Социально экономические отношения – Социально-экономические отношения — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - это... Что такое СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ?


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
– отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.

  • СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ" в других словарях:

  • Социально-экономические отношения в Ханьской империи во II — I вв. до в. э. — Восстановление и консолидация древнекитайской империи при Старшей династии Хань создали условия для быстрого развития земледелия, ремесла и торговли. В глазах современников годы правления первых императоров Старшей династии Хань были временем… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Экономические отношения — Экономические отношения  объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, в особенности  продуктов труда. Обычно каждый экономический агент постоянно и одновременно… …   Википедия

  • Социально-экономические изменения в Англии в XVI в. — Англия XVI в. отличалась от других стран феодальной Европы тем, что разложение феодальных отношений и развитие капиталистического производства происходили в ней более интенсивно и притом как в городе, так и в деревне. Это было начало того… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Общественно-экономические отношения в Хеттской державе — Источники свидетельствуют о значительном развитии производительных сил в стране хеттов к XVI в. до н. э. Бронзовые орудия труда к тому времени уже решительно преобладали. Хотя скотоводство, возможно, продолжало преобладать в хозяйственной жизни… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Экономические системы — Экономическая система (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — вся совокупность социально классовых отношений между индивидами, объединенными в социальные классы, социально классовые группы и в элементарные профессиональные, имущественные и объемно правовые группы и самих этих индивидов. С. К.О. охватывает… …   Социология: Энциклопедия

  • Экономические законы —         необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения и обмена материальных благ и услуг на различных ступенях развития человеческого общества …   Большая советская энциклопедия

  • Социально-экономическая система — представляет собой феномен жизни общества, который определяет «систему координат», в котором оно осуществляет свою жизнедеятельность. Содержание 1 Определение социально экономической системы 1.1 …   Википедия

  • Социально-экономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе — Господство крепостного права Мекленбург, Бранденбург, Померания, Восточная Пруссия, Силезия оставались в XVIII в. главными районами распространения позднего немецкого крепостного права, наиоолее ярко характеризующего господство феодальной реакции …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Социально-экономическое развитие Руси. Предпосылки образования Русского централизованного государства — Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю XIV XV века это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных… …   Всемирная история. Энциклопедия


economic_a_ya.academic.ru

Социально-экономические отношения - Энциклопедия по экономике

В ходе реформы, при переходе к рынку нельзя упускать из вида социальные и социально-психологические аспекты происходящих изменений. Рыночные преобразования, в каких бы трудных условиях они не происходили, не должны оставлять без внимания людей, их социальные проблемы. Особого внимания при этом заслуживают наименее социально защитные слои населения. Работая в условиях командно-административной системы, люди выполняли цели и задачи, поставленные ею. В новых условиях они зачастую не вписываются в новую систему социально-экономических отношений и в этом не их вина. Уменьшить накал психологической и моральной атмосферы в современном обществе могло бы не только государство, но и крупные хозяйственные образования, способные выполнять ряд таких социально значимых функций, как сохранение и создание новых рабочих мест, решение ряда вопросов, связанных с социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование, наука, и т.д.), на нефтегазовом рынке.  [c.13]
Новый подход к структурной политике и социально-экономическим отношениям в АПК. Возврат сельскому хозяйству командных позиций в ценообразовании. Активное развитие кооперации и государственное регулирование процесса ценообразования. Решительный поворот к созданию региональных и вертикальных кооперативов. Создание цивилизованного рынка продовольствия. Реформа в области политики доходов. Наличие одного из основных компонентов продовольственной безопасности — доступности продовольствия для всех иез исключения граждан страны. Серьезные из-  [c.166]

Муниципальные (местные) финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.  [c.496]

Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других отраслей экономики тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим незаменимого средства производства. Поэтому воспроизводство в сельском хозяйстве и функционирование финансов сельскохозяйственных организаций (предприятий) обладают рядом особенностей, которые определяются природно-климатическими и естественно-биологическими условиями, технологическими факторами и социально-экономическими отношениями.  [c.405]

Институты меняются, меняются формы и размеры предприятий, функции домохозяйств, государства и структура социально-экономических отношений. Изменение институтов наиболее вероятно в периоды кризисов развития. Эффективность деятельности предприятий и функционирования экономики зависит от соответствия институциональных условий уровню технологий.  [c.9]

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) является категорией микроэкономической. Его можно определить как систему мер воздействия на социально-экономические отношения, складывающиеся на уровне предприятия при предупреждении кризиса, реагировании на него и изучении его последствий.  [c.461]

Рабочая сила как товар реализуется на рынке труда, представляющем собой социально-экономические отношения по найму рабочей силы и ее использованию между работодателем и рабочей силой.  [c.284]

Таким образом, самоуправление на любом уровне управления представляется как процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда коллектив сам решает вопросы комплектования бригады либо иного коллективного формирования, распределения трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде коллективности, ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом "снизу".  [c.106]

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды К. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов простых товаропроизводителей единоличных капиталов монополий национальных капиталов интернациональных капиталов. К., например, между крестьянами-тружениками и ремесленниками ориентируется на общественную (рыночную) стоимость товара. Те из товаропроизводителей, что затрачивают на единицу продукции больше труда по сравнению с общественно необходимой величиной, разоряются. Соперничество же между капиталистическими предпринимателями ведется ради иной цели — получения большей прибыли (которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками ее производства — затратами на средства производства и заработную плату).  [c.107]

Впервые научно-техническая продукция была признана товаром Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. О переводе на полный хозяйственный расчет и самофинансирование организаций науки . Но это практически не изменило характер научно-технической деятельности, не ока зало кардинального влияния на повышение ее эффективности устаревшие социально-экономические отношения, строившиеся на вне-  [c.66]

Выяснение экономической природы ТНК в современных условиях предполагает необходимость изучения и выявления прежде всего тех черт и признаков, которые характеризуют ее как качественно новую ступень интернационализации производства и капитала, как форму изменяющихся отношений на мировом рынке на современном этапе. Такими отличительными чертами ТНК являются огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны.  [c.55]

Анализ характера социально-экономических отношений внутри ТНК приводит к выводу о том, что в современных условиях преобладающим типом объединений стали международные концерны, в рамках которых создались многоотраслевые комплексы. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее важные - усиление концентрации производства и капитала, воздействие научно-технического прогресса, способствовавшего выделению многих новых первичных отраслей промышленности, диверсификация производства, переход в управлении к децентрализованной структуре, развитие личной унии и системы участия, усиление финансовых и других связей внутри отдельных фирм и финансовых групп.  [c.56]

Социально-экономические отношения, которые складываются внутри ТНК, связаны прежде всего с типом собственности, носящей частный характер, с распоряжением и владением материальными ценностями со стороны материнской компании, выступающей единым центром управления и распоряжения этой собственностью. Именно собственность связывает все экономические или производственные отношения в рамках ТНК в единое целое. Она выступает в форме акционерного капитала материнской компании и ее участия в акционерном капитале дочерних компаний.  [c.83]

Единообразной системы налогового контроля для всех стран не существует, поскольку каждое государство самостоятельно определяет организационные формы функционирования налоговой системы. Тем не менее, как видно из приведенных примеров, общая схема действует. Тенденция к унификации постепенно формируется по мере интернационализации социально-экономических отношений государств, особенно на региональном уровне. Примером такого рода является активный процесс гармонизации национального законодательства и права Европейского Союза во всех сферах общественных отношений, в том числе и в области налогового, финансового контроля. Создание единого финансового союза предполагает и формирование общей системы контроля за доходами и расходами институтов ЕС.  [c.523]

Под рынком труда понимается совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с формированием, обменом и использованием специфического товара рабочей силы — ресурса труда. С точки зрения системного подхода рынок труда представляет собой сложную систему общественных отношений, имеющую ряд подсистем, сегментов, секторов и включающую многообразные внутренние и внешние связи. В то же время рынок труда является подсистемой совокупного или интегрированного рынка производственных ресурсов. В отличие от других производственных ресурсов (средств производства, земли и т. д.), труд весьма специфический ресурс — он, например, не может быть предметом хранения, он тесно связан с субъективными секторами производства, с ценностными личностными характеристиками работника и т. д.  [c.378]

Таким образом, электроплиты и местные водонагреватели широкое применение в первую очередь найдут, видимо, в таких располагающих дешевой электроэнергией районах, как Восточная, а затем Западная Сибирь. В Европейской и Среднеазиатской частях Союза более или менее значительное применение. электроэнергии для приготовления пищи и горячего водоснабжения найдет, видимо, место в первую очередь в сельских районах, в значительной части которых это будет экономически эффективно и полностью оправдано в социально-экономическом отношении.  [c.314]

РЫНОК - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. РЫНОК является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный РЫНОК, национальный (внутренний) и мировой (внешний).  [c.195]

Отношения собственности (социально-экономические отношения) — это связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества по присвоению факторов и результатов производства. Решающее положение в экономике принадлежало в прошлом и принадлежит сейчас тем, кому достаются предприятия и все, что на них изготавливается. Поэтому социально-экономические отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия и плоды производственной деятельности. Такое присвоение предопределяет главное содержание и направленность развития социально-экономических отношений. Ибо всегда и везде подобное развитие идет в интересах собственников.  [c.36]

Так, социально-экономические отношения являются специфическими они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.  [c.37]

Итак, мы пришли к выводу экономическая теория изучает два типа отношений — отношения собственности (соответствующие им социально-экономические отношения) и организационно-экономические отношения. Углубленное научное познание этого предмета приводит к открытию экономических законов.  [c.38]

Нередко допускается и такая ошибка, как подмена одного понятия другим. Скажем, средства производства отождествляются с капиталом. Однако средства производства — понятие, обозначающее один из факторов производства. Капитал же относится к понятиям, характеризующим, как известно, исторически определенные социально-экономические отношения. Поэтому, например, средства производства были у первобытных людей, но они не использовались как капитал для извлечения прибыли. Допускаются и иные аналогичные несоответствия стоимость смешивают с ее денежным выражением — ценой, полезные природные свойства товара — с его стоимостью, накопление капитала (увеличение его размеров) — с простым сбережением денег и др.  [c.57]

Одно из нарушений правил логики допускается при классификации экономических явлений. Классификация предполагает создание системы соподчиненных понятий, которая составлена на основе учета общих признаков рассматриваемых объектов и закономерных связей между ними. Это требование не выполняется, когда для классификации, допустим, форм организации производства берется не одно, а несколько совершенно разных оснований. Тогда в число таких форм иногда попадает не только рыночная система, но и командная экономика (а это форма хозяйственного управления), которая к тому же часто отождествляется с социализмом (социально-экономическими отношениями). Аналогично в нашей стране было принято классифицировать уклады — виды общественного хозяйства, существовавшие в 20-х годах. Их сводили воедино по трем разным основаниям а) по формам собственности (частнокапиталистический, социалистический уклады) б) по степени развитости товарно-рыночных отношений (мелкотоварный, патриархальный) и в) по формам государственного обобществления производства (государственный капитализм).  [c.57]

Это делалось по существу ради достижения главной стратегической цели. Предполагалось ускоренно — за две пятилетки — провести индустриализацию народного хозяйства. Это позволило бы догнать и перегнать западноевропейские государства в военно-промышленном отношении и подготовиться к предстоящей мировой войне. Этой задаче были соподчинены формы, методы и темпы преобразования собственности и всех социально-экономических отношений.  [c.92]

Таким образом, мы завершили анализ первого элемента системы экономических отношений общества — собственности и соответствующих социально-экономических отношений. Со следующей главы нам предстоит рассматривать комплекс организационно-экономических отношений.  [c.97]

В западной литературе систему натурального хозяйства именуют традиционная экономика. Это частично характеризует черты данной системы а) господство обычая создавать для потребления одно и то же б) резкое ограничение технического прогресса в) застой в социально-экономических отношениях г) отстаивание обществом неизменности существующего образа жизни.  [c.101]

Но не выявлена связь длинных волн с оборотом основного капитала. Было замечено, что характер этих волн обусловлен долговременными колебаниями нормы прибыли периодами ее снижения и роста на протяжении примерно 50 лет. При длительном падении нормы прибыли (отражающем снижение эффективности экономики) накапливаются столь существенные противоречия, что обычные волны средней продолжительности не могут их разрешить. Только во время великих депрессий происходят глубокие структурные изменения в производительных силах и социально-экономических отношениях.  [c.421]

Нынешнее всемирное хозяйство непрерывно изменяется под влиянием факторов, придающих ему высокий динамизм. К ним относятся научно-техническая революция, растущая взаимозависимость национальных хозяйств, радикальная перестройка социально-экономических отношений во многих странах. Основой этих перемен служит нарастающая интернационализация производства.  [c.529]

Социально-экономические отношения возникают между людьми  [c.35]

Трудовые отношения - это многоаспектная система взаимоотношений между государством и трудящимися, фирмами (корпорациями) и работниками, работодателями и работниками. Они фактически охватывают все социально-экономические отношения, возникающие в процессе подготовки к труду, в течение его осуществления и после прекращения трудовой деятельности. Они имеют большое значение для деятельности фирмы, так как от них зависят уровень производительности труда отдельных работников и трудового коллектива в целом, использование капитала, конкурентоспособность фирмы на рынке. Трудовые отношения, включая рыночные и внерыночные факторы, воздействуют на конечную величину цены рабочей силы. Они касаются также проблем улучшения условий труда и жизни работающих, развития рабочей силы.  [c.193]

Политическая эко- Политическая экономия исторически сложи-номия и Экономикс лась как наУка> в Центре внимания которой находится изучение социально-экономических отношений между классами и социальными группами. Такие отношения в решающей мере зависят от господствующих в обществе форм собственности. Вместе с тем из предмета науки были практически исключены те организационно-экономические связи между людьми, которые являются общими для всех эпох истории. В результате отдельные виды исторически преходящих социально-экономических отношений (первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные и др.) не соединялись в единый исторический поток.  [c.36]

Собственность и социально-экономические связи — это отношения между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающее положение в этих экономических взаимоотношениях принадлежит тому, кто присваивает факторы производства и основные его результаты. Поэтому социально-экономические отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия и результаты производства. Такое присвоение предопределяет главное содержание и направленность развития социально-экономи-  [c.38]

Собственность и социально-экономические отношения  [c.39]

Так, социально-экономические связи являются специфическими они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытному, рабовладельческому, феодализму). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой. Такой переход означает смену экономической власти, вследствие чего меняются отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.  [c.40]

Главное же состоит в том, что вся система экономических отношений обладает уникальной особенностью. Она состоит из двух качественно различных типов отношений между людьми, которые. образуют специфические подсистемы а) систему социально-экономических отношений и б) систему организационно-экономических отношений.  [c.39]

Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств государства вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.  [c.89]

Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющем собой социально-экономические отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования меэвду работодателем и рабочей силон. На рынке фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы, занятости.  [c.70]

economy-ru.info

Социально-экономические отношения

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников к данному периоду, и наиболее ранние буддийские памятники действительно восходят к IV—III вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индию. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на восток — вплоть до низовьев реки — было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Лишь существенный прогресс в средствах производства мог обеспечить переход к широкому хозяйственному освоению данного региона. По всей видимости, условия для этого были созданы распространением железных орудий труда. Хотя археологические подтверждения такой гипотезы еще недостаточны, трудно представить, что тропические леса могли быть сведены без железного топора, твердые почвы распаханы без плуга с железным лемехом и каналы выкопаны без мотыги и лопаты. Упоминания этих орудий встречаются уже в древнейших буддийских книгах.

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений — прудов, колодцев, каналов и дамб — позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение — «отварной рис». К середине I тысячелетия до н. э. стали применяться совершенные методы рисоводства — использование рассады, отбор сортов и т. д. Почвы долины Ганга, отли-

чавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие селоьзсякйосхтвенного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, чт—о индийцы самый многочисленный народ на земле.

Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Излюбленные персонажи буддийских преданий — купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сель­ской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях — в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.

Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки. Монеты эти еще довольно примитивны и представляли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом» — печатью, удостоверяющей качество, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах. Археологические раскопки показывают также, что именно в данный период происходит активное строительство городских укреплений. Это нельзя не связать с накоплением богатств горожанами и с процессом имущественного расслоения.

Площадь наиболее крупных поселений, подвергавшихся раскопкам, — таких, как Уджаин и Каушамби, — составляет около 1,5—2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов Древней Греции той же эпохи. Грек Мегасфен, прибывший в качестве посла ко двору Чандрагупты Маурья в конце IV в. до н. э., был поражен обширностью индийской столицы Паталипутры. Он определял длину городских стен примерно в 30 км, насчитав в ней несколько сот деревянных башен и десятки городских ворот. Впрочем, эти цифры еще нуждаются в подтверждении археологов. До проведения специальных полевых изысканий трудно сказать что-либо определенное о городской планировке. Судя по раскопкам в городе Таксиле, застройка происходила довольно хаотично.

О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи — их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины — кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Отмечены случаи специализации от­дельных этнических групп. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобных объединений пользовались значительным влиянием, будучи представителями городского самоуправления.

Когда в произведениях буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками являются зажиточные домохозяева. Сходную картину рисуют и другие источники того времени. В центре их внимания также стоит образ домовладыки, сельского хозяина (обычно брахмана). Описания многочисленных домашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основные черты деревенского быта. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которой принадлежали дом, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты имеют в виду семью разросшуюся, большую, включавшую не-

сколько поколений. Женатые сыновья оставались под родительской властью. После смерти отца раздел происходил не всегда — место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Наследовали имущество лишь сыновья и внуки, а дочь имела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она не становилась и после смерти мужа домом управлял мужчина. Женщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. Даже прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, она не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.

Если и те, кого связывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положения в большой патриархальной семье, тем более это относится к принятым в семью чужакам. Распространена была, например, практика усыновления. В какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрения сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновьями и имели ограниченные наследственные права. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости и эксплуатации.

Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основой семейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Поддерживались между ними и другие узы. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собраниях родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельным лицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседями складывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найти отражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских текстах об их сокровищах рассказывается подробно и со множеством сказочных преувеличений. Проявляя вполне естественный скептицизм в отношении отдельных деталей, читатель этой литературы без труда представляет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. Следует подчеркнуть, что в подобных описаниях речь идет не только о золоте, драгоценных камнях или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хозяев и исполняют всякие их прихоти. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов, принадлежавших крестьянским семьям, что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущест­венно домашний характер.

Социальные перемены сказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). Обеспечив себе и своим родичам устойчивое влияние, они получали

возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происходят от древних кшатрийских царей и героев. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословной идеологии.

Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Еще важнее было существенное изменение ее комплектования и характера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии,— профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное для ведийской эпохи понятие «народа-войска» совершенно вышло из употребления. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.


Похожие статьи:

poznayka.org

Социально-экономические отношения.

Количество просмотров публикации Социально-экономические отношения. - 459

Конец I тысячелœетия до н. э. и первые века новой эры были временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Свидетельством искусства металлургов может служить знаменитая желœезная колонна с надписью царя Чандры (видимо, Чандра-гупты II) — за полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использо- вались стенобитные машины и другие военные механизмы. К послемаурийской эпохе относятся буддийские пещерные монастыри и храмы и другие монументальные сооружения. Огромное количество памятников скульптуры первых веков новой эры позволяет судить не только о религиозных верованиях и художественных вкусах населœения, но и о технике работы, высоком мастерстве ремесленников — резчиков и каменотесов.

Произведениями искусства являются и монеты, появившиеся под влиянием эллинистических образцов — с изображениями правителœей и надписями на различных языках. Обилие монет — золотых, серебряных и медных

— показывает довольно высокую степень развития денежного обращения. Оживленные торговые пути связывали между собою крупнейшие города, такие, как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси. Наметилась

некоторая областная специализация: Варанаси и Матхура, к примеру, славились хлопчатобумажными тканями,

северо-западные районы — шерстяными тканями, вином и лошадьми, Уджаин — изделиями из драгоценных камней и слоновой кости, Южная Индия — пряностями. Образование Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с областями Центральной Азии. Пролегавший через территорию Кушан Великий шелковый путь связывал Китай со странами Средиземноморья, входившими в состав Римской империи. В этой международной торговле индийцы принимали активное участие.

Уже во II—I вв. до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта.

Морское сообщение между этими странами значительно

расширилось, когда стали использоваться периодические попутные ветры (муссоны и пассаты) для плавания через Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская торговая фактория Арикамеду. Плиний

Старший жаловался на то, что товары, привозимые с Востока — из Индии, Китая и Аравии,— ежегодно

обходились Римской империи в 100 млн. сестерциев. Это показывает, что баланс торговли с Римом для Индии был активным. Развивалось и собственное судостроение и морское судоходство. В первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной Азией и островами Индонезии, но и начали в данном направлении широкую колонизацию.

О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники.

Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла сосœедская община. Вероятна, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот

тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности.

Пахотная земля была разделœена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство. В нераздельной собственности находились лишь некоторые угодья, пустыри и пастбища. Глава семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки при этом принадлежало родственникам и сосœедям продавца. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родст- венниками и сосœедями на базе обычного права. Во главе деревни стоял староста͵ представлявший общину перед государственной властью.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или

менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всœегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому

слою населœения деревни.

Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал — прачки,

уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники — плотники, горшечники и т. п. Статус лиц каждой категории был в принципе наследственным и неизменным, а различные формы социального общения ограничивались главным образом кругом лиц того же положения. В пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества — касты. Каждая каста была эндогамна, и потому всœе ее члены находились между собою в родстве или свойстве (или хотя бы могли рассматривать друг друга как потенциальных свойственников). Членов касты связывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обряды.

Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, к примеру, были обязаны обслуживать представителœей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделœения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. В экономическом отношении каждая деревенская община сама себя обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. Междеревенские связи имели частично административный характер (несколько крупных посœелœений составляли территориальное объединœение), частично кастовый — члены каждой касты поддерживали тесные отношения друг с другом в пределах порою весьма обширных областей.

Сложившиеся и складывавшиеся к концу древности многочисленные местные касты получали оценку в свете старинных представлений об обществе, разделœенном на четыре варны. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам или кшатриям. Вайшьями часто считались городские торгово- ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к

концу древности рассматривалась как варна шудр.
Размещено на реф.рф
Еще ниже шудр находились касты неприкасаемых,

занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Жили они за пределами деревни или на окраинœе города, чтобы своим присутствием не осквернять представителœей высших каст.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединœения (порою при-

нимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих

сочленов. Социальный престиж разных профессий, а также место, занимаемое в обществе какой-либо кастой, были не одинаковы — к примеру, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем простые каменщики, кузнецы или ткачи.

Работали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, впрочем, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далеких странах. В результате подобных операций купцы не только обогащались, но и приобретали значительное влияние на развитие городского ремесла. Трудно сказать, насколько широкими были экономические связи города с сельской округой. По- видимому, городское ремесло обслуживало прежде всœего нужды политической элиты — царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно более развитой, нежели внутренняя.

Квалифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников, а работы особо тяжелые и грязные были уделом рабов. Состоятельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев, выплачивая им постоянное жалованье или гарантируя долю прибыли, а в домашнем быту также использовали рабов. Сожительство между рабами и рабынями не запрещалось, и естественное воспроизводство было одним из базовых источников рабства. Другими важными источниками являлись войны, сопровождавшиеся порабощением части военнопленных и мирного населœения, а также самопродажа и продажа детей.

Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили,

закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить

лишь по воле хозяина. Теоретически рабы не должны были иметь никакой собственности, ибо сами принадлежали хозяевам, однако фактически они могли владеть имуществом, и потому в ʼʼАртхашастреʼʼ содер- жится предписание, чтобы хозяин не присваивал наследство своего раба, в случае если у того остались родственники.

Помимо полного рабства были распространены и другие формы эксплуатации. К рабам в широком смысле слова часто причисляли и лиц, отрабатывавших долг в течение определœенного срока. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу или заставить выполнять нечистые работы, в случае если выполнение таковых было запрещено их кастой. Семейство такого должника оставалось свободным, а сам он не терял принадлежности к своей касте.

В данный период получил распространение и наемный труд. Многие наемники — поденщики, батраки — почти не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Использование их представляло особые выгоды во время сезонных работ.

Систематический труд по найму являлся уделом низших каст, не имевших собственных средств производства,

и для них это стало не только экономической крайне важно стью, но и религиозным, кастовым долгом. По договору найма они выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.

Как и в

других древних обществах, большую часть

населœения составляли землевладельцы-

налогоплательщики. Традиционный размер налога составлял шестую долю урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму. Земли, принадлежавшие ученым брахманам, храмам и монастырям, как правило, от уплаты налогов были освобождены.

В источниках данного периода встречаются упоминания о ʼʼхозяевах деревеньʼʼ, имевших права на получение податей. Происхождение и оформление таких прав было различным. Порою речь идет о старинном господстве аристократической фамилии в какой-либо местности. Известно, что в

процессе образования классового общества и государственности племенные вожди и родовая знать сосредоточивали в своих руках распоряжение общественными богатствами. В крупных государствах подобное владение, иногда обширной территорией, требует утверждения со стороны верховного правителя. Последний редко решается полностью уничтожить привилегии знатной семьи или династии — это грозило бы опасным возмущением наиболее влиятельного социального слоя. При этом центральная власть стремится закрепить наследственные права за наиболее лояльными ее представителями, а порою проводит политику перемещения местных правителœей, с тем чтобы ослабить их сложившиеся связи с населœением определœенной области. При таких перемещениях на самые доходные места выдвигаются родичи и сподвижники правителя-гегемона, а предоставленные им земли рассматриваются как временное ʼʼкормлениеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœегда должна быть отобрано. В то же время действует и противоположная тенденция — земли, полученные лишь на время, под условием несения службы, царские сановники стремятся превратить в свои наследственные владения и в конечном счете укрепить свою власть вплоть до получения полной независимости. Распространенная практика ʼʼкормленийʼʼ способствовала таким образом политической нестабильности.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селœений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителœей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новому периоду — средневековью.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики, городского ремесла, торговли, культуры. Самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности общинно-кастовая структура деревни послужила основой социального развития Индии в средние века.

referatwork.ru

Структура социально-экономических отношений

Если рассмотреть каждое бинарное экономическое отношение, то обнаружится структура, состоящая из трех элементов: во-первых, из отношений как минимум между двумя субъектами; во-вторых, отношений по поводу какого-либо объекта; в-третьих, содержания или характера отношения.

Субъекты отношений
Плоская картина экономических отношений только как «отношений между людьми» моментально исчезает, если мы представим, что эти отношения складываются между исключительным количеством и разнообразием социально-экономических субъектов. Эти отношения формируются по вертикали от каждого отдельного индивида и вверх до общества и по горизонтали между многочисленными субъектами внутри систем. Социально-экономические отношения возникают между группами субъектов различных систем, комбинация которых постоянно изменяется. А это означает, что отношения в обществе постоянно видоизменяются, функционируют и развиваются.

Объекты отношений
Отношения между субъектами количественно возводятся в множественную степень вследствие того, что они складываются по поводу многочисленных объектов между разными или одними и теми же социально-экономическими субъектами. Количество объектов назвать невозможно. Таким объектом может быть итальянская пицца, приготовленная в Риме, картина Ван Гога, очередной автомобиль «Форд», только что сошедший с конвейера, национальный доход Швеции, кредит МВФ, предоставленный какой-либо латиноамериканской стране и т. д.

В каждом общественном производстве объекты систематизируются по видам благ: материальные, духовные, и различные услуги. Систематизирующими критериями в классификации объектов выступают факторы общественного производства и результаты их взаимодействия в непосредственном производстве. Отдельной системой объектов социально-экономических отношений выступает воспроизводство человека, как главной производительной силы материального и духовного производства.

Содержание отношений
Третий элемент связан с характеристикой содержания, или социальной направленности возникающих отношений. Отношения могут характеризоваться возмездностью и безвозмездностью, конкуренцией (состязательностью) и монополией, эксплуатацией и равенством, социальной справедливостью и угнетением каких-то субъектов, свободой в поведении субъектов и их принуждением другими субъектами и т.д. Если попытаться охарактеризовать содержание каждого отдельного отношения, то словарного запаса самого богатого понятиями русского языка не хватит. Каким понятием, например, выразить содержание экономических и социальных отношений между взяткодателем и взяткополучателем. Между тем, коррупция стала неизбежным содержанием всех известных социально-экономических систем на Земле.

Экономическая теория в своих исследованиях использует очень бледную характеристику отношений. По содержанию классическая политическая экономия характеризовала экономические отношения как свободные, рыночные, возмездные, конкурентные и монопольные. Современная неоклассическая теория к этому смогла добавить характеристики совершенной и несовершенной конкуренции, а также определение всех не буржуазных экономик, как тоталитарных. Марксистская экономическая теория, характеризуя буржуазное общество, в основном, использовала определения отношений как эксплуататорских, социально-несправедливых, гегемонистских, империалистических, государственно-монополистических и т.д. Отношения в социалистической экономике характеризуются как непосредственно-общественные, неэксплуататорские, рыночные, государственные, коллективистские, социально-справедливые, равные и т.п.

psyera.ru

Уровни социально-экономических отношений

Первичные, вторичные и так далее
В системе отношений следует различать первичные, вторичные, третичные и другие уровни отношений. В этом месте следует вспомнить об уровневой методологии в исследовании экономики. Например, для того, чтобы вступить в рыночные отношения или что-то продать, необходимо это «что-то» произвести. Очевидно, что в данном случае отношения в сфере производства являются первичными по отношению к обмену.

Экономические отношения по поводу финансов предприятий или государства складываются только после распределения благ и обмена результатами труда. Это, скорее всего, третичные или более дальнего уровня отношения. Это не означает, что данные отношения менее важны, чем первичные и вторичные. В системе отношений все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, в соответствии с принципом диалектической взаимосвязи явлений общественной жизни, каждый уровень отношений выступает началом формирования отношений для других уровней с возвращением к первоначальному уровню в новом качестве.

Разграничение отношений по уровням возможно только в системе всего общественного производства. Первичными выступают отношения по поводу факторов производства, организации непосредственного производства и присвоению созданной продукции. Вторичные, третичные и другие отношения формируются в сферах распределения, обмена потребления в финансово-бюджетной системе и др.

Исходное отношение
Исследование системы социально-экономических отношений предполагает также определение исходных, основных и превращенных отношений. При определении первичных, вторичных и т.д. отношений в качестве критерия принимался процесс их возникновения, происхождения или генезиса. При определении исходного, основного и превращенных экономических отношений в качестве критерия выступает их иерархичность или соподчиненность в системе.

Первичными являются отношения в сфере производства. Реальная взаимосвязь систем отношений диктует необходимость искать исходное отношение именно в этой сфере. Процесс производства материальных и духовных благ начинается с воссоединения факторов производства. Именно это отношение следует считать исходным. Речь идет не о технологии производства и не о каждом отдельном акте воссоединения факторов. Объектом экономической теории выступает общественное производство в целом. При этом мы особо подчеркиваем, что производство имеет общественное содержание, т. е. его сущность сводится к социально-экономическим отношениям. Средства производства сами по себе взаимодействовать не могут. Процесс производства осуществляют люди, вступающие в отношения друг с другом. Отсюда становится понятным, что исходное отношение есть социально-экономическое отношение по поводу воссоединения факторов производства.

Это положение человеку, впервые изучающему экономическую теорию, может остаться непонятным. Поясним это на примерах. В каждом исторически определенном обществе исходное социально-экономическое отношение имеет особую общественную форму. Каким образом примитивные средства производство в первобытной общине воссоединялись с людьми или с их способностью добывать жизненно необходимые блага? Все орудия труда и добываемый продукт принадлежали всем членам общины. Этот способ воссоединения факторов коллективного или общественного производства в экономической теории получил название как непосредственно-общественный, ибо всё принадлежит всем.

Каким образом организовывалось производство при рабовладении? Все средства производства, включая землю, а так же сами люди, производящие продукцию, находились в собственности рабовладельца. Воссоединение факторов производства осуществлялось с помощью физического насилия над человеком. Этот способ получил название как рабовладельческий (рабом владеть).

При феодализме ситуация с социально-экономической формой воссоединения факторов производства мало изменилась, но появились особенности. Теперь собственник земли не имел право убить крепостного крестьянина, но мог его купить или продать. С целью создания заинтересованности в результатах труда, крестьянам разрешали часть произведенной продукции оставлять в своей собственности. Этот способ воссоединения факторов производства получил название как крепостнический. В крепостной зависимости находились не только крестьяне, но и артисты, поэты, художники, музыканты, архитекторы и другие создатели духовных благ.

В корне изменяется ситуация в буржуазном обществе. Производители материальных и духовных благ становятся абсолютно свободными. Собственность на вещественный фактор производства остается у очень ограниченного количества лиц. В анекдотах говорят о круге «ограниченных лиц», так как некоторые собственники средств производства своими руками и головой ничего не делают, и делать не могут. Возникла исторически новая социально-экономическая ситуация с воссоединением факторов производства. Владельцы капитала в буржуазном обществе покупают не людей, а их способность к труду. Осуществляется это через оплату необходимого труда наемных работников. Способ воссоединения факторов производства приобрел рыночное или товарное содержание. Этот экономический механизм очень сложен и мы будем его раскрывать в последующих темах очень подробно.

При социализме, в соответствии с диалектической спиралью развития общественной жизни, ситуация с воссоединением факторов возвращается к первобытному коммунизму, но с абсолютно новым качественным состоянием факторов производства. Тотальное господство общественных форм собственности делает всех членов общества со-собственниками средств производства и производимой продукции. Воссоединение факторов производства вновь приобретает непосредственно-общественное содержание.

Основное отношение
При характеристике структуры социально-экономических отношений как отношений между субъектами по поводу объектов в виду пассивной роли последних могло сложиться впечатление, что они не играют существенной роли в системе отношений. Если такое впечатление возникает, то оно ошибочное. В объектах социально-экономических отношений таких, как машины, компьютерная техника, космические корабли, творения искусства и музыки материализованы знания и опыт тысяч поколений homo sapiens. Новые орудия труда позволяют увеличивать производительность труда человека, в сравнении с древними веками, в миллионы раз. Сравните мотыгу землепашца и современный трактор, и станет понятна важная роль совершенных средств производства.

Среди экономистов появилось выражение: кто владеет современной техникой и новыми технологиями, тот владеет миром.

Собственность на средства производства дает возможность организовать производство материальных и духовных благ и распоряжаться готовой продукцией по своему усмотрению. В связи с этим, экономисты
отношения между людьми по поводу средств производства назвали основным производственным отношением.

psyera.ru

§ 3. Социально-экономические отношения. Отечественная история (до 1917 г.)

§ 3. Социально-экономические отношения

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере, в лесной зоне, господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли, деревья сжигались). Урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользования приходилось применять специальные орудия труда. Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь «по камешкам почиркивает». На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования — от переложно-залежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. В древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги. В числе распространенных домашних животных был мелкий рогатый скот, свиньи, птица.

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество — добычу меда диких пчел. Борть — место обитания роя пчел — не случайно появляется на страницах «Русской Правды»: мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян.

Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее, от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно, и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными черпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. В специальных горнах руда восстанавливалась — доводилась до тестообразного состояния, а потом эти так называемые крицы обрабатывались кузнецами.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра находилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служили и монеты, которые поступали в результате обмена с Востоком.

Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду следующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения, проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах общины и удовлетворяющего нужды всего коллектива. Восточнославянское ремесло VII–IX вв. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например, металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

С распадом родовых связей ремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадского населения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и не отрываются даже и в более поздние времена.

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее, по Каспийскому морю, в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад, через Владимир, Червень, на Краков, и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.

С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы — добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т. д.

Экономика, как известно, особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и с собственностью на землю. В отечественной историографии последнего столетия весьма дискуссионным является вопрос о характере землевладения в древнерусский период. Еще в 1930-е гг. был выдвинут тезис о господстве крупного феодального землевладения, начиная чуть ли не с IX в. Согласно воззрениям школы Б. Д Грекова, феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI–XII вв., приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 1950-х гг. ученым стало ясно, что, опираясь на исторические источники, доказать раннее развитие крупного феодального землевладения на Руси невозможно. Л. В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией (платой за мир), а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно. Не нашла подтверждения и идея о рабовладельческом характере древнерусской экономики (В. И. Горемыкина).

В первой половине 1970-х гг. И. Я. Фрояновым была выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза о преобладании в Киевской Руси общинной собственности на землю. За прошедшее время И. Я. Фроянов и ученые, принадлежащие к его школе, подтвердили эту гипотезу на основе изучения различных сюжетов русской истории и регионов Руси.

Крупное землевладение в Древней Руси было: вотчина существовала, и в ней работали различные категории зависимого населения. Это челядь и холопы, общей чертой которых было их рабское положение. Причем если челядь — рабы-военнопленные, то холопы рекрутировались из местной среды. Другие категории населения находились на стадии переходной: они двигались от свободы к рабству. Таковыми были закупы и изгои. Были и те, кто шел обратным путем: от рабства к свободе; например, пущенники и прощенники: отпущенные на свободу рабы, которые в условиях древнего общества не могли приспособиться к новому своему состоянию и оставались в вотчине.

Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на «внутренних» и «внешних». Первые — это посаженные на землю пленные, сходные с рабами фиска (т. е. государства) Западной Европы эпохи Средневековья. «Внешние» смерды — покоренные племена, платившие дань. Таким образом, население, которое работало в вотчине, было еще не феодально-зависимым. Но главное — эти вотчины были островками в море свободного общинного землевладения (И. Я. Фроянов).

Древнерусская знать — князья и бояре — существовали не за счет крупной земельной собственности, которая носила совершенно подсобный характер. Основным источником доходов были дани, которые собирались с подвластных племен, и полюдье — плата соплеменников за отправление общественно полезных функций. На основе полюдья развились всякого рода кормления, которыми князья делились друг с другом и с боярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получали за это плату, «кормились» за счет рядовых общинников. Важно подчеркнуть то, что такого рода сборы ничего общего не имели с феодализмом.

Земля в этот период еще не стала мерилом богатства знати, а в качестве такового в древнерусских источниках фигурируют другие ценности: золото, меха, драгоценные камни.

Доходы церкви также складывались из кормлений и десятины от даней и торга. Другой источник, питавший материальное благополучие «отцов духовных», — служба мер и весов, которая со временем переходит в ведение церкви, а также церковная юрисдикция. Суд церкви охватывал зависимых от нее людей и те дела, которые оказывались вне светской юрисдикции: прежде всего в области семейно-брачных отношений.

Здесь церкви хватало дел, так как семейно-брачные отношения в Древней Руси были буквально перегружены древними традициями, идущими из первобытности. Это господство большой семьи, кровной мести, архаические формы брака. Малая община Киевской Руси — вервь сочетала в себе кровнородственные и соседские, территориальные связи.

Русь IX–XII вв., по мнению И. Я. Фроянова, переживала период перехода от родо-племенных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «дофеодальный», сходный с тем, который выделил на материале Западной Европы известный отечественный медиевист А. И. Неусыхин. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления в Киевской Руси часто не поддаются однозначной трактовке, поскольку полифоничны по характеру, что объясняется сложностью переходной эпохи. Социальная и политическая борьба имела свою предысторию, уходящую в первобытность. Подобием политической борьбы была борьба межплеменная, сопровождавшая процесс формирования первичных племенных объединений и суперсоюзов племен.

Разложение родо-племенного строя, явственно обозначившееся на переломе X–XI вв., резко усилило напряженность в обществе. Оказались подорванными устои родовой защиты, исчезли многие традиционные институты; множились насилия, произвол, преступления. В этих условиях возросла роль княжеской власти, взявшей на себя попечение о внутреннем мире и безопасности, что возвысило князя над обществом.

Но постепенно крепнет волостная община, земщина, которая претендует на верховную власть. К середине XII в. состязание князя и веча заканчивается победой земщины повсеместно. Правда, распри между ними продолжались, но при очевидном превосходстве городских общин. Политические конфликты князя и веча — лишь одна из граней внутриобщинной борьбы. Нередко волнения городского и сельского люда вызывались социальными, религиозными и бытовыми противоречиями. Часто в одних и тех же событиях присутствуют различные элементы.

Сложный характер внутриобщинной борьбы усугубляли межобщинные распри — волостные и межволостные. К первым надо отнести стычки старших городов с пригородами, стремившимися к независимости и созданию собственной волости, а ко вторым — вражду соседних волостей друг с другом. Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси — «Русской Правде». Под этим названием известны три памятника: «Краткая Правда» — древнейшая, «Пространная Правда», которая относится ко второй половине XII в., и «Сокращенная Правда», основанная как на «Пространной», так и на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, «Краткая Правда» делится на «Правду Ярослава» (около 1016 г.), «Правду Ярославичей» (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. «Пространная Правда», как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе «Краткой» с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В то же время надо иметь в виду, что и «Краткая Правда», и «Пространная Правда» — цельные памятники и их деление достаточно условно. Это результат научного анализа дошедших до нас исторических источников.

«Русская Правда» основана на обычном праве, которое было вполне жизнеспособным в условиях древнерусской социально-экономической и политической жизни. В свою очередь, «Правда» стала базой для последующего развития русского права как в России, так и в Великом княжестве Литовском.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *