Становление психологии как науки кратко – Возникновение и развитие психологии как науки. Основные этапы становления психологии как науки.

Этапы становления психологии

Этапы становления психологии

4 этап

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

3 этап

Психология,

как наука о поведении

Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

2 этап

Психология,

как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

1 этап

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

1 этап

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

2 этап

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

3 этап

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало:

  • отрыв психологии от практики,

  • использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования,

  • невозможность изменить ряд психологических проблем.

  • многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

4 этап

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

  • совершается в процессе активной деятельности;

  • углубляется и совершенствуется;

  • преломляется через индивидуальность;

  • носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

studfiles.net

Возникновение и развитие психологии как науки. Основные этапы становления психологии как науки.

Возникновение и развитие психологии как науки. Основные этапы становления психологии как науки.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.).

Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

К началу XVII века, Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в

Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев).

1879 г. – условная дата происхождения психологии, как науки (система).

В.Вульф – основатель психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное). Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII — XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса.

XIX век – Вильгельм Вундт. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания.

Четвертый этап 1910 — 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Основные концепции в зарубежной психологии: бихевиоризм, глубинная психология, гешталь-тпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, генетическая психология.

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в зарубежной психологии, программу которого провозгласил в 1913г году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение. Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу. Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения — проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.

Глубинная психология(Фрейдизм) — это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики.

Гештальтпсихология — направление в зарубежной психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

Генетическая психология –. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.

Отечественная психология. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского. Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна. Разработка А.Н.Леонтьевым теории деятельности. Интегративный подход в познании человека Б.Г.Ананьева.

Выготский и его концепция. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных.. Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

Первая часть концепции«Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции-«Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Третью часть концепции — «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности.Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.

Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности.

Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно.

Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики.

 

. Разработка А.Н.Леонтьевым теории деятельности. По мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Интегративный подход в познании человека Б.Г.Ананьева. Ананьев рассматривает человека в единстве четыре сторон: 1) как биологический вид; 2) в онтогенезе, процессе жизненного пути человека как индивида; 3) как личность; 4) как часть человечества.

Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции своей деятельности на основе усвоения социальных норм нравственности и правового поведения. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие — внутренне противоречивый процесс. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Б.Г. Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки, именуемые нами макрохарактеристиками такие, как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Данные макрохарактеристики ученый изучал в реальной среде — в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов.

4.Современная психология, её задачи и место в системе наук.

За последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен – ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Задачи: 1) научиться понимать сущность явлений и их закономерность; 2)научиться управлять ими; 3)использовать полученные знания в системе образования, в управлении , на производстве с целью повышения эффективности различных отраслей практики; 4)быть теоретической основой деятельности психологической службы.

В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.

На протяжении многих десятилетий психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий спектр социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

 

Психология, как наука

 

Общест. науки филос. Наука

Способы получения психологических знаний. Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Основные различия житейских и научных психологических знаний.

Способы получения психологических знаний. Как говорил в свое время отечественный философ и психолог Челпанов Георгий Иванович (1862-1936): «Не из наблюдения только самого себя, а из наблюдения вообще всех живых существ психолог стремится строить законы душевной жизни» . Эти наблюдения психология черпает из целого ряда других наук. Тот материал, который необходим психологу для построения системы психологии, мы можем изобразить в следующем виде. Психологу нужны три группы данных: 1)Данные сравнительной психологии:. сюда входит так называемая «психология народов» (этнография, антропология), а также история, художественные произведения и т.п.; психология животных; психология ребенка. 2)Анормальные явления ( душевные болезни; гипнотические явления, сон, сновидения; психическая жизнь слепых, глухонемых и т.п.). 3) Экспериментальные данные.

 

Итак, мы видим, что для современного психолога, прежде всего, необходимо иметь данные сравнительной психологии. Сюда относится «психология народов» ,в которую входят история и развитие религиозных представлений, история мифов, нравов, обычаев, языка, история искусств, ремесел и т.п. у некультурных народов. История, описывая прошлую жизнь народов, описывает и такие моменты в их жизни, как народные движения и т.п., это дает богатый материал для так называемой психологии массы. Изучение развития языка доставляет также очень важный материал для психологии. Язык есть воплощение человеческой мысли. Если мы проследим развитие языка, то мы вместе с этим можем проследить ход развития человеческих представлений. Весьма важный материал для психологии доставляют также и художественные произведения: например, для изучения такой страсти, как «скупость», нам следует обратиться к изображению ее у Пушкина, Гоголя и Мольера.

Психология животных важна потому, что в психической жизни животных те же самые «способности», которые у человека являются в неясной форме, возникают в простой, элементарной форме, вследствие чего доступны более легкому изучению; например, инстинкт у животных выступает в гораздо более ясной форме, чем у человека.

Психология ребенка имеет важное значение потому, что, благодаря ей, мы можем видеть, каким образом высшие способности развиваются из элементарных. Например, развитие способности речи можно было проследить у ребенка, начиная с самой зачаточной формы.

Изучение анормальных явлений, куда относятся душевные болезни, так называемые гипнотические явления, а равным образом сон и сновидения, также необходимо для психолога. То, что у нормального человека выражено неясно, у душевнобольного выражается чрезвычайно ясно. Например, явление потери памяти замечается и у нормального человека, но особенно отчетливо оно выступает у душевнобольных.

Если, далее, мы возьмем людей с различными физическими дефектами, у которых отсутствует, например, орган зрения, слуха и т.п., то наблюдения над ними могут для психологии представить чрезвычайно важный материал. У слепого нет органа зрения, но есть представление о пространстве, которое, конечно, отличается от представления о пространстве у зрячего. Исследование особенностей представления о пространстве слепого дает нам возможность определить природу представления о пространстве вообще.

Экспериментальные данные, данные полученные эмпирическим путем в ходе наблюдения за отдельными психическими фактами дают нам возможность классифицировать феномены психической реальности, установить проверяемую на опыте закономерную связь между ними. Наиболее эффективным методом получения этих данных является лабораторный эксперимент.

Вот тот многочисленный материал, на основании которого строится система психологии.

Житейские психологические знания о себе и других людях. Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека. Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается.

Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Методы обработки данных.

· методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

· методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

· Генетический (фило — и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.

· Структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Достоинства:

Богатство собираемых сведений(обеспечивает как анализ вербальной информации, так и действий, движения, поступков)

.сохранена естественность условий деят-ти

.допустимо использование разнообразных тех средств

необязательно получение предварительного согласия испытуемого

Оперативность получения информации

Относительная дешевизна метода

.обеспечивается высокая точность результатов

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

осуществляеться почти полный контроль за всеми переменными

недостатки:

.субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, пристрастий)

2.невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений

3.вследствие пассивности наблюдателя требуют значительных затрат времени

условия деятельности испытуемых не соответствует реальности

2. исследуемые знают о том, что они являются объектами исследований.

 

Структура психики

Психические процессы
Психологическое состояние
Психологические свойства личности
Психические процессы Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

 

 


Эмоционально-волевые процессы
Познавательные процессы
o — ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире; o — восприятие – процесс создания образа окружающей действительности; o — внимание – состояние концентрации; o — память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации; o — воображение – способность к созданию несуществующего образа; o — мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей. o — Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

 


Психические качества (личностные характеристики) Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся: характер; темперамент; интеллект.
Психологическое состояние – около 2000 (1974г. Левитов)- апатия, угнетённость, депрессия, творческий подъём…)
Эмоционально-волевые процессы

 

Эмоц.-волевые процессы.

чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, — — дружба, патриотизм и т. д.;

— эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;

— мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;

— воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.

 

Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).

I этап. А.Н. Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики» показал, что первый этап развития психики – это стадия элементарной сенсорной психики. Таким образом, для животных с элементарной сенсорной психикой характерно инстинктивное поведение.. Инстинкт – это такие действия живого существа, которые не требуют обучения. Животное «как бы знает» от рождения, что ему делать. В применении к человеку инстинкт – это действия, которое человек производит как бы автоматически, еще не подумав об этом (отстранение руки от пламени костра, махание руками при попадании в воду).

II этап эволюции психики – стадия перцептивной психики (воспринимающей). Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в формы отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных предметов и их соотношений друг с другом. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы – центральной нервной системы.. Вместе с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки, освоенные в процессе жизни каждым отдельным существом. Навык – освоение в процессе жизненного опыта своих индивидуальны для каждого животного форм поведения, основанных на условных рефлексах.

III этап развития психики – стадия интеллекта (высший уровень поведения). Особенности «разумного» поведения животного:

– отсутствие длительных проб и ошибок, правильное действие возникает сразу;

– вся операция проходит как целостный беспрерывный акт;

– найденное правильное решение всегда будет использовано животным в аналогичных ситуациях;

– использование животным других предметов для достижения цели.

Таким образом, в психике животных мы находим немало существующих предпосылок, на базе которых в особых условиях возникло человеческое сознание.

 

10.Понятие о сознании. Структура сознания. Сознательное и бессознательное как основная форма отражения внешнего мира.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

 

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

 

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

 

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

 

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию важные патологические процессы в душевной жизни..

Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот — чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания — внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства — радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти — гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

1.Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.

2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий [7].

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое

 

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

История психологии как наука, основные этапы ее развития

загрузка…

История психологии как наука, основные этапы ее развития.

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
  • Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
  • Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
  • Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;
  • Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
  • I этап (до научный этап — VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
  • II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
  • III этап (экспериментальный этап — XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
  • IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Предмет истории психологии и ее основные задачи.

Предмет истории психологии заключается в изучении становления конкретного представления о психике на различных этапах развития научных знаний. Поскольку история психологии выделяется в качестве особой независимой области знаний, то ей присущ собственный предмет. Как непосредственный компонент культуры, история психологии возникает и развивается во все времена в разных странах мира. История психологии описывает и поясняет факты и законы, которые открывались человеческому уму. Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной. Так, научная деятельность имеет трехаспектную целостную систему:

  • Рассмотрение и изучение души – в данном случае душа выступает в качестве объяснительного принципа о всем происходящем с живыми существами;
  • Рассмотрение и изучение сознания – сознание выполняет две функции. Во-первых, является объектом изучения. Во-вторых, выступает в качестве объяснительного принципа;
  • Рассмотрение и изучение поведения – рассматривается в качестве последнего нового предмета. Его появление повлекло исчезновение объекта изучения, и.е. психики и сознания. Современный этап развития характеризуется тесной взаимосвязью между поведением и сознанием, а также самой деятельностью.
Предмет истории психологии имеет следующие задачи:
  • Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;
  • Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии;
  • Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний;
  • Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.

Основные методы истории психологии.

Методы истории психологии безусловно отличаются от методов науки психологии. Здесь невозможно применить ни один метод психической науки. Собственные методы истории психологии могут быть позаимствованы из таких смежных дисциплин, как истории, науковедения, социологии и т.д., поскольку они входят в контекст науки психологии, конкретной исторической ситуации и культуры.

Рассматривая источники истории психологии (архивные материалы, труды ученых, анализ историко-социологических материалов и художественной литературы), были выделены несколько групп методов истории психологии:
  • Организационные методы, т.е. методы планирования историко-психологического исследования:
    • Сравнительно-сопоставительный метод;
    • Структурно-аналитический метод:
    • Генетический методж
  • Методы, основанные на сборе и интерпретации фактов логического материала:
    • Анализ продуктов деятельности;
    • Категориально-понятийный анализ;
  • Методы исторического анализа трудов и материалов:
    • Методы исторической реконструкции;
    • Проблемологический анализ;
  • Методы, основанные на тематических знаниях:
    • Тематический анализ;
    • Метод библиотричного анализа;
  • Метод источниковедческого анализа;
  • Метод интервью;
  • Биографический метод.
Все вышеперечисленные методы истории психологии применялись в различных учениях: материалистическом учении в античной психологии, идеалистическом учении Платона и Сократа, учении Аристотеля о душе, учении античных врачей и т.д.

загрузка…

www.edu-psycho.ru

Становление психологии как науки

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля считают основателем психологии.

С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв.

Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки2.

I этап (IV в. до н.э. — середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе.

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.

Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности.

Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа.

Переход от стихийного и иррационального анимизма к гилозоизму – философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи, оказал влияние на развитие учения о душе. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира.

Учение о душе исходно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины.

В философии древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто, дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение. Так, великий диалектик Гераклит (конец VI — начало V в. до н.э.) утверждал наличие огненной стихии – Психеи, приобщающейся к «космическому огню»; тем самым душа человека оказывалась причастна Космосу.

Так начиналась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку. Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души; однако именно в XVII веке, в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т.е. на основе разума (и веры в его могущество) сформулировать представления о мире и человеке; к этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы обоснованных (не только на уровне формальной логики) правил, методов рассуждения в науке.

II этап (середина XVII в. — середина XIX в.) – психология как наука о сознании.

Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

Становление психологии в этот период связано с несколькими выдающимися именами.

Первыми из них мы назовем Рене Декарта (1596-1650), французского мыслителя, автора таких важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения.

Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики. Процессы жизни у животных – своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия. Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы – это трубочки, передающие животные духи как газ или ветер. Общая схема такова: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями) воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам (центробежным, эфферентным путям) животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже, в связи с чем Декарта часто называют «отцом физиологической психологии». Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животное и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом: животные же бездуховны, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является факт наличия самого сомнения, а следовательно, мышления. Таким образом, душа в системе Декарта оказалась интеллектуализирована; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире; эта традиция сохранилась в психологии надолго.

Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании, и поскольку психическое (сознание) дано непосредственно только субъекту, то в качестве ведущего способа познания психического провозглашалась рефлексивная деятельность человека или интроспекция.

Идеи Р. Декарта надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии.

К середине XVII в. сложилось и стало доминировать представление, что знание основывается на опыте, а идеи, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения вос­ходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве.

В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии — в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобытных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

Представители научных дисциплин, работающих над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии. Однако ни существенные успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин в качестве образцов не могли придать психологии статус научной дисциплины до тех пор, пока не были решены вопросы принятия общенаучных ценностей, применения общенаучного метода, а также собственного метода и предмета исследования.

Таким образом, в этот период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на основе самонаблюдения; сформулирована необходимость перехода от исследований теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научным.

Но все же в этот период не было завершено формирование необходимых составляющих структуры научного знания — собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.

studfiles.net

5. Краткая история становления психологии как науки

Этапы развития психологии: 1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; 2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; 3) ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; 4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса; 5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы; 6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники; 7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.  Краткая история психологии.  Античность. Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования. Средние века. Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна). Новое время. Рудольф Гоклениус. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле. XVIII век. 2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт. XIX век. Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук. Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки. XX век. Первые десятилетия. Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг. В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы. В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления. Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс). 1930—1940-е годы. В Германии приходят к власти фашисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения. Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей. Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.). Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности. Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР. Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике. 1950—1960-е годы. Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер. Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий. На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации. Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи. В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы: (саентология, лайфспринг). В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России. 1970—1980-е годы. Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика. В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

studfiles.net

1. Возникновение психологии как науки.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

3. Основные психологические школы.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное ( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

studfiles.net

4. Основные этапы развития психологии как науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап – психология как наука о сознании. На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап– психология как наука о поведении. На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика — материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *