Китай, Индия и Япония. Три вершины индоазиатского треугольника
10:00  21 Января 2016
6 710
Индия и Япония становятся всё ближе друг к другу. Высокопоставленные представители правительств обеих стран высоко оценили друг друга во время визитов на высоком уровне и подписали ряд соглашений о безопасности, торговле и инвестициях. Обе страны понимают, что их сближение будет иметь серьёзные экономические преимущества. Американские аналитики считают, что это «дружба против Китая».
Хотя Вашингтон давно говорит об «азиатском развороте», на деле присутствие США в регионе уменьшается. С 1990 года тихоокеанский флот США сократился с 230 надводных кораблей до сотни. И кажется, что сокращение будет идти дальше. Индии и Японии теперь самим придётся обеспечивать свою безопасность. А опасность, по мнению американцев, представляет Китай.
Китайские амбиции
В Южно-Китайском море находятся Парасельские острова и архипелаг Наньша. Это более сотни островков и рифов, на которые претендуют сразу несколько стран: Китай, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины. И это не просто голые скалы. В этом регионе по данным Минэнерго США сосредоточено 5.4 млрд. баррелей нефти и 55.1 трлн. кубометров природного газа. За такой куш не грех и побороться. И хотя претендентов на острова много, США обвиняют только Китай в агрессивности, отправляя при этом эсминцы в район спорных островов.
Китайско-индийские отношения
Китай по ВВП находится на первом месте среди всех стран мира. Китай также является первой в мире страной по объёмам экспорта. КНР – ядерная держава, обладающая крупнейшими в мире валютными резервами. По количеству населения Китай является мировым лидером. Индия занимает третье место по объёмам экономики и второе по численности населения. Обе страны входят в БРИКС. Объём взаимной торговли составляет 9.83% от общего.
Индия и Китай – древнейшие страны, отношения между которыми насчитывают более 2000 лет. За такое время между этими странами было разное. Пограничные конфликты между ними до сих пор до конца не решены, но это не мешает им быть самыми крупными торговыми партнёрами в регионе.
В октябре 2005 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань заявил:
«Китай и Индия – добрые соседи и хорошие друзья, их отношения стратегического сотрудничества и партнерства, ориентированные на мир и процветание, имеют огромное значение для народов обеих стран и всего мира».
В июне 2012 года Китай заявил, что «китайско-индийские связи» могут стать наиболее важным двусторонним партнёрством века. В том же месяце председатель госсовета КНР Вэнь Цзябао и индийский премьер-министр Манмохан Сингх поставили цель: увеличить объём двухсторонней торговли до 100 млрд. долларов в 2015 году.
Из этих фактов совершенно непонятно, как американский политический обозреватель делает вывод о возможных трениях между Индией и Китаем. Вряд ли заключение японско-индийского договора сможет испортить отношения между этими двумя странами. Может быть, у Пекина с Токио столь плохие отношения, из-за которых договор Индии с Японией может отразиться на индийско-китайских отношениях?
Китайско-японские отношения
Япония – не менее древняя страна, чем Китай. Когда-то она подверглась сильному культурному влиянию Китая, заимствовав оттуда иероглифическую письменность и религию.
Японско-китайские отношения насчитывают почти 20 веков. За это время между странами бывали серьёзные конфликты. Во время Второй мировой войны японская армия оккупировала Китай и совершила немало военных преступлений. Тем не менее, отношения между двумя странами нормализуются.
В 1978 году был подписан Китайско-японский договор о мире и дружбе. В октябре 1978 года Дэн Сяопин в ходе визита в Токио потребовал возмещения ущерба от бывшей державы-агрессора. Япония начала оказывать Китаю «официальную помощь развитию» в виде низкопроцентных займов и грантов на основе пятилетних планов помощи. Всего за 1979 — 2008 годы японские правительства перевели в Пекин около 45 млрд долларов (включая 40,5 млрд в виде долгосрочных займов и 4,5 млрд. в виде грантов). В среднем более 60% иностранных студентов и стажеров, обучавшихся в Японии по линии технического сотрудничества за счет ее правительства, составляла китайская молодежь.
Индийско-японские отношения
Осталось только разобрать отношения в третьем углу треугольника Китай-Индия-Япония. Активные связи между Японией и Индией начались в VI веке, когда индийские буддийские монахи приехали в Японию проповедовать буддизм. Буддизм и индийская культура оказали большое влияние на японцев и являются важным фактором в тёплых отношениях между двумя странами.
Индия и Япония являются второй и третьей экономиками Азии. Для японских банкиров Индия является самым привлекательным местом для инвестиций. Количество японских компаний в Индии с 2006 года выросло в шесть раз – с 267 до 1800. Японцы планируют построить в стране систему скоростной железной дороги по образцу своей «Синкансэн». Китай предлагает схожий проект, но за меньшую цену.
Как видим, ничего экстраординарного в сближении Индии и Японии нет. Это американцы всё мечтают, что Япония, будучи даже не союзником, а вассалом США, сможет переманить Индию на сторону Вашингтона, сделав её геополитическим соперником Китая. Только в Вашингтоне почему-то забыли, что Индия вместе с Китаем входит в БРИКС и имеет множество совместных проектов.
Так что, может получиться даже наоборот: не японцы переманят индусов, а Индия сделает Японии такое предложение, от которого невозможно отказаться. Ведь первые четыре буквы БРИКС – это страны, входящие в десятку ведущих экономик мира. Япония с её четвёртым местом неплохо впишется. Вопрос только в том, куда поставить букву Я в этой формуле.
slovodel.com
Индийско-японские отношения — Википедия
Индийско-японские отношения | |
Индия | Япония |
Индийско-японские отношения были прочными на протяжении всей истории. Между Индией и Японией веками шёл культурный обмен, в первую очередь в результате распространения буддизма, косвенно из Индии в Китай, а затем и в Японию. Во время Второй мировой войны японская императорская армия использовала войска Индийской национальной армии в боях против британских сил. Индия является крупнейшим получателем японской официальной помощи в целях развития.
Дипломатичес
ru.wikipedia.org
Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
Доклад
на тему : Система образования
в Японии, Китае, Корее, Индии.
Выполнил :
студент 301 группы
ф-та Истории и права
Костин Е. М.
Проверил : Грачёв С. В.
Саранск 2002
План :
1. Образование в Японии
2. Образование в Китае
3. Образование в Корее
4. Образование в Индии
1. Образование в Японии
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его
приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и
трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850
иероглифов – минимум, установленный министерством просвещения (но даже
для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше – до 3 тысяч).
Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших
классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения
и произношения.
Помимо иероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые
азбуки по 48 знаков каждая, а также латинский алфавит. Немалых усилий
требует и изучение истории своей страны. Ведь в Японии по сей день
официальное летосчисление ведется не по европейскому календарю, а по
годам правления императоров. Эти названия условных исторических эпох
обозначаются иероглифами, нередко архаичными, которые также надо
заучить. За шесть лет жизнерадостные крепыши успевают сильно
перемениться.
Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются
учиться, но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне
необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в
университет.
Эти школы называются “дзюку”, в переводе – “школа мастерства”, но
правильнее было бы сказать – “репетиторская школа”. Там специально
нанятые учителя еще раз обьясняют детям то, что уже было сказано в школе
днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на
экзамене.
Первые “дзюку” появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера
живописи, традиционной каллиграфии, искусства владения мечом. В каждой
из них обучалось несколько дворянских юношей, и занятия проходили
спокойно, в созерцательном восточном духе.
Нынешние репетиторские школы избавлены от перенаселенности
государственных школ (где в одном классе занимаются до 40-45 учеников),
от казенщины и отчужденности в отношениях между школьниками и учителями.
И если раньше учеба в “дзюку” требовалась для поступления лишь в самые
лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в
рядовые.
В “дзюку” занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их посещает
одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все
старшие.
Даже если бы месячная оплата посещения “дзюку” была выше нынешней –
около 20 тысяч иен при средней зарплате 300 тысяч, – то родители без
ропота сносили бы и ее: здесь не принято жалеть деньги на учебу детей, и
такой способ вложения капитала считается самым надежным.
Годовой доход всех “дзюку” составляет немыслимую сумму в триллион иен,
сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в
мире нет.
Учебный год в Японии – самый, наверное, длинный: 240 дней. И несмотря на
это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены
сидеть над учебниками еще по 5-6 часов в день. Увильнуть невозможно.
Бдительные родительницы, охваченные маниакальным стремлением определить
своих детей в университеты, непременно престижные, не позволят чадам
подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не будет выполнена.
Попытаться ввести японских матерей в заблуждение – напрасный труд. Они
не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже
учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задача по
физике или вызубрен параграф из курса географии. Нынешних мам недаром
прозвали “кеику мама” – “мама, одержимая образованием”. Такая мама не
остановится перед тем, чтобы пойти в школу, когда заболел ребенок, сесть
за его парту и дословно записать обьяснения учителей по всем предметам.
Дома она заставит ребенка выучить все “назубок”.
Японские семьи живут тесно. Родители с их разговорами, телевизор, возня
братьев или сестер мешают заучивать наизусть. Выход из ситуации был
найден удивительно прагматичный и бесчеловечный. Промышленность
выпустила разборные деревянные ящики в рост сидящего человека с партой и
электрической лампой внутри – этакие наглухо изолированные от внешнего
мира одиночные камеры. Отпирается только снаружи: не вызубрил – не
выйдешь.
В стране помимо государственных школ действует неширокая сеть частных, в
которых вообще нет переводных экзаменов от первого класса до последнего,
и родители, желающие уберечь своих детей от стрессов и перегрузок, могут
отдавать их туда. Однако мало кто пользуется услугами этих школ,
большинство предпочитает с малых лет бросать детей в пучину конкурентной
борьбы. Ведь в японском обществе ценят только деловые качества человека,
воспитанные трудом, и ничто другое – ни заверения в преданности общему
делу, ни угождение начальству, ни телефонный звонок министра – не в
силах изменить этот стереотип.
Японские школьники не учатся, а учат. Именно учат: исторические факты –
все подряд по хронологической таблице; английские слова – по словарю,
страница за страницей; названия станций на главных железнодорожных
магистралях – по расписанию поездов: маршрут за маршрутом. На экзамене
по истории Японии необходимо знать хронологию событий, имена
императоров, предводителей восстаний. Но не дай Бог изложить СОБСТВЕННЫЕ
предположения о причинах этого восстания – экзаменаторы провалят
абитуриента, им нужен прилежный, покладистый и обязательно
дисциплинированный ученик, покорно выполняющий задания.
Другое дело – блеснуть на экзамене по философии, цитируя наизусть труды
философов, например Канта. И не важно, что вы ничего не понимаете из
написанного в “Критике чистого разума”, главное, что вы без запинки
декламируете: “В метафизической дедукции априорное происхождение
категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими
логическими функциями мышления”.
В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что 60
процентов из них никогда не чистили для себя даже яблока, не приготовили
ужин и не накрыли на стол. Они зубрят по 10 часов в сутки. По самым
скромным подсчетам, 200 тысяч маленьких японцев ненавидят школу. 30
тысяч из них даже отказываются в нее ходит
ukrreferat.com
Индия, Китай и Япония в XVI – XIX вв.
Индия, Китай и Япония в XVI – XIX вв.
Индия, одно из самых населенных государств мира, из-за обширности территории, жаркого климата, упорного сопротивления многочисленных княжеств, располагавших сильными армиями, оставалась недоступной воинственным племенам Азии. В период экспансии арабских, мусульманских народов был покорен север Индии, где появился Делийский султанат.
В ХУ веке князья Центральной Индии, опираясь на поддержку части феодалов, захватили большую часть Делийского султаната. Это побудило мусульманских феодалов севера Индии обратиться за помощью к З.Бабуру 91483-1530), который набрав сильную армию на территории Средней Азии и Афганистана, вторгся в Индию и основал империю Великих Моголов. Объединение Индии способствовало развитию торговых связей между отдельными княжествами. Постепенно развивались и товарно-денежные отношения. Однако особенности индийского общества препятствовали переходу к мануфактурному производству. Сохранялась жесткая кастовая система. Около трех четвертей населения Индии исповедовали индуизм, в то время как завоеватели Моголы были мусульманами. Главной опорой их власти выступала армия, которая формировалась на основе военно-ленной системы. Великий Могол наделял своих приближенных условными земельными владениями – джагирами. Новые феодалы получали налоги с крестьянских общин. Они шли на содержание войск.
В 1720-1740 гг. В Центральной Индии сложилась конфедерация маратхских княжеств, которая подчинила себе большую часть владений Великих Моголов. Решающий удар их государству нанес иранский завоеватель Надир-шах. Его войска в 1739 г. заняли и разгромили столицу Моголов Дели. Это сделало власть Моголов чисто номинальной. После смерти Надир-шаха и распада его державы север Индии стал ареной борьбы между афганскими феодалами, маратхскими князьями и сикхами. Англия непрерывно расширяла свои владения в Индии. Начиная с 1757 г. Ост-Индская английская компания в течение приблизительно ста лет захватила почти весь Индостан. Франция имела колонии на островах Вест-Индии, пыталась закрепиться в Индии, но была вынуждена отступить под натиском англичан, и сохранила лишь несколько приморских городов. В 1858г. была ликвидирована Ост-Индская компания и Индия стала частью Британской империи. С этого времени реформы стали проводиться особенно активно и быстро ( рос частный капитал, создан законосовещательный орган – Индийский совет, создается новая национальная интеллигенция).
Япония
С ХУ1 в. Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций. Страна была практически закрыта для иностранцев – исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось вести торговлю. Но Япония продолжала усваивать достижения других культур, через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. В Японии сформировалась уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций .
В ХУ1 веке Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны вызвали экономический кризис и породили социальную нестабильность. Перед Японией остро стала проблема объединения страны и усиления центральной власти. Эта сложная задача решалась на протяжении многих лет. Току Гава Иэясу провозгласил себя в 1603 г. сегуном (военачальник) и приступил к реформам, которые должны были укрепить власть. Сегунат рода Токугавы просуществовал вплоть до середины Х1Х века. Режим Токугавы дал стране стабилизацию, на определенное время был преодолен экономический кризис. Именно этот период «восточное» начало заявило о себе во весь голос. Оно проявилось в деспотичной форме правления, вмешательстве государства в экономические процессы, в частную жизнь людей. Но предшествующий период «свободного» развития Японии не пропал бесследно : сегунат был вынужден считаться с правами владельцев дайме на частную земельную собственность, с зарождающимися буржуазными отношениями, хотя и пытался провести их огосударствление. Процесс рождения нового общества шел, хотя и в замедленном темпе, и в конце концов привел в 1868 г, к знаменитым реформам Мэйдзи, когда западная модель вновь вышла на первый план.
Китай
В ХУ1 веке в Китае расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда. Государство имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, но в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.
В Китае была распространена система коллективной ответственности. Огромную силу приобрели семейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством (большие кланы представляли собой мощные, крепкие организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи).
В китайском обществе действовал принцип равных возможностей, т.е. возможность войти в элитный слой общества.
В ХУП-ХУШ вв. Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциалами, что позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианского Китая проявилась позднее, в Х1Х в., когда Запад стал все больше активизировать свою колониальную политику.
Китай к ХУШ веку представлял собой централизованную монархию. Манъчжурские феодалы после крестьянских восстаний, подорвавших власть династии Мин, установили над этим самым населенным государством мира безраздельное господство. Манъчжурская династия Цин, правившая Китаем с 1644 по 1912 г., выстроила жесткую пирамиду власти ( государству принадлежала значительная часть пригодных земледелий, должностные лица назначались сверху и т.д.
В условиях жесткой централизации власти основной формой протеста стало создание тайных обществ, готовящих восстание для свержения династии( им удалось подготовить и организовать ряд восстаний «триада»- 1786-1788гг., «белый лотос» -1774-1775 гг.)
Эти восстания свидетельствуют о неблагополучном положении в Цинской империи, подавлялись властями, но им не удавалось разгромить тайные общества. Европейские колониальные державы, заинтересованные в «открытии» китайского рынка, в ХУШ веке не смогли воспользоваться обострением внутренних противоречий в Китае. Англия, наиболее активно проводящая политику колониальной экспансии, увязла в конфликте со своими североамериканскими колониями.
С 1820-х гг. большой размах приобрела продажа опиума в Китай. Ост-Индская компания наладила его массовое производство в Индии, организовала его ввоз в южные порты Китая. Она вызвала рост наркомании в стране и отток серебра, игравшего роль основной валюты. Конфискация запасов опиума у английских купцов дали Англии повод для войны с Китаем, начавшейся в 1840 г.- первая «опиумная» война. В 1842 г. Китай вынужден был принять английские условия мира. Эти соглашения ставили Китай в неравноправное положение.
Аналогичные соглашения Китай подписал с США. Францией и Россией. На китайский рынок хлынули европейские товары. Это разоряло китайские мануфактуры и сельских ремесленников. Продолжалась торговля опиумом.
Во второй «опиумной» войне (1856-1860) Китай вновь потерпел поражение. Англо-Французские войска заняли и разгромили Пекин. Императорский двор согласился на все условия победителей – выплатить контрибуцию, открыть иностранные посольства в Пекине и предоставить доступ иностранным купцам ко всей территории страны, а также снизить пошлины.
Россия, хотя и не участвовала в войне, получила от Китая существенные льготы для своей торговли, уступки в территориальных вопросах , в частности отказ Китая от Уссурийского края.
Тюркские племена в период монгольских завоеваний откочевали в Малую Азию. При Османе 1 (1282-1326), по его имени стали называться создаваемая ими империя, турки подчинили себе большую часть византийских владений в Малой Азии, заставив Константинополь платить дань. При преемниках Османа турецкие войска хлынули на Балканский полуостров, завоевали болгар, разгромили сербских феодалов на Косовом поле в 1389 г., опустошили Венгрию. Начатый против османов крестовый поход завершился неудачей.
В ХУ1 веке Турция умело использовала конфликты между европейскими державами, Она сблизилась с Францией, соперничающей с Габсбургами за господство в Европе. В 1529 г. Турки осадили Вену, в 1541 г. Им удалось захватить столицу Венгрии – Будапешт. Габсбурги были вынуждены выплачивать Османской империи ежегодную дань. Лишь к концу ХУ1 века Южная и Центральная Европа отчасти избавились от турецкой угрозы.
В 1571 г. коалиция Испании, Венеции, государств Италии, созданная по инициативе папы римского, добилась победы над Турцией. Наступление ХУШ века ознаменовалось упадком Османской империи.
Поделиться ссылкой:
Похожее
borzilova.ru
ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ. 100 великих географических открытий
ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ
По-видимому, связи Китая с Индией возникли в незапамятные времена, но не осталось никаких письменных следов этих контактов. Поэтому первооткрывателем Индии с севера, со стороны Китая, считается буддийский монах Фа Сянь, оставивший описание своего длительного и нелегкого путешествия, совершенного в IV веке. Он вышел в 399 году с группой паломников-буддистов из города Сиань на реке Вэйхэ. Это тот самый город, откуда начинался Великий Шелковый путь. В ту пору он был заброшен и до его возрождения оставалось ни много ни мало девять столетий.
Путь начинался с пересечения гигантского пустынного пояса Алашань — Бэйшань — Такла-Макан. Пустынность этих мест Фа Сянь выразил одной фразой: «Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле». Но вокруг блуждающего озера Лобнор тогда располагался цветущий оазис Шеншен, и паломники провели здесь месяц, набравшись сил перед горным переходом через Тянь-Шань. Они спустились с заснеженных перевалов в долину реки Или, а потом, снова перевалив горы, попали в Ферганскую долину, за которой простирались новые горные перевалы и новые долины. Через хаос утонувших в снегу гор, на востоке теперешнего Афганистана, они подошли к белоглавому гиганту-хребту Гиндукуш (800 км в длину, 35 — в ширину, высота — около 8 км). Еще один хребет пришлось преодолеть — Каракорум, горы которого, как отметил Фа Сянь, «круты, подобно стене». Но стена обрывается к долине Инда, от которой по широкой равнине можно дойти до другой индийской реки — Ганга. По пути Фа Сянь посетил буддийские монастыри, выполняя главную задачу своего многолетнего паломничества. Истекал шестнадцатый год его путешествия. Пора было возвращаться на родину.
Фа Сянь прошел около тысячи километров до устья священной реки индусов. Ему удалось попасть на корабль, который довез его только до острова Цейлон, где он провел два года. Через 18 лет, побывав еще и на острове Ява в Индонезийском архипелаге, Фа Сянь вернулся в Китай. Написанная им книга «Фагоцзы» содержит подробное описание пути из Китая в Индию, особенности природы, этнографии и истории Индии и 30 государств, которые посетил Фа Сянь и его спутники. Эта книга поведала о мирном открытии Индии ее северным соседом и установлении между ними связи на религиозной основе — на почве распространения буддизма.
Сам же Китай еще долго оставался почти неизвестной страной, даже для китайцев, пока не появился еще один энтузиаст-путешественник. Ждать пришлось больше тысячи лет…
Китай — страна преимущественно горная (почти на 90%). Ее поверхность как бы ступенями понижается с запада на восток. На юго-западе страны расположено Тибетское нагорье с высотами до 4500 м, окруженное и пересеченное гигантскими горными хребтами, которые кажутся совсем невысокими, если находишься на высокогорной равнине. Даже Гималаи, высочайшие горы Земли, со стороны Тибета выглядят совсем не грозно, ведь их относительная высота составляет всего 3—4 км. Но само Тибетское нагорье на карте — это огромное темно-коричневое пятно. Весь остальной Китай — среднегорный, и настоящие низменности (зеленые пятна на карте) — лишь на востоке страны, в низовьях рек Янцзы и Хуанхэ, соединенных Великим каналом, да на северо-востоке, где протекает Сунгари. На всей остальной территории — сотни горных хребтов. На первый взгляд кажется, что их расположение совершенно хаотично. Но большинство хребтов, особенно на юге и севере страны, направлены по меридианам, в то время как крупные реки текут в основном вдоль параллелей. Это обстоятельство еще китайский картограф Синь (в VIII веке) использовал для построения оригинальной системы координат. Очень долго она исправно служила китайским географам, привязывавшим к этой природной сети местоположение городов и селений. Расстояние от реки, горного хребта или отдельной выдающейся горы и служило характеристикой географического положения населенных пунктов.
Эта идея естественных координат, возможно, и вдохновила великого китайского путешественника 17-го столетия, родившегося на берегу Янцзы, по имени Сюй Ся Кэ, на подвиг познания своей страны, продолжавшийся тридцать лет. Еще в детстве он поставил перед собой задачу побывать у пяти самых главных гор Китая. А получилось так, что он обошел всю страну от края до края, с большой точностью описал десятки горных хребтов, истоки многих рек и их притоки. Он, собственно, первый открыл географию Китая, посвятив этому всю жизнь и отдав все свое состояние, полученное от богатых родителей.
Всего одиннадцать лет было Сюй Ся Кэ, когда он начал свои путешествия. Озеро Тэйху южнее впадения Янцзы в Восточно-Китайское море было первой его целью. Через два года юный путешественник пересекает весь приморский Китай и выходит к Пекину. Потом идет на юг, пересекает горы Таштайшань и Янданьшань, поднимается вверх по Янцзы и, снова повернув на юг, выходит к большому озеру Поянху. Один за другим он посещает главные хребты Восточного Китая, исследует бассейны Хуанхэ и Янцзы. В 1628 году Сюй Ся Кэ проходит насквозь Южно-Китайские горы, а в следующем году направляется от Пекина на север, поворачивая на северо-восток, к Великой Китайской стене, а потом снова — в горы юга Китая. Все увиденное он аккуратно записывает, постепенно составляя книгу, изданную под названием «Записки о путешествиях Сюй Ся Кэ». Она вобрала в себя все сведения о географии Китая.
В последнее путешествие, продолжавшееся пять лет, Сюй Ся Кэ отправляется в пятидесятилетнем возрасте. Как всегда, он начинает его в городе Цзяньчинь, в котором родился. В сопровождении слуги и буддийского монаха он доходит до Северного тропика и границы Бирмы. Они достигли водораздела рек Меконг и Сиоунг, поклонились священной горе Цзицюшань. Сюй Ся Кэ был первооткрывателем территории площадью более двух миллионов квадратных километров.
Значительно раньше, чем свою страну, узнали китайцы соседнюю Японию. Легенда о «Великом острове Бессмертных Восточного моря», где растет трава долголетия, вдохновила древних китайцев на плавание к востоку. Такая экспедиция состоялась в 219 году до н.э. Это даже не назовешь поиском, потому что у мореходов была полная уверенность в достижении цели. Организатор экспедиции Сю Фу, видимо, знал об открытии Японских островов китайскими моряками, и он взял с собой несколько тысяч человек с домашним скотом, зерном, семенами растений. Они высадились, очевидно, на острове Хонсю. Через девять лет Сю Фу вернулся в Китай и, взяв с собой искусных стрелков из лука для охоты на тюленей, вновь отправился на «свой» остров, властелином которого он себя объявил. По-видимому, базируясь на Хонсю, китайцы посетили и другие, сравнительно близко расположенные друг от друга острова. Возможно, и поселились там.
О китайских путешественниках в западные, по отношению к Китаю, страны ничего не известно до II века до н.э., когда страной правил император У Ди из династии Хань. В годы его правления была захвачена северная часть Кореи, Северный Вьетнам и среднее течение Меконга. В эти же годы предпринят первый прорыв из Китая на запад.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Индия, Китай и Япония в XIX в.
Индия в XIX в. Индия была завоевана англичанами в XVIII в. при помощи индийских наемников-сипаев. Она стала принадлежать британской Ост-Ин-дской компании. Страна удерживалась в подчинении с помощью 40 тыс. ан-глийских солдат и 200 тыс. сипаев. Сипаи пользовались привилегиями.
Однако с захватом всей Индии к середине XIX в. руководство ОИК стало меньше считаться с сипаями, сократило им жалованье, отменило многие привилегии.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения сипаев, было введение в 1857 г. новых патронов, смазанных говяжьим жиром и свиным салом. При за-ряжении ружья обертку надо было срывать зубами, что задевало религиозные чувства сипаев-индусов и сипаев-мусульман, ибо одним религия запрещала употреблять в пищу говядину, а другим свинину. Сипаи отказывались прини-мать новые патроны от англичан.
В мае 1857 г. восстали три сипайских полка. Они перебили английских офицеров, сожгли казармы и двинулись к Дели. Их появление у ворот столи-цы Индии послужило сигналом к восстанию в самом городе. Лишь немногим английским чиновникам и офицерам удалось бежать, остальные были ист-реблены, дома сторонников англичан разграблены. Была провозглашена власть могольского императора, который стал номинальным главой правите-льства.
Однако в первые месяцы обнаружились слабости восстания, обусловлен-ные внутренней раздробленностью Индии. Южная Индия сохранила спокой-ствие, а сипайские войска Мадраса и Бомбея оставались верны англичанам. Сипаи действовали без общего руководства.
Тактика пассивной обороны, неорганизованность сипаев, военная помощь, оказанные англичанам верными им князьями, спасли колониальный режим. 13 сентября 1857 г. англичане начали штурм Дели и после шести дней крово-пролитных боев заняли город. Вскоре восстание сипаев было подавлено.
Индия стала колонией британских монархов. Правительство СК привлекло к управлению Индией местную знать, которая получила привилегии. Но не все образованные индийцы пошли на сотрудничество с англичанами. Значи-тельная часть знати создала в 1885 г. партию Индийский национальный конг-ресс и стала бороться за автономию Индии. Знать хотела участвовать в управлении своей страной.
Китай в XIX в. Известно, что в XVIII в. Китай встал на путь самоизоляции.Решающая роль в «открытии» Китая принадлежала Британии. Был найден то-вар, при помощи которого можно было «открыть» Китай. Это был опиум. С конца XVIII в. он стал ввозиться в Китай все в больших количествах. Маньчжурский император издавал указы, запрещавшие курение и ввоз опиума. Но англичане перешли к контрабандной торговле. В Индии они за-ставляли крестьян выращивать опийный мак, перерабатывали его и везли в Китай. Опиум стал для китайцев подлинным бедствием.
В марте 1839 г. в Кантоне китайские солдаты изъяли у англичан весь за-пас опиума. Англичанам пришлось уступить. Но в сентябре в Кантон прибы-ли английские военные суда для защиты контрабандистов.
С 1840 по 1842 г. продолжалась «опиумная война». Китай вынужден был открыть для иностранной торговли пять портов. Договор оформил захват ан-гличанами острова Гонконг, который был передан в «вечное владение» СК. Англичане получили право экстерриториальности, т.е. неподсудности анг-лийских подданных китайским судам, а также право на организацию сеттль-ментов, т.е. поселений, в которых англичане могли жить, не подчиняясь ки-тайским законам.
Английскому примеру последовали другие страны: США, Франция, Бель-гия, Швеция и Норвегия.
«Опиумная война» открыла Китай для английских товаров. Ввоз дешевых тканей разрушил китайское ремесло и мануфактуры. Народное возмущение все чаще выливалось в восстания.
В среде крестьянства возникла новая религиозная секта. Организатором ее был сельский учитель Хун Сюцюань. Сектанты проповедовали народу идеи христианства, получившие новое содержание. Сторонники Хун Сюцюаня создали вооруженные отряды и начали восстание.
В августе 1851 г. повстанцы взяли несколько городов. Все крупные чинов-ники были убиты. Восставшие провозгласили образование нового государс-тва под названием Тайпин — «Великое благоденствие» (отсюда название вос-ставших-тайпины). Они назвали свое государство так, чтобы подчеркнуть свое стремление создать на Земле такую жизнь, какую христианство обещало на небесах. Хун Сюцюань был провозглашен «царем небесным». Тайпины двинулись вниз по Янцзы и взяли Нанкин, который стал столицей их госу-дарства. Целью тайпинов был Пекин.
Порядки, введенные тайпинами, находились в разительном контрасте с по-рядками в Циньской империи. Помещичья и монастырская собственность была ликвидирована. В 1853 г. было установлено уравнительное распре-деление земли по числу едоков в семье. Крестьяне объединялись в общины, состоявшие из 25 семей. Каждая община была обязана совместно обра-батывать землю. К общине прикреплялись ремесленники. Тайпины стреми-лись уничтожить деньги и торговлю, осуществить уравнение потребления у людей. Все излишки продукции подлежали сдаче в общественные склады. В городах выдавались пайки. Работать должны были все граждане тайпинского государства.
Тайпины запретили курение опиума. Впервые в китайской истории они ввели прививку против оспы. Раньше китайцы ходили с бритыми лбами и косами на макушке (к этому принудили их поработители- маньчжуры). Тай-пины срезали свои косы и отпускали волосы. Дети были обязаны посещать школы.
Тайпины истребляли феодалов, правителей и сановников, ликвидировали старую армию, уничтожали сословное деление, отменили рабство. Тайпин-ское государство строилось на военный лад. Каждая семья должна была дать одного рядового. Тайпинская община была низовой административной еди-ницей и в то же время составляла взвод.
Во время похода на Пекин армия тайпинов взяла 26 городов. В конце октя-бря 1853 г. отряды тайпинской армии подходили к Пекину. Но взять Пекин не смогла. Тайпины закрепились в Центральном Китае. В 1854 г. они потер-пели несколько поражений.
В самом государстве тайпинов начался раскол. Англичане помогали мань-чжурской династии, предоставляя свои суда для перевозки войск и оружия. Позже они приняли непосредственное участие в военных действиях. Против тайпинов воевали английские и французские регулярные войска, военные корабли Англии, Франции и США. В 1864 г. враг ворвался в Нанкин. В резне погибло более 100 тыс.чел. После поражения тайпинов Китай окончательно стал полуколонией ведущих держав, которые поделили его на сферы своего влияния.
Япония в XIX в. К середине XIX в. на Дальнем Востоке усилилась экспансия США. В 1854 г. США, угрожая войной, заключили с Японией ряд договоров, по которым добились открытия двух портов для своих судов. Затем такие же договоры заключили Британия, Франция, Россия и ряд других стран.
«Открытие» Японии ухудшило положение сёгуната. Появление иностран-ных фабричных товаров подрывало японскую промышленность. Против всевластия сёгуна выступали крестьяне, торгово-промышленные круги и низшее дворянство.
В 1862 г. правители некоторых кланов направили в резиденцию императо-ра вооруженные отряды самураев для защиты ее от сегуна. Императорский двор в Киото потребовал у сёгуната изгнания иностранцев. В 1867 г. импе-ратором стал Муцухито, от имени которого фактически действовали руко-водители южных районов Представители антисёгунской оппозиции вручили сёгуну меморандум с требованием, чтобы тот «вернул» императору власть. Начались военные действия; войска сёгуна были разбиты. Через некоторое время сёгунат окончательно прекратил свое существование.
Период царствования Муцухито был назван Мэйдзи — «просвещенное прав-ление». В 1868 г. были обнародованы основные принципы правления: все важные дела будут решаться с учетом общественного мнения; все должны заботиться о преуспевании нации; все плохие обычаи будут упраздняться, правосудие будет соблюдаться; знания будут заимствованы во всем мире.
Япония была разделена на префектуры, которые возглавили назначенные императором губернаторы. Были созданы судебные органы на местах, кото-рые были отделены от административных органов. Была введена всеобщая воинская повинность.
Была установлена единая денежная система и почтово-телеграфная связь. Была проведена аграрная реформа. Земля была закреплена за её фактически-ми владельцами. Были ликвидированы цехи и гильдии. Правительство орга-низовывало строительство железных дорог и промышленных предприятий.
После продолжительной работы конституционной комиссии в 1890 г. вступила в силу конституция Японии. Япония стала конституционной монар-хией с сильной монархической властью. Император мог принимать указы, которые имели силу законов. Правительство было ответственно только перед императором. Избирательные права получили только 1% японцев. Конституция предоставляла свободу выбора места жительства и свободу передвижения, неприкосновенность личности и жилища подданных и другие права. Но в конституции содержался пункт, где было отмечено, что эти права могут быть ограничены императором при определенных условиях.
Латинская Америка в XIX в.
Латинской Америкой называют все страны, которые находятся к югу от США. В этих странах люди говорят на испанском, португальском и француз-ском языках, которые относят к латинской, романской группе языков.
После открытия Америки Х.Колумблм континент постепенно преврати-лся в колонии европейских держав. Больше всех колоний было у Испании. Португалия имела большую колонию Бразилию. Захватили некоторые коло-нии и французы.
В 1800 г. в испанских колониях проживало 16 млн. чел., из них 7,5 млн.чел были индейцами, 3 млн. креолами (потомками европейцев), а 5,5 млн. чел. – потомками от смешанных браков (метисами, мулатами и самбо).
Колониями управляли чиновники, которых присылали из метрополии (м.- страна, имеющая колонии). Жители колоний платили высокие налоги. Индейцы были фактически рабами, как и потомки негров (мулаты). Такие порядки не нравились всем латиноамериканцам, включая и креолов. Креолы сами хотели управлять колониями.
Победа английских колонистов в войне за независимость США показала креолом путь к освобождению. Первыми восстали негры – рабы во фран-цузской колонии на Гаити. В результате долгой борьбы (1791-1804 гг.) им удалось добиться независимости. Гаити стала опорой национально-освобо-дительного движения в Латинской Америке.
В 1808 г. армия Наполеона вторглась в Испанию и свергла короля. Тогда в испанских колониях началась война за независимость. Ее возглавили креолы во главе с Симоном Боливаром и Хосе Сан Мартином. В 1814 г. произошла реставрация монархии в Испании. Испанским войскам на время удалось подавить восстания в колониях.
В 1820 г. в Испании произошла новая революция. А в колониях возоб-новилась война за независимость. Постанцам удалось добиться незави-симости. В ходе войны образовались независимые республики: Мексика, Колумбия, Эквадор, Чили, Перу, Аргентина и Уругвай. В 1827 году распалась Великая Колумбия и образовалось несколько независимых государств: Венесуэла, Никарагуа, Гондурас, Гватемала, Коста Рика…
В 1822 г. в результате политического кризиса в Португалии сын короля провозгласил себя императором независимой Бразилии.
Новые государства были слабы. В 1823 г. правительство США прово-гласило доктрину Монро «Америка для американцев». В 1840-е гг. в результе войн с Мексикой США аннексировали у нее 2/3 ее территории. В по-следующие годы США активно вмешивалось во внутренние дела стран Ла-тинской Америки: свергало неугодных им президентов и ставило своих марионеток (мариотетка – кукла). Так Латинская Америка оказалась в зависимости от США.
infopedia.su
Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии
Учителям, работающим в районах, где стоимость жизни наиболее высока, каждый месяц выплачивается компенсация. В малокомплектных школах удаленных районов каждый рабочий день оплачивается дополнительно.
Для тех учителей, которые имеют собственный дом или вынуждены снимать дорогую квартиру, выплачивается компенсация до 10 процентов месячной зарплаты.
Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка.
Поистине при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя достигает порой 13-14 часов.
С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов.
Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах.
История современного образования может быть разделена на следующие 5 периодов:
1. Период основания (1868-1885). Был основан первоначальный корпус современного образования.
2. Период консолидации (1886-1916). Были изданы разнообразные школьные законы, была создана систематическая образовательная структура.
3. Период экспансии (1917-1936). Образовательная система базировалась на рекомендациях Чрезвычайного Совета по Образованию (1917-1919)
4. Военный период (1937-1945). Пик милитаристского образования.
5. Современный период (1945-наши дни). Образовательные реформы во время союзнической оккупации.
I период (1868 — 1885)
Дух раннего периода реставрации Мэйдзи лучше всего проявился в призыве, который вдохновил интеллектуалов японского общества, — “цивилизация и просвещение ”. “ Этот лозунг, — пишет Джон Холл, — стал основным руководством к действию тех, кто мечтал о выходе Японии из эпохи невежества”1
Выдающимся защитником” цивилизации и просвещения ” выступил Фукудзава Юкити. Именно он задал тон реформам образования, особенно своей публикацией “ Призыв к знаниям”, где подверг критике конфуцианские ценности и поднял на щит западные идеи. В школьные программы внесли всё, что удалось узнать о Западе, традиционные моральные принципы временно отошли на второй план.
Проведение реформы образования стало предметом острых дискуссий различных политических сил. Нация разделилась на политические фракции, каждая из которых защищала своё видение реформы образования. Результатом этой борьбы стало доминирование точки зрения, согласно которой необходимо сочетать сильные стороны современной системы образования ведущих мировых держав с традиционными духовными ценностями Японии.
В июне 1871 г. было создано Министерство Просвещения. В 1872 г. правительство Мэйдзи разработало план реформы современной школьной системы в национальном масштабе и в августе провозгласило Закон об образовании. Основные цели этого закона четко представлены в Осейдасачешо (сопровождающей этот закон прокламации):
1. образование должно обеспечивать успешное продвижение человека по социальной лестнице
2. функция школ состоит в том, чтобы прививать патриотические чувства у каждого человека
3. все японцы должны обучиться практическим наукам, что, в конечном счете, принесёт пользу обществу и поможет построить современное государство.
Реорганизация системы народного образования происходила по западному образцу.
Во-первых, вводилась система обязательного обучения, составлявшая в то время 4 года. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая была привилегией самураев и высших слоев общества.
Во-вторых, провозглашалось, что развитие науки и образования будет проводиться не только в целях государственного управления, как это было прежде, а для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”.
И в-третьих, считалось, что наука и образование должны поднять волю и инициативу народа. Однако отменялся старый обычай, по которому расходы на обучение, одежду и питание покрывались правительством.
Правительство взяло за образец 3-х фазовую систему образования в США, учредив начальные, средние школы и университеты. С другой стороны, школьная административная система была заимствована из Франции: все учебные учреждения находились под сильным центральным контролем Министерства образования. Таким образом, к 1900 г. уже 80% детей соответствующего возраста ходили в школу (в 1872 г., до принятия Закона только 28%), а к 1910 г. процентный показатель достиг почти 100 отметки. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный контроль над профессией учителя. С этого времени учитель приобретает статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой. Значение введения новой системы образования заключалось в том, что полностью были ликвидированы старые княжеские школы, все частные школы обязывались получить разрешение властей, и была создана новая система просвещения, контролируемая государством.
II период (1886 – 1916)
В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Все компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское образование – взаимосвязаны. Начальное образование было призвано формировать сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.
Иноуэ Коваши, человек, который стал министром образования после Мори, основал систему частных профессиональных школ для выпускников начальных школ. После 1899 г. большое распространение получили школы для девушек. В 1908 г. срок обязательного обучения был увеличен до 6 лет.
III период (1917 — 1936)
Русская революция и распространенные во всем мире требования демократии оказали влияние на японскую политику и образовательную систему. В 1917 г. правительство создало чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как он был распущен в 1919 г, совет издал несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования в следующей декаде 20 века. Влияние совета было особенно значительным в области высшего образования. До 1918 г. существовали только имперские университеты (до 1897 г. существовал только один – Токийский Имперский Университет). Однако Университетский закон 1918 г. позволил появиться частным университетам. В соответствии с этим законом многие национальные, общественные и частные школы были повышены до статуса университетов.
IV период (1937 — 1945)
Правящий класс Японии в этот период активно возрождает идеологию “японизма”, проповедавшего ультранационализм и милитаризм. К началу 1930х фактически весь процесс обучения и образования контролировался правительством. Министерство образования, местные комитеты находились под прямым контролем Министерства внутренних дел, ведомства, контролировавшего всю нацию. Учебники по географии, истории, написанные и напечатанные самим Министерством образования, были заменены на новые. В конечном итоге школа стала эффективным инструментом подготовки милитаристски настроенной молодёжи. Со вступлением Японии во Вторую Мировую войну милитаристское образование лишь усилилось: в школах ещё сильнее стали навязывать фашистские идеи расового превосходства японцев и мораль средневековых самураев – преданность военному долгу, самопожертвование во имя “великой Японии ”.
V период (с 1945 г.)
На послевоенное время приходится вторая реформа образовательной системы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, была демократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества. “Милитаристическое довоенное образование было отменено, и была сформирована новая система образования, основанная на мирных демократических традициях”. Была демонтирована многоуровневая структура образования(при которой для поступления в университет нужно было окончить среднюю школу и подготовительную школу при университете). Была внедрена такая система — обязательное обучение в шестилетней начальной школе, в средней школе 1 степени (3 года) и второй степени (3 года), затем университет (4 года). Только учебный календарь по-прежнему остался специфически японским: начало учебного года, как в школах, так и вузах приходится на 1 апреля.
28 апреля 1952 г., после подписания Сан-Францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образованию вернули духовную основу. Вот почему японская система образования, в основе которой лежит американская модель, не европеизировалась, а сохранила национальные особенности.
mirznanii.com