Упражнения на орфоэпию 6 класс – Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: презентация к уроку повторения по теме «Орфоэпия». | скачать бесплатно

Тренажер "Орфоэпия" - Русский язык

Просмотр содержимого документа
«Тренажер "Орфоэпия"»

Орфоэпия.

Здравствуйте!

Воспользуйтесь нашими советами и ...

ВПЕРЁД! К ПОБЕДЕ!

1. Внимательно прочитай вопрос, подумай и постарайся ответить правильно.

2. Если получится, то появится яркая звезда.

3. Если ты поспешил с ответом, то появится

туча

4. Переход к следующему вопросу – по стрелке внизу слайда.

УДАЧИ!!!

Вопрос 1

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

МОЛОДЕЦ!

Эксперт

кухОнный

закУпорить

УВЫ...

ходатАйство

Вопрос 2

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

УМНИЦА!

Посадить ирИс

балОванный

знамЕние

Ай-ай-ай!

звОнит

Вопрос 3

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

ОТЛИЧНО!

заж...гать

раст...рать

заб...рёт

Нет, очень жаль!

отп...рать

Вопрос 4

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

Да-да-да!!!

нефтепрОвод

путепрОвод

магнитопрОвод

Подумай ещё!

газопрОвод

Вопрос 5

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

ПРЕВОСХОДНО!

облегчИть

кладовАя

катАлог

УВЫ!

икОнопись

Вопрос 6

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

ВЕРНО!

столЯр

тортЫ

дОнельзя

Придётся подумать получше...

искрА

Вопрос 7

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

КОНЕЧНО!

Апостроф

пОняла

чЕрпать

Эх, неверно...

втридОрога

Вопрос 8

Выберите правильный вариант произношения слова:

Несомненно!

Ничто [ шт ]

Конечно [ ч ’ н ]

Скучно [ ч ‘ н ]

УВЫ!

Девичник [ ч ‘ н ]

Вопрос 9

Выберите правильный вариант произношения слова:

Разумеется!

Фонетика [ н ’]

Кортеж [ тэ ]

Интервью [ т ’]

Ой, здесь есть ошибки!

рандеву [ д ’]

Вопрос 10

Выберите правильный вариант произношения слова:

УМНИЧКА!

Детектив [ т ’]

Тенор [ т ’]

Террор [ т ’]

Мне грустно...что-то не так...

Генезис [ н ’]

Вопрос 11

Подберите существительное к прилагательному языковАя :

Разумеется!

колбаса

система

начинка

Ой, здесь есть ошибки!

нарезка

Вопрос 12

Подберите существительное к прилагательному харАктерный:

Несомненно!

Актер

Жест

Поступок

УВЫ!

Вид

multiurok.ru

Упражнения по орфоэпии, части первая и вторая

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Упражнение 1. Перепишите слова, расставляя ударения. Образец: жи'ть - жи'л, жи'ло, жи'ли, жила'.

а) Проспать - проспал, проспало, проспали, проспала; догнать - догнал, догнало, догнали, догнала.
б) Жив - живо, живы, жива; прав - право, правы, права.
в) Принят - принято, приняты, принята; занят - занято, заняты, занята.


Упражнение 2. Перепишите словосочетания, расставляя ударения в выделенных словах.

Кроить атлас - открыть атлас, злая острота - острота лезвия, характерный поступок - характерный человек, языковая политика - языковая колбаса.

 

Упражнение 3. Перепишите слова, расставляя ударения.

Баловать, квартал, красивейший, кухонный, облегчить, осведомиться, принудить, форзац, ходатайствовать.

 

Упражнение 4. Затранскрибируйте слова, обращая особенное внимание на твёрдость-мягкость согласных и произношение [чн] - [шн].

Кофе, кафе, диспансер, патетика, академия, сердечная (дружба), сердечный (препарат), конечная (станция), конечно, скучный, модель, сессия, патент, пациент, тире.

=======================================================

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Упражнение 5Перепишите слова, расставляя ударения.

а) Прав - правы, право, права; скучен - скучны, скучно, скучна.

б) Завезенный - завезена, завезено; закреплен - закреплена, закреплено.

в) Сильна - сильнее, слаба - слабее, жива - живее, красива - красивее. 

 

Упражнение 6В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.
1) облЕгчить; 2) донИзу; 3) икОнопись; 4) кладовАя.
1) занялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.
1) осведомИться; 2) надорвалАсь; 3) отклЮченный; 4) принуд

Ить.

 

Упражнение 7В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) фОрзац; 2) алфавИт; 3) воссоздАла; 4) бОроду.
1) позвонИшь; 2) низведЁн; 3) кОрмящий; 4) кровоточИт.
1) балУясь; 2) дозвонИтся; 3) прИняли; 4) прирУченный.
1) обеспЕчение; 2) дАвнишний; 3) включЁнный; 4) клЕить.

 

Упражнение 8. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) включим; 2) гнала; 3) свекла; 4) оптовый.

1) сироты; 2) нанявший; 3) отрочество; 4) взялась.

 

Упражнение 9В каком слове ударение падает на второй слог?

1) километр; 2) согнутый; 3) недуг; 4) обостренный.

1) облилась; 2) черпать; 3) щавель; 4) прозорлив.

 

 

 

moslingvist.ru

Тест по русскому языку Фонетика и Орфоэпия 6 класс

Тест по русскому языку Фонетика и Орфоэпия для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 4 задания. Тест предназначен для проверки знаний по теме Повторение в начале года.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

Часть А

А1. Какие буквы не обозначают звуков?

1) е, ё, ю, я
2) д, т, в, ф
3) ь, ъ
4) ч, щ, й

А2. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв

1) южный
2) сад
3) лестный
4) появится

А3. В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков?

1) косьба, свадебное, поехать
2) ярость, старьё, велосипед
3) местный, скользко, разъяриться
4) въезжать, окрестность, поётся

А4. В каком слове мягкий знак не смягчает согласный звук?

1) восемь

2) день
3) вопль
4) брошь

А5. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

1) бюллетень, часики, июль
2) учебник, утешение, тетрадь
3) отрежьте, отметишь, вспомнит
4) стеклянный, прищемить, лучше

А6. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый со­гласный?

1) эффект
2) морфема
3) шинель
4) тембр

А7. В каком слове мягкий знак является разделительным?

1) вьюга
2) запомнить
3) снишься
4) дочь

А8. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) агент, дзюдо, донизу
2) дефис, баловать, эксперт
3) свёкла, поручни, взято
4) поняли, звонит, кухонный

А9. Укажите слово с нарушением произносительной нормы

1) скворе[ч’н]ик
2) [тэ]ннис
3) пио[н’э]р
4) ко[ф’э]

A10. Укажите слово с нарушением произносительной нормы

1) орфо[э]пия
2) [т’э]кст
3) [т’э]ма
4) фо[н’э]тика

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Я возвращался к себе в деревню. (2)Тропинка прохо­дила по просеке в сосновом лесу. (3)Всё вокруг было покрыто пахучими травами. (4)На поляне около опушки я разглядел си­ние цветы. (5)Полянки с ними были похожи на малюсенькие озёра с синей водой.

(По К. Паустовскому)

В1. Найдите среди предложений 1-3 слова, в которых проис­ходит оглушение согласного звука, выпишите эти слова.

В2. Выпишите из предложений 4-5 слова, в которых гласные обозначают два звука?

Часть С

1. Какова тема текста?
2. Озаглавьте текст.
3. Почему автор сравнивает полянки с озёрами?
4. Какие открытия вы делали в лесу?

2 вариант

Часть А

A1. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости-звонкости?

1) [б], [ф], [ш], [м]
2) [с], [к], [д], [Ф]
3) [в], [з], [н], [л]
4) [т], [р], [с], [ж]

А2. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков

1) солнце
2) заговор
3) маятник
4) тетради

А3. В каком ряду все слова имеют только твёрдые согласные звуки?

1) закладка, пособие, оформление
2) заниматься, удивление, возможность
3) пропуск, шоколад, шорты

4) качество, образец, программа

А4. В каком ряду во всех словах согласные звуки глухие?

1) посадка, топка, вправо
2) всё, птицы, вспышка
3) вкусно, хорошо, сдача
4) письмецо, столица, кинотеатр

А5. В каком ряду все слова имеют непроизносимые согласные?

1) лестный, окрестность, праздничный
2) областной, постный, напрасно
3) шестнадцать, костлявый, шест
4) поместье, крестины, местный

А6. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) украинский, подкралась, каталог
2) эксперт, красивее, намерение
3) документ, защемит, добралась
4) зевота, углубить, алфавит

А7. Укажите слово с нарушением произносительной нормы

1) компьют[э]р
2) коне[шн]о
3) [т’э]ма
4) ску[ч’н]о

А8. Укажите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) алфави́т
2) воро́та
3) алфа́вит
4) жалюзи́

А9. Укажите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) зво́нит
2) то́рты
3) газопрово́д
4) киломе́тр

A10.

Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв

1) мой
2) ягуар
3) солнце
4) конь

Часть В

Внимательно прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Около беседки мы рассмотрели в высокой траве светлячка. (2)Конец его брюшка светился холодным огоньком. (3)В тёплые летние дни вдоль тропинок появлялось много светлячков. (4)Ве­черами тропинка украшалась зелёными фонариками-огоньками.
(По И. Соколову-Микитову)

В1. Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором происхо­дит оглушение согласного звука

В2. Выпишите слова, в которых гласная обозначает два звука.

Часть С

1. Какова тема текста?
2. Озаглавьте текст.
3. С чем сравнивает автор светлячков и почему?
4. О каких наблюдениях за жизнью окружающего мира вы можете рассказать?

Ответы на тест по русскому языку Фонетика и Орфоэпия
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-3
А4-4
А5-1
А6-4
А7-1
А8-3
А9-1
А10-4
В1.
все, вокруг
В2.
я, сияние, малюсенькие
2 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
А5-1
А6-2
А7-4
А8-3
А9-1
А10-2
В1.
беседки
В2.
тёплые, летние, появлялось

testschool.ru

План-конспект урока "Орфоэпические нормы" (6 класс)

Приложение 2

План-конспект урока по теме: «Особенности ударения в русском языке» (6 класс, 1 часть)

УМК: М.М.Разумовская, П.А.Лекант.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: ученики принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: ученики осознают познавательную задачу; читают и слушают; извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: ученики задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оборудование: раздаточный материал, словарь И.Л.Резниченко «Словарь ударений русского языка».

1.Организа

ционный (5 мин)

2. Цель урока (3 мин)

3. Объяснение нового материала (10 мин)

4. Закрепление материала(12 мин)

5. Итог урока (5 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

7. Домашнее задание (2 мин)

Приветствие. Запись числа и классной работы.

Недавно я прочитала интересную заметку в газете под названием «Путаница», а теперь хочу поделиться с вами этой забавной историей. Послушайте, пожалуйста.

Однажды Ваня открыл газету и прочитал: «Недавно в город Владимир приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишиханова».

Ваня очень удивился: «Мама, почему во всем Владимире только один Орган? Ведь органы есть у каждого человека. И какой орган вылечили? Какая странная заметка!»

Какие же слова спутал Ваня?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Какие цели мы поставим? Используйте слова-помощники:

Знать…

Уметь…

Применять…

Развивать…

Запишем тему урока: «Особенности русского ударения».

Что такое ударение? По ходу нашего урока заполните, пожалуйста, таблицу «Свойства русского ударения» и поставьте рядом с новой информацией «+», а со старой – «-».

Обратите внимание на слова, написанные на доске:

Атлас – атлАс, хлОпок – хлопОк, крУжки – кружкИ, мОю – моЮ, пАрить – парИть, плАчу – плачУ, прОпасть – пропАсть.

Одинаковое ли значение у данных слов?

Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение и, соответственно, другое значение?

Обратите внимание, на какой слог может падать ударение в русском языке?

Правильно, в русском языке любой слог может быть ударным.

Отсюда первая особенность русского ударения – разноместность, в отличие от французского языка, где ударение падает на последний слог. В английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах.

рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).

Теперь прочитайте слова, написанные на второй половине доски:

варИть, варЮ, вАришь, варИл

Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова?

Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением?

Еще одна особенность русского ударения – подвижность.

А теперь давайте поработаем в группах. Представьте, что мы с вами детективы. Вашему агентству необходимо добыть сведения о свойствах русского ударения.

Задание №1. Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное?

включИть, включИшь, включАт

клЕить, клЕишь, клЕят

ржАветь, ржАвеет, ржавЕют

добрАлся, добрАлась, добралОсь, добралИсь

Задание №2. Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится? Самостоятельно сделайте вывод, запишите его.

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны

Задание №3. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь.

Атлас, зАмок, Ирис, гвОздики, духИ, засЫпать

Задание №4. Составьте и запишите с получившимися словами предложения.

Давайте вспомним, какие особенности русского ударения мы узнали сегодня на уроке?

Какую роль играет ударение в слове?

Правильно, отсюда главная функция ударения – смыслоразличительная.

Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?

Составьте «Глоссарий» опорных слов и понятий, которые мы с вами сегодня узнал на уроке об ударении.

Что нового вы узнали сегодня по теме «Ударение в русском языке»? Что больше всего запомнилось?

Подобрать омонимичные слова (4-5), значение которых связано с правильной постановкой ударения.

Приветствуют учителя. Делают запись в рабочей тетради.

Слушают, анализируют.

ОргАн – музыкальный инструмент.

Орган – часть организма человека.

Ударение в русском языке.

Знать особенности русского ударения.

Уметь правильно ставить ударение в словах.

Применять полученные знания в речевой практике.

Развивать устную и письменную речь.

Запись темы в рабочую тетрадь.

Ударение – это голосовое выделение одного из слогов слова.

Нет

Омографы

На все слоги.

Делают запись в рабочей тетради.

По форме слова.

Ударение передвигается вместе с формой слова.

Запись в рабочей тетради.

Неподвижное

Неподвижное

Подвижное в форме мн.ч

Неподвижное

Получаются разные формы слова.

атлАс – плотная шелковая ткань;

замОк – устройство для запирания дверей, чемоданов, ящиков и т.д.;

ирИс – тягучая сладкая конфета;

гвоздИки – цветы;

дУхи – привидения;

засыпАть – погружаться в состояние сна.

Ударение имеет две особенности – подвижность и разноместность.

Ударение помогает различить смысл слова.

Чтобы понимать друг друга, правильно передавать информацию собеседнику.

Продвинутая лекция ( в ходе лекции текст соотносится с первичной информацией: «+» - знал ранее, - «-» думал иначе.

С заданием справились 87% учащихся, за исключением отстающих учеников.

С первой частью задания справились 100% учеников, со второй частью – 54%, что связано со слабой отработкой умения анализировать полученную информацию.

С заданием справились 69 % учеников. Затруднение вызвала вторая часть задания – определить лексическое значение слова, что связано с недостаточным словарным запасом школьника.

С заданием справились 86% учеников, затруднение вызвало неправильное понимание лексического значения слова, связанное с недостаточным словарным запасом.

infourok.ru

Тренировочный тест по теме «Лексика.Фразеология. Орфоэпия» для 6 класса

Тренировочный тест по теме «Лексика.Фразеология. Орфоэпия».

6 класс

1.Орфоэпические нормы.

1.Отметь слово, в котором от места ударения меняется смысл слова.

а)пропасть б)рисунок

в)плита г)цветы

2.Отметь слово, в котором неверно выделен ударный звук.

а)звОнишь б)облегчИть

в)тОрты г)дефИс

3.Укажи слово, в котором ударение падает на второй слог.

а)доктор б) послание

в)задавать г)мальчик

4.Укажи слово, в котором сочетание ЧН произносится как [ч’н].

а)кирпичный б)нарочно

в)конечно г)яичница

5.В каком слове ударение указано верно.

а)дОсуг б)квАртал

в)слИвовый г)кухОнный

7.Укажи слово, в котором ударение падает на первый слог.

а)партер б)ковыль

в)звонит в)торты

8.В каком слове сочетание ЧН произносится как [ШН].

а)прочный б)отличный

в)скучно г)табачный

2.Фразеология.

1.Укажи фразеологизм.

а)бить баклуши б)плохо работать

в)добрый совет г)быстро бежать

2.Укажи фразеологизм.

а)как рыба в воде б)читать быстро

в)мужественный человек г)сильно покраснеть

3.Определите значение фразеологизма БИТЬ БАКЛУШИ

а)ломать, разрушать б)бездельничать

в)причинять боль г)раскалывать что-либо

4.В предложении ПЕТЯ НА УРОКЕ ТРУДА РАБОТАЛ СПУСТЯ РУКАВА фразеологизмом является

а)Петя работал б)работал на уроке

в)спустя рукава г)на уроке труда

5.Укажи сочетание слов, которое не является фразеологизмом.

а)хранить как зеницу ока б)произвести впечатление

в)занять первое место г)играть роль

6.Какое сочетание слов не является фразеологизмом.

а)подмигнуть глазом б)дурной глаз

в)с глаз долой г)куда глаза глядят

7.Какой фразеологизм имеет значение КАЧЕСТВЕННО.

а)без сучка, без задоринки б)играть первую скрипку

в)привести к общему знаменателю г)разделать под орех

З.Лексика.

1.Укажи словосочетание, выделенное слово в котором не имеет омонимов.

а)птичья клетка б)журчащий ключ

в)водопроводный край г)хищная рыба

2.Выбери синоним к слову ВЕСЁЛЫЙ

а)печальный б)тоскливый

в)радостный г)скучный

3.Слова какой пары являются синонимами?

а)быстро-медленно б)малый- коротко

в)друг - приятель г)сильный - храбрый

4.Слова какой пары не являются синонимами?

а)наездник-всадник б)пурга-буран

в)желтый - зеленый г)темнота - мрак

5.В каком ряду перечислены антонимы?

а)близкий, ближний б)грустить, появляться

в)аккуратный, опрятный г)общий, личный

6.Укажи пару, в которой выделенные слова являются омонимами.

а)наказали за проступок; поощрили всех

б)русский язык; попробовать на язык

в)быстрая реакция; стремительный бег

г)благоухающий цветок; пахнущий свежестью

7.В каком ряду перечислены синонимы?

а)труженик, лентяй б)шашки в ножнах, партия в шашки

в)надежда, разочарование г)обслуживание, сервис

doc4web.ru

Фонетика. Орфоэпия - Русский язык

Фонетика. Орфоэпия.

1.Что изучает орфоэпия?

1) звуки речи

2) правила написания слов

3) правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний

4) правила обозначения звуков речи буквами

2.Сколько гласных звуков в русском языке?

1) 6

2) 7

3) 8

4) 9

3.Сколько согласных звуков в русском языке?

1) 21

2) 33

3) 36

4) 42

4.В каком слове 7 звуков?

1) костер

2) запоют

3) явление

4) огоньки

5.В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) чайка

2) горечь

3) жюри

4) сирень

6.В каком слове все согласные звуки твердые?

1) борец

2) молодость

3) хвастун

4) говорят

7.В каком слове все согласные звуки глухие?

1) шепчут

2) шуршат

3) бесшумно

4) душа

8.В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) собака

2) берега

3) березка

4) щетка

9.В каком ряду в каждом из слов количество звуков и букв совпадает?

1) подъем, эпиграф, ясень

2) поиск, победа, полынь

3) косит, ночь, ягода

4) сорока, явление, ель

10.В каком слове звуков больше, чем букв?

1) роскошь

2) эскадра

3) рыдает

4) въезд

11.В каком слове букв больше, чем звуков ?

1) еловый

2) статуя

3) удивление

4) горько

12.В каком слове есть звук [с'] ?

1) продюсер

2) комплекс

3) заслонить

4) костюм

13.В каком слове нет звука [ж] ?

1) живет

2) отрежет

3) рожь

4) лыжня

14.В каком слове наблюдается озвончение согласного в корне?

1) бровь

2) гладкий

3) сбил

4) просьба

15.В каком слове произносится звук [а]?

1) жакет

2) жалюзи

3) жасмин

4) жалкий

16.В каком слове все согласные звуки непарные звонкие?

1) юла

2) мех

3) лыжи

4) ночь

17.В каком слове все согласные звуки непарные глухие?

1) чаща

2) холм

3) черный

4) щель

18.В каком слове все согласные звуки непарные твердые?

1) жнец

2) шиш

3) цех

4) чешет

19.В каком слове все согласные звуки непарные мягкие?

1) чушь

2) щека

3) ячея (в сотах)

4) юшка

20.Какой звук произносится на конце слова творог ?

1) [г] – согласный, звонкий, твердый

2) [к] – согласный, глухой, твердый

3) [г'] – согласный, звонкий, мягкий

4) [к'] – согласный, глухой, мягкий

21.В каком слове нет звука [j']?

1) поет

2) юбка

3) съехал

4) соловьи

22.В каком ряду во всех словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) юный, подъезд, ёж, песня

2) январь, съел, обезьяна, цветёт

3) поют, этимология, счастье, играю

4) еловый, обожание, эгоист, сообща

23.В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) кухонный, добыча, ждала, зубец

2) гербовый, гусеничный, рвалась, цемент

3) приняли, овен, свёкла, лгала

4) замкнутый, сливовый, статуя, (много) тортов

24.Какое из данных слов допускает варианты ударения?

1) простыня

2) фарфор

3) жадны

4) звонят

25.Сколько букв и звуков в слове шестнадцать ?

1) 11 букв, 11 звуков

2) 11 букв, 8 звуков

3) 11 букв, 10 звуков

4) 10 букв, 9 звуков

26.В каком ряду все слова состоят из двух слогов?

1) вода, судьба, осина

2) солнце, ещё, коньки

3) моя, чудный, юноша

4) холод, огонь, окошко

27.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) ш о фёр

2) эксп е рт

3) пр о цент

4) зв а ла

28.В каком ряду во всех словах есть непроизносимые согласные звуки?

1) прелестный, известность, походка

2) свистнуть, опасный, ужасный

3) тростниковый, сверстник, ирландцы

4) ровесник, пресный, напрасный

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1.Что изучает орфоэпия?

1) звуки речи

2) правила написания слов

3) правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний

4) правила обозначения звуков речи буквами

2.Сколько гласных звуков в русском языке?

1) 6

2) 7

3) 8

4) 9

3.Сколько согласных звуков в русском языке?

1) 21

2) 33

3) 36

4) 42

4. В каком слове 7 звуков?

1) костер

2) запоют

3) явление

4) огоньки

5.В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) чайка

2) горечь

3) жюри

4) сирень

6.В каком слове все согласные звуки твердые?

1) борец

2) молодость

3) хвастун

4) говорят

7.В каком слове все согласные звуки глухие?

1) шепчут

2) шуршат

3) бесшумно

4) душа

8.В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) собака

2) берега

3) березка

4) щетка

9.В каком ряду в каждом из слов количество звуков и букв совпадает?

1) подъем, эпиграф, ясень

2) поиск, победа, полынь

3) косит, ночь, ягода

4) сорока, явление, ель

10.В каком слове звуков больше, чем букв?

1) роскошь

2) эскадра

3) рыдает

4) въезд

11.В каком слове букв больше, чем звуков ?

1) еловый

2) статуя

3) удивление

4) горько

12.В каком слове есть звук [с'] ?

1) продюсер

2) комплекс

3) заслонить

4) костюм

13.В каком слове нет звука [ж] ?

1) живет

2) отрежет

3) рожь

4) лыжня

14.В каком слове наблюдается озвончение согласного в корне?

1) бровь

2) гладкий

3) сбил

4) просьба

15.В каком слове произносится звук [а]?

1) жакет

2) жалюзи

3) жасмин

4) жалкий

16.В каком слове все согласные звуки непарные звонкие?

1) юла

2) мех

3) лыжи

4) ночь

17.В каком слове все согласные звуки непарные глухие?

1) чаща

2) холм

3) черный

4) щель

18.В каком слове все согласные звуки непарные твердые?

1) жнец

2) шиш

3) цех

4) чешет

19.В каком слове все согласные звуки непарные мягкие?

1) чушь

2) щека

3) ячея (в сотах)

4) юшка

20.Какой звук произносится на конце слова творог ?

1) [г] – согласный, звонкий, твердый

2) [к] – согласный, глухой, твердый

3) [г'] – согласный, звонкий, мягкий

4) [к'] – согласный, глухой, мягкий

21.В каком слове нет звука [j']?

1) поет

2) юбка

3) съехал

4) соловьи

22.В каком ряду во всех словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) юный, подъезд, ёж, песня

2) январь, съел, обезьяна, цветёт

3) поют, этимология, счастье, играю

4) еловый, обожание, эгоист, сообща

23.В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) кухонный, добыча, ждала, зубец

2) гербовый, гусеничный, рвалась, цемент

3) приняли, овен, свёкла, лгала

4) замкнутый, сливовый, статуя, (много) тортов

24.Какое из данных слов допускает варианты ударения?

1) простыня

2) фарфор

3) жадны

4) звонят

25.Сколько букв и звуков в слове шестнадцать ?

1) 11 букв, 11 звуков

2) 11 букв, 8 звуков

3) 11 букв, 10 звуков

4) 10 букв, 9 звуков

26.В каком ряду все слова состоят из двух слогов?

1) вода, судьба, осина

2) солнце, ещё, коньки

3) моя, чудный, юноша

4) холод, огонь, окошко

27.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) ш о фёр

2) эксп е рт

3) пр о цент

4) зв а ла

28.В каком ряду во всех словах есть непроизносимые согласные звуки?

1) прелестный, известность, походка

2) свистнуть, опасный, ужасный

3) тростниковый, сверстник, ирландцы

4) ровесник, пресный, напрасный

multiurok.ru

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Фонетика. Орфоэпия"

План-конспект урока по русскому языку для 6 класса.

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Степной Молченко Яна Александровна.

  Тема: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цели:

- повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;

- закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных,  ь и ъ разделительных знаков;

- развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;

- развитие умения использовать полученные знания на практике;

- расширение словарного запаса учащихся;

- воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная  работа.

II. Словарная работа.

      На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На доске так же написаны и задания к кроссворду):

        

  1. Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников  (футбол)

  2. Главное здание железнодорожной станции  (вокзал)

  3. Самая низкая школьная отметка  (единица)

  4. Человек, совершающий подвиги  (герой)

  5. Человек, который занимается спортом  (спортсмен)

  6. Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)

  7.  Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников  (хоккей)

  8. Самая большая зеленая сладкая ягода (арбуз)

   Слово учителя: Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде.   (Фонетика).

  • Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

  • Зачем нужно изучать фонетику?

  • Мы выполнили все упражнения по теме «Фонетика». И будем повторять все, что изучили.

III. Сообщение цели урока.

  Слово учителя: Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Запишите тему нашего урока (учитель пишет на доске).

IV.   Выполнение заданий.

Задание 1: нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке.

  • Но сначала  ответьте: что такое алфавит?

  • Что значит расположить по алфавиту?

  • Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

Приступайте к выполнению задания: ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ).

Проверка задания.

Слово учителя: Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила).

Задание 2. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – с ъ разделительным:

РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ,  ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

Слово учителя: Проверим. Молодцы, и это задание выполнили.  Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.

Задание 3: Учитель раздает карточки с текстом. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача -  грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сперва прочитайте и ответьте на вопросы.

-Докажите, что это текст.

- О ком он?

- Что это за произведение?

-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

1)Найдите и подчеркните  слова, в которых букв меньше, чем звуков.  Почему так получилось?

2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

3) Подчеркните  слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?

4) фонетический разбор слова у  доски.( у доски 2 ученика разбирают слова «снег», «взад»)

Задание 4: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

  • А что такое ударение? Какое ударение в русском языке? (подвижное)

  • Как называется раздел науки о языке, который изучает как правильно произносить слова? (орфоэпия)

  • Как переносим слова? Как нельзя переносить?  (выполнение задание)

БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС,  СВЁК-ЛА.

Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны  –

ТЕСТ.

1)В русском алфавите 33буквы (+)

2) В  русском языке 10 гласных звуков(-)

3)В русском языке 6 гласных звуков (+)

4)В русском языке 10 гласных букв(+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)

6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й  (-)

7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

-Самопроверка. Учитель на доске пишет ответы.

VI. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на уроке ?  

Все ли довольны своим результатом?

Смогли ли вы достичь цели, поставленной вами?

Подведение итогов урока и выставление отметок в дневники учащимся.

VII. Домашнее задание - упр.233.

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *