Таблица по биологии 8 класс мышцы и их функции – Урок биологии 8 класс. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого организма. Работа мышц. Регуляция мышечных движений.

Содержание

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

Мышцы состоят из мышечной ткани, которая образована вытянутыми многоядерными клетками, которые имеют вид поперечно-исчерченных волокон. Существует несколько типов мышцгладкие и скелетные.

Гладкие мышцы входят в состав стенок внутренних органов (сердца, кровеносных сосудов, желудка и кишечника). Они играют важную роль в процессах, не зависящих от нашего сознания, например в перемещении пищи по пищеварительному тракту. Работа гладких мышц не зависит от воли человека, сокращаются они медленно и могут долго находиться в таком состоянии.

К скелетным мышцам относятся поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей. Сокращаются они быстро, и их работа обеспечивает произвольные движения.

Строение мышц

Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться. Они идут параллельно друг другу и собраны в пучки.

Мышечное волокно образовано тонкими нитямимиофибриллами, которые в свою очередь состоят из тончайших белковых нитей. Благодаря их взаимодействию происходит напряжение и укорочение мышц.

Каждое мышечное волокно покрыто соединительнотканной оболочкой, которая переходит к концам мышц в сухожилия. Сухожилияпассивная, несокращающаяся часть скелета, с помощью которой мышцы крепятся к костям. Они прочно срастаются с надкостницей (оболочкой, которая покрывает кость снаружи). Сухожилия обладают большой прочностью, практически не могут растягиваться и выдерживают нагрузку до 600 килограммов при растяжении.

Снаружи мышца покрыта фасцией тонкой оболочкой из соединительной ткани. Мышцы хорошо снабжаются кровью, которая приносит кислород и питательные вещества и удаляет конечные продукты обмена.

Строение двуглавой и трёхглавой мышц плеча. Тело мышцы, состоящее из мышечных волокон, называется брюшко. То сухожилие, которое прикрепляется к кости, остающейся малоподвижной при движении, называется головка. А другое сухожилие, которое прикрепляется к подвижным костям, называется хвостом.

В мышцах располагаются нервные окончания – рецепторы. Они воспринимают степень растяжения и укорочения мышц и доставляют информацию в спинной и головной мозг, которые управляют движениями. Сокращение мышц происходит тогда, когда они получают сигнал от центральной нервной системы. Если нерв повреждён, мышца не будет сокращаться.

У женщин мышцы составляют около 30 процентов массы тела, а у мужчин – от 35 до 45 процентов. У человека описано 639 мышц, из них только пять – непарные.

Самая маленькая мышцастременная – находится в среднем ухе и имеет длину всего 1,3 миллиметра. Самая длинная мышцапортняжная – начинается от верхней части таза, проходит наискось по передней поверхности бедра и прикрепляется к внутренней части колена. Самые крупныебольшие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

В зависимости от расположения у человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

На голове у человека располагается круговая мышца рта, мышца, опускающая угол рта, круговая мышца глаза, височная, затылочная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы.

Среди мышц головы выделяют две группы: жевательные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, пережёвывание пищи и участвуют в формировании звуков. Одним своим концом они прикрепляются к костям черепа, а другим – к нижней челюсти. Жевательные мышцы являются самыми сильными у человека. В книге рекордов Гиннеса указано, что в 1982 году Хоффман смог развить ими усилие в 442 килограмма.

Мимические мышцы, в отличие от всех остальных мышц, крепятся к кости только одним своим концом, а другой заканчивается свободно в коже. С помощью сокращения мимических мышц мы выражаем свои эмоции и настроение.

С помощью мышц шеи человек поворачивает, опускает и поднимает голову. Если повернуть голову в сторону, то легко можно прощупать одну из самых крупных мышц шеи – грудино-ключично-сосцевидную.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота и спины.

К мышцам груди относятся наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагма, которые обеспечивают дыхательные движения.

Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.

Мышцы животапоперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах.

На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения.

Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.

К мышцам нижней конечности относятся портняжная

, прямая и широкая мышцы бедра, передняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.

Названия одних мышц обозначают их форму: ромбовидная, трапециевидная, квадратная. Других – их размеры и величину: большая, малая, длинная, короткая. В название может входить направление мышечных пучков, например поперечная и косая мышцы.

Итог урока. Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы. В теле человека выделяют поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей.

Гладкие мышцы обеспечивают двигательную активность внутренних органов.

Мышцы состоят из мышечных волокон, способных сокращаться.

videouroki.net

Урок по биологии 8 класс » Мышцы, их строение и функции.»

Мышцы, их строение и функции»

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп, препараты мышечной ткани

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году? Ответ : Организм человека.

Н

ОРГАНИЗМ

а доске появляется карточка:

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма

Ответ сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. 1 слайд

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А

ОРГАНИЗМ

что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:

СКЕЛЕТ

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конеч­ностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: — Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. 2 слайд Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). Какую часть опорно — двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную)

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

3слайд Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» — Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

4 слайд И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться

5 слайд А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.

6 слайд Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани 8 слайд





Рассмотрим Как устроены мышцы: Лабораторная работа

9 слайд Макроскопическое строение мышц то можно увидеть Сухожилие. Брюшко, головка, хвост, сухожилия.

10 слайд Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Лабораторная работа

11 слайд Микроскопическое строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов — толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

12 слайд Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Вот оно какое — твое работящее сердце!

10 слайд Но , кроме скелетных мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних органов – это гладкие мышцы

Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью — в желудке, мочевом пузыре. микроскоп

11 слайд Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

— кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

13 слайд В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы ,

мышцы туловища и мышцы конечностей.

14 слайд Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую — напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки —напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

15 слайд У вас на столе лежит раздаточный материал Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы головы. Проверим себя 16 слайд 17 слайд

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы туловища и конечностей. Проверим себя. 18 слайд

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,

20 слайд А теперь давайте вспомним. Закрепление :

1.Какую часть опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

21 слайд Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника. стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Определение пропорций фигуры

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г — Т):(2Н — Б),
    Г – обхват груди,
    Т — обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.

  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя — рост сидя) : (рост сидя)) х 100%

  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, — не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры — какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) — 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) — 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) — 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) — (4000 : Р) — для женщин,
В = 4/5хР — 70 — для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

Мышцы, их строение и функции»

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп, препараты мышечной ткани

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году? Ответ : Организм человека.

Н

ОРГАНИЗМ

а доске появляется карточка:

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма

Ответ сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. 1 слайд

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А

ОРГАНИЗМ

что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:

СКЕЛЕТ

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конеч­ностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: — Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. 3 щечка

Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). щечок

Какую часть опорно — двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную) щечок

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. щечк

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Щечок Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» — Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Щечок Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

Щечок И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться

Щечок А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.

Щечок Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани 8 слайд 6 щечков





Рассмотрим Как устроены мышцы: Лабораторная работа

Щечок Макроскопическое строение мышц то можно увидеть Сухожилие. Брюшко, головка, хвост, сухожилия.

Щечок Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Щечок

Лабораторная работа

Щечок Микроскопическое строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов — толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

Щечок Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» Щечок За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Щечок У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Щечок Вот оно какое — твое работящее сердце!

Щечок Но , кроме скелетных мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних органов – это гладкие мышцы

Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью — в желудке, мочевом пузыре. микроскоп

Щечок Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

— кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

Щечок В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы ,

мышцы туловища и мышцы конечностей.

Щечок Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую — напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки —напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

Щечок У вас на столе лежит раздаточный материал Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы головы. Проверим себя Щечок

Щечок

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы туловища и конечностей. Проверим себя.

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,

21 слайд А теперь давайте вспомним. Закрепление :

1.Какую часть опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

22 слайд Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника. стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Щечок

Определение пропорций фигуры

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г — Т):(2Н — Б),
    Г – обхват груди,
    Т — обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.

  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя — рост сидя) : (рост сидя)) х 100%

  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, — не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры — какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) — 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) — 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) — 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) — (4000 : Р) — для женщин,
В = 4/5хР — 70 — для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

infourok.ru

Биология 8 класс «Мышцы»

Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их строение и значение.»

Цель: Изучить строение скелетных мышц и их функции.

Задачи урока:

  1. Образовательные

* Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц; выяснить значение физических упражнений.

  1. Развивающие:

* Развивать умение работать в малой группе, с учебником, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

* Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

  1. Воспитательные:

* Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Тип урока: урок новых знаний

Формы организации работы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование: компьютер, видеофильм, презентация, учебник биология, информационная карта, оценочный лист, задания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Психологический настроой.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Представьте, что вы листочки, которые качаются на волнах. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте мышцы рук и ног. Теперь откройте глаза и улыбнитесь соседу по парте улыбнитесь и мне. Мы начинаем наш урок.

Выход на тему.

— Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»

(Слайд 1)

— Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

— Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется? (Слайд2)

— Итак, тема нашего урока « Мышцы, типы мышц, их строение и значение». Тему урока определили, а какая цель нашего урока?

( Слайд3)

(Запись темы урока в тетрадь)

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

— А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(более 6оо мышц и почти все парные).

— Давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно — полосатая, сердечная).

(Слайд 4)

— Где в организме находятся данные виды мышечной ткани?

Гладкая- сосуды, внутренние органы.

Скелетная- скелетная мускулатура

Сердечная- мышца сердца

(Слайд 5)

Прежде чем мы начнем работать по теме, давайте организуем группы для дальнейшей работы.

Выбираем жетоны и занимаем свои места за столом.

2. Работа в группах

Работу начнем в группах. Ознакомьтесь с информационной картой по теме и составьте постер.

а) Получение задания группами.

Информационная карточка

Задание для 1группы — Изучите текст параграфа 25( с 110-111 учебник) «Строение мышц» Дополнительный материал по теме.

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 110 – 111 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.

  1. Как мышцы крепятся к скелету?

Информационная карточка

Задание для 2 группы — Изучите текст параграфа 25( с 110-114 учебник) «Функции мышц» Дополнительный материал по теме.

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 110-114 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

Функции мышц ( дополни схему)




Информационная карточка

Задание для 3 группы — Изучите текст параграфа 25( с 112-113 учебник) «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» Дополнительный материал по теме.

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 112-113 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

  1. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.

— Работу в группах начали.

в) Защита ответа спикером

— Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих тетрадях.

3. ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  1. Видеофильм

Задание : внимательно посмотрите какую функцию выполняют мышцы конечностей?

  1. Работа с учебником стр-111-112. рис 79.

Сокращаясь, мышцы тянуть кости на себя. Но, расслабляясь, они не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы – антагонисты ( противоположные). Они делятся на сгибатели и разгибатели. Например

(Показ ученика с гантелей При сокращении бицепса рука сгибается в локте, а при сокращении трицепса рука разгибается в локте.

Стр 113 рис 82

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

Рис 82 №9 ( икроножная)

  1. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

( мимические)

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?№5 ( брюшные мышцы мышцы живота)

  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете? ( жевательные мышцы)

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)? № 3, 4( дельтовидная мышца, приподнимающая верхнюю конечность, трапециевидная мышца, двигающая плечо)

V. Закрепление

6.Обобщительная беседа.

— Какие основные функции выполняют мышцы? ( Опора, движение, защита)

— Как устроена скелетная мышца? ( Снаружи мышца покрыта фасцией( соединительной оболочкой). Между мышечными клетками –волокнами находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. На концах скелетной мышцы расположены сухожилия, образованные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям

— Какие основные группы мышц выделяют? ( Мышцы головы и шеи, мышцы конечностей, мышцы туловища )

— Зачем необходимо тренировать мышцы?

Регулярные занятия физическим спортом, физическим трудом укрепляют здоровье, повышают работоспособность и выносливость.

Физические упражнения помогают предупреждать и лечить болезни.

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Психологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Предлагаю вам в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Снаружи мышцы покрыты……….(соединительнотканной оболочкой). Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………… . На концах скелетных мышц расположены………..,образованные из прочной соединительной ткани.

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

( Слайд )

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки — 4, «3-4» ошибки – 3.

— Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (Слайд)

Изучить параграф 25 на с.110 – 114.

Составить кроссворд по теме.

Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V111. Рефлексия

Ребята как вы думаете мы достигли цели урока?

А сейчас вам нужно на бумажных телефонах написать мне смс сообщение как прошел урок.

1. Что вы узнали нового на уроке?

2.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

3.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

4.Вам понравился урок?

1X. Оценивание

Выставление отметок с оценочным комментарием. Спикеры.

infourok.ru

Основные группы мышц человеческого тела

Данные об авторе

Автор(ы): 

Шепетовская Ольга Ивановна

Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 45-учитель биологии

Регион: 

Камчатская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

8 класс

Предмет(ы): 

Биология

Цель урока: 

.Цель урока: Систематизировать знания по строению мышц. Определить функции мышц по группам, найти отличительные особенности строения и функций мышц человека в царстве животных. Задачи: Образовательная. Знать: Строение поперечно-полосатой и гладкой мышц, основные группы мышц человеческого тела. Уметь: Определять расположение групп мышц на скелете, разбираться в особенностях движения мышечного волокна. Развивающая. Умение самостоятельно работать с источником знаний, развитие творческих способностей через логическую задачу, умение выделять главное, делать самостоятельно выводы по проделанной работе, развитие интереса к данной теме через дополнительный материал. Воспитательная. Правильное отношение к своему телу, развитию мускулатуры, пропаганда здорового образа жизни.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

25

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Н.И. Сонин М.И.Сапин 2008 год

Используемое оборудование: 

Скелет и торс человека

Используемые ЦОР: 

Компьютер, проектор, интерактивная доска, диск по программе Н.И. Сонина

Краткое описание: 

Урок о строении и значении мышц, расположении их и выполняемых функциях,правилах выполнения физических упражнений и необходимости занятия спортом.

 

Основные группы мышц человеческого тела.

 

Урок биологии – 8 классы.

Учитель Шепетовская Ольга Ивановна.

МОУ СОШ №45.

 

 

 

 

 

К уроку дана презентация.

 

.Цель урока:

Систематизировать знания по строению мышц. Определить функции мышц по группам, найти отличительные особенности строения и функций мышц человека в царстве животных.

Задачи:

 

Образовательная.

Знать:

Строение   поперечно-полосатой   и гладкой мышц,  основные группы мышц человеческого тела.

Уметь: Определять расположение групп мышц на скелете, разбираться в особенностях движения мышечного волокна.

 

Развивающая.

Умение самостоятельно работать с источником знаний, развитие творческих способностей через логическую задачу, умение выделять главное, делать самостоятельно выводы по проделанной работе, развитие интереса к данной теме через дополнительный материал.

 

Воспитательная.

Правильное отношение к своему телу, развитию мускулатуры, пропаганда здорового образа жизни.

 

Ход урока:

 

Учитель:

 Главная задача урока — определить значимость двигательного аппарата человека. Повторить строение мышц и определить их функции, найти отличительные особенности мышечной системы человека.

Повторение пройденной темы — Строение мышц.

Мозговой штурм.

Задание дано в виде логической задачи, где необходимо объединить в единое целое определенные понятия и термины, создав последовательность  ответа по строению  мышц.

Ребятам предлагается индивидуальная работа в   тетрадях.

 

Первый лист презентации учителя.

 

Миозин

12 см.

Соединительнотканная оболочка

600

Мышечное волокно

Многоядерные клетки

Пучок мышц

Поперечно — полосатая мышечная ткань

Миофибриллы

Актин

Мышечные нити

Сократительные белки

Скелетные мышцы

 

 

 

 

 

Задание ребятам:

 

-Составляем  схему последовательности строения мышц.

 ( Ребята предлагают свои версии, вместе  отбираем более правильные,

проверяем с помощью второго листа презентации учителя).

 

Второй лист презентации.

(дана правильная схема — работаем над ошибками).

 

600 скелетных мышц — (поперечно — полосатая ткань)

Пучок мышц — (соединительнотканная оболочка)

Мышечное волокно — (многоядерные клетки, 12 см)

Мышечные нити-(миофибриллы)

Сократительные белки — (актин и миозин)

 

2.Второе задание:

 

Объяснить: ( Работаем устно).

-Сокращение мышц.

-Типы мышечного волокна и их значение.

Связать понятия:

-мышцы — кислород

-мышцы-сухожилия

Проверяем правильность ответов с помощью третьего листа презентации учителя.

 

Третий лист презентации.

Сокращение мышц:

Нервный импульс-миозин в актин-сокращение и утолщение мышц.

Типы мышечных волокон:

 

Белые

Красные

Быстро сокращаются

Медленно сокращаются

Быстро устают

Долго работают

 

 

 Новый материал. Основные группы мышц.

 

Разнообразные формы мышц и их функции рассматриваем по диску  ( Биология – 9классы.  Н.И. Сонин).

После просмотра необходимого материала по диску, ребятам предлагается заполнить таблицу, используя материал учебника, ребята правильно должны найти и записать группы мышц, их подразделения и функции.

 

Четвертый лист презентации – дана пустая таблица.

Работа по заполнению таблицы.

 

Проверяем правильность заполнении таблицы с помощью таблицы на доске, открывая пятый лист презентации.

 

Пятый лист презентации.

 

 

 

Основные группы мышц

Их подразделения

Функции

Мышцы головы

Жевательные

Движение

 

Мимические

Отражение психического состояния и настроения человека

Мышцы шеи

 

Удерживают голову в равновесии, движение головы и шеи, процесс глотания и произнесения речи

Мышцы туловища

Мышц груди

Изменение объема грудной клетки, движение рук, дыхание.

 

Мышцы живота

Сгибание позвоночника, дыхательные движения, опорожнение кишечника, выделение мочи, движение крови по венам.

 

Мышцы спины

Движение позвоночника — назад, движение головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы конечностей

Мышцы верхних конечностей

Дельтовидная — горизонтальное положение руки. Двуглавая — сгибание в локте. Трехглавая — разгибание руки.

 

Мышцы нижних конечностей

Повздошно — поясничная — сгибает тазобедренный сустав. Большая ягодичная — разгибает тазобедренный сустав. Четырехглавая — разгибает голень.

 

Устно.

Называем функции основных групп мышц.

И отвечаем на основной вопрос урока:

Отличительные особенности мышечной системы человека.

(мимические мышцы, мышцы спины — вертикальное положение тела, мышцы конечностей — работа рук, ходьба и т.д.)

 

Энергизатор окончания урока.

Шестой лист презентации.

                            Это интересно.

·         Самая маленькая мышца-мышца стремечка уха-0,127 см.

·         Самая длинная мышца — портняжная-50 см.

·         Самая сильная мышца – икроножная — поднимает груз 130 кг

·         .Самую сильную нагрузку выдерживает ахиллово ( пяточное) сухожилие-

·         При ходьбе-240 кг

·         При беге-931 кг.

·         Один шаг требует участия 300 различных мышц.

 

 При наличии времени проанализировать, подготовленные к данному уроку,  презентации ребят на эту тему. ( можно продолжить на следующем уроке ).

 

Итоги урока.

Выставление оценок за урок.

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Урок-Основные группу мышц..doc91 KB
Опрос- строение мышц.pptx102.03 KB

www.openclass.ru

Скелетные мышцы, их строение и функции | Учеба-Легко.РФ

 

Скелетные мышцы, их строение и функции

Функции мышц. Мышцы — это органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Они являются активным элементом опорно-двигательной системы, так как обеспечивают разнообразные движения при перемещении человека в пространстве, сохранение равновесия, дыхательные движения, сокращения стенок внутренних органов, голосообразование и др.

Рис. 12.8. Мышечная система человека: 1 — мышцы лица; 2 — мышцышеи; 3 — дельтовидная мышца; 4 — большая грудная мышца; 5 — двуглавая мышца плеча; 6 —- наружная косая мышца живота; 7 — прямая мышца живота; 8 — мышцы предплечья; 9 — мышцы кисти; 10 — четырехглавая мышца бедра; Ц — мышцы голени; 12 — икроножная мышца; 13 —двуглавая мышца бедра; 14 — большая ягодич-ная мышца; 15 — широчайшая мышца спины; 16 — трехглавая мышца плеча; 17 — трапециевидная мышца.

Соединение со скелетом дало основание называть их скелетной мускулатурой (рис. 12.8). Общее число мышц около 600, а доля их от массы тела человека оставляет в среднем около 30%.

Строение мышцы. Мышца состоит из пучков поперечнополосатых мышечных волокон, соединенных рыхлой соединительной тканью в пучки первого порядка. Они, в свою очередь, объединяются в пучки второго порядка и т. д. В итоге мышечные пучки всех порядков объединяются соединительной оболочкой, образуя мышечное брюшко. Соединительнотканные прослойки, имеющиеся между мышечными пучками по концам брюшка, переходят в сухожильную часть мышцы, крепящейся к кости. Вовремя сокращения происходит укорочение мышечного брюшка и сближение ее концов. При этом сократившаяся мышца с помощью сухожилия тянет за собой кость, которая выполняет роль рычага. Так совершаются разнообразные движения.

Каждая мышца является целостным (отдельным) органом, имеющим определенную форму, строение и функцию, развитие и положение в организме. Мышцы обильно снабжены кровеносными сосудами и нервами. В каждом движении принимают участие несколько мышц. Мышцы, действующие совместно в одном направлении и вызывающие сходный эффект, называютсясинергистами, а совершающие противоположно направленные движения —антагонистами. Например, сгибателем локтевого сустава является двуглавая мышца плеча (бицепс), а разгибателем — трехглавая (трицепс)- Сокращение мышц-сгибателей локтевого сустава сопровождается расслаблением мышц-разгибателей. Однако при постоянной нагрузке на сустав (например, при удержании гири в горизонтально вытянутой руке) мышцы-сгибатели и разгибатели локтевого сустава действуют уже не как антагонисты, а как синергисты. Таким образом, действия мышц нельзя сводить к выполнению только одной функции, так как они многофункциональны. Поскольку в каждом движении участвуют мышцы как одной, так и другой группы, наши движения точны и плавны.

По характеру выполняемых основных движений и по действию на сустав различают следующие виды мышц: сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие, приподнимающие и опускающие и др. Выделяют также мимические, жевательные и дыхательные мышцы.

Нервная регуляция деятельности мышц. В большинстве движений участвует множество мышц, причем сокращение и расслабление различных групп мышц происходит в определенном порядке и с определенной силой. Такая согласованность движений называется координацией движений. Она осуществляется нервной системой. Скелетные мышцы иннервируются соматическим отделом нервной системы. К каждой мышце подходит один или несколько нервов, проникающих в ее толщу и разветвляющихся на множество мелких отростков, которые достигают мышечных волокон. Посредством нервов осуществляется связь мышц с ЦНС, которая регулирует любые двигательные акты (ходьба, бег, пищевые движения и т. д.) и длительное напряжение мышц — тонус, поддерживающий определенное положение тела в пространстве. Деятельность мышц носит рефлекторный характер. Мышечный рефлекс может запускаться с раздражения рецепторов, находящихся в самой мышце или в сухожилиях, либо с раздражения зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных рецепторов.

В регуляции безусловно-рефлекторных движений принимает участие мозжечок. Он осуществляет координацию движения, регуляцию мышечного тонуса, способствует поддержанию равновесия и позы тела. При поражении мозжечка его регуляторные двигательные функции нарушаются.

Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. На осуществление работы мышцы затрачивается энергия, которая образуется в результате распада и окисления органических веществ, поступивших в мышечную клетку. Основным источником энергии является АТФ. Кровь доставляет мышцам питательные вещества и кислород и уносит образующиеся продукты диссимиляции (углекислый газ и др.). При длительной работе наступает утомление и снижение работоспособности мышцы, возникающее из-за несоответствия между ее кровоснабжением и возросшими потребностями в питательных веществах и кислороде. Кроме того, утомление возникает и вследствие процессов, происходящих в нервных центрах.

Русский физиолог И. М. Сеченов первым пришел к выводу, что работоспособность мышц зависит от величины нагрузки и ритма работы. Подобрав их оптимальные соотношения, можно добиться высокой производительности работы мышц. И. М. Сеченов установил также, что мышечное утомление проходит и работоспособность восстанавливается гораздо быстрее в результате смены видов деятельности, а не полного бездействия. Тренировка мышц увеличивает их массу, силу и работоспособность. Чрезмерная же работа приводит к утомлению, а бездеятельность — к атрофии.

Систематическая мышечная работа усиливает кровоснабжение мыши и костей, к которым они прикрепляются. Это приводит кувеличению мышечной массы и усиленному росту костей. Сильные мышцы легко справляются с поддержанием туловища в нужном положении, противостоят развитию сутулости, искривлению позвоночника.

Гигиена опорно-двигательной систем ы. Человек рождается с очень гибким скелетом. Поэтому в детском возрасте особенно внимательно нужно следить за осанкой ребенка, позой ученика за партой. Слабо развитые мышцы и неправильная осанка ребенка могут привести к развитию искривления позвоночника, сутулости, которые нарушают нормальную деятельность органов грудной полости и пищеварения. Для предупреждения плоскостопия (уплощение свода стопы) не следует в период активного роста человека носить тесную обувь, а также длительно носить обувь на высоком каблуке. На формировании опорно-двигательного аппарата организма положительно сказываются активный образ жизни, подвижные игры, регулярные занятия физкультурой и спортом.

uclg.ru

Урок биологии «Мышцы, их строение и функции»

Цель: 

выяснить особенности строения мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам, показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги и являются неотъемлемой частью ОДС.

Научить распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Сформировать элементарное представление о физиологии мышечного сокращения и утомления.

Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с наглядным и раздаточным материалом; формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: демонстрационный материал: скелет человека, таблица «скелетные мышцы», мультимедийные комплекс, презентация «Строение и функции мышечной ткани».

Ход урока:

Организационный момент

Цель: Подготовиться к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей:

 — проверка домашнего задания;

 — изучение нового материала: выполнение самостоятельной и лабораторной работы

 — закрепление изученного материала.   

Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке.

Задачи:

 — определение отсутствующих

 — проверка готовности учащихся к уроку

 — проверка готовности доски, наглядного и дидактического материала.

Методы организации работы учащихся: словесный

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

 

Цель: Проверка домашнего задания.

Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы знаете о ранее изученном материале – скелете человека.

Задание 1 — фронтальная работа.

Найдите соответствие между отделами скелета и его функциями или строением ( слайд 3)

1) Грудная клетка

2) Позвоночник

3) Скелет верхних конечностей

4) Мозговой отдел черепа

5) Пояс верхних конечностей

6) Скелет нижних конечностей

7) Лицевой отдел черепа

8) Пояс нижних конечностей

1. Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

2. Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

3. Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу

4. Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

5. Отдел скелета, в который входят кости таза

6. Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

7. Отдел скелета, в который входят бедренные кости

8. Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

А теперь проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 4)

Ответы: 1 – 2; 2 — 7; 3 — 4; 4 — 3; 5 — 8; 6 — 5; 7 — 6; 8 — 1.

Проверка работы учащимися и учителем. Выставление оценки.

Задание 2 — индивидуальное задание: (Слайд 5)На слайде вы видите скелет человека. Один ученик выйдет к доске , назовет и укажет на скелете несколько костей и определит выполняемые ими функции.

Класс оценивает работу товарища и если надо вносит коррективы.

Выполнение задания одним из учеников. Проверка учащимися и учителем. Выставление оценки.

Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.

Задачи:

 — выявление уровня знаний учащихся по теме «Скелет человека»

 — определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.

Методы решения задач:

 — сопоставление

 — упражнения (выполнение задания на доске)

Критерии достижения целей:

 — полный ответ

 — наличие ошибок в ответе

Возможные действия:

 — помощь учителя

 — помощь учеников

 — работа с учебником

Совместная деятельность учащихся представлена определением правильности выполнения индивидуального задания и оценивании ответа товарища.

Методы мотивирования:

 — метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

 — метод самопроверки (сверка своих ответов с «ключом»)

 — метод взаимной проверки (один ребёнок отвечает, другой его проверяет)

 — создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности)

Критерии:

Оценка «5»

 — правильность выполнения задания 1 на 100%

 — самостоятельное выполнение задания 2 без наводящих вопросов учителя

 — демонстрация усвоения ранее изученных тем

Оценка «4»

 — наличие одного — двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя

Оценка «3»

 — имелись затруднения, или допущены 3 ошибки.

Весь материал — смотрите документ.

videouroki.net

Строение скелета человека (Таблица)

Название отдела скелета

Часть скелета

Какие кости входят

Функции и назначение

Типы сочле­нений

Скелет головы

Мозговая часть

Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная(1)

Защитная

Неподвижное

Лицевая часть

Носовая (2), скуловые (2), верх­нечелюстная (1), нижнечелюстная (1)

Защитная; измельчение пищи; фор­ма лица

Неподвижное (нижняя

челюсть под­вижна)

Скелет туловища

Позво­ночник

Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4-5)

Несет на се­бе всю тя­жесть туло­вища, верх­них конеч­ностей и го­ловы

Полуподвижное

Грудная клетка

12 пар ребер, 1 гру­дина; верхние 10 пар ребер соединя­ются с грудиной, а

11 и 12 пары — с помощью хрящей к 10 паре ребер

Защитная

Полуподвижное

Скелет верхних конечно­стей

Плечевой пояс

Лопатки (2), клю­чицы (2)

Является опорой для собственно конечностей

Подвижное

Конечности

Плечевая кость (1), локтевая кость (1), лучевая (1), кости запястья (8), кости пясти (5), фаланги пальцев

Движение, опора, труд

Подвижное

Скелет нижних конечно­стей

Тазовый пояс

Тазовые кости (2), крестец(1)

Защитная, опорная

Неподвижное

Собственно конечность

Бедренная (1), болынеберцовая (1), малоберцовая (1), предплюсна (7), плюсна (5), фалан­ги пальцев

Опора и пе­редвижение

подвижное

infotables.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *