Сравнительная таблица по обществознанию «Типология обществ»
Сравнительная таблица по типологии общества
Линия сравнения
Традиционное (доиндустриальное, аграрное)
Индустриальное
Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства
Земля
Капитал
Знания, информация
Основная сфера производства
Сельское хозяйство
Промышленность
Сфера услуг
Характерные черты производства
Ручной труд
Широкое применение механизмов, технологий
Автоматизация производства, компьютеризация общества
Социальная структура
Сословия, касты.
Низкая социальная мобильность
Классы.
Высокая социальная мобильность
Страты.
Высокая социальная мобильность
Продолжительность жизни
40-50 лет
Свыше 70 лет
Свыше 70 лет
Взаимодействие с природой
Человек не отделяет себя от природы, не преобразует её
Глобальное, неконтролируемое
Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами
Несущественное
Тесная взаимосвязь
Открытость общества
Политическая жизнь
Преобладание монархических форм правления; отсутствие политических свобод; власть выше закона
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования
Политический плюрализм, сильное гражданское общество, правовое государство
Духовная жизнь
Традиционные религиозные ценности; преобладает устная передача информации; мало образованных людей; борьба с неграмотностью
Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникновение и лидерство массовой культуры
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование
infourok.ru
Задания таблица Типология обществ
Подготовка к занятию и самостоятельной работе включает:
Общество
Общественные отношения
Подсистемы общества
Социальная общность
Социальный институт
Эволюция
Революция
Цивилизация
ОЭФ
Традиционное общество
Индустриальное общество
умение выделять плюсы и минусы формационного и цивилизационного подходов, знать в чем сущность каждого из них. Скинутые таблицы по подходам можете не переписывать, сделайте распечатку и вклейте / вложите в тетрадь.
Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика трех типов обществ»
Линии сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Решающий фактор развития, определяющая сфера | |||
Отношения человека и природы | |||
Экономическое развитие | |||
Социальная структура | |||
Политическая жизнь | |||
Духовная жизнь | |||
Роль в современном мире (степень и география распространения) |
Вывод:
* При заполнении таблицы можете использовать материал, изложенный в учебнике «Обществознание: профил. уровень» (под ред. Л.Н. Боголюбова), § 11-12. Типология обществ, а также приведенную ниже таблицу.
Линии сравнения | Формационный подход | Локально — цивилизационный подход |
Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества | К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определённая система экономических отношений — базис общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этнических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества. | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими. |
Направленность исторического развития | Одна из главной типологии называлась докапиталистическая, капиталистическая и коммунистическая формации. В.И. Ленин считал, создания учения о формациях крупнейшим завоеванием общественной мысли: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменилась поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, в следствии роста производительных сил, другой более высокой». | Проходит три этапа развития:
|
Трактовка понятия «прогресс» | Главные критерии «прогресса» связанны с совершенствованием производственных отношений. | Основатели локально — цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно -исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности — цивилизации. |
Видение современного мира | Теория формаций, создаёт фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе; принижает роль человеческой деятельности и сознания. Представления достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития сегодня не относят к научно обоснованному прогнозу и рассматривают эти ожидания, как утопические. | Опираясь на сильные стороны локально — цивилизационного подхода современные исследователи пытаются преодолеть и его слабости. Английский историк А. Тойнби, полагал, что в будущем удастся преодолеть замкнутость отдельных цивилизаций путём приобщения к единой вселенской религии. |
elektronnayatetradka.blogspot.com
Линии сравнения | Формационный подход | Локально-цивилизационный подход |
Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества | Отвергает участие нематериальных, духовных факторов в смене формаций. | Цивилизация как общность духовной культуры и религиозных ценностей всего общества. Большое внимание уделяют на духовное развитие отдельного народа или общества. |
Направленность исторического развития | История – вечный двигатель, который неустанно движется вперед. Ведущую роль здесь играют законы, по которым действует и живет человек. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит, когда производительные силы перестают развиваться в рамках тех или иных производственных отношений. | Каждая цивилизация зарождается, достигает расцвета, клонится к упадку и исчезает. |
Трактовка понятия «прогресс» | Прогресс связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. Общество неуклонно идет по пути прогресса. | Прогресс может распространяться на любые сферы жизнедеятельности человека. |
Видение современного мира | установление закономерной зависимости классовой сущности государства и права от развития экономических отношений, господствующих в определённом обществе | Человек – главный творец истории. Познание человека через формы и продукты его деятельности — залог общественно — исторического развития . |
rekhtinamargarita.blogspot.com
Заполните таблицу. Линии сравнения Формационный подход Локальноцивлизационный подход Соотношение материальных и
Nuprostowot26 окт. 2016 г., 1:39:53 (2 года назад)
1) Формационный подход — Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества.
Локально — цивилизованный подход — Ценностные установки, мировоззрение играют в развитиии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
2) Формационный подход — Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития.
Локально — цивилизованный подход — Каждая цивилизация неповторима.
3) Фомационный подход — Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.
Локально — цивилизованный подход — Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Приминительно к духовной сфере это понятие можно использовать очень ограничено.
4) Формационный подход — Объективные закономерности носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.
Локально — цивилизованный подход — Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Познание человека через формы и продукты его деятельности — залог общественно — исторического развития.
ВЫВОД
Формационный подход позволяет
— Увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов
— Представить историю человечества как единый процесс
— Установить определенные закономерности историчесого развития общества
— Предложить определенную переодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
Локально — цивилизованный подход позволяет
— Глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии
— Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения (ценности, национальные особенности, духовая жизнь, психология, менталитет, и д.р.)
— Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
obsestvoznanie.neznaka.ru
общ в таблицах и схемах
Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер | |||||||||
реформа | революция | ||||||||
это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) | коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания | ||||||||
виды | виды | ||||||||
прогрессивные | регрессивные (реакционные) | кратковременные | долговременные | ||||||
(Февральская революция 1917 . в России) | (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.) | ||||||||
Сравнительная характеристика
разных типов общества
Тип общества | Доиндустриальное (традиционное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | земля | капитал | знания |
Основной продукт производства | пища | промышленные изделия | услуги |
Характерные черты производства | ручной труд | широкое применение механизмов, технологий | автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | индивидуальный труд | преимущественно стандартная деятельность | резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | сельское хозяйство – около 75% | сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85% | сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66% |
Основной вид экспорта | сырье | продукты производства | услуги |
Политика в области образования | борьба с неграмотностью | подготовка специалистов | непрерывное образование |
Продолжительность жизни | 40-50 лет | свыше 70 лет | свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | локальное, неконтролируемое | глобальное, неконтролируемое | глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | несущественное | тесная взаимосвязь | открытость общества |
Стадии экономического роста
американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.)
Общество высокого «массового» потребления | ||||
«Стадия зрелости» (индустриальное общество») | ||||
«Стадия сдвига» | значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики | |||
«Переходное общество» | ||||
промышленные революции и следующие за ними социально-экономические и политические преобразования | ||||
Традиционное общество | развитие НТР; рост значения городов и численности городского населения; распространение новейших технологий | |||
рост сельскохозяйственного производства; появление нового вида деятельности – предпринимательство; складывание централизованных государств; усиление национального самосознания | ||||
аграрные общества с довольно примитивной техникой; преобладание сельского хозяйства в экономике; сословно-классовая структура; власть крупных земельных собственников | ||||
Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой | ||||
| ||||
Структура | ||||
Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него | ||||
способ | ||||
Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений) | ||||
Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду | ||||
производства | ||||
Общественно-экономические формации
первичная архаичная | вторичная экономическая | третичная | ||||
коммунистическая 1) социализм 2) коммунизм | ||||||
капиталистическая | ||||||
феодальная | ||||||
рабовладельческая | ||||||
первобытно- общинная |
как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер) | как синоним культуры (например, А. Тойнби) | как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер) | как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса |
Направления в теории цивилизации | |||||||
стадиальный подход | локальный подход | ||||||
Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии | Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития | ||||||
постиндустриальная (информационная) | |||||||
индустриальная (машинная; техногенная) | переход совершается в наши дни | ||||||
доиндустриальная (аграрная, традиционная) | |||||||
сер. XIX в. – посл. треть ХХ в. | |||||||
IV-III тыс. до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в. | |||||||
структура | |||||||
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей) | |||||||
Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.) | |||||||
Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.) | |||||||
Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения; гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.) |
Характерные черты локальной и мировой цивилизации
Локальная цивилизация | Мировая цивилизация |
Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития | Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства |
Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов | Создается на основе множества этносов |
Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития | Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции |
Имеет приверженцев одной религии | Имеет приверженцев всех религий земного шара |
Носители – представители, как правило, одной расы | Носители – представители всех рас |
Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием | Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры |
Западная и восточная цивилизации
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие – «фаустовско-гамлетовское» | Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
6. Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер | Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер |
| Результаты контактов между цивилизациями | |||||
Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства | Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.) | Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама) | ||||
Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в новое и новейшее время) | Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации) | Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и других локальных цивилизаций в доколумбовой Южной и Северной Америке) | ||||
Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I столетии н.э.) | Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская) | Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской) |
Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно |
studfiles.net
Линия сравнения |
Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество) |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
Фактор производства |
Земля |
Капитал |
Знания |
Основной продукт производства |
Пища |
Промышленные изделия |
Услуги |
Характерные черты производства |
Ручной труд |
Широкое применение механизмов, технологий |
Автоматизация, компьютеризация производства |
Характер труда |
Индивидуальный труд |
Обычная деятельность |
Повышение творческого начала в труде |
Занятость населения |
С/х – около 75% населения |
Промышленность – около 85% |
Услуги – 66%, промышленность – 33% |
Социальная структура |
Община Классы Включенность всех в коллектив Замкнутость социальных структур Низкая социальная мобильность |
Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур |
Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии |
Продолжительность жизни |
40-50 |
Свыше 70 |
Свыше 70 |
Воздействие человека на природу |
Локальное, неконтролируемое |
Глобальное, неконтролируемое |
Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами |
Несущественное |
Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919—1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада). |
Открытость |
Политическая жизнь |
Большинство стран монархии, отсутствуют политические свободы, власть выше закона |
Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону |
Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия |
Духовная жизнь |
Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей |
Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования |
Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур |
www.funtable.ru