Таблица ученые эволюционисты – Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ -ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ XVI -XX вв. | скачать бесплатно

Тема 4.1. История эволюционных идей.

История эволюционных идей. Значение работ К. Линней, учения Ж. Б. Ламарка

1. Дайте определения понятий.
Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы.

2. Заполните таблицу.

История развития эволюционных идей (до ХХ века).

 

3. Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.

4. Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Пункты эволюционной теории Ламарка:
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновремен¬ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды. 

5. За что критиковали теорию Ж. Б. Ламарка современники?
Ламарк ошибочно полагал, что изменение среды всегда вызывает у организмов полезные изменения. Кроме того, он не мог объяснить, откуда у организмов возникает «стремление к прогрессу», и почему следует считать наследственным свойство организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия.
6. Какие прогрессивные черты усматривают современные ученые-эволюционисты в теории Ж. Б. Ламарка?
В книге «Философия зоологии» Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к окружающей среде. Он утверждал, что разнообразие животных и растений есть результат исторического развития органического мира – эволюции, которую понимал как ступенчатое развитие, усложнение организации живых организмов от низших форм к высшим. Он предложил своеобразную систему организации мира, расположив в ней родственные группы в восходящем порядке – от простых к более сложным, в виде «лестницы».

Эволюционное учение Ч. Дарвина

1. Дайте определения понятий.
Факторы эволюции – по Дарвину, это естественный отбор, борьба за существование, мутационная и комбинативная изменчивости.
Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

2. Какие аспекты социальной и научной обстановки начала и середины XIX века способствовали, на ваш взгляд, разработке эволюционной теории Ч. Дарвином?
К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина. Это развитие систематики, теория Ламарка, открытие Бэром закона зародышевого сходства и достижение других ученых, развитие биогеографии, экологии, сравнительной морфологии, анатомии, открытие клеточной теории, а также развитие селекции и народного хозяйства.

3. Заполните таблицу.

Этапы жизненного пути Ч. Дарвина

 

4. Сформулируйте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны.
2.    Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
3. Теоретически популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии, и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, и в борьбе за существование выживает сильнейший.
4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают особи с полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству, то есть свойства эти закрепляются в череде последующих поколений.

5. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

 

6. Каково значение эволюционного учения Ч. Дарвина для развития биологической науки?
Учение Дарвина позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах, которым подчиняется организация жизни на нашей планете. В прошедшем столетии эволюционное учение Дарвина было развито и конкретизировано благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярно-генетических исследований, систематики, палеонтологии, экологии, эмбриологии и многих других областей биологии.

Борьба за существование и ее формы

1. Дайте определение понятия.
Борьба за существование – это один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

2. Заполните таблицу.

Борьба за существование и ее формы

 

3. Какая из форм борьбы за существование является, по вашему мнению, самой напряженной? Ответ поясните.
Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как у особей совпадает экологическая ниша. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы — пищевые, территориальные, самцы некоторых животных конкурируют между собой за оплодотворение самки, а также другие ресурсы. Для снижения остроты внутривидовой борьбы организмы вырабатывают различные приспособления — разграничение индивидуальных участков, сложные иерархические отношения. У многих видов организмы на разных этапах развития занимают разные экологические ниши, например, личинки жесткокрылых обитают в почве, а стрекоз — в воде, в то время как взрослые особи заселяют наземно-воздушную среду. Внутривидовая борьба приводит к гибели менее приспособленных особей, способствуя этим естественному отбору.

Естественный отбор и его формы

1. Дайте определения понятия.
Естественный отбор – это избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции. То есть, основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

2. Заполните таблицу.

 

3. Что является следствием естественного отбора?
Изменение состава генофонда, удаление из популяции особей, свойства которых не дают преимуществ в борьбе за существование. Возникновение адаптаций организмов к условиям внешней среды.

4. В чем, на ваш взгляд, заключается творческая роль естественного отбора?
Роль естественного отбора заключается не только в отсеве нежизнеспособных особей. Движущая его форма сохраняет не отдельные признаки организма, а весь их комплекс, все присущие организму комбинации генов. Отбор создает приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. Результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.

biogdz.ru

Список эволюционистов — это… Что такое Список эволюционистов?



Список эволюционистов

Эволюционисты — мыслители, философы и учёные, в трудах которых выдвигались эволюционные идеи. Список эволюционистов дан в хронологическом порядке.

До Дарвина

Примечания

  1. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, АНАКСИМАНДР // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

См. также

Категории:

  • Списки учёных
  • Списки биологов
  • Эволюционисты
  • Эволюция

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Кузнецов, Георгий (значения)
  • Катакомбы Парижа

Смотреть что такое «Список эволюционистов» в других словарях:

  • Список биологов — Приложение к статье История биологии Список натуралистов и биологов (исследователей живой природы), внёсших значительный вклад в развитие биологии с позиций современной науки. Слово биология лишь относительно недавно стало использоваться для… …   Википедия

  • Докинз — Докинз, Клинтон Ричард Клинтон Ричард Докинз англ. Clinton Richard Dawkins Дата рождения …   Википедия

  • Кимура, Мотоо — Запрос «Кимура» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мотоо Кимура яп. 木村資生 Дата рождения: 13 ноября 1924 …   Википедия

  • Северцов, Алексей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Северцов. Алексей Николаевич Северцов Дата рождения: 11 (23) сентября 1866(1866 09 23) …   Википедия

  • Вавилов, Николай Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вавилов. Вавилов Николай Иванович …   Википедия

  • Биологи и зоологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв …   Википедия

  • Биологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв …   Википедия

  • Знаменитые биологи и зоологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв …   Википедия

  • Известные биологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв …   Википедия

  • Кювье, Жорж Леопольд — Жорж Леопольд Кювье фр. Jean Léopold Nicolas Frédéric Cuvier …   Википедия

dic.academic.ru

Первые русские ученые эволюционисты

В развитие эволюционных представлений в XVIII и первой половине XIX вв. весомый вклад внесли русские ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов.

М.В.Ломоносов (1711-1765) первым в истории науки высказал эволюционные взгляды в области геологии, опубликовав в 1757г. работу «О слоях земных». Он указал, что торф и каменный уголь образовались из растительных остатков, а янтарь — из смолы древних хвойных деревьев. По представлениям Ломоносова, «свет имеет великую древность», поверхность Земли, растения и животные постоянно изменялись.

Мысль о постоянном изменении живых организмов без вмешательства сверхъестественной силы высказывал А.Н.Радищев (1749-1802).

А.А.Каверзнев в 1775г. опубликовал диссертацию «О перерождении животных», в которой говорилось об изменении животных под влиянием, климата, пищи и других факторов среды.

И.Е.Дядьковский (1784-1841) в лекциях, читанных в Московском университете, высказывал мысль о том, что природа развивается постоянно, что одни виды дают начало другим.

Академик К.М.Бэр (1792-1876) обнаружил большое сходство зародышей из всех классов типа позвоночных. Эти закономерности Бэр назвал «законом зародышевого сходства». Еще до выхода трудов Дарвина он стоял на позициях изменчивости видов и писал:

«Похожие друг на друга виды, имеют общее происхождение или возникли друг от друга».

Профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858) на основании эмбриологических исследований пришел к выводу, что высокоорганизованные формы проходят стадии, в которых проявляется строение более низко организованных форм.

Рулье занимался также палеонтологическими исследованиями и видел в них доказательство постепенного изменения и усложнения в строении растений и животных. Одним из первых он применил экологический подход к исследованию животных. Это навело его на мысль о постоянно происходящей в мире животных и растений борьбе и гибели тех, кто не устоял в ней. Он доказал, что опыт выведения новых пород домашних животных, изменения их в результате акклиматизации может помочь вскрыть движущие силы эволюции в естественных условиях.

Ученик Рулье Н.А.Северцов (1827-1885) на основании исследования птиц пришел к выводу, что нередко встречаются виды, являющиеся только видоизменением другого вида. Он первым указал на существование переходных форм не только между видами, но и между более крупными систематическими категориями, включая типы.

В качестве примера переходной формы между беспозвоночными и рыбами он назвал ланцетника. С трудами Н.А.Северцова был знаком Дарвин и высоко ценил их. После выхода в свет трудов Дарвина Северцов был их активным пропагандистом.

Мысли о развитии природы высказывали и философы-демократы А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев.

Герцен в «Письмах об изучении природы» пишет, что в основе мира находится материя, никем не сотворенная и не уничтожаемая, а все формы ее проявления — результат ее развития.

animals-world.ru

Ступени эволюционных идей

Разделы:
Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (622,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: дать представление учащимся о развитии
эволюционного учения в додарвиновский период


Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей развития
    эволюционных взглядов.
  • Продолжить формирование навыков анализа
    взглядов и утверждений ученых прошлого, а также
    умения устанавливать причинно-следственные
    связи.
  • Развивать у школьников интерес к изучению
    истории развития биологии.



Оборудование: презентация к уроку


“Ничто в биологии не имеет
смысла кроме как в свете эволюции”

(nothing in biology makes sense except in the light of evolution)

так было озаглавлено эссе, опубликованное в 1973 г.
Ф.Г.Добржанского, биолога-теоретика XX века




I. Актуализация знаний (Фронтальная беседа)


В настоящее время термин “эволюция”
используется во многих областях деятельности
человека.


Можете ли Вы привести примеры и объяснить
смысл.


Эволюция — процесс развития, движения,
изменения


Современная биология неотделима от концепции
биологической эволюции.




Биологическая эволюция (от
лат.evolutio-развёртывание) -необратимый процесс
исторического изменения живого, наследственные
изменения свойств и признаков живых организмов в
ряду поколений


Какой учёный своим взглядом на эволюцию
органического мира повлиял на мировоззрение
многих людей и почти на 2 века?


— Какие вопросы в биологии он рассматривал в
свете эволюции?


Первый труд Ч. Дарвина вышел более 150 лет назад.
И не одно поколение выросло на учении Ч. Дарвина
об эволюции органического мира. И тем не менее в
2006 г. Петербургская школьница Маша Шрайбер и ее
папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя
“запретить преподавание в общеобразовательных
учебных заведениях (школах) теории эволюции,
теории происхождения человека Ч.Дарвина в
качестве доминантной (преобладающей, истинной)
научной теории”.


Интересно что, подобный судебный процесс уже
имел место в 1925 г. Известен сегодня как
“обезьяний процесс” , в ходе которого учитель
Джон Скоупз был приговорен к штрафу за
преподавание теории эволюции. Впоследствии
решение суда было пересмотрено, но сами подобные
законы, запрещающие преподавать учение Ч.
Дарвина , были отменены только во второй половине
XX в.


Как Вы думаете, почему по прошествии 150 лет
работы Ч. Дарвина до сих пор вызывают недоумения
и несогласия?


Как правило, ребята называют:


1. Происхождение человека от обезьян умаляют
человеческое достоинство


2. Учение Ч Дарвина идёт в противовес с
религиозными взглядами


3. Эволюционный процесс никто не наблюдал


4. Многим людям, не профессионалам , не известны
факты биологической эволюции. Они считают
отсутствие многих “переходных форм” ставят под
сомнение процесс эволюции.


5. “Эволюционная теория” является не
единственной, объясняющей всё многообразие
органического мира


6. В самой современной науке есть разногласия в
понимании механизмов эволюционного процесса.


Итак, обобщая все вопросы невольно
напрашивается главный вопрос: Прав ли Дарвин?


Как Вы думаете, есть ли необходимость
рассматривать этот вопрос сегодня?


Согласна с Вами . Жить в современном мире,
считать себя образованным человеком и грамотно
использовать достижения науки в своей жизни
можно , только зная её основы, факты и
закономерности.


Начнём изучение нового раздела учебного
материала — “эволюция”




II. Вводное слово учителя (введение в тему)


Ещё задолго до Ч. Дарвина внимание учёных
привлекало и имеющееся многообразие живых
организмов, структурное и функциональное
сходство между ними, а также отличия, связанные с
образом жизни. Они выдвигали различные гипотезы.
И по мере накопления фактов эволюционировали и
сами идеи.


Эти взгляды древних учёных можно представить
также в виде ступенчатой эволюции, т.к.
формирование и развитие основных понятий ,
терминов и самой науки- эволюционная биология
развивались также постепенно .


Историю эволюционного учения до выхода в свет
работ Ч.Дарвина принято называть до дарвиновским
периодом. Он состоит из нескольких важных этапов,
в свою очередь повлиявших на развитие науки и
взглядов самого Ч. Дарвина.




III. Постановка цели урока и формирование задач.


Тема урока: Ступеньки эволюционных
идей.(Додарвиновский период)


Цель: познакомиться с историей развития
эволюционных идей. Найти ответы на некоторые
конфликтные вопросы в понимании эволюционной
теории.


Задачи: Познакомиться со взглядами учёных
разных эпох. Составить таблицу “Развитие
эволюционных идей” и отметить характерные для
них высказывания.


У нашего урока есть и диагностическая цель:
сегодня каждый из вас сможет оценить собственное
умение работать с информацией, воспринимать и
осмысливать ее. Перед вами листы для оценки
умений. Ознакомьтесь с умениями и критериями
оценки.




Умения:

выделять главное и
обобщатьпредполагать,

прогнозировать

доказывать и опровергать

формулировать проблемные вопросы

вычленять логическую структуру текста

устанавливать причинно-следственные связи

Критерии оценки:

5 – владею
умением в совершенстве

4 – умею это делать хорошо

3 – умею это делать “так себе”

2 – это у меня пока получается плохо

1 – не умею это делать совсем



IV. Изучение нового материала.


1. Первая ступень развития эволюционных идей.


1)  Изложение материала учителем


Актуальность темы уже не вызывает сомнений.
Этот вопрос является мировоззренческим и
определяющим взгляд на окружающий мир и своё
место в нём.


Живой мир Земли огромен. В нём более 500 видов
растений, 1,5 млн. видов животных и столько же
прокариот. Как могло возникнуть такое
разнообразие видов? Каковы механизмы,
действующие в природе? Ответ на этот вопрос
искали уже первые учёные древности.


— Предположите, какие учёные могли быть первыми
в объяснении существующего многообразия?




Первая ступень развития эволюционных идей
связана с деятельностью античных философов
натуралистов: Гераклитом, Аристотелем.


Каковы же были взгляды первых
учёных-натуралистов?


2) Самостоятельная работа (выполняется в малых
группах)


Работа с учебником. Отметьте тип мировоззрения
античных философов натуралистов, взгляд на
происхождение многообразия живых организмов.
Обсудите свою работу с соседом по парте и
отметьте свои взгляды в таблицу “ Развитие
эволюционных идей”


Таблица: История эволюционных идей





Философы, учёные Труды, работы, вклад в наукуМировоззрение, взгляд, идеи
1. Гераклит

 

 

 

2. Аристотель

Труд “ О природе”

 

 

 

Труд “ Лестница природы”

Высказывал идеи изменяемости
окружающего мира

“Жизнь природы -непрерывный
процесс движения.”

“Всё непрерывно изменяясь, обновляется.”

“В борьбе противоположностей обнаруживается,
однако, их тождество.”

Пришёл к выводу, что в природе имеются простые и
сложные тела. Ввёл понятие лестницы природы.
Считал, что виды неизменяемы.


3) Проверка правильности заполнения таблицы,
внесение дополнений.


Авторитет высказываний Аристотеля на многие
годы определил взгляды натуралистов на природу.


К его заслугам можно отнести следующее:


1. Он описал более 500 видов животных


2. Попытался объединить их в группы


3. Расположил эти группы в определенном порядке:
от просто-устроенных ко все более сложным.


Тем не менее, его попытки систематизировать
животный мир допускали многие нелепости. Так
дельфинов и китов он отнес к классу рыб.


— Как Вы думаете, почему он допустил эту ошибку?


— Он объединил в одну группу животных, схожих
внешне.


— Именно из-за этой ошибки он отнес к классу
Гады, в которой он поместил змей, и животных….


— Каких? Как Вы думаете?


— Червей!


— Как не удивительно, но это так.


Аристотель — первый учёный-энциклопедист.
То — что он допустил так много ошибок, пытаясь
систематизировать животный мир — нельзя
поставить это ему в вину — ведь он был первым, кто
попытался описать и систематизировать живых
организмов.




2. Вторая ступень развития эволюционных идей.


1) Сообщение учителя




Вторая ступень связана с установлением
господства христианской церкви в Европе и с
распространением точки зрения, основанной на
библейских текстах.


Как называется такое направление взглядов в
биологии?


— Креационистическое.


— Крупнейшим учёным креационистом был шведский
натуралист К. Линней (слайд презентации)


2) самостоятельная работа учащихся с учебником


Отметьте в тексте: что Вам известно, что Вы
узнали нового, что Вам непонятно и о чём бы Вам
хотелось узнать подробнее.


Отметьте взгляды К Линнея в таблице “История
эволюционных идей”





Философы, учёныеТруды, работы, вклад в наукуМировоззрение, взгляд, идеи
3. К Линней“Система природы” 1735г

Установил
универсальность, реальность видов и выделил их
главный признак (свободное скрещивание особей
одного вида)

Ввел основные единицы систематики: вид, род,
отряд, класс

Создал систему органического мира, в которой
растения были разделены на 24 класса

Ввел бинарную ( двойную) номенклатуру

Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5
тыс. видов животных

Усовершенствовал ботанический язык, установив
до 1000 терминов

Впервые поместил человека в один ряд с
обезьянами на основании морфологического
сходства

Систематика носила искусственный характер.

Метафизическое мировоззрение,

Креационистический
взгляд


Метафизическое мировоззрение заключается в
представлениях о постоянстве, неизменяемости и
изначальной целесообразности всей природы.
“Изначальная целесообразность”-полное
соответствие организма или его органов цели,
якобы поставленной творцом при его создании.


Линней создал самую совершенную для того
времени систему органического мира. Однако
произвольность в выборе признаков для
классификации привела Линнея к ряду ошибок.
Он осознавал искусственность своей системы и
указывал на необходимость разработки
естественной системы природы.




3. Третья ступень развития эволюционных идей.


1) Сообщение материала учителем




3 ступень развития эволюционных идей связана
с деятельностью учёных-трансформистов Ж.Б
Ламарка (слайд презентации)


Именно ему принадлежит заслуга – создание
первой эволюционной теории, которую изложил в
труде “Философия зоологии” в 1809 г.


Теория Ламарка- ответила на большинство
вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но
ответы на них брались не из научных фактов, а
выводились логически из принятых постулатов.
Многое в этом учении было верным и прогрессивным
для того времени. Но так- имелись противоречия
его теории и шаткость аргументов.


Ознакомьтесь с историей написания работы
Ж.Б.Ламарка и его взглядами на эволюцию
органического мира.


Заполните таблицу и отметьте достоинства и
недостатки учения Ж.Б.Ламарка


2) Самостоятельная работа учащихся.


Обсуждение выполненной работы.





Достоинства теории Ламарка
Недостатки теории Ламарка
1. Утверждение об изменяемости видов
(т.е. о существовании эволюции).

2. Длительность
эволюции.

3. Влияние условий среды на эволюцию.

4. Установлен принцип развития: “От простого к
сложному”.

5. Не прямолинейность эволюции.

1. Отрицание реального существования
видов в природе, вследствие их постоянной
изменяемости.

2. Рассматривал в качестве
единицы эволюции организм.

3. Неправильное понимание механизма
возникновения приспособлений (принцип
упражнения).

4. Ошибки в понимании движущих сил эволюции
(стремление к совершенствованию организма
заложено творцом).

5. Понятие о наследовании приобретенных
признаков.


Теория Ламарка не была принята большинством
учёных того времени. Он не смог правильно назвать
движущие силы и механизмы эволюции. Но это была
первая эволюционная теория в истории биологии.


Отметьте взгляды Ж.Б. Ламарка в таблице “
История эволюционных идей”





Философы, учёные Труды, работы, вклад в наукуМировоззрение, взгляд, идеи
Ж.Б.Ламарк“Философия зоологии”

Первая
эволюционная теория, в которой попытался
объяснить механизмы возникновения видов

Метафизическое мировоззрение

Эволюционный
взгляд на органический мир



4 ступень развития эволюционных идей связана
с трудами Ч. Дарвина, вызвавшими столько споров и
обсуждений, возникающих и сегодня . На следующем
уроке мы познакомимся с основными положениями
теории Ч. Дарвина и развитием эволюционных
взглядов до настоящего времени.




Закрепление.


Беседа по новому материалу.




Итог урока.


Сегодня мы с Вами познакомились с основными
положениями из учений самых знаменитых
представителей додарвинского периода .Историю
любой науки необходимо изучать, для того чтобы
понять ход ее развития и перспективы будущего.




Использованная литература.

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология Справочник
    Москва “АСТ-Пресс-Школа” 2005
  2. Петунин О.В. Уроки биологии Ярославль Академия
    развития Академия Хлдинг 2003
  3. П.М Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Г.М. Дымшиц,
    Медников Б.М., Рувинский А.О. Академический
    школьный учебник Биология ч.2 10-11 “Просвещение”
    ОАО “Московские учебники” Москва 2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Заполните таблицу. История развития эволюционных идей (до ХХ века).

До нашей эры.

Аристотель — описал более 500 видов животных и растений, сгруппировал их и расположил в порядке от примитивных до самых сложных.

XVlll в.

Карл Линней — ввел понятие биологического вида, внедрил в активное употребление биноинальной (бинарной) номенклатуры, разделил каждое из царств природы на классы, отряды, роды и виды, отнес человека к классу млекопитающих и установил четкое соподчинение между систематическими (таксонометрическими) категориями.

Конец XVll в. — начало XlX в.

Жан Батист Ламарк — создал первую эволюционную теорию, ввел термин «биология», выделил 10 классов беспозвоночных животных, пришел к идее эволюционного развития органического мира, издал «Философию зоологии», в которой доказывал изменяемость видов. Главным фактором эволюции считал прямое вляние среды. Считал, что движущая сила эволюции — «стремление организмов к прогресы», но не смог объяснить почему.

Первая половина XlX в.

Жорж Кювье — установил, что органы представляют собой части одной целостной системы, установил связь между строением органовв и образом жизни животного, разделил живоных на 4 типа, реконструировал внешний облик древних животных, установил их причины вымирания.

XlX в.

Карл Бэр — сформулировал закон зародышевого сходства, опиал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона, установил, что общие свойства каждой группы животных образуются в зародыше раньше, чем специальные.

XlX в

Чарльз Лайель — расшифровал и датировал геологическую история Земли. Выдвинул объяснения движущих факторов эволюции.

XlX в

Томас Роберт Мальтус — доказал, что популяции растений и животных стремятся размножаться в геометрической прогрессии и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как выживает сильнейший.

Конец XlX в

Чарльз Дарвин — создал основы современно эволюии биологических видов. Указал на вид как на

узловой этап эволюционного процесса, объяснил изменение организмов действием законов природы, без вмешательства сверхъестественных сил, вскрыл движущие силы и выявил причины протекания эволюции. Основой объяснения механизмов эволюции Дарвин назвал: естественный отбор, борьбу за существование и изменчивость.

vashurok.ru

История развития эволюционных идей — Электронный учебник по биологии

«Эволюция» в переводе с латинского evolution означает «историческое развитие, изменение». В настоящее время термин «эволюция» широко применяется в различных областях науки (эволюция Земли, общества, галактик). Под эволюцией подразумевается последовательное изменение исходного состояния во времени, ведущее к возникновению чего-то нового. Этот термин впервые в биологию ввел в 1677 г. М. Хейл. Швейцарский натуралист Ш. Боннэ (.1720—1793) широко применял его в науке.

Эволюционное учение изучает направления и закономерности исторического развития жизни с начала возникновения жизни на Земле по нынешнее время и в будущем. Научную основу эволюционного учения заложил известный английский ученый Чарлз Роберт Дарвин.

Развитие живой природы в додарвиновский период. Эволюционные идеи эпохи Возрождения.



Систематизация и обобщение различных сведений о живой природе тесно связаны с именами великих древнегреческих ученых философов Аристотеля, Теофраста, Гиппократа.

Фундаментальные научные труды философа и естествоиспытателя Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) — «История животных», «О частях животных» — оказали большое влияние на развитие зоологии. Был сделан ряд открытий, основанных на изучении морфологии и анатомии, а также жизнедеятельности различных животных. Им определено живорождение среди акул и змей, развитие трутня из неоплодотворенного яйца. Он доказал, что глаза крота, слуховые органы сверчка и рыбы относятся к рудиментарным органам. Исследовал уход в зимнюю спячку животных и развитие насекомых с неполным и полным превращением. Аристотель, изучив внешнее, внутреннее строение и образ жизни 454 животных, впервые систематизировал их по внешним признакам. Всех животных он разделил на две большие группы: кровные (позвоночные) и бескровные (беспозвоночные). Человека он поместил на самую высшую ступень развития. Ученик Аристотеля Теофраст (372—287 гг. до н. э.) изучал биологию растений и животных. При этом он обратил внимание на их значение в жизни человека в получении древесного угля, смолы и т. д. Отмечая особое значение лекарственных растений для организма человека, одновременно изучил их среду обитания. Определил около 500 видов растений, произрастающих на территории Греции. Дал полное описание таких растений, как бамбук, банан, пальма, лимон, мимоза, хлопчатник, лотос, папирус и др.

 


 

 

 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Философ, ученый-естествоиспытатель, основавший теорию последовательного развития живых организмов. Доказал изменение природы от простого к сложному. Написал множество трудов об истории животных, основал науку зоологию.


 


Использование конкретных данных о живых организмах в Древнем Китае, Индии, Египте имело большое значение. В результате появились работы по приручению диких животных и развитию селекции по выведению различных сортов культурных растений. Труды Аристотеля о живой природе в средневековье считались самыми ценными. Цель эволюционного учения — выявление закономерностей развития органического мира для последующего управления этим процессом.

Эволюционные идеи эпохи Возрождения. Ко второй половине XV в. открывались новые страны, развивались товарная промышленность и торговля. В результате таких достижений расширялись знания о животных и растениях, которые привели к новому этапу развития. Неизвестные ранее виды животных и растений были завезены в Европу. Из Индии и Америки были завезены такие растения, как гвоздика, картофель, кукуруза, табак, тыква, какао и др. Ученые начали описывать новые виды животных и растений, их полезные и вредные свойства. Однако простого описания растений и животных было недостаточно. Возникла необходимость классификации видов животных и растений по сходству строения и образу жизни.

Эволюция. Эволюционное учение.

  1. Эволюция представляет собой последовательное изменение исходного состояния во времени, ведущее к возникновению чего-то нового.
  2. Основоположником эволюционного учения является Ч. Дарвин.
  3. Большой вклад в развитие науки о живой природе в додарвиновский период внесли философы Аристотель, Теофраст и др.
  4. Развитию биологии в эпоху Возрождения способствовали следующие достижения: а) открытие учеными новых видов растений и животных, описание их полезных и вредных свойств; б) появление новых видов животных и растений в Европе.
  5. Что означает понятие эволюция? Дайте определение.
  6. Какие эволюционные идеи существовали во второй половине XV в. в эпоху Возрождения?

1. Какие открытия были сделаны естествоиспытателем Аристотелем?

2. По каким особенностям Теофраст изучал биологию растений и животных?

  1. Докажите на примере вклад Аристотеля в развитие науки о живой природе.
  2. Составьте таблицу растений, описанных Теофрастом и завезенных в Европу в эпоху Возрождения.

bioslogos.ru

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.

Вид и его критерии

1. Дайте определения понятий.
Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Критерии вида – характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

2. Заполните таблицу.

Критерии вида

 

3. Что такое виды-двойники? Приведите примеры.
Два разных вида могут не различаться по анатомическому строению, быть морфологически сходными, но в природе не скрещивающихся из-за наличия разных хромосомных наборов. Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника: крыс, имеющих в кариотипе 38 и 49 хромосом; под названием «малярийный комар» существует 6 внешне не различимых видов-двойников; у рыбки щиповки – 3 вида двойника.

4. Как проявляется целостность вида?
Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

 Популяция – структурная единица вида и единица эволюции

1. Дайте определения понятий.
Популяция – группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
Генофонд популяции – совокупность количества генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.

2. Приведите примеры взаимоотношений организмов в популяциях.
Взаимоотношения в популяции могут быть следующие:
Конкуренция — борьба за одни и те же условия окружающей среды внутри одного вида.
Поедание одних особей другими внутри популяции.
Совместная защита от хищника.
Обмен генами при скрещивании в пределах одной популяции.
Гибель ослабленных особей и улучшение качественного состава популяции (генофонда).

3. Что изучает популяционная генетика?
Популяционная генетика изучает процессы изменения генетического состава популяций, возникновения новых свойств организмов и их закрепление посредством естественного отбора.

4. Как влияют мутационные процессы на генетический состав популяции?
Мутационный процесс ведет к увеличению разнообразия генофонда. Мутации распространяются и закрепляются благодаря комбинативной изменчивости.

5. Какое значение имеет мутационный процесс для эволюционных преобразований?
Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости. Вследствие мутаций изменяется генофонд популяции, что под воздействием различных факторов представляет собой элементарные  эволюционные изменения. Мутационный процесс формирует резерв наследственной изменчивости в генофонде каждой популяции и виде в целом. Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, он создает основу для естественного отбора и микроэволюции.

6. В чем проявляется способность популяции приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям среды?
Крупные изменения снижают приспособленность популяции. В популяции имеются запасы таких аллелей, которые не приносят ей какой-либо пользы в данное время; они сохраняются в гетерозиготном состоянии. Но когда в результате изменения условий они вдруг оказываются полезными, их частота под действием отбора начинает возрастать, и в конечном счете они становятся основным
генетическим материалом.

 Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции

1. Дайте определение понятий.
Дрейф генов – явление ненаправленного изменения частот аллельных вариантов генов в популяции, обусловленное случайными статистическими причинами, в результате которого изменяется и обедняется генофонд малой популяции по сравнению с его исходным состоянием.
Волны жизни – резкие колебания численности особей популяции вследствие естественных причин.
Изоляция – исключение или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида; является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию.

2. Что понимают под генетическим равновесием в популяциях?
Постоянство частот встречаемости различных аллелей. Это ситуация, при которой распределение аллелей в популяции остается постоянным из поколения в поколение (при отсутствии отбора или мутаций).

3. Заполните таблицу.

Нарушения генетического равновесия в популяциях

 

4. Какие из названных изменений генофонда популяций могут рассматриваться в качестве эволюционных факторов? Ответ поясните.
Под влиянием факторов эволюции — мутационного процесса, изоляции, естественного отбора и др.- в популяции постоянно происходит элементарное эволюционное явление — изменение генофонда популяции. Полезные мутации сохраняются естественным отбором, вредные — накапливаются в популяции в скрытом виде, создавая резерв изменчивости. Через несколько поколений изолированные популяции, обитающие в разных условиях, будут различаться по ряду признаков. Изоляция также является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию. Также и дрейф генов может в результате привести  к возникновению нового вида. В результате всех этих факторов может возникнуть новый вид или лучше адаптироваться к условиям внешней среды исходный вид.

5. Составьте схему

 Эволюционные факторы

 

Результаты эволюции

1. Дайте определения понятий.
Микроэволюция – эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени.
Макроэволюция – процесс образования из видов новых родов, из родов – новых семейств и так далее.

2. Заполните таблицу.

 

3. Чем отличаются процессы аллопатрического и симпатрического видообразования?
Симпатрическое видообразование связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале по экологическим признакам. При этом особи с промежуточными характеристиками оказываются менее приспособленными. Расходящиеся группы формируют новые виды. Особенностью симпатрического пути видообразования является то, что он приводит к возникновению новых видов, всегда морфологически близких к исходному виду. Лишь в случае гибридогенного возникновения видов появляется новая видовая форма, отличная от каждой из родительских.
Аллопатрическое видообразование вызывается разделением ареала вида на
несколько изолированных частей. Возникновение географических преград (горных хребтов, морских проливов и пр.) приводит к возникновению изолятов — географически изолированных популяций. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора, с другой, приводят к их репродуктивной изоляции и образованию самостоятельных видов.

4. Составьте схему.

Эволюционный процесс

 

5. Заполните таблицу.

Доказательства макроэволюции

Биологический прогресс и биологический регресс

1. Дайте определения понятий.
Ароморфоз – это крупные, масштабные эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования.
Идиоадаптация – это мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания.
Дегенерация – это эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем или органов и часто связана с переходом к паразитическому образу жизни.

2. Заполните таблицу.

Типы эволюционных изменений.

 

3. Каковы основные направления эволюции? Приведите примеры каждого из них.
Главные направления эволюции:
Ароморфозы:  у животных – появление живорождения, способности к поддержанию постоянной температуры тела, возникновение замкнутой системы кровообращения, у растений — появление цветка, сосудистой системы, способности к поддержанию и регулированию газообмена в листьях.
Идиоадаптации:  защитная окраска животных или приспособления некоторых рыб (камбала, сом) к жизни у дна – уплощение тела, окраска под цвет грунта, развитие усиков и пр.; приспособления к полету у некоторых видов млекопитающих (летучие мыши, белки-летяги). У растений – приспособления к перекрестному опылению цветка насекомыми или ветром, приспособления к рассеиванию семян.
Дегенерации: у паразитов возникают специфические приспособления (часто весьма изощренные) к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения. У свиного цепня, лентецов и других червей нет кишечника, слабо развита нервная система, отсутствует способность к передвижению. У растений-паразитов (повилика) – отсутствие вегетативных органов (лист), вместо корней – присоски.

4. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса

5. Какова, на ваш взгляд, роль человека в процессах биологического регресса?

Деятельность человека является мощным фактором биологического регресса видов, нужных и полезных ему. Например, появились микробы, устойчивые к действию лекарств, и насекомые, устойчивые к ядохимикатам и т.д.. При посеве человек вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях дикие популяции, заменяя их немногочисленными искусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведет к биологическому регрессу, который грозит им вымиранием.

Синтетическая теория эволюции

1. Дайте определения понятия.
Синтетическая теория эволюции (современный дарвинизм) – современная эволюционная теория, которая представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма.

2. Заполните таблицу.

Развитие эволюционного учения в ХХ веке.

 

3. Сформулируйте основные положения (постулаты) синтетической теории эволюции.
1. элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
2. материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
3. естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
4. дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
5. вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
6. видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

4. Почему можно считать, что синтетическая теория эволюции в основном развивается в русле идей, заложенных Ч. Дарвином?
Синтетическая теория эволюции вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых фактов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее, синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Ч. Дарвином. Объединение дарвинизма с экологией и генетикой в 20-х годах подготовило почву для создания синтетической теории эволюции. Учение Дарвина – это основа, остов современной теории, оно дало толчок дальнейшему развитию эволюции как науки.

Многообразие видов

1. Дайте определение понятий.
Биоразнообразие – разнообразие жизни во всех её проявлениях; разнообразие на трёх уровнях организации: генетическое разнообразие, видовое разнообразие и разнообразие экосистем.
Естественная классификация – система классификации, отражающая естественную общность организмов, при которой каждая таксономическая категория соответствует группе организмов, которые имеют общего предка.
Дарвинизм – это: в узком смысле – направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.

2. Назовите ученых, заложивших основы современной классификации организмов.
Основы научной классификации заложил К. Линней еще в 18 веке. Большой вклад в развитие систематики внес Ж. В. Ламарк, разработавший классификацию и систематику растений по естественным признакам и разделивший впервые всех животных на позвоночных и беспозвоночных. В конце XVIII века Антуан Жюссье ввел категорию семейства, а в начале XIX века Ж. Кювье сформулировал понятие о типе животных. Вслед за этим категория, аналогичная типу, – отдел – была введена для растений. К середине XIX века некоторые учёные (например, Эрнст Геккель) наравне с животными и растениями стали выделять новое царство протистов, в которое вошли бактерии, водоросли, грибы и одноклеточные животные. Чарлз Дарвин предложил понимать естественную систему как результат исторического развития живой природы.

3. Заполните таблицу.

Соотношение основных систематических групп, используемых в классификации животных и растений.

 

4. Можно ли использовать данные систематики для доказательства эволюции? Ответ обоснуйте.
Да, можно. В систематике главное доказательство эволюции заключается в том, что все живые существа можно расположить в иерархическую систему таксономических единиц – виды, роды, семейства, отряды, классы и типы. Это означает, что все организмы связаны между собой филогенетически. Принадлежность организмов к тем или иным систематическим группам свидетельствует о том, что большинство промежуточных форм, существовавших в прошлом, вымерло. Таким образом, все разнообразие живой природы можно объяснить происхождением от общих предков на основе борьбы за существование. Будучи генетически различными, виды представляют собой независимо эволюционирующие и репродуктивно изолированные единицы. Поскольку можно предполагать, что у генетически сходных видов общий предок существовал в менее отдаленном прошлом по сравнению с генетически различными видами, то степень генетических различий является мерой, на основе которой сейчас совершенствуют филогенетическое (родословное) древо.

5. Каково значение сохранения многообразия видов в природе?
Биоразнообразие – один из факторов оптимального функционирования биосферы в целом. Биоразнообразие обеспечивает устойчивость экосистем к внешним воздействиям и поддерживает в них равновесие. Живое от неживого отличается большим разнообразием и способностью не только его сохранять, но и существенно увеличивать по мере эволюции. Вообще эволюция жизни на Земле – это процесс увеличения разнообразия живых организмов, форм и уровней их организации, процесс возникновения механизмов, обеспечивающих устойчивость живых систем и экосистем в постоянно изменяющихся условиях нашей планеты. Именно способность экосистем поддерживать равновесие, используя для этого наследственную информацию живых организмов, и делает биосферу в целом и экосистемы вещественно-энергетическими системами в полном смысле.

6. Что понимают под устойчивым развитием биосферы?
Сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивость и естественная эволюция, с тем чтобы дальнейшее развитие человечества происходило в гармонии с природой. Формирование хозяйственной деятельности человека, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием для существования и дальнейшей эволюции человека и природы.

7. Заполните таблицу.

 Причины вымирания видов

 

 

biogdz.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о