Тире в бессоюзном сложном предложении – Употребление двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении — Синтаксис русского языка — пособие

Содержание

Тире в бессоюзном сложном предложении » О жизни виртуальной и реальной

Воскресенье, Июль 19, 2015, 2:05 | Русский язык | 1 просм. | Нет комментариев

Довольно часто возникает вопрос, какой знак препинания лучше использовать между частями сложного бессоюзного предложения — точку, двоеточие или, не мудрствуя лукаво, ограничиться запятой. А правил на этот счет много, и хорошо бы их все держать в памяти, если вы часто имеете дело  с написанием сложных предложений.

Начнем с тире.

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях.

1. Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и).

Примеры.

Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).

Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (И. Тургенев).

Игнат спустил курок ружье дало осечку (А. Чехов).

Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький).

Метелица был уже совсем близко от костра вдруг конское ржанье раздалось во тьме (А. Фадеев).

Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (В. Шукшин).

2. Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а).

Примеры.

Прошла неделя, месяц он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).

До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу нет зверя (М. Лермонтов).

Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать

ноги не повиновались (И. Гончаров).

В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав они усугубляют свои; народ умирает с голоду они сыты, народ вооружается и идет громить врагов они выгодно поставляют сукна, провиант (А. Герцен).

На дворе палил летний зной в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (И. Бунин).

В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (М. Паустовский).

Смелые побеждают трусливые погибают (пословица).

3. Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части

(между частями можно вставить слова поэтому, тогда).

Примеры.

Я умираю мне не к чему лгать (И. Тургенев).

Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (А. Фадеев).

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие.

Примеры.

Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (А. Пушкин).

Мы ехали сзади: никто не видал (М. Лермонтов).

Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (И. Тургенев).

Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью

(Л. Толстой).

Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Ф. Достоевский).

4. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда)

Примеры.

Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (М. Пришвин).

Обветренное лицо горит, а закроешь глаза вся земля так и поплывёт под ногами (И. Бунин).

Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле

все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед все двигались вперед; покажет назад все медленно пятились назад (В. Катаев).

Пашню пашут руками не машут (пословица).

5. Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если».

Примеры.

Будет дождик будут и грибки; будут грибки будет и кузов (А. Пушкин).

Что нужно будет скажите Павлу или Татьяне (И. Тургенев).

Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (А. Чехов).

Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький).

Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова).

Это правило весьма актуально для пословиц:

Назвался груздем полезай в кузов.
Любишь кататься
люби и саночки возить.
Упустишь огонь
не потушишь.
Взялся за гуж
не говори, что не дюж.
Волков бояться
в лес не ходить.
Лес рубят
щепки летят.
Пожалеешь лычка
отдашь ремешок.
Смерти бояться
на свете не жить.

6.  Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части

(перед второй частью можно добавить союзы словно, будто).

Примеры.

Молвит слово соловей поет (М. Лермонтов).

…Посмотрит рублем подарит (Н. Некрасов).

7.  Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта.

Примеры.

Овца же говорит она всю ночь спала (И. Крылов).

Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось раздайся хоть один только резкий звук и в природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (В. Катаев).

Вчера на соседнем зимовье рассказывали

медведь человека задрал (А. Арбузов).

8. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении.

Примеры.

На стене ни одного образа дурной знак (М. Лермонтов).

Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально это бросилось Клебе в глаза (К. Федин).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Кривые улицы, маленькие деревянные дома такой была Москва в начале века.

Иногда перед тире как авторский знак возможна постановка запятой. Примеры:

Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских

, это неоспоримо (М. Горький).

Если вам писать противно, скучно, не пишите, это все равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой).

Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (В. Каверин).

9. Тире в сложноподчиненных предложениях.

При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире.

Примеры.

Буде спросит кто о чем молчи… (А. Пушкин).

Как он добрался сюда уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная это мне ясно… (И. Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут

я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя и в сердце свет какой-то загорится (А. Фет).

Кто весел тот смеется, кто хочет тот добьется, кто ищет тот всегда найдет! (В. Лебедев-Кумач)

Мне выслали какие-то книги, но какие именно не знаю.

Источник: Д. Э Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Похожие записи:

aprikablog.com

Тире в бессоюзном сложном предложении: правило и пример

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, которое состоит из двух или более частей, причем эти части связаны только при помощи интонации и различных знаков препинания. Какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении можно встретить? На этот вопрос можно ответить следующее: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В данной статье мы рассмотрим случаи и примеры постановки тире в БСП.

Примеры БСП

Для начала рассмотрим примеры сложных предложений. Смысловые отрезки (части) таких предложений состоят в определенном смысловом соотношении, именно поэтому можно встретить как тире в бессоюзном сложном предложении, так и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые сложные предложения, части которых не связаны союзами или союзными словами. Например:

  • На улице было тепло, дул легкий ветер, вечерело.
  • Он вышел на улицу и увидел: все вокруг было в ужасном беспорядке, будто над городом пронесся смертоносный ураган.
  • Она сегодня хотела остаться дома: слишком она устала.
  • Он лег – перина провалилась под его грузным телом.
  • Я всмотрелся в толпу, пестрящую яркими нарядами и веселыми лицами, и увидел ее; она проходила неподалеку и одарила меня ласковой улыбкой, полной скрытой любви и материнской нежности.
  • За ночь погода переменилась – сегодня прогуляться не получится.
  • Он встал, подошел к столу, взял перо и чернильницу; к вечеру письмо было готово.
  • Сегодня Мария встала с постели и увидела цветы – вечером их не было.

Итак, каковы же правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении? Попробуем в этом разобраться.

Знак препинания – тире

Правила постановки данного знака препинания, встречающегося достаточно часто, состоят из нескольких важнейших пунктов. Так, тире в БСП ставится, если:

  1. Первая часть предложения указывает на время события второй части.
  2. Первая часть содержит условие события.
  3. Вторая часть — это следствие или вывод, относящийся к первой части бессоюзного сложного предложения.
  4. Вторая часть имеет в своем составе сравнение, относящееся к событию первой части.
  5. Вторая часть является противопоставлением первой.
  6. В частях БСП содержится быстрая смена событий.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Время

В первую очередь тире в бессоюзном сложном предложении можно поставить при опускании подчинительного союза «когда». То есть подобную конструкцию БСП можно с легкостью заменить сложноподчиненным предложением с придаточной частью времени. Рассмотрим примеры предложений, в которых первая часть указывает на время события, произошедшего (или происходящего) во второй части.

  • Я проходила по парку – сгустились тучи.

Данное БСП, которое состоит из двух частей, можно заменить сложноподчиненным предложением: Когда я проходила по парку, сгустились тучи.

  • Ехали издалека – познакомились с иностранцами.

Эквивалент: Когда ехали издалека, познакомились с иностранцами.

  • «Дети вырастут – станут отважными космонавтами», – предположила мать.

Данное предложение состоит из слов автора и прямой речи, которая и представляет собой пример с тире в бессоюзном сложном предложении. Заменить ее можно следующим сложноподчиненным предложением: Когда дети вырастут, станут отважными космонавтами.

Условие

Данный случай очень похож на предыдущий. Единственное отличие заключается в том, что образец с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении можно заменить на сложноподчиненное предложение с союзом «если». Рассмотрим некоторые примеры.

  • Была б хорошая погода – пошли бы мы с тобой гулять.

Заменим данное предложение на его сложноподчиненный эквивалент: Если бы была хорошая погода, мы бы пошли с тобой гулять.

  • Много будет спрашивать – ничего не узнаешь.

Сложноподчиненное предложение: Если будешь много спрашивать, ничего не узнаешь.

  • Не найдешь потерянную книгу – будешь наказан.

Данное предложение – яркий пример тире в бессоюзном сложном предложении. Подставим союз «если»: Если не найдешь потерянную книгу, будешь наказан.

Следствие, вывод

Такие бессоюзные сложные предложения часто заменяют сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия, которая присоединяется к главной при помощи союза «так что».

  • Весна наступила рано – в марте уже прилетели соловьи.

Сложноподчиненное предложение: Весна наступила рано, так что в марте уже прилетели соловьи.

  • Мальчик поссорился с родителями – получил в школе плохую оценку.

Мальчик поссорился с родителями, так что получил в школе плохую оценку.

  • Случилось ужасное землетрясение – многие дома серьезно пострадали.

Эквивалент: Случилось ужасное землетрясение, так что многие дома серьезно пострадали.

Сравнение

Также тире в бессоюзном сложном предложении ставится в таком случае, если вторая часть данного предложения содержит в себе сравнение. Как правило, подобную конструкцию можно заменить союзным СПП, в котором зависимая часть является придаточной обстоятельственной частью со значением сравнения.

Чтобы заменить БСП на сложноподчиненное предложение, между частями данного предложения можно подставить союзы «словно», «будто», «точно», «как», «подобно тому как» и некоторые другие.

  • Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост – маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

Подставим один из возможных союзов: Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост, точно маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

  • Сегодня шел очень сильный дождь – кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Сложноподчиненное предложение: Сегодня шел очень сильный дождь, словно кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Противопоставление

Противопоставление двух частей часто вызывает затруднения при выполнении упражнений на тире в бессоюзном сложном предложении. На самом же деле данный случай не отличается от других повышенной сложностью. В чем же его суть?

В таком БСП присутствует явное противопоставление второй части первой. То есть смысл первой части противоречит смыслу второй. Отличительная особенность данного вида предложений состоит в том, что его конструкцию можно заменить сложносочиненным предложением, части которого связаны при помощи интонации и одного из сочинительных противительных союзов («а», «но», «да» — в значении союза «но», «зато», «однако», иногда «же»).

Примеры бессоюзных сложных предложений с противопоставлением его частей:

  • Я решила сделать все сама – ничего у меня не получилось.

Заменяем: Я решила сделать все сама, но у меня ничего не получилось.

  • Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть – вернуть его к жизни мне не удалось.

Сложносочиненное предложение: Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть, но вернуть его к жизни мне не удалось.

  • Поставленные задачи осуществить не удалось – помог сестре решить ее проблему.

Эквивалент: Поставленные задачи осуществить не удалось, зато помог сестре решить ее проблему.

  • Ничего страшного не случилось – он все равно ужасно перепугался.

Замена: Ничего страшного не случилось, а он все равно ужасно перепугался.

Быстрая смена событий

Данная ситуация – это особый пункт, выделяемый при изучении правила о тире в бессоюзном сложном предложении. Такое предложение нельзя заменить ни сложносочиненным, ни сложноподчиненным эквивалентом. Основное его отличие от остальных БСП с тире заключается в значении составляющих его частей. Тире между частями бессоюзного предложения ставится в том случае, когда действие второй части происходит сразу после события первой части. Для лучшего понимания данного правила рассмотрим примеры.

  • Я вышел во двор – первый снег захрустел под моими подошвами.

Снег захрустел сразу после того, как герой рассказчик вышел во двор. То есть события БСП сменяются моментально.

  • Василий поднял занавески – в глаза ему ударил яркий солнечный свет.
  • Я стал думать о нашей проблеме – она сразу предложила оригинальное решение.
  • Он все-таки решился сесть на эту ненадежную скамейку – она незамедлительно разрушилась.

Постановка тире в БСП – достаточно сложная тема при изучении русского языка, так как в ее состав входят несколько важнейших пунктов. Но помимо тире и не вызывающей затруднений запятой, в таком предложении ставятся и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые особенности их постановки.

Двоеточие

Изучив постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, можно с легкостью выполнять соответствующие задания. Когда же в БСП ставится двоеточие?

В данной ситуации также можно выделить отдельные пункты, однако, в отличие от правил постановки тире, таких пунктов всего три.

1. Вторая часть БСП указывает на причину события, произошедшего в первой части. В таком случае между частями предложения можно поставить союз «потому что», превратив его в сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины. Примеры:

  • Я решил сегодня остаться один: слишком тягостно мне было чье-либо присутствие.
  • Мы не знали, как поступить: все наши идеи оказались ничтожными.

2. Вторая часть предложения поясняет смысл одного или нескольких слов из первой. Между частями такого БСП можно подставить союз «что». Помимо этого, первую часть можно дополнить глаголом, выражающим чувственное восприятие (увидел, заметил, ощутил, услышал, почувствовал). Примеры таких БСП:

  • И повторял он: нет никому спасенья.
  • Я выглянул в окно: на улице мела страшная метель.
  • Мать зашла в комнату к детям: Павлуша читал книгу о мореплавателях, Наденька строила макет военного истребителя.

3. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. В данном случае между его частями можно вставить устойчивое сочетание «а именно». Например:

  • Ее рисунок показался мне слишком пестрым. На нем не было пустого места: всюду летали чайки, играли дети и росли ярко-красные тюльпаны.
  • От него я узнал много нового: сведения о многих ученых, научные факты и подробности важных исторических событий.

Точка с запятой

При постановке данного знака препинания, в отличие от двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, нельзя руководствоваться конкретными правилами. В данном случае необходимо обращать внимание на смысл предложения (пользуясь принципом «здесь запятой — мало, а точки — много») и на состав частей сложного предложения. Так, если части БСП осложнены различными причастными/деепричастными оборотами, однородными членами и т. д. (то есть содержат дополнительные знаки препинания), их необходимо отделять друг от друга при помощи точки с запятой.

  • В тот вечер она, в красивом платье, сидя на сцене и забыв обо всем, играла любимую мелодию на виолончели; зал слушал ее, затаив дыхание.
  • Миша, подбоченившись, стоял рядом с матерью и грозно глядел на прохожих; мужчина, заметив серьезный взгляд пятилетнего мальчика, едва заметно улыбнулся.
  • Стоя в толпе, среди сотен или, может, тысяч встречающих, она ждала только его; как она и надеялась, он заметил ее сразу же.

Примеры БСП в художественной литературе

Знак препинания — запятая:

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

Тире в бессоюзном сложном предложении:

Мы долго грели лягушонка своим горячим дыханием — он все не оживал. (М. Пришвин «Лягушонок»)

Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов «Горе от ума»)

…я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Двоеточие в БСП:

В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени: он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. (Л. Толстой — «Война и мир»)
Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. (Л. Толстой — «Война и мир»)

Точка с запятой:

Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь. (Л. Толстой — «Война и мир»)

Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. (Ф. Достоевский — «Преступление и наказание»)

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. (Ф. Достоевский — «Преступление и наказание»)

Итак, мы изучили конкретные случаи, когда ставится тире в бессоюзных сложных предложениях, состоящих чаще всего из двух частей. Использование сложных предложений в речи — показатель грамотности и богатства языка человека. Поэтому набирайтесь знаний и приобретайте умение правильно писать и говорить, которое является основой качественного образования.

fb.ru

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

ДвоеточиеТире
1)Если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержимое первой части (можно вставить «а именно»)
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

Примечание: Двоеточие обязательно,если в первой части имеются слова «так», «такой», «таков»,»одно» и пр.
Одно было несомненно: назад он не вернется.

Но: если «одно» в простом предложении или разъясняется пояснительным глаголом,а не целым предложением, то пунктуация иная
В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия.

1)Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно вставить союз «когда»)
Победим — каменный дом построишь.

2)Перед словами так,таков, такой во второй части,которые начинают собой присоединительные предложения
Приказ есть приказ — так его воспитал фронт.

Но: если логические отношения между частями носят самостоятельный характер, то ставится запятая и тире.
Колониальные народы угнетались в течение столетий,- так дальше продолжаться не может.

2)Если в первой части есть глаголы видеть,смотреть, слышать, знать, понимать,
чувствовать и т.п., посредством которых делается предупреждение, что
далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание
(можно вставить союз «что»)
Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
3)В этом же
случае при отсутствии интонации предупреждения о последующем изложении
какого-нибудь факта ставится тире,нередко вторая часть представляет из
себя неполное предложение (между частями можно вставить союз «что»)
Слышу — опять стонет.
Примечание:

Если оттенок предупреждения отсутствует и первая часть нераспространена или малораспространена, то ставится запятая
Слышу, земля задрожала.

3)Если вторая часть указывает основание или причину того,о чем говорится в
первой (можно вставить союзы «потому что», «так как», «поскольку»)
Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного.
4)Если вторая часть содержит следствие,результат,вывод из первой (можно вставить союз «поэтому», «тогда»)
Я умираю — мне не к чему лгать.
4)Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения
Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20-30 лет.
5)Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий
Дунул ветер — все дрогнуло,ожило,засмеялось.
5)Особый случай постановки двоеточия в газетных заголовках
национальный вопрос: проблемы, суждения.
6)Если первая часть обозначает условие совершения действия,о котором говорится во второй (можно вставить союз «если»)
Случится грех — не проси милости.

Примечание: если вторая часть начинается с частицы «так», то ставится запятая
Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь.

6)Изредка
в бессоюзном сложном предложении,состоящем из трех частей встречается
постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же)
Про
весеннюю пору и говорить нечего: дружно цветет черемуха,белым-бело,
слегка закружется голова,и растеряешься на мгновение: как же так?

Обычно в таких случаях,чтобы избежать скопления двоеточий, одно из них заменяют тире
Есть в этой книге одна особенность — сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи,сцены,людей.

7)Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (можно вставить союзы «будто»,»словно»)
Молвит слово — соловей поет.
8)При наличии оттенка противопоставления (можно вставить союз «а»)
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.

j-tonic.livejournal.com

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока русского языка в 9 классе

«Тире в БСП»

Цели урока: 

Образовательные

  • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;

  • познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;

  • формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.

Воспитательные — воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Развивающие — развитие речи и позновательного интереса учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица « Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Взаимопроверка домашнего задания

Проверка домашних упражнений ( упр. 196, 198, составленные предложения по таблице «Знаки препинания в БСП»).

III. Актуализация знаний

1. Выполним синтаксический разбор предложения.

(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

2. Работа со “слепой схемой”.

–  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

–  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

— Какое предложение мы называем бессоюзным?

— Какое основное средство связи в БСП?

IV.  Объяснение новой темы

1. Определение темы и целей урока.

На доске записаны предложения.

            Повторенье – мать ученья.

            Азбука – к мудрости ступенька.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

  Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

 Задания:

— Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

— Что такое пословица?

Пословица — меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

— Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

— Есть ли различия в постановке тире в этих предложениях? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)

— Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

— Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

— Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

— Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила

На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.

Заполнить таблицу (оценивание знаний).

Умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия, при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в БСП.

Я знаю условия, при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.

 

 

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

 

 

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

 

 

Я умею ставить правильный знак в БСП

 

 

2. Открытие нового знания.

Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.

Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

Учитель

Ученики

Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире

 

Какие у вас будут версии?

Нужно определить смысловые отношения между частями

Согласны?

Да

Что вам поможет в этом?

Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное

Попытайтесь. Что получилось?

В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью

Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире

Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части

Откройте учебник на с.135 и прочитайте текст упр.216

Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям

 

 

Читают предложения, которые соответствуют названным положением

Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире

Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью

 

3.  Работа с учебником.

    Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.135-136

— Прочитайте текст в рамке

— Все ли условия вы назвали?

Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)

— Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)

— На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения.

V. Практическая работа.

1. Упр.199 (устно) – по цепочке.

Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки

Образец рассуждения:

Лето припасает — зима поедает.

(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):

Лето припасает, а зима поедает.

( смысловые отношения — противопоставление;)

2.  Упр. 200 (письменно).

Развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака.

3. Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.

— Не трудиться – так и хлеба не добиться.

— Будешь трудиться – будешь и кормиться.

— Ноги носят – руки кормят.

— Напишешь пером – не вырубишь топором.

— Любишь кататься – люби и саночки возить.

— Молвит слово – соловьём поёт.

— Лето припасает – зима поедает.

— Недруг поддакивает – друг спорит.

— Не спеши языком – торопись делом.

— Волков бояться – в лес не ходить.

— Поспешишь – людей насмешишь и тд.

4. Графический слуховой диктант.

— Начертить схемы предложений текста.

Хороши хлеба – душа спокойна: будут все сыты.

[ ] – [ ]: [ ].

Плохи хлеба – горя не миновать. [ ] – [ ].

Так было исстари. [– = ].

Так и теперь. [ – ].

Хлеб – всему венец. [ ] – [ ].

И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [– =, = ].

Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.

[ ],(что ).

Знали: кем бы ты ни был – тебе нужен хлеб.

[ ]: [ ] – [ ].

VI. Самостоятельная работа.

Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

  1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

  2. Любишь кататься люби и саночки возить.

  3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

  4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

VII. Подведение итога урока.

— Что мы сегодня вспомнили на уроке?

— Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Упр. 200 ( 7- 19), 201.

Приложение.

Самостоятельная работа.

Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

2. Любишь кататься люби и саночки возить.

3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

Заполнить таблицу (оценивание знаний).

Умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия, при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в БСП.

Я знаю условия, при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.

 

 

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

 

 

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

 

 

Я умею ставить правильный знак в БСП

 

 

infourok.ru

Тире в бессоюзном сложном предложении: правило и пример

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, которое состоит из двух или более частей, причем эти части связаны только при помощи интонации и различных знаков препинания. Какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении можно встретить? На этот вопрос можно ответить следующее: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В данной статье мы рассмотрим случаи и примеры постановки тире в БСП.

Примеры БСП

Для начала рассмотрим примеры сложных предложений. Смысловые отрезки (части) таких предложений состоят в определенном смысловом соотношении, именно поэтому можно встретить как тире в бессоюзном сложном предложении, так и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые сложные предложения, части которых не связаны союзами или союзными словами. Например:

Знак препинания – тире

Правила постановки данного знака препинания, встречающегося достаточно часто, состоят из нескольких важнейших пунктов. Так, тире в БСП ставится, если:

  1. Первая часть предложения указывает на время события второй части.
  2. Первая часть содержит условие события.
  3. Вторая часть это следствие или вывод, относящийся к первой части бессоюзного сложного предложения.
  4. Вторая часть имеет в своем составе сравнение, относящееся к событию первой части.
  5. Вторая часть является противопоставлением первой.
  6. В частях БСП содержится быстрая смена событий.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Время

В первую очередь тире в бессоюзном сложном предложении можно поставить при опускании подчинительного союза «когда». То есть подобную конструкцию БСП можно с легкостью заменить сложноподчиненным предложением с придаточной частью времени. Рассмотрим примеры предложений, в которых первая часть указывает на время события, произошедшего (или происходящего) во второй части.

  • Я проходила по парку – сгустились тучи.

Данное БСП, которое состоит из двух частей, можно заменить сложноподчиненным предложением: Когда я проходила по парку, сгустились тучи.

  • Ехали издалека – познакомились с иностранцами.

Эквивалент: Когда ехали издалека, познакомились с иностранцами.

  • «Дети вырастут – станут отважными космонавтами», – предположила мать.

Данное предложение состоит из слов автора и прямой речи, которая и представляет собой пример с тире в бессоюзном сложном предложении. Заменить ее можно следующим сложноподчиненным предложением: Когда дети вырастут, станут отважными космонавтами.

Условие

Данный случай очень похож на предыдущий. Единственное отличие заключается в том, что образец с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении можно заменить на сложноподчиненное предложение с союзом «если». Рассмотрим некоторые примеры.

  • Была б хорошая погода – пошли бы мы с тобой гулять.

Заменим данное предложение на его сложноподчиненный эквивалент: Если бы была хорошая погода, мы бы пошли с тобой гулять.

  • Много будет спрашивать – ничего не узнаешь.

Сложноподчиненное предложение: Если будешь много спрашивать, ничего не узнаешь.

  • Не найдешь потерянную книгу – будешь наказан.

Данное предложение – яркий пример тире в бессоюзном сложном предложении. Подставим союз «если»: Если не найдешь потерянную книгу, будешь наказан.

Следствие, вывод

Такие бессоюзные сложные предложения часто заменяют сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия, которая присоединяется к главной при помощи союза «так что».

  • Весна наступила рано – в марте уже прилетели соловьи.

Сложноподчиненное предложение: Весна наступила рано, так что в марте уже прилетели соловьи.

  • Мальчик поссорился с родителями – получил в школе плохую оценку.

Мальчик поссорился с родителями, так что получил в школе плохую оценку.

  • Случилось ужасное землетрясение – многие дома серьезно пострадали.

Эквивалент: Случилось ужасное землетрясение, так что многие дома серьезно пострадали.

Сравнение

Также тире в бессоюзном сложном предложении ставится в таком случае, если вторая часть данного предложения содержит в себе сравнение. Как правило, подобную конструкцию можно заменить союзным СПП, в котором зависимая часть является придаточной обстоятельственной частью со значением сравнения.

Чтобы заменить БСП на сложноподчиненное предложение, между частями данного предложения можно подставить союзы «словно», «будто», «точно», «как», «подобно тому как» и некоторые другие.

  • Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост – маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

Подставим один из возможных союзов: Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост, точно маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

  • Сегодня шел очень сильный дождь – кто то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Сложноподчиненное предложение: Сегодня шел очень сильный дождь, словно кто то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Противопоставление

Противопоставление двух частей часто вызывает затруднения при выполнении упражнений на тире в бессоюзном сложном предложении. На самом же деле данный случай не отличается от других повышенной сложностью. В чем же его суть?

В таком БСП присутствует явное противопоставление второй части первой. То есть смысл первой части противоречит смыслу второй. Отличительная особенность данного вида предложений состоит в том, что его конструкцию можно заменить сложносочиненным предложением, части которого связаны при помощи интонации и одного из сочинительных противительных союзов («а», «но», «да» в значении союза «но», «зато», «однако», иногда «же»).

Примеры бессоюзных сложных предложений с противопоставлением его частей:

  • Я решила сделать все сама – ничего у меня не получилось.

Заменяем: Я решила сделать все сама, но у меня ничего не получилось.

  • Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть – вернуть его к жизни мне не удалось.

Сложносочиненное предложение: Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть, но вернуть его к жизни мне не удалось.

  • Поставленные задачи осуществить не удалось – помог сестре решить ее проблему.

Эквивалент: Поставленные задачи осуществить не удалось, зато помог сестре решить ее проблему.

  • Ничего страшного не случилось – он все равно ужасно перепугался.

Замена: Ничего страшного не случилось, а он все равно ужасно перепугался.

Быстрая смена событий

Данная ситуация – это особый пункт, выделяемый при изучении правила о тире в бессоюзном сложном предложении. Такое предложение нельзя заменить ни сложносочиненным, ни сложноподчиненным эквивалентом. Основное его отличие от остальных БСП с тире заключается в значении составляющих его частей. Тире между частями бессоюзного предложения ставится в том случае, когда действие второй части происходит сразу после события первой части. Для лучшего понимания данного правила рассмотрим примеры.

  • Я вышел во двор – первый снег захрустел под моими подошвами.

Снег захрустел сразу после того, как герой рассказчик вышел во двор. То есть события БСП сменяются моментально.

  • Василий поднял занавески – в глаза ему ударил яркий солнечный свет.
  • Я стал думать о нашей проблеме – она сразу предложила оригинальное решение.
  • Он все таки решился сесть на эту ненадежную скамейку – она незамедлительно разрушилась.

Постановка тире в БСП – достаточно сложная тема при изучении русского языка, так как в ее состав входят несколько важнейших пунктов. Но помимо тире и не вызывающей затруднений запятой, в таком предложении ставятся и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые особенности их постановки.

Двоеточие

Изучив постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, можно с легкостью выполнять соответствующие задания. Когда же в БСП ставится двоеточие?

В данной ситуации также можно выделить отдельные пункты, однако, в отличие от правил постановки тире, таких пунктов всего три.

1. Вторая часть БСП указывает на причину события, произошедшего в первой части. В таком случае между частями предложения можно поставить союз «потому что», превратив его в сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины. Примеры:

  • Я решил сегодня остаться один: слишком тягостно мне было чье либо присутствие.
  • Мы не знали, как поступить: все наши идеи оказались ничтожными.

2. Вторая часть предложения поясняет смысл одного или нескольких слов из первой. Между частями такого БСП можно подставить союз «что». Помимо этого, первую часть можно дополнить глаголом, выражающим чувственное восприятие (увидел, заметил, ощутил, услышал, почувствовал). Примеры таких БСП:

  • И повторял он: нет никому спасенья.
  • Я выглянул в окно: на улице мела страшная метель.
  • Мать зашла в комнату к детям: Павлуша читал книгу о мореплавателях, Наденька строила макет военного истребителя.

3. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. В данном случае между его частями можно вставить устойчивое сочетание «а именно». Например:

  • Ее рисунок показался мне слишком пестрым. На нем не было пустого места: всюду летали чайки, играли дети и росли ярко красные тюльпаны.
  • От него я узнал много нового: сведения о многих ученых, научные факты и подробности важных исторических событий.

Точка с запятой

При постановке данного знака препинания, в отличие от двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, нельзя руководствоваться конкретными правилами. В данном случае необходимо обращать внимание на смысл предложения (пользуясь принципом «здесь запятой мало, а точки много») и на состав частей сложного предложения. Так, если части БСП осложнены различными причастными/деепричастными оборотами, однородными членами и т. д. (то есть содержат дополнительные знаки препинания), их необходимо отделять друг от друга при помощи точки с запятой.

  • В тот вечер она, в красивом платье, сидя на сцене и забыв обо всем, играла любимую мелодию на виолончели; зал слушал ее, затаив дыхание.
  • Миша, подбоченившись, стоял рядом с матерью и грозно глядел на прохожих; мужчина, заметив серьезный взгляд пятилетнего мальчика, едва заметно улыбнулся.
  • Стоя в толпе, среди сотен или, может, тысяч встречающих, она ждала только его; как она и надеялась, он заметил ее сразу же.

Примеры БСП в художественной литературе

Знак препинания запятая:

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

Тире в бессоюзном сложном предложении:

Мы долго грели лягушонка своим горячим дыханием — он все не оживал. (М. Пришвин «Лягушонок»)

Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов «Горе от ума»)

…я был угрюм, другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, меня ставили ниже. (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Двоеточие в БСП:

В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени: он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. (Л. Толстой «Война и мир»)
Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. (Л. Толстой «Война и мир»)

Точка с запятой:

Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь. (Л. Толстой «Война и мир»)

Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

Итак, мы изучили конкретные случаи, когда ставится тире в бессоюзных сложных предложениях, состоящих чаще всего из двух частей. Использование сложных предложений в речи показатель грамотности и богатства языка человека. Поэтому набирайтесь знаний и приобретайте умение правильно писать и говорить, которое является основой качественного образования.

autogear.ru

Тире в бессоюзном сложном предложении

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. проверка домашнего задания (слушание 2–3 учащихся)

2. практическая работа

Спишите предложения, подразделяя их на три группы: 1) второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом; 2) второе предложение раскрывает содержание первого; 3) второе предложение дополняет смысл первого.

1) Замри и услыш..шь: на Синей горе сосняк пот..нулся (на) встречу заре. Замри и услыш..шь в с. реневой мгле: огромное утро идёт по земле (А. Чечулин). 2) мне пок..залось (в)друг в ночном тумане: метель слетела с мачты корабля (Г. Некрасов). 3) Ты послушай: ночь над нами что(то) шепч..т (в)слух (А. Передреев). 4) Я не созд..н для покоя: слишком хрупкий он, покой (С. Каратов). 5) Снега стали голубые: это (по)весе(н, нн)ему яркое небо отр..жается в их зеркале (Д. Зуев). 6) Наташа не узн..вала звёзд: созвездия запутались в ветвях деревьев и пот..ряли зн..комые оч..ртания (К. Паустовский). 7) На площ..ди, около низенькой чугунной реш..тки, стоят столбы. К столбам пр..креплены красные таблички: тут ост..навл..ваются автобусы (В. Солоухин).

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сложноподчинённые и сложносочинённые союзные предложения имеют аналогии как между собой, так и в бессоюзных предложениях. Однако бессоюзные предложения богаче смысловыми значениями; большинство из них имеет целый ряд значений, в отличие от предложений сложносочинённых и сложноподчинённых, имеющих одно значение, закреплённое союзом.

Основным средством связи простых предложений в бессоюзном сложном является интонация, которая имеет самую различную окраску, например: интонация сопоставления-противопоставления; интонация, выражающая отношения уступительные, условные, следственные, временные…

Какой же знак препинания нужно ставить в этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения?

IV. Изучение нового материала

1. наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

А) Запишите пословицы. Определите отношения между частями

Сложных бессоюзных предложений. Какими предложениями

(сложносочинёнными или сложноподчинёнными) и с каким

Значением можно заменить данные предложения?

Смелые побеждают — трусливые погибают. Делу время — потехе час. Назвался груздём — полезай в кузов. любишь кататься — люби и саночки возить. Волков бояться — в лес не ходить.

Б) Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзных сложных пред

Ложениях со значением сопоставления, противопоставления,

Времени, условия.

По полям, по дорогам идёшь — расступается, кланяясь, рожь (А. Твардовский). Вы раздвинете куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (И. Тургенев). Ветер ударил по солнцу — солнце стало багровым (С. Островой). Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний

И умений учащихся

1. наблюдение над языковым материалом

Найдите в данных примерах бессоюзные сложные предложения. Определите, какие смысловые отношения связывают простые конструкции в составе сложных. В каком отрывке бессоюзные сложные предложения являются «лишними»? Обоснуйте свой ответ.

1) Ехал странный пассажир, вёз в кошёлке рыбий жир. Чуть трамвай притормозит — пассажир вперёд скользит. Чуть трамвай прибавит ход — пассажир назад ползёт. Все, кто ехал с пассажиром, вышли, смазанные жиром.

(К. Звойский)

2) Скрипнет ветка или сук —

Приоткроет глаз барсук.

Чутким ухом поведёт,

Усмехнётся и уснёт.

(Т. Белозеров)

3) У рыбы вечно полон рот:

Я спать ложусь —

Она жуёт. Я кашу ем — И рыба ест. Иду гулять — а рыба ест.

Как только ей не надоест? (Ю. Кушак)

4) Потом мы видели быка.

Зовут быка Егором.

Вздохнёт Егор — его бока

Вздымаются, как горы!

(В. Лифшиц)

2. практическая работа

А) Перепишите, опуская выделенные слова и заменяя, где это нуж

Но, знаки препинания.

1) Наша армия сильна, потому что опорой ей вся страна. 2) Когда дождь окончился, туристы двинулись дальше. 3) любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 4) За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. 5) Он гость, а я хозяин. 6) Если назвался груздём, то полезай в кузов. 7) Я выглянул из кибитки и вижу, что матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. Семь раз примерь, а один раз отрежь.

Б) Спишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку

Двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

Шмель пишет письма. (Не)вер..шь попробуй (как)нибудь весной посл..дить за шмелём.

Как(то) странно ведёт себя сегодня шмель то в одном месте к..снётся коры дерева то в другом. Потом летит к к следующ..му дереву и (то)же к..сается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. Но летит шмель от дерева к дереву (не)прямо он делает большой круг. И в конце концов возвр..щается к первому дереву. Долго люди (не)могли понять что(же) такое происходит со шмелями. Но вот несколько лет назад учёные наконец открыли секрет этих насекомых оказ..вается шмели «пишут письма» шме-лихам.

(По Ю. Дмитриеву)

• Объясните правописание выделенного слова и приведите свои примеры на то же правило.

• Какие орфографические правила вы применяли, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы? Постарайтесь их сгруппировать.

3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «микрофон»

• Какие смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении обозначаются тире?

• Какими союзами можно «проверить» эти смысловые отношения?

• С какой интонацией произносится бессоюзное сложное предложение, если в нём стоит тире?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в качестве тезиса (мысли, которая нуждается в доказательстве) используя одну из пословиц, записанных в тетради.

www.testsoch.com

Знаки препинания в БСП: таблица с примерами, правило

Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.

Общая характеристика

Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Например:

  • Ночь всё наступала, лес придвигался ближе к костру. В предложении обнаруживаются смысловые отношения перечисления одновременно совершающихся событий.
  • В один прекрасный день пикеты, сбиваясь с ног от беготни, приносят весть: сдаётся крепость. В этом предложении смысловые отношения аналогичны отношениям в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным.
  • Он говорил правду – ему не верили. В предложении сочетаются отношения временные, уступительные и противительные.

В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными знаками препинания. Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.

БСП с запятой и точкой с запятой

Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами

Правило

Примеры

Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и. В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу.

Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды.

Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды.

Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и вставные конструкции, обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой.

Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

Запятую или точку с запятой нужно выбрать?

Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:

1.Объясните постановку точки с запятой:

1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.

2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.

2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?

Счастливая невозвратимая пора — детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.

Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!

Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая – лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился – и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.

БСП с тире

Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.

Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами

Условия для использования тире

Примеры

Содержание одного предложения противоречит содержанию другого предложения. Можно поставить запятую и союз НО.

Понять тебя я рад – пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня).

Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА.

Пойдёт дождь – отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход).

Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО.

Завтра предстоит много сделать – надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше).

Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И.

Раздался громкий топот – всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло).

Тире или не тире?

Далее поговорим о примерах, в которых допустимы разные знаки препинания.

1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?

1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.

2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.

3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.

4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.

5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.

2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?

Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.

3. В каком из предложений ставится тире?

1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.

2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.

БСП с двоеточием

Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия

Условия постановки двоеточия

Примеры

Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.

Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).

Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова.

В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька).

Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.

Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу).

Двоеточие или не двоеточие?

В данном случае также есть свои правила.

1. Какие знаки препинания пропущены в предложении?

Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.

2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.

1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.

2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.

3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.

4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.

5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.

Обобщим изученное

БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения – запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами

запятая

точка с запятой

тире

двоеточие

Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт.

Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его.

Летом деревья сливались в одну зелёную массу – осенью каждое стоит отдельно, само по себе.

Начал брезжить рассвет – мы проснулись и вышли на улицу.

Жизнь без радости – день без солнышка.

Будешь давать – не возьму.

Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух.

Про себя он подумал: доктора надо вызвать.

Птица не могла летать: у неё было сломано крыло.

БСП с знаками препинания. Правило

Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями.

Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые.

Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями.

Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями.

Чем различаются знаки препинания в ССП, СПП, БСП

Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Бессоюзные

Союзные

В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула.

В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП).

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля.

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля.

Ему стало стыдно убивать безоружного – он задумался и опустил ружьё.

Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё.

Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:

  • одновременность, последовательность – союз И;
  • причина – союз ПОТОМУ ЧТО;
  • следствие – союз ПОЭТОМУ;
  • сравнение – союз КАК;
  • времени – союз КОГДА;
  • условия – союз ЕСЛИ;
  • дополнение – союз ЧТО;
  • пояснение – союз ТО ЕСТЬ;
  • противопоставление – союз А.

Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.

Примеры БСП

Примеры иллюстрируют варианты БСП:

  • с условными отношениями: Побудешь здесь денёк – тогда и узнаешь.
  • с временными отношениями: Справишься – в руководители переведём.
  • со значением следствия: Дождь закончился – можно дальше двигаться.
  • с условными отношениями: Солнце светит – работаем, дождик идёт – отдыхаем.
  • с уступительными отношениями: Мне бы такую собаку – коровы не надо.
  • с противительными отношениями: Красивы городские – мне деревенская милей.

  • с соединительными отношениями: Мужчина, сидя за столом, говорил по телефону; ребёнок всё так же спал на диване.
  • с изъяснительными отношениями: Я вам советую: не поднимайте чужих кошельков.
  • с отношениями следствиями: Земля была нужна под посевы: пришлось перепахать огороды.
  • с пояснительными отношениями: Изредка слышались голоса: припозднившиеся пешеходы возвращались домой.
  • с отношениями причины: Надо отдать ему должное – он был очень горяч, смел и настойчив.
  • с отношениями сравнения: То не ветер шумит на просторе, не море бушует в шторм – моё сердце тоскует по Родине, нет покоя и счастья в нём.

Пример задания ОГЭ

Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:

1) Святое море — так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра — венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они — наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.

6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.

8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим — своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.

9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *