Социальный номинализм общество это – .

Номинализм социологический | Понятия и категории

НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его действие социальное, в связи с чем отрицается онтологическое содержание понятий, выражающих любое социальное целое (общество, организация, группа и т.д.). В методологическом плане это означает, что исходным элементом социологического анализа признается не социальное образование как самостоятельное целое, а индивид и его социальное действие, из которых должны выводиться характеристики социального процесса. Классическое выражение номинализма социологического получил у М. Вебера, который считал, что любое соц. образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, связи специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как «общество», «феодализм» и т.д., по его мнению, социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям участвующих отд. индивидов.

В современной западной социологии номиналистическая ориентация осуществляется прежде всего в «теории социального действия», где социальная система рассматривается как система социальных действий индивидов, как система мотивированного чел. поведения. В то же время некоторые интерпретации социальные действия, например структурно-функциональная (Т. Парсонс), связаны с определенным нарушением номиналистических принципов. Это выражается, напр. в утверждении, что отд. деятели могут объединяться в системы, свойства которых не выводимы из свойств самих деятелей, или что в сложных соц. системах в качестве единиц структуры (т.е. «деятелей») выступают не индивиды, а коллективы или комплексы норм и ценностей.

Н.Ф.Наумова, М.Г.Пугачева

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 282-284.

Литература:

Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Амер. социол. мысль: Тексты. М., 1996;

Парсонс Т. Система совр. об-в. М., 1997;

История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М., 1998;

Park R.E., Burgess Е. W. Introduction to the Science of Society. Chi., 1929;

Weber M. Schriften zur Theoretischen Soziologie. Fr./M., 1947;

Idem. Wirtschaft und Gezellschaft. Koln; В., 1964.

ponjatija.ru

Социологический реализм и социологический номинализм

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ НОМИНАЛИЗМ

В основе социологического исследования лежат явные или неявные предположения социолога о действительности, которую он изучает. В социологии сформировались два онтологических представления о социальной действительности: социологический реализм и социологический номинализм.

Социологический реализм исходит из представления о том, что в социальной действительности существует множество социальных целостностей различного уровня. Каждая из этих целостностей обладает своим качественным своеобразием, свойство целого нельзя свести к свойствам частей, составляющих это целое. Социологический реализм утверждает, что если мы используем «коллективные понятия», то под ними подразумеваем реальное существование надындивидуальных явлений: общество, социальные классы, социальные институты, организации, государство, право и т. д. Сторонники реализма полагают, что в социальной действительности имеют место объективные закономерности, которые действуют независимо от воли и сознания людей, подчиняя себе поведение отдельных индивидуумов и коллективов. В социальной действительности различные целостности взаимодействуют друг с другом на основе различных форм детерминизма, т. е. причинности. Реалисты утверждают, что формы причинности на различных уровнях социальной организации реализуются по-разному. Сторонниками реализма были О. Конт, Г. Спенсер, М. Ковалевский, Э. Дюркгейм. Социологическому реализму как онтологической ориентации соответствует методологический холизм (от английского whоlе (хол) — целое) — ориентация, которая исходит из признания приоритета целого над частью.

Социологический номинализм возник позже и стал формироваться во второй половине XIX в. в Германии, а также в России. Его представители: Г. Зиммель, Л. фон Визе, М. Вебер, П. Новгородцев, Л. Петражицкий. Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупности отдельных субъектов. Номиналисты утверждают, что в социальной действительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мотивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания общества. Номиналисты также утверждают, что введение в социологию коллективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том, чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты отрицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, определяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические закономерности. Социологическому номинализму соответствует методологическая ориентация, получившая название методологического индивидуализма.

Абсолютизация основных положений сторонников реализма и сторонников номинализма ведет к крайностям и искажениям представлений о самой социальной действительности и обедняет возможности целостного отображения всего богатства свойств социальной действительности. Объединение, синтез положительных сторон, достоинств реализма и номинализма позволяет правильно понять общественную действительность и правильно организовать познавательный процесс.

smolsoc.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ НОМИНАЛИЗМ

ТОП 10:

В основе социологического исследования лежат явные или неявные предположения социолога о действительности, которую он изучает. В со­циологии сформировались два онтологических представления о социаль­ной действительности: социологический реализм и социологический но­минализм.

Социологический реализм исходит из представления о том, что в соци­альной действительности существует множество социальных целостнос-тей различного уровня. Каждая из этих цслостностей обладает своим ка­чественным своеобразием, свойство целого нельзя свести к свойствам частей, составляющих это целое. Социологический реализм утверждает, что если мы используем «коллективные понятия», то под ними подразу­меваем реальное существование надындивидуальных явлений: общество, социальные классы, социальные институты, организации, государство, право и т. д. Сторонники реализма полагают, что в социальной действи­тельности имеют место объективные закономерности, которые действу­ют независимо от воли и сознания людей, подчиняя себе поведение от­дельных индивидуумов и коллективов. В социальной действительности различные целостности взаимодействуют друг с другом на основе раз­личных форм детерминизма, т. е. причинности. Реалисты утверждают, что формы причинности на различных уровнях социальной организации реа­лизуются по-разному. Сторонниками реализма были О. Конт, Г. Спенсер, М. Ковалевский, Э. Дюркгейм. Социологическому реализму как онтоло­гической ориентации соответствует

методологический холизм (от англий­ского whole — целое) — ориентация, которая исходит из признания при­оритета целого над частью.

Социологический номинализм возник позже и стал формироваться во второй половине XIX в. в Германии, а также в России. Его представители: Г. Зиммель, Л. фон Визе, М Вебср, П. Новгородцев, Л. Пстражицкий. Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупнос­ти отдельных субъектов. Номиналисты утверждают, что в социальной дей­ствительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мо­тивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания обще­ства. Номиналисты также утверждают, что введение в социологию кол­лективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том. чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты от­рицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, оп-

ределяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические зако­номерности. Социологическому номинализму соответствует методоло­гическая ориентация, получившая название методологического индиви­дуализма.

Абсолютизация основных положений сторонников реализма и сто­ронников номинализма ведет к крайностям и искажениям представле­ний о самой социальной действительности и обедняет возможности целостного отображения всего богатства свойств социальной действи­тельности. Объединение, синтез положительных сторон, достоинств реализма и номинализма позволяет правильно понять общественную действительность и правильно организовать познавательный процесс.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Э. ДЮРКГЕЙМА

Дюркгейм предполагал, что социальная действительность столь же устойчива, как и другие действительности. Дюркгейм считает, что об­щество — реальность особого рода, не сводимая к другим реальностям. Он решительно выступает против методологического редукционизма, т. с. такой методологической установки, которая допускает возможность объяснения одних видов реальности, одних явлений с помощью законо­мерностей и свойств, присущих другим видам реальностей, или других явлений. Он считает необходимым различать индивидуальные факты и социальные факты, индивидуальные представления и коллективные пред­ставления, индивидуальное сознание и коллективное сознание. Дюрк­гейм считает, что социальная реальность по отношению к отдельным индивидуумам выступает в роли принудительной силы. Социальная ре­альность также характеризуется внешним существованием по отноше­нию к индивидуумам. Эта реальность — вне- и надындивидуальная.

Из этих онтологических представлений Дюркгейм вывел правила со­циологического метода и обосновал логику социологических исследо­ваний. По Дюркгейму, социальное познание ничем принципиально не отличается от изучения несоциальных реальностей. В методологичес­ком плане социология должна быть подобна наукам о природе. Основ­ной задачей социолога является изучение причинно-следственных свя­зей, существующих в социальной действительности, и установление объективных закономерностей, которым подчиняется развитие социаль­ной действительности. Социолог должен использовать объективные методы, которые доказали свою эффективность при изучении природ­ной действительности.

Основной принцип социального познания, по Дюркгейму: социология должна изучать социальные факты как вещи. При этом изучать нсобхо-

димо нс понятия о реальности, а ее саму. Чтобы социология приобрела статус самостоятельной науки, она должна решительным образом избав­ляться от протопонятий (нредпонятий), т. с. понятий, заимствованных из здравого смысла и других форм общественного сознания. Дюркгейм счи­тает, что право на самостоятельное существование социологии может быть обосновано характеристикой своеобразия социальной действительности, объекта и предмета социальной науки, которые отличаются от других наук. Дюркгейм усматривает в социологии науку наук. Он полагал, что социо­логия должна эмансипироваться от философии. По Дюркгейму, социоло­гические объяснения — единственно правильные объяснения социальных явлений.




infopedia.su

Социологический номинализм - Ерпылёв Алексей Сергеевич

Изучение и обсуждение социологических, экономических и культурологических тем может производиться исходя из одной из двух методологических позиций: "социологического реализма" и "социологического номинализма".

Согласно социологическому реализму общество в целом, равно как и отдельные социальные институты, выступают в качестве самостоятельных сущностей – субстанций, несводимых к эмпирически фиксируемому взаимодействию отдельных индивидов. Общество для социологического реалиста представляет собой сущность, живущую своей собственной жизнью, отдельной и независимой от жизни индивидов, действующую в своих собственных интересах и стремящуюся к собственным целям, отличным от целей, преследуемых индивидами. Естественно, в этом случае может возникнуть антагонизм между целями общества и целями составляющих его членов.

Социологический номинализм отказывается признавать за реальность как общество в целом, так и отдельные социальные институты, считая, что ею обладают лишь индивиды.
Общество для социологического номиналиста - это совокупность взаимодействующих людей. Т.е. нельзя, конечно, свести общество к совокупности изолированных индивидов - надо учитывать и связи между ними. Воздействие людей на людей - есть. Но никакое "общество" не может быть субъектом или объектом воздействия: взаимодействуют люди.

Я являюсь сторонником социологического номинализма, т.е. в любых дискуссиях на социальные темы придерживаюсь строгого методологического индивидуализма. И считаю, социологический реализм является подходом, пригодным лишь для упрощенного экспресс-анализа, и не более того. Объясняю почему.

Не стоит опрометчиво считать нас, социологических номиналистов, не понимающими, что нация - это не просто произвольная совокупность людей, а сложная система, элементами которой являются люди. И уж тем более еще более жесткую структуру имеют семьи, фирмы, государства и т.д. и т.п.: то, что это сложные системы, со всеми их признаками типа синергичности и эмерджентности, отрицать невозможно. Мы и не отрицаем.

В то же время, мы прекрасно понимаем, что и человек как таковой сам может рассматриваться в качестве системы: биологию мы тоже знаем.

Но почему же тогда мы утверждаем, что при глубоком анализе надо исходить из принципа методологического индивидуализма?

А потому что актором (действующим субъектом) может быть только и исключительно человек.

Как осуществляется любая разумная деятельность:
1) Ставятся цели и задачи.
2) Определяются доступные ресурсы.
3) Осуществляется выбор между доступными вариантами использования ресурсов для достижения целей (при этом максимизируется степень достижения цели и минимизируются затраты ресурсов).

Пункт 2 - чисто технический, но пп. 1 и 3 - совсем не так!
Первый пункт подразумевает наличие "хотелки", а третий пункт - наличие "решалки".
И то, и другое есть лишь на уровне человека!

Ни на более высоких системных уровнях, ни на более низких нет ни "хотелки", ни "решалки".

С более низкими понятно: мыслят не органы и не ткани - мыслит ЧЕЛОВЕК. Хоть мы и говорим, что мозг думает или сердце чувствует, но прекрасно понимаем: вырезанный из головы мозг многого не надумает! Появление "хотелки" и "решалки" - это системное свойство объекта "человек". Ни один его элемент, отдельно взятый, такими свойствами не обладает.

Теперь более высокие системные уровни.
Слова про цели и выбор путей их достижения, применяемые к фирмам, семьям, государствам и т.д. и т.п., выражают агрегированные цели и выборы людей. Говоря о целях и решениях коллективных субъектов, ВСЕГДА можно провести их декомпозицию до целей и решений отдельных людей. НИКОГДА не бывает следующих ситуаций:
а) Невозможность осуществить декомпозицию целей и решений ниже определенного уровня (превышающего индивидуальный).
б) Возможность осуществить декомпозицию целей и решений ниже индивидуального уровня.

Другое дело, что постановка целей и выбор путей их достижения осуществляется не сферическим конем в вакууме: другие люди - тоже акторы, они тоже ставят цели и принимают решения. Возникает синергический эффект: иногда положительный (например, фирма может сделать больше, чем ее работники по отдельности), иногда - отрицательный (толпа глупей любого ее члена). Тем не менее, любую ситуацию можно разобрать на уровне постановки целей и принятия решений отдельными людьми.

Возьмем даже такое грандиозное по своим масштабам событие, как революция. Почитаем дневник любого ее участника или свидетеля. Мы видим, как он испытывает какие-то желания и ставит какие-то цели; как общается с другими людьми, которые тоже имеют желания и ставят цели; как он принимает решения; как на него оказывают влияние решения, принятые другими людьми... где, где же тут мифическое общество, несводимое к своим составляющим?

Желаний и целей у общества нет (нет "хотелки"), решений общество в целом тоже принять не может (нет "решалки"). Конечный результат определяется лишь взаимодействием КОНКРЕТНЫХ людей, составляющих общество.

Нет у социальных групп никаких целей, не принимают они никаких решений. И то, и другое свойственно лишь людям.
Постановка целей и принятие решений человеком, разумеется, осуществляются не в вакууме. Влияние других людей накладывает значительные ограничения. Но это влияние конкретных людей, а не абстрактной социальной группы!

Человек может в живую общаться с другими конкретными людьми, он может читать книги, написанные конкретными людьми, он может иными прямыми и опосредованными способами взаимодействовать с другими конкретными людьми. Но социальная группа - это абстрактное, агрегированное понятие. Самостоятельного существования она не имеет.
Все люди, с которыми взаимодействует каждый конкретный человек, ставят цели и принимают решения, направленные на их достижение. Конечный результат деятельности определяется взаимодействием людей (точно также, как, например, результат шахматной партии). Но никакая "социальная группа" не может ни поставить цель, ни принять решение. Она является удобной абстракцией, и не более того.

Напоследок еще раз подчеркну, чтобы мои слова не перевирали: социологический номинализм заключается в признании того, что "хотелка" и "решалка" есть только у людей. И все! Не надо нам никакой глупости приписывать.

PS: Говоря "люди", я имел в виду "люди и другие животные". Разумеется, даже у самой обыкновенной домашней кошки есть и "хотелка", и "решалка", т.е. она является актором. То же и с другими животными. Но чтобы не усложнять текст, я разбирал лишь с людьми. С другими животными - абсолютно аналогично.

ДОПОЛНЕНИЕ от 29.03.2009

По результатам обсуждения в комментариях я счел нужным написать статью с дополнительными пояснениями.

ДОПОЛНЕНИЕ от 29.04.2009

Также для лучшего понимания полезно ознакомиться и с критикой социологического номинализма.

.

as-merlin.livejournal.com

Социология, билеты 1-24 / 3 Билет. Основные дилеммы в истории социологии_ социальный номинализм – реализм_ интерпретативизм – позитивизм (объективизм)

Билет 3. Основные дилеммы в истории социологии: социальный номинализм – реализм; интерпретативизм – позитивизм (объективизм)

Социологический реализм (Конт, Спенсер, Дюркгейм) - представление о том, что общество и предмет социологии существуют как нечто сверхиндивидуальное по отношению к единичным людям, влияющее на них, учитываемое каждым человеком. Под «коллективными понятиями»подразумевается реальное существование общества, социальных классов и институтов, государства. В социальной действительности имеют место объективные закономерности, которые действуют независимо от воли и сознания людей, подчиняя себе поведение отдельных индивидуумов и коллективов. В социальной действительности различные целостности взаимодействуют друг с другом на основе различных форм детерминизма, т. е. причинности.

Социологический номинализм. (Вебер.) Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупности отдельных субъектов. Действительным бытием обладают лишь индивиды. Действительно живущие люди понимаются как атомы, из которых «сложено» общество. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мотивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания общества. Введение в социологию коллективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том, чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Отрицают объективные социальные законы. В социальной действительности могут существовать закономерности, определяемые целями действующего субъекта.

Позитивизм. (Конт) - знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть "позитивной", т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

«Понимающая социология» (Зиммель и Вебер) - в ос­нове лежит представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и призна­ние необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же это пограничная наука. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением.

Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального мира. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира.

Главным инструментом познания у Вебера выступают «идеальные типы», которые пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. Идеальный тип - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов.

studfiles.net

НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ - это... Что такое НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ?


НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
- теоретич. и методологич. ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником, единственным субъектом соц. объявляются индивид и его соц. действие, в связи с чем за понятиями, выражающими любое соц. целое (об-во, организация, группа и т. д.), отрицается онтологии, содержание. В методологич. плане это означает, что исходным элементом социологич. анализа должно быть не соц. образование как самостоятельное целое, а индивид и его соц. действие, из к-рого должны выводиться характеристики соц. процесса. Классич. выражение Н.с. получил у М. Ве-бера, к-рый считал, что любое соц. образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфич. действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как "об-во", "феодализм" и т. д., социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов. В современной социологии номиналистич. ориентация осуществляется прежде всего в "теории соц. действия" (см. Действие социальное), где соц. система рассматривается как соц. система действий индивидов (см. Система действия), как система мотивированного человеческого поведения. В то же время нек-рые интерпретации соц. действия, напр., структурно-функциональная (Т. Парсонс), связаны с определенным нарушением номиналистич. принципов. Это выражается, напр., в утверждении, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства к-рых невыводимы из свойств самих деятелей или что в сложных соц. системах в качестве единиц структуры (т. е. "деятелей") выступают не индивиды, а коллективы или "комплексы норм и ценностей". Лита: Weber M. Schriften zur theoretischen Soziologie. М. 1947; Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Koln, Н.Ф. Наумова.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)
  • НОМИНАЛИЗМ

Смотреть что такое "НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ" в других словарях:

  • РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — (от лат. reductio возвращение назад, приведение обратно, восстановление, задержание) сведение специфики человеческого бытия к его соц. аспекту и в связи с этим стремление объяснять все без исключения формы культуротворческой деятельности человека …   Российская социологическая энциклопедия

  • универсалии —         УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universus целый, общий, полный).         1. По одному из оснований, имена естественного языка делят на единичные (сингулярные) и общие (универсальные). Соответствие действительности сингулярных имен сомнений не… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Социология — Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius  общественный + др. греч …   Википедия

  • ОБЩЕСТВО —         в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные …   Философская энциклопедия

  • Микросоциология — Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Социология (от лат. socius  общественный и др. греч. λóγος  учение)  наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп,… …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — (от лат. individuum особь) понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода,… …   Философская энциклопедия

  • Голосенко — Голосенко, Игорь Анатольевич Игорь Анатольевич Голосенко Дата рождения: 23 апреля 1938(1938 04 23) Место рождения …   Википедия

  • Голосенко, Игорь Анатольевич — Игорь Анатольевич Голосенко Дата рождения: 23 апреля 1938(1938 04 23) Место рождения: Минеральные Воды, СССР Дата смерти …   Википедия

  • ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) Эмиль — (1858 1917) франц. философ и социолог, создатель франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгеймовская). Д. относил к числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоя тельную науку, наличие особого предмета и… …   Российская социологическая энциклопедия

sociologicheskaya.academic.ru

Социологический номинализм. Социологический реализм. Микросоциология. Макросоциология

Номинализм социологический - ориентация,  сущность которой заключается в том, что источником, единственным субъектом социологии объявляются индивид  и его социальное действие,  в связи с чем за понятиями, выражающими любое социальное целое (об-во, организация,  группа  и т. д.), отрицается онтологии, содержание. Классическое выражение номинализм получил у М. Вебера

Реализм социологический - общество в целом, равно как и отдельные социальные институты (гос-во, семья  и т. д.), выступает как самостоятельная реальность, несводимая к взаимодействий отдельных индивидов; противостоит номинальному социологическому (см.), отказывающем/й самостоятельной реальности как обществу, так и соц. институтам, считая, что таковой обладают лишь отдельные индивиды. 

Социология как наука сформировалась и в первые десятилетия своего существования развивалась в Европе как макросоциология, претендующая на раскрытие глобальных законов общества. Но вскоре появилась так называемая микросоциология, отказавшаяся от философствования об обществе вообще, занявшаяся изучением поведения индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмов межличностных взаимодействий и другой конкретной проблематики.

С тех пор развитие социологии шло по двум параллельным курсам. Макросоциологи оперировали понятиями "общество", "социальная система", "социальная структура", "социальный институт", "цивилизация", "культура", "массовые социальные процессы" и т.п., то есть абстрактными категориями. Микросоциологи предпочитали рассуждать о стимулах поведения людей и их реакциях, факторах, предопределяющих их конкретные поступки, динамике показателей социальной жизнедеятельности индивидов, норме и патологии их поведения и т.п.  Принципиальное различие макро- и микросоциологии заключено  в разном понимании предназначения социологии, ее предметной области и исследовательских методов.

Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Социальные  явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?

Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель  «Я» — концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон) (этнометодология). Все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет. Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др. Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?

Основные концепции: Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт). 

В макросоциологическом подходе рассматриваются теории социальных изменений — теория прогресса и циклические теории: теория социокультурной динамики Питирима Сорокина и теория бифуркации. Также в макросоциологии рассматривается социальная структура. 

29.08.2016, 1557 просмотров.

www.myfilology.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *