Условия возникновения экономических отношений – Условия возникновения рынка. Рынок как система экономических отношений. Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействие

Условия возникновения рынка.

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

  • Общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами).

  • Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.

  • Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Функции рынка.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

studfiles.net

Условия возникновения рынка

Прежде чем давать ответ на вопрос, каковы условия возникновения рынка, следует определиться с тем, что представляет собой данный институт. Так вот, под рынком подразумевается некая совокупность экономических отношений, возникающих по поводу приобретения и продажи товаров и услуг, цены на которые регулируются посредством спроса и предложения.

Экономические и исторические условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда. Опыт показал, что ни один человек, в каком бы обществе он ни находился, не может обеспечить себя всеми существующими экономическими благами. Именно это и стало предпосылкой возникновения разделения труда.
  2. Обособленность субъектов рынка с экономической точки зрения. Сущность и условия возникновения рынка состоят в том, что каждый производитель сам решает, что производить, сколько, кому и по какой цене реализовывать свою продукцию. Исторически такая обособленность возникла на основе частной собственности. Если субъект не имеет права собственности, то рынок в таких условиях существовать просто не может.
  3. Условием возникновения рынка является решение проблем в сфере трансакционных издержек. Речь идет об издержках при обмене, т.е. о тех, которые связаны с передачей права собственности. Сюда можно отнести затраты на получение разрешений на занятие тем или иным видом деятельности, расходы на поиск необходимых сведений, проведение переговоров и т.д. Если в сумме данные затраты оказываются выше, нежели доход, который планируется получить, то рынок данной группы товаров не сможет существовать.
  4. К условиям возникновения рынка относятся свободные обменные операции с ресурсами. Данное условие дает возможность свободно формировать цены, которые будут оказывать влияние на поиск наиболее эффективных направлений в работе.

Товарно-денежные отношения как условия возникновения и развития рынка

Разделение труда привело к тому, что субъекты рынка стали вступать в отношения по поводу обмена теми результатами работы, которые были у одних и отсутствовали у других. Поначалу обмен товарами можно было отнести к разряду редких явлений. Но постепенно причины и условия возникновения рынка нашли себя в том, что обмен продуктами и услугами становился все более регулярным, и в конечном итоге появилась необходимость поиска эквивалента товарам разного рода. Постепенно всеобщим эквивалентом стали деньги – золотые и серебряные. Все дело в их потребительских свойствах. Золото и серебро способны долго сохраняться, их можно делить, легко перевозить, они однородны и узнаваемы. В конечном итоге, именно исторический процесс развития обмена воплотил в себе причины, сущность и условия возникновения рынка.

Изначально существовала биметаллическая денежная система. Она предполагала использование в качестве всеобщего эквивалента серебряных и золотых монет. Конец 19-го – начало 20-го веков ознаменовались появлением монометаллической, золотоденежной системы. Но во внутреннем обращении золото ходило совсем недолго. Его демонетизация началась еще во время первой мировой войны. В конечном итоге, золото было заменено договорными деньгами – знаками стоимости. Сегодня выпуск денег осуществляет каждое государство, денежные единицы при этом обладают абсолютной ликвидностью.

Современный рынок сегодня способен развиваться только при наличии экономический свободы, ответственности субъектов хозяйствования за свою деятельность, свободы конкуренции и ценообразования, ограничения вмешательства в рыночные отношения со стороны государства. Немаловажным условием для эффективного развития рынка является ориентация национальной экономики на мировую.

kak-bog.ru

Условия возникновения рынка

Каковы же исторические условия возникновения рынка, сделавшие его объективно необходимым?

Первое условие возникновения рынка — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем перед собой зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие возникновения рынка складывания рыночных отношений — это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической отграниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные — с государственным участием и т. д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

psyera.ru

условия возникновения, сущность, функции, структура. — КиберПедия

Рынок — понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально-экономического развития и с тех пор претерпел существенные качественные и количественные изменения. Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

 

Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке P. Бapp писал, что экономисты “понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются”.

 

В настоящее время под рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.

 

Рынок — это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг.

 

Ключевым звеном рыночных отношений является механизм цен, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.

 

Говоря о ценах, мы имеем в виду именно рыночные цены, которые устанавливаются не внешними по отношению к рынку силами (например, государством или церковью, как это было в средневековой Европе), а самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением.

 

Рыночная экономика — это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется рыночными, т.е. свободными ценами.

 

Модель экономики такого типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений.

 

Условия возникновения рынка

 

Первым условием (предпосылкой) возникновения рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация или, другими словами, техническая обособленность участников хозяйственной деятельности. Она свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.



 

Но сам по себе обмен не равносилен существованию рынка, так же как и общественное разделение труда — достаточному условию его развития. Обмен имеет место во всех экономических системах, где есть разделение труда и специализация. Существовал он и в советском плановом хозяйстве, которое, однако, не было рыночным, так как условия производства и обмена (что и сколько производить, кому и по какой цене продавать) определялись не самими производителями, а государством в лице Госплана и отраслевых министерств. Отсюда следует, что общественное разделение труда — необходимое (без него не может быть обмена), но недостаточное условие существования рынка (отношений купли-продажи с помощью механизма цен).

 

Вторым необходимым условием возникновения рыночной экономики является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной деятельности, которая может существовать лишь тогда, когда все они независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить; сколько, кому и по какой цене продавать. Экономическая обособленность возникает на базе частной собственности, затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества). По сути своей экономическая обособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своего труда, что его благосостояние зависит от соотношения выгоды, полученной от реализации созданного блага, и затрат на его производство. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т.е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений.



 

Третьим условием эффективного функционирования рыночного хозяйства является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

Таким образом, рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, в ней действуют специфические принципы и стимулы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе выбора профессиональной деятельности для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя.

 

Роль и функции рынка

 

Как мы уже выяснили, рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте, приобретает билет в кино или театр.

 

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: а) товарного производства и б) рынка, т.е. отношений обмена. Эти подсистемы неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

 

Исходное звено общей системы — товарное производство — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

 

а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;

 

б) одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

 

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.

 

В свою очередь рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка, выражающие его сущность.

 

Рынок выполняет следующие функции: интеграционную, информационную, регулирующую, посредническую, ценообразующую, санирующую. Рассмотрим их подробнее.

 

Первая функция рынка — интеграционная — состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

 

Вторая функция — информационная. Она заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

 

Третья функция — регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы, что, как, и для кого производить. Он является главным контролером конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов.

 

Четвертая функция — посредническая — проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей). Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который четко сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…”. Разумеется, этот принцип личной материальной заинтересованности предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

 

Пятая функция — ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, следовательно, устанавливаются стоимость и цена товара, чутко реагирующая на изменение в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

 

Шестая функция — санирующая. Рыночный механизм — это не благотворительная система. Она жесткая и даже жестокая. Ей присуще социально-имущественное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает “зеленый свет” более предприимчивым и эффективным.

 

Структура рынка

 

экономический рынок товарный инфраструктура

 

На ранней стадии существования рынка (в Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах) он находился в неразвитом — слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента.

 

При капитализме торговля на городских площадях была вытеснена совершенно иной системой рынков и множеством торговых зданий различного назначения.

 

Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков.

cyberpedia.su

Условия возникновения рынка

Процесс возникновения рынка довольно сложный и многоступенчатый. В целом, рынок представляет собою систему экономических взаимоотношений, которые возникают в результате процессов купли-продажи товаров или услуг. Ценовая политика при условиях рыночной экономики формируется спросом и предложением.

Условия зарождения рынка

Выделяют исторические и экономические факторы, которые оказали влияние на процесс формирования рыночной экономики. В совокупности они представлены таким перечнем причин зарождения рыночных отношений:

  • Распределение труда в обществе. Основываясь на многолетнем опыте, можно сделать вывод, что где бы не находился человек, в каком бы обществе не существовал, самостоятельно он не в состоянии обеспечивать себя всеми возможными благами. Такое заключение послужило главной предпосылкой появления такого понятия, как разделение труда между отдельными представителями общества.
  • Обособленность рыночных субъектов. Суть данного условия появления рынка заключается в том, что отдельный производитель самостоятельно принимает решение насчет того, какой товар изготавливать или какую услугу предоставлять. Также ему необходимо определить стоимость товара и объем выпуска. Такая историческая обособленность субъектов хозяйственной деятельности сформировалась на основе появления частной собственности.
  • Разрешение спорных вопросов в сфере трансакционных издержек, которые возникают в результате обменных операций, связанных с процессом передачи права собственности. Сюда относятся затраты, понесенные в связи с получением разрешений на ведение определенной деятельности, проведением переговоров. При условии, что такие затраты превышают запланированный доход, рынок в такой ситуации существовать не в состоянии.
  • Свободный характер обменных операций относительно ресурсной базы. Это позволяет сформировать цены, оказывающие влияние на поиски наиболее оптимальных и эффективных рабочих направлений.

Роль товарно-денежных отношений в становлении рыночного механизма

Непосредственное влияние на процесс возникновения рынка оказали развитие товарно-денежных отношений. Распределение труда способствовало тому, что рыночные субъекты все больше принимали участие в обменных операций. Вследствие этого обмен начал носить регулярный характер. В результате возникла потребность поиска единого эквивалента, который смог бы принимать участие в обменном процессе и быть ценным ресурсом. Спустя некоторое время роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотыми и серебряными деньгами. Их основная функция заключалась в наличии потребительских свойств. Оба вида денег способны долго храниться, есть возможность их деления, перевозки. Кроме того, золотым и серебряным монетам свойственна однородность и узнаваемость. На основе всего этого, можно сделать заключение, что в историческом процессе развития обмена заложены причины и сущности формирования рыночной экономики.

На первых порах действовала биметаллическая система денежных отношений, включающая золотые и серебряные монеты. В начале ХХ века появилась монометаллическая денежная система, которая признала всеобщим эквивалентом золото. Во времена первой мировой войны внутренний рынок начал процесс демонетизации. В конечном счете золото заменили на договорные деньги, так называемые стоимостные знаки, которые было гораздо удобнее использовать при купле-продаже товаров, услуг. На сегодняшний день выпуск денег, обладающих абсолютной ликвидностью, производится в каждой стране.

Функции и значимость рынка в экономике

В современной экономической литературе выделен ряд функций, которые выполняет рынок. Они отражают его значимость в процессе достижения определенных целей общества, экономического характера. К ним относятся следующие:

  • регуляция — состоит в достижении пропорций между спросом и предложением, оказывающих влияние на цены;
  • стимулирование — при помощи цен на рынке стимулируется рост научно-технического прогресса, снижаются производственные затраты, повышается качество продукции, расширяется общий ассортимент. Каждое предприятие как субъект хозяйствования заинтересован в том, чтобы имеющиеся ресурсы распределялись наиболее рациональным образом;
  • ценообразование — формирование цен вследствие столкновения спроса и предложения на товары и услуги. В учет берется конкуренция, действующая в рыночной экономике;
  • распределение — доходы, которые получают рыночные субъекты, составляют выплаты за производственные факторы, находящиеся в их собственности;
  • посредничество — при помощи действующих посредников отдельные производители находят друг друга для совершения обмена результатами своей деятельности.
  • информирование — в данном аспекте рынок представляет собою огромный источник информации, которая необходима для проведения прибыльной деятельности предприятиями. Присутствующая и довольно динамичная информация позволяет адаптировать фирму под меняющиеся условия рынка;
  • санация — очищение рыночной экономики от недостаточно жизнеспособных хозяйственных субъектов, которые не способы достойно конкурировать при современных условиях. Предприятия, не берущие в учет потребности потребителей, обычно получают малые доходы, терпят убытки и в результате становятся банкротами.

Условия работы рыночной экономики

На сегодня рыночная экономика имеет возможность развиваться при наличии следующих условий:

  • экономическая свобода;
  • ответственность предприятий за результаты и последствия своей работы;
  • свободная конкуренция;
  • ограниченное вмешательство государственного аппарата в рыночные взаимоотношения;
  • стабильная политическая ситуация;
  • разнообразие форм собственности;
  • высокоразвитая инфраструктура;
  • отлаженная система оборота финансовых и денежных ресурсов.

Кроме условий можно выделить и ряд принципов, по которым действует и принимает во внимание рыночная форма экономика. К их числу можно отнести:

  • способность самофинансирования;
  • государственные факторы регуляции экономически процессов;
  • свободная политика ценообразования;
  • экономическая свобода работы предприятий;
  • всеобщий характер рыночных отношений;
  • честная и равноправная конкуренция.

Типы и виды рынков. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Рынок характеризуется довольно сложной структурой, которая включает все сферы экономической деятельности. Совокупности все рынков, действующих на сегодня, представляет собою рыночную систему. Существует масса классификаций, которые в разные времена предлагались различными известными учеными. На сегодня они систематизированы в одну (рис.1), которая вмещает в себя в большей мере все главные черты.

Рисунок 1. Общая классификация видов рынков

Каждый из приведенных видов рынков выполняет конкретные функции и играет свою роль в экономике. Важно заметить, что полностью сформированный рынок не предполагает безупречного экономического механизма. В любом случае, будут выделяться достоинства и недостатки в его работе, которые обозначены в таблице 1.

Рисунок 2. Достоинства и недостатки функционирования рынка

Замечание 1

Как видно из таблицы 1, рыночная экономика имеет ряд плюсов и минусов в своей работе. Несмотря на это, исторический опыт многих поколений доказывает, что этот вид экономической системы является наиболее эффективным и действенным. Вследствие внедрения рынка в мировой экономике стало возможным реализовать экономическую свободу для отдельных субъектов общества.

spravochnick.ru

Условия возникновения рынка

Характерная черта, определяющая рынок – это его стихийный порядок. Этому явлению можно дать следующее краткое определение. Рынок – это средство взаимодействия между производителями и потребителями, базирующееся на лишенном центра механизме ценовых показателей. В рыночные связи вступают все участники экономических отношений. Это и предприниматели, и те работники, которые продают собственный труд, и организации и лица, выдающие ссуды, владеющие ценными бумагами и т. д. Обычно выделяют три группы участников рыночного хозяйства: правительство, предприниматели (бизнес) и домашнее хозяйство.

Правительство представляют многочисленные бюджетные организации, функционирующие с целью регулирования экономики; бизнес – деловые предприятия, работающие с целью получения дохода; а домашнее хозяйство – собственники.

Основные условия возникновения рынка — это общественное разделение труда и узкая специализация. Первая категория означает, что никто не может себя обеспечить полностью всеми благами экономики и ресурсами производства. Каждый вид хозяйственной деятельности имеет свою группу производителей. Это и есть специализация в изготовлении и предоставлении различных услуг и благ. Определяет ее способность вырабатывать больше услуг по альтернативной, меньшей цене. Это называется в экономической теории принципом сравнительного преимущества и является в ней базовым понятием.

Рынок и условия его возникновения зависят также от экономической самостоятельности ее участников. Основываясь на общественном разделении труда и специализации, блага и услуги создаются и предоставляются полностью обособленными производителями. Они самостоятельно решают, какой продукцией заниматься, каким способом ее вырабатывать, сами находят сбыт для своего товара. Подобная экономическая независимость может полноценно реализоваться при действующем режиме частной собственности.

Ведь возникновение рынка любого товара невозможно без существования в обществе такого набора норм, который определяет права участников экономических отношений. Например, если владелец земли не уверен в том, что у него не могут в любую минуту отобрать или ее, или полученный доход, станет ли он выращивать пшеницу, чтобы впоследствии произвести обмен? Если и станет под давлением, то это будет абсолютно иная форма экономических отношений, условия возникновения рынка при этом разрушаются. Ведь он может существовать только для той продукции, на которую можно устанавливать, реализовывать и передавать права собственности.

Важен и размер трансакционных издержек. Без такого условия возникновения рынка товаров невозможно представить современные экономические отношения. Например, кто-то решил печь самостоятельно домашний хлеб с тем, чтобы реализовать его в разных точках своего города. Однако если он не просчитает наперед, сколько денег уйдет на получение от городских властей разрешения на продажу, заключения от санитарно-эпидемиологической станции, отчисления рэкетирам, то расход в конечном итоге может превысить доход, и рынок хлеба так и не создастся. Таким образом, границы и условия деятельности рынка определяются трансакционными издержками.

И наконец, невозможны рыночные отношения без такого условия возникновения рынка, как обмен ресурсами на свободных началах. Специализацию, обмен и общественное разделение труда можно представить и в виде иерархической системы, когда из центра будет поступать указание, кому производить продукцию, какую именно, с кем и на каких условиях ею обмениваться. А ведь свободные цены могут сформироваться только при существовании свободного обмена. И уже цены будут указывать участникам хозяйственного процесса, в каком направлении должна идти их деятельность.

fb.ru

Условия возникновения и развития рынка

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, но не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка – в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом – командном – распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Важнейшими условиями возникновения рынка также являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, то есть способность производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняется как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Историческая практика показала, что экономической обособленности в наибольшей степени адекватен правовой режим частной собственности. Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Заключительное условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все необходимые ему для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек издержек, связанных с заключением сделок и отражающих затраты на выбор партнера; на подписание соглашений и контроль исполнения; на адаптацию к происходящим изменениям; на совершенствование квалификации отдельных работников; на предупреждение мошенничества; на случай неожиданных потрясений.

Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках города. Однако необходимо получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность; лицензию от муниципалитета. Если все эти трансакционные издержки, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.

Однако, не смотря на такое преобладание товарных связей в экономике, в настоящее время даже в развитых странах встречаются остатки натурального хозяйства. Примером является производство на садовых и дачных участках, где горожане пытаются произвести для себя отдельные виды потребительской продукции. Чем больше развит рынок, тем больше товаров существует на рынке, такая потребность в производстве продуктов для себя уменьшается и сокращается сфера действия натурального хозяйства.

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

·     свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;

·     свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

·     конкуренция, которая является основой рынка;

·     гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

·     устойчивые денежная и финансовая системы;

·     стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

1)      многообразие форм собственности;

2)      товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;

3)      свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

4)      четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;

5)      поддержание здоровой конкуренции;

6)      развитая инфраструктура.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

·      экономическую свободу деятельности субъектов экономики;

·      всеобщность рыночных отношений;

·      равноправие рыночных субъектов;

·      свободное ценообразование;

·      саморегулирование хозяйственной деятельности;

·      договорный характер отношений;

·      экономическую ответственность субъектов;

·      самофинансирование;

·      конкуренцию;

·      государственное регулирование экономики.

3ys.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *