Халифат Аббассидов. Распад Арабского Халифата; причины распада.
Халифат Аббассидов. Распад Арабского Халифата; причины распада.Династия аббассидов не проводила завоевательной политики и сосредоточила внимание на развитии экономики и укреплении централизма. В правление аббассидов значительно расширились посевные площади за счет расширения ирригационной системы, новых каналов и плотин, а также разумной налоговой политики. Аббассиды способствовали сохранению и укреплению аграрной и ремесленной специализации территорий в составе халифата. Египет был центром производства риса и пшеницы, льна, белого полотна высшего качества. Дополнительным стимулом для развития этого ремесла стал введённый в 10 веке запрет на ношение мужчинами цветных одежд. Палестина специализировалась на производстве овощей и фруктов: из 36 видов 20 нигде кроме палестины не выращивалось. Культура финиковой пальмы вышла за пределы Аравии и широко распространилась в Иране (после распада халифата не выращивали). В Азербайджане выращивали хлопчатник, ткани х/б и батиста. В Иране – парча. Уникальное арабское производство бу-коломун –изменяло свет в зависимости от того, как падали солнечные лучи. Столь уникальными арабскими производствами стали также отрасли: разведение лошадей, ковроделие, производство дамасской стали. Высокого уровня развития достигло арабское кораблестроение. У арабов было 2 флота, корабли в средиземном море строились с испанскими гвоздями, а в Индийском океане при помощи веревок. Небольшое количество арабских судов сооружалось из дерева лабж – доски из этой древесины, помещенные в морскую воду, за год срастались между собой.
В правление аббассидов арабы превращаются в мировых торговых монополитов, в морской и сухопутной торговле крупнейшим торговым центром мира была столица халифата Багдад, поэтому халифат аббассидов называют багдадским. Фактории арабских купцов начинались в Индонезии, были повсеместно в азиатских странах, контролировали великий шелковый путь. В Африке, Европе, арабские фактории находились на Руси и в Прибалтике (Великий Новгород, Псков), скандинавские страны, в 9 веке в Швеции арабская денежная единица была государственной.
Выявившийся кризис политического централизма уже в начале правления династии аббассидов стал причиной разнообразных реформ. Мавали в отличие от омеядов, но толлько мусульмане, стали привлекаться на военную службу, особенно много привлекалось персов, им разрешалось занимать должность любого уровня. Власть халифа обожествлялась, их стали называть «тенью Аллаха», но реальная власть халифов постепенно ослабевала. Развивалась тенденция к превращению халифов в религиозно-духовных лидеров исламского востока. Уже первые аббассиды учредили почтовое ведомство, его внешней и второстепенной функцией была доставка правительственной корреспонденции из центра на периферию для унификации системы управления. Скрытой и главной функцией почтового ведомства был полицейский сыск, когда под государственный контроль были поставлены чиновники всех уровней, особенно верхнего, контролировались государственные учреждения, паломники. О значимости почтового ведомства говорит факт, что его глава мог обратиться к халифу в любое время суток, в том числе в гаремную зону. Почтовые чиновники являлись самой привилегированной частью арабской бюрократии.
В правление аббассидов в 755 г. была введена новая административная должность вазир – являлся заместителем халифа в светских делах и призван был укреплять централизм. В рамках расширения социальной опоры власти за счет мавали – мусульман должность вазира была наследственной и передавалась иранскому клану бармакидов. Первоначально власть вазиров действительно укрепляла централизм, но постепенно халифы оказались отстраненными от управления государством. В 802 г. халиф Харун-ар-Рашид ликвидировал должность вазира и весь клан. Это была попытка унификации власти и укрепления халифата, это же цели отвечало создание гвардии гулямов, личной гвардии халифа, она комплектовалась из мальчиков–рабов разных этносов, которые ничего не знали о своем происхождении и зависели от халифа. Гвардия гулямов использовалась для подавления заговоров и мятежей, народных и освободительных восстаний.В 10 веке гулямы постепенны выходят из под контроля. Известны примеры, когда они приводили к власти своих ставников халифов.
Финансовая реформа аббассидов сопровождалась созданием специальной организации власти главная функция которой – сбор налогов. При аббассидах доходы от поземельного налога сократились, что компенсировалось доходами от внутренней, и особенно внешней торговли. Целостность арабского халифата в правление династии аббассидов обеспечивалось балансом между военно-политическим давлением и учетом региональной специфики в экономике, управлении и структуре власти.
В правление аббассидов, начиная с 11 века шел процесс постепенного ослабления централизма, обособление и обретение независимости входивших в его состав территорий. Распад арабского халифата был подготовлен отсутствием тесных экономических контактов между территориями, входившими в его состав. Регулярные экономические связи не сложились и затрагивали только элитарные слои общества. Децентрализм усиливался через изменение в поземельных отношениях: земли савафи сокращались; икта из пожизненного превратилась в наследственное держание; главным видом земельной собственности стал мульк, всегда слабосвязанный с государством; появился новый вид земельного держания – вакф – земли, которые государство передавало мечети или медрессе на весь период существования данных учреждений, причем налогои эти земли не облагались, тем самым происходило сужение социально-экономической опоры власти халифа.
Арабское государство ослабили непрекращающиеся освободительные движения и восстания покоренных народов на завоеванных арабами территориях; начинались процессы собственного государственного строительства (Магреб) или шла борьба за восстановление государственного суверенитета (Средняя Азия, Иран).
Конечной датой существования халифата стал 1258 г., когда монгольские войска вторгаются в Багдад, свергают и убивают последнего халифа. К этому времени из состава халифата уже вышли Египет, Магреб, Сирия, Малая Азия, Испания, Средняя Азия, Иран, Ирак.
Дата добавления: 2015-08-09; просмотров: 193 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Кругосветное путешествие Фернана Магеллана. | Нидерланды в 16 в. | Само и Великая Моравия. | Средневековая Польша. Борьба за объединение Польши и ее итоги. | Образование Чехии и основные периоды ее развития. | Ян Гус и Гуситское движение (1419-1434 гг.). | Образование и особенности развития Византии в 4-5 вв. | Свод гражданского права. | Особенности развития Востока в средние века. | Ислам и становление Арабского государства в 7 в. |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.007 сек.)
mybiblioteka.su
Отметьте причины распада арабского Халифата
Отметьте причины распада арабского Халифата
Ответы:
Причины распада Арабского халифата Арабский халифат и причины его распада. Арабский халифат безусловно одно из самых сильных государств в истории. Эта огромная страна изменила ход истории для всего мира. Именно благодаря ней третья авраимическая религия, ислам, стала мировой. Однако и это великое государство пало. Могущественная империя, которая была создана так легко, в конечном итоге распалась на множество мелких и слабых стран. Всего было несколько причин этого распада. Основной был огромный размер халифата. Арабы за каких 20 лет захватили десятки стран, в том числе Аравию, Сирию, Иудею, Египет, Ливию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Малую Азию, Персию, Южный Кавказ, Армению, Пенджаб (северо-западная Индия, территория современного Пакистана) а также страны Средней Азии. Многочисленные народы и народности халифата не могли вечно находится под властью одного правителя. Более того, религиозный аспект также играл немало важную роль, особенно для народов с сильной христианской традицией, как Армения или Византия. К примеру, византийские греки Малой Азии после присоединения ненадолго оставались под властью халифа. Первое время сепаратные настроения удавалось подавлять. Аббасиды делали это весьма эффективно. Основатель этой династии Абу Аль-Аббас в честь этого принял прозвище «кровопроливец». К тому же огромную власть в халифате имела династия талантливых персидских визирей Баркаидов. Именно благодаря им в империи смогли ужиться культурные, благородные персы и воинственные арабы. Но время сильных и жестоких правителей прошло, а Баркаидов уничтожил халиф Харун Ар-Рашид. Следующим по значимости фактором отсутствие религиозного единства среди самих мусульман. В 661 году закончился период Праведного халифата. Это был непродолжительный период (632-661) в истории арабов, когда политическая власть халифов была лишь придатком к их религиозному авторитету, а их приверженность исламу не подлежала сомнениям. После этого к власти пришли Омейяниды, им в оппозицию стали Алиды, потомки зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Приверженцы Алидов считали, что власть должна принадлежать потомкам Али и Фатимы (жены Али). Так появилась шиитская ветвь ислама. После низвержения Омейянидов, Алиды не смогли прийти к власти, из-за чего были подвержены гонениям со стороны Аббасидов. Однако именно шииты стали движимой силой периферийного сепаратизма. Так в 789 году Марокко к власти пришла шиитская династия Идрисидов. Следом за ней пошли Аравия (867 год), Египет, Сирия, Северная Африка (909 год), Южный Каспий (864). И, конечно, типичной причиной распада большого средневекового государства был феодальная структура общества, которая порождала множество мелких правителей на местах. Как было сказано выше, власть правителей стала слабой ввиду отсутствия таланта. Наследственная система передачи детям значительных богатств местными правителями приводит к увеличению их власти, что без сильного объединяющего фактора выливается в сепаратизм. То есть при слабом давлении центра сильные личности, руководящие перифериями крайне редко продолжают ему подчинятся. Это явление совершенно типично для Средних веков, когда феодальная раздробленность приводила к распаду сильных могущественных империй, среди которых были Священная Римская, империя Карла великого, Киевская Русь, Монгольская империя и др. Абсолютно также причина привела к распаду и Арабский халифат.
cwetochki.ru
Отметьте причины распада арабского Халифата
Причины распада Арабского халифата
Арабский халифат и причины его распада.
Арабский
халифат безусловно одно из самых сильных государств в истории. Эта
огромная страна изменила ход истории для всего мира. Именно благодаря
ней третья авраимическая религия, ислам, стала мировой. Однако и это
великое государство пало. Могущественная империя, которая была создана
так легко, в конечном итоге распалась на множество мелких и слабых
стран.
Всего
было несколько причин этого распада. Основной был огромный размер
халифата. Арабы за каких 20 лет захватили десятки стран, в том числе
Аравию, Сирию, Иудею, Египет, Ливию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию,
Малую Азию, Персию, Южный Кавказ, Армению, Пенджаб (северо-западная
Индия, территория современного Пакистана) а также страны Средней Азии.
Многочисленные народы и народности халифата не могли вечно находится под
властью одного правителя. Более того, религиозный аспект также играл
немало важную роль, особенно для народов с сильной христианской
традицией, как Армения или Византия. К примеру, византийские греки Малой
Азии после присоединения ненадолго оставались под властью халифа.
Первое
время сепаратные настроения удавалось подавлять. Аббасиды делали это
весьма эффективно. Основатель этой династии Абу Аль-Аббас в честь этого
принял прозвище «кровопроливец». К тому же огромную власть в халифате
имела династия талантливых персидских визирей Баркаидов. Именно
благодаря им в империи смогли ужиться культурные, благородные персы и
воинственные арабы. Но время сильных и жестоких правителей прошло, а
Баркаидов уничтожил халиф Харун Ар-Рашид.
Следующим
по значимости фактором отсутствие религиозного единства среди самих
мусульман. В 661 году закончился период Праведного халифата. Это был
непродолжительный период (632-661) в истории арабов, когда политическая
власть халифов была лишь придатком к их религиозному авторитету, а их
приверженность исламу не подлежала сомнениям. После этого к власти
пришли Омейяниды, им в оппозицию стали Алиды, потомки зятя Мухаммеда Али
ибн Абу Талиба. Приверженцы Алидов считали, что власть должна
принадлежать потомкам Али и Фатимы (жены Али). Так появилась шиитская
ветвь ислама. После низвержения Омейянидов, Алиды не смогли прийти к
власти, из-за чего были подвержены гонениям со стороны Аббасидов. Однако
именно шииты стали движимой силой периферийного сепаратизма. Так в 789
году Марокко к власти пришла шиитская династия Идрисидов. Следом за ней
пошли Аравия (867 год), Египет, Сирия, Северная Африка (909 год), Южный
Каспий (864).
И,
конечно, типичной причиной распада большого средневекового государства
был феодальная структура общества, которая порождала множество мелких
правителей на местах. Как было сказано выше, власть правителей стала
слабой ввиду отсутствия таланта. Наследственная система передачи детям
значительных богатств местными правителями приводит к увеличению их
власти, что без сильного объединяющего фактора выливается в сепаратизм.
То есть при слабом давлении центра сильные личности, руководящие
перифериями крайне редко продолжают ему подчинятся. Это явление
совершенно типично для Средних веков, когда феодальная раздробленность
приводила к распаду сильных могущественных империй, среди которых были
Священная Римская, империя Карла великого, Киевская Русь, Монгольская
империя и др. Абсолютно также причина привела к распаду и Арабский
халифат.
obrazovalka.ru