Скульптуры средних веков
С падения великой Римской Империи в конце V века началась эпоха, продолжавшаяся тысячу лет, время, названное историками Сумерки человечества, расцвет инквизиции, мракобесия и усиления гонителей просвещения, науки и искусства. Но даже в таких неблагоприятных обстоятельствах человеческий талант пробил себе дорогу в Средние Века было создано небывалое количество величественных произведений искусства, среди которых были грандиозные сооружения, вызывающие неподдельное восхищение.
Подъем искусства в средние века стал следствием развития общества оно становилось все более прогрессивным, рабовладельческий строй уступил место феодализму, появились технические новшества, которых не было ранее, и в результате талантливые творцы начали создавать прекрасные фрески, мозаики, витражи, воздвигать храмы совершенно новой, не виданной ранее архитектуры, и вообще внесли в искусство мира совершенно неповторимый вклад.
Огромные синтетические ансамбли, грандиозные здания с сотнями статуй и множеством росписей, стремление передать нечто потустороннее, неземное и возвышенное в соответствии с всеобщим религиозным настроем того времени делает чудеса средних веков совершенно уникальными, особенными и неповторимыми.
И что сколь бы суровым ни было окружение талантливого человека, его дар всегда найдет себе дорогу и сумеет выразить себя, создавая удивительные памятники искусства.
Искусство Средних Веков
В византийском искусстве 6 века скульптура играет сравнительно незначительную роль. В это время наибольшее распространение получает декоративный рельеф . Особенно богатые примеры дают памятники Равенны. В восточных областях империи, по-видимому, дольше сохранялась портретная скульптура, развивавшаяся в традициях позднего римского искусства. Встречаются и памятники скульптуры с сюжетными изображениями, обычно выполненными в рельефе. Сравнительно редко встречается скульптура в позднейшие периоды развития византийского искусства. Объясняется это скорее всего религиозными мотивамиотрицанием восточной церковью скульптурных изображений как пережитков языческих культов. В светском же искусстве раннего периода скульптура была более распространена: из литературных источников и старинных рисунков мы знаем, например, об украшении площадей Константинополя не только античными статуями, но и памятниками византийского времени .
Большое развитие получили в 6 веке в Византии различного рода художественные ремесла. До нас дошли ряд памятников с замечательной резьбой по кости, изделия из серебра, ткани и т. п. В резьбе по кости отчетливо проступает античная традиция в трактовке изображений . Античные традиции переплетаются здесь с влиянием искусства восточных провинций Римской империи.
Из памятников этого периода можно отметить ряд консульских диптихов со светскими изображениями на костяных пластинках, несколько более поздние диптихи с церковными изображениями, а также так называемые пиксиды , религиозные сцены на которых иногда переданы со множеством реальных деталей. Большой известностью пользуется замечательная кафедра епископа Максимиана в Равенне, сплошь покрытая резными пластинками из слоновой кости с религиозными и орнаментальными изображениями.
Изделия из серебра различные чаши, блюда, кувшины, предметы культа и т. п. также сохраняют в сюжетах и стиле своих изображений сильное влияние античной традиции, хотя наряду с ней в ряде памятников 67 веков развивается и иная графическая и орнаментальная манера трактовки образов.
Прекрасной коллекцией памятников византийского серебра обладает Государственный Эрмитаж в Ленинграде: подавляющее большинство этих вещей найдено на территории Советского Союза, главным образом в Приуралье, куда они попадали в обмен на высоко ценившиеся меха. На византийских шелковых тканях 67 веков сказывалось влияние сасанидского искусства.
Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное влиянию церкви, оно последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко читались прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу. Обращали на себя внимание и разные масштабы фигур, размеры которых зависели от их иерархической зависимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.
Скульптура романского стиля.Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры, кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.
Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина техника живописи. Водяные краски на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей агнец, Марк лев, Лука телец, Иоанн орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам. Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе. 1145-1155 гг. Франция.
Особенности скульптуры средневековья
Скульптура средневековья имеет свои особенности — изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня библию бедных.
Источники: vse-chudesa.ru, festival.1september.ru, la-fa.ru, ppt4web.ru, 900igr.net
Это интересно
Богиня Немезида
Немезида — как известно, богиня возмездия, этот архетип можно охарактеризовать как архетипическую совесть. Наиболее ярко данный архетип проявляется …
Легенда о созвездии Гончие Псы
Гончие Псы — созвездие северного полушария неба. Площадь 465,2 квадратного градуса, 57 звёзд, видимых невооружённым глазом. Наилучшие …
История и культура Древнего Рима
История Древнего Рима являет собой интересный и уникальный процесс, исследованием которого занималось довольно большое количество историков и …
Хараппская цивилизация
Хараппская цивилизация — цивилизация долины Инда, археологическая культура середины 3 го тыс. 17 16 вв. до н. …
Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь родился в Риме в 102 или 100 году до нашей эры, родом он …
Поход Ермака в Сибирь
Ермак Тимофеевич — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства. Его служба у Строгановых и поход в …
Легенды о Козероге
Козерог относится к зодиакальным созвездиям и находится в южной части неба. Оно никогда не поднимается высоко …
objective-news.ru
Средневековое искусство и его особенности
Средневековье — это уникальный исторический период. Для каждой страны он начинался и заканчивался в разное время. К примеру, в Западной Европе Средневековьем считается период с V по XV вв., в России — с X по XVII вв., а на Востоке — с IV по XVIII вв. Рассмотрим далее, какое духовное наследие оставили нам творцы той эпохи.
Общая характеристика
Каким было средневековое искусство? Кратко говоря, в нем соединились духовные искания живших в то время мастеров. Основные темы их творений определялись церковью. Именно она выступала тогда в качестве главного заказчика. Между тем история средневекового искусства связана не только с христианскими догматами. В народной памяти того времени все еще оставались признаки языческого мироощущения. Это можно увидеть в обычаях, фольклоре и обрядах.
Музыка
Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.
Книги
Средневековая литература и искусство оставили богатейшее наследие потомкам. Ранние книги той эпохи были тщательно переписаны и затем проиллюстрированы монахами. В то время бумага считалась большой редкостью, в связи с чем ее заменяли пергаментом. Его изготавливали из кожи теленка либо ягненка. Писать учились на так называемых деревянных таблетках, покрытых черным или зеленым воском. Средневековые произведения искусства воплощались преимущественно на деревянных досках. Для наиболее ценных томов использовали простое кожаное тиснение. Средневековая культура и искусство обогащались за счет странствующих ученых и поэтов. Они отправлялись в походы, чтобы изучить формы письма других стран. С появлением куртуазной любви средневековое искусство наполнилось романтизмом. Он проявлялся в первую очередь в прозе и музыке. При дворах пели песни, посвященные эпическим сражениям Карла Великого, Артура и Роланда. Активно продолжала развиваться письменность. В эпоху средневековья появились строчные и заглавные буквы, определились правила написания. Книги в то время считались настоящим сокровищем. Они не были доступны широкой массе населения. Как правило, их хранили под замком. Если у кого-то возникали проблемы с деньгами, книгу можно было заложить и получить хорошее вознаграждение.
Средневековое искусство: живопись
В то далекое время созданием фресок и картин занимались только те, кто действительно имел талант и обладал необходимыми способностями к рисованию. Эта творческая работа не являлась каким-то хобби или развлечением. Средневековое искусство предъявляло к мастерам определенные требования. У каждой картины или фрески был свой заказчик. Как правило, расписывались церковные стены, алтарь или помещение для молитвы. Художников средневековья можно, скорее, назвать ремесленниками, какими были, например, кузнецы или плотники. Именно поэтому имена многих из них не дошли до настоящих дней. К примеру, сапожники не ставят свою подпись на каждой паре обуви. Кроме того, создание фресок было зачастую коллективным. Художники не ставили целью точно копировать окружающий мир. Средневековое искусство предполагало морализаторское и эмоциональное воздействие на людей. Из этого сформировались определенные негласные правила:
- Показывать одного персонажа на одном полотне в различные временные промежутки (по аналогии с современными комиксами).
- Пренебрегать действительным размером человека для придания максимальной наглядности событию.
Искусство средневекового витража основывалось, преимущественно, на религиозной тематике. Как правило, рисовали такие сюжеты, как «Рождество Христово», «Распятие», «Страсти Христовы», «Мадонна с младенцем» и пр.
Романский стиль
Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х — XII вв. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Романский стиль соединил в себе меровингские и позднеантичные сюжеты, компоненты «Каролингского возрождения», периода Великого переселения. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Архитектура также была культовой. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.
Зодчество
Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности. Они господствовали над окружающим, воплощая в себе подобие «града Господня» или выступая в качестве наглядного выражения могущества феодала. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Романские здания представляли собой системы стереометрических простых объемов: призм, кубов, параллелепипедов, цилиндров. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Эти элементы ритмизировали массивность стен, но не нарушали при этом их монолитной целостности.
Храмы
В них развивались унаследованные от раннехристианской архитектуры типы центрической и базиликанской церкви. В последнем неотъемлемыми элементами были башня или фонарь. Каждую главную часть храма создавали как отдельную пространственную конструкцию. И внешне и внутри она четко отделялась от остальных. Общее впечатление было усилено сводами. Они были преимущественно крестовыми, цилиндрическими или крестово-реберными. На некоторых храмах устанавливали купола.
Отличительные черты декора
На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала настенной живописи. К концу XI — началу XII вв., когда конфигурация стен и сводов стала сложнее, в храмовый декор вошли монументальные рельефы. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. В позднем романском стиле на смену плоскому рельефу приходит более высокий и насыщенный эффектами света и тени, но сохраняющий органическую связь с поверхностью стены. Центральное место в живописи и скульптуре занимали темы, выражавшие грозное и безграничное Божье могущество. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Что касается повествовательных циклов на евангельские и библейские темы, то они приняли более динамичный и свободный характер. Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.
Готика
Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Готическое искусство средневековой Европы считалось «варварским». Расцветом романского стиля считается Х — XII вв. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Она выступала преимущественно культовым искусством по религиозным темам и своему назначению. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами.
Особенности формирования
Искусство средневекового витража, скульптура, зодчество в готический период унаследовали от романского стиля множество элементов. Отдельное место занимал собор. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. В тот период начинали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города, стали выдвигаться светские силы — торговые, ремесленные, городские, придворно-рыцарские круги. По мере становления общественного сознания, совершенствования техники стали расширяться возможности для эстетического осмысления окружающего мира. Начали складываться новые архитектурные направления. Широкое распространение получило градостроительство. В городских архитектурных ансамблях присутствовали светские и культовые сооружения, мосты, укрепления, колодцы. Во многих случаях на главной площади города возводились дома с аркадами, складскими и торговыми помещениями на цокольных этажах. От нее отходили главные улицы. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Королевские и феодальные замки стали постепенно превращаться в целые комплексы, включающие культовые, дворцовые и крепостные сооружения.
Скульптура
Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. Готическая скульптура, по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.
Индия
Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции. Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот.
Каменная скульптура
Она служила в качестве украшения архитектуры. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. В них все фигуры были тесно связаны. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Это обусловлено влиянием на развитие скульптуры искусства танца, которое было широко распространено в Индии с самой древности. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. На их верхушке сооружали зонт-лотос. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Внутри помещения были темными и низкими. Они именовались святилищами. Войти в них мог далеко не каждый человек. Дворы храмов украшались скульптурами, изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо.
Классические произведения
В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма «Рамачарита». В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей — рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование «Кадамбари». Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе «Приключение 10 принцев» высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги.
Расцвет
Он приходится на IV-VI вв. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства, и науки. В настоящее время она символизирует величие духа древности. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.
fb.ru
Время Соборов. Скульптура Средневековья | Artifex.ru
Красота старых европейских городов в их архитектурных пропорциях. Они пронизывают всё, чувствуются в деталях и при этом подчиняются общему ансамблю, в центре которого возвышается собор.
В Средние века соборы встречали первые лучи солнца. Они же воплощали в себе весь синтаксис архитектуры: от коробовых сводов и полуциркульных арок, до чарующих орнаментов на стенах и витражах. Религиозные изображения над входом и в галереях собора служили библией для неграмотных. Именно здесь с момента падения Римской империи развивалась христианская скульптура.
Вспомните основные характеристики античной скульптуры. Она была выражением греческой жизни. Воплощением чувственности и божественной сексуальности. И разумеется, что все это с позиции ранней христианской церкви осуждалось и приговаривалось к уничтожению.
Опираясь на веру, а не на здравый смысл, первые церковные активисты сжигали всю античную литературу. То немногое, что все-таки удалось сберечь, было свалено в подвалы монастырей и тихонько гнило. А когда пергамента для библейских текстов стало не хватать, церковь приняла гениальное решение — достать то, что вопреки всему уцелело, соскоблить дьявольский текст, чтобы записать закон божий! Это явление получило название палимпсест.
Уничтожение ценных античных текстов привело к тому, что ученым, врачам, художникам приходилось открывать все заново. А в освобожденном от знаний молодом христианском мире царствовали болезни, войны, голод и невежество.
В средневековом искусстве сразу стал действовать принцип религиозного чувства — раз приняв известный образ, религия запрещала художникам отступать от него. Это превращало художника в безымянного ремесленника, создающего копии, приговаривало к воспроизводению работ предшественников. Скульпторы не могли вносить существенные изменения в оригиналы, но у них была возможность проявлять себя в техническом исполнении. И, прежде чем мастера эпохи Возрождения отвоевали у церкви право на авторство и приблизились к гению античной мысли, прошла тысяча лет!
Причина столь долгого развития все та же. Наряду с техническими приемами обработки камня было утрачено и моделирование — великая сила, добытая древними путем изучения законов солнечного света. Именно эта сила участвовала в создании жизни, насыщала произведения античных авторов, как кровь, оживляя их красоту.
Общецерковные требования и дефицит знаний привели к тому, что переход от низкого рельефа к высокому, а потом к портретной, станковой и отдельно стоящей скульптуре продлился несколько веков. За это время христианскую скульптуру лишили динамики, сделали жесткой, освободили от античных канонов и накинули покрывала. Повсюду звучала та самая меланхолическая нотка:
«Жизнь коротка, к ней не стоит привязываться»
Форма кронштейна, когда из-за наклона торса получается тупой угол, тоже впервые возникла в ранней средневековой скульптуре. Это была попытка нащупать, по обломкам античных изваяний, ту тонкую науку планов. Но из-за отсутствия полноценных статуй четыре вектора превратились в два и сегодня на всех распятиях торс Христа смотрит вправо, а ноги и таз — влево.
Вспомните Венеру Милосскую — одно из высших воплощений античного вдохновения. Голова и торс богини наклонены вперед. Эта деталь, заимствованная художниками средневековья, проявляется теперь во всех лучших образцах христианской скульптуры. Отсюда сходство Венеры Милосской с изображениями например Девы Марии. Тот же спокойный ритм, та же вдумчивость.
Христос на кресте с ослабевшими ногами и торсом, склонёнными к людям, грехи которых искуплены Его страданиями. Дева Мария, распростертая на трупе своего сына. Мария Магдалина на одном из алтарей Баптистерия во Флоренции — все это вариативные копии с Венеры Милосской, и их бесчисленное множество.
Для греков красота заключалась в идее порядка, но эту красоту могли постигнуть только высокие интеллекты. Она презирала простую смиренную душу, в ней не было ни капли жалости к смутным стремлениям обездоленных. Это она внушила Аристотелю апологию рабства и, допуская только идеальные формы, бросала уродливых новорожденных в пропасть.
Греческий порядок, так возбуждающий восторг философов, был чересчур определён. Они построили его по законам человеческой геометрии. Мы знаем например, что греки представляли себе вселенную, ограниченной хрустальным кругом. Беспредельное внушало им ужас. Они не менее боялись и прогресса, идея которого расцветала в позднем Риме.
Все сотворенное казалось им прекрасным только в первые моменты творения, пока ничто не нарушало божественного равновесия. Но время убегало, и ежедневно в мировой порядок греков входило смятение. «Золотой век», который для нас с вами находится в светлом будущем, для греков терялся в далеком прошлом.
В Средневековье существовала своя идея порядка. Высшая мудрость стремилась к царству небесному, презрев мир. Искусства больше на служили природе, теперь они создавались для церкви. Но ни живопись, ни скульптура не в состоянии были удовлетворить душу, обращенную к божественной любви.
Основной художественной задачей искусства Средневековья было отразить картину мироздания. Изображения должны были напугать смертного человека, заставить его жить по заповедям и верить в отпущение грехов. Отсюда типичные композиционные элементы: искушение и самодовлеющая душа, страдание, покаяние и прощение, отвращение к земной жизни и борьба с оковами плоти. Конечно, в раннем средневековье скульптура шла несколько позади всех изобразительных искусств, но расцвет готической мысли быстро вывел её на ведущие позиции.
В готике возникает принцип единения всех искусств, подчиненных основным формам архитектурных конструкций. Скульптура хоть и выступает из каменной массы здания, но остается его частью. Статуи умерших, восстающих на Страшный суд, пророков, евангелистов продолжают вертикали колонн и арки порталов. Вместе они образуют единый эстетический ансамбль готической архитектуры.
Внутри самого храма располагались гробницы святых, которые также имели архитектурную конструкцию, щедро украшенную небольшими статуями апостолов, мифологических существ и животных. Пример такой гробницы святого Зебальда есть в итальянском дворике Пушкинского музея.
Сегодня средневековая архитектура восхищает нас своим гением. Будь то Шартрский собор, или собор в Кёльне, Базилика во Флоренции, или Нотр Дам де Пари. Вы просто входите внутрь и видите, как солнечный свет струится в витражное окно. Вы физически ощущаете небольшой прибой, а иногда даже цунами душевного подъема. Все это плод великих лишений и еще более великих открытий Средних веков. Собор — это не просто церковь, это благоухание, это месса Моцарта, когда со всех сторон льются божественные звуки.
artifex.ru
Презентация по истории «Скульптуры средневековья»
Скульптуры средневековья
Ученик 6 В класса МБОУ гимназии №12
г. Ростова – на — Дону
Погорелов Сергей
Учитель истории Масленко Н. Г.
2015 год, декабрь
СКУЛЬПТУРА
(лат.— вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из
Кости
Дерева
Воска
Камня
Глины
Металла
изображение человека, животных и других предметов природы
в осязательных, телесных их формах
ваятель
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.
А. Крафт
Н. Пизано
СКУЛЬПТУРА и церковь
В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил.
Саркофаги
Важнейшие памятники, дошедшие до нас от этого времени — саркофаги ( резные каменные гробы) с рельефами, символически олицетворяющими новое мировоззрение или воспроизводящими библейские сцены.
Мелкие вещи
В тёмную пору раннего средневековья скульптура находилась в полном упадке: в Византии и вообще на Востоке оно было изгнано из употребления для крупных предприятий и производило лишь мелкие вещи, каковы диптихи из слоновой кости, кресты, оклады священных книг и икон, а на Западе, где также ему приходились удовлетворять почти исключительно потребностям религиозного культа, прозябало на почве смутных, заглохнувших античных преданий.
Романтический период
За романский период истории искусства можно указать на несколько любопытных явлений. Таковы в XI веке бронзовые двери Гильдесгеймского собора — произведение искусного литейщика епископа Бернвальда,
Скульптуры 12 века
В XII веке — большая купель в церкви святого Варфоломея в Люттихе
рельеф
Колоссальный Экстерский рельеф на каменной стене в Вестфалии (Германия)
СКУЛЬПТУРы 13 века
XIII веке — так называемые Золотые Ворота во Фрейберге, купель Бернского собора
Никола пизано
Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту благодаря созданию
кафедры Пизанского баптистерия,
фонтана перед ратушей в Перуджи
Готический стиль
Наступившее вслед за тем господство готического архитектурного стиля открыло ваянию более обширное поприще деятельности: для декорирования затейливых фасадов, башенок, стен и всех частей храмов этого стиля требовалось сильное содействие пластики, и она наделяла их многочисленными резными украшениями, рельефами и статуями, причем исполняла их в духе самой готики — мистическом и мечтательном.
СКУЛЬПТУРА
Дальнейшее движение немецкой пластики клонится к ещё более живому, индивидуализирующему направлению, предвозвещающему во многих отношениях стиль Возрождения. Адам Крафт (около 1500 г.) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления.
Резьба из дерева
Рядом с каменным и металлическим ваянием делает существенные успехи и немецкая резьба из дерева, на которую в рассматриваемый период существовал большой запрос, а именно, для алтарных и других церковных украшений. Известнейшими мастерами деревянно-резного дела были в XVI столетии нюрнбергцы Фейт Штос и Ганс Брюггеман и тиролец Михаель Пахер.
Презентация
Составлена
по материалам
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
http://goodcoins.su/antic/sculpture/ganrsculpt.htm
https://otvet.mail.ru/question/35917481
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fhubbmax.files.wordpress.com%2F2010%2F02%2Flamentation-group.jpg&_=1450981968841&p=1&text=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=41&rpt=simage&lr=39
videouroki.net
Архитектура и искусство средневековой Европы. Романский и готический стили | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга
В начале эпохи Средневековья (приблизительно до Карла Великого) строительство было так запущено, что тогдашние мастера вынуждены были изучать архитектурные достижения древних римлян. Как следствие, в X в. в Западной Европе начинает формироваться романский (римский) архитектурный стиль. Это был первый общеевропейский стиль, распространившийся в XI-XII вв.
Христиане хотели увековечить свою любовь к Господу в роскошных храмах. Материалом для их строительства был тесанный белый и розовый камень. Храмы были такими большими и мощными, что при необходимости могли выдержать атаки врагов и стать убежищем для парафиян и паломников.
Схема романского собора: 1 — центральный неф; 2 — боковой неф; 3 — свод. |
XI в. Из работы «Пять книг историк своего времени» монаха Рауля Глабера
Когда наступил третий год, что шёл за тысячным, почти все земли, а более Италия и Галлия, стали свидетелями перестройки церковных сооружений; хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом. Настоящее соперничество побуждало едва ли не каждую христианскую общину возводить более пышную церковь, чем у соседей. Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей. В это время почти все епископские и монастырские церкви, посвящённые разным святым, и даже малые сельские часовни были перестроены и стали ещё наряднее.
Романское искусство достигло наивысшего расцвета около 1100 г., когда в аббатстве Клюни и была возведена наибольшая в Европе романская церковь. Кроме монастырских комплексов и храмов, в романском стиле возводились многочисленные замки, городские дома.
Городская ратуша. Брюссель. 1402-1449 гг. |
Романские храмы строились по образцу базилик. Так древние римляне называли большие общественные здания, где заседали суды и велась торговля. Такие храмы, имели, прямоугольную форму. Внутри были разделены колоннами на три или пять продольных частей. Сверху колонны украшали канители (резной скульптурный орнамент). В западной части храма находился портал (главный вход), а в восточной — алтарь (место богослужения). Романские храмы имели толстые стены, массивные угловые башни и небольшие узкие окна, поэтому они напоминали крепость. Внутри стены украшали фресками — росписью красками по свежей, ещё влажной штукатурке.
Храм Богоматери в Пуатье. XII в. |
Именно в это время появляются рельефы, их иногда раскрашивали, что делало изображение чётким и выразительным.
Здания были мрачными. Зодчие стремились наполнить их светом, но это стало возможным только с появлением нового стиля — готического (от названия племени готов). Он развился в XIII-XIV вв. и, в отличие от романского, считался варварским.
Герцог. Еккергард и его жена Ута. Собор в Мейсене. XIII в.
Классический образец готической архитектуры — городская ратуша в Брюсселе. Это трёхэтажное здание первой половины XV в. Над ратушей возвышается башня, высота которой достигает 90 метров. На её вершине сооружён пятиметровый флюгер с изображением святого Михаила, убивающего дракона. У подножия здания — широкие овальные ворога, украшенные скульптурами, — символами Правосудия, Осторожности, Мира, Закона, Сдержанности и Силы.
Расцвет готики приходится на период побед городских коммун. В городах, получивших право на самоуправление, артели ремесленников возводили ратуши. Здесь размещались органы городского самоуправления. Ратуша была большим каменным зданием, над которым вздымалось остриё башни — своеобразный символ независимости города.
Схема готического собора: 1 центральный неф; 2 — боковой неф; 3 — контрфорс; 4 — свод; 5 — аркбутан. |
Но самое величественное сооружение готической архитектуры — это собор. Готические соборы — символы богатства и могущества города — были величественными, устремлёнными к небесам. Если в романском храме свод опирался на толстые стены, то в готическом соборе — на стрельчатые арки, которые держались на столбах. Это делало сооружение более просторным и светлым. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло. Из него выкладывали разнообразные витражи с изображением людей и растений. Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фантастические фигуры зверей), живописные полотна.
Валаам и ангел. Скульптура капители. Собор в Маастрихте. XII в. |
Кафедральный собор в Реймсе, где короновались французские короли — одна из прекраснейших архитектурных готических достопримечательностей Франции. Его строили с 1212 по 1311 г. Собор возведён на месте паломничества; здесь ещё в языческие времена находился священный источник. Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов. Внутри второго яруса размещено огромное круглое окно, каменное переплетение которого по форме напоминает цветок. Это знаменитая готическая «роза». По обе стороны от неё размещены высокие узкие окна. Весь второй ярус украшают статуи библейских царей — предков Иисуса Христа и его матери Девы Марии. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями.
Собор в Вормсе. XI XII вв. |
Миланский собор. Основная часть собора, построенная в XIV-XV вв. |
Архитектура
В X-XII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Характерные сооружения — замки, храмы — были похожи на крепости. Их массивность заменили легкость, стремительность готических зданий: соборов, дворцов, ратуш, жилых домов и т. п. Искусство готики (XIII-XV вв.) было ближе жизни и чувствам людей. Материал с сайта //iEssay.ru
Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска. XIV в. |
Скульптура
Средневековые храмы Западной Европы неразрывно связаны со скульптурой.
Готические фигуры были неотделимы от стен. Камень будто оживал, мастера передавали в изображениях внутреннюю красоту, сильные чувства и внешнее очарование.
Живопись
Время сохранило для нас многочисленные памятники средневекового искусства: иконы, фрески, мозаики, миниатюры, гравюры и т. п. Продолжая готические традиции, художники позднего Средневековья проявили глубокий интерес к духовному миру человека. Это способствовало появлению в живописи пейзажа, портрета.
К. Кривелли. Мария Магдалина. 1470 г. |
А. Дюрер. Автопортрет с пейзажем. 1498 г. |
- сообщение на тему скульптуры средневековья короткое
- литература и архитектура 18 века доклад в европе
- готический стиль средневековья сочинение
iessay.ru
16. Живопись, архитектура и скульптура Средневековья
16. Живопись, архитектура и скульптура Средневековья
Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду и ее символическое значение.
«Каролингский ренессанс» (от франц. «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).
Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать.
Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными, изображения – плоскостными.
После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Церкви строили по образцу римских базилик. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.
Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.
В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru
скульптура средневековья — Расскажите о скульптуре в средние века, пожалуйста. — 22 ответа
средневековая скульптура
В разделе Архитектура, Скульптура на вопрос Расскажите о скульптуре в средние века, пожалуйста. заданный автором Приспособляемость лучший ответ это В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображавших Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) около 9 тысяч статуй.
По мнению духовенства, искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах. Церковь была заказчиком произведений искусства, но создавали их городские ремесленники. В статуях на религиозные темы они выражали народное понимание жизни, а также собственное отношение к миру.
Существовали и определенные правила украшения романских храмов: внутри в центре помещали изображения Христа или фигуру Богоматери, ниже – ангелов, апостолов, святых. Богаче всего украшали западный фасад, где был главный вход.
В романском искусстве более всего проявились такие черты, как фантазия, грубоватый юмор. На колоннах, окнах, рельефах стен и дверей изображались кентавры, полуптицы-полуживотные, различные химеры и другие сказочные существа. Они должны были представлять силы дьявола, но попали в искусство из языческих верований и связанного с ними народного творчества – сказок, басен, песен.
В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали человека с немощным, иссушенным страданием телом, но при этом более глубоко отражали его внутренний мир.
Источник: http://www.nachideti.ru/history/146-skulptura.html
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Расскажите о скульптуре в средние века, пожалуйста.
Ответ от Невропатолог[новичек]
Норм!)
Ответ от Аэростатика[активный]
кек
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Готическая скульптура на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Готическая скульптура
Скульптура на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Скульптура
Ответить на вопрос:
22oa.ru