Строение растительной и животной клеток
16. Дайте определения
Клетка — это единица строения всего живого
Органоид — это часть клетки, выполняющая определенную функцию
17. Вставьте пропущенные буквы
Минеральные соли, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты, хромосомы, белки, гемоглобин
18. Верно ли утверждение «дро — обязательный компонент всех клеток организмов»? Свой ответ обоснуйте
Нет. У бактерий ядро отсутствует
19. Заполните таблицу «Строение клетки»
Название органоида Функции Ядро центральная часть клетки, несущая генетическую память Цитоплазма осуществялет связь между органоидами, переносит вещества Мембрана защищает клетку ЭПС связывает части клетки между собой, образует и транспортирует органические вещества Рибосомы синтезирует белки Митохондрии образование энергии (только у животных) Лизосома переваривание частиц (только у животных) Хлоропласты синтез органических веществ (только у растений) Клеточная стенка защита и опора растительной клетки Вакуоль хранение продуктов обмена Аппарат Гольджи транспорт веществ
20.Рассмотрите рисунок. Подпишите органоиды клетки, обозначенные цифрами
1. Хлоропласт
2. Клеточная стенка
3. Мембрана
4. Митохондрии
5. Вакуоль
6. Аппарат Гольджи
7. ЭПС
8. Ядро
21. Стравните строение растительной и жвиотной клеток. Заполните таблицу
Органоиды Растительная клетка Животная клетка Ядро + + Цитоплазма + + Мембрана + + ЭПС + + Рибосомы + + Митохондрии + Лизосома + Хлоропласты + Клеточная стенка +
22. Выполните задание
1) Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы (прим.: здесь отмечено зеленым маркером):
а) ядро
б) ядрышко
в) хлоропласты
г) рибосомы
д) митохондрии
е) вакуоли
2) Подчеркните красной линией структуры, которые находятся в ядре (прим.: здесь отмечено зеленым маркером):
а) пластиды
б) ядрышко
в) лизосомы
23. Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды
24. Дополните предложения
Внутренней средойклетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она связывает органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы жизнедеятельности
Оболочка служит внешним каркасом клетки, придает ей определенную форму и размер, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку
Важнейшая часть клетки — ядро. В нем хранится генетическая информация о данной клетке и об организме в целом
25. Нарисуйте схему «Клетка — город», сравнив органоиды с городскими структурами и предприятиями
pobio.ru
6 класс. Биология. Клеточное строение организма — Строение клетки
Комментарии преподавателя
Строение клетки
Человеческий организм, как и любой другой живой организм, состоит из клеток. Они играют одну из основных ролей в нашем организме. С помощью клеток происходит рост, развитие и размножение.
Теперь давайте вспомним определение, о том, что в биологии принято называть клеткой.
Клетка – это такая элементарная единица, которая участвует в строении и функционировании всех живых организмов, за исключением вирусов. Она имеет свой собственный обмен веществ и способна не только самостоятельно существовать, но и развиваться, а также самовоспроизводиться. Вкратце можно сделать вывод, что клетка является для любого организма самым главным и необходимым строительным материалом.
Конечно же, невооруженным глазом вам вряд ли удастся разглядеть клетку. Но с помощью современных технологий у человека появилась прекрасная возможность не только под световым или электронным микроскопом рассмотреть саму клетку, но и изучить ее строение, выделить и культивировать отдельные ее тканы и даже раскодировать генетическую клеточную информацию.
А теперь, с помощью данного рисунка, давайте наглядно рассмотрим строение клетки:
Строение клетки
Но что интересно, оказывается, не все клетки имеют одинаковое строение. Между клетками живого организма и клетками растений существует некоторая разница. Ведь в клетках растений есть пластиды, оболочка и вакуоли с клеточным соком. На изображении вы можете посмотреть клеточное строение животных и растений и увидеть разницу между ними:
Как видите, клетки, хотя и имеют микроскопические размеры, но их строение довольно таки сложное. Поэтому мы с вами сейчас перейдем к более подробному изучению строения клетки.
Плазматическая мембрана клетки
Для придания формы и для того, чтобы отделить клетку от ей подобных, вокруг клетки человека находится мембрана.
Так как мембрана имеет свойство частично пропускать через себя вещества, то за счет этого в клетку поступают нужные вещества, а отходы из нее выводятся.
Условно можно сказать, что клеточная мембрана представляет собой ультрамикроскопическую плёнку, которая состоит из двух мономолекулярных слоев белка и бимолекулярного слоя липидов, который расположен между этими слоями.
Из этого мы можем сделать вывод, что мембрана клетки играет важную роль в ее строении, так как выполняет ряд определенных функций. Она играет защитную, барьерную и связующую функцию между другими клетками и для связи с окружающей средой.
А теперь давайте на рисунке рассмотрим более подробное строение мембраны:
Цитоплазма
Следующей составляющей внутренней среды клетки является цитоплазма. Она представляет собой полужидкое вещество, в котором перемещаются и растворяются другие вещества. Состоит цитоплазма из белков и воды.
Внутри клетки происходит постоянное движение цитоплазмы, которое называют циклозом. Циклоз бывает круговым или сетчатым.
Кроме этого, цитоплазма соединяет разные части клетки. В этой среде располагаются органоиды клетки.
Органоиды представляют собой постоянные клеточные структуры с определенными функциями.
К таким органоидам относятся такие структуры, как цитоплазматический матрикс, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии и т.д.
Сейчас мы попробуем более подробно рассмотреть эти органоиды и узнать, какие функции они выполняют.
Цитоплазма
Цитоплазматический матрикс
Оной из основных частей клетки представляет цитоплазматический матрикс. Благодаря ему в клетке происходят процессы биосинтеза, а его компоненты содержат ферменты, с помощью которых вырабатывается энергия.
Цитоплазматический матрикс
Эндоплазматическая сеть
Внутри, зона цитоплазмы состоит из мелких каналов и различных полостей. Эти каналы, соединяясь друг с другом, образуют эндоплазматическую сеть. Такая сеть неоднородна по своему строению и может быть гранулярной либо гладкой.
Эндоплазматическая сеть
Клеточное ядро
Самой важной частью, которая присутствует практически во всех клетках, является клеточное ядро. Такие клетки, в которых есть ядро, называют эукариотами. В каждом клеточном ядре находится ДНК. Оно является веществом наследственности и в нем зашифрованы все свойства клетки.
Клеточное ядро
Хромосомы
Если под микроскопом рассматривать строение хромосомы, то можно увидеть, что она состоит из двух хроматид. Как правило, после деления ядра, хромосома становится однохроматидной. Но уже к началу следующего деления у хромосомы появляется еще одна хроматида.
Хромосомы
Клеточный центр
При рассмотрении клеточного центра можно увидеть, что он состоит из материнской и дочерней центриолей. Каждая такая центриоль представляет собой объект, имеющий цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество.
С помощью такого клеточного центра происходит деление клеток животных и низших растений.
Клеточный центр
Рибосомы
Рибосомы являются универсальными органеллами, как в клетках животных, так и в клетках растений. Их главной функцией является синтез белка в функциональном центре.
Рибосомы
Митохондрии
Митохондрии также являются микроскопическими органеллами, но в отличие от рибосом имеют двухмембранное строение, в которых внешняя мембрана гладкая, а внутренняя имеет различной формы выросты, которые называют кристы. Митохондрии играют роль дыхательного и энергетического центра
Митохондрии
Аппарат Гольджи
А вот с помощью аппарата Гольджи происходит накопление и транспортировка веществ. Также, благодаря этому аппарату, происходит образование лизосом и синтез липидов и углеводов.
По строению аппарат Гольджи напоминает отдельные тельца, которые имеют серповидную или палочковидную формы.
Аппарат Гольджи
Пластиды
А вот пластиды для растительной клетки играют роль энергетической станции. Им свойственно превращение из одного вида в другой. Пластиды делятся на такие разновидности, как хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.
Пластиды
Лизосомы
Пищеварительная вакуоль, способная растворять ферменты носит название лизосомы. Они представляют собой микроскопические одномембранные органеллы, имеющие округлую форму. Их количество напрямую зависит от того, насколько клетка жизнедеятельна и какое у нее физическое состояние.
В том случае, когда происходит разрушение мембраны лизосомы, то в этом случае клетка способна переваривает сама себя..
Лизосомы
Источники
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=LGVgKbFUph5
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=gPiklIrFYLo
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=L7Mfl6O9b5o
источник презентации — http://ppt4web.ru/biologija/stroenie-kletki2.html
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/27/stroenie-kletki-urok-onz-fgos-biologiya-6-klass
http://school.xvatit.com/index.php?title
www.kursoteka.ru
Ответ §1. Клетка – живая система
1) Дайте определения
-
Ответ: Клетка – это единица строения всего живого.
Органоид – это специализированные структуры клетки, выполняющие определенные функции.
2) Верно ли утверждение «Ядро-обязательный компонент всех клеток организмов»? Свой ответ обоснуйте
-
Ответ: Ядро, является центром всех ядерных клеток. Тем не менее, существуют организмы, которые не имеют ядра. Такие организмы называются – бактерии (прокариотами).
3) Заполните таблицу «Строение клетки»
-
Ответ:
Название органоида
Функции
Ядро
Хранит наследственную информацию
Цитоплазматическая мембрана
Защищает клетку, обеспечивает обмен между клетками и окружающей средой
Клеточная стенка
Органоид растения. Защищает клетку и является опорой
Цитоплазма
Обеспечивает обмен в клетке
ЭПС
Связывает все части клетки между собой, участвует в образовании и транспортировки органических веществ
Аппарат Гольджи
Накопление и транспорт веществ в клетке
Лизосомы
Переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органы и клетки
Рибосомы
Синтез белка
Митохондрии
Накопление энергии
Хлоропласты
Имеют пигмент хлорофилл, дающий листьям зеленый цвет. Растительный органоид.
Вакуоль
Заполнен клеточным соком. Хранит продукты обмена
4) Дополните предложения
-
Ответ: Внутренней средой клетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она соединяет между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы. Оболочка служит внешним каркасом клетки, придает ей определенную форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку.
5) Рассмотрите рисунок. Подпишите органоиды клетки, обозначенные цифрами
-
Ответ:
1-хлоропласт
2-клеточная стенка
3-цитоплазматическая мембрана
4-лизосома
5-вакуоль
6-аппарат Гольджи
7-ЭПС
8-ядро
6) Сравните строение растительной и животной клеток. Заполните таблицу
-
Ответ:
Органоиды
Растительная клетка
Животная клетка
Ядро
Х
Х
Цитоплазма
Х
Х
Мембрана
Х
Х
Клеточная стенка
Х
Лизосомы
Х
Хлоропласты
Х
Вакуоль
Х
ЭПС
Х
Рибосомы
Х
Х
7) Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды
-
Ответ:
8) Выполните задания
* Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы:
* Подчеркните красной линией структуры, которые находятся в ядре:
-
Ответ:
а) пластиды
б) ядрышко
в) лизосомы
9) Какую роль в клетке выполняют хромосомы?
10) Вставьте пропущенные буквы
-
Ответ: Эндоплазматическая сеть, цитоплазма, митохондрия, рибосома, хлоропласт, вакуоль, хлорофилл, пиноцитоз, фагоцитоз.
Лабораторная работа
«Строение растительной клетки»
1) Положите лист элодеи в каплю воды на предметном стекле.
2) Расправьте лист препаровальными иглами и накройте покровным стеклом.
3) Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив ×20, окуляр ×15).
4) Зарисуйте группу клеток.
-
Ответ:
5) Зарисуйте одну клетку листа элодеи. Подпишите ее части.
-
Ответ:
Лабораторная работа
«Строение животной клетки»
1) Рассмотрите постоянный препарат животной ткани при увеличении в 300 раз.
2) Зарисуйте группу клеток животной ткани.
-
Ответ:
3) Зарисуйте одну клетку. Подпишите ее части
-
Ответ:
4) Сравните эту клетку с клеткой листа элодеи. В чем их сходство и различие?
-
Ответ: Сходство в том, что есть цитоплазмическая мембрана, цитоплазма и ядро. Различия: у клетки элодеи есть хлоропласты, клеточная стенка и вакуоль, а у животной клетки – лизосомы и митохондрии.
tetrab.ru
Строение стебля — Пасечник 6 класс (ответы)
33. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста
1 – прямостоячий
2 – ползучий
3 – лазающий
4 – вьющийся
34. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева
1 – камбий
2 – пробка
3 – луб
4 – древесина
5 — сердцевина
35. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части
1 – годичные кольца
2 – камбий
3 – ситовидные трубки
4 – чечевичка
5 – кожица
6 – пробка
7 – луб
8 – сосуды и волокна
9 – древесина
10 – сердцевина
36. Заполните таблицу
Слои и элементы стебля | Тип ткани | Особенности строения клеток | Выполняемая функция |
---|---|---|---|
Кожица | покровные | кожица заменяется пробкой | защитная |
Пробка | покровные | состоит из мертвых клеток | защитная |
Первичная кора | покровные | состоит из мертвых клеток | защитная |
Луб | основная | клетки сожержат хлорофилл | защитная |
Камбий | основная | клетки сожержат хлорофилл | защитная |
Древесина | основная | клетки сожержат хлорофилл | защитная |
Сердцевина | основная | клетки сожержат хлорофилл | защитная |
Серцевинные лучи | проводящая ткань | клетки сожержат хлорофилл | защитная |
Чечевички | основная | маленькие бугорки с отверстиями | осуществляет газообмен |
37. Выполнив лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева», сделайте подписи и рисунки к ним
pobio.ru
Растительная клетка — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).
Основой строения всех живых организмов является клетка. Это наименьшая часть организма, способная самостоятельно существовать и имеющая все признаки жизни.
Клетки мякоти апельсина или грейпфрута можно видеть невооружённым глазом или при помощи лупы. Многие клетки настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом. То, что живые организмы состоят из клеток, учёные открыли ещё в \(17\) веке.
Известны самостоятельно существующие организмы, состоящие из одной клетки, например, простейшими является часть зелёных водорослей.
Строение растительной клетки
Ядро — самая важная составная часть клетки. Ядро отвечает за все процессы, происходящие в клетке. Ядро содержит наследственную информацию о том, какой будет новая клетка, которая образуется в результате процесса деления.
Цитоплазма — бесцветное, вязкое вещество, наполняющее клетку. В цитоплазме находятся все остальные части клетки.
Мембрана — тонкая полупроницаемая плёнка, которая окружает цитоплазму и отвечает за поступление в клетку и вывод из неё различных веществ. Она находится под клеточной стенкой.
Обрати внимание!
В растительной клетке имеются части (органоиды), которых нет в клетках животных. Это клеточная стенка, пластиды и вакуоль.
Клеточная стенка защищает клетку и придаёт ей определённую форму. В состав клеточной стенки входит целлюлоза, придающая прочность.
Пластиды — маленькие составные части клетки. Пластиды могут быть бесцветными и цветными. Зелёные пластиды называют хлоропластами, в них происходит процесс фотосинтеза.
Вакуоль — полость, заполненная клеточным соком и образованными клеткой веществами. Чем старше клетка, тем больше её вакуоль.
www.yaklass.ru
6 класс. 3. Строение клетки
Тема: Строение клетки.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка целей урока.
“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”.
Н. Рыленков
Слайд 2 [Вставить анимацию: эпиграф к уроку .]
ПАУЗА В ВИДЕО
2. Актуализация знаний.
А из чего состоит любой живой организм?
ПАУЗА В ВИДЕО
(Из клеток.)
ПАУЗА В ВИДЕО
С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Микроскоп, лупа)
ПАУЗА В ВИДЕО
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Увеличительные приборы.)
ПАУЗА В ВИДЕО
С помощью них мы можем рассмотреть клетки живых организмов.
Давайте повторим прошлую тему.
Какой увеличительный пробор вы видите на слайде?
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 3 [Вставить анимацию: изибражение лупы .]
(Лупа)
ПАУЗА В ВИДЕО
Из каких частей она состоит?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.)
ПАУЗА В ВИДЕО
Как называется этот увеличительный прибор?
ПАУЗА В ВИДЕО
(Микроскоп)
Слайд 4 [Вставить анимацию: изображение микроскопа .]
Из каких частей он состоит?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Штатив, предметный столик, тубус, окуляр, объективы, зеркало, винты.) ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 5 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов, затем ответов на них .]
3. Изучение нового материала.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с устройством лупы и микроскопа. Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами.
В работе «Микрография» (1665 г.), основываясь на собственных микроскопических исследованиях, Роберт Гук первый описал клетки бузины, укропа, моркови и других растений, причём сам ввёл термин «клетка».
Слайд 6 [Вставить анимацию: изображение клетки с органоидами.]
Клетка – это элементарная и функциональная единица строения живых организмов.
Органоиды – постоянные структуры клетки, имеющие определенное строение и функции.
Слайд 7 [Вставить анимацию: поочередное появление определений клетка и органоиды .]
Со временем термин «клетка» стали использовать для обозначения основы строения и жизнедеятельности всех животных и растений. Рассмотрим основные органоиды клетки.
l Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наследственной информации.
Слайд 8 [Вставить анимацию: изображения ядра и основных его характеристик .]
l Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.
Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение мембраны и основных характеристик .]
l Цитоплазма — вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образуют эндоплазматическую сеть.
Слайд 10 [Вставить анимацию: изображение цитоплазмы и основных характеристик .]
l Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.
Слайд 11 [Вставить анимацию: изображение хлоропласта и основных его характеристик .]
l Вакуоли — окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды.
Слайд 12 [Вставить анимацию: изображение вакуоли и основных характеристик.]
l Митохондрия «сжигает» органические вещества и при этом производит энергию для жизнедеятельности клетки. Этот процесс называется дыханием.
Слайд 13 [Вставить анимацию: изображение митохондрии и основных характеристик .]
4. Физкультурная минутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Слайд 14 [Вставить анимацию: физкультминутки .]
Лабораторная работа.
Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.
Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука
Оборудование: Световой микроскоп, цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука
Слайд 15 [Вставить анимацию: название лабораторной работы, цели, оборудования .]
Ход работы:
1.При помощи пипетки капните на предметное стекло каплю слабого раствора йода.
2.С нижней поверхности чешуи лука снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы и положите его на каплю раствора йода.
3.Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги.
4.Рассмотрите препарат под микроскопом.
Слайд 16 [Вставить анимацию изображение кожицы лука при 200 кратном увеличении .]
5.Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
6.Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и подпишите ее основные части.
Слайд 17 [Вставить анимацию изображение кожицы лука .]
7.Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу?
Вывод:
Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра.
На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.
Слайд 18 [Вставить анимацию вывод по лабораторной .]
5. Закрепление знаний.
- Кто впервые обнаружил клетку?
ПАУЗА В ВИДЕО
Роберт Гук.
ПАУЗА В ВИДЕО
- В каком году?
ПАУЗА В ВИДЕО
1665 г.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Клетка снаружи покрыта?
ПАУЗА В ВИДЕО
Оболочкой.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Зеленые пластиды называются?
ПАУЗА В ВИДЕО
Хлоропласты;
ПАУЗА В ВИДЕО
- Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется?
ПАУЗА В ВИДЕО
Цитоплазма.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Хромосомы находятся в….
ПАУЗА В ВИДЕО
Ядре.
- Основная структурная единица организма?
ПАУЗА В ВИДЕО
Клетка.
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 19 [Вставить анимацию поочередное появление вопросов и ответов .]
Выбрать предложение, которые соответствуют вашему настроению
Сегодня на уроке:
- Меня удивили ответы ребят.
- Я не хотел учиться.
- Я узнал новые факты о растениях.
- Мне было скучно.
- Мне понравилось учиться с помощью компьютера.
Слайд 20 [Вставить анимацию .]
7. Подведение итогов.
Спасибо за урок! До свидания!
znakka4estva.ru
Открытый урок по биологии на тему: «Строение клетки». 6-й класс
Разделы: Биология
Тема: Состав и строение клетки.
Задачи:
- Образовательная: повторить ,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
- Развивающая: продолжить развитие умений анализировать ,выделять главное ,обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма ,совершенствовать навыки работы в группе.
Оборудование: два плаката, маркеры, семена подсолнечника, крахмал картофельный, экран учета деятельности учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительный этап
Учащиеся делятся на две команды. На урок приглашаются родители, классный руководитель, учителя, (члены жюри). У каждого ученика нагрудной знак с №. На доске экран учета деятельности учащихся.
№ | Ф.И. ученика | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 и т.д. | Общее кол-во баллов | Оценка |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 |
III. Терминологический этап
1. Разминка
Каждой команде по очереди учитель читает определение терминов. Побеждает та команда, которая больше угадает количество терминов.
1. Оптический прибор, позволяющий увидеть
увеличительное изображение мелких предметов. (Микроскоп)
2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое
клетки. (Цитоплазма)
3. Органоид, служащий местом сборки белков. (Рибосома)
4. Вирус бактерий. (Бактериофаг)
5. Процесс поглощения клеткой крупных молекул
органических веществ. (Фагоцитоз)
6. Пластиды зеленого цвета. (Хлоропласты)
7. Органоид, принимающий участие в делении клетки
содержащий в своем составе центриоли. (Клеточный
центр)
8. Бесцветные пластиды шарообразной формы. (Лейкопласты)
9. Этот органоид защищает содержимое клетки от
воздействий внешней среды. (Плазматическая
мембрана)
10. Органоид клетки, где хранится наследственная
информация. (Ядро)
11. Органоид растительной клетки, представляющий
собой прозрачные пузырьки, заполненные
клеточным соком. (Вакуоль)
12. Самое распространенное вещества клетки. (Вода)
13. Неорганическое вещество клетки, составляющее
в ней до 30 %всей необходимой энергии. (Жиры)
14. Этот органоид защищает содержимое клетки от
воздействий внешней среды. (Плазматическая
мембрана)
15. Плотный слой из целлюлозы на внешней стороне
плазматической мембраны у растительных клеток. (Оболочка)
16. Органоид, служащий местом сборки белков. (Рибосома)
17. Органоид,в котором образуется и накапливается
энергия. (Митохондрия)
18. Составная часть ядра; их может быть несколько. (Ядрышко)
19. Неклеточная форма жизни. (Вирус)
20. Пороцесс захвата и поглощения клеткой
жидкости с растворенными в ней веществами. (Пиноцитоз)
2. Тест
Командам раздаются задания разного уровня.
1. Два соединения объедены по определенному признаку, а третье является лишним. Найди и подчеркни. Ответ аргументируй. (3 балла)
а) хитин, крахмал, вода;
б) соли кальция, соли калия, клетчатка;
в) жиры, углеводы, вода;
г) минеральные соли, вода, белок;
д) яд змеи, волос, крахмал.
2. Белки выполняют в клетке:
а) защитную функцию;
б) функцию переноса некоторых веществ;
в) обе эти функции.
3. Жиры выполняют функции:
а) формируют ее мембрану;
б) являются внутренним резервом воды;
в) отвечают за движение.
4. Основная функция углеводов в клетке:
а) опорная;
б) энергетическая;
в) защитная.
5. Нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функцию:
а) опорную;
б) защитную;
в) хранение и передачу наследственных признаков.
За 5 минут учащиеся сдают работы в жюри, которое подводит командные и индивидуальные итоги этапа.
IV. Химический этап
От каждой команды к доске выходят по два ученика для работы со схемами “Состав клетки”, а остальным учащимся раздаю тест.
1. Вода составляет в организме:
а) 20%;
б) 60%;
в) 80%.
2. В эмали зубов содержится воды:
а) 20%;
б) 10%;
в) 1%.
3. Прочность костной ткани придают: соли
а) кальция;
б) калия;
в) натрия;
4. Белки относятся к :
а) неорганическим;
б) органическим веществам клетки.
5. Нуклеиновые кислоты находятся в:
а) аппарате Гольджи;
б) митохондриях;
в) хромосомах ядра. (Жюри)
6. Расположите в порядке возрастания содержания в клетке химические элементы (3 балла):
Кальций, водород, углерод, калий
Ответ: калий, кальций, водород, углерод.
7. Расположите в порядке убывания содержания в клетке химические элементы (3 балла):
Кислород, сера, фосфор, азот.
Ответ: кислород, азот, фосфор, сера.
8. Расположите в порядке возрастания содержания в клетке химические соединения (3 балла):
Белки, вода, неорганические соединения, жиры.
Ответ: неорганические соединения, жиры, белки, вода.
9. Из перечисленных химических соединений выберите
(А) белки;
(Б) жиры;
(В) углеводы.
1) яд змеи;
2) крахмал;
3) подсолнечное масло;
4) гемоглобин крови;
5) клетчатка;
6) хитин.
Ответ: А – 1,4; Б – 3; В – 2, 5, 6.
Затем раздаются задания для работы в команде, учитывая степень сложности. Цель команды – набрать максимально большее число баллов. (Время – 5 минут)
Пока жюри подводит итоги провожу физминутку: на подставке ставлю 2 чистых листа бумаги, рядом, на подставке – маркеры. Обе команды выстраиваются напротив своего листа и проводят в виде эстафеты соревнование “Портрет” рисуя любой компонент клетки. Побеждает та команда, которая первая нарисовала правильно портрет клетки.
V. Экспериментальный этап
1. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке:
- “Строение клеток кожицы чешуи луковицы репчатого лука” (1-я команда),
- “Строение клеток листа элодеи” (2-я команда).
2. Выполнение лабораторной работы. Необходимо обнаружить жиры в растительной клетке и доказать опытным путем наличие крахмала – 1-й команде, наличие жира – 2-й команде в клетках растительных организмов (вызываются по одному ученику от каждой команды).
Тем временем, остальным учащимся предлагаются кроссворды, где зашифрованы названия органоидов растительной и животной клетки, а вместо определений – рисунки этих органоидов. По выполнению задания работы сдаются в жюри ,которое подводит итог этого этапа и общий итог урока.
3. Кроссворд “Клетка”
По вертикали: 7. Составная
часть клетки | По горизонтали: 1. Бесцветные
тельца клетки |
Результаты сдаются жюри.
4. Карточка-задание (выбрать правильный ответ):
Правила работы с микроскопом
Этап работы | Выполнение работы | Правильный ответ (+) | Оценка правильности выполнения этапа(+) |
1. | Приготовление микроскопа: 1. Жидкость
не выступает за края покровного стекла. | ||
2. | 3. Под покровное стекло попали пузырьки
воздуха. 4 Под покровное стекло не попали пузырьки воздуха. | ||
3. | Установка микропрепарата: 5. Штатив
повернут “от себя”. | ||
4. | Настройка микроскопа: 7. Поле зрения
микроскопа ярко освещено. | ||
5. | 9. Изображение четкое. 10. Изображение нечеткое. |
5. Какие утверждения верны?
– Все клетки живых организмов имеют ядро.
– В митохондриях образуются бели.
– Все клетки живых организмов имеют пластиды.
– Хромосомы находятся в ядре.
– Некоторые вирусы имеют клеточное строение
– Пиноцитоз – это процесс поглощения плазматической мембраной твердых частиц вещества.
– Клетка это целостная система.
6. Расшифруйте названия органоидов клетки (2 балла):
РОДЯ, ЛАПАЦТОИМЗ, ХРОМОАСМ, ВЬКУАЛО, ОЛОКАЧОБ, ПЛИТАДЫС
7. Каких из названных органоидов в клетке нет? (2 балла)
РЫОП, АКОЛОЧБО, ЖЛЕКМЕТКИНИ, ЯРОД, РЯДШЫКО
8. Вставьте пропущенные буквы:
Ц–ТОПЛАЗМА, В–КУОЛЬ, М–ТОХОНДРИЯ, ЛИЗ–СОМА, Ф–ГОЦИТОЗ, ЭНД–ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ С–ТЬ, Р–БОС–МА, –ДРО.
VI. Проверь свои знания
– Какие клетки изображены на рисунке?
– Какие органоиды изображены?
– Какие функции они выполняют?
VII. Оцените в баллах свою работу
Число этапов, выполненных правильно | Баллы |
+ + + + + | 5 |
+ + + + | 4 |
+ + + | 3 |
+ + | 2 |
+ | 1 |
VIII. Итог урока
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai