Таблица склонения причастий – Русский язык в плакатах, таблицах и схемах 7 класс 1 Причастие 2 Признаки прилагательного и глагола у причастия 3 Склонение причастий 4 Причастный оборот 5 Причастия действительные и страдательные Образование и правописание действительных причастий настоящего времени (табл.1) Образование и правописание действительных причастий настоящего времени (табл.2) Образование и правописание действительных причастий прош

Причастие как особая форма глагола. Склонение причастий. Действительные и страдательные причастия

какой? какая? какое? какие?

Признаки прилагательного Признаки глагола
– обозначает признак предмета
– изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным
– переходность и непереходность действия
– совершенный и несовершенный вид
– настоящее и прошедшее время

Склонение причастий

  окончания прилагательных окончания причастий
И.п. хороший мальчик читающий мальчик
Р.п. хорошего мальчика читающего мальчика
Д.п. хорошему мальчику читающему мальчику
В.п. хорошего мальчика читающего мальчика
Т.п. хорошим мальчиком читающим мальчиком
П.п. (о) хорошем мальчике (о) читающем мальчике

Действительные и страдательные причастия

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:

Солнце, нагревающее землю.

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает не себе действие другого предмета:

Земля, нагреваемая солнцем.

Действительные причастия настоящего времени

основа глагола н.вр. несов. вида + -ущ- (-ющ-) I спр.
-ащ- (-ящ-) II спр.

 

плакать (I спр.) -> плачут + -ущ- -> плачущий
неоп. ф. глаг. н. вр. несов. вида

 

любить (I спр.) -> любят + -ящ- -> любящий
неоп. ф. глаг. н. вр. несов. вида

Действительные причастия прошедшего времени

основа глагола неоп. ф. +  -вш- (от глаголов с основой на гласный)
-ш- (от глаголов с основой на согласный, на -ти и на -чь, чередующийся  с г, к)

 

выдержать +  -вш-  -> выдержавший
увидеть увидевший
нести +  -ш-  -> несший
увлечь увлекший

Страдательные причастия настоящего времени

основа глагола н.вр. несов. вида +  -ем- I спр.
-им- II спр.

 

читать (I спр.) -> читает + -ем- -> любящий
неоп. ф. глаг.

 

любить -> любит + -им- -> любимый
неоп. ф. глаг.

Исключение: движимый (от старого глагола движити)

Страдательные причастия прошедшего времени

основа глагола неопр. ф. +  -анн-, -янн- (от глаголов на -ать-, -ять-)
-енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь)
-т-

 

указать + -анн- -> указанный
затеять + -янн- -> затеянный
видеть + -енн- -> виденный
изранить + -енн- -> израненный
вывезти + -енн- -> вывезенный
унять + -т- ->
унятый

Причастный оборот

полное причастие  +  зависимое слово

Книга, написанная известным писателем, вышла из печати.
Написанная известным писателем книга вышла из печати.

www.examen.ru

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

·                   Сегодня на уроке мы поговорим о склонении причастий.

·                   Выясним, какие окончания имеют причастия при склонении.

·                   Научимся склонять причастия.

Мы уже познакомились с причастием.

Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени: бегущая, гуляющий, надетые.

Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Так же, как и прилагательное, причастие согласуется с существительными в роде, числе и падеже: котенку – какому? – удивленному.

Но нас сегодня интересует еще одна способность причастия, унаследованная им от прилагательного: причастия склоняются, то есть изменяются по родам и по падежам.

Именительный падеж – есть кто? −  летящая птица

Предложный падеж − мечтать о ком? – о летящей птице.

Чтобы проследить, как именно мы определяем падежные окончания причастий, давайте просклоняем одно из них вместе с существительным и прилагательным.

И.п. – есть кто? бегущая рыжая лиса

Р.п.  – нет кого? бегущ

ей рыжей лисы.

Д.п. – дать сыра кому? бегущей рыжей лисе

В.п. вижу кого? бегущую рыжую лису

Т.п. – сыр украден кем? бегущей рыжей лисой

П.п. – говорить о ком? – о бегущей рыжей лисе.

Мы с вами видим, что окончания прилагательного и причастия при склонении различаются весьма незначительно. Например: лису бегущУЮ и рыжУЮ. Но ведь вы помните, как мы определяем окончания прилагательных? Мы ставим к ним вопрос. Здесь мы можем спросить: какую лису?

Получается, что падежные окончания причастий, как и окончания прилагательных определяются при помощи вопроса. Значит, окончание причастия всегда будет равно или приближенно равно окончанию вопроса.

Чтобы убедиться в этом, давайте попытаемся просклонять причастие и прилагательное мужского рода, следя при этом за окончаниями.

Итак:

И.п. – кто? лежащий толстый кот

Р.п.  – нет кого? лежащего толстого кота

Д.п. – подойти к кому? к лежащему толстому коту

В.п. вижу кого? лежащего толстого кота

Т.п. – мышь поймана кем? лежащим толстым котом

П.п. – говорить о ком? – о лежащем толстом коте

И вот мы видим, что опять окончания причастия совпадают или почти совпадают с окончаниями прилагательного: лежащИМ и толстЫМ (разница объясняется только мягкой и твердой основой слов). И опять мы можем заметить, что окончание причастия совпадает еще и с окончанием вопроса: как

ИМ? − лежащИМ.

Давайте посмотрим, как обстоят дела с причастиями среднего рода. Возьмем причастие и прилагательное: сморщенное смешное лицо. Просклоняем:

И.п. – что это? сморщенное смешное лицо

Р.п.  – чего нет? сморщенного смешного лица

Д.п. – удивляться чему? сморщенному смешному лицу

В.п. вижу что? сморщенное смешное лицо

Т.п. – восхищаться чем? сморщенным смешным лицом

П.п. – говорить о чём? – о сморщенном смешном лице

И мы видим, что окончания причастия, прилагательного и вопроса опять совпадают: лица КАК

ОГО? – сморщеннОГО и смешнОГО.

Итак, теперь мы почти уверены в своей теории. Но кто знает, как склоняются причастия множественного числа? Давайте проделаем еще одну операцию по склонению:

Возьмем уже знакомую нам конструкцию: уставшие тихие дети.

И.п. – есть кто? уставшие тихие дети

Р.п.  – нет кого? уставших тихих детей

Д.п. – петь кому? уставшим тихим детям

В.п. вижу кого? уставших тихих детей

Т.п. – играть с кем? с уставшими тихими детьми

П.п. – говорить о ком? – об уставших тихих детях

 И мы видим, что наши окончания опять совпадают: детей − каких

? – уставшИХ и тихИХ.

 Что же нам требуется запомнить?

Падежные окончания причастий, как и падежные окончания прилагательных, зависят от вопроса и совпадают с окончаниями вопроса, который мы можем поставить от существительных.

 Итак, что мы должны сделать, если нам необходимо возвести причастие в определенный падеж? Мы должны поставить к причастию вопрос от существительного. А потом внимательно посмотреть на тот вопрос, который мы поставили, и в соответствии с ним определить нужное нам окончание.

 Давайте попробуем наш алгоритм в действии.

К примеру, нам нужно раскрыть скобки в предложении: «Я вижу (плачущий ребенок)». Мы должны поставить в нужной форме словосочетание с причастием. Мы помним: видеть – переходный глагол, он требует винительного падежа. Значит, вижу – кого? – ребенка. Ребенка – какого? – плачущего.

 Попробуем еще раз. Он подошел (занятая бабушка). Подойти можно к кому-то. Значит, перед нами дательный падеж. Подойти – к кому? – к бабушке – к бабушке какой? – занятой.

Закрепим успех! Вы слышали (прославленный фокусник). Слышать можно не только что-то, но и о ком-то. Перед нами – предложный падеж. Слышали − о ком? – о фокуснике – о каком? – о прославленном.

 

videouroki.net

Склонение причастий и их падежных окончаний

Тема: При­ча­стие

Урок: Скло­не­ние при­ча­стий и пра­во­пи­са­ние глас­ных в па­деж­ных окон­ча­ни­ях при­ча­стий

При­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, про­те­ка­ю­щий во вре­ме­ни, как дей­ствие, ко­то­рое про­из­во­дит пред­мет, или как дей­ствие, ко­то­ро­му он под­вер­га­ет­ся со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та.

На­при­мер:

Рис.1. Чи­та­ю­щий маль­чик

Рис. 2. Про­чи­тан­ная книга

При­зна­ки гла­го­ла у при­ча­стия: залог, вид, время, пе­ре­ход­ность/непе­ре­ход­ность, воз­врат­ность/невоз­врат­ность.

При­зна­ки при­ла­га­тель­но­го у при­ча­стия: из­ме­ня­ет­ся по родам (толь­ко в ед.ч.), чис­лам.

Син­так­си­че­ская роль: опре­де­ле­ние (в пол­ной форме)  или ска­зу­е­мое (в крат­кой форме).

Пол­ные при­ча­стия скло­ня­ют­ся так же, как пол­ные при­ла­га­тель­ные.

На­при­мер:

Спя­щий (маль­чик)

 

Рис. 3. Спя­щий маль­чик

Ед.ч.                     Мн.ч.

И. спящий          спящие

Р. спящего         спящих

Д. спящему        спящим

В. спящего        спящих

Т. спящим        спящими

П. о спящем     спящих

Глас­ные в па­деж­ных окон­ча­ни­ях при­ча­стий опре­де­ля­ют­ся так же, как в окон­ча­ни­ях при­ла­га­тель­ных.

Во­прос

Окон­ча­ние

Какой?

-ой / -ей

Ка­ко­го?

-его / -его

Ка­ко­му?

-ому / -еме

Ка­ко­го?

-ого / -его

Каким?

-им

О каком?

-ом / -ем

На­при­мер:

В (каком?) из­ме­нившемся мире царят новые по­ряд­ки.

Он по­смот­рел на меня с (каким?) из­ме­нившимся лицом.

 

www.svetlanavladimirovna.ru

Склонение причастий

Причастия имеют такие же окончания, как и имена прилагательные.

Например: возвращаться с желтеющ[его] (луга, поля), подниматься с желтеющ[ей] (травы) — родительный падеж; стоять на желтеющ[ем] (лугу, поле), на желтеющ[ей] (траве) — предложный падеж.


Чтобы определить падежное окончание причастия, надо узнать род, число и падеж существительного, от которого зависит причастие: по ним определяется род, число и падеж причастия.


 

1. Сначала устно просклоняйте данные существительные с зависимыми причастиями и прилагательными, затем запишите их в дательном, творительном и предложном падежах единственного числа. Обозначьте орфограмму № 19.

Разв..вающийся красный флаг; движущаяся спортивная колонна; колышущееся красное знамя.

Придумайте предложения с записанными словосочетаниями.

 

2. Спишите. Укажите род, число и падеж причастий, обозначьте их окончания. Назовите словосочетания «причастие+существительное».

1. Дедушка ходил по крошечному огороду, заросш..му бур..яном и заваленному мусором. 2. Дедушка соб..рал п..мидоры в подол рубахи, потерявш..й всякий цвет, но теперь нежно (розовой) от восходящ..го солнца. 3. Чуть слышно потрескивают подсыхающ..е стручки мыши(н, нн)го гороха. 4. Ветер вын.сил из веялк… блестящ..ю на солнце тучу половы. 5. В суровой полотня(н, нн)ой наволочк.. с вышит..ми по углам букетами, полинявш..ми от стирок, лежал десяток дынь. 6. Вверху в густом вечереющ..м воздух.. пролетела чайка.
(По В. Катаеву.)

Определите падеж выделенных слов.

Определите вид и время причастий. Какие из них образованы от переходных глаголов?

 

3. Спишите. Причастия, заключённые в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже.

1. Из красив..х ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались г..рляндами вниз (вьющийся) растения. 2. Перед домом, на мраморных столбах, стояли два (блестящий) шара, в которых (странствующий) труппа отразилась вверх ногами, в смешном (изогнутый) и (растянутый) вид… 3. Б..ззвучно проскользнул Сергей в деревянною к..литку, (ведущий) в парк. 4. Изящные чугунное завитки, (составлявший) рисунок ворот, служили верными точками опоры для цепких маленьких мускулистых ног. 5. Его пальцы, (цеплявшийся) за острый угол, ра..жались, и он стремительно полетел вниз. 6. В двух шагах от мальчика зашумели ветви, (раздвигаемый) руками.

(А. И. Куприн.)

Назовите предложение, которое соответствует схеме:

Является ли общеупотребительным выделенное слово?

 

4. Спишите, выбирая из скобок причастия и ставя их в нужном роде, числе и падеже.

Образец: Пионерам, (возвращающий, возвращающийся) из лагеря, подали шесть автобусов.— Пионерам, возвращающ[им]ся из лагеря, подали шесть автобусов.

1. Детей, (в..рнувший, в..рнувшийся) из лагеря, встречали родители. 2. Вожатому, (открывающий, открывающийся) сбор, пионеры долго аплодировали. 3. Коло(н, нн)а пионеров двигалась мимо (строящий, строящийся) плотины. 4. Отряд расположился в лесу, (находящий, находящийся) в трёх километрах от озера. 5. Всё заблестело под солнцем, (показавший, показавшийся) из- за туч.

Что обозначает омоним выделенного слова?

 

5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Однодворец Овсяников». Что во внешности Овсяникой привлекло писателя? Какое общее впечатление создаёт описание? Спишите, поставьте пропущенные запятые. Выделите окончания причастий. В каких падежах они стоят?

Представьте себе любезные читатели человека полного, высокого, лет семидесяти, с лицом, напоминающ..м несколько лицо Крылова, с ясн..м и умн..м взором под нависш..й бровью, с важн..й осанкой, мерной речью, медлительн..й походкой; вот вам Овсяников. Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застёгнут..й доверху, ш..лковый лиловый платок на ше.., ярко вычищенн.. сапоги. Руки у него пр..красные, мягкие и белые, он часто в течение разговора брался за пуговицы своего сюртука.

При описании чьей внешности употребляется слово выправка — синоним слова осанка?

Подберите к выделенному слову однокоренные слова, запишите их столбиком, корень под корнем. Поставьте ударение, обозначьте части слова.

Похожие записи:

rusuroki.ru

Склонение причастий

Азбука — Глаголица — Рунница

аз буки веди глагол добро есть живете зело земля иже и дервь како люди мыслите наш он покой рцы слово твердо ук
ферт ха омега цы червь ша шта ер еры ерь ять ю я е юс малый юс большой юс малый йотированный юс большой йотированный
кси пси фита ижица

 

окончания прилагательных

окончания причастий

И.п.

хороший мальчик

читающий мальчик

Р.п.

хорошего мальчика

читающего мальчика

Д.п.

хорошему мальчику

читающему мальчику

В.п.

хорошего мальчика

читающего мальчика

Т.п.

хорошим мальчиком

читающим мальчиком

П.п.

(о) хорошем мальчике

(о) читающем мальчике

 

Действительные и страдательные причастия

  • действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:

Солнце, нагревающее землю.

  • страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает не себе действие другого предмета:

Земля, нагреваемая солнцем.

Действительные причастия настоящего времени

 

основа глагола н.вр. несов. вида +

-ущ- (-ющ-) I спр.

-ащ- (-ящ-) II спр.

плакать (I спр.)

->

плачут + -ущ-

->

плачущий

неоп. ф. глаг.

н. вр. несов. вида

любить (I спр.)

->

любят + -ящ-

->

любящий

неоп. ф. глаг.

н. вр. несов. вида

 

Действительные причастия прошедшего времени

 

основа глагола неоп. ф. +

-вш- (от глаголов с основой на гласный)

-ш- (от глаголов с основой на согласный, на -ти и на -чь, чередующийся  с г, к)

выдержать

+  -вш-  ->

выдержавший

увидеть

увидевший

нести

+  -ш-  ->

несший

увлечь

увлекший

 

Страдательные причастия настоящего времени

 

основа глагола н.вр. несов. вида +

-ем- I спр.

-им- II спр.

читать (I спр.)

->

читает + -ем-

->

любящий

неоп. ф. глаг.

любить

->

любит + -им-

->

любимый

неоп. ф. глаг.

 

Исключение: движимый (от старого глагола движити)

Страдательные причастия прошедшего времени

 

основа глагола неопр. ф. +

-анн-, -янн- (от глаголов на -ать-, -ять-)

-енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь)

-т-

указать

+ -анн- ->

указанный

затеять

+ -янн- ->

затеянный

видеть

+ -енн- ->

виденный

изранить

+ -енн- ->

израненный

вывезти

+ -енн- ->

вывезенный

унять

+ -т- ->

унятый

urokirus.com

Склонение причастий

Склонение причастий

Цели урока:

продолжить изучение причастия как особой формы глагола;

познакомить учащихся со склонением причастий;

научить правильно употреблять причастия в своей речи.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

 Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

II. Проверка домашнего задания

1. Синтаксическая пятиминутка Записать предложение, произвести его синтаксический разбор.

Тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся у лесной речки.

2. Повторение изученного

.— Что обозначает причастие?

— На какие вопросы отвечает причастие?

— Признаки каких частей речи есть у причастия?

— Чем причастие похоже на прилагательное?

— Какие признаки глагола есть у причастия?

— Что такое причастный оборот?

Вывод: причастие имеет и признаки прилагательного, и признаки глагола.

III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

– На уроке мы продолжим изучение причастия как особой формы глагола, а также познакомимся со склонением причастий и научимся правильно употреблять их в своей речи.

2.Сопоставление окончаний и лексического значения прилагательных и причастий

Вывод: род, число, падеж причастия, как и прилагательного, зависят от формы определяемого существительного

3. Склонение словосочетания:   летняя пора, выделяя окончание у прилагательного.

4. Склонение причастия бегущая вода.

4. Сравнение склонения прилагательного и причастия.

5. Вывод: полные причастия склоняются так же, как и имена прилагательные. Они имеют те же окончания, что и прилагательные. Род, число, падеж причастия, как и прилагательного, зависят от формы определяемого существительного

III. Обобщение  и систематизация знаний

1. Склонение словосочетаний: летящая птица, построенное здание, уважаемые люди (индивидуально).

Вывод: причастия и прилагательные изменяются одинаково по падежам.

2. Словарный диктант. (Один ученик пишет на доске.)

Цирк, циркуль, цифра, мотоцикл, цистерна; станция авиация, полиция; огурцы, птицы, синицы; цыпленок, цыган.

3.. Вопросы классу: 
– На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.)
– Когда после ц пишется буква ы?

4. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работуоценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и болееоценку «2»).

5. Подбор к словам в диктанте причастий:

Цирккочующий
Цифранаписанная, исправленная
Циркулькупленный сломанный
Мотоциклувиденный, купленный
Цистернараскрытая, наполненная
Станциявосстановленная
Авиацияразвивающаяся
Полицияуважаемая
Огурцысозревшие
Птицылетящие, улетающие
Синицыприлетевшие, кричащие
Цыпленокбегающий, умирающий
Цыганстрадающий, танцующий

6. Выполнение упражнения по учебнику.

Физминутка: ребята, сегодня мы проведем не обычную паузу, а волшебную. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и скажите несколько добрых слов, пожеланий, комплиментов. Молодцы. А теперь продолжим нашу работу.

IV. Тест

А. Какое слово является причастием?

1) детальный
2) тонущий
3) могучий
4) зеленый

Б. Составьте словосочетания, согласуя причастия с нужными существительными:

1) развешанный
2) замешанный

Сочетаются со словом: хлеб, тесто, преступление, белье.

В.  Поставьте нужные окончания:

1) о выпавш… снег…
2) о затаивш..йся мыш…
3) о скачущ.. лошад..
4) с бьющ..мся сердц..м

Г. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

1) собравший урожай
2) убежавшее молоко
3) заглянувший в окно
4) читающий текст

Д. Из данного предложения выпишите причастие .

Колеблющийся полет бабочки на свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

Работа по карточкам

V. Подведение итогов урока. Беседа

 – Что нового узнали на уроке?
– Как склоняются причастия?

Ребята, а на следующем уроке мы с вами познакомимся с возвратными причастиями.

VI. Домашнее задание: выполнение упражнения…

compedu.ru

Склонение причастий нетематических глаголов

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

5

§ 1.

Понятие о старославянском языке

§ 2.

Славяне и славянские языки

5

§ 3.

Происхождение старославянской письменности

16

§ 4.

Славянские азбуки

22

§ 5.

Памятники старославянской письменности

28

§6.

Кириллическая азбука

30

 

ЛЕКЦИЯ 2

33

§ 7.

Строение слога

§ 8.

Система гласных фонем

34

§ 9.

Позиционные варианты гласных фонем

36

§ 10.

Гласные фонемы в начале слова

37

§ 11.

Система согласных фонем старославянского языка

38

§ 12.

Позиционные изменения согласных фонем

39

 

ЛЕКЦИЯ 3

41

§13.

Структура слога

§ 14.

Особенности протославянской фонетической системы,

41

 

унаследованной из индоевропейской

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

45

§ 15.

Дефонологизация количественного признака гласных

§ 16.

Переход *s > *ch

47

§ 17.

Явления centum — satem

48

§ 18.

Вокализация слоговых сонорных

49

§ 19.

Переход *m > *n

50

§ 20.

Преобразование ударения

50

§ 21.

Упрощение в системе смычных согласных

51

 

ЛЕКЦИЯ 5

55

§ 22.

Первая палатализация заднеязычных

§ 23.

Йтовая палатализация согласных и групп согласных

56

§ 24.

Утрата конечных согласных

58

§ 25.

Возникновение протетических *j и*v

58

§ 26.

Разрушение дифтонгов

59

§ 27.

Вторая палатализация заднеязычных согласных

60

§ 28.

Смягчение групп согласных перед гласными переднего

60

 

ряда

61

§ 29.

Разрушение дифтонгических сочетаний с носовыми

 

сонорными

62

§ 30.

Третья палатализация заднеязычных согласных

§ 31.

Разрушение дифтонгических сочетаний с плавными в

63

 

середине и начале слова

65

§ 32.

Изменения сочетаний редуцированных с плавными

 

между согласными

67

§ 33.

Упрощение групп согласных

 

ЛЕКЦИЯ 6

70

§ 34.

Падение редуцированных — последний праславянский

 

фонетический процесс

 

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *