краткое содержание по литературе древнерусская литература срочноооооооооооо 6 класс
Это отрывок из огромной летописи. От Вас требуют знать этот эпизод:В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль- И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом? » И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня в разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытай меня нет ли большого и сильного быка? » И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов! » Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою
otvetytut.com
Литература 6 Класс Содержание :: Культура и Искусство
Костюкова Ольга Викторовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15 им. Героя Советского Союза В.Т. Чванова» г. Брянска План-конспект урока литературы в 6 классе Тема: «Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»» Цели: 1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста 2. углублять знания в области теории100 баллов по русскому языку получили 44 человека, по химии — 39, по математике и физике — по 8 человек, по английскому языку — 6, по биологии — 5, по информатике и ИКТ, истории России, обществознанию — по 4 человека, по географии и литературе — по 1 человеку. Наибольшее ..
vekiskusstva.ru
Содержание учебного предмета по литературе 6 класс по учебнику В. Коровиной
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Введение. 1 час
Писатели – создатели, хранители и любители книг. Урок – беседа.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)
Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки. Урок – путешествие.
Художественные особенности календарно-обрядовых песен. Проблемный урок.
Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Урок – исследование.
Р.Р. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. Урок-конкурс.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет». Урок – исследование, лекция.
«Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления). Урок – семинар.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА. (1 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р. Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге. Урок – исследование + Р.Р.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА (3 ч)
Иван Андреевич Крылов. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Урок – путешествие.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Урок – беседа, лекция.
К. Р. Контрольная работа № 1 по теме «Басня». Урок контроля.
Произведения русских писателей XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. (16 ч)
Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Урок – исследование.
Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно — поэтический колорит стихотворения. Урок – исследование
Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Урок – исследование
Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Урок – лекция.
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Ссора двух помещиков ( гл.1). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Суд и его последствия». (гл. 2-3). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образы крестьян. (гл. 6-7). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Учитель.(8-10). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова ( гл.11-16). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образ повествователя и автора. Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Развязка романа (гл. 17-19). Урок – исследование
Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Урок – сочинение.
А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Урок – лекция.
Вн. чт. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Урок внеклассного чтения.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Урок – исследование.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.
«Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.
Теория литературы. Антитеза. Поэтическая интонация (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова». Урок контроля.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания цикла рассказов «Записки охотника». Урок – лекция.
Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев. Урок – исследование.
Рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Урок – диалог.
Роль картин природы в рассказе. Проблемный урок.
Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».Тема «Характеристика понравившегося героя». Урок – сочинение.
Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (3 ч)
Литературный портрет поэта. Мультимедийный урок.
Природа в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. Урок – исследование.
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Урок – исследование.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. (2 ч + 1 ч)
Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Урок – исследование.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Конкурс чтецов. «Мои любимые стихи из лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета». Урок – концерт.
Николай Алексеевич Некрасов (7 ч + 2 ч контр. раб. + 1 теория)
Знакомство с писателем. История создания стихотворения «Железная дорога». Мультимедийный урок.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Урок – исследование.
Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Урок – исследование.
Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Урок – исследование.
Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Урок – исследование.
Р.Р.Чтение отрывка наизусть из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Урок развития речи. Урок – концерт.
Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Урок – исследование.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям поэтов и писателей 19 века (тест + творческое задание). Урок контроля.
P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).
Николай Семенович Лесков (4 + сочинение 1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания Сказа «Левша». Мультимедийный урок.
Образ народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Урок – исследование.
Н.С.Лесков. «Левша». «Ужасный секрет тульских мастеров». Судьба Левши. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Урок – исследование.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Урок – исследование.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова «Железная дорога» и Н.С.Лескова «Левша». «Образ настоящего создателя человеческих ценностей». Урок развития речи.
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Писатели улыбаются. Антон Павлович Чехов (4 ч)
Литературный портрет писателя. Псевдонимы. Мультимедийный урок.
А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Урок – исследование.
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. Урок – исследование.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Вн .чт. Инсценировка рассказов А.П.Чехова. Урок – концерт.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (2 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Чтение стихов о природе наизусть. Урок – концерт.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Литературные места России. Игра – кроссворд. Урок – практикум.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Александр Иванович Куприн (2 ч)
О писателе. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Образ главного героя. Урок – исследование.
Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Урок – семинар.
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Степанович Грин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Урок – исследование.
Поражение жестокой реальности и победа романтической мечты в повести А.Грина «Алые паруса». Урок – исследование.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания сказки – были «Неизвестный цветок». Мультимедийный урок.
Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Урок – практикум.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Произведения о Великой Отечественной войне (3 ч)
К.М. Симонов. Слово о поэте. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Мультимедийный урок + семинар.
Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Патриотические чувства любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Мультимедийный урок + семинар.
Чтение стихов о ВОв наизусть. Урок – концерт.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев (2 + 1 ч сочинение)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Урок – исследование.
Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Р.Р.Сочинение – рассказ о понравившемся герое рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Письменная работа.
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин. (2 + 1 ч сочинение)
Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Мультимедийный урок + семинар.
Нравственные проблемы рассказа. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.
Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведению В.Распутина «Уроки французского» и одноименного художественного фильма. Урок развития речи.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Писатели улыбаются (4 ч)
Василий Макарович Шукшин (2 ч)
Писатель и режиссер. «Странные люди» в рассказе «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Мультимедийный урок + исследование.
Речевая характеристика героев рассказа В.М.Шукшина «Критики». Урок – исследование.
Фазиль Искандер. (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Урок – исследование.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.
Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Родная природа в русской поэзии XX века (3 + 1 ч конкурс чтецов)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Мультимедийный урок + исследование.
Конкурс чтецов. Стихотворения о природе поэтов 20 века. Урок – концерт.
Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов XX век. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России (2 ч)
Родина в стихотворения Габдуллы Тукая и Кайсына Кулиева. (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэтов. Знакомство со стихами. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга — «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа. Урок – исследование.
«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Урок – исследование.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)
Мифы Древней Греции (2 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна). Урок – лекция + исследование.
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе». Урок – лекция + исследование.
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Произведения зарубежных писателей. Гомер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Урок – лекция + исследование.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). Урок – лекция + исследование.
Фридрих Шиллер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Урок – лекция + исследование.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Предательство: есть ли для него возрастные рамки? Урок лекция + семинар.
Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Урок – исследование.
Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Р.Р.Отзыв на произведение зарубежного писателя. Урок – сочинение.
Литературные места России.
Подведение итогов за год (1 ч)
Итоговый тест.
infourok.ru