Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?
Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.
СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.
— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;
— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;
— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:
Классы |
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) |
|
При 6-ти дневной неделе, не более |
При 5-ти дневной неделе, не более |
|
1 |
— |
21 |
2-4 |
26 |
23 |
5 |
32 |
29 |
6 |
33 |
30 |
7 |
35 |
32 |
8-9 |
36 |
33 |
10-11 |
37 |
34 |
Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).
Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.
Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:
- до 1350 часов на уровне начального общего образования;
- до 1750 часов на уровне основного общего образования;
- до 700 часов на уровне среднего общего образования.
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.
Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.
Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:
- Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
- В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
- В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.
eduface.ru
Количество уроков в день и неделю для разных классов школы
На количество уроков для школьников в общеобразовательных учреждениях налагаются требования как по максимальной нагрузке в день, так и по суммарной нагрузке в неделю. Рекомендуется распределять учебную нагрузку на учеников равномерно в течение недели, не превышая допустимых значений.
Требования по количеству уроков в день
Класс | Максимально допустимое количество уроков в день |
1-й | В сентябре-октябре – 3 урока по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый, один день в неделю допускается 5 уроков при условии, что один из них физкультура |
2–4-й | Не более 5 уроков, один день в неделю допускается 6 уроков при условии, что один из них физкультура |
5–6-й | Не более 6 уроков |
7–11-й | Не более 7 уроков |
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимое количество уроков* в неделю | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1-й | – ** | 21 |
2–4-й | 26 | 23 |
5-й | 32 | 29 |
6-й | 33 | 30 |
7-й | 35 | 32 |
8–9-й | 36 | 33 |
10–11-й | 37 | 34 |
* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).
** В первом классе не допускается 6-дневная учебная неделя.
Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Читайте также:
www.examen.ru
Минобрнауки определило нормативы на выполнение домашнего задания — Российская газета
Минобрнауки решило особо прописать в одном из официальных документов для школ количество времени, которое должно отводиться на домашние задания.
В первом классе их вообще нет, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день. Проще говоря, не может в один день быть химия, биология, физика, математика.
Это же самое, к слову, говорится в СанПиНах, которые вступили в силу еще в 2011 году. Зачем понадобилось снова напоминать школам правила? В минобрнауки «РГ» рассказали, что в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузку в школе.
— Министерство вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, прописав в нем требования, утвержденные СанПиНом, чтобы обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок, — пояснили «РГ» в минобрнауки.
Проблемы с «домашкой» действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе . Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.
Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.
— Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! — высказывает мнение заместитель директора знаменитой московской школы N57 Борис Давидович.- Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера — на дом больше шести давать нельзя.
В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю. «А иногда и всю жизнь!» — шутит Борис Михайлович.
— Мы перешли на пятидневку, чтобы разгрузить детей, — говорит директор школы N17 Брянска Ирина Голикова, — стараемся на выходные дни давать меньше заданий. Вторая смена учится до семи часов вечера, и уроки обычно дети делают утром». «Получается, без родителей? — уточняю. — Как это сказывается на успеваемости?» — «У нас одна из лучших школ!»
А так ли уж нужны домашние задания? Когда-то в XIX веке по этому поводу уже разгорался спор, но «домашка» устояла. В 1917 году ее отменили и вернулитолько в 30-х годах прошлого века. Сейчас некоторые эксперты снова задаются вопросом: если мы говорим о переходе на школу полного дня, отказываясь от жестких рамок ведения урока, может, действительно пора отменить и домашнее задание?
Мнение
Ирина Ильина, мама третьеклассника, профессор РГСУ:
— Сын тратит на уроки столько же времени, сколько некоторые студенты на подготовку к семинару — около двух часов. Но семинар — раз в неделю, а уроки — каждый день.
rg.ru
Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?
Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.
СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:
— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;
— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;
— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:
Классы | Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) | |
При 6-ти дневной неделе, не более | При 5-ти дневной неделе, не более | |
1 | — | 21 |
2-4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8-9 | 36 | 33 |
10-11 | 37 | 34 |
Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).
Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.
Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:
- до 1350 часов на уровне начального общего образования;
- до 1750 часов на уровне основного общего образования;
- до 700 часов на уровне среднего общего образования.
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.
Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.
Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:
- Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
- В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
- В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.
Источник: http://edumsko.ru/consultation/ombudsmen/kakoe_maksimalnoe_kolichestvo_urokov_dopustimo_dlya_uchawihsya_raznyh_klassov
school9tihvin.eduface.ru
Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться дети
Depositphotos/racorn
Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.
С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;
— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;
— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;
— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.
Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.
Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.
Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.
Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.
news.vtomske.ru
Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений
Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.
Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.
Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.
Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.
Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.
Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?
В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.
Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?
Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?
Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.
Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):
— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.
eduface.ru
Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ
- Сколько детей может быть в классе?
- На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?
- Как часто должна проводиться уборка помещений школы?
- Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?
- Какие существуют правила рассадки детей разного роста?
- Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом знании школы?
- Во сколько может начинаться первая смена?
- Существует ли норма времени окончания второй смены?
- Должны ли смены ежегодно чередоваться?
- Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?
- Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?
- Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?
- Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?
- Можно ли проводить сдвоенные уроки?
- При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?
- Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?
Сколько детей может быть в классе?
П. 4.9 СанПиНа
Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.
- При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
- При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.
При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.
На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?
П. 4.6.
Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.
Как часто должна проводиться уборка помещений школы?
П. 12.3, п. 10.13
Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.
Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.
Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?
П. 5.6. СанПиНа
От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.
Какие существуют правила рассадки детей разного роста?
П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)
Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.
При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.
Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?
П. 4.13 СанПиНа
Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.
Во сколько может начинаться первая смена?
П. 10.4.
Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.
Существует ли норма времени окончания второй смены?
Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.
Должны ли смены ежегодно чередоваться?
Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.
Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?
П. 10.6, 10.10
Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:
- 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
- со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
- с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
- 7 класс — не более 7 уроков;
- с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.
То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.
Для первых классов существуют дополнительные требования:
- в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
- в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
- в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.
Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?
Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)
Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?
П. 10.8.
Нет, не разрешается. Более того, рекомендуется (но это не строго) контрольные проводить не ранее второго и не позднее четвёртого уроков.
Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)
Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)
Классы | 6-дневная неделя (не более) | 5-дневная неделя (не более) |
1 | — | 21 |
2 — 4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8 — 9 | 36 | 33 |
10 — 11 | 37 | 34 |
Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.
Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.
Можно ли проводить сдвоенные уроки?
П. 10.8 СанПиНа
Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.
При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?
П. 10.23, таблица 1 «Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»
Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:
Климатическая зона | Возраст | без ветра | при скорости ветра | при скорости ветра | при скорости ветра |
Северная часть РФ (Красноярский кр., Омская обл. и др.) | до 12 лет | -10 -11 ºC | -6 -7 ºC | -3 -4 ºC | Занятия не проводятся |
12-13 лет | -12 ºC | -8 ºC | -5 ºC | ||
14-15 лет | -15 ºC | -12 ºC | -8 ºC | ||
16-17 лет | -16 ºC | -15 ºC | -10 ºC | ||
В условиях Заполярья (Мурманская обл.) | до 12 лет | -11 -13 ºC | -7 -9 ºC | -4 -5 ºC | Занятия не проводятся |
12-13 лет | -15 ºC | -11 ºC | -8 ºC | ||
14-15 лет | -18 ºC | -15 ºC | -11 ºC | ||
16-17 лет | -21 ºC | -18 ºC | -13 ºC | ||
Средняя полоса РФ | до 12 лет | -9 ºC | -6 ºC | -3 ºC | Занятия не проводятся |
12-13 лет | -12 ºC | -8 ºC | -5 ºC | ||
14-15 лет | -15 ºC | -12 ºC | -8 ºC | ||
16-17 лет | -16 ºC | -15 ºC | -10 ºC |
Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.
Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?
Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.
Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.
При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.
Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.
yarmalysh.ru