Слова с гласной а в корне слова – Учебно-методический материал по теме: Безударные гласные О-А в корне слова | скачать бесплатно

Содержание

Правописание гласных в корне слова

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насорить гласная о, в корне слова, произносится как а. Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная. Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную:

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: белеет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную:

белеетбелый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё, то без ударения пишется буква е:

весна – вёсны, летать – полёт, слеза – слёзы.

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

повар варит, варка, навар, самовар, заварка

повстречались – встреча, встречный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: собака, сарай, вокзал, стакан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

стакан – подстаканник, стаканчик

собака – собачий, собакам

вокзал – привокзальный, вокзалам

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: золотой, колотиться, трепетали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

золотой – золото, позолота

колоситься – колос, колосья

трепетали – трепет, трепещет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием оа;

2. Корни с чередованием еи.

В первом случае это такие корни, как:

коскас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснутьсякасаться;
лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложениеприлагать;
клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только

о. Например: творец – тварь;
гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример:
сравнить, равномерный
. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир: беру – собираю;
дер – дир: дерет – сдирает;
мер – мир: умереть – умирать;
пер – пир: запереть – запирать;
тер – тир: стереть – стирать;
жёг – жиг: зажёг – зажигать;
стел – стил

: стелить – подстилать;
блест – блист: блестеть – блистать;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е, если после корня следует суффикс а.

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выберу – выбираю, вычесть – вычитатать

Хотя во множественном числе пишется дети, слова дитятко и дитя пишутся с буквой и.

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е(ё). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е.

Пример: жёлтый – желтеть, шёл – шедший, шёлк – шелка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о.

Пример: мажорный, шов, шорох, крыжовник

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух…дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум…нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв…щение» и «просв…щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв…щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.

fb.ru

Слова с безударной гласной «е» в корне слова

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

 

Прочитаем текст.

 

Два моря.

 

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

 

– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

 

(В. Хмельницкий)

 

Найдём однокоренные слова.

 

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

 

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

 

М [ό] ре, м [а] рскáя

 

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

 

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

 

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

 

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

 

Мяч, край, поле, двор, стол.

 

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

 

Изменим слова по числам:

 

мяч – м_чи

 

крáй – кр_я

 

пόле – п_ля

 

двόр – дв_ры

 

стόл – ст_лы

 

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

 

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

 

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

 

Проверяем безударный гласный в именах существительных:

 

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

 

… – тр_вá

 

… – з_рнό

 

… – скв_рéц

 

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

 

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

 

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

 

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

 

Откроем ещё один способ изменения существительных.

 

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

 

С в_дрόм – …

 

По ч_сáм – …

 

В стр_нé – …

 

На сп_нé – …

 

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

 

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

 

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

 

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

 

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

 

2. Изменить проверяемое слово

 

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

 

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

 

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

 

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

 

пов_р

 

м_слёнка

 

гр_знуля

 

к_нюшня

 

д_ждливый

 

ш_рстяной

 

кл_новый

 

л_сной

 

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

 

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

 

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

 

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

 

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

 

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

 

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

 

Букву е можно проверять буквой ё.

 

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес-.

 

Проверяем безударный гласный в глаголах:

 

Как узнавать буквы корня в глаголах?

 

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

 

пос_нел

 

по_снить

 

ор_бел

 

зв_нит

 

тр_щать

 

св_стеть

 

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

 

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

 

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб-.

 

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

 

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

 

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист-.

 

Изменяем глаголы по командам вопросов

 

Прочитаем стихотворение.

 

Приобрёл я для жирафа

 

Тридцать три огромных шарфа,

 

Чтоб он горло зав_зал,

 

Чтоб в мороз не зам_рзал.

 

А жираф ск_зал: «См_три!»

 

Ещё нужны мне тридцать три.

 

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

 

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

 

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

 

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

 

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр-.

 

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

 

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

 

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

 

Знакома ли тебе такая проверка?

 

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

 

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

 

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

 

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

 

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Наблюдаем над словами, которые звучат одинаково:

 

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

 

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

 

[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

 

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

 

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

 

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

 

Ещё пример:

 

[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню

 

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

 

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

 

Безударные гласные, непроверяемые ударением:

 

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

 

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

 

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

 

Проверим остальные слова.

 

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

 

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

 

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы-.

 

Заключение:

 

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Безударные гласные в корне

А13.

Правописание корней.

Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла-

(старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Слова с проверяемой гласной в корне

Звучание слов существенно различается от написания слов. Это объясняется особенностями речи. При произнесении слова, некоторые буквы приобретают иные звуки, которые не совпадают с письменной формой слова. Например, буква «о» часто преобразовывается в звук «о». Чередуются между собой буква «е» и звук «и». Поэтому, при написании слова часто указывается слышимый звук, а не правильная буква. Чтобы избежать таких ошибок, слова необходимо проверять.

Как проверять гласные в корне

Как указано выше, ошибки связаны с различиями между написанием слов и их устным произнесением. При этом ошибки допускаются при написании гласных букв в корне. Как правило, это безударные гласные. То есть, на данные буквы не падает ударение. Поэтому, буква искажается при устном произнесении слова. Необходимо описать алгоритм проверки таких слов:

  • необходимо поставить букву под ударение. Оно придаст звучанию слова четкость. Проверяемая буква станет соответствовать своему звучанию. А совпадение звучания с написанием и даст возможность избежать ошибки;
  • важно правильно подобрать проверочное слово. Таковым словом может стать только однокоренное слово. Поэтому, надо выделить корень в проверяемом слове и находить однокоренные слова;
  • в однокоренном слове проверяемая буква должна находиться под ударением. Только это обстоятельство сделает слово проверочным. Если ударение падает на нужную букву, оно показывает, как именно ее нужно правильно писать.

Таким образом, проверка гласных в корне слова осуществляется посредством постановки проверяемой буквы поду дарение. То есть, надо найти соответствующую форму слова, где спорная буква станет ударной.

Пример слов с проверяемой гласной

Описанное выше правило следует показать на примере. Так, в качестве проверяемого слова можно взять слово «волна». В нем часто допускают ошибки, указывая букву «а» вместо правильной буквы «о». в данном случае проверочным словом будет слово «волны». В нем буква «о» очень четко звучит. Соответственно, ошибиться при написании слова уже не удастся.

vashurok.ru

А14. Слова с безударной гласной в корне / Русский на 5

  • Главная
  • А14. Слова с безударной гласной в корне


Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай  правила, рассмотри примеры.


Для верного выполнения задания  требуется  уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Хотя это абсолютно непедагогично, замечу, задание не предусматривает знания того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь лишь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 4 строки по 3 слова, узнай слова с чередующимися гласными в корне и исключи строчки с такими словами из сферы внимания. Практически на этом выполнение задания окончено. Осталось лишь проверить правильность выбора, подобрав к словам в оставшихся строках проверочные.

Список из 20 корней с чередующимися гласными нужно выучить. Найдёшь его в конце страницы.  

 

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы  

Такие слова требуется найти для ответа на задание А13.
 

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением. 
Почему пишем букву о, а не а с словах: коза, козёл? Потому что  —  ко´зы!
 

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´, козёл — ко´зы (мн.ч.) или родственное слово, т.е. слово с тем же корнем: коза´, козёл — ко´зий, ко´злик.

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

 

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ка, карака´тица, камо´рка 

Совет № 1: для всех, кроме готовящихся к ЕГЭ*:

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Совет № 2: готовящемуся к ЕГЭ:

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету № 1. Для жизни не повредит. 

 

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил:  стереть-стирать

Если  в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, — блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс апиши в корне и: убиратьблистать,
нет суффикса а, пиши е: берёт, блестеть. 

 

2.Чередование гласных в корнях кос//кас:  коснуться — касаться

Если  в слове 

  • есть суффикс апиши в корне а: касаться, касание, 
  • нет суффикса апиши о: коснуться, прикосновение

 

3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок-макать

 Если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши а: макать.

 

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять-уравнять

 Если в словах с корнями  -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки,
«равенство», пиши а:  уравнять в правах, равносторонний.

 

5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л

 Если корни -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-

без ударения, пиши о:  гори´тклони´лсятвори´ть,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´ркла´нятьсятво´рчествотва´рь.

Исключение: 
при´гарь

 

6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´

 Если корни -зар-//-зор-

без ударения,  пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением,  пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´  (искл.) 

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

 

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло  растение, слагаемое-сложение, скакать– выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о: росла,  
    ст или щ, то а: расти, выращенный,
  • ж, пиши о: предложение,
     г, то а: слагаемое,
  • ч, пиши о: выскочка, 
    к, то а: скакалка.

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

Список корней нужно выучить:

1-9: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит--блест-//-блист-, -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос- 

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ-, -лаг-//-лож-, -скак-//-скоч-

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

В русском языке выделяются слова с чередованием гласных букв в корне:

Лаг / лож: полагаться — положиться

Кас / кос: касаться — коснуться

Раст (ращ) / рос: расти – вырос

Гар / гор: загар – загореть

Зар / зор: заря – зорька

Бер / бир: выберу – выбираешь

Дер / дир: выдернуть – выдирать

Мер / мир: умер – вымирающий

Пер / пир: запер – запирать

Тер / тир: протер – протирать

Жег / жиг: выжег – выжигал

Чет / чит: вычет – вычитал

Блест / блист: блестела – блистал

Стел / стил: постелил – застилать

  • Чередование гласного звука с нулем звука (если в корне стоит беглая гласная):

О / O: молоко – млечный

Е / O: ветер — ветряной

Правила выбора гласной в корнях с чередованием гласных

Выбор буквы в корнях с чередованием гласных осуществляется не по проверочному слову, а различным по правилам:

— Лаг / лож буква А пишется перед г, буква О – перед ж.

— Кас / кос буква А пишется, если после корня идет суффикс а.

— Раст (ращ) / рос буква А пишется перед ст, щ, буква О – перед с. Исключения: росток, отрасль.

— Гар / гор буква А пишется под ударением, буква О – в безударном положении.

— Зар / зор буква А пишется в безударном положении, буква О – под ударением.

— Е / И во всех корнях с чередованием (бер/ бир, дер/ дир, блест/блист и другие) буква И пишется, если после корня идет суффикс а, буква Е – если этого суффикса нет.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 110, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 85, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 171, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 186, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 254, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 17, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 36, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 55, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 251, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 453, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 454, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 456, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 476, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 624, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 642, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 647, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 648, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 649, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 174, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 187, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 235, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 258, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 281, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 328, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 228, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 237, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 254, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 271, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 283, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 230, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 242, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 252, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 254, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 268, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 277, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2018 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *