Тест по русскому языку (9 класс) по теме: ГИА Русский язык. Тесты. А3 Изобразительные средства выразительности.
И. Цыбулько. 2013 г.
1. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
2) (20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
3) (6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
4) (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
2. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
олицетворение.
1) (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
2) (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
3. А3 Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной».
1) сравнительный оборот 2) эпитеты 3) метафора 4) гипербола
4. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.
2) (7)Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.
3) – (21)Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.
4) (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.
5. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «… и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.
6. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
противопоставление.
1) Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
2) «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.
3) Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…
4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.
7. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс.
2) Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
3) – Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать.
4) Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький.
8. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
9. А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
- Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
- Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
- На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
- Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё…
10. А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
11. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) (31) Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!
2) (39) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.
3) – (8) Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.
4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
12. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
- (20)Но результат не заставил себя ждать.
- (24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
- (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
13. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
2) Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала.
3) Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.
4) Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом.
14. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
15. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
16. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой…
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак…
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Пришло время удивляться Валерке.
17. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
18. А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».
- олицетворение 3) синонимы
- эпитет 4) сравнительный оборот
- А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
1) олицетворение 2) фразеологизмы 3) антонимы 4) сравнительный оборот
Ответы
1 – 1 2- 1 3- 4 4 – 4 5 – 1 6 – 3 7 – 3 8 – 3 9 – 2 10 – 2 11 – 1 12 – 1 13 – 1 14 – 3 15 – 4
16 – 3 17 – 2 18 – 2 19 — 3
nsportal.ru
Тест по русскому языку «Средства выразительности» для 9 класса
Русский язык. Средства выразительности. Задание 3.
I.Теоретический минимум. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола– преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Например: Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…
9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…
10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и
11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?
13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!
14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Например: ленивый, ленится, лентяй
15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный
17. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания
Например: ночное светило = луна или «Люблю тебя, Петра творенье!»=»Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
18. Метонимия — образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под «флагами» подразумеваются «корабли»
19. Лексический повтор — намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
20. Оксюморон — сочетание несочетаемого.
Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
II. По типу ОГЭ. Задание 3.
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.2)Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. 3)– Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.4)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали:
там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.
2.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. 2)Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать. 3)Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать. 4)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!
3.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?1)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то! 2)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.3)– Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие! 4)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…
4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.2)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…3)Эти доски и пригодятся. 4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.1)— Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил. 2)— Как это — баба? — спросил он с недоумением. 3)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. 4)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
6.В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? 1) (2)Я стал придавать огромное значение внешности.2) (20)Все поблёкли, стушевались передо мною.3) (27)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь? 4) (37)А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.
7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.1)(26)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. 2)(2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. 3)— (27)С какой это стати я стану с тобой разговаривать? 4) (37)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
8.В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? 1) (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. 2) (20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. 3) (23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. 4) (26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
9.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! 2)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. 3)Здорово, юный жених! 4)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…
10.В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение? 1)(3)Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны. 2) (5)На крышке её была выложена английская надпись… 3) (15)Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее. 4)(21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1)А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок… 2)Облака точно густой, чёрный дым. 3)Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. 4)Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…
12.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями. 2)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. 3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий. 4)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.
13. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?1)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. 3)– Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.4)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
II.Ответы:
1
1
3
2
2
2
4
2
1
4
2
1
1
III.Тест.
В каком предложении используются фразеологизмы как средство изобразительности?
1) (10)»Болезнь, утверждал он, самое неинтересное в человеке. Почему это люди так любят часами рассказывать один другому, что у кого болит?» |
2) (13)Такая самоохрана в сочетании с деятельной отзывчивостью многих сбивала с толку, ставила в тупик. |
3) (18)А в Москве его ждали родные того человека, ради которого совершил он нелёгкую поездку. |
4) (4)Но бывают ведь болезни неизлечимые, беды, которым помочь невозможно. |
2.В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?
1) (1)Глаза являются зеркалом души человека: по ним можно определить характер и состояние человека в данный момент, отчасти его намерения, его здоровье. |
2) (12)»Вижу, вижу – прячешь глаза…» — так уличаем мы потерянного человека, который в чём-то виноват. |
3) (20)Но дело это далеко не простое, и бывают ситуации, когда сделать это не удаётся. |
4) (21)И всё же взгляд – это визитная карточка характера человека и его намерений. |
3.В каком предложении использованы антонимы?
1) (5)Я пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький, шустрый и звонкий смоленский трамвай. |
2) (2)К стыду своему, я совсем забыл, как её звали, но хорошо помню её. |
3) (11)Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. |
4) (4)В один из выходных она велела собраться у школы, однако не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. |
4.Укажите предложение, в котором употреблено выражение, имеющее иносказательный смысл.
1) (5)Что касается отечественной истории, то одним из первых наших бардов можно считать легендарного Бояна и не менее легендарного Садко. |
2) (7)Если всё это так, то как же получилось, что авторская песня вновь появилась в нашей стране в середине двадцатого века? |
3) (12)Так что сам факт появления авторской песни в эти годы свидетельствовал о большом непорядке в «датском королевстве». |
4) (15)В чём же главная заслуга Булата Окуджавы в создании второго песенного искусства? |
5.Какое из перечисленных слов имеет значение «склонный к ссорам, сварливый»?
1) взволнованный | 2) обиженный | 3) вздорный | 4) эмоциональный |
6.Какое из перечисленных слов имеет значение «мыслительные способности, умственное развитие»?
1) сноровка | 2) эрудиция | 3) интеллект | 4) интеллигентность |
7.Укажите слово, имеющее омоним.
1) успех | 2) острый | 3) топить | 4) сидеть |
8.В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
1) ЦЕНЗУРА – надзор за печатью и средствами массовой информации; ТРИУМФ – успех, победа, торжество |
2) РУТИНА – консерватизм, застой; ДЕЛЕГАТ – выборный представитель |
3) СТАЖЁР – лицо, проходящее испытательный срок; СУВЕНИР – подарок ко дню рождения |
4) ШТУДИРОВАТЬ – тщательно изучать что-либо; СИМПАТИЧНЫЙ – располагающий к себе |
9. Укажите толкование слова КОСНЫЙ.
1) косвенный |
2) невосприимчивый к новому, отсталый (в своих взглядах) |
3) старинный или стилизованный под старину |
4) неуклюжий, неповоротливый |
10.В каком предложении слово АБЗАЦ употреблено неправильно?
1) Иванов вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. |
2) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей. |
3) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своём новом романе. |
4) Ребята списывали текст, деля его на абзацы. |
11.Какое из перечисленных слов имеет значение «ничем не занятый, без дела, без полезных занятий»?
1) легкомысленный | 2) прагматичный | 3) праздный | 4) праздничный |
12.В каком значении употреблено слово СОВЕСТЬ (предложение 19)?
(19)Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор.
1) интеллект, умственное начало |
2) чувство нравственной ответственности за своё поведение |
3) отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-либо |
4) внутренний, психический мир человека |
13.Какое из перечисленных слов имеет значение «прибор для измерения скорости движения»?
1) барометр | 2) барокамера | 3) термометр | 4) спидометр |
III.Ответ:
2
3
2
3
3
2
3
3
2
2
3
2
4
IY. Готовимся к ГИА.
Задание 3. Теоретический минимум по теме «Средства речевой выразительности» . Представьте себе, что вы рассказываете о погоде: «За окном буря. Сильно идёт снег. Слышно, как дует сильный ветер«. Поверьте, здесь нет средств выразительности речи. Скажите сами, почему? Здесь чистая информация.
А теперь у А.Пушкина: «Буря мглою небо кроет, / вихри снежные крутя; / то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя».
Поэт сказал то же самое, но использовал сравнения и олицетворения. Теперь текст стал выразительным и цель его немного изменилась. Не только информация, но и воздействие. Мы не услышали, мы увидели эту картину.
Эпитет. Яркая, образная характеристика, чаще всего в переносном значении. «Вихри снежные» у А.Пушкина не эпитет, ведь они так и так из снега. Но «золотые» по отношению к тому, что из золота не сделано (например, лучи солнца, рассвет, рожь) — это эпитеты. Они не из золота, но очень похожи на него.
Метафора.Тоже слово в переносном значении, только метафора обычно не характеристика предмета, а действие, образ или образ действия. К примеру, у того же А.Пушкина: «В крови горит огонь желанья». Здесь действие в переносном значении: как что-то может гореть в крови? Тут и вторая метафора — «огонь желанья».
Олицетворение.Вид метафоры, как дуб — вид дерева, а стриж — вид птицы. Олицетворение переносит только значения с неживых на живые предметы. Вспомните бурю из «Зимнего вечера»: она и небо кроет, и вихри крутит, и воет, и плачет.
Сравнение.В первых трёх тропах (читайте: средства выразительности) авторы переносили свойства, не заботясь о первоисточнике. А такой троп как сравнение такого допустить не может. Иными словами, сравнение — это и эпитет, и метафора, и олицетворение, только в нём присутствует то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Переделаем наши примеры в сравнения: лучи солнца по цвету как золото; желание пылает, будто горит огонь; желание так сильно, как будто находится в крови. А вот примеры из Пушкина уже готовые сравнения: «то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя».
Фразеологизм.И снова это всё вместе взятое, но с одним условием: выражение должно быть устойчивым, то есть официально закреплённым в народной речи. «Золотые лучи» — не закреплено, я могу сказать и «золотистые», а вот «золотые руки», «золотой голос»? Они и есть фразеологизмы, устойчивые фразы, под которыми подразумевается что-то одно.
Например, «просто так» — «бесцельно», «тянул кота за хвост» — «медлил», «собаку съел» — «знаток», «камня на камне не оставил» — «разрушил». Их множество, все не перечислить. В случае затруднения обращайтесь к словарю фразеологизмов.
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности являетсяфразеологизм: 1) Круча ваша, говорят, сверху вся изрыта, и каждый подземный ход прямо завален сундуками с золотом и серебром и драгоценными штуками.
2.Господин Бильбо, он денег не жалеет, и нехватки в них вроде бы нет, только ходов-то никто не рыл. | |
3.Словом, вот и остался Фродо сиротой, как у них говорится, на мели. | |
4.Господин Бильбо думал бы думал, лучше бы не придумал, чем забрать оттуда парня. |
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм:
Нет, не видать Лякошель-Торбинсам Торбы как своих ушей.
2. | Помню, лет шестьдесят тому вернулся назад господин Бильбо. |
3.Все это, конечно, были сокровища из чужих земель, где кругом, известно, золотые горы. | |
4. | Слишком уж привыкла молодежь к басням о сокровищах Бильбо. |
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм:
У старика Горбадока там всегда сотни две родственников живут, не меньше.
2. | И жили опять же на Круче, в третьем доме Исторбинки, чуть пониже усадьбы |
3 | Бильбо был с ним очень даже вежлив, называл его «почтенный Хэмбридж» и приглашал на ежегодный совет насчет овощей. |
4 | Кого слушали разиня рот, так это старого Хэма Скромби, известного под прозвищем Жихарь. |
4.Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора: 1) Гремучих фейерверков его не помнили теперь даже самые древние старики: давненько он их тут не устраивал.
2.Когда старик с помощью Бильбо и гномов разгрузил повозку, Бильбо раздал маленьким зевакам несколько монет. | |
3. | День клонился к вечеру, свет был чистый и яркий. |
4. | А Гэндальф и Бильбо сидели у открытого окна, глядя на запад, на цветущий сад. |
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора:
1. | А если кого и забыли пригласить, то они все равно пришли, так что это было неважно. |
2. | Решил так решил — сделай все по-задуманному, тебе же будет лучше, а может, и не только тебе. |
3. | Он не только привез ракеты, он их сам смастерил, чтобы разукрасить небо огненными картинами. |
4.Однажды утром хоббиты увидели, что на просторном лугу, к югу от главного входа в Торбу, разбивают шатры и ставят павильоны. |
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение
1.В поход, беспечный пешеход, уйду, избыв печаль, — спешит дорога от ворот в заманчивую даль. | |
2.Это слово он вдруг произнес так громко, что все, кому это еще было под силу, распрямились. | |
3. | Вспыхнул ослепительный огонь, и все гости зажмурились. |
4.Ибо в день этот, как вы знаете, родился не только я, но и мой племянник, мой наследник Фродо. |
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1.С сияющих ветвей на головы хоббитам сыпались огненные цветы, сыпались и гасли перед самым их носом, оставляя в воздухе нежный аромат. | |
2. | Общий ужас и смятенье как рукой сняло: хоббиты повскакивали на ноги. |
3. | Он был виден всем в полный рост: одну руку не вынимал из кармана, а другой помахивал над головой. |
Бильбо вылез из-за стола, подошел к увешанному фонариками дереву и взгромоздился на стул. IY.Ответы:
|
Y.Готовимся к экзамену. Задание 3.
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение:
1. | Темно-алые львиные зевы, золотистые подсолнухи и огненные настурции подступали к круглым окошкам. |
2. | Он выхватил горн у какого-то хоббитенка и трижды в него протрубил. |
3. | Бильбо Торбинс говорил речь, трогая золотое Кольцо в кармане. |
4. | Потом быстро натянул какие-то лохмотья и застегнул старый кожаный пояс. |
2.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора
1.Сэм наш говорит, что на Угощение пригласят всех до единого, и всем, заметь, будут подарки, да не когда-нибудь, а в этом месяце. | |
2. | У дверей Бильбо старик стал сгружать большие связки ракет, разных и невероятных. |
3. | Его длинная белая борода выглядела ухоженной и величавой, а лохматые брови клоками торчали из-под шляпы. |
4. | Куда опасней и трудней были его настоящие дела, но хоббиты об этом ничего не знали, для них он был чудесной приправой к Угощению. |
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение
1 | И многовато было среди них совсем еще юных хоббитов, явившихся с родительского позволения. |
2 | А старый Жихарь Скромби перестал даже притворяться, будто работает в саду. |
3 | Ты понимаешь, я тонкий-претонкий, как масло на хлебе у скупердяя. |
4 | Так пусть себе говорит что хочет, послушаем и похлопаем. |
4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1 | Магические Кольца не пропадают бесследно: со временем они возвращаются в мир, и мало ли кто их найдет, сам подумай. |
2 | Уже и ты, Фродо, не можешь с ним расстаться, бережешь его от вреда. |
3 | В душе у него остался заветный уголок, в который проникал свет, как солнце сквозь щелку. |
4 | Оно дивно сверкало на солнце, и Деагорл радостно любовался им. |
5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1 | Да, мы его пощадили: он старый и жалкий, таких не казнят. |
2 | Это оно может предательски соскользнуть с пальца, а владелец никогда его не выкинет. |
3 | Фродо от всей души обрадовался старинному приятелю. |
4 | О многом они с Горлумом одинаково думали и многое одинаково помнили. |
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1 | Если ты и правда за меня тревожишься, то уж держи язык за зубами, ладно? |
2.Я не все понимаю, что ты говоришь, но покамест придется мне, наверно, оставить Кольцо у себя и сберечь его, а там будь что будет. | |
3 | Кому там из своих приятелей ты вполне доверяешь, кто из них способен выстоять в смертельных испытаниях? |
4 | Видно, Кольцо заставляет врать и подсказывает вранье. |
7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1 | Вскоре Гэндальф поднялся, опустил шторы и задернул занавески. |
2 | Отовсюду веяло свежестью, весенняя зелень разливалась в полях, и яркой листвой курчавились деревья. |
3 | Второе исчезновение Бильбо Торбинса обсуждали не только в Норгорде, но везде и повсюду. |
4 | Ему сразу стало легче, как только он избавился от Кольца. |
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1 | Я не сумею стать просто хранителем, слишком оно мне нужно. |
2 | Однако же избран ты, а значит, придется тебе стать сильным, мудрым и доблестным. |
3 | Солнце село, и прохладный вечер, отступая, тихо тускнел. |
4 | Бей его сколько хочешь шестипудовым кузнечным молотом — на нем и следа не останется. |
9.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1 | Однажды было очень жарко, он склонился над омутом, ему жгло затылок, а вода нестерпимо блестела. |
2.С давних пор углубился он в тайны Колец, проницая сумрак забвенья, и, когда речь о них зашла на Совете, слова его развеяли мою тревогу. | |
3 | Самый ловкий и пытливый из этой семьи звался Смеагорлом. |
4 | Вынырнул он с водорослями в волосах и пригоршней ила в руке, отдышался и поплыл к берегу. |
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1 | Ему это было странно: он совсем позабыл, что на свете есть солнце. |
2 | — Язык у тебя здорово подвешен, — сказал Сэм. |
3. | Ночной порою он поднялся в горы, нашел пещеру, из которой сочился темный поток, и червем заполз в каменную глубь. |
4 | А когда вспомнил, поднял кулак и погрозил солнцу. |
11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1 | Кольцо исчезло из легенд и былей; то, что узнал ты сейчас от меня, неведомо почти никому. |
2 | И Кольцо вместе с Горлумом поглотила первозданная тьма. |
3 | Ему очень понравилось исчезать: мало ли что можно было эдак натворить, и он много чего натворил. |
4 | Заметив на дне что-то блестящее, он выпустил леску, набрал в грудь побольше воздуху, нырнул и черпнул горстью. |
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.
| |
| |
| |
|
13.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| |
| |
|
Ответы:
1
4
3
3
3
4
2
3
2
2
2
4
1
multiurok.ru
Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Тест для 9 класса «Средства художественной выразительности»
ТЕСТ «СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)
2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)
2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)
2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)
3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)
4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)
2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)
3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)
4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.)
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)
2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)
3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)
4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)
7. Укажите предложение, в котором используется эпитет.
1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.)
2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)
3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)
4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)
2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.)
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)
Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные обстоятельства» для 9 класса
1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)
2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)
3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, — и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень… (Короленко В.)
4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)
6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)
8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)
9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.)
10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)
Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные определения» для 9 класса
1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади. (Федосеев Г.)
2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.
(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Полевой Б.)
3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога. (Селянкин О.)
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх… (Осеева В.)
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища. (Паустовский К.)
6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.
(1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (Соколов-Микитов И.)
7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей. (7) Из-за густой зелени и обступивших со всех сторон деревьев хата Якова только одним боком высовывается на дорогу, словно любопытная девушка большой белой шали. (Осеева В.
8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина. (Фраерман Р.)
9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев.(Федосеев Г)
10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой. (5) Нас не оставляло ощущение, что поток человеческой мысли нельзя разъять на части, что почти невозможно проследить, где кончается философия и начинается поэзия, а где поэзия переходит в обыкновенную жизнь. (Паустовский К.)
Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные приложения» для 9 класса
1. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
(1) С нами был маленький мальчик. (2) Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. (3) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (4) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (5) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (Паустовский К.)
2. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Анна Павловна Орликова, хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. (2) Тут на клумбах, обложенных вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки. (3) Нам даже близко к садику подходить запрещалось. (4) Увидев нас, Анна Павловна начинала кричать и звать прислугу или сына. (5) Можно было подумать, что на хозяйку напали грабители. (Коковин Е.)
3. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
(1) Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. (2) У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. (3) Лучше не мешать. (4) Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух. (Паустовский К.)
4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)
5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Ян родился через сорок лет после гибели деда. (2) Отец его редко бывал дома. (3) На своем огромном океанском теплоходе он надолго уходил в заграничные рейсы, в далекие европейские и африканские порты. (4) Ян походил на отца. (5) Светловолосый, молчаливый и застенчивый, он был крепким и сильным. (6) Гимнаст и яхтсмен, он оживлялся лишь тогда, когда разговор заходил о спорте. (Коковин Е.)
6. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Вечером, накануне боя, командующий армией переговорил по телефону со своими командирами дивизий. (2) От каждого он принял доклад о том, что подготовка к наступлению закончена или будет закончена до рассвета. (3) Каждому он пожелал удачи, но не всем вполне поверил. (4) Поэтому офицеры тотчас же отправились на командные пункты частей. (5) Бригадный комиссар Уманен, член военного совета армии, ещё с утра объезжал соединения. (6) Ночью он позвонил и донес, что армия к действиям готова, но ухудшившаяся погода внушает тревогу за исход операции. (7) Командующий подтвердил, однако, приказ о наступлении. (Берёзко Г.)
7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Утро приветливо встретило путников. (2) Изумрудное, обрамленное тростниками длинное озеро, на берегу которого остановились, кипело жизнью, пока в синеве безоблачного неба не встало жгучее солнце. (3) Носились чайки, вдоль берега суетливо перебегали стайки малюсеньких куличков-песочников. (4) Время от времени показывались вереницы бакланов, пролетал со свистом выводок уток. (5) Изредка появлялась вдали осторожная белая цапля — красавица южных озер. (6) На воде можно было увидеть неуклюжего, грузного пеликана, стройных лебедей. (7) В тростниках над водой скрипучей песнью заливались скрытые в них крошечные камышовки, серебристыми голосами звенели стайки усатых синиц. (Зверев М.)
8. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)
9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Для Малыша наступили чудеснейшие дни. (2) За всю свою, правда, еще короткую жизнь он не имел столько благ одновременно: свободы, внимания людей, обилия пищи и питья. (3) Прежде чем попасть во двор дома номер двадцать четыре, Малыш побывал у троих хозяев. (4) Его рано оторвали от матери – ненецкой лайки, которую он вскоре забыл. (5) Некоторое время он жил у одного колхозника, невдалеке от города. (6) Малышу была предоставлена полная свобода. (7) Целыми днями он гонялся по тракту за проходящими автомашинами или лаял на старого добродушного Полкана, изредка вылезавшего из своей будки. (8) Полкан относился к щенку снисходительно, как и подобает старшему, и никогда не обижал его.(Коковин Е.)
10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны. (2) Город полнился ярмарочным гамом. (3) Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. (4) Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи. (Пришвин М.)
nsportal.ru
-Тест Средства речевой выразительности. 9 класс.
3. Тест для 9 класса «Средства речевой выразительности»
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках.
2.Мама прочла первую книжку.
3.Мама учила тебя видеть и открывать мир.
4.Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1.Иван Макарович отработал в котельной весь свой срок до минуты.
2.Он знает, что города удобнее, это факт.
3.Чтобы, значит, на субботу да на воскресенье могли люди приехать.
4.Но они же, эти города, по его мнению, убивают в человеке цельность.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1.В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность.
2.Но эта святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца.
3.Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний о многом зависит, каким станет человек.
4.Вот почему важно сохранять исторический образ города.
4. Укажите , какое средство выразительности используется в предложении «Если влюблённость во внешность может вспыхнуть после первого взгляда, то внутреннюю красоту так скоро не увидишь».
1.Гипербола
2.Эпифора
3.Метафора
4.Параллелизм
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1.В новогоднюю ночь Волк особенно почувствовал своё одиночество.
2.У кого их много- перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало…
3.Бывает же на свете такое чудо!
4.Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось.
6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё отражение».
1.Метафора
2.Сравнение
3.Фразеологизм
4.Гипербола
7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием».
1.Эпитет
2.Анафора
3.Литота
4.Звукопись
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности является гипербола.
1.Но вот прошёл час, другой, третий.
2.И поэтому страшно обрадовались все, заметя появление Красоты.
3.Глядят ей, не отрываясь, в очи, глядят и поют…
4.В розовом чертоге живёт Красота, прекраснее роз, прекраснее заповедного чертога, прекраснее целого мира.
infourok.ru
Теоретическая часть Умение анализировать лирические произведения, эпизоды прозаического текста составляет один из важнейших навыков литературной и языковой подготовки. Среди других требований этой работы наиболее трудным является нахождение в тексте изобразительных выразительных средств, а также определение цели их использования автором. В приведенной ниже таблице представлены основные средства художественной речи, примеры их использования. С некоторыми из них вы уже знакомы, другие сможете определить в процессе учебы в нашем лицее.
Приводим варианты выполнения заданий а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой… И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе») Ответ: 1) Визжит ветер – олицетворение 2) стреляет как из пушки – сравнение 3) рьяный ливень – эпитет б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства? Ответ: мечется как бешенный словно в клочья разорванные облака закачался отвесными столбами ливень стреляет как из пушки При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.
Тренировочные тесты
Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» — 9-10; «4» — 7-8; «3» — 5-6 правильных ответов.
Тест 1. Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1. Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.) 2. Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина) 3. Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.) 4.Впереди – пустынный сентябрьский день. (К. Паустовский.)
5. Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. (Д. Самойлов.) 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин.) 7. Она щебечет и поёт В преддверье бора, как бы оберегая вход В лесные норы. (Б. Пастернак.) 8. В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 9. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. (К. Бальмонт.) 10. Но предстоит еще заледенеть, И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Д. Самойлов.)
Ответы: 1.Сравнение(простое). 2.Гипербола. 3.Олицетворение. 4.Эпитет. 5.Однородные члены предложения. 6.Олицетворение. 7.Сравнение. 8.Метафора 9.Олицетворени 10.Сравнение.
Тест 2. Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1.Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)
2.Мальчик с пальчик.
3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)
4.Когда народ…. Белинского и Гоголя С базара понесет. (Н.Некрасов)
5.О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
6.Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак)
7.Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
8.Мы с тобой не виделись сто лет!
9.Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)
10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)
Ответы: 1.Риторический вопрос 2.Литота 3.Сравнение 4.Метонимия 5.Обращение 6.Лексический повтор 7.Антитеза 8.Гипербола 9.Сравнение 10. Метафора |
studfiles.net
Задание №3 по ОГЭ на тему «Художественные средства выразительности», 9 класс
Средства художественной выразительности. ОГЭ Задание 3 Тренировочные задания
1.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». (И.А.Гончаров)
Метафора
Эпитет
Сравнения
Гипербола
2.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение». (И.А.Гончаров)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
3.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». (И.А.Гончаров)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Сравнение
4.Какое художественное средство использует автор в предложении: «- Чего вам? – сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы». (И.А.Гончаров)
Сравнение
Метафора
Гипербола
Олицетворение
5.Какое художественное средство использует автор в предложении: «На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни…» (И.А.Гончаров)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
6.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Он повернул голову к столу, где все было гладко, и чернила засохли, и пера не видать, и радовался, что лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец, что не разбрасывается, не продает ничего…». (И.А.Гончаров)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Сравнение
7.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Огромные бледные буквы тянулись в торжественной процессии, не касаясь друг друга, по отвесной линии, от верхнего угла к нижнему». (И.А.Гончаров)
Сравнение
Метафора
Гипербола
Олицетворение
8.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтоб он пошел повыше». (И.А.Гончаров)
Эпитет
Метафора
Фразеологизм
Сравнение
9.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Фразеологизм
Сравнение
10.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца». (Н.В.Гоголь)
Сравнение
Метафора
Гипербола
Олицетворение
11. Какое художественное средство использует автор в предложении: «Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Фразеологизм
Сравнение
12.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
13.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Фразеологизм
Сравнение
14. Какое художественное средство использует автор в предложении: « Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». (Н.В.Гоголь)
Сравнение
Метафора
Гипербола
Олицетворение
15.Какое художественное средство использует автор в предложении: «По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
16.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе». (Н.В.Гоголь)
Сравнение
Метафора
Гипербола
Олицетворение
17.Какое художественное средство использует автор в предложении: «На них прямо глядели ночные звезды». (Н.В.Гоголь)
Сравнение
Метафора
Гипербола
Олицетворение
18.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
19.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что козаков было тринадцать человек». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
20.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра». (Н.В.Гоголь)
Фразеологизм
Метафора
Гипербола
Олицетворение
21. Какое художественное средство использует автор в предложении: «И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
22.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Литавры грянули, – и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные кучи запорожцев». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
23.Какое художественное средство использует автор в предложении:» Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Н.В.Гоголь)
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
Олицетворение
24.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Уже козаки окончили свою вечерю, вечер давно потухнул; июльская чудная ночь обняла воздух; но он не отходил к куреням, не ложился спать и глядел невольно на всю бывшую пред ним картину». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
25.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Там обгорелый черный монастырь, как суровый картезианский монах, стоял грозно, выказывая при каждом отблеске мрачное свое величие». (Н.В.Гоголь)
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
Олицетворение
26.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Свежее, кипящее здоровьем и юностью, прекрасное лицо рыцаря представляло сильную противоположность с изнуренным и бледным лицом его спутницы». (Н.В.Гоголь)
Эпитет
Олицетворение
Сравнение
Фразеологизм
27. Какое художественное средство использует автор в предложении: «Они поворотили в улицы и были остановлены вдруг каким-то беснующимся, который, увидев у Андрия драгоценную ношу, кинулся на него, как тигр, вцепился в него, крича: «Хлеба!» (Н.В.Гоголь)
Олицетворение
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
28.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Он было возвел на них истомленные очи, но татарка сказала ему одно слово, и он опустил их вновь в открытые страницы своего молитвенника». (Н.В.Гоголь)
Олицетворение
Метафора
Сравнение
Эпитет
29.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь!». (Н.В.Гоголь)
Метафора
Сравнение
Эпитет
Гипербола
30.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Бульба и Янкель пришли к строению, имевшему вид сидящей цапли. Оно было низкое, широкое, огромное, почерневшее, и с одной стороны его выкидывалась, как шея аиста, длинная узкая башня, на верху которой торчал кусок крыши.». (Н.В.Гоголь)
Метафора
Сравнение
Эпитет
Гипербола
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 |
№ | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Ответы 1 варианта | № | Ответы 2 варианта | |||
А1 | Г | А1 | В | ||
А2 | Б | А2 | А | ||
А3 | В | А3 | Б | ||
А4 | А | А4 | Г | ||
А5 | В | А5 | А | ||
А6 | Б | А6 | А | ||
А7 | Г | А7 | Г | ||
А8 | А | А8 | Б | ||
А9 | В | А9 | Г | ||
А10 | Б | А10 | Г | ||
А11 | В | А11 | А | ||
А12 | Г | А12 | Б | ||
А13 | А | А13 | Б | ||
А14 | Г | А14 | А | ||
А15 | Б | А15 | В | ||
А16 | В | А16 | В | ||
А17 | А | А17 | Г | ||
А18 | В | А18 | Б | ||
А19 | Б | А19 | А | ||
А20 | А | А20 | Б | ||
А21 | Б | А21 | В | ||
А22 | Б | А22 | Б | ||
А23 | В | А23 | В | ||
А24 | В | А24 | Б | ||
А25 | Б | А25 | Б | ||
А26 | А | А26 | А | ||
А27 | Б | А27 | Б | ||
А28 | А | А28 | Б | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Уровень обученности |
Количество учащихся | Изобразительные средства | Количество учащихся | Изобразительные средства | Количество учащихся | |
doc4web.ru