Таблица склонение имен существительных на ия ий ие – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Особенности склонения существительных на -ие,-ия,-ий. | скачать бесплатно

Содержание

таблица. Таблица склонений имен существительных по падежам

Ох уж это склонение… При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) — это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Падеж-1 склонение--2 склонение--3 склонение-
Им. п.малина, розакот, шкафсирень, моль
Род. п.малины, розыкота, шкафасирени, моли
Дат. п.малине, розекоту, шкафусирени, моли
Вин. п.малину, розукота, шкафсирень, моль
Твор. п.малиной, розойкотом, шкафомсиренью, молью
Предл. п.о малине, о розео коте, о шкафео сирени, о моли

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами — не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные — это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие: намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа — слова, оканчивающиеся на -ия: мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя, которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах «выглядят» одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество «особенных» слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово «тропинка»: Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: «зима». Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) — зимЕ. А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ. Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного — это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

И.п.весна, жара, землякошка, рама, капля
Р.п.весны, жары, земликошки, рамы, капли
Д.п.весне, жаре, землекошке, раме, капле
В.п.весну, жару, землюкошку, раму, каплю
Т.п.весной, жарой, землейкошкой, рамой, каплей
П.п.о весне, о жаре, о землео кошке, о раме, о капле

Рекомендуется выучить окончания (флексии) родительного падежа, дательного и предложного, так как именно они чаще всего вызывают затруднения.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие нулевое окончание (оно не выражено буквой в именительном падеже, но «появляется» в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

И.п.мешок, конь, лицохлеб, тополь, облако
Р.п.мешка, коня, лицахлеба, тополя, облака
Д.п.мешку, коню, лицухлебу, тополю, облаку
В.п.мешок, коня, лицохлеб, тополь, облако
Т.п.мешком, конем, лицомхлебом, тополем, облаком
П.п.о мешке, о коне, о лицео хлебе, о тополе, об облаке

Как видим, в винительном падеже одушевленные и неодушевленные предметы имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать —е.

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

И.п.рожьлюбовь
Р.п.ржилюбви
Д.п.ржилюбви
В.п.рожьлюбовь
Т.п.рожьюлюбовью
П.п.о ржио любви

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание —и.

Существительные на -ие, -ия

Слово «стремление» — среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово «мантия» — женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Падеж2 скл.-ие1 скл.-ия
И.п.полеположениецапляфункция
Р.п.поляположенияцаплифункции
Д.п.полюположениюцаплефункции
В.п.полеположениецаплюфункцию
Т.п.полемположениемцаплейфункцией
П.п.о полео положениио цаплео функции

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения — в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья, во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж-1 скл--2 скл--3 скл--ие-ия
И.п.

-а/-я

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

___

тень

-ие

величие

-ия

талия

Р.п.

-ы/-и

лапы, пули

-а/-я

дома, блюда

тени

-ия

величия

-ии

талии

Д.п.

лапе, пуле

-у/-ю

дому, блюду

тени

-ию

величию

ии

талии

В.п.

-у/-ю

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

___

тень

-ие

величие

-ию

талию

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

-у/-ю

тенью

-ием

величием

ией

талией

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о тени

-ии

о величии

-ии

о талии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. Морфемный состав таких слов — тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они «ведут себя» по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова «путь» и «дитя». Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) — тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п.стремяпутьдитя
Р.п.стрем-ен-ипут-идит-ят-и
Д.п.стрем-ен-ипут-идит-ят-и
В.п.стремяпутьдитя
Т.п.стрем-ен-емпут-емдит-ят-ею
П.п.о стрем-ен-ио пут-ио дит-ят-и

Как видим, слово «дитя» склоняется совершенно особым образом. Слово «путь» в родительном, дательном и предложном падежах «ведет себя», как слово 3 склонения, а в творительном — как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя, в косвенных падежах приобретают суффикс -ен-.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова — пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе — восхищаюсь утренним кофе — говорим о кофе.
  • Это мой какаду — у меня нет какаду — дай корм какаду — помнишь о какаду.
  • Роман Дюма — посвящено Дюма — пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка «Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе». Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) — совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и —ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в косвенных падежах имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их падежные окончания нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, — признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

fb.ru

Окончания и склонение по падежам имен существительных (1, 2, 3 склонение): правила с таблицами

Таблица окончаний склонений в единственном числе

Падеж1 склонение2 склонение3 склонениена -ие 2на -ия 1, 2
Им. п.

-а/-я

ваза, няня

□ | -о, -е

кран, поле

речь

-ие

изобилие

-ия

мантия

Род. п.

-ы/-и

вазы, няни

-а/-я

крана, поля

и

речи

-ия

изобилия

-ии

мантии

Дат. п.

вазе, няне

-у / -ю

крану, полю

речи

-ию

изобилию

ии

мантии

Вин. п.

-у/-ю

вазу, няню

□ | -о / -е

кран, поле

речь

-ие

изобилие

-ию

мантию

Тв. п.

-ой/-ей

вазой, няней

-ом / -ем

краном, полем

-у/-ю

речью

-ием

изобилием

ией

мантией

Предл. п.

о вазе, о няне

о кране, о поле

о речи

-ии

об изобилии

-ии

о мантии

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание  в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. — Марье, но: Марии

Предл. п. — о Марье, но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение» — «ученье

», «сомнение»— «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие, второй — как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.

 

1.2. Существительные на ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е

Например:

кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии

Под ударением в окончании пишется «и».

Пример:

толчия — о толчии

 

1.3. Существительные на безударные ья

и ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,

А на ударные —ья и ьё — окончание ей. Например:  ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).

 

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не -е :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа:
    о литии
    , о положении.
  2. Слова женского рода наия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.

 

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксом ищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончание е, у существительных женского рода — окончание а. Например:
а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище;
б) струя — струища, жара — жарища.

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание и, а у среднего а.

 

1.6. У существительных с суффиксами

 -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание а — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка
б) окончание о — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.

 

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса л в именительном падеже единственного числа ставится окончание а, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончание о, например: покрывал

о, забрало.

 

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.

Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

 

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Именительный-ы -и | -а́ -я́
Родительный□ | -öв | -ей | й
Дательный-ам -ям
Винительный-ы -и | -а́ -я́ □ | -öв | -ей
Творительный-ами -ями | -ми́
Предложный-ах -ях

 

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж1 склонение2 склонение3 склонениена -иена -ия
Им. п.

-ы | -и

вазы, няни

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

речи

изобилия

мантии

Род. п.

ваз, нянь

-ов, -ей, □

кранов, полей, солнц

-ей

речей

изобилий

мантий

Дат. п.

-ам | -ям

вазам, няням

-ам, -ям

кранам, полям

-ам, -ям

речам, дням

-ям

изобилиям

-ям

мантиям

Вин. п.

-ы/□ | и/□

вазы / мам | нянь / руки

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

речи

изобилия

-ии

мантии

Тв. п.

-ами | -ями

вазами, нянями

-ами, -ями

кранами, полями

-ами/-ями

речами, днями

-ями

изобилиями

-ями

мантиями

Предл. п.

-ах | -ях

о вазах, о нянях

-ах, -ях

о кранах, о полях

-ах, ях

о речах, о днях

об изобилии

-ях

о мантиях

 

2.1. У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) — корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) — ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) — меха (материал из шкуры)

 

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

 

2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных на ня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , черешня — черешен, коптильня — коптилен, наковальня — наковален.
Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

 

2.4. У некоторых слов добавляется суффикс «ес» перед окончанием. Например, у слов «чудо» — «чудеса», «небо» — «небеса».

 

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь», «дитя» и 10 слов на -мя: «темя», «племя», «знамя», «семя», «вымя», «время», «бремя», «стремя», «имя», «пламя». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж

ед.ч.

мн.ч.

Им.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, дети

Род.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путей, пламён, семян, стремян, детей

Дат.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путям, пламёнам, семенам, стременам, детям

Вин.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, детей

Тв.

путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею

путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми

Предл.

(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путях, пламёнах, семенах, стременах, детях

Комментарии

  • У слов на -мя во множественном числе прибавляется суффикс —ен (-ён).
  • Слова на -мя (кроме «семя» и «стремя») имеют склоняются одинаково. К словам «семя» и «стремя» в родительном падеже множественного числа добавляется суффикс -ян, вместо -ен.
  • Изменение разносклоняемых «путь» и«дитя» нужно запомнить.

 

3.1. Существительные образованные от прилагательных и причастий (посыльный, учащийся, котельная) склоняются как качественные прилагательные.

gramatik.ru

Склонение имён существительных на -ий, -ие, -ия.

Технологическая карта урока русского языка в 5 А классе учитель Федосова О.А.

Тема Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.

Цель урока: познакомить с правописанием окончаний имен существительных особого типа склонения на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах, учить правильно писать данные существительные в косвенных падежах.

Задачи: 1) закрепить навык правописания гласных е-и в безударных падежных окончаниях существительных;

2) познакомить с правилом склонения существительных с основой на -ий;

3) научить применять правило написания падежных окончаний существительных с основой на -ий.

Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (2 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. 
Включение в деловой ритм.

– Добрый день, ребята!  Я рада вас видеть. Откройте тетради, запишите дату (слайд 1)

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрее,

Улыбнись нам поскорее.

Давайте улыбнёмся друг другу и

пожелаем удачи сегодня на уроке.


(Слайд 2)
Всем удачи!

– Почему так важно настроение на уроке?
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Читает текст на слайде 3 14 марта – День книги. В этот день в 1564 году вышла в свет первая на Руси печатная книга

Ивана Фёдорова.

Значение книги в истории культуры любого народа невозможно переоценить.

Книга – это фундамент, на котором строится культура.

-Найдите и выпишите существительные с орфограммой, изученной на прошлом уроке.

-А какая это орфограмма?

Выписывают словосочетания

Самопроверка (слайд 4)

День книги — 1 скл., Р. П.

Значение книги – 1 скл., Р.п.

Значение в истории – 1 скл. (?), П.П.

Организует повторение знаний, закрепление умений

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова

(Слайд 5)

– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:

1) о народ _, к корон _, без туч _
2) о клумб _, о ворон _,  о ел_
3) в клетк _, о помощ_, в учебник_
4)  к улиц _,  к туч _, к акаци _

1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание —и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании —е.

2 группа: все существительные П.п., но  первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании —е, а «ель» – 3 склонения, окончание —и. Значит, лишнее слово «о ели»

3 группа:  все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание —е. 

4 группа: все существительные 1 склонения, Д.п., окончание -е. 
В слове «к акаци _» —е? или —и?

– Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Метапредметные результаты
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

III. Проблемное объяснение нового знания (13 мин.)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию. 
Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Ставят цель, формулируют проблему и тему урока

Постановка проблемы (2 мин.)

– Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним? 
– Что вызвало затруднение?
– Какую букву вы напишете в окончании существительного_ «к акации _» ?
(Слайд 6) Цель, тема урока (1 мин.)
     – Какова цель нашего урока? (Узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа). 
– Значит, тема урока… Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных

(7 слайд) Правило неправильного ослика

Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.

– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании).

Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий

 

 

Изучают информацию в учебнике, с.69

Составляют алгоритм действия (

Открытие нового (10 мин)

  1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме

  2. Склонение существительных м.р санаторий, ср. р. растение, ж. р. лилия.

  3. Проверяем себя по таблице на слайде 8.

4. Изучение материала в учебнике на с. 69.(Слайд 9) 

5.Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают на закладке-справочнике)

 6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на -ия, -ие, -ий)

 

– Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретические сведения с материалом в учебнике
– Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика». 
– Почему так важно правильно знать данный материал?

Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)

Организует физ культминутку

Выполняют физкульитминутку

Физкультминутка (слайд 10)

 

 

IV. Закрепление изученного 15 мин

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.

 

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Работают с учебником. 

Распределяют существительные по типам склонения в таблицу. (Таблица напечатана на карточках)
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). 
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально)

Первичное закрепление

Распределительный диктант

Санаторий, планетарий, батарея, галерея, шея, урожай, музей. лицей, армия, собрание, изложение, сложение, сочинение, решение,

лекция, география, археология, геометрия, растение, гербарий, гравий.

(Слайд 11) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании —и.
– Сформулируйте вывод о правописании окончаний существительных .

Самопроверка. Посмотрите на экран, проверьте себя, поставьте оценку.


(Слайд 12) Работают в паре, выполняя упр. 541
–Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

Смотрим на экран. Проверяем друг у друга. Ставим оценку.

– В чем разница правописания существительных?
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) 
Оценка (Р)
Управление поведением партнера (К) 
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П) 
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)

Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение
Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами

Включение нового  в систему знаний и повторение

(Слайд 13) Работа в группах.

Игра Грамматическое лото

Из данных слов составьте словосочетания, поставив существительные на розовых карточках в нужном падеже. Консультант записывает получившиеся словосочетания, обозначает орфограмму. 

Самостоятельная работа с целью контроля знаний

(Слайд 14) 

V. Итог урока (рефлексия деятельности) 4 мин

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся

VI. Домашнее задание (1-2 мин)

Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 
Отвечают на вопросы:

(Слайд 15) Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель ставили?
– Удалось достичь поставленной цели?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?

— Возьмите карточку №6, допишите, пожалуйста, предложение «Сегодня на уроке я понял, что…»


– Какую схему можно составить из карточек с ключевыми понятиями на доске?

И

-ий, -ие -ия

П. п. Р.п.

Д.п.

П.п.
-Поднимите руку, кому сегодня было трудно на уроке выполнять упражнения по новой теме.

-Для вас я приготовила карточки по этой теме. Можете взять их домой и поработать ещё дополнительно.

(Слайд 16) Задание на дом.

Домашнее задание 1. П.97, стр.69, орф.№17, таблица на закладке ; 2. Упр. 539, 542. ИЛИ

2. Написать на листочке небольшое сочинение ( 7-10 предложений) на тему «Моя любимая книга» или «Эту книгу я советую прочитать моим одноклассникам», используя не менее 5 слов с орф.№17 ( существительные на -ий, -ие, -ия) Слова с орф. выписать, обозначить орфограмму.


(Слайд 17) Спасибо за работу.

infourok.ru

таблица. Таблица склонений имен существительных по падежам

Образование 7 февраля 2016

Ох уж это склонение… При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) — это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Падеж-1 склонение--2 склонение--3 склонение-
Им. п.малина, розакот, шкафсирень, моль
Род. п.малины, розыкота, шкафасирени, моли
Дат. п.малине, розекоту, шкафусирени, моли
Вин. п.малину, розукота, шкафсирень, моль
Твор. п.малиной, розойкотом, шкафомсиренью, молью
Предл. п.о малине, о розео коте, о шкафео сирени, о моли

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами — не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные — это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие: намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа — слова, оканчивающиеся на -ия: мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя, которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах «выглядят» одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Видео по теме

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество «особенных» слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово «тропинка»: Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: «зима». Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) — зимЕ. А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ. Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного — это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

И.п.весна, жара, землякошка, рама, капля
Р.п.весны, жары, земликошки, рамы, капли
Д.п.весне, жаре, землекошке, раме, капле
В.п.весну, жару, землюкошку, раму, каплю
Т.п.весной, жарой, землейкошкой, рамой, каплей
П.п.о весне, о жаре, о землео кошке, о раме, о капле

Рекомендуется выучить окончания (флексии) родительного падежа, дательного и предложного, так как именно они чаще всего вызывают затруднения.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие нулевое окончание (оно не выражено буквой в именительном падеже, но «появляется» в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

И.п.мешок, конь, лицохлеб, тополь, облако
Р.п.мешка, коня, лицахлеба, тополя, облака
Д.п.мешку, коню, лицухлебу, тополю, облаку
В.п.мешок, коня, лицохлеб, тополь, облако
Т.п.мешком, конем, лицомхлебом, тополем, облаком
П.п.о мешке, о коне, о лицео хлебе, о тополе, об облаке

Как видим, в винительном падеже одушевленные и неодушевленные предметы имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать —е.

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

И.п.рожьлюбовь
Р.п.ржилюбви
Д.п.ржилюбви
В.п.рожьлюбовь
Т.п.рожьюлюбовью
П.п.о ржио любви

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание —и.

Существительные на -ие, -ия

Слово «стремление» — среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово «мантия» — женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Падеж2 скл.-ие1 скл.-ия
И.п.полеположениецапляфункция
Р.п.поляположенияцаплифункции
Д.п.полюположениюцаплефункции
В.п.полеположениецаплюфункцию
Т.п.полемположениемцаплейфункцией
П.п.о полео положениио цаплео функции

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения — в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья, во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж-1 скл--2 скл--3 скл--ие-ия
И.п.

-а/-я

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

___

тень

-ие

величие

-ия

талия

Р.п.

-ы/-и

лапы, пули

-а/-я

дома, блюда

тени

-ия

величия

-ии

талии

Д.п.

лапе, пуле

-у/-ю

дому, блюду

тени

-ию

величию

ии

талии

В.п.

-у/-ю

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

___

тень

-ие

величие

-ию

талию

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

-у/-ю

тенью

-ием

величием

ией

талией

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о тени

-ии

о величии

-ии

о талии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. Морфемный состав таких слов — тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они «ведут себя» по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова «путь» и «дитя». Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) — тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п.стремяпутьдитя
Р.п.стрем-ен-ипут-идит-ят-и
Д.п.стрем-ен-ипут-идит-ят-и
В.п.стремяпутьдитя
Т.п.стрем-ен-емпут-емдит-ят-ею
П.п.о стрем-ен-ио пут-ио дит-ят-и

Как видим, слово «дитя» склоняется совершенно особым образом. Слово «путь» в родительном, дательном и предложном падежах «ведет себя», как слово 3 склонения, а в творительном — как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя, в косвенных падежах приобретают суффикс -ен-.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова — пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе — восхищаюсь утренним кофе — говорим о кофе.
  • Это мой какаду — у меня нет какаду — дай корм какаду — помнишь о какаду.
  • Роман Дюма — посвящено Дюма — пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка «Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе». Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) — совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и —ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в косвенных падежах имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их падежные окончания нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, — признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

Источник: fb.ru

monateka.com

Конспект урока по русскому языку «Особенности склонения существительных на

— Учитель читает стихотворение Р.Фархади.

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные.

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова,

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной.

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной!

— Скажите, это текст? Докажите.

— Назовите тему этого стихотворения.

— А какая мысль в данном произведении?

— Назовите имена существительные из данного стихотворения.

— Какие существительные вы читали с удовольствием?

— Почему?

— Какими красками вы бы их раскрасили?

— А какие слова вызывают ваше неприятие, страх?

— Почему?

— Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении?

— Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим с вами склонения существительных. Сколько склонений вы знаете?

— Что нужно сделать, чтобы определить склонение у существительного?

— Распределите существительные из данного стихотворения по колонкам таблицы:

Три ученика к доске.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

— Один ученик выполняет индивидуальное задание.

Карточка 1.

Исправь ошибки.

Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.).

— Вот, молодцы!

— А теперь давайте вспомним падежные окончания имен существительных.

Запишите словосочетания, определите склонение, падеж, выделите окончание.

Скрываться в зелен.., гулять по площад.., расскажу о подземель.., лежать на постельк.., был на фестивал.., помогу мам.., участвовал в конкурс.., поездка по Африк.., росли вдоль тропинк.., держу в ладон.., занимается на кружк.. .

Да. Так как предложения связаны по смыслу, тематически и грамматически.

— Слова.

— Слова бывают разные: хорошие и плохие. А мы люди, а значит должны жить в мире, дружбе и использовать только добрые слова.

— Мать. Родина. Счастье. Река и тд.

Мать. Родина. Счастье. Хлеб и т.д.

— Они вызывают теплые чувства, с ними связана наша жизнь, наши мечты.

— Яркими, разноцветными.

— Война. Жестокость. Вражда.

— Они напоминают о горе, страданиях, таких слов не должно быть.

— Черный цвет, потому что он символизирует страх, жестокость.

— Три.

— Нужно поставить слово в именительный падеж, единственное число.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Родина. Река,

Синева,

Работа,

Мечта, Красота,

Тревога.

Война.

Вражда.

Сила.

Дружба.

Волна.

Планета.

Язык,

Слово,

Счастье.

Огонь,

Хлеб,

Утро,

Словарь.

Страх.

Разоренье.

Родство.

Мир.

Мать.

Суть.

Жестокость.

Радость.

Карточка 1.

Расти на поляне (П.п.), идти к дому (Д.п.), войти в автобус (В.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (Т.п.), облачное небо (И.п.).

Скрываться в зелени (3 скл, П.п.), гулять по площади (3 скл, Д.п)., расскажу о подземелье (2 скл, П.п.), лежать на постельке (1 скл, П.п.), был на фестивале (2 скл, П.п.), помогу маме (1 скл., Д.п), участвовал в конкурсе (2 скл., П.п.), поездка по Африке (1 скл. Д.п.), росли вдоль тропинки (1 скл, Р.п), держу в ладони (3 скл., П.п), занимается на кружке (2 скл, П.п) .

videouroki.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *