таблица. Таблица склонений имен существительных по падежам
Ох уж это склонение… При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!
Что такое склонение?
Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) — это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.
Падеж | -1 склонение- | -2 склонение- | -3 склонение- |
Им. п. | малина, роза | кот, шкаф | сирень, моль |
Род. п. | малины, розы | кота, шкафа | сирени, моли |
Дат. п. | малине, розе | коту, шкафу | сирени, моли |
Вин. п. | малину, розу | кота, шкаф | сирень, моль |
Твор. п. | малиной, розой | котом, шкафом | сиренью, молью |
Предл. п. | о малине, о розе | о коте, о шкафе | о сирени, о моли |
Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами — не под ударением.
Сколько склонений может быть у существительного?
Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.
Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные — это первое, второе и третье склонение.
Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие: намерение, преступление, согласование и т. д.
Следующая группа — слова, оканчивающиеся на -ия: мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.
Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя, которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.
И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах «выглядят» одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.
Для чего нужно уметь определять склонение?
Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество «особенных» слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово «тропинка»: Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: «зима». Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) — зимЕ. А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ. Вопрос решен!
Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!
Существительные 1 склонения
Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания -а или -я (напомним, что начальная форма для имени существительного — это именительный падеж и единственное число).
Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.
Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.
И.п. | весна, жара, земля | кошка, рама, капля |
Р.п. | весны, жары, земли | кошки, рамы, капли |
Д.п. | весне, жаре, земле | кошке, раме, капле |
В.п. | весну, жару, землю | кошку, раму, каплю |
Т.п. | весной, жарой, землей | кошкой, рамой, каплей |
П.п. | о весне, о жаре, о земле | о кошке, о раме, о капле |
Рекомендуется выучить окончания (флексии) родительного падежа, дательного и предложного, так как именно они чаще всего вызывают затруднения.
Существительные 2 склонения
Это слова мужского рода, имеющие нулевое окончание (оно не выражено буквой в именительном падеже, но «появляется» в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.
И.п. | мешок, конь, лицо | хлеб, тополь, облако |
Р.п. | мешка, коня, лица | хлеба, тополя, облака |
Д.п. | мешку, коню, лицу | хлебу, тополю, облаку |
В.п. | мешок, коня, лицо | хлеб, тополь, облако |
Т.п. | мешком, конем, лицом | хлебом, тополем, облаком |
П.п. | о мешке, о коне, о лице | о хлебе, о тополе, об облаке |
Как видим, в винительном падеже одушевленные и неодушевленные предметы имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать —е.
Существительные 3 склонения
Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.
И.п. | рожь | любовь |
Р.п. | ржи | любви |
Д.п. | ржи | любви |
В.п. | рожь | любовь |
Т.п. | рожью | любовью |
П.п. | о ржи | о любви |
Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание —и.
Существительные на -ие, -ия
Слово «стремление» — среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово «мантия» — женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.
Падеж | 2 скл. | -ие | 1 скл. | -ия |
И.п. | поле | положение | цапля | функция |
Р.п. | поля | положения | цапли | функции |
Д.п. | полю | положению | цапле | функции |
В.п. | поле | положение | цаплю | функцию |
Т.п. | полем | положением | цаплей | функцией |
П.п. | о поле | о положении | о цапле | о функции |
Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения — в дательном и предложном.
Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья, во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.
Таблица окончаний склонений имен существительных
Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.
Падеж | -1 скл- | -2 скл- | -3 скл- | -ие | -ия |
И.п. | -а/-я лапа, пуля | __ -о, -е дом, блюдо | ___ тень | -ие величие | -ия талия |
Р.п. | -ы/-и лапы, пули | -а/-я дома, блюда | -и тени | -ия величия | -ии талии |
Д.п. | -е лапе, пуле | -у/-ю дому, блюду | -и тени | -ию величию | —ии талии |
В.п. | -у/-ю лапу, пулю | __ -о/-е дом, блюдо | ___ тень | -ие величие | -ию талию |
Т.п. | -ой/-ей лапой, пулей | -ом/-ем домом, блюдом | -у/-ю тенью | -ием величием | —ией талией |
П.п. | -е о лапе, о пуле | -е о доме, о блюде | -и о тени | -ии о величии | -ии о талии |
Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.
Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. Морфемный состав таких слов — тема другой статьи.
Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они «ведут себя» по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова «путь» и «дитя». Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) — тех слов, которые считаются разносклоняемыми.
И.п. | стремя | путь | дитя |
Р.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
Д.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
В.п. | стремя | путь | дитя |
Т.п. | стрем-ен-ем | пут-ем | дит-ят-ею |
П.п. | о стрем-ен-и | о пут-и | о дит-ят-и |
Как видим, слово «дитя» склоняется совершенно особым образом. Слово «путь» в родительном, дательном и предложном падежах «ведет себя», как слово 3 склонения, а в творительном — как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя, в косвенных падежах приобретают суффикс -ен-.
Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.
Несклоняемые слова
В основном это заимствованные слова — пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.
- Налей мне кофе — восхищаюсь утренним кофе — говорим о кофе.
- Это мой какаду — у меня нет какаду — дай корм какаду — помнишь о какаду.
- Роман Дюма — посвящено Дюма — пишет о Дюма.
Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка «Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе». Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.
Подведем итоги
Определение склонения имен существительных (таблица выше) — совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.
Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и —ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.
Все слова одного склонения в косвенных падежах имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!
Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их падежные окончания нужно запомнить.
Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.
Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, — признак низкой грамотности и общей культуры.
Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.
Будьте грамотными!
fb.ru
Окончания и склонение по падежам имен существительных (1, 2, 3 склонение): правила с таблицами
Таблица окончаний склонений в единственном числе
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие 2 | на -ия 1, 2 |
Им. п. | -а/-я ваза, няня | □ | -о, -е кран, поле | □ речь | -ие изобилие | -ия мантия |
Род. п. | -ы/-и вазы, няни | -а/-я крана, поля | —и речи | -ия изобилия | -ии мантии |
Дат. п. | вазе, няне | -у / -ю крану, полю | -и речи | -ию изобилию | —ии мантии |
Вин. п. | -у/-ю вазу, няню | □ | -о / -е кран, поле | □ речь | -ие изобилие | -ию мантию |
Тв. п. | -ой/-ей вазой, няней | -ом / -ем краном, полем | -у/-ю речью | -ием изобилием | —ией мантией |
Предл. п. | -е о вазе, о няне | -е о кране, о поле | -и о речи | -ии об изобилии | -ии о мантии |
1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание -е в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:
Дат. п. — Марье, но: Марии;
Предл. п. — о Марье, но: о Марии
Это относится и к парам типа «учение» — «ученье
Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.
1.2. Существительные на —ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е.
Например:
кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии
Под ударением в окончании пишется «—и».
Пример:
толчия — о толчии
1.3. Существительные на безударные —ья
и —ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,А на ударные —ья и —ьё — окончание —ей. Например: ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).
1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :
- Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа:
- Слова женского рода на —ия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.
1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксом —ищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончание —е, у существительных женского рода — окончание —а. Например:
а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище;
б) струя — струища, жара — жарища.
В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание —и, а у среднего —а.
1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание —а — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка;
б) окончание —о — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.
1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса —л— в именительном падеже единственного числа ставится окончание —а, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончание —о, например: покрывал
1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.
Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.
Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.
Таблица окончаний склонений во множественном числе
Краткий вариант:
Именительный | -ы -и | -а́ -я́ |
Родительный | □ | -öв | -ей | й |
Дательный | -ам -ям |
Винительный | -ы -и | -а́ -я́ □ | -öв | -ей |
Творительный | -ами -ями | -ми́ |
Предложный | -ах -ях |
Подробный вариант с примерами для множественного числа:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие | на -ия |
Им. п. | -ы | -и вазы, няни | -ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля | -и речи | -я изобилия | -и мантии |
Род. п. | □ ваз, нянь | -ов, -ей, □ кранов, полей, солнц | -ей речей | -й изобилий | -й мантий |
Дат. п. | -ам | -ям вазам, няням | -ам, -ям кранам, полям | -ам, -ям речам, дням | -ям изобилиям | -ям мантиям |
Вин. п. | -ы/□ | и/□ вазы / мам | нянь / руки | -ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля | -и речи | -я изобилия | -ии мантии |
Тв. п. | -ами | -ями вазами, нянями | -ами, -ями кранами, полями | -ами/-ями речами, днями | -ями изобилиями | -ями мантиями |
Предл. п. | -ах | -ях о вазах, о нянях | -ах, -ях о кранах, о полях | -ах, ях о речах, о днях | -и об изобилии | -ях о мантиях |
2.1. У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) — корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) — ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) — меха (материал из шкуры)
2.2. У существительных женского рода с окончанием на -а, в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).
2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных на —ня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , черешня — черешен, коптильня — коптилен, наковальня — наковален.
Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
2.4. У некоторых слов добавляется суффикс «ес» перед окончанием. Например, у слов «чудо» — «чудеса», «небо» — «небеса».
Разносклоняемые существительные
К разносклоняемым существительным относятся слова «путь», «дитя» и 10 слов на -мя: «темя», «племя», «знамя», «семя», «вымя», «время», «бремя», «стремя», «имя», «пламя». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на -и.
Падеж | ед.ч. | мн.ч. |
Им. | путь, пламя, семя, стремя, дитя | пути, пламёна, семена, стремена, дети |
Род. | пути, пламени, семени, стремени, дитяти | путей, пламён, семян, стремян, детей |
Дат. | пути, пламени, семени, стремени, дитяти | путям, пламёнам, семенам, стременам, детям |
Вин. | путь, пламя, семя, стремя, дитя | пути, пламёна, семена, стремена, детей |
Тв. | путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею | путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми |
Предл. | (о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти | путях, пламёнах, семенах, стременах, детях |
Комментарии
- У слов на -мя во множественном числе прибавляется суффикс —ен (-ён).
- Слова на -мя (кроме «семя» и «стремя») имеют склоняются одинаково. К словам «семя» и «стремя» в родительном падеже множественного числа добавляется суффикс -ян, вместо -ен.
- Изменение разносклоняемых «путь» и«дитя» нужно запомнить.
3.1. Существительные образованные от прилагательных и причастий (посыльный, учащийся, котельная) склоняются как качественные прилагательные.
gramatik.ru
Склонение имён существительных на -ий, -ие, -ия.
Технологическая карта урока русского языка в 5 А классе учитель Федосова О.А.
Тема Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.
Цель урока: познакомить с правописанием окончаний имен существительных особого типа склонения на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах, учить правильно писать данные существительные в косвенных падежах.
Задачи: 1) закрепить навык правописания гласных е-и в безударных падежных окончаниях существительных;
2) познакомить с правилом склонения существительных с основой на -ий;
3) научить применять правило написания падежных окончаний существительных с основой на -ий.
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (2 мин.)Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
Включение в деловой ритм.
– Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Откройте тетради, запишите дату (слайд 1)
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрее,
Улыбнись нам поскорее.
Давайте улыбнёмся друг другу и
пожелаем удачи сегодня на уроке.
(Слайд 2)
Всем удачи!
– Почему так важно настроение на уроке?
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.)
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Читает текст на слайде 3 14 марта – День книги. В этот день в 1564 году вышла в свет первая на Руси печатная книга
Ивана Фёдорова.
Значение книги в истории культуры любого народа невозможно переоценить.
Книга – это фундамент, на котором строится культура.
-Найдите и выпишите существительные с орфограммой, изученной на прошлом уроке.
-А какая это орфограмма?
Выписывают словосочетания
Самопроверка (слайд 4)
День книги — 1 скл., Р. П.
Значение книги – 1 скл., Р.п.
Значение в истории – 1 скл. (?), П.П.
Организует повторение знаний, закрепление умений
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова
(Слайд 5)
– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:
1) о народ _, к корон _, без туч _
2) о клумб _, о ворон _, о ел_
3) в клетк _, о помощ_, в учебник_
4) к улиц _, к туч _, к акаци _
1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание —и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании —е.
2 группа: все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании —е, а «ель» – 3 склонения, окончание —и. Значит, лишнее слово «о ели»
3 группа: все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание —е.
4 группа: все существительные 1 склонения, Д.п., окончание -е.
В слове «к акаци _» —е? или —и?
– Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
Метапредметные результаты
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
III. Проблемное объяснение нового знания (13 мин.)
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности
Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию.
Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его
Ставят цель, формулируют проблему и тему урока
Постановка проблемы (2 мин.)
– Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?
– Что вызвало затруднение?
– Какую букву вы напишете в окончании существительного_ «к акации _» ?
(Слайд 6) Цель, тема урока (1 мин.)
– Какова цель нашего урока? (Узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).
– Значит, тема урока… Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных
(7 слайд) Правило неправильного ослика
Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.
– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании).
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий
Изучают информацию в учебнике, с.69
Составляют алгоритм действия (
Открытие нового (10 мин)
Формулирование проблемного вопроса по новой теме
Склонение существительных м.р санаторий, ср. р. растение, ж. р. лилия.
Проверяем себя по таблице на слайде 8.
4. Изучение материала в учебнике на с. 69.(Слайд 9)
5.Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают на закладке-справочнике)
6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на -ия, -ие, -ий)
– Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретические сведения с материалом в учебнике
– Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».
– Почему так важно правильно знать данный материал?
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Организует физ культминутку
Выполняют физкульитминутку
Физкультминутка (слайд 10)
IV. Закрепление изученного 15 мин
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Работают с учебником.
Распределяют существительные по типам склонения в таблицу. (Таблица напечатана на карточках)
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально)
Первичное закрепление
Распределительный диктант
Санаторий, планетарий, батарея, галерея, шея, урожай, музей. лицей, армия, собрание, изложение, сложение, сочинение, решение,
лекция, география, археология, геометрия, растение, гербарий, гравий.
(Слайд 11) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании —и.
– Сформулируйте вывод о правописании окончаний существительных .
Самопроверка. Посмотрите на экран, проверьте себя, поставьте оценку.
(Слайд 12) Работают в паре, выполняя упр. 541
–Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.
Смотрим на экран. Проверяем друг у друга. Ставим оценку.
– В чем разница правописания существительных?
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Оценка (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение
Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами
Включение нового в систему знаний и повторение
(Слайд 13) Работа в группах.
Игра Грамматическое лото
Из данных слов составьте словосочетания, поставив существительные на розовых карточках в нужном падеже. Консультант записывает получившиеся словосочетания, обозначает орфограмму.
Самостоятельная работа с целью контроля знаний
(Слайд 14)
V. Итог урока (рефлексия деятельности) 4 мин
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся
VI. Домашнее задание (1-2 мин)
Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
(Слайд 15) Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель ставили?
– Удалось достичь поставленной цели?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
— Возьмите карточку №6, допишите, пожалуйста, предложение «Сегодня на уроке я понял, что…»
– Какую схему можно составить из карточек с ключевыми понятиями на доске?
И
-ий, -ие -ия
П. п. Р.п.
Д.п.
П.п.
-Поднимите руку, кому сегодня было трудно на уроке выполнять упражнения по новой теме.
-Для вас я приготовила карточки по этой теме. Можете взять их домой и поработать ещё дополнительно.
(Слайд 16) Задание на дом.
Домашнее задание 1. П.97, стр.69, орф.№17, таблица на закладке ; 2. Упр. 539, 542. ИЛИ
2. Написать на листочке небольшое сочинение ( 7-10 предложений) на тему «Моя любимая книга» или «Эту книгу я советую прочитать моим одноклассникам», используя не менее 5 слов с орф.№17 ( существительные на -ий, -ие, -ия) Слова с орф. выписать, обозначить орфограмму.
(Слайд 17) Спасибо за работу.
infourok.ru
таблица. Таблица склонений имен существительных по падежам
Образование 7 февраля 2016Ох уж это склонение… При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!
Что такое склонение?
Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) — это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.
Падеж | -1 склонение- | -2 склонение- | -3 склонение- |
Им. п. | малина, роза | кот, шкаф | сирень, моль |
Род. п. | малины, розы | кота, шкафа | сирени, моли |
Дат. п. | малине, розе | коту, шкафу | сирени, моли |
Вин. п. | малину, розу | кота, шкаф | сирень, моль |
Твор. п. | малиной, розой | котом, шкафом | сиренью, молью |
Предл. п. | о малине, о розе | о коте, о шкафе | о сирени, о моли |
Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами — не под ударением.
Сколько склонений может быть у существительного?
Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.
Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные — это первое, второе и третье склонение.
Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие: намерение, преступление, согласование и т. д.
Следующая группа — слова, оканчивающиеся на -ия: мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.
Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя, которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.
И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах «выглядят» одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.
Видео по теме
Для чего нужно уметь определять склонение?
Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество «особенных» слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово «тропинка»: Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: «зима». Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) — зимЕ. А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ. Вопрос решен!
Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!
Существительные 1 склонения
Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания -а или -я (напомним, что начальная форма для имени существительного — это именительный падеж и единственное число).
Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.
Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.
И.п. | весна, жара, земля | кошка, рама, капля |
Р.п. | весны, жары, земли | кошки, рамы, капли |
Д.п. | весне, жаре, земле | кошке, раме, капле |
В.п. | весну, жару, землю | кошку, раму, каплю |
Т.п. | весной, жарой, землей | кошкой, рамой, каплей |
П.п. | о весне, о жаре, о земле | о кошке, о раме, о капле |
Рекомендуется выучить окончания (флексии) родительного падежа, дательного и предложного, так как именно они чаще всего вызывают затруднения.
Существительные 2 склонения
Это слова мужского рода, имеющие нулевое окончание (оно не выражено буквой в именительном падеже, но «появляется» в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.
И.п. | мешок, конь, лицо | хлеб, тополь, облако |
Р.п. | мешка, коня, лица | хлеба, тополя, облака |
Д.п. | мешку, коню, лицу | хлебу, тополю, облаку |
В.п. | мешок, коня, лицо | хлеб, тополь, облако |
Т.п. | мешком, конем, лицом | хлебом, тополем, облаком |
П.п. | о мешке, о коне, о лице | о хлебе, о тополе, об облаке |
Как видим, в винительном падеже одушевленные и неодушевленные предметы имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать —е.
Существительные 3 склонения
Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.
И.п. | рожь | любовь |
Р.п. | ржи | любви |
Д.п. | ржи | любви |
В.п. | рожь | любовь |
Т.п. | рожью | любовью |
П.п. | о ржи | о любви |
Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание —и.
Существительные на -ие, -ия
Слово «стремление» — среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово «мантия» — женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.
Падеж | 2 скл. | -ие | 1 скл. | -ия |
И.п. | поле | положение | цапля | функция |
Р.п. | поля | положения | цапли | функции |
Д.п. | полю | положению | цапле | функции |
В.п. | поле | положение | цаплю | функцию |
Т.п. | полем | положением | цаплей | функцией |
П.п. | о поле | о положении | о цапле | о функции |
Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения — в дательном и предложном.
Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья, во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.
Таблица окончаний склонений имен существительных
Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.
Падеж | -1 скл- | -2 скл- | -3 скл- | -ие | -ия |
И.п. | -а/-я лапа, пуля | __ -о, -е дом, блюдо | ___ тень | -ие величие | -ия талия |
Р.п. | -ы/-и лапы, пули | -а/-я дома, блюда | -и тени | -ия величия | -ии талии |
Д.п. | -е лапе, пуле | -у/-ю дому, блюду | -и тени | -ию величию | —ии талии |
В.п. | -у/-ю лапу, пулю | __ -о/-е дом, блюдо | ___ тень | -ие величие | -ию талию |
Т.п. | -ой/-ей лапой, пулей | -ом/-ем домом, блюдом | -у/-ю тенью | -ием величием | —ией талией |
П.п. | -е о лапе, о пуле | -е о доме, о блюде | -и о тени | -ии о величии | -ии о талии |
Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.
Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. Морфемный состав таких слов — тема другой статьи.
Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они «ведут себя» по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова «путь» и «дитя». Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) — тех слов, которые считаются разносклоняемыми.
И.п. | стремя | путь | дитя |
Р.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
Д.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
В.п. | стремя | путь | дитя |
Т.п. | стрем-ен-ем | пут-ем | дит-ят-ею |
П.п. | о стрем-ен-и | о пут-и | о дит-ят-и |
Как видим, слово «дитя» склоняется совершенно особым образом. Слово «путь» в родительном, дательном и предложном падежах «ведет себя», как слово 3 склонения, а в творительном — как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя, в косвенных падежах приобретают суффикс -ен-.
Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.
Несклоняемые слова
В основном это заимствованные слова — пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.
- Налей мне кофе — восхищаюсь утренним кофе — говорим о кофе.
- Это мой какаду — у меня нет какаду — дай корм какаду — помнишь о какаду.
- Роман Дюма — посвящено Дюма — пишет о Дюма.
Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка «Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе». Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.
Подведем итоги
Определение склонения имен существительных (таблица выше) — совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.
Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и —ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.
Все слова одного склонения в косвенных падежах имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!
Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их падежные окончания нужно запомнить.
Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.
Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, — признак низкой грамотности и общей культуры.
Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.
Будьте грамотными!
Источник: fb.rumonateka.com
— Учитель читает стихотворение Р.Фархади. На всех языках есть такие слова: Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова – путеводные наши огни. Живые. Земные. И суть их проста: Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда. Останутся с нами другие слова, В них гордая сила людского родства: Мир. Дружба. И радость высокой волной. Мы – люди. Мы – дети планеты одной! — Скажите, это текст? Докажите. — Назовите тему этого стихотворения. — А какая мысль в данном произведении? — Назовите имена существительные из данного стихотворения. — Какие существительные вы читали с удовольствием? — Почему? — Какими красками вы бы их раскрасили? — А какие слова вызывают ваше неприятие, страх? — Почему? — Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении? — Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим с вами склонения существительных. Сколько склонений вы знаете? — Что нужно сделать, чтобы определить склонение у существительного? — Распределите существительные из данного стихотворения по колонкам таблицы: Три ученика к доске.
— Один ученик выполняет индивидуальное задание. Карточка 1. Исправь ошибки. Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.). — Вот, молодцы! — А теперь давайте вспомним падежные окончания имен существительных. Запишите словосочетания, определите склонение, падеж, выделите окончание. Скрываться в зелен.., гулять по площад.., расскажу о подземель.., лежать на постельк.., был на фестивал.., помогу мам.., участвовал в конкурс.., поездка по Африк.., росли вдоль тропинк.., держу в ладон.., занимается на кружк.. . | Да. Так как предложения связаны по смыслу, тематически и грамматически. — Слова. — Слова бывают разные: хорошие и плохие. А мы люди, а значит должны жить в мире, дружбе и использовать только добрые слова. — Мать. Родина. Счастье. Река и тд. Мать. Родина. Счастье. Хлеб и т.д. — Они вызывают теплые чувства, с ними связана наша жизнь, наши мечты. — Яркими, разноцветными. — Война. Жестокость. Вражда. — Они напоминают о горе, страданиях, таких слов не должно быть. — Черный цвет, потому что он символизирует страх, жестокость. — Три. — Нужно поставить слово в именительный падеж, единственное число.
Карточка 1. Расти на поляне (П.п.), идти к дому (Д.п.), войти в автобус (В.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (Т.п.), облачное небо (И.п.). Скрываться в зелени (3 скл, П.п.), гулять по площади (3 скл, Д.п)., расскажу о подземелье (2 скл, П.п.), лежать на постельке (1 скл, П.п.), был на фестивале (2 скл, П.п.), помогу маме (1 скл., Д.п), участвовал в конкурсе (2 скл., П.п.), поездка по Африке (1 скл. Д.п.), росли вдоль тропинки (1 скл, Р.п), держу в ладони (3 скл., П.п), занимается на кружке (2 скл, П.п) . |
videouroki.net