10 класс история древний китай – Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: Презентация к уроку на тему «Древний Китай» 10 класс | скачать бесплатно

Древний Китай 10 класс — презентация

Презентация на тему: Древний Китай 10 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Древний Китай.

№ слайда 2 Описание слайда:

Содержание проекта: Цель.Задача. История +возникновение Китая Религии Китая Терракотовая армия Гробницы Быт Живопись Письменность Заключение

№ слайда 3 Описание слайда:

Цель : Целью нашего проекта является изучение культуры ,религии ,быта Древнего Китая.

№ слайда 4 Описание слайда:

Задача: Задачей нашего проекта , является изучение истории и возникновения Древнего Китая, изучить религиозную жизнь людей Древнего Китая, письменность , искусство.

№ слайда 5 Описание слайда:

История и возникновение Китая. История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории — в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.).Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 — 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

№ слайда 6 Описание слайда:

Религии Китая Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

№ слайда 7 Описание слайда:

Лао-Цзы Лао-цзы (он же — Ли Эр) — философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.

№ слайда 8 Описание слайда:

Даосизм Даосизм – одна из великих мировых религий. Не смотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он  стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек — из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.

№ слайда 9 Описание слайда:

Конфуций Конфуций – основатель этико-политического учения «конфуцианство», был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо  имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй — слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

№ слайда 10 Описание слайда:

Конфуцианство Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

№ слайда 11 Описание слайда:

Буддизм В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в 5-7вв.: в 5в. В буддийских монастырях-3000 человек, в 6в-82700, в 7в. на севере страны в 30000монастырей около 2 млн. человек. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах , переплавлялись бронзовые статуи Будд.

№ слайда 12 Описание слайда:

Терракотовая армия Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э. ) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч ! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан (Xi’an), современного административного центра провинции Шаанкси (Shaanxi), одной из центральных провинций Китая

№ слайда 13 Описание слайда: № слайда 14 Описание слайда: № слайда 15 Описание слайда:

Гробницы династии Мин Гробницы 13 минских императоров и их супруг находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все императоры династии Мин за исключением троих. Прах первого императора находится в Нанкине, место захоронения второго неизвестно, поскольку он был насильно свержен своим дядей, восшествие на престол третьего считалось незаконным, поэтому он не был удостоен чести быть похороненным среди равных.Место для императорских гробниц выбиралось очень тщательно в соответствии с канонами «фэншуй» под руководством неутомимого императора Юнлэ, по поручению которого также было начато строительство Запретного города и Храма неба. Раз в год правитель должен был появляться здесь для отправления ритуалов, связанным с поклонением духам предков.На протяжении всей истории, понятие семьи объединяло китайскую нацию, сыновняя почтительности была на первом месте — показать неуважение к отцу считалось величайшим преступлением. Под влиянием конфуцианских ценностей, а также веры в то, что предки требуют постоянных знаков внимания, в противном случае, они причиняют всякие неудобства живым, культ поклонения предкам стал одной из центральных религиозных практик древнего Китая.

№ слайда 16
Описание слайда:

Гробницы династии Мин Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начинали строительство своих усыпальниц сразу после того, как занимали трон, строительные работы зачастую прекращались лишь со смертью заказчика.Для обозначения главного входа в долину в 1540 году была установлена Мемориальная арка. Сооружение в 12 метров высотой и 31 метр шириной служит свидетельством того, что императоры не жалели никаких средств для того, чтобы украсить свой последний путь. Далее следуют Великие красные врата, построенные в 1426 году. На этом месте посетители должны были спешиться и идти далее своим ходом. Дойдя до Павильона стел, поддерживаемого четырьмя колоннами, можно было увидеть самую большую в Китае каменную стелу, на которой были высечены имена всех ушедших императоров. После отделки в 1435 году, она покоится на четырех мифических черепахах — символе долголетия.За павильоном открывается мифическая Тропа духов. По обе стороны от нее можно увидеть мифических животных и чудовищ, таких как Цилин — существо с рогами на голове и чешуйчатым телом, символизирующим мудрость или Сечжи — с головой льва и туловищем лошади, символ правосудия. Также здесь находятся статуи военных, гражданских и императорских чиновников, которые были призваны служить императору в его загробной жизни.

№ слайда 17 Описание слайда:

Гробницы династии Мин Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин. При строительстве гробниц использовалась традиционная символика. Перед ними расположены квадратные участки, символизирующие Землю. На этих площадках выстроены мемориальные залы, в которых проводились ритуальные церемонии. Рядом были насыпаны курганы, олицетворяющие Небо.В гробнице Динлин покоятся останки императора Ванли, тринадцатого императора Мин, который находился у власти 48 лет и умер в 1620. Две его супруги также захоронены рядом с ним. На строительстве усыпальницы было занято 600 тыс. рабочих, строительство длилось 6 лет. Раскопки гробницы проходили в 1956-1958 гг., подземные покои были обнаружены археологами по чистой случайности благодаря найденной каменной плите, оставленной рабочими. На ней был описан путь к гробнице. Открытие входа в нее также было сопряжено с огромными трудностями: древние конструкторы разработали уникальный замок, который автоматически закрывал двери с внутренней стороны. Около Динлин находится выставочный зал, в котором собраны многочисленные экспонаты, относящиеся к этому захоронению. Сама подземная усыпальница теперь открыта для посещения.Император Юнлэ и его супруга были захоронены в гробнице Чанлин, первой и самой большой из всех. Ее строительство длилось 28 лет и закончилось в 1427 году. Само по себе уникальное строение вмещает в себя самый большой в Китае погребальный зал. Массивные колонны, выполненные в том же стиле, что и их аналоги в Запретном городе, говорят о том, что тень императора будет вечно нависать над миром живых. 

№ слайда 18 Описание слайда:

Гробница бабушки императора Цинь Шихуана

№ слайда 19 Описание слайда:

Искусство Китая

№ слайда 20 Описание слайда:

Одежда императора. Парадный костюм императораПовседневное платье императора с драконами

№ слайда 21 Описание слайда: № слайда 22 Описание слайда:

Золотая маска

№ слайда 23 Описание слайда:

Модели домов

№ слайда 24 Описание слайда:

Жанры китайской живописи

№ слайда 25 Описание слайда:

настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая китайская живопись Ма Юань.Напевая в пути.

№ слайда 26 Описание слайда:

китайская живопись Ма Линь. Благоухание весны- ясное небо после дождя.

№ слайда 27 Описание слайда:

Письменность    Первые образцы древнего китайского письма «цзягувэнь» —  иероглифического письма на костях животных и панцирях черепах —  были обнаружены в 1899 г.        На 100 тыс с лишним костных фрагментах, лопатках и черепаховых  щитках сохранилось примерно 4700 иероглифов. К настоящему времени  удалось расшифровать почти 1800 иероглифов, которые стали  бесценным материалом для изучения истории и культуры эпохи Инь,  отдельных периодов истории Древнего Китая, а также эволюции  китайской письменности.        Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах  появились в тот же исторический период, когда и древнеегипетские  иероглифы, письменность американских индейцев майя и шумерская  клинопись. Однако последние три вида письменности постепенно  канули в вечность, и лишь древние знаки «цзягувэнь» оказались  прочными корнями китайской иероглифической письменности, которая  жива и поныне.       Уже в древнейших письменных знаках на костях животных и  панцирях черепах прослеживается такая характерная черта,  наследуемая всеми более поздними видами китайского письма, как  расположение каждого иероглифа в пространстве воображаемого  квадрата. Знаки располагаются в строке вертикально, сверху вниз, а если надпись состоит из нескольких строк, то они читаются справа  налево. Такой порядок письма сохранялся в Китае на протяжении трех тысячелетий

№ слайда 28 Описание слайда: № слайда 29 Описание слайда:

Заключение

№ слайда 30 Описание слайда:

Работу выполнили ученицы 10 «А» МОУСОШ№9 Города Амурска

ppt4web.ru

Древний Китай кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 Древний Китай кратко



Раздел —  I — КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Раздел — II — КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Раздел — III -Культура древнего Китая

Раздел — IV — Искусство Древнего Китая кратко

Раздел —  V —  Религия Древнего Китая кратко



 Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира. Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта. Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.

 

В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.

Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд. Древний Китай кратко

Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой — пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.

6–5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим , о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.

В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.

Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.

 

Природные условия Древнего Китая кратко

Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.

 

Занятия населения.

В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.

Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.

На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.

Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.

 Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали из него  оружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие Бронзовый китайский сосудшелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.

С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.

 

Древнейшие рабовладельческие государства.

Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также ‘ принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

 Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель

ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.Гадательные кости древних китайцев, покрытые иероглифами. Эти надписи являются первыми письменными памятниками, найденными в Китае.

Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно… Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,

В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.

 

 

antiquehistory.ru

Разработка урока «Индия и Китай древности»

Разработка урока 10 класс по «Всеобщей истории».

Тема урока : Индия и Китай в древности.

Цели урока:

Образовательные – при помощи игры закрепить знания, полученные на прошлых занятиях, способствовать формированию умения работать с историческими источниками и дополнительной литературой.

Развивающие – учить формулировать, публично излагать, оспаривать и доказывать свою точку зрения; способствовать развитию творческих способностей, логического мышления.

Воспитательные – в ходе необычного общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.

Оборудование: комплект материалов и заданий по Индии и Китаю, карты стран.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Ход урока

I Организационный момент

Класс делится на две части. Первая половина получает задание подготовиться дополнительно по истории Древнего Китая, а вторая – по истории Древней Индии. Каждой делегации даются задания и материалы по стране, в которую они прибыли, т.е. команда, готовившая материалы по Китаю, получила задание по Индии и т.д.

Приезжая в другую страну, люди о ней знают меньше, чем о своей. Во время ответов одной делегации, другая делегация может исправлять ошибки, оспаривать точку зрения, доказывать свою правоту. Таким образом, встреча делегаций пройдет интересно, шумно и плодотворно. Активные ребята получат оценки за урок.

Изучение нового материала.

Древняя Индия в период расцвета

Задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об Индии как о стране чудес. И возникла она не случайно. Много удивительного и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.

В Индии уже в III тыс. до н.э. возникла высокая по тому времени культура. Но так было только на северо-западе страны. На остальной ее территории бродили редкие охотничьи племена, и царил еще каменный век. Самые густонаселенные районы современной Индии – долина реки Ганга и морское побережье – тогда были покрыты джунглями и болотами. Только в начале I тыс. до н.э., освоив технику добычи и разработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота.

Греки, побывавшие в Индии еще в IV-III вв. до н.э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается сладкий на вкус белый камень, который тает, когда его кладут в рот. Это был сахар, индийцы первыми научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар. Также они выращивали шерсть на деревьях (хлопок). Индия поставляла в Европу различные пряности, высоко ценившиеся благовония, прочные и яркие растительные краски.

Велико было искусство древнейших мастеров. Об этом говорят большие статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими хлопчатобумажными и шелковыми тканями. Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, некоторые из судов могли перевозить сотни пассажиров. Строители сооружали плотины, каналы для искусственного орошения полей.

Решите кроссворд «В Древней Индии»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии. – смотрите документ.

«Век за веком»

В Индии цивилизация впервые появилась в долине реки Инд около 2500 г. до н.э. В I тыс. до н.э. цивилизация сложилась в долине реки Ганг и затем распространилась на плоскогорье Декан.

Древние индийцы историю человечества делили на четыре века. Что вам известно об этом делении? Объясните.

Примерный ответ:

I век всеобщего благополучия

Люди не знали болезней и нужды, не было необходимости трудиться, т.к. природа сама давала человеку все, что ему было нужно. Не было угнетения, все были равны, добродетельны и справедливы.

II век

По преданиям индийцев, добродетель в людях уменьшилась на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание.

III век

Еще на одну четверть уменьшилась добродетель, и на людей обрушились болезни и стихийные бедствия.

IV век

Жить людям стало совсем тяжело. Индийцы называли этот век «темным» и «грешным». Только одна четверть прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. Возникает царская власть.

«Угадай!»

Определите, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие – к Древнему Китаю.

Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была возведена огромная стена длиной около 3000 км.

В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, десятеричная система исчисления, шахматы.

Письменность этой страны состояла из нескольких тысяч иероглифов.

Правила поведения людей и государственного управления были основаны на учении философа Конфуция.

Правильный ответ: Китай – 2, 4, 5; Индия – 1, 3.

Делегация Китая

Древний Китай

Древнекитайская цивилизация возникла в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. Почвы в долинах рек и их притоков были достаточно мягкие, что создавало условия для развития земледелия (в основном китайцы занимались выращиванием риса). Плодородие речных долин обеспечивалось огромными и сложными ирригационными системами, сооружением которых занималось в Китае государство. Помимо земледелия у китайцев были развиты скотоводство, рыболовство, производство шелковых тканей, сбор лекарственных трав.

В I тыс. до н.э. на Великой китайской равнине существовало несколько государств, правители которых часто воевали друг с другом. Однако жители всех этих государств считали себя единым народом, так как имели общую культуру и сходные обычаи.

Китайская пагода

Решите кроссворд «В Древнем Китае»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца. – смотрите документ

В Древнем Китае поклонялись восьми бессмертным магам. Бессмертные жили высоко в горах и обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, воскрешать мертвых, становиться невидимыми. Чжунли Цюань – глава бессмертных, возвращавший умершим жизнь одним движением своего веера, Чжан Голао становился невидимым.

«В гости к китайскому императору»

Фигурка Будды, вырезанная из камня, имелась в доме почти каждого китайца. Буддизм пришел в Китай из Индии в I веке н.э. В неспокойные времена падения одних императорских династий и возвышения других учение Б удды, проповедовавшего отказ от земных желаний, ведущий к состоянию блаженства, нирване, когда достигается освобождение от мирских горестей, было очень популярным. Буддисты верили, что человек рождается много раз, в том числе и в облике животного. Однако с достижением нирваны бесконечная цепь перерождений может быть разорвана.

В середине I века до н.э. при приеме Сыном Неба одного из послов, прибывшего к ханскому императорскому двору, чужеземцу были пожалованы:

15 лошадей;

200 медных монет;

77 комплектов одежды;

8 тыс. кусков шелковых тканей;

Личная одежда;

Головной убор;

Меч, украшенный драгоценной яшмой;

Кинжал, лук и стрелы;

Колесница с упряжью

Как вы думаете, что хотел продемонстрировать китайский император столь щедрыми подарками?

Ответ: император хотел не только показать свое расположение к послу, но и продемонстрировать собственное богатство и могущество.

Над строительством Великой Китайской стены (конец III века до н.э.) трудилось 300 тысяч человек. Ее ширина составляет 5 м, а длина – 6700 км.

«Реши тест» — смотрите документ

«Ответь на вопрос»

С какой целью в Китае построена Великая Китайская стена?

Ответ: чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, т.к. в стене находились смотровые сигнальные башни. О нападении сообщалось очень быстро с помощью сигнальных костров.

«Угадай!»

Определите, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие – к Древнему Китаю.

В этой стране все население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.

В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

В VI в. дон .э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.

В III веке до н.э. большую часть этой страны объединил царь Амона.

В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: бумага, шелк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

Правильный ответ: Китай – 2, 5; Индия – 1, 3, 4.

Закрепление изученного:1.Найдите на карте древнейшие города в долине Инда. Покажите на карте территорию древнейшего государства в Китае.
2. Почему по древнейшей истории Египта и Междуречья имеется множество письменных памятников, а по древнейшей Истории Индии очень мало?
З. Чем отличались постройки в Мохенджо-Даро от зданий в городах Египта и Междуречья?
4. Чем можно доказать, что уже в III (З) тысячелетии до н.э. в Индии И во II (2) тысячелетии до н.э. в Китае существовала цивилизации?
5. Сосчитайте, сколько столетий существовала цивилизация Индийских городов.

  1. Тесты.

1. Продолжите один из законов царя Хаммурапи. «Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом…» : а) …его следует убить и закопать; б) …он должен построить новый дом; в) …его следует наказать 60 ударами плети; г) …он должен высадить фруктовый сад;

2. Какой событие имело место в указанный период? III – II тыс. до н.э. :а) существование Хараппской цивилизации; б) заселение индоариев берегов рек Инд и Ганг; в) создание санскрита; г) длительность Ведического периода;

3. Что означает слово «варна»? а) «тип», «особь», «раса»; б) «цвет», «вид», «разряд»;

в) «этап», «период», «длительность»; г) «ариец», «белокожий»;

4. Назовите религию по цитируемому определению. Это политеистическая религия, при которой поклоняются многим богам, которых представляли в антропоморфном виде, т.е. в облике и со свойствами людей:а) буддизм; б) брахманизм; в) ведизм; г) индуизм;

5. Назовите последнего императора династии Маурьев: а) Ашок; б) Цинь;в) Шан; г) Чжоу;

6. Определите хронологические рамки эпохи «борющихся царств».

а) V – начало III века до н.э., б) V – начало II века до н.э., в) V – III век до н.э.

г) начало V – конец II века до н.э.

7. Какое государство в 221 году до н.э. подчинило себе всю территорию «борющихся царств»? а) государство Чжаньго; б) Западное Чжоу;в) государство Цинь; г) империя Хань;

8. При каком императоре началось строительство Великой Китайской стены?

а) при императоре Кун Цзы; б) при императоре Хань; в) при императоре Лю Бане;

г) при императоре Цинь Шихуан;

9. Что образовало этико-правовой каркас китайского общества, сохранившийся до наших дней? а) учение Лао Цзы; б) учение Конфуция; в) признание даосизма государственной религией; г) проповедь Зороастр;

10. Какая религия оказала большое внимание на мировые религии – христианство и ислам? а) зороастризм; б) джайнизм; в) буддизм; г) ведизм;

11. Дайте определение. Брахманизм – это …

а) одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в VI веке до н.э.

б) древняя религия индоарийских племен, ранняя стадия формирования религии индуизма, которую исповедует большинство населения Индии;

в) религия в Древней Индии, развивавшая принципы ведизма, ставшая ранней ступенью индуизма;

г) религия, возникшая в Индии в VI веке до н.э., отвергающий авторитет Вед, допускает в свою общину представителей всех варн;

12. Какое учение проповедовало о пути, позволяющем достичь единства с природой и высшей мудрости? а) «дао»; б) «осевое время»; в) «конфуцизм»; г) «джайнизм»;

13. Назовите период, в который свершились важнейшие духовные процессы, вылившиеся в резкий поворот в истории, — исход из мифологической эпохи, зарождение рационального мышления, создание в духовно-культурном отношении человека такого типа, который сохранился и по сей день: а) «осевое время»; б) 221 – 199 гг. до н.э.; в) середина VI в. – начало III в. до н.э.; г) период «борющихся царств»;

14. Назовите личность, чьи биографические сведенья представлены. «…сын царя одного из небольших государств в среднем течении реки Ганг. С детства мальчика ограждали от всех сложностей и несчастий реальной жизни. Однажды повзрослевший юноша вышел из дворца и увидел, что мир полон страданий. Он был потрясён. Он удалился от мира, посвятив себя поискам истины и избавления от страданий» .а) Индра; б) Сиддхартха Гаутама; в) Цинь Шихуан; г) Кун Цзы;

15. Кто разработал систему методов достижения сущности, включающую особый характер питания, тренировку тела, отношение к любви?а) исламисты;б) индуисты; в) буддисты;г) даосы; Ответы к самостоятельной работе

1.А, 2.А, 3.Б, 4.В, 5. А, 6.А, 7.В, 8.Г, 9.Б, 10.А, 11.В, 12.А, 13.А, 14.Б, 15.Г

Рефлексия

Домашнее задание. Параграф 4.

Приложение

Речные цивилизацииПервые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до н.э., то есть на 1000 лет позднее, чем в Междуречье или Египте. В Китае цивилизация возникла ещё через 500 лет. И в Индии, и в Китае цивилизации возникли в долинах Инда и Хуанхэ. Реки играли такую же важную роль в жизни древних индийцев и китайцев, как в жизни египтян и шумеров. В Индии и Китае тоже появились свои мифы о потопе.
Во время разливов Хуанхэ нередко разрушала берега и прокладывала себе новое русло. Поселения обрушивались в воду. Гибли люди и скот. Китайцы называли Хуанхэ бичом Китая, горем Китая, рекой тысячи бедствий, рекой, надрывающей сердце. Не случайно герой китайских мифов Великий Юй прославился сооружением плотины и запруды.
Плодородные наносы рек Индии и Китая постоянно обновляли почву. Она не истощалась и давала богатый урожай.

Миф о великом Юе

Давным-давно случилось в Китае страшное бедствие: вся страна была затоплена, только холмы и возвышенности выступали из воды. А царь был дряхлым, и помощники не знали, что делать. Прошло девять страшных лет, а вода не спадала. Люди забирались в горы, но там им грозил голод.
Тогда назначили начальником строительных работ Великого Юя. Принёс он в горах жертвы в честь богов, а потом осмотрел всю страну. По суше Юй ехал на колеснице, по воде плыл на лодке, болота преодолевал на ходулях, на горы взбирался в башмаках с шипами.
А затем Великий Юй взялся за работу. Он углублял каналы и русла рек. Для свободного течения Хуанхэ прорубил гору. Если проходил Юй мимо своего дома, то затыкал уши, чтобы не слышать, как плачет его маленький сын. Он не лил себе заходить домой, чтобы не прерывать работу. Много лет трудился пока вода не направилась в море. И народ спустился с гор.

Что общего в природных условиях Египта, Междуречья, Индии, Китая?
Почему именно там возникли древнейшие цивилизации?

Хараппская цивилизация — древнейшая в Индии. В долине Инда археологи раскопали несколько древнейших городов. Неизвестно, как они назывались, кто их построил и почему они опустели. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мертвых (Мохенджо-Даро в современном Пакистане). Под холмом оказались широкие, прямые улицы с двухэтажными кирпичными домами. В отличие от Междуречья, кирпичи индийских городов обожжены. На перекрёстках улиц углы домов закруглены — так было удобнее пешеходам и транспорту. Вдоль улиц проложены глиняные трубы для стока грязной воды. Почти и каждом доме была комната для омовения с кирпичным полом и стоком для воды. Ни в Египте, ни в Междуречье до сих пор не обнаружено столь же древних и благоустроенных городов.
В домах найдены золотые и серебряные украшения, оружие и инструменты из меди и бронзы, глиняная посуда и статуэтки, детские и игрушки.
Самыми ценными находками стали прямоугольные каменные печати с надписями. Вот только разгадать эти надписи учёные пока не могут.
Раскопки городов позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в ХХУ (25) — ХУIII (18) веках до н.э.

Первые государства в Китае.
О древнейшей речной Цивилизации в долине Хуанхэ известно немало, потому что о ней рассказывают не только вещественные, но и письменные памятники. Китайскую письменность не пришлось дешифровывать. И в наше время китайцы пишут иероглифами, которые произошли от иероглифов древности.
На берегах Хуанхэ раскопаны богатые захоронения знатных людей, целые подземные дома. Вместе с умершим хоронили десятки вещей из бронзы и золота, колесницы с лошадьми, рабов, которых приносили в жертву.
Ко II (2) тысячелетию до н.з. относятся и самые древние памятники китайской письменности гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Жрец-гадатель выцарапывал на них острым орудием свое обращение к богам и сжигал на огне. Появлялись трещины, по ним жрец якобы определял ответ богов. Гадательных надписей найдено много, более 100 тысяч. Вот которые из них:

Царь приказал всем обрабатывать поле.
Гадание подтвердило, что надсмотрщикам пора дать приказ рабам убирать просо.
Принести в жертву тридцать человек, десять быков.
Гадание показало, что правильно отпустить рабов, а не приносить их в жертву.
Правильно ли принести в жертву военнопленных?
Гадали на черепахе, захватим ли много пленных и раковин.

Значит, во II (2) тысячелетии до н.э. в среднем течении Хуанхэ жили уже не первобытные племена. Здесь существовали письменность, неравенство между людьми, государственная власть. Население занималось земледелием, скотоводством, ремёслами, торговлей. Как и в других странах Древнего Востока, в Китае вначале возникло множество небольших государств.
Все ранние цивилизации Древнего Востока — в Египте, Междуречье, Индии и Китае — появились в период бронзового века и широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств которые вели между собой борьбу, а затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.

infourok.ru

Презентация на тему История Древнего Китая для 5 и 10 классов –

Школьные презентации » Презентация по Истории » Презентация по истории 5 класс

Презентация «По стране желтого дракона — история Китая » + видео

Скачать презентацию История древнего мира — Древний Китай

Скачать презентацию Искусство древнего Китая

Скачать презентацию Древний Китай

Скачать презентацию Природа и занятия жителей Древнего Китая

Скачать презентацию для 5 класса Древний Китай

Скачать презентацию по истории древнего Китая

Скачать презентацию на тему Древний Китай

Скачать презентацию для 5 класса на тему Древний Китай

Скачать презентацию для 10 класса История Древнего Китая

Скачать презентацию Изобретения Древнего Китая

Скачать презентацию Начало истории Китая

Скачать презентацию по истории Древнего Китая

Скачать презентацию Цивилизация Древнего Китая

Скачать презентацию по истории Древний Китай

Скачать Древний Китай

Скачать презентацию на тему Культура Древнего Китая

Еще больше презентаций

Презентации по истории Древнего Востока для 5 клас… Презентация на тему История Древней Индии… Презентация на тему Древний Восток по истории для … Тег Древний Восток

shkolnye-prezentacii.ru

Древний Китай: периодизация истории и культуры

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2–3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования Китайской империи, затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является династия Ся. Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное — Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Цинь

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25–220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей династии Хань. Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу власти государства Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265–316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Суй

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Тян

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня — Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907–960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

  • Конфуцианство — одна из первых школ. Основателем её был Конфуций, который жил в период Восточного Чжоу. У него не было цели основывать целую религию, но вся его философия очень приглянулась китайскому менталитету. У него было много учеников, которые и переняли все его мудрости и знания. Известно, что он написал важнейшую летопись хроники, описывающую весь этап Позднего Чжоу. Это, несомненно, внесло огромный вклад в историю. Сам философ же считал, что во всём можно достичь гармонии. Он взывал к этике, доброте и порядочному поведению с образованностью. Имел свои взгляды на правильное ведение политики того времени, что, конечно же, было немного идеализировано.
  • Легизм существовал при династии Цинь. У легизма и конфуцианства почти половину тысячелетия шла борьба. При династии Цинь все конфуцианские следы заметались: рукописи сжигались, последователи казнились правителем. В основе всего должен был лежать порядок и тотальный жестокий контроль над людьми, что и является сутью легизма, чтобы не проявлялась «злая сущность человека».
  • Буддизм, как считается, возник при династии Хань, однако наибольшей популярности достиг при Цзинь. Пришла религия из Индии. Практичным Китайцам не нравилось то, что в основе буддизма лежит аскетизм, потому что это казалось непрактичным для реальной жизни. Но многим приглянулись сами принципы буддизма в отношении людей и жизни. В Китае религия немного видоизменилась, в отличие от того, какой она была в Индии.
  • Моизм основал философ Мози (470–390 гг. до н. э.). Главными мыслями философского течения были: миролюбие, стремление к благу для большего количества людей, подавление агрессии.

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются Терракотовая армия и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому «расцветы» с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая — объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.

fb.ru

Индия и Китай в древности

«Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова». Сиддхартха Гаутама.

В ходе урока вам предстоит узнать о Ведическом периоде в Древней Индии, возникновении буддизма, первых государствах Древнего Китая, конфуцианстве и даосизме, основных чертах развития Древнего Востока, «осевом времени».

Древняя Индия. Ведический период.

На Индостане первые цивилизации возникли около III тысячелетия до нашей эры. Самой древней из них является Хараппская. Её основателями считаются земледельцы.

В этом регионе были благоприятные условия для развития именно этого вида хозяйства. Хараппская цивилизация – достаточно развитая. Города вели активную торговлю с Шумером, Месопотамией, Аравией. Здесь существовала письменность, однако расшифровать её не удалось до сих пор. Развивались технические знания. В Мохенджо-Даро обнаружены древние системы городской канализации и водопровода.

Хараппская цивилизация исчезла в начале II тысячелетия до нашей эры. Существует версия, что в регионе изменились климатические условия, и большая часть населения переселилась в другие земли. Оставшиеся люди оказались под ударом от нашествия ариев.

Арийские племена пришли примерно в середине II тысячелетия до нашей эры. Их материальная и духовная культура была высокоразвитой. Все арии говорили на одном языке, самая древняя форма которого называется «санскрит», что переводится как «совершенный». Корни санскрита встречаются во многих языках.

У ариев были свои правители, они распоряжались всем богатством племен. Власть их не была абсолютной, её ограничивали советы старейшин. Особое место в обществе занимали жрецы – брахманы. Защитой занимались воины – кшатрии.

С приходом ариев в Индии начала складываться система варн – особых социальных слоёв, каждый из которых имел свои права, обязанности и правила поведения. На высшей ступени находились брахманы. Затем следовали кшатрии и вайшьи. Покорённое местное население составило отдельное варну, она занимала низшую ступень. Их называли шудры.

Религией индоарийских племен был ведизм. Её основа была заложена в сборниках древнейших текстов, получивших название Веды. Самый первый из них – Ригведа – является ценным источником при изучении культуры этого периода. Ведизм – политеистическая религия. Люди верили во множество богов, которые охраняют и защищают их. Исследователи нашли много общего у ведизма и других индоевропейских религий. Одними из главных богов были Индра – повелитель небесного царства, Агни – бог огня, Варуна – бог мировых вод.

Позже в Индии распространился брахманизм. Именно в этой религии было дано обоснование разделению общества на варны. Согласно мифу, первые представители варн появились из разных частей бога творения Брахмы. Из его губ – брахманы, или жрецы. Кшатрии – воины – появились из рук бога. Вайшьи, или земледельцы, произошли из бёдер Брахмы. Низшая варна – шудры, или слуги, вышли из ступней ног Брахмы, которые постоянно были в пыли.

Каждый человек должен был выполнять дхарму – правила жизни своей варны. Также в брахманизме существовало понятие о карме – особой мистической силе возмездия, за то, насколько правильно человек проживает жизнь.

Уже к середине I тысячелетия до нашей эры на Севере Индии существовало более десятка государств. Большинство из них были монархиями, однако встречались и олигархические государства, где во главе находилась аристократия. По типу правления все государства были древневосточными деспотиями.

В IV веке до нашей эры возникла империя Маурьев. В ней была очень четко организована система управления, охватывавшая все уровни власти – от государственной до сельских общин. Средства на содержание верхних слоёв общества поступали с налогов крестьян. Здесь существовали разные формы землевладения – жреческое, воинское, должностное. Однако всё равно все земли принадлежали правителю. Самым известным правителем стал Ашока. Ему удалось максимально расширить границы империи, наладить связи с другими государствами. Одним из важнейших достижений Ашоки стало распространение буддизма.

Возникновение буддизма.  

Новая религия появилась в IV веке до нашей эры. Ее основатель – Сиддхартха Гаутама. Он родился в семье царя. Когда он был совсем маленьким, мудрец предсказал, что он станет либо великим царем, либо великим святым. Отец Сиддхартхи готовил сына стать правителем. Для мальчика были построены три дворца. Его всячески оберегали от знаний о человеческих страданиях. Принц рос физически развитым и склонным к глубоким размышлениям. 

Однажды, когда Сиддхартхе было 29 лет, он выбрался за пределы дворца. На улице он увидел то, что навсегда изменило его жизнь. Это были больной человек, нищий старик, отшельник и мертвый человек. Принц понял, что жизнь не наполнена только радостями, каждого может настигнуть болезнь или смерть. Сиддхартха ушёл из роскошного дворца, чтобы найти способ избавиться от страданий в жизни.

После шести лет странствий он познал причины человеческих страданий и открыл способ их избежать. Нужно всегда говорить правду, стремиться делать добро людям, не брать чужого, избегать чувства злости и зависти. Учение Сиддхартхи превратилось в мировую религию, а его стали называть Буддой, или «пробуждённым».

Идеей буддизма стал отказ от всех привязанностей и собственных желаний, которые приносят страдания. Только отрешившись от всего можно достичь нирваны – блаженного состояния.

Древний Китай. Первые государства.

Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры. А первые города-государства здесь возникли только во II тысячелетии до нашей эры.

Существуют сведения о государстве Шан. Правитель носил титул вана, и являлся посредником между миром живых и мертвых. Древние китайцы почитали предков и верили, что их духи живут на небе. Со временем оно стало верховным божеством, а правитель почитался как Сын Неба.

В управлении государством вану помогал совет знати. Существовало собственное войско. В государстве Шан была достаточно развита культура. Археологи обнаружили иероглифические надписи на панцирях черепах и костях животных.

Постоянной проблемой стали столкновения с кочевниками и борьба с представителями других крупных династий, которые хотели захватить Шан.

Одним из соперников стало владение Чжоу. Оно стало следующим крупным государственным образованием. В это время окончательно укрепилось учение о божественной царственности, повлиявшее на всю дальнейшую историю Китая. Свою страну жители Чжоу называли Поднебесной.

Постепенно в Китае формировалась этническая общность, признававшая господство Чжоу на её территории. Несмотря на то, что постоянно появлялись всё новые государства. Жители «срединного царства» считали остальных варварами.

В V – III веках до нашей эры началась эпоха Чжаньго – борющихся царств. Каждое из которых хотело подчинить себе все китайские территории.

Наиболее выделялось государство Цинь. Его армии удалось покорить все другие народы.   В 230 году до нашей эры было захвачено царство Хань. Через 2 года – царство Чжао. В 225 году до нашей эры – царство Вэй, в 223 году до нашей эры – царство Чу. Спустя год – царство Янь. Последним сдалось царство Ци.

В 221 году до нашей эры появилась империя Цинь. Ее правитель Цинь Шихуанди был жестоким и на протяжении нескольких лет империя укреплялась ценой человеческих жизней. При нём была построена Великая Китайская стена, основана новая столица Сяньян, построен великолепный императорский дворец Эфангун. Шихуанди позаботился и о своей загробной жизни. Огромные средства шли на строительство его гробницы, в которой разместили около восьми тысяч глиняных воинов. Сейчас они известны как терракотовая армия.

За малейший проступок людей наказывали смертной казнью. Всё это вызывало ненависть народа к своему правителю. После смерти Цинь Шихуанди началось восстание и в результате в 207 году до нашей эры столица была захвачена восставшими во главе с Лю Баном, который основал новую династию Хань.

Эпоха Хань стала временем объединения всех китайцев и процветания государства.

Конфуцианство и даосизм.

В Китае были популярны соревнования в красноречии и познаниях. К V веку до нашей эры проявился интерес к обсуждению религиозных идей, основ существования государства и общества. Стали возникать различные философские учения. Наибольшую популярность приобрело учение Конфуция.

Оно – своеобразная форма просвещённого культа предков, попытка совмещения семейной культуры и государства. Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Мудрец утверждал, что ничего нового он не придумывает, а только пересказывает древние учения. По его мнению, жизнь – это постоянной процесс учения. Основой конфуцианства стали пять принципов – любовь к людям, справедливость, исполнение ритуалов, рассудительность, искренность. Все жители Китая должны были их соблюдать.

Мистическое обоснование мира предложил Лао Цзы. Основой его учения стала идея Дао – пути. А само учение называлось даосизм. Чтобы стать счастливым человек становится на путь Дао. Идеал учения – отшельник, который с помощью специальных упражнений достигает высокого состояния духа.

Основные черты развития Древнего Востока.

Древний Восток не столько географическое, сколько цивилизационное понятие. У всех государств этого региона можно проследить общие черты, характерные только для них. Этими чертами стали следующие:

Устойчивость традиционалистской экономики.

Распространение особых отношений собственности, связанных с властью.

Сакрализация правителя.

Существование общей формы государств – деспотии.

Отсутствие личной свободы жителей государств.

Важная роль общины.

Выполнение коллективных работ.

Духовные устремления основывались на религии и мифах.

«ОсевОе время».

Изучая историю вы могли заметить, что прорывы в культуре происходили практически одновременно в разных регионах мира, независимо друг от друга. В основном это характерно для 800–200 годов до нашей эры. Немецкий философ Карл Ясперс предложил дать название этому периоду – «осевое время».

В это время сформулированы основные философские учения, на которые, словно на ось, опирается вся современная культура.

В Древней Персии проповедовал Зороастр. В Китае – Конфуций и Лао Цзы. В Индии – Будда. В Палестине проповедовали пророки Илия, Даниил, Иеремия, Исайя. В Греции жили Гомер, Аристотель, Платон.

Такому движению культуры способствовало отсутствие крупных империй, ведь в пределах небольших государств любые идеи распространяются быстрее. Люди стали осознавать свое место в истории.

Таким образом в «осевое время» произошёл переход к рациональному мышлению, создание человека современного типа в культурном отношении.

Давайте подведем итоги. 

С появлением в Индии арийских племен стала формироваться система варн и религия, которая их обосновывала.

Основателем буддизма стал Сиддхартха Гаутама.

В 221 году до нашей эры в Китае появилась империя Цинь.

Основными философскими учениями в Китае были конфуцианство и даосизм.

Период с 800 по 200 год до нашей эры получил название «осевое время» – произошёл переход к рациональному мышлению.

videouroki.net

Урок МХК Древний Китай 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

План Географическое положение Древнего Китая. Занятия населения. Этапы истории Древнего Китая. Иерархическая структура общества. Религиозные верования древних китайцев. Культурные и научные достижения. Сокровища материальной культуры.

3 слайд Описание слайда:

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ АФРИКА ЕВРОПА А З И Я Китай Почему о Китае долго не знали в других странах?

4 слайд Описание слайда:

РЕЛЬЕФ Низменность Горы Плоскогорье

5 слайд Описание слайда:

Реки Китая Хуанхэ Хуанхэ Янцзы Янцзы

6 слайд Описание слайда:

II тыс. до н.э. – возникновение первого очага цивилизации в среднем течении реки Хуанхэ

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Выращивание риса

9 слайд Описание слайда:

Производство шёлка Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из неё пряжу.

10 слайд Описание слайда:

Изготовление бумаги

11 слайд Описание слайда:

Около 1400 г. до н.э. – создание царства Шан в долине Хуанхэ 475 – 221 г. до н.э. – период «борющихся царств» 230 – 221 г. до н.э. – правитель царства Цинь объединил Китай Цинь Шихуанди – первый властелин единого Китая

12 слайд Описание слайда:

Великая китайская стена — восьмое чудо света Строительство: III — XV в. Высота стен – от 3 до 8 м. Длина – 6300 км. Высота башен – 12 м.

13 слайд Описание слайда:

Распад в 230 г. н.э. империи Хань на три царства считается концом древней истории Китая и началом 400-летнего периода усобиц.

14 слайд Описание слайда:

ИМПЕРАТОР ПРИДВОРНЫЕ ЧИНОВНИКИ КРЕСТЬЯНЕ И РЕМЕСЛЕННИКИ

15 слайд Описание слайда:

поклонение местным божествам, тотемным животным, духам предков, демонам природных стихий. Племенные отношения Паньгу — первопредок, порождение животворных сил Вселенной Нюйва — богиня, «сотворившая все вещи в мире» Гуньди – бог войны

16 слайд Описание слайда:

Как характеризуют религиозные верования древних китайцев история создания гробницы Цинь Шихуади?

17 слайд Описание слайда:

Усиление неравенства идея Судьбы, безличного бога Неба, гадания на панцирях черепах или лопаточных костях животных Гадательные кости

18 слайд Описание слайда:

Кризис религии начало проповеди Конфуцием (ок.551 – 479 г. до .э.) «возврата к древности» — конфуцианство государство – большая семья если человек почтителен, то его не презирают если человек правдив, то ему доверяют если человек сметлив, то он добивается успехов если человек добр, он может использовать других Конфуций

19 слайд Описание слайда:

Кризис религии учение Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) о поведении человека, которое должно направляться естественными законами Вселенной — даосизм Дао – Путь Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчинённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал – ян и инь.

20 слайд Описание слайда:

III тыс. лет назад – создание иероглифической письменности

21 слайд Описание слайда:

Первый лунно-солнечный календарь. VII в. до н. э.

22 слайд Описание слайда:

Древнекитайский атлас кровеносной системы с точками для иглоукалывания

23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:

Как природно- климатические особенности и географическое положение влияли на образ жизни и занятия населения древнего Китая ? Расскажите об этапах истории древнего Китая. Каковы особенности социального деления китайского общества в древности? Назовите основные хозяйственные и культурно-исторические достижения древних китайцев.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-202561

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *