Подготовка к ОГЭ по русскому языку.Тест.Грамматическая основа.
1. Русский язык.
2. Тема теста : «Грамматическая основа предложения.»
3.9 класс.
4. Тест .
1. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Прямо напротив спуска к реке лес разделялся широкой прогалиной.(М.Шолохов.)
А) Напротив спуска ;
Б) разделялся прогалиной ;
В )лес разделялся;
Г) разделялся широкой прогалиной.
2. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Это многое в тебе объясняет. (В. Железников.)
А) Это объясняет ;
Б) многое объясняет ;
В) объясняет;
Г) это многое объясняет.
3. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Маша была не из местных.
А)Маша была ;
Б)была не из местных ;
В) была;
Г) Маша была не из местных.
4. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Иногда ты мне кажешься очень хитрым.(В.Железников.)
А) Ты кажешься ;
Б) ты кажешься хитрым;
В) ты кажешься очень хитрым;
Г) иногда кажешься.
5. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи.
А) Ярко это проявилось;
Б)особенно ярко проявилось;
В) это проявилось;
Г)проявилось.
6. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Если температура хотя бы чуть – чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую.
А) Температура выше , атомы перемещаются;
Б) атомы перемещаются;
В) атомы металла перемещаются ;
Г) температура чуть – чуть выше .
7. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Жил в нашем городе учитель греческого языка Беликов.
А) Жил учитель греческого языка Беликов;
Б ) жил учитель Беликов;
В) жил учитель;
Г) жил Беликов.
8. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Озеро Байкал самое глубокое озеро в мире.
А) Озеро самое глубокое;
Б) озеро Байкал самое глубокое;
В) Байкал самое глубокое;
Г) озеро глубокое.
9. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Приветствую тебя , пустынный уголок.
А) Приветствую;
Б) приветствую тебя;
В) приветствую уголок;
Г) приветствую пустынный уголок.
10. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Лопахин отлично знал, что единственным спасением от насмешек товарищей послужит только молчание.(М. Шолохов.)
А) Лопахин знал;
Б) послужит молчание;
В) Лопахин знал, послужит;
Г) Лопахин знал, послужит молчание.
11. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Мишка карточку под рубахой жмёт, мимо матери на гумно, под амбар юркнул. (М. Шолохов.)
А) Мишка жмёт;
Б) карточку жмёт , юркнул;
В) Мишка жмёт, юркнул;
Г)Мишка жмёт , мимо матери юркнул.
12. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
В такие минуты думаешь о какой – то безысходности.(Ю. Бондарев.)
А) Думаешь о безысходности ;
Б) думаешь;
В) думаешь в минуты;
Г) думаешь в такие минуты.
13. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Теперь она не будет ни спать , ни есть. (А. Алексин.)
А) Она не будет ни спать, ни есть;
Б) она не будет;
В) она ни спать , ни есть;
Г) теперь не будет.
14. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Каждый человек – творец своего счастья.
А) Человек — творец;
В) каждый человек — творец;
Г) каждый творец.
15. Выпишите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения.
Нам песня строить и жить помогает. (В. Лебедев — Кумач.)
А) Песня строить;
Б) песня строить , жить помогает;
В) песня помогает;
Г) нам помогает.
Ключи к тесту.
1. в) Лес разделялся.
2. г) Это много объясняет.
3. г) Маша была не из местных.
4. б) Ты кажешься хитрым.
5. в) Это проявилось.
6. а) Температура выше , атомы перемещаются.
7. г) Жил Беликов.
8. а) Озеро самое глубокое.
9. а) Приветствую.
10.г) Лопахин знал, послужит молчание.
11.в) Мишка жмёт, юркнул.12.б) Думаешь.
13.а) Она не будет ни спать , ни есть.
14.в) Каждый человек — творец.
15.в) Песня помогает.
Жукова Людмила Евгеньевна ,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с. Первомайское.
413414
Саратовская область
Федоровский район
с. Первомайское
улица Ленина дом 27.
Адрес электронной почты : [email protected]
kopilkaurokov.ru
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения»
Главные члены предложения
Найдите подлежащее в предложении:
Умение делать добро само не приходит.
умение 2) делать 3) добро 4) само
В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
1) Исход боя решил искусный манёвр драгунского полка.
2) Мы с Толей стали быстро грести, стараясь поскорей обойти воронку.
3) Мы не должны были закрывать глаза на недостатки проекта.
4) На уроках математики мне всегда всё было понятно.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
1) Только пятая часть задач была решена правильно.
2) В вагоне было много детей.
3) Большая часть детских стихов посвящены природе.
4) Три пары в бальных костюмах кружились в вальсе.
4. Какие знаки препинания ставится на месте цифр.
Одна из причин трагедии нашей столицы (1) Генеральный план реконструкции (2) принятый 1935 году.
1) 1-тире, 2 – запятая 2) 1- запятая, 2 – запятая
3) 1- тире 4) 2 – запятая
5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Мое первое правило — не считать себя умнее других.
2) Звезды небесные тела, состоящие из раскалённых газов.
3) кит не рыба, а млекопитающее.
4) Росинки на траве как алмазы.
6. Какое утверждение относится к данному предложению:
Без энергии Солнца жизнь на Земле была бы невозможна.
Предложение побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное.
Подлежащее выражено синтаксически цельным сочетанием.
Сказуемое составное глагольное.
Сказуемое состоит из связки в форме условного наклонения и именной части, выраженной прилагательным
7. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Главные члены предложения
2 вариант
Найдите подлежащее в предложении:
Стадо пасти – тоже непростое дело.
1) стадо 2) пасти
3) дело 4) непростое дело
В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
1) птицы стали собираться в стаи.
2) Все дети пришли в восторг от спектакля.
3) На минуту солнце закрыло большое облако.
4) Неприметный с виду человек может оказаться на поверку незаурядным и значительным.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
1) Вчера у нас было только два урока.
2) Большинство было полностью согласны с нами.
3) Большинство жителей города были украинцы.
4) За возом шли три солдата.
4. Какие знаки препинания ставится на месте цифр:Одно из самых ярких созвездий (1) украшающих зимнее небо (2) Орион.
1) 2 – запятая 2) 1- запятая, 2- запятая
3) 1- запятая, 2- тире 4) 1- запятая, 2 – запятая и тире
5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Ломать – не строить.
2) Геологическая экспедиция не увеселительная прогулка.
3) Геология наука, изучающая строение и состав земной коры.
4) Весной тундра как разноцветный ковер.
6. Какое утверждение относится к данному предложению:
Только один из моих одноклассников собирался поступать в университет.
1) Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространенное.
2) Подлежащее выражено синтаксически цельным сочетанием.
Сказуемое составное именное.
Сказуемое состоит из связки в форме прошедшего времени и именной части, выраженным синтаксическим цельным сочетанием.
Укажите количество грамматических основ в предложении.
Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.
ответы:
1 вариант 2 вариант
1. 1) 2)
2. 1)
3. 3) 2)
4. 1) 4)
5. 2) 3)
6. 4) 2)
infourok.ru
Тест по русскому языку для 8 класса «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»
№ 1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «После обеда никто не стал засиживаться в палатке».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) отрицательное местоимение; 4) неопределённое местоимение.
№ 2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты».
1) имя существительное; 2) сочетание количественного числительного и существительного; 3) количественное числительное; 4) сочетание собирательного числительного и существительного.
№ 3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами».
1) личное местоимение; 2) притяжательное местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание.
№ 4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Один из часовых услышал в лесу шорох».
1) числительное; 2) словосочетание со значением совместности; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое».
1) местоимение; 2) собирательное числительное; 3) имя существительное; 4) количественное числительное.
№ 6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны».
1) Словосочетание со значение совместности; 2) местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов».
1) неопределённое местоимение; 2) сочетание отрицательного местоимения и существительного; 3) сочетание неопределённого местоимения и существительного; 4) отрицательное местоимение.
№ 8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Все шумели, галдели, возмущались».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) неопределённое местоимение; 4) определительное местоимение.
№ 9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО. 2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой. 3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках. 4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
№ 10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали. 2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки. 3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката. 4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
Ключ к тесту:
№ 1. 3.
№ 2. 2.
№ 3. 3.
№ 4. 4.
№ 5. 2.
№ 6. 1.
№ 7. 3.
№ 8. 4.
№ 9. 4.
№ 10. 2.
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»
№ 1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «После обеда никто не стал засиживаться в палатке».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) отрицательное местоимение; 4) неопределённое местоимение.
№ 2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты».
1) имя существительное; 2) сочетание количественного числительного и существительного; 3) количественное числительное; 4) сочетание собирательного числительного и существительного.
№ 3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами».
1) личное местоимение; 2) притяжательное местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание.
№ 4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Один из часовых услышал в лесу шорох».
1) числительное; 2) словосочетание со значением совместности; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое».
1) местоимение; 2) собирательное числительное; 3) имя существительное; 4) количественное числительное.
№ 6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны».
1) Словосочетание со значение совместности; 2) местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов».
1) неопределённое местоимение; 2) сочетание отрицательного местоимения и существительного; 3) сочетание неопределённого местоимения и существительного; 4) отрицательное местоимение.
№ 8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Все шумели, галдели, возмущались».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) неопределённое местоимение; 4) определительное местоимение.
№ 9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО. 2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой. 3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках. 4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
№ 10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали. 2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки. 3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката. 4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
————————————————————————————————————————————————————————————
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»
№ 1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «После обеда никто не стал засиживаться в палатке».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) отрицательное местоимение; 4) неопределённое местоимение.
№ 2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты».
1) имя существительное; 2) сочетание количественного числительного и существительного; 3) количественное числительное; 4) сочетание собирательного числительного и существительного.
№ 3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами».
1) личное местоимение; 2) притяжательное местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание.
№ 4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Один из часовых услышал в лесу шорох».
1) числительное; 2) словосочетание со значением совместности; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое».
1) местоимение; 2) собирательное числительное; 3) имя существительное; 4) количественное числительное.
№ 6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны».
1) Словосочетание со значение совместности; 2) местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов».
1) неопределённое местоимение; 2) сочетание отрицательного местоимения и существительного; 3) сочетание неопределённого местоимения и существительного; 4) отрицательное местоимение.
№ 8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Все шумели, галдели, возмущались».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) неопределённое местоимение; 4) определительное местоимение.
№ 9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО. 2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой. 3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках. 4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
№ 10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали. 2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки. 3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката. 4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
————————————————————————————————————————————————————————————
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»
№ 1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «После обеда никто не стал засиживаться в палатке».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) отрицательное местоимение; 4) неопределённое местоимение.
№ 2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты».
1) имя существительное; 2) сочетание количественного числительного и существительного; 3) количественное числительное; 4) сочетание собирательного числительного и существительного.
№ 3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами».
1) личное местоимение; 2) притяжательное местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание.
№ 4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Один из часовых услышал в лесу шорох».
1) числительное; 2) словосочетание со значением совместности; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое».
1) местоимение; 2) собирательное числительное; 3) имя существительное; 4) количественное числительное.
№ 6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны».
1) Словосочетание со значение совместности; 2) местоимение; 3) имя существительное; 4) словосочетание со значением избирательности.
№ 7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов».
1) неопределённое местоимение; 2) сочетание отрицательного местоимения и существительного; 3) сочетание неопределённого местоимения и существительного; 4) отрицательное местоимение.
№ 8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении: «Все шумели, галдели, возмущались».
1) личное местоимение; 2) имя существительное; 3) неопределённое местоимение; 4) определительное местоимение.
№ 9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО. 2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой. 3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках. 4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
№ 10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее:
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали. 2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки. 3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката. 4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
————————————————————————————————————————————————————————————
infourok.ru
«Грамматическая основа предложения» (задание 8 ОГЭ по русскому языку)
Тест № 1 для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Задание 8. Грамматическая основа предложения.
Вопрос 1.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
В последние годы всё решительнее укореняется привычка освобождаться от бумаг.
Вопрос 2.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Русский язык очень богат различными синтаксическими средствами передачи смысла.
Вопрос 3.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Пусть это прозвучит непедагогично.
Вопрос 4.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Настоящие полотна можно увидеть в Москве.
Вопрос 5.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
На уроках литературы, конечно, в первую очередь надо читать.
Вопрос 6.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Коту разрешали спать в доме.
Вопрос 7.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Что-то надо было, конечно, делать.
Вопрос 8.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Спать и даже просто спокойно лежать Александре Егоровне было невмочь.
Вопрос 9.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Не помня себя, не чувствуя боли в пораненном боку, Лада понеслась вдаль, в сторону шоссе.
Вопрос 10.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Обыкновенный профессор был очень стар и глух.
Вопрос 11.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Зато уж по части электричества дядя Митяй был настоящий мастер.
Вопрос 12.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
В кружок, как ни странно, пошли заниматься отъявленные озорники.
Вопрос 13.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Рассказчик решил не предлагать шоферу грузовика деньги.
Вопрос 14.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Выбирать землю из-под брюха автомобиля было неудобно.
Вопрос 15.
Выпишите грамматическую основу из предложения.
Светя фонариком, я оглядел машину со всех сторон.
Ключи:
Привычка укореняется/укореняется привычка
Язык богат/богат язык
Это прозвучит/прозвучит это
Полотна можно увидеть/можно увидеть полотна
Надо читать/читать надо
Разрешали
Надо было делать
Спать лежать было невмочь
Лада понеслась/понеслась Лада
Профессор был стар глух
Дядя был мастер
Озорники пошли/пошли озорники
Рассказчик решил не предлагать
Выбирать было неудобно
Я оглядел/оглядел я
infourok.ru
ТЕОРИЯ. Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
ТЕОРИЯ. Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
Грамматическая основа — это основная часть предложения, состоящая из главных членов.
Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в нём только один главный член и второй не нужен для понимания смысла, то это односоставное предложение.
Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о чём говорится в предложении, то есть предмет речи. Подлежащее может выражаться разными частями речи и даже словосочетаниями.
Способы выражения подлежащего
Способы выражения | Примеры |
1. Имя существительное в именительном падеже | Решение было принято мгновенно. |
2. Местоимение в именительном падеже | Я лиру посвятил народу своему. (Н.А.Некрасов). |
3. Неопределенная форма глагола | Жить – Родине служить. (Пословица). |
4. Фразеологизм | От мала до велика встали на защиту Отчизны. |
5. Собственное наименование | Набережные Челны поражают приезжающих огромным автомобильным гигантом. |
6. Синтаксически цельное словосочетание | Мы с бабушкой решили пойти в лес за ягодами. |
7. Любая часть речи в роли существительного. | 1. Завтра должно быть прекрасно! 2.Отдыхающие были приглашены на праздник Нептуна. ( Причастие) 3.Дважды два – четыре (Числительное) |
8. Реже, но могут быть подлежащими служебные части речи и междометия. | 2.Вдалеке послышалось ау.( Междометие) 3. Это твоё если я слышу не первый раз. ( Союз) |
Сказуемое — это главный член предложения , обозначающий то, что сказано о подлежащем
( вопросы: что делает предмет? что это такое? каков он ? и др.)
Существует три вида сказуемых.
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО.
Простое глагольное | Выражено глаголом в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматическое значение) | Он читает. Мы не будем смеяться. |
Составное глагольное | Вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексического) + неопределенная форма глагола (выражает лексическое значение) В роли вспомогательного глагола могут быть другие части речи. | Он решил написать письмо родителям. |
Составное именное | Глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) | Книга была интересной. Мои родители — врачи. |
Способы выражения вспомогательной части в составном глагольном сказуемом.
1.Краткие прилагательные должен, готов, рад, намерен, обязан | Они обязаны сделать это. |
2.Слова состояния надо, нужно, необходимо, можно, нельзя. | Необходимо подготовиться к выступлению. |
3.Слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом: грустно, весело, приятно, горько и т.д. | Приятно лежать на морском берегу. |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ СКАЗУЕМОГО
1. Имя прилагательное | Фильм интересный. Фильм был интересным. |
2. Имя существительное | Он весельчак. Весь сад в цвету. |
3. Причастие | Письмо было задержано. |
4. Числительное | Два да три будет пять. |
5. Местоимение | Вишневый сад теперь мой. |
6. Наречие | Ей туфли впору будут. |
7. Словами категории состояния | Теперь всё было ясно. |
8. Синтаксически неделимое словосочетание | Он был высокого роста. Она была с заплаканными глазами. |
9.Фразеолгизмом | Он человек с золотым сердцем. |
Способы выражения вспомогательной части составного именного сказуемого
1.Глаголом — связкой быть( в настоящем времени не употребляется- нулевая связка) | Он был врачом. Он врач. |
2.Глаголами – связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и т.д. | Эта картина считается лучшей в творчестве К.Малевича. |
3.Глаголами движения и состояния : прийти, сидеть, приехать, вернуться, стоять и др. | День простоял пасмурный. |
Таковы типы сказуемых и способы выражения подлежащего.
Алгоритм выполнения задания №8
- Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, что в нём главное, какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и полным? Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? ( это сказуемое.)
- Помните, что главные члены могут состоять не только из одного слова, но и из нескольких.
- Будьте внимательны со словом БЫТЬ. Данное слово может быть подлежащим только в значении «находиться» (Он был здесь, то есть находился).В остальных случаях глагол является частью составного именного сказуемого ( Она была педагогом).
- Сложно бывает определить, входит инфинитив в составное сказуемое или нет.
Запомните: инфинитив является частью сказуемого, если оба действия совершает подлежащее (Он решил прочитать эту книгу). Если же действие, выраженное инфинитивом, будут совершать другие, то это не сказуемое. (Он предложил записаться в кружок. Здесь он предложил — это основа, предложил ЧТО? записаться, это дополнение, ведь записываться будут уже другие).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭtesty-klass.ru