Создание в россии государственной думы – Государственная Дума Российской Федерации — это… Что такое Государственная Дума Российской Федерации?

Содержание

Российская Государственная Дума: история | История Российской империи

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи

В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.

Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы

 

 

 

 

 

 

 

 

Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными  по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государс

www.rosimperija.info

Государственная Дума (1905-1917) — это… Что такое Государственная Дума (1905-1917)?

Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн.

Государственная дума Российской империи — законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

История

До 1905 г. в Российской Империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как

„особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов“[1]. Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года.

Основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. [2], установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

I созыв

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49% всех выборщиков принадлежала крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвертой — четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков — 97, 105 беспартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приема у Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя — князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д.И. Шаховской (кадет).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечания крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительством и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. 8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но еще более разжигает смуту, распустило ее.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т.н. Выборгское воззвание.

II созыв

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя — Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем — М.В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутата в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

III созыв

Одновременно с указом о роспуске думы 2-ого созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу[4], то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала: крайних правых депутатов — 50, умеренно-правых и националистов — 97, октябристов и примыкавших к ним — 154, «прогрессистов» — 28, кадетов — 54, трудовиков — 13, социал-демократов — 19, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, Польское коло — 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

Председателями Думы 3-го созыва были: Н.А. Хомяков (октябрист) — с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А.И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М.В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.

Товарищами председателя — кн. В.М. Волконский (умеренно правый), бар. А.Ф. Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С.И. Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М. Я. Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г. Секретарем — Иван Созонович (правый).

Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Октябристы — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

IV созыв

Выборы в IV Государственную Думу

Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их «бесшумно» и с помощью «нажима» на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить ее сдвиг «влево». В результате правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию.

Законодательная деятельность

Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три — на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, вторая — с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, чрезвычайная сессия состоялась 26 июля 1914 года. Третья сессия собиралась с 27 по 29 января 1915 года, четвертая — с 19 июля 1915 года по 20 июня 1916 года, и пятая — с 1 ноября 1916 года по 25 февраля 1917 года.

Сибирская группа членов IV Государственной думы. Сидят (слева): А.С.Суханов, В.Н.Пепеляев, В.И.Дзюбинский, Н.К.Волков. Н.В.Некрасов, С.В.Востротин, М.С.Рысев. Стоят: В.М.Вершинин, А.И.Русанов, И.Н.Маньков, И.М.Гамов, А.А.Дубов, А.И.Рыслев, С.А.Таскин

По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко. Товарищами председателя были: кн. Д.Д. Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В.М. Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н.Н. Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А.И. Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С.Т. Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А. Д. Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н. В. Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В. А. Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г., секретарем IV Думы был октябрист И.И. Дмитрюков.

С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвертая Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству.

IV Государственная дума и Февральская революция

25 февраля 1917 года император Николай II подписал манифест о роспуске Государственной Думы, заседания Государственной Думы были прекращены. Дума, являясь одним из главных центров оппозиции Николаю II, сыграла важную роль в Февральской революции. Из членов думы было сформировано Временное правительство. Перерыв в ее заседаниях, объявленный с 27 февраля по апрель 1917 г. оказался бессрочным. Дума не нашла своего места в послефевральской политической реальности. После свержения монархии она ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы. Именно им и был сформирован первый состав Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство распустило Государственную Думу в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил канцелярию Думы и ее Временного комитета.

Законодательство о выборах

  • Манифест от 6 августа 1905 года
  • Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 года
  • Учреждение государственной Думы
  • Манифест от 17 октября 1905 года
  • Об изменении положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 года
  • Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 года

Примечания

См. также

Библиография

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

7 Государственная Дума в России: история и современность

Главной задачей Первой российской революции 1905-1907 гг. являлось превращение неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Для этого в стране необходимо было принять Конституцию и избрать парламент. Россия резким скачком должна была преодолеть дистанцию к парламентской демократии. Другие страны тратили на это годы. Россия попыталась этот путь преодолеть за месяцы. Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов с августа 1905 по апрель 1906 г.

Еще в начале XIX века при Александре I трудами М.М. Сперанского и его соратников был разработан проект, в котором впервые появились названия «Государственный Совет» и «Государственная Дума». Вспомните, какова судьба этих проектов?

Манифестом царя от 6 августа 1905 г. Государственная Дума предполагалась законовещательной, избираемой на основе ценза от трех курий (категорий избираемой на основе ценза от трех курий ()апредполагалась законовещательной рвые появились названия » годы. ), избирательное право не было всеобщим. Подумайте, чем отличается законовещательный орган от законодательного? Обострение политической ситуации потребовало пересмотра первоначального проекта. Для понимания темы необходимо знать основные события революции 1905-1907 гг. (нарастание революции, наивысший подъем революции, спад революционной активности, взгляды и требования основных социальных групп).

Власть оказывалась все более неспособной к противодействию революционному хаосу и анархии в стране. Осенью 1905 г. в ходе Октябрьской политической стачки, в которой приняли участие более 2 млн. человек, страна была парализована. Не работали промышленные предприятия, средства связи, учебные заведения.

17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Текст Манифеста 17 октября был составлен главой правительства С.Ю.Витте и членом Госсовета князем А.Д.Оболенским. Документ содержал обещания: 1) даровать народу незыблемые основы гражданских свобод; 2) привлечь к выборам в Государственную Думу все слои населения; 3) признать Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу.

Николай II писал: «…по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же». Что имел в виду царь? Почему Манифест 17 октября называют большей уступкой, чем Манифест 6 августа?

Манифест 17 октября 1905 г. – переломный момент в политической истории России, крупнейший шаг по пути конституционной эволюции и ограничению самодержавия.

Этот документ с восторгом приняли буржуазные и мелкобуржуазные партии. Началась их усиленная политическая консолидация, возникла ситуация многопартийности. Попытайтесь понять, почему тогда в стране усилились антигосударственные выступления, а в Москве в декабре 1905 г. дело дошло даже до вооруженного восстания? Какие же силы придали новый импульс революции? Вспомните, кто являлся главной движущей силой революции? Каков был ее характер?

11 декабря 1905 г. после разгрома вооруженного восстания в Москве было опубликовано новое Положение о выборах в Государственную Думу, которое значительно расширяло круг избирателей. Незыблемой оставалась цензовая система и сословный принцип формирования выборщиков по куриям. Таким образом, право выборов не было прямым и равным. Посмотрите в словаре, что означают термины «ценз», «курия»? Избиратели делились на четыре курии, но нормы представительства различались:

1) землевладельческая (помещичья) курия избиралась примерно 32% выборщиков;

2) крестьянская (крестьяне — домохозяева) – 42%;

3) городская (лица, владеющие недвижимостью в городе или торгово-промышленным предприятием) – 22%;

4) рабочая – 3%.

Сделайте вывод по этим данным. Заметим, что рабочая курия появилась впервые.

В общей схеме выборов существовали многочисленные исключения и отступления (например, в 7 городах выборы были не косвенными, а прямыми) и т.д.

20 февраля 1906 г. царь утвердил законы «Учреждение Государственной Думы» и «О переустройстве Государственного Совета». Эти законы определяли срок и компетенцию Госдумы как нижней палаты формирующегося российского парламента. Реформированный Госсовет, существовавший с 1810 г., превращался в верхнюю палату парламента. Госдума наделялась законодательными правами, но законопроекты, принятые ею, подлежали утверждению императорам и Госсоветом.

23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской империи» в новой редакции. В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и с Думой.

Оцените права Госдумы. Госдума получила право:

  1. выступать с законодательной инициативой по любому вопросу, за исключением основных государственных законов;

  2. делать запрос к министрам, кроме тех, что не подлежали оглашению «по соображениям государственного порядка»;

  3. утверждать госбюджет (но не статьи по военным расходам и займам, содержанию императорского двора и некоторым другим).

События 1906 г. стали началом истории парламентаризма в нашей

стране. Каждая из четырех дореволюционных Госдум внесла свою лепту в

формирование и развитие основ парламентской демократии. Нельзя забывать, что появление парламента в царской России для правящих кругов было мерой вынужденной и протекало в острейшей политической борьбе.

Известный юрист А.Кони так передавал свое впечатление о первом заседании Думы: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний… Чалмы и халаты инородцев, фиолетовая скуфья католического епископа, шапочка раввина, фраки и белые галстуки, придворные и дворянские мундиры сливаются в живописном беспорядке». Впервые за века граждане России – представители всех сословий и регионов, религий и многих национальностей — смогли собраться вместе, высказать свое мнение о положении в стране. Общее число избранных сроком на 5 лет депутатов Госдумы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. Депутаты не были ответственны перед своими избирателями.

I Госдума действовала всего 72 дня – с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Самое большее количество мест получили кадеты – 179, трудовики (члены Трудовой крестьянской партии) – 97, черносотенцы и октябристы – 44, социал-демократы – 17, представители национальных окраин – 63. Большевики бойкотировали выборы. Председателем I Госдумы стал университетский профессор, юрист по образованию, член партии кадетов С.А.Муромцев. Кстати, он на время председательства приостановил свое членство в партии для обеспечения в Думе свободы мнений и обсуждений.

Центром обсуждения в I Госдуме стали аграрные проекты кадетов и трудовиков. Создавалась агарная комиссия (57% в ней кадетов), которая признала принцип принудительного отчуждения земель. Превратившись в политическую трибуну, Дума ставила вопросы о недоверии правительству и его замене, об амнистии политзаключенным и др. Под предлогом «разжигания смуты» Дума была распущена царем и вошла в историю как «Дума народного гнева». В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов, от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации.

II Госдума работала 103 дня – с 20 февраля по 2 июня 1907 г. В составе этой Думы численно возросли левые фракции: трудовики – 104 места, социал-демократы – 66, эсеры – 37. Кадеты получили 98 мест, черносотенцы и октябристы – 54 места. Весомо были представлены национальные группы (польские – 46 мест, мусульманские – 30, казачьи — 17). Подумайте, почему численность левых фракций возросла? Председателем II Госдумы стал кадет Ф.А.Головин. Кадеты, предпринимая тактику «бережения» Думы от разгона, пытались идти на компромисс с промонархистски настроенными правыми. Главным по-прежнему оставался аграрный вопрос. Вспомните аграрные программы политических партий в 1906-1917 гг. Как менялась она, например, у кадетов?

II Госдума отвергла предлагаемую председателем правительства П.А.Столыпиным аграрную реформу. Левые фракции провозгласили конфискацию помещичьих земель и отмену столыпинских аграрных законов, принятых в обход Думы. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора. Председатель правительства и одновременно министр внутренних дел П.А.Столыпин обвинил социал-демократическую фракцию в попытке ниспровержения государственного строя и потребовал Думу лишить их неприкосновенности. После отказа выполнить этот ультиматум II Госдума 3 июня 1907 г. была распущена. Можно ли назвать II Госдуму радикальной и компетентной? Почему эти события часто называют «третьеиюньской» монархией и даже «государственным переворотом». Какие законы были нарушены? События 3 июня 1907 считаются окончанием Первой российской революции.

Таким образом, первые две Госдумы превратились в трибуну оппозиции, вызывая раздражение царя и правительства.

Новый избирательный закон, обнародованный 3 июня 1907 г., оказался реакционным. Он лишал широкие массы населения избирательных прав. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Сократилось представительство от Польши и Кавказа в 25 раз, по Сибири – в 1,5 раза, население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Госдуму. Можно сказать, что к избранию депутатов III Госдумы власть подготовилась тщательно, отладив механизм фильтрации кандидатов. Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах. Норма представительства землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Почему буржуазия была так ущемлена? Вспомните ее роль в революции. Была ли у буржуазии экономическая сила и власть? Была ли политическая сила и власть?

III Госдума (ноябрь 1907 – февраль 1912 г.) просуществовала полный срок и была наиболее эффективной. Она состояла в основном из представителей правых партий. 147 мест заняли правые монархисты и националисты, 150 – октябристы. Кадеты и другие либералы получили около 100 мест. Депутаты приняли более 2200 законодательных актов. Это были аграрные законы, законы о социальном страховании рабочих, о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях, о преобразовании суда в сельской местности и другие.

IV Госдума проработала до февраля 1917 г. Председателем был избран М.В.Родзянко. Она также состояла в основном из представителей правых партий.

Трудности военного времени и поражения русской армии вызвали в IV Госдуме создание Прогрессивного блока (вошли ¾ депутатов). Блок резко критиковал царское правительство и требовал создания «Правительства общественного доверия». В стране в этот период происходила частая смена министров и премьер-министров, которая получила название «министерская чехарда».

25 февраля 1917 г. указом царя заседания Госдумы были прерваны. Февральская революция 1917 г. подвела черту под историей конфронтации царской власти и парламента, начавшейся еще в 1906 г. Это противоборство закончилось гибелью обеих конфликтующих сторон.

Из истории российских Госдум (1906-1917 гг.) необходимо выделить следующее:

Появление законодательной власти в стране оказалось скоротечным и вынужденным шагом царизма в разгар революционных событий, можно сказать, что царя подгоняли бунты;

Царь и правительство недооценивали, а нередко и недопонимали новых реалий, которые возникли с появлением в стране политических партий и парламента;

Во внутренней политике необходимы компромиссы между различными политическими силами, надо использовать малейшую возможность договориться и трудиться на благо Отечества.

После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ высшим законодательным органом России становится Федеральное собрание (парламент РФ), состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя) и Госдумы (нижняя). Обе палаты имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции РФ 1993 г. Найдите в Конституции РФ статьи, определяющие вопросы исключительного ведения Госдумы (ст.103), основания для роспуска Госдумы (ст.109), вопросы о недоверии правительству (ст.117) и др.

Государственная Дума РФ изначально создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все депутаты работают на постоянной основе. В Госдуму РФ избираются сроком на 4 года 450 депутатов. До 2005 г. 225 депутатов избирались по избирательному округу («по партийным спискам») как представители той или иной партии. В партийный список заносили, как правило, первые три наиболее известные уважаемые в стране фамилии. Причем эти люди не всегда впоследствии становились депутатами (например, они уже имели должности президентов республик, губернаторов, мэров или были людьми искусства). Остальные 225 избирались по одномандатным избирательным округам. Такие депутаты могли не принадлежать ни к какой партии и уже в Госдуме голосовали за решение любой фракции.

В Госдуму РФ I созыва 1993 г. получили места 8 избирательных объединений и блоков из 13 зарегистрировавшихся. Наибольшее число мест получила партия «Выбор России» — 76, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) – 63, аграрии – 55, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 45. Такой состав в основном отражал реальное соотношение сил в российском обществе. Госдума I созыва сумела принять новый Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о выборах президента, депутатов Госдумы, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении и ряд других. Вступило в силу 310 законов.

По итогам выборов в Госдуму II созыва в 1995 г. по партийным спискам 5%-ный барьер преодолели только 4 партии и движения из 43 зарегистрировавшихся. (КПРФ – 22%, «Наш дом — Россия» — 10%, ЛДПР – 11%, «Яблоко» — 7%). Госдума II созыва все четыре года находилась в состоянии конфликта с Президентом РФ Б.Н.Ельциным, пыталась проводить импичмент, отказывалась принимать Налоговый кодекс, Земельный кодекс. Однако смогла принять 1036 законов, из которых 716 вступили в силу. Какие еще события в стране совпали по времени с деятельностью Госдумы II созыва?

В выборах в Госдуму III созыва в 1999 г. преодолели 5%-ный барьер 5 партий и блоков из 28 зарегистрировавшихся (КПРФ – 24,3%, блок «Отечество – вся Россия» – 13,1%, блок «Союз правых сил» — 8,6%, ЛДПР – 6%, «Яблоко» — 6%). Согласны ли вы с тем, что большое число зарегистрировавшихся партий и блоков говорит о несовершенстве демократии в стране, о большом количестве популистских движений «однодневок», созданных на период выборов.

В Госдуме IV созыва, избранной в 2003 г., на долю «Единой России» приходилось 68% мест, КПРФ – 11,6%, «Родины» — 8,0%, ЛДПР – 8,0%, на долю независимых депутатов – 5,1%.

Деятельность Госдумы РФ проходила в 1990-е гг. в условиях ухудшения социально-экономического положения страны. В начале 2000 г. экономическая ситуация в стране стала улучшаться.

В соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» с 2005 г. избирательная система России полностью переведена на пропорциональную систему. Выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам перестали проводиться. Это означает, что население теперь выбирает не самих парламентариев, а политические партии, учитывая их программы, деятельность и, конечно, лидеров партии. Подумайте, чем руководствовалась власть, принимая данное решение?

В соответствии с новой избирательной системой выборы в Госдуму в 2007 г. проходили по пропорциональной системе.

В Госдуму V созыва в 2007 г. партия «Единая Россия» получила 64,3% голосов, КПРФ – 11,6%, «Справедливая Россия – 7,7%», ЛДПР – 8,1%.

Качество принятых законов сегодня трудно оценить однозначно. Многие из них отражали отраслевые или корпоративные интересы, противоречили Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, не содержали механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение, носили иногда популистский характер.

В 1990-е гг. законы часто отклонялись Президентом РФ (например, из 277 законов, принятых в 1997 г., 86 было отклонено). Но, тем не менее, набирая опыт парламентской работы, представительный орган современной России сегодня вносит значительный вклад в создание законодательной базы. Обсуждаемый в трех чтениях закон принимается Госдумой, затем следует для обсуждения и принятия в Совет Федерации и подписывается Президентом РФ. Отметим, что Конституция РФ 1993 г. заметно ограничивает функции российского парламента. Почему так случилось? С какими событиями Вы можете связать явный дисбаланс в пользу Президента?

Размышляя об истории нашей страны, мы видим в ее судьбе мощные истоки стремления России к народовластию. Сегодня это народовластие осуществляется через институт парламентаризма, который необходимо развивать, ценить и беречь. Парламент есть мощный фактор политической стабилизации общества, арена для диалога различных политических сил, выразитель интересов регионов, групп и организаций, образующих гражданское общество.

История Государственной Думы в России была короткой, но тем не менее позволяет сделать определенные выводы, понять ошибки, гордиться достижениями, извлечь уроки, приобретая опыт, следуя по пути дальнейшей демократизации российского общества.

Контрольные вопросы:

    1. Каковы причины создания Госдумы в 1906 г.? Какими правами она обладала?

    2. Можно ли сказать, что с появлением Госдумы Россия стала конституционной монархией? Почему?

    3. В какой из Госдум царю и депутатам удалось ослабить политическое противостояние?

    4. Почему царю, правительству и Госдуме не удалось предотвратить Февральскую революцию 1917 г.? Какие явные ошибки были сделаны ими?

    5. Каковы особенности деятельности Госдумы РФ в 1993-2008 гг.?

    6. Какие вопросы обсуждаются в Госдуме РФ сегодня?

    7. Как Вы лично относитесь к деятельности депутатов?

studfiles.net

Государственная дума Российской империи — РИА Новости, 01.02.2017

Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

ria.ru

Государственная дума

Российская государственная Дума начала свою деятельность в современной российской истории в декабре 1993 года. Она представляет собой нижнюю палату парламента. Представители входящие в состав думы избираются сроком на 4 года. Но в случае досрочного роспуска их полномочия могут быть прекращены досрочно.

 

Процесс голосования и полномочия

 

Для принятия каких-либо законов и постановлений, депутаты проводят голосование. Чтобы постановление было принято, за него должно проголосовать большая часть присутствующих, около 300 человек. В некоторых случаях, для принятия постановления или же закона необходим кворум.

 

Государственная дума наделена полномочиями принятия поправок к статьям Конституции и российских законодательных актов. Кроме того, она способно преодолеть наложенное Президентом или Советом Федерации вето, дает свое согласие на внесение новых поправок в конституцию, а также одобряет принятие новых законов или же внесение изменений в старые.

 

Государственная Дума способна решать такие кадровые вопросы:

 

  • Вынесение своего согласия на решение президента о назначении председателя правительства; 
  • Отстранение от занимаемой должности президента;
  • Выражение своего доверия или недоверия правительству;
  • Утверждение или освобождение от должности руководителя счетной палаты;
  • Утверждение или освобождение от должности руководителя российского центрального банка;
  • Утверждение или освобождение от должности представителей входящих в российскую центрально избирательную комиссию;
  • Утверждение или освобождение от должности уполномоченного по правам человека;
  • Утверждение или освобождение от должности своих доверенных лиц в составе совета федерации.

 

Кроме того, государственная дума обладает правом поддерживать или отклонять решение президента об амнистии и создавать временные органы для проверки деятельности российского центрального банка. 

 

История возникновения Государственной думы

В Российской Империи этот государственный орган был создан в 1906 году. Основным фактором создания думы являлось изменение конституционного строя в стране. Произошел переход от полной власти Императора к конституционной монархии.

 

За год до этого был принят закон о гражданских свободах и учреждения государственной думы, власть которой ограничивала монархическую. Также был создан двухпалатный парламент. Согласно новым нормам законодательства император, совместно с государственным советом и думой, осуществлял управление страной. Однако, ни дума не совет не имели права самостоятельного утверждения принятых ими законодательных актов и постановлений. Их должен был утверждать император.

 

Выборы в государственную думу Российской Империи

Так как в Российской Империи возникло большое число политических партий то было принято решение о порядке проведения выборов в состав государственной думы. К наиболее значимым партиям относились – радикальная и умеренно-прогрессистская партия, РСДРП, партия конституционных демократов, торгово-промышленный союз и другие партии.

 

Избирательным правом наделялись все граждане Российской Империи мужского пола, которым исполнилось 25 лет. Однако это право не распространялось на такие категории населения как студенты, солдаты и паденные рабочие. 

 

Выборы проводились собраниями имевшимися во всех российских губерниях и больших городах. Представители этих собраний выбирались куриями в состав которых входили жители городов, землевладельцы, рабочие и крестьяне.

 

Крупные землевладельцы имеющие большие земельные наделы голосовали самостоятельно, мелкие же, избирали своего представителя который имел право голоса.

 

Население небольших городов проводило голосования за представителей входящих в избирательные собрания от губерний. Жители проживающие в крупных городах имели свои избирательные собрания, которые действовали совместно с губернскими.

 

Процесс выборов для крестьян был разделен на 4 ступени. Первым делом они избирали волостной сход, далее- уездный съезд, после – представителей от уездного съезда и лишь потом – выборщиком в избирательное собрание от губернии. 

 

Для рабочих утверждался вначале выбор своих представителей для уездного съезда, а после этого для собрания избирателей в большом городе или губернии.

 

Полномочия

 

Государственная дума Российской Империи была наделена полномочиями по разработки и внесению законодательных актов, решения вопросов касающихся строительства железных дорог, утверждения бюджета и создания различных акционерных обществ.

 

Состав думы был наделен полномочиями сроком на 5 лет. Деятельность депутатов контролировалась избирателями и они могли быть отстранены решением Сената. Могла дума быть распущена и досрочно. Для этого требовалось решение Императора. В состав думы для принятия каких-либо законодательных актов могли входить государственный совет, министры и депутатские комиссии.

 

Вместе с созданием государственной думы, были проведены изменения и с Государственным советом. Он превратился в верхнюю палату, которая была наделена такими же полномочиями как и дума. После принятия думой законов они поступали на утверждение в Государственный совет. Если он их утверждал, то они отправлялись на подпись к Императору. В составе Совета были как представители выбранные избирателями, так и назначенные распоряжением императора.

 

К избирательному составу Совета относились представители от академии наук, духовенства, дворянских и земских собраний, крупные промышленники и торговцы. В состав Совета который назначался решением Императора входили высшие государственные сановники. Все они могли одновременно входить не только в Совет, но и в Думу.

 

Прекращение деятельности

 

В начале Первой мировой войны в российском правительстве и Думе произошло небывалое единение. Однако, поражения российских войск быстро внесли раскол. Все больше стало критических высказываний по поводу действий как правительства, так и самого Императора. Проводилась частая смены различных министров. 

 

В Думе был создан прогрессивный блок, в состав которого вошло большая часть депутатов. Основными их требованиями было проведение множества реформ и освобождение политических заключенных.

 

Все это продолжалось вплоть до начала 1917 года, когда Император, своим указом, распустил государственную думу. Однако, депутатами был создан временный комитет, который в будущем стал своеобразной основой для учреждения временного правительства.

 

utmagazine.ru

Образование Государственной думы в России

Социальное движение

Уровень жизни российского населения был низким по сравнению с государствами Западной Европы. Такое положение являлось результатом отсутствия конституционной оппозиции, способной требовать проведения в стране глубоких экономическо-политических реформ.

Существующий же государственный строй был истинным врагом глубоких социальных реформ.

Продолжительность рабочего дня составляла в среднем 12— 14 часов. Нанимавшийся на фабрику рабочий был вынужден брать в кредит продукцию из магазина хозяина. Для владельцев предприятий эти магазины являлись средством дополнительной эксплуатации рабочих.
В национальных окраинах рабочие находились в особо тяжелом и бесправном положении.

В обществе имелись различные группы, объединения, думающие об изменении существующего строя. Одной из них являлась группа «Освобождение труда», которую возглавлял Г.В. Плеханов. Эта группа была создана в 1883 году. Г.В. Плеханов считал рабочий класс революционной силой, но выступал против прихода к власти путем вооруженного восстания. Он был сторонником обновления общества путем проведения социальных реформ.

В 1895 году в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 году все социально-демократические группы России объединились в единую партию под названием «Российская социал-демократическая рабочая партия» (РСДРП). Начиная с 1903 года руководство этой партией перешло к В.И. Ульянову (Ленину), который руководил большевистским течением в РСДРП.

Большевики хотели установить в России общество, где нет места частной собственности, члены общества не разделяются на эксплуататоров и эксплуатируемых, государственная власть находится в руках рабочего класса, а все имущество считается собственностью государства.

Для создания такого общества они пропагандировали идею свержения существующего строя путем вооруженного восстания (государственным переворотом).

Начало революции 1905 года

9 января 1905 года в истории России началась первая революция. Эта революция стала результатом дальнейшего ухудшения тяжелой жизни российских трудящихся из-за Русско- японской войны.

250 тысяч петербургских рабочих, все еще верящих в «справедливого» царя, 9 января (в воскресенье) вышли на мирную демонстрацию, чтобы передать царю свою петицию. В петиции были выдвинуты такие вопросы, как созыв учредительного собрания, разрешение демократических свобод, установление 8-часового рабочего дня и т. д.
Но царь приказал расстрелять мирную демонстрацию. Это событие вошло в историю как «кровавое воскресенье». В ответ на «кровавые» события рабочие Петербурга, Москвы, Риги, Варшавы, Баку и других городов устроили забастовки, вышли на демонстрации.

В стране начались и крестьянские движения. Революционное движение перекинулось даже на некоторые военные части. Например, матросы броненосца «Потёмкин», принадлежащего Черноморскому флоту, подняли бунт летом 1905 года.

Формирование парламента в России

Мощное революционное движение за- ставило Николая II идти на уступки. 17 октября царь обнародовал Манифест. В нем было обещано предоставление прав свободы совести, слова, печати, проведения собраний и создания различных союзов, а также учреждение законодательной власти — Государственной думы (парламента).

В декабре 1905 года правительство приняло Закон о выборах в Государственную думу. 27 апреля 1906 года I Государственная дума начала свою деятельность. В ней участвовали 448 депутатов. Основным вопросом в деятельности Думы являлся аграрный вопрос. Около 1/4 части депутатов были крестьяне. Они составили в Думе фракцию «Трудовики». «Трудовики» предложили выдачу всей земли народу и распределение ее среди крестьян. Это означало в действительности ликвидацию помещичьих землевладений.
Царь был встревожен ситуацией в Думе. Дума не была такой безобидной, как вначале казалось царю. Поэтому Николай II распустил Думу.
В январе 1907 года были проведены выборы во 2-ю Государственную думу. И в этой Думе аграрный вопрос стал главным.

Дума не утвердила проект правительства по аграрному вопросу. Вскоре правительство обвинило социал-демократов, состоящих в Думе, в том, что они якобы готовят государственный переворот, и потребовало их вывода из состава Думы. Под предлогом обдумывания этого требования Николай II 3 июня распустил Думу. Таким образом, первая русская революция закончилась поражением. Был отменен Закон 1905 года о выборах.

Новый Закон о выборах

3 июня 1907 года был принят новый Закон о выборах. Новый Закон о выборах отвечал интересам господствующего класса. Например, голос одного помещика равнялся 4 голосам представителей крупной буржуазии, 260 крестьянским голосам и 543 голосам рабочих. Таким образом, из 442 депутатов, избранных в 3-ю Думу, 202 человека были представителями помещиков.

Наряду с этим парламент России был преобразован в двухпалатный парламент. Государственный совет выполнял функцию верхней палаты парламента. 50% членов Государственного совета назначал царь. Правительство было подотчетно царю. Ему было дано право «вето». Со стороны казалось, что Россия превратилась в конституционную монархию, но на самом деле власть царя оставалась неограниченной. Это тоже являлось особенностью социально-политической жизни России.

Первая русская революция не прошла бесследно. Рабочим было дано право объединяться в профессиональные союзы. Привлечение к уголовной ответственности за забастовку было отменено. Плата крестьян за землю тоже была отменена. Итак, было внедрено уполномоченное учреждение — парламент, хотя он был полностью подотчетен царю.
Манифест (лат. Manifestos — явный) — письменное обращение правительства в форме торжественного обращения к народу в связи с очень важным событием.

Фракция (фр. — fraction, лат. fractio — разламывание) — группа депутатов парламента, принадлежащая какой-либо политичес¬кой партии.
Эксплуатация (фр. exploitation) — присвоение частными собственниками средств производства продуктов чужого труда.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

vek-noviy.ru

Формирование Государственной Думы в России

События 9 января 1905 г., а также последовавший вслед за этим бурный рост забастовочного движения в стране заставили правительство немедленного поиска выхода из кризиса. Опасаясь нового выступления народных масс, Николай II подписал 18 февраля манифест, в котором обещал привлечь избранных представителей народа к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений. Министерству внутренних дел было поручено разработать законопроект об учреждении Думы как высшего представительного законосовещательного органа.

После проведенной подготовительной работы комиссия, возглавляемая Булыгиным, в середине мая 1905 г. представила императору документы: записку министра внутренних дел, излагавшую его соображения о будущем народном представительстве, проект «Учреждения Государственной думы» и «Положение о выборах». Эти документы были обсуждены и одобрены работавшим в Петергофе в течение нескольких месяцев в режиме строгой секретности Особым совещанием под председательством императора. Шестого августа 1905 г. Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Началась подготовка выборов в Государственную думу, назначенных на январь 1906 г.

При всей важности этого шага правительства, законодательно закреплявшего создание представительного учреждения в России и открывавшего путь к долгожданной реформе государственного строя, проект Булыгинской думы не оправдал политических ожиданий общества. Согласно подписанному царем манифесту Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Круг ее полномочий ограничивался предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений и не касался основных законов империи. Дума не обладала правом законодательной инициативы и не могла обсуждать вопросы, связанные с государственным бюджетом. «Положение о выборах в Государственную думу» устанавливало сложную избирательную систему, основанную на сочетании сословно-корпоративного и имущественного ценза, лишавшего значительную часть населения избирательных прав. Избирательными правами наделялись только те, кто достиг возраста 25 лет и владел собственностью. Полностью лишались права участвовать в выборах женщины, военнослужащие, учащиеся, рабочие, ремесленники, батраки и т.д. Для крестьян, имевших право голоса, устанавливались четырехстепенные выборы.

Подавляющая часть общества негативно отнеслась к проекту создания законосовещательной Думы. Радикальное крыло либеральной оппозиции и революционные партии эсеров и социал-демократов выступили с резким осуждением намерений правительства и высказались за бойкот выборов в Государственную думу. Дальнейший подъем революционного движения, который привел к всеобщей политической стачке осенью 1905 г., сорвал выборы в этот орган и поставил власть перед необходимостью более радикального решения назревшего вопроса реформирования государственного устройства империи.

17 октября 1905 г. в обстановке обострившегося политического кризиса и под давлением оппозиционных сил Николай II подписал подготовленный по его просьбе С. Ю. Витте знаменитый манифест, в котором объявлялось о создании Думы, наделенной законодательными полномочиями. Император признал законодательные акты от 6 августа устаревшими и вынужден был согласиться на ряд уступок, на которые он никогда не пошел бы в более спокойное время. В Манифесте 17 октября царь обещал даровать населению гражданские права и свободы, основу которых должны были составлять общедемократические принципы: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций.

По новым положениям был значительно расширен круг избирателей в Государственную думу, включая те группы и слои населения, которые по манифесту от 6 августа были лишены права голоса. Согласно принятому 11 декабря 1905 г. новому избирательному закону «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу» все население страны делилось на четыре избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. В то же время выборы были не прямыми, а многостепенными: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и крупных землевладельцев – двухстепенные. Представительство от каждой курии не было равным: один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Не были выборы и всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Члены Государственной думы согласно новому закону избирались на пять лет.

Несмотря на ряд ограничений, связанных с формированием и деятельностью Государственной думы, сам факт создания первого в истории России законодательного парламентского учреждения имел выдающееся значение для дальнейшего развития российской государственности. Впервые широкие массы населения получили право представлять свои интересы во власти, оказывать влияние на судьбу страны. Выборы в Государственную думу проходили в обстановке всеобщего подъема и по всем правилам избирательных кампаний: все партии получили право вести предвыборную агитацию, выступать со своими предвыборными программами.

Крестьянство как самый многочисленный класс России располагало значительным числом мест в Государственной думе (45%). Такое широкое представительство крестьян в законодательном органе объяснялось тем, что власти рассчитывали найти поддержку в крестьянских массах, делая ставку на монархические настроения основной массы крестьянства. Однако это было глубоким заблуждением. «Кровавое воскресенье» 1905 г. окончательно подорвало веру в царя, в котором народ всегда видел не живую личность, а помазанника божьего и подчинялся ему не по убеждению, а по доверию.

Манифест 17 октября 1905 г. вводит Россию на путь конституционализма, т.е. в значительной степени ограничивающий власть монарха и устанавливающий соотношение власти монарха и выборных от населения. После революции 1905-1907 гг. установившийся общественный строй характеризовался как буржуазная монархия. Одновременно с изданием Манифеста осуществляется ряд мер, направленных на объединение деятельности министров, положившее начало формированию первого в истории России самостоятельного правительства. Таковым стал реформированный рядом императорских указов Совет министров, который превращался из нерегулярно созываемого органа в постоянно действующий высший орган исполнительной власти с юридически установленными функциями и полномочиями. С целью укрепления принципа министерской солидарности впервые вводилась должность премьер-министра – главы правительства. 19 октября на эту должность был назначен С. Ю. Витте.

Создавая обновленный Совет министров, центральная власть решала одну из самых острых проблем государственного управления в России, связанную с отсутствием объединенного правительственного органа, обеспечивавшего единство в центральном и местном управлении.

Создание объединенного правительства объяснялось тем, что власть осознала необходимость обновления системы центрального управления. Эта акция верховной власти была связана с объявленной Манифестом 17 октября подготовкой выборов в Государственную думу. Учредив законодательную Думу, верховная власть должна была позаботиться о реорганизации исполнительной власти. При этом речь шла не столько о разделении властей, характерной для парламентского строя, сколько о стремлении создать в лице нового исполнительного органа, полностью зависевшего от императора, реальный противовес Государственной думе. Указ 19 октября лишал главу правительства права подбирать и представлять императору кандидатов на министерские посты, т.е. самостоятельно формировать правительство. Его полномочия в этой части были сведены только к обсуждению в Совете министров кандидатур на ту или иную должность в центральном и местном аппарате управления.

Все это создало основу для будущих конфликтов между царствующей особой и премьер-министром. Первому премьеру пришлось работать в сложной обстановке, сталкиваясь с одной стороны, с растущей неприязнью к нему императора, который не мог простить ему авторство Манифеста 17 октября, и открыто называл своего премьер-министра политическим хамелеоном, с другой стороны – с недоверием либералов, отказавшихся войти в правительство. 14 апреля 1906 г. С. Ю. Витте вынужден был подать в отставку.

В обстановке спада революционного движения весной 1906 г. наметился отход от положений Манифеста 17 октября. Первым шагом в этом направлении стала реорганизация Государственного совета, который преобразовался в верхнюю палату российского парламента и наделялся равными с Государственной думой полномочиями. Этим актом власть создавала еще один реальный противовес народным представителям, низводя Думу на уровень нижней палаты. 20 февраля 1906 г. указом царя «Об изменении Учреждения Государственного совета и пересмотре Учреждения Государственной думы» и ряда других были закреплены изменения в компетенции и составе Государственного совета. Состав Государственного совета увеличивался вдвое (с 98 до 196 человек) и становился наполовину выборным. В Госсовете заседали выборные представители от губернских земских учреждений, дворянских обществ и городских дум, Совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов, православного духовенства и творческой интеллигенции: крупным землевладельцам принадлежало 74 места, представителям торгово-промышленного класса – 12 мест, православному духовенству и университетам – 6 мест.

Закон устанавливал высокие избирательные цензы для кандидатов в Государственный совет – возрастной (по достижении 40 лет) и образовательный (наличие высшего или среднего образования), что обеспечивало более высокий уровень законотворческой деятельности верхней палаты. Государственный совет обладал рядом преимуществ в отношении нижней палаты парламента: он мог отклонить одобренный Думой законопроект и возвратить его в нижнюю палату для дополнительной доработки.

23 апреля 1906 г. была принята новая редакция Основных законов Российской империи, юридически закреплявшая новый государственный строй. Самым значительным изменением в новой редакции Основных законов стало изменение статьи 4, из которой исключалось понятие неограниченной власти монархии. В статье 7 указывалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой. Таким образом, власть царя формально перестала носить абсолютный характер. Монарх лишался двух основных прерогатив: права единолично издавать законы и права распоряжаться государственным бюджетом, которое было отнесено к полномочиям Государственной думы.

Положение новой редакции Основных законов о совместном участии царя и Думы в осуществлении законодательной власти оставляло за императором значительную роль в законодательном процессе. Закон мог вступить только после его утверждения императором, который обладал правом абсолютного вето в отношении всех нормативных актов, принимаемых Государственным советом и Государственной думой. Право пересмотра Основных законов также относилось к исключительной прерогативе императора.

Таким образом, в результате проведенной после Манифеста 17 октября 1905 г. реформы высших органов власти монархия в России не стала конституционной. В этот период устанавливается переходная форма правления от абсолютной монархии к монархии дуалистической, т.е. наличие двух центров политической власти. С одной стороны, существовал высший орган законодательной власти в лице Государственной Думы, с другой – исполнительная власть обладала полной самостоятельностью в системе управления государством. Отсутствовала главная характеристика конституционного строя, связанная с ответственностью министров перед парламентом и формированием правительства парламентом. Правительство было полностью подчинено императору, в руках которого находилась вся исполнительная власть. Он назначал и увольнял министров и председателя Совета министров, отсутствовал контроль за деятельностью исполнительной власти.



biofile.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *