Какие примеры можно привести с чередованием гласных и согласных в корне слова? — Русский язык
Слова, у которых имеется чередование гласных в корне:
Определить, какую гласную нужно написать, можно несколькими способами (при этом существует ряд слов-исключений).
1) Суффикс, который стоит после корня.
Примеры таких корней: -бер- / -бир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг- и др.
Если после корня идёт суффикс -а- то пишем гласную -и-, иначе пишем -е-.
Исключения: сочетать.
2) Согласная буква, которая стоит непосредственно после чередующейся гласной.
Это корни: -лаг- / -лож-, -раст-/-рощ-/-ращ-, -скак-/-скоч-.
Исключения: Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый, скачок, скачу, скачи (и все производные слова).
3) Ударение в слове.
Корни: -гор- / -гар-, -зор- / -зар-, -клон- / -клан-, -твор- / -твар-, -плов- / -плав-,.
Здесь для каждого корня есть свое специфическое правило. Например, -гор- / -гар-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.
Исключения: утварь, пловец, зоревать и некоторые другие.
4) Лексическое значение слова.
Сюда относятся корни: -мак-/-мок-/-моч-, -равн-/-ровн-.
-Мак-: погружать в жидкость.
-Мок- / -Моч-: становиться влажным, мокнуть.
-Равн-: выравнивание, что-либо равное друг с другом.
-Ровн-: ровный, гладкий, без отклонений.
Примеры слов с корнями с чередованием
1) Гар — Гор:
Разгар, загар, угар. Разгореться, загореть, погорелец.
2) Зар — Зор:
Зори, зоревать, зорянка (последние 2 слова относятся к исключениям). Зарница, заря.
3) Лаг — Лож:
Полагать, излагать. Изложение, положить, положиться.
4) Кас — Кос:
Касаться, прикасаться. Прикосновение, прикоснуться, коснись.
5) Мак — Мок:
Макать, обмакнуть. Промокнуть, мочить, замочить.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
г//ж//з друг -дружба — друзья; подруга — дружный;
д//ж//жд выход, ходок — выхожу — выхождение; водить — вожу — вождение; родить — роженица — рождение; насладиться — наслаждение; бродить — брожение; еда — сладкоежка;
Более подробно про чередование согласных в корне слова можно посмотреть: http://russkiiyazyk.ru/fonetika/primeryi-cheredovaniem-glasnyih-soglasnyih.html#i-3.
yandex.ru
Слова с чередованием согласных букв в корнях
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Слова с чередованием согласных букв в корнях
В русском языке встречаются однокоренные слова с чередованием согласных букв на конце корня. При этом смысл, заключенный в корне, у этих слов одинаков, поэтому они являются родственными, и такие слова могут быть использованы в качестве проверочных слов для разных орфограмм.
Эти чередования называются историческими, они возникли сначала в устной речи, а затем закрепились и в письменной. Такие чередования надо запомнить.
Чередование согласных букв в корнях:
- Г / Ж / З — подруга — дружить — друзья; мажет — мазь
- Д / Ж / ЖД — ходить — хожу — хождение; езда — заезжий
- СК / СТ / Щ — блеск — блестящий — блещет; свист — свищу
- Т / Ч / Щ — свет — свечка — освещать
- Х / Ш — пух — пушок; петух — петушок
- С / Ш — косить — кошу; весы — ве́шу
- П / ПЛ — храп — храплю; сопение — со плю
- Б / БЛ — скорбить — скорблю; любовь — люблю
- М / МЛ — сломить — сломлю; корм — кормлю
- В / ВЛ — ловит — ловля; молва́ — мо́лвлю
- Ф / ФЛ — графа́ — разграфлю
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классовПравило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 69, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 108, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 141, Полякова, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 110, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 7, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 22, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 100, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 60, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 42, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 129, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
4 класс
Упражнение 456, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
© 2018 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Приведите пожалуйста примеры с чередованием согласных в корне.
Чередование е-иВ корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др. ) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.
Чередование а-о
В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг) , касаться – коснуться.
В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко) ; обмакнуть (перо в чернильницу) ; корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость» , «становиться влажным» : сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.
Исключение: утварь.
В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а) , например: загореть – загорать, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о) , например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево.
В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи.
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый») , например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий» , «прямой») , например: ровнять (дорожки) , заровнять (яму) , подровнять (клумбы) , уровень, ровня.
В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.
otvet.mail.ru
чередование согласных звуков в корне + ПРИМЕРЫ
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- 8) м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.
- -гар-\ -гор-
- -клан-\ -клон-
- -твар-\ -твор-
Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения: пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть
Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о
- а\ о
- -кас-\ -кос-
Пример: Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.
- е\ и
- -бер-\ -бир-,
- -блест-\ -блист-,
- -дер-\ -дир-,
- -жег-\ -жиг-,
- -мер-\ -мир-,
- -пер-\ -пир-,
- -стел-\ -стил-,
- -тер-\ -тир-,
- -чет-\ -чит-
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: с
очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидетьНаписание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
Пример: Предлагать, предложение
Исключение: Полог
2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.
- -раст-\ -ращ-\ -рос-
Пример: Растение, выращенный, вырос
Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль
3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о
Пример: Проскакать, проскочить
Исключения: Скачок, скачу
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос: примеры и правила
Следующая тема:   Правописание проверяемых согласных букв в корне слова: правила и примеры
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова. 3 класс. Школа 2100.
Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова. 3 класс. Школа 2100.»
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
3 класс 14 урок
Учитель: Цепкова Е.Н
Каллиграфия
Ф.И.О
Словарные слова
- Клас_, _бзац, з_кон, прав_л_, б_лкон, _бед, с_сед, искус_тво, дол_ка, шир_, проруб_, св_тильник, рас_ада.
Применяем знания, развиваем умения
с. 33 — 34
– Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на
– Какие согласные чередуются в корне?
– Запишите эти чередования в тетрадях.
– Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на
– Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы.
– Запишите в тетрадях эти чередования звуков.
к//ч, с//ш, д//ж.
Применяем знания, развиваем умения
Упр. 43
Прочитай. Все ли слова в каждой группе однокоренные? Почему? • Спиши только однокоренные слова, выдели корень. Подчеркни последнюю согласную корня.
Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
Река, речка, речушка, речь, реченька.
Рука, ручка, ручей, ручной, ручонка, ручьи.
Просить, просо, попрошайка, прошу.
Вывод
– Какие звуки чередуются в однокоренных словах?
Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным.
С.34 упр. 44
Итог урока
– Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Д/з д/м упр. 45
Спасибо!
multiurok.ru
Правила чередование согласных в корне слова — Ваше право
К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором, Русский язык, 5 класс, Ахременкова Л.А., 2007
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу и похожие книги в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Учимся ставить знаки препинания.
В предложениях перед словами что, чтобы, потому что, если, где, когда, который нужно ставить запятую. Запятая ставится также перед союзами а, но, да (в начении но).
1. В предложениях из сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» поставьте необходимые запятые, укажите причину их постановки.
nashol.com
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся.
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием. Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…стительный, переск…чил, вн…мал
2) д…лины, нап…дение, в…дать
3) ст…реть, закл…наю, пон…мать
4) тв…рчество, расст…лать, нач…нать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст ительный , переск…чил , вн…м ал
2) д…лины, нап…дение, в…дать
3) ст…реть , закл…наю, пон…мать
4) тв…рчество, расст…лать , нач…нать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
5-ege.ru
Накачанный или накаченный — как правильно писать?
Выбор буквы А или Е перед НН в данных причастиях зависит от их лексического значения.
Накаченный — тот, который «накатили». Например, бочки, накаченные на горку; цистерны, накаченные на платформу.
Причастие «накаченный» образовано от глагола «накатИть». Глагольный суффикс -И- соответствует суффиксу -ЕНН- причастия. Ещё примеры: выкатИть — выкачЕННый, закатИть —
Накачанный — тот, который «накачали»,наполненный газом или жидкостью, как правило, с помощью насоса. Например, воздушный шарик, накачанный гелем; накачанная камера; баллон, накачанный газом.
Причастие «накачанный» образовано от глагола «накачать». Глагольный суффикс -А- сохраняется и прибавляется суффикс -НН-.
Слово Накачанный отвечает на вопрос какой? и оказывается причастием, которое получено от глагола совершенного вида Накачать. В глаголе Накачать выделим суффикс глагола -А-, а причастия от подобных глаголов получаются с помощью суффикса причастий НН, который и видим в причастии Накачанный.
Но существует ли слово Накаченный? Такое слово также должно быть причастием, но полученным от глагола, имеющего глагольный суффикс Е или И. Это мог бы быть глагол Накачеть или Накачить, но таких слов в русском языке нет. Но мы забыли про возможное чередование согласных Ч/Т в корне КАЧ/КАТ и если его учесть, то получится что слово Накаченный оказывается страдательным причастием от вполне реального глагола Накатить.
www.bolshoyvopros.ru
Как пишется: пятачёк, пятачок или пяточёк?
Пятачок из мультфильма например.
Когда в наш российский интернет пришли массы (где-то с середины 2000х, наверное) — я был удивлен, как много людей пишут неправильно имя одного из главных персонажей любимого всеми мультика и анекдотов по его мотивам.
Очень, очень многие норовят предпоследней буквой Ё поставить.
Книгу про Винни-Пуха и всех-всех-всех английского писателя Алана Милна в переводе нашего советского Бориса Заходера они, видимо, не читали.
Пятачок, через О — так правильно!
А правило такое:
И крючОк, и пятачОк, и бачОк — через О, и никак иначе.
Пятачок хотел подарить Винни-Пуху шарик на день рождения, но шарик по дороге лопнул.
Имя любимого многими детьми персонажа Пятачок из известной сказки про Винни-Пуха и его друзей можно написать с ошибкой, и не одной:
Пятачёк или Пяточёк?
Чтобы выбрать правильное написание слова, сначала установлю его морфемный состав:
Далее в выборе правильного написания безударных суффиксов может помочь словообразование:
пять — пятак — пятачок.
Слово «пятак» проверит безударный суффикс -ач- (чередование согласных к//ч) в составе существительного «пятачок».
Чтобы выбрать букву «ё» или «о» после шипящего, применю правило, что в суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется буква «о», например:
башмак — башмачок;
парча — парчовый;
нагишом, свежо.
Очевидно, что под ударением в слове «пятачок» после шипящего пишется буква «о».
Оставь себе на память этот пятачок.
Правильно писать пятачок. В смысле маленький пятак или маленький герой мультфильма про Винни-Пуха. Значения у слова разные, а пишется слово одинаково. Проверяется словом пятак. А буква О в суффиксе стоит, потому что она под ударением.
Правильное написание имени существительного «пятачок», действительно может вызвать несколько затруднений, связанных, буквально, с каждой гласной буквой в этом слове.
Первую сомнительную гласную из вопроса в суффиксе «-ач» можно проверить, вспомнив такое слово, как «пятак», где ударение падает как-раз на указанную букву — значит пишем «а».
Вторая проблема связана с правописанием «о/ё» в суффиксе после «ж», «ш», «щ» и «ч»: под ударением в этой ситуации пишется «о», без ударения — «ё». В нашем слове ударение приходится как-раз на этот суффикс — значит пишем «о».
Но кроме указанных в вопросе, сомнение может вызвать и первая гласная в корне: «пЯтачок» или «пЕточок»? Для проверки используем однокоренное слово, где ударение падает на нашу сомнительную букву: и этим словом может быть слово «пять» — пишем «я».
В итоге получили, что правильно писать следует так: «пЯтАчОк«.
www.bolshoyvopros.ru
ГДЗ по Русскому Языку 5 класс Ладыженская 1, 2 Часть — Решебник
Остановимся подробнее на плюсах гдз по русскому языку для 5 класса по учебнику Ладыжевской.
Все данные, находящиеся на нашем сайте, вы можете использовать бесплатно и обращаться к их помощи любое количество раз. Нумерация в решебнике совпадает с номерами упражнений в самом учебнике. Навигация по сайту очень удобная и понятная как ученикам, так и взрослым.
К каждому упражнению разработаны видеоуроки. Они дают возможность быстрее разобраться с возникшими вопросами. В них подробно представлен не только ход выполнения задания, но ите правила, которые нужно знать, чтобы сделать упражнение без ошибок. В качестве раздаточного материала после каждого видео выложены скрины с нужной информацией.
Наши гдз способствуют развитию самостоятельности в подготовке домашнего задания у пятиклассников. Ученик в этом возрасте может сам справляться с возникшими трудностями в обучении, проявив старание и затратив немного своих сил и энергии. Заходите на наш сайт и используйте разработанные нами гдз, чтобы сделать учебу приятнее и интереснее.
Нажмите CTRL + F на клавиатуре и введите номер задания
Домашняя работа по русскому 5 класс (Ладыженская, Тростенцова). Есть вопросы? Напиши в комментариях справа!
ЧАСТЬ 1
Язык и общение
§ 1. Язык и человек Пройди тест
onlinegdz.net
pred64.ru
ПРИМЕРЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА: Исторические чередования звуков в русском языке
2) Буквы е, и в корнях с чередованием. Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. 3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке». Корень в родственных словах, как правило, всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. 6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться.
Чередование гласных О—А в корне слова
В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем. Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
В данном случае происходит процесс формообразования. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится. В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
В этом уроке поговорим о том, как происходит чередование согласных звуков в корне слова. Чтобы перейти к рассмотрению этой темы, вспомним, какие слова являются родственными. Правильно. Это корень. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
А теперь прочитайте слова: светильник, лампа, люстра. Следует помнить, что бывают слова с одинаковыми корнями, но разным лексическим значением. Слово водитель не является однокоренным, т.к. имеет другое лексическое значение и с водой никак не связано. Можно сделать вывод, что однокоренные слова обязательно должны иметь два существенных признака – во-первых, это слова, которые близки по смыслу, во-вторых, написание корня в этих словах совпадает.
Чередующиеся гласные в корнях
Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд.В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. Чередование безударных гласных в корне — страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении.
А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать.
Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается.
Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил.
§1. Однокоренные и родственные слова
В слове полог, скорее, действует уже полногласие. Исключения:выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха.
Фонетика и фонология
По последним данным это слово всё-таки не является исключением. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д.
Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя. Некоторые современные учебники выделили ещё не менее пяти корней с чередованием (например крап/кроп, пай/пой).
Буква зависит от соседней согласной
1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила. 2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение.
3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато — золото и т.п. 4. Существуют пары глаголов с различными гласными в аналогичных корнях. Таких пар десятки, если не сотни, но правилом о чередовании гласных они не описаны.
Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование. То один в неё въедет, то другой. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках. Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются. Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. В этих примерах правописание удобно скрывает от нас (и от программы, работающей с написанным текстом) тонкости чередования звуков.
Читайте также:
zvondrobyndl.ru