Уроки определение по истории – Учебно-методический материал по теме: Классификация урока истории : типы, виды, цели и задачи. | скачать бесплатно

Что такое урок в Древней Руси? Понятие «уроки» в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 — 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает «уроки» в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения — общинники (свободные крестьяне), другая часть — дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера — соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира — штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: «идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки». Ее реформы носили мирный характер.

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков — ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов — специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного «речь / рещь», когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.
Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

fb.ru

Глава 9. Урок истории

1. Основные условия организации обучения.

2. Типология урока.

3. Структура урока.

4. Подготовка учителя к уроку.

Методика разрабатывает формы организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей. В российской школе в качестве основной принята классно-урочная форма организации обучения. Класс – это группа учащихся постоянного состава: они имеют примерно одинаковый возраст (в дневной школе), обучаются по одинаковой программе, обязаны систематически посещать уроки и готовить домашние задания.

Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы.

Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации и т.д. Важнейшее значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффективность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации.

Урок истории – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени.

Урок истории – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: он отличается более строгой организационной структурой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок истории, выделяются следующие.

1. Использование новейших достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств обучения.

9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной, групповой деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

Кроме того, выделяются и другие требования к уроку: организационные, психологические, управленческие, оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и др.

Важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы, звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти проблемы находят отражение в уроке. Важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков. Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся.

Среди учителей и методистов существуют различные точки зрения на типологию уроков – в зависимости от определения главного принципа: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по деятельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения, – комбинированный, или составной, урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно-обобщающий урок; 4) урок проверки и учета знаний. Методисты считают эту классификацию более целесообразной. Она дает возможность ясно определить основную дидактическую задачу каждого урока, структуру системы уроков по типам. В этой системе должны преобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные, что подтверждается практикой. В 5-6-х классах в силу возраста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной работы.

Мысль о возможности дифференцированной по возрастам типологии уроков заслуживает внимания. Так, А.А. Вагин предлагает различать для 4‑5-х классов три типа уроков: содержащие все звенья обучения; изложение в форме рассказа; повторение. Для 6-7-х классов – семь типов уроков. Для 9-10-х классов – десять типов уроков: вводный, сообщение нового материала, разбор, заключительный по теме, повторительный, обобщающий, опрос, содержащий все звенья процесса обучения. Однако предложенная классификация уязвима. Трудно представить в 4-5-х классах урок, посвященный только рассказу. Вводный урок не может выйти за рамки повторения, обобщения или сообщения нового материала. Умения и навыки могут формироваться, а знания применяться на всех этапах урока. Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, очевидно, что урок-беседа проводится путем беседы, а киноурок – путем демонстрации кинокартины и т.д. Определение типа урока по основной дидактической цели действенно.

Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории во втором концентре. Широкое применение в старших классах лекционно-се­минарской формы обучения требует дальнейшей теоретической и практической разработки методики таких уроков.

В современных условиях учителя стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона. О.С. Гребенюк [8] систематизировал все наработки и по форме выделяет следующие группы нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конферен­ция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, устный журнал.

4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча» и др.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д.

Учитель, проводя нестандартные уроки, стремится разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Вместе с тем нельзя на базе таких уроков построить весь учебный процесс. Урок – это каждодневный труд, нетрадиционные уроки хороши как разрядка, как праздник. Учитель включает такие уроки в систему процесса обучения, определяет их место и роль в процессе познания.

Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках реализуются почти все.

Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения. Некоторые структурные звенья опускаются в тех случаях, когда их не обязательно вводить в структуру урока. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, одиннадцать из двенадцати уроков второго раздела программы для 6-го класса первого концентра «Классическое средневековье в Европе» взаимосвязаны идеей развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уроки темы «Европейское общество в классическом средневековье» (4 ч.) лучше начинать с опроса. В 11-м классе уроки по теме «Россия в годы Гражданской войны и интервенции» посвящены ходу военных действий, и каждый из них начинается с проверки усвоения материала предыдущего урока, так как новый урок раскрывает последующий ход событий. Урок «Советская модель модернизации» (тема 4: «СССР в конце 20-30-х гг.») целесообразно весь посвятить изучению нового материала. Связи с предшествующими знаниями будут устанавливаться логикой изучаемого нового материала. На таком уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового материала, и выделять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на разных уровнях по плану учителя.

Поиски учителей и методистов, направленные на повышение эффективности урока, подтверждают, что структура урока должна быть разнообразной. Она хороша в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.

Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Обязательными его компонентами должны быть название темы и перечень ее образовательно-воспитательных и развивающих задач. Тематический план целесообразно расположить в виде таблицы:

№ урока

Дата

прове­дения

Тема

урока

Основ­ные

понятия

Основ­ные

умения

Межпред­метные связи

Средства обуче­ния

Тип урока

Разрабатывая конкретное занятие, учитель должен помнить, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. В практике подготовки урока учитель прежде всего определяет его цели, тип урока, отбирает необходимое оборудование, учебные пособия, намечает объем и содержание учебного материала, логику его раскрытия. Учитель стремится отобрать к уроку наиболее убедительные факты, яркие документы, отрывки из художественной и мемуарной литературы и т.д.

Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития умений учащихся.

Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия корточек. При изучении нового материала планируется логика его раскрытия и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации. В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т.д. Определяя домашнее задание, учитель должен разъяснить его, дать инструкцию к его выполнению.

Урок любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отмечается реализацией задач образования, воспитания и развития учащихся, в их единстве.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое методика обучения истории?

2. Определить связь методики с другими науками.

3. Выделить задачи курса методики.

4. Качества современного учителя. Смоделируйте портрет учителя истории.

5. Каковы перспективы исторического образования в средней школе?

6. Причины реформы исторического образования.

7. Этапы школьной реформы исторического образования.

8. Выявить особенности линейной структуры исторического образования.

9. Назвать особенности концентрической структуры исторического образования.

10. Особенности школьного исторического образования в первом концентре.

11. Особенности школьного исторического образования во втором концентре.

12. Составить учебно-методический комплекс для определенного класса и концентра по следующей схеме:

Учебные

пособия

Методическая

литература

Наглядные

средства

Интерактивные

средства

13. Проанализировать методический аппарат учебника истории.

14. Сравнить предложенные Минобразованием альтернативные учебники по истории для любого класса.

15. Высказать свое отношение к рабочим тетрадям.

16. Разработать конспект урока по истории с использованием рабочей тетради.

17. Произвести анализ одного из сборников познавательных заданий по истории.

18. Выделить проблемы процесса познания учащимися основ исторической науки.

19. Основные направления руководства учебной деятельностью школьника.

20. Выделить уровни познавательной деятельности учащихся.

21. Источники формирования знаний в процессе обучения истории.

22. Как Вы понимаете место образа, слова и условного знака в преподавании истории?

23. Что такое метод обучения?

24. Проблема метода обучения в преподавании истории.

25. Разработать конспект урока по истории с применением различных методов обучения.

26. Виды устного изложения.

27. Что такое проблемное обучение и его применение в обучении истории?

28. Разработать эвристическую беседу по избранной проблеме.

29. Назовите инновационные технологии в преподавании истории.

30. Посетить урок в школе и дать методический анализ его по схеме «План наблюдения и анализа урока истории».

studfiles.net

УРОК ИСТОРИИ — это… Что такое УРОК ИСТОРИИ?

  • Урок истории (фильм) — Урок истории Жанр драма Режиссёр Лео Арнштам, Христо Писков Автор сценария Лео Арнштам, Христо Писков В главных ролях …   Википедия

  • урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар …   Толковый словарь Ушакова

  • УРОК — УРОК, а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать,… …   Толковый словарь Ожегова

  • урок — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? урока, чему? уроку, (вижу) что? урок, чем? уроком, о чём? об уроке; что? уроки, (нет) чего? уроков, чему? урокам, что? уроки, чем? уроками, о чём? об уроках 1. Уроками называется задание, которые… …   Толковый словарь Дмитриева

  • урок — а; м. 1. Разг. Работа, заданная на определённый срок. Дать кому л. у. вымыть пол в комнате. У. на день. Задание на у. 2. Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить у. Учить уроки. Сидеть за… …   Энциклопедический словарь

  • урок — а; м. см. тж. урочный 1) разг. Работа, заданная на определённый срок. Дать кому л. уро/к вымыть пол в комнате. Уро/к на день. Задание на уро/к. 2) Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию …   Словарь многих выражений

  • Украинский центр изучения истории Холокоста — Украинский центр изучения истории Холокоста. Тип организации …   Википедия

  • Гибель империи. Византийский урок (фильм) — «Единое государство, единый закон, единая религия»  Юстиниан Гибель импери …   Википедия

  • Гибель империи. Византийский урок — У этого термина существуют и другие значения, см. Гибель империи. Гибель империи. Византийский урок. Жанр публицистический Режиссёр Ольга Савостьянова Автор сценария архимандрит Тихон (Шевкунов) …   Википедия

  • ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК — ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК. Урок по иностранному языку, который строится на параллельном изучении языка и другой дисциплины (истории, литературы, экономики) …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • dic.academic.ru

    Что такое урок? Подробный разбор

    В статье рассказывается о том, что такое урок, что включает в себя этот процесс, какие его виды бывают и для чего он нужен.

    Древние времена

    Во времена первобытного и более позднего, общинного, строя наши предки передавали знания непосредственно от старшего более младшему поколению. Отсутствие письменности накладывало свой отпечаток, и потому человека, обладающего какими-то особенными знаниями или умениями, всегда берегли. Все виды обучения носили исключительно практическую форму, а многому люди учились сами, постигая все с самых азов.

    Гораздо позже с формированием более-менее цивилизованного общества, где стали цениться различные профессии, обучению и урокам стали уделять гораздо больше внимания, к примеру, те, кто мог себе это позволить, отдавали своих детей в обучение различным мастерам — кузнецам, плотникам и т. п. Но все же ценилось именно практическое умение делать что-либо, а не образование в целом. И лишь с развитием письменности и прочей грамоты стали организовываться школы для детей, где те получали начальное образование посредством уроков. Так что такое урок, каким он бывает и как проводится? В этом мы и разберемся.

    Определение

    Для начала рассмотрим определение этого понятия. Согласно энциклопедии, урок – это форма организации процесса обучения с целью овладения учащимися каким-то изучаемым материалом, умениями и знаниями. Подобная форма обучения обычно проводится для класса, то есть для более-менее постоянного коллектива. Так что теперь мы знаем, что такое урок.

    В процессе обучения для более простого и качественного освоения материал преподносится в логичной, четкой и установленной форме, к примеру, по одобренным учебникам. Также ученикам в обязательном или добровольном порядке даются домашние задания на основе пройденного материала. Делается это для лучшего освоения, чтобы человек закрепил усвоенное самостоятельно, без помощи и подсказок преподавателя.

    Такая форма обучения применяется в школах, вузах, лицеях, колледжах и т. п. Вот что такое урок.

    Жизненный урок

    Также этим словом часто описывают иную ситуацию, отличную от школьного освоения материала, но которая все равно носит характер получения и запоминания знаний, которые в будущем пригодятся человеку. Обычно под жизненным уроком подразумевают событие, к которому человек был не готов, и ему пришлось на практике овладевать новыми умениями или же усвоить какое-то нравственное или моральное понятие.

    Длительность

    В зависимости от эпохи, страны и учебного заведения длительность уроков разнится, но если говорить о России и постсоветских странах, то в школах она обычно составляет 40-45 минут, после чего ученикам дается время на отдых и возможность дойти до нового кабинета. Такая длительность установлена не зря — в процессе экспериментов было выявлено, что именно за этот отрезок времени происходит наиболее качественное усвоение материала. Так что теперь мы знаем, что такое урок в школе и сколько времени он длится.

    Но и время может быть иным — этому могут способствовать какие-то обстоятельства, к примеру, в праздничные дни уроки обычно сокращают до 30 минут.

    Именно из-за того что материал четко дозирован и подается в последовательной форме, пропуск уроков очень нежелателен. А домашние задания — это действенный метод закрепления материала, хоть их часто не любят ученики.

    Что такое тема урока?

    Тема урока – это основа материала, который и будет детально разобран во время обучения. В зависимости от важности и значимости она может быть неизменной на протяжении нескольких занятий, а может меняться даже непосредственно во время проведения занятия.

    Теперь мы знаем, что такое урок.

    fb.ru

    Понятие истории — история, уроки

     Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей – Записываем

    — Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает.

    Математика изучает числа и как с ними работать.

    Зоология изучает все, что связано с миром животных.

    Науки бывают самые разные. Со многими из них  ВЫ познакомитесь в школе.

    История

    Составление схемы

    Изучает прошлое

    Изучает деятельность людей

    Всегда связана с людьми

    — Что дает человеку история?

    Запись в тетрадь:

    История помогает узнать о людях:

    — как жили;

    — чем занимались;

    — к чему стремились

    Задание: определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история» (из греческого).ЗАПИшем

    А кто мне скажет как на казахском языке слово история?

    Отцом истории называют Геродота ФОТО

    На востоке «Отец истории» — Сыма Цянь

    (145-86 гг до н.э.)ЗАПИСАТЬ

    Рашид ад-Дин — описал историю монголов

    Мухаммед Хайдар Дулати

    У казахов – ШЕЖИРЕШИ

    (летописцы или сказители)

    Шежире – означает хранить в сознании, знания, которые сохранил народ и его духовное богатство

    Летописцы – это люди записывающие

    все важнее событие происходившие

    в стране

    — Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.

    А сейчас рассмотрим с вами период ИСТОРИИ Казахстана (время развития)

    • I до V века- древний период

    • II до 5-16 –средние века

    • III 17-19 в.новая история

    • IV с начало 20 в до наши дни – новейш история

    kopilkaurokov.ru

    УРОК ИСТОРИИ — Методика преподавания истории — Каталог статей

    УРОК ИСТОРИИ

    1. Основные условия организации обучения.

    2. Типология урока.

    3. Структура урока.

    4. Подготовка учителя к уроку.

     

    Методика разрабатывает формы организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей. В российской школе в качестве основной принята классно-урочная форма организации обучения. Класс – это группа учащихся постоянного состава: они имеют примерно одинаковый возраст (в дневной школе), обучаются по одинаковой программе, обязаны систематически посещать уроки и готовить домашние задания.

    Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы. Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации и т.д. Важнейшее значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффективность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации. Урок истории – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени. Урок истории – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: он отличается более строгой организационной структурой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика.

     Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок истории, выделяются следующие. 1. Использование новейших достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

    2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

    3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

    4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

    5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

    6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

    7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

    8. Эффективное использование педагогических средств обучения.

    9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

    10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

    11. Формирование умения учиться.

    12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

    Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной, групповой деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

    К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме того, выделяются и другие требования к уроку: организационные, психологические, управленческие, оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и др.

    Важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы, звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти проблемы находят отражение в уроке. Важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков. Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся.

    Среди учителей и методистов существуют различные точки зрения на типологию уроков – в зависимости от определения главного принципа: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по деятельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения, – комбинированный, или составной, урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно-обобщающий урок; 4) урок проверки и учета знаний. Методисты считают эту классификацию более целесообразной. Она дает возможность ясно определить основную дидактическую задачу каждого урока, структуру системы уроков по типам. В этой системе должны преобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные, что подтверждается практикой. В 5-6-х классах в силу возраста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной работы. Мысль о возможности дифференцированной по возрастам типологии уроков заслуживает внимания. Так, А.А. Вагин предлагает различать для 4-5-х классов три типа уроков: содержащие все звенья обучения; изложение в форме рассказа; повторение. Для 6-7-х классов – семь типов уроков. Для 9-10-х классов – десять типов уроков: вводный, сообщение нового материала, разбор, заключительный по теме, повторительный, обобщающий, опрос, содержащий все звенья процесса обучения. Однако предложенная классификация уязвима. Трудно представить в 4-5-х классах урок, посвященный только рассказу. Вводный урок не может выйти за рамки повторения, обобщения или сообщения нового материала. Умения и навыки могут формироваться, а знания применяться на всех этапах урока. Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, очевидно, что урок-беседа проводится путем беседы, а киноурок – путем демонстрации кинокартины и т.д. Определение типа урока по основной дидактической цели действенно. Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории во втором концентре. Широкое применение в старших классах лекционно-семинарской формы обучения требует дальнейшей теоретической и практической разработки методики таких уроков.

     В современных условиях учителя стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона. О.С. Гребенюк] систематизировал все наработки и по форме выделяет следующие группы нестандартных уроков.

    1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

    2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.

    3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, устный журнал.

    4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча» и др.

    5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д.

    Учитель, проводя нестандартные уроки, стремится разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Вместе с тем нельзя на базе таких уроков построить весь учебный процесс. Урок – это каждодневный труд, нетрадиционные уроки хороши как разрядка, как праздник. Учитель включает такие уроки в систему процесса обучения, определяет их место и

    роль в процессе познания.

    Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках реализуются почти все. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения. Некоторые структурные звенья опускаются в тех случаях, когда их не обязательно вводить в структуру урока. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, одиннадцать из двенадцати уроков второго раздела программы для 6-го класса первого концентра «Классическое средневековье в Европе» взаимосвязаны идеей развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уроки темы «Европейское общество в классическом средневековье» (4 ч.) лучше начинать с опроса. В 11-м классе уроки по теме «Россия в годы Гражданской войны и интервенции» посвящены ходу военных действий, и каждый из них начинается с проверки усвоения материала предыдущего урока, так как новый урок раскрывает последующий ход событий. Урок «Советская модель модернизации» (тема 4: «СССР в конце 20-30-х гг.») целесообразно весь посвятить изучению нового материала. Связи с предшествующими знаниями будут устанавливаться логикой изучаемого нового материала. На таком уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового материала, и выделять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на разных уровнях по плану учителя. Поиски учителей и методистов, направленные на повышение эффективности урока, подтверждают, что структура урока должна быть разнообразной. Она хороша в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.

    Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Обязательными его компонентами должны быть название темы и перечень ее образовательно-воспитательных и развивающих задач. Тематический план целесообразно расположить в виде таблицы:

    № урока

     

    Дата

    проведения

    Тема

    урока

     

    Основные

    понятия

     

    Основные

    умения

     

    Межпредметные

    связи

     

    Средства

    обучения

     

    Тип

    урока

     

     

    Разрабатывая конкретное занятие, учитель должен помнить, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. В практике подготовки урока учитель прежде всего определяет его цели, тип урока, отбирает необходимое оборудование, учебные пособия, намечает объем и содержание учебного материала, логику его раскрытия. Учитель стремится отобрать к уроку наиболее убедительные факты, яркие документы, отрыв-

    ки из художественной и мемуарной литературы и т.д. Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития умений учащихся. Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в ко-

    тором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия корточек. При изучении нового материала планируется логика его раскрытия и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации. В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т.д. Определяя домашнее задание, учитель должен разъяснить его, дать инструкцию к его выполнению. Урок любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отмечается реализацией задач образования, воспитания и раз-

    вития учащихся, в их единстве.

     

    Источник: Н.Ю. Никулина МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Калининград 2000

     

    tgi65.ucoz.ru

    Определение урока. — УРОК —ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    Для обоснованного определения изучаемого явления — урока — необходимо прежде всего отделить его от других форм организации процесса обучения. Анализ систем организации обучения и их основных форм показал, что это может быть сделано на основе трех параметров: по количеству одновременно обучаемых учащихся, по стилю и результатам работы. В первом случае критерий для включения (исключения) в понятие урок будет в основном количественным (количество одновременно обучаемых), во втором—структурным (характер взаимодействия участников учебного процесса), в третьем— результативным (непосредственное овладение основами изучаемого материала в ходе учебного процесса).

    В эффективность организационной формы входит все, что служит возбуждению, поддержанию и подкреплению активного и сознательного участия школьников в учебном процессе, а также накоплению результатов обучения. В соответствии с этим первый критерий больше относится к влиянию размера учебной аудитории (количество учащихся) на познавательные и групповые процессы, происходящие в ней, второй — к двум тесно связанным факторам: способу взаимодействия в учебном процессе (учитель — учащиеся и учащиеся — учащиеся) и основному виду коммуникации, а третий — к непосредственному эффекту в обучении, воспитании и развитии познавательных способностей учащихся.

    На уроках процессы взаимодействия и коммуникации основаны на личном контакте учителя с классом и наиболее часто осуществляются в конструкции диалога, в ходе которого учитель направляет и контролирует деятельность всех без исключения учеников, а также поддерживает взаимодействие и взаимоконтроль среди самих учащихся. Следовательно, обучение на уроке можно рассматривать как систему направленных на достижение определенных целей разнообразных непосредственных и опосредствованных взаимодействий учителя и постоянной по составу группы учащихся (класса), в процессе которых учитель поддерживает контакт не только с классом в целом, но и с каждым отдельным учеником. Все это создает предпосылки для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемых знаний, формировали необходимые умения и навыки уже в ходе процесса обучения на уроке. Исходя из сказанного, можно сформулировать определение урока, которое позволяет отделить урок от других организационных форм.

    Урок — это организационная форма, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей школьников.

    В данном определении следует выделить два ряда характеристик: специфические и не специфические для урока.

    К специфическим относятся: постоянная на всех стадиях процесса обучения группа учащихся (класс), руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого ученика и овладение всеми учениками основами изучаемого непосредственно на уроке Этих характеристик не имеет ни одна другая организационная форма; они отражают не только специфику, но и сущность урока. При отсутствии хотя бы одной из них нет урока. В свою очередь названные характеристики требуют обязательного выполнения некоторых условий. Одним из таких условий, например, является соблюдение норм наполняемости класса. Изучение вопроса показало, что существует определенная норма . количества одновременно обучаемых, при которой учитель в состоянии руководить познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого ученика. Превышение этой нормы практически исключает возможность использования урока как формы организации процесса обучения.

    Неспецифические характеристики представлены не только в уроке, но и в других организационных формах. Однако это не умаляет их значения, так как только сочетание специфических и неспецифических характеристик создает анализируемое явление — урок. В число последних входят: цели обучения; виды, средства и методы работы; место обучения; время обучения.

    Виды организации работы на уроке.

    Взаимодействуя с классом, учитель в течение всего урока осуществляет функцию руководства: он должен действовать так, чтобы обеспечить благоприятные условия обучения для всех учеников.

    В этих целях необходимо использовать различные виды организации работы:

    • а) общие, или коллективные;
    • б) индивидуальные;
    • в) групповые, или специфические (группы, звенья, бригады, пары, тройки и т. д.). Групповые (или специфические) являются промежуточными, соединяющими коллективные и индивидуальные виды организации работы. Следовательно, на уроке используются в различных сочетаниях три ведущих элементарных группировки учащихся: действующий класс, действующие группы и дейст-ствующие индивидуумы.

    Коллективную работу можно определить как мобилизацию сил учащихся на достижение единых целей общими для всего класса методами и темпами. Таким образом, коллективная деятельность квалифицируется двумя требованиями: наличием единых целей и движением к достижению этих целей общими для класса методами и темпами. Однако необходимо выделить и второй аспект коллективной деятельности учащихся на уроке: она направляется различными условиями, которые зависят от понимания учащимися стоящих-перед ними познавательных» задач; от их возможности и желания решать эти задачи. В связи с тем, что понимание, возможности, желания у учеников одного класса неодинаковы, все они будут совершать различные действия и получат разные результаты, хотя и будут направляться учителем к достижению единых целей одними путями и темпами. Отсюда характерной чертой коллективной работы на уроке будет несоответствие реальных действий отдельных учащихся основным требованиям организации деятельности, обусловливающее необходимость сочетания коллективных видов работы с групповыми и индивидуальными.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    didaktica.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *