень здорово, — рассказывает он.


Прямо из старшей школы


Времена меняются. Сегодня у способных россиян больше возможностей сделать карьеру, и у ФСБ — самого большого преемника КГБ — уже нет возможностей отбирать и отбраковывать из самых лучших:


«Если ты из Москвы, то это вовсе необязательно что-то выдающееся — поступить в Академию ФСБ. Но для тех, кто приехал из других регионов, это может быть здорово», — рассказывает в беседе с VG Андрей Солдатов, российский журналист и один из ведущих в мире экспертов по службам безопасности страны.


«Тут речь идет об экономическом положении, трудно найти работу, за которую платят хорошие деньги».


Времена, когда кто-то ждал, когда же с ним свяжутся, — тоже в прошлом:


«Ты можешь учиться в техническом университете и быть завербованным, или же можешь сам попроситься на работу в ФСБ. Они даже проводят конкурсы в школах и таким образом набирают людей», — рассказывает Солдатов.


Расписание: физкультура, патриотизм, терпимость по отношению к коррупции


Трудно что-то сказать о том, что же происходит в советской кирпичной многоэтажке Академии на Мичуринском проспекте в Москве.

 

«Они не особо открыты, вы не можете увидеть, что там преподают или по каким учебникам там занимаются. Это должно оставаться тайным», — говорит Андрей Солдатов.


Немногое ФСБ сама рассказывает на своем сайте: например, что обучение длится пять лет, и что студенты специализируются либо на иностранных языках, либо на информационных технологиях.


Важную роль играет и физическое воспитание: студентов обучают ближнему бою, плаванию, гимнастике, боксу, лыжам и другим видам спорта. Кроме того, они получают «патриотическое образование» — посвященное «славным страницам российской истории, истории вооруженных сил страны и спецслужб», если верить информации на сайте.

Süddeutsche Zeitung
Helsingin Sanomat
CNN


И это все?


Марк Галеотти (Mark Galeotti), изучающий российские службы безопасности в Европейском совете международных отношений (The European Council of Foreign Relations) в Польше, указывает на то, что будни многих сотрудников ФСБ мало напоминают шпионские страсти:


Среди 350 тысяч сотрудников этой службы много конторских крыс — тех, кто перекладывает бумаги с 9 до 5, с понедельника по пятницу.


«Обучение проходит по-разному. Если ты должен стать аналитиком, тебя учат только этому, никаких там накладных бород и прочего», — говорит он.


«Тогда тебя учат, как обращаться с большими объемами информации, как анализировать соцсети, прослушивать телефоны, ты получаешь технические навыки такого рода».


У агентов, которые должны будут работать «в поле», программа обучения более обширна: их учат «анализировать ситуацию», следить за людьми, делать так, чтобы сами они оставались незамеченными. Но, по мнению Галеотти, самый главный навык ФСБ сейчас заключается совсем в другом:


«Самое главное — социализация. Их очень волнует то, чтобы у них был нужный тип людей, те, кто вписывается в господствующую культуру».


— А что это значит?


«Быть лояльным Кремлю, быть лояльным по отношению к такому учреждению, как ФСБ. Но если говорить совсем честно, то быть таким, кто терпит коррупцию и кому она нравится. Дело в том, что ФСБ очень коррумпирована, и раздражающих моралистов там быть не должно», — говорит Галеотти.


Их готовили шпионы, укравшие атомные секреты


Для настоящих шпионов, преемников Александра Васильева и Анны Чапман, все по-другому: Академия СВР по-прежнему считается более престижной.


У Васильева сложилось впечатление, что с его времен методы не слишком изменились:


«У нас преподавали иностранные языки, политику, экономику — обычные предметы. А еще были специальные: как вербовать агентов, как с ними обращаться, как проверить, есть ли за тобой слежка», — рассказывает он.


«У нас были и практические упражнения, например, какой-то старший офицер играл роль иностранца. А я должен был либо завербовать его для КГБ, либо он играл роль уже завербованного, а я должен был с ним работать».


Васильев рассказывает, что среди его учителей был Анатолий Яцков, один из тех агентов КГБ, которые в 1940-е годы украли у США секреты, связанные с атомной бомбой.


— А что было самым сложным?


«На самом деле вербовка агента сложнее, чем работа с ним, но вообще-то все сложно. Отношения очень личностные. С одной стороны, это человек, которого ты должен контролировать, с другой стороны, тебе необходимо ему понравиться».


Утомительно приятные годы


Во время учебы Васильев и его однокашники жили под псевдонимами — имя было подлинным, а фамилия — вымышленной, это было сделано из соображений безопасности. Васильев вспоминает учебу как два трудных года:


«Ты должен был быть хорошим со всеми. Это могло быть жутко утомительно, но ведь в этом состояло одно из требований будущей работы: ты должен был уметь налаживать и поддерживать контакты. Если ты не можешь быть в хороших отношениях практически со всеми, кто тебя окружает, ты не можешь стать шпионом.


Внезапно, прямо во время беседы, телефонный разговор с Лондоном, где сейчас живет бывший агент, прерывается. Пара минут усилий, и нам удается восстановить контакт:


«Нас прервали. Сами понимаете, российские хакеры», — смеется Васильев.


Васильев должен был стать агентом под прикрытием. Он должен был отправиться за границу как журналист, но в то же время он должен был заниматься шпионажем и вербовать информантов от имени КГБ. Служба безопасности (норвежской полиции — прим. ред.) PST полагает, что половина сотрудников российского посольства в Норвегии сейчас — сотрудники служб безопасности.


Многочисленные разведчики государства


Сегодня ссылку на учебу в российских шпионских учебных заведениях можно увидеть в резюме очень многих сотрудников российского госаппарата. Но это не потому, что образование там так высоко ценится, речи о том, что это какая-то российская «Лига плюща», нет.


Речь, скорее, идет о президенте Путине: когда он после Бориса Ельцина пришел к власти в России, Путину нужны были люди, которым он мог бы доверять — так почему же было не поискать среди старых коллег?


Но не все русские, обученные разведывательной работе, начинают работать на государство. Евгений Касперский, всемирно признанный эксперт в области кибербезопасности и основатель «Лаборатории Касперского» — один из тех, кто учился в Академии ФСБ.

© РИА Новости, Владимир Трефилов | Перейти в фотобанкЕвгений Касперский

«Такая область, как информационные технологии, нуждается в людях, имеющих, например, навыки шифрования. А выпускников Академии считают способными, у них хорошая репутация», — рассказывает Андрей Солдатов.


Видеоскандал, не слишком благопристойное празднование на улицах мог подмочить репутацию. После того, как появилось видео, пошли разговоры о том, что же будет со студентами ФСБ: выгонят? Или вышвырнут преподавателей? Или же направят служить в Восточную Сибирь, как предположило одно информационное агентство?


«Ходили слухи, что их отчислят, но, насколько я слышал, ничего не произошло. Все так и закончилось», — говорит Солдатов.


Галеотти говорит, что обычные русские отреагировали на видео с очевидным негодованием. О высокомерии ФСБ знают все, а это стало чуть более явным доказательством. И Васильев из Лондона разделает эту точку зрения.


«Я помню из времен моей собственной учебы, как одного парня исключили за то, что он продал другому свой спортивный костюм. Не думаю, что это была спекуляция, что он на этом что-то заработал, но все равно: его отчислили. С точки зрения морали, он поступил неправильно», — говорит он.


«В советское время быть офицером КГБ было очень престижно, это была своего рода элита общества, так бы я сказал. А сейчас я на самом деле не знаю, какие люди попадают на службу в разведку».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Академия Федеральной службы безопасности России

Академия Федеральной службы безопасности России (Академия ФСБ) — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку офицеров Федеральной службы безопасности и других российских спецслужб. Академия образована 24 августа 1992 года указом Президента РФ на базе Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского и Академии погранвойск[источник не указан 326 дней].

Академия ФСБ включает в себя Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ), институт подготовки оперативного состава (ИПОС), а также три самостоятельных факультета[1]: следственный, контрразведывательный, переводческий, заочного обучения, спецфакультет для иностранцев. С 2007 года начальником академии является генерал-полковник В. В. Остроухов[2]

История

25 января 1921 года президиум ВЧК принял решение о создании в России постоянно действующих курсов подготовки оперативного состава. 27 апреля состоялись первые занятия, когда 150 курсантов начали прохождение курсов по подготовке оперативного состава ВЧК. Занятия проходили в старинной усадьбе XVIII века в центре Москвы на Покровке, д. 27. Преподавателями и слушателями были участники проводившихся в то время чекистских операций «Трест» и «Синдикат»[3]. Начальником курсов был назначен М. К. Романовский. День открытия курсов — 26 апреля 1921 года — считается днём начала истории Академии[4]. В 1922 году курсы были преобразованы в Высшие курсы ГПУ.

С мая 1930 года в Москве началось создание школы по подготовке и переподготовке чекистских кадров, которая с 4 июня 1930 года стала называться Центральной школой ОГПУ[5]. 14 июля 1934 года, после образования Народного комиссариата внутренних дел СССР, в состав которого вошли подразделения бывшего ОГПУ, Центральная школа ОГПУ была переименована в Центральную школу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР[5].

21 марта 1939 года Центральная школа ГУГБ НКВД СССР реорганизована в Высшую школу НКВД СССР[5].

К началу 1940-х годов каждый третий руководитель советских органов госбезопасности являлся выпускником курсов[3].

В период Великой Отечественной войны в школе было подготовлено более семи тысяч чекистов, ставших организаторами борьбы с фашистами[3]. Шестеро выпускников Высшей школы стали Героями Советского Союза — Д. Н. Медведев, В. А. Молодцов (посмертно), A. M. Рабцевич, В. А. Лягин (посмертно), П. А. Жидков и Е. И. Мирковский[4]. 30 августа 1945 года Высшая школа НКВД указом президиума Верховного Совета СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.

Постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 года была образована Высшая школа МГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трёхгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов. В апреле 1954 года состоялся выпуск 189 студентов, при этом 37 из них окончили школу с отличием.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 года Высшей школе КГБ было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского.

Выпускники школы 1960—80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звание Героя Советского Союза за выполнение специальных заданий в Афганистане получили В. Белюженко, Г. Зайцев, В. Карпухин, Б. Соколов[3].

Структура

Как отметил в 2001 году заместитель начальника академии генерал-майор Сергей Колобашкин, научной и преподавательской работой в академии занимаются 40 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, более 100 докторов и 400 кандидатов наук. По его словам, «за пять лет учебы слушатели помимо фундаментальных контрразведывательных знаний получают полноценное юридическое образование, глубокую языковую и военную подготовку»[3].

Система дополнительного профессионального образования в академии включает повышение квалификации и переподготовку действующих сотрудников, а также специальную подготовку отобранных для службы в ФСБ людей с высшим образованием. Система дополнительного образования действует на всех факультетах, однако основным является факультет подготовки руководящих кадров (ФПРК).

В структуру Академии входит Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ), ведущий подготовку специалистов в области передачи, защиты и обработки информации. В 1949 году постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета постановлением Совета Министров СССР — закрытое отделение. Позднее на основе их объединения был создан технический факультет Высшей школы КГБ СССР. С 1992 года технический факультет Высшей школы был преобразован в Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Основными направлениями подготовки являются: криптография, прикладная математика, информатика и вычислительная техника, электронная техника, радиотехника и связь.

Начальники

В 1950—1960-е годы Высшей школой КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского руководили полковник А. Я. Ефимов, генерал-майор Е. И. Борисоглебский, генерал-майор А. Н. Куренков[6].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года Высшая школа им. Ф. Э. Дзержинского и Академия пограничных войск слиты в Академию Министерства безопасности Российской Федерации[2].

Учащиеся

Ранее принимали только прошедших службу в армии, теперь большинство поступает сразу после школы[7].

Требования военно-врачебной комиссии гораздо выше, чем к поступающим в обычные военные учебные заведения.

Выпускники

Основная категория: Выпускники Академии ФСБ

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *