Сириус олимпиада ответы – Список участников очного отборочного тура на октябрьскую математическую программу центра «Сириус»

Содержание

Образовательный центр «Сириус» Январская математическая смена Предварительный тур класс. Решения

Прототипы задания В6-2 (2013)

Прототипы задания В6-2 (2013) ( 27742) Один острый угол прямоугольного треугольника на больше другого. Найдите больший острый угол. Ответ дайте в градусах. ( 27743) В треугольнике ABC угол A равен, внешний

Подробнее

1 Физтех Билеты Решение БИЛЕТ 13

1 Физтех 018 Билеты 13 14 Решение БИЛЕТ 13 1 Даны 11 карточек, на которых написаны натуральные числа от 1 до 11 (на каждой карточке написано ровно одно число, притом числа не повторяются) Требуется выбрать

Подробнее

Тренировочные задачи

И. В. Яковлев Материалы по математике MathUs.ru Тренировочные задачи Окружность. Свойства окружности. Если хорда не является диаметром, то диаметр, проходящий через середину этой хорды, перпендикулярен

Подробнее

Все прототипы заданий В года

1. Прототип задания B5 ( 27450) Найдите тангенс угла AOB. Все прототипы заданий В5 2014 года 2. Прототип задания B5 ( 27456) Найдите тангенс угла AOB. 7. Прототип задания B5 ( 27547) Найдите площадь треугольника,

Подробнее

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 1. Найдите разложение на простые множители числа 1008. 2. Найдите количество составных чисел, которые больше 70 и меньше 90. 3.* Найдите все трехзначные

Подробнее

AC 6, cos A. Найдите BH.

Прототипы задания 6 1. Задание 6 ( 26097) 16. Задание 6 ( 20001) В треугольнике ABC угол C равен 90, sin A 0, 6, 21 AC 4. Найдите AB. В треугольнике ABC AC BC 12, sin B. 5 2. Задание 6 ( 29580) Найдите

Подробнее

Решение задач заочного тура 2011

Решение задач заочного тура 0 I Математический блок Задача Найдите число натуральных корней уравнения Ответ: 00 0 решений Решение задачи Представим число в виде Тогда правая часть данного уравнения равна

Подробнее

ЗАДАНИЕ 15 Планиметрия Треугольник

ЗАДАНИЕ 15 Планиметрия Треугольник 1. На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. 2. На клетчатой бумаге с клетками

Подробнее

(2n + 1) = (2m) 2

Районная олимпиада по математике г. Хабаровск, 001 год 9 КЛАСС Задача 1. Пусть n (n 3) различных точек расположены на плоскости так, что любые три из них лежат на одной прямой. Доказать, что все они лежат

Подробнее

1 Òåñòîâàÿ àñòü (5 çàäà )

ÎËÈÌÏÈÀÄÀ "ÏÎÊÎÐÈ ÂÎÐÎÁÜœÂÛ ÃÎÐÛ! 2014-2015 Ïðåäâàðèòåëüíûé ýòàï 10-11 êëàññû 1 Òåñòîâàÿ àñòü (5 çàäà ) 1.1 Èððàöèîíàëüíîå íåðàâåíñòâî 1-1. Ðåøèòå íåðàâåíñòâî 9 2 1 x 10 1. x 2 4x + 4  îòâåòå óêàæèòå

Подробнее

Сириус, класс «группа В» 3-4 сентября

Вписанные углы Определение. Угол с вершиной в центре окружности называется центральным, а градусная мера дуги, высекаемой им, равна его градусной мере. Определение. Угол с вершиной на окружности называется

Подробнее

9 класс. 1 xy 1. x + y = 1 12, x 2 y + xy 2 = 12. xy = 3, x + y = 4.

9 класс 5). Найдите все решения системы уравнений xy x + y =, x y + xy =. Заметим, что x y + xy = xyx + y). Введем замену xy = a, x + y = b. Тогда получаем a b =, b a = ab, b a =, b a =, b = + a, ab =

Подробнее

Тренировочные задачи

И. В. Яковлев Материалы по математике MathUs.ru Тренировочные задачи Параллелограмм. Периметр параллелограмма равен, а одна из его сторон вдвое больше другой. Найдите стороны параллелограмма. и 4. Найдите

Подробнее

Уравнения в целых числах

И. В. Яковлев Материалы по математике MathUs.ru Уравнения в целых числах Обычная постановка задачи такова: дано уравнение с двумя (или более) неизвестными, и требуется найти все его целочисленные решения.

Подробнее

S + 15 k + 1 S k = 2, S k + 1 S + 16

Олимпиада «Курчатов» 2017 по математике 11 класс, 19 марта 2017 г. + Полное решение любой задачи оценивается в 7 баллов. 1. На доске было выписано несколько чисел, их среднее арифметическое было равно

Подробнее

Третий тур Высшая лига.

Третий тур 06.11.15. Высшая лига. 1. Дан белый бумажный прямоугольный треугольник с углом 30 площади 2016. Медведь и Крокодил по очереди закрашивают в нём по треугольнику площади 1; закрашенные треугольники

Подробнее

Ответы (8 класс) v 2 t 2

Ответы (4класс) 1. Поставь между цифрами один или несколько знаков арифметических действий и скобки так, чтобы получились верные равенства. Расставь порядок выполнения действий: а) (7 7+ 7): 7 = 12 е)

Подробнее

ЗАДАНИЕ 9 ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК. 1. В треугольнике ABC угол C равен,,. Найдите AB. 2. В треугольнике ABC угол C равен,,. Найдите AB.

ЗАДАНИЕ 9 ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК 1. В треугольнике ABC угол C равен,,. Найдите AB. 2. В треугольнике ABC угол C равен,,. Найдите AB. 3. В треугольнике ABC угол C равен,,. Найдите AB. 4. В треугольнике

Подробнее

Геометрия

Геометрия 1. Диагональ BD параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 65 и 50. Найдите меньший угол параллелограмма. 2. Разность углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна

Подробнее

В 8 (2014) 16. В треугольнике ABC, 30. В треугольнике ABC угол C равен, CH. высота,,. Найдите AH. высота,,. Найдите BH.

В 8 (2014) 1). В треугольнике ABC угол C равен, CH высота,,. Найдите AH. 2. В треугольнике ABC угол C равен, CH 3. В треугольнике ABC угол C равен,,. Найдите высоту CH. 4. В треугольнике ABC угол C равен,

Подробнее

Второй тур Высшая лига.

Второй тур 05.11.15. Высшая лига. 1. Назовём выпуклую фигуру на плоскости толстой, если при некотором r > 0 она содержит круг радиуса r и содержится в круге радиуса 1000r. Верно ли, что любую толстую фигуру

Подробнее

Все прототипы заданий В3

1. Прототип задания B3 ( 27543) Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 Все прототипы заданий В3 2. Прототип задания B3 ( 27544) Найдите площадь треугольника,

Подробнее

Задачи о касательных к параболам

potential_print09qxp 09007 :49 Page Потенциал 09 () 09007 Мирошин Владимир Васильевич Учитель гимназии 5 г Москва, старший преподаватель кафедры математического анализа Московского городского педагогического

Подробнее

docplayer.ru

Октябрьская математическая образовательная программа: Решения заданий отборочных туров

Положение об октябрьской математической образовательной программе Центра «Сириус» по направлению «Наука»

 

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения октябрьской математической образовательной программы Центра «Сириус» (далее – образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение образовательной программы.

1.2. Образовательная программа по математике проводится в Центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 октября 2018 года.

1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7-11 классов (по состоянию на октябрь 2018 года) из образовательных организаций следующих регионов:

- Иркутская область

- Калининградская область

- Кировская область

- Курганская область

- Нижегородская область

- Оренбургская область

- Пермский край

- Республика Башкортостан

- Республика Мордовия

- Республика Татарстан (Татарстан)

- Самарская область

- Саратовская область

- Свердловская область

- Томская область

- Тюменская область

- Удмуртская Республика

- Ульяновская область

- Челябинская область

- Чувашская Республика – Чувашия.

1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.

1.5. Общее количество участников образовательной программы: до 300 школьников.

1.6. Регионами-организаторами, обеспечивающими научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы, являются: Республика Татарстан, Удмуртская республика, Ульяновская область.

1.7. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.

2. Цели и задачи образовательной программы

2.1. Октябрьская математическая образовательная программа ориентирована на выявление математически одаренных школьников в регионах, указанных в п.1.3, максимальное развитие их математического потенциала, повышение общекультурного уровня участников образовательной программы.

2.2. Задачи образовательной программы:

•      развитие математических способностей учащихся и расширение их математического кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе у ведущих педагогов России;

•      развитие у школьников свойственного математике стиля мышления, повышение их общей и математической культуры, воспитание научной честности и умения вести научную дискуссию;

•      подготовка учащихся к математическим олимпиадам;

•      популяризация математики как науки.

3. Порядок отбора участников образовательной программы

3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус», а также требований, изложенных в настоящем Положении.

3.2.1. К участию в конкурсном отборе приглашаются все учащиеся 7-х и 8-х классов (по состоянию на октябрь 2018 г.) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, из регионов, указанных в п.1.3.

К участию в образовательной программе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 6 классов (по состоянию на октябрь 2018 г.), прошедшие отбор по программе 7 класса. Такие учащиеся будут обучаться в группах 7 классов, поэтому от них требуется опережающее полное владение школьным курсом математики за 6 класс.

3.2.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-х классов (по состоянию на октябрь 2018 г.), участники регионального этапа всероссийской олимпиады по математике имени Л. Эйлера 2017-2018 учебного года, набравшие от 42 до 49 баллов включительно. Баллы на региональном этапе всероссийской олимпиады по математике имени Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады.

3.2.3. Учащиеся 10-11 классов (по состоянию на октябрь 2018 г.) отбираются на образовательную программу только на основе своих результатов на математических олимпиадах высокого уровня (см. п.3.4.).

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Центра «Сириус».

Регистрация будет открыта с 6 марта по 25 марта 2018 года.

3.4. Без конкурсного отбора на октябрьскую математическую образовательную программу приглашаются школьники из регионов, указанных в п.1.3., показавшие высокие результаты на математических олимпиадах высокого уровня:

- победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2016-2017 учебного года,
- победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2017-2018 учебного года,
- ученики 8 класса, участники регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2017-2018 учебного года по 9 классу, набравшие не менее 35 баллов,
- участники регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2017-2018 учебного года по 9 классу, набравшие не менее 42 баллов,
- участники регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2017-2018 учебного года по 10 классу, набравшие не менее 52 баллов,
- участники регионального этапа всероссийской олимпиады по математике имени Л. Эйлера 2017-2018 учебного года, набравшие не менее 50 баллов (баллы на региональном этапе всероссийской олимпиады по математике имени Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады),
- победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады по математике имени Л. Эйлера 2017-2018 учебного года,  
- учащиеся, рекомендованные организаторами образовательной программы, и отбираемые из числа школьников, обучающихся в образовательных организациях регионов-организаторов, и имеющих высокие достижения в олимпиадах регионального и всероссийского уровня, в количестве до 20 человек.

3.5 С 26 марта по 8 мая 2018 г. состоится обучение зарегистрировавшихся школьников 7-х и 8-х классов (по состоянию на октябрь 2018 г.) в дистанционной системе.

Ученики 7-х и 8-х классов (по состоянию на октябрь 2018 г.), приглашаемые на октябрьскую образовательную программу на основании п.3.4., имеют право при желании  принять участие в обучении в дистанционной системе.

3.6 По итогам обучения в дистанционной системе формируются отдельно по классам списки школьников, на основе которого координационный совет образовательной программы утверждает список участников заочного отборочного тура. Этот список публикуется в дистанционной системе до 10 мая 2018 г.

3.7 Заочный отборочный тур состоится 13 мая 2018 г. Регламент проведения заочного отборочного тура публикуется в дистанционной системе. Школьники, нарушившие регламент проведения заочного отборочного тура, к заключительному очному отборочному туру не допускаются.

3.8 По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура будет сформирован список участников заключительного отборочного тура, который будет опубликован на сайте Центра «Сириус»  до 16 мая 2018 г.

3.9 Заключительный очный отборочный тур проводится 27 мая 2018 г. в регионах Российской Федерации, указанных в п.1.3. В одном регионе может быть несколько пунктов проведения. Регламент проведения заключительного очного отборочного тура будет опубликованы на сайте Центра «Сириус» не позднее 16 мая 2018 г. Работы школьников, нарушивших регламент проведения заключительного очного отборочного тура, не рассматриваются. Заключительный очный отборочный тур проводится с использованием средств видео-фиксации. Работы участников заключительного очного отборочного тура проверяются централизованно. Порядок отправки отсканированных работ на централизованную проверку определяется координационным советом образовательной программы. Процедура показа работ и апелляции не предусмотрена.

3.10 На заключительный очный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются ученики 7-х и 8-х классов (по состоянию на октябрь 2018 г.), являющиеся участниками регионального этапа всероссийской олимпиады по математике имени Л. Эйлера 2017-2018 учебного года, набравшие не менее 38 баллов.

Для участия в октябрьской образовательной программе они должны пройти регистрацию в личном кабинете до 25 марта 2018 года.  Эти школьники имеют право при желании пройти полный курс обучении в дистанционной системе.

3.11. Отбор участников образовательной программы по итогам очного заключительного отборочного тура производится следующим образом. По итогам очного заключительного отборочного тура формируется ранжированный список школьников отдельно по каждой параллели и по каждому региону.

3.11.1. Ученики 9 класса (по состоянию на октябрь 2018 г.) приглашаются на образовательную программу в соответствие с общим рейтингом. 

3.11.2. На образовательную программу приглашаются от каждого региона два ученика 8 класса (по состоянию на октябрь 2018 г.) с наивысшим рейтингом при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом образовательной программы. На оставшиеся места приглашаются ученики 8 класса в соответствие с общим рейтингом. 

3.11.3. На образовательную программу приглашаются от каждого региона три ученика 7 класса (по состоянию на октябрь 2018 г.) с наивысшим рейтингом при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом образовательной программы. На оставшиеся места приглашаются ученики 7 класса в соответствие с общим рейтингом. 

3.12. Список школьников, приглашенных к участию в октябрьской образовательной программе, публикуется на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 20 июня 2018 года.

3.13. Учащиеся, отказавшиеся от участия в октябрьской образовательной программе, заменяются следующими за ними по рейтингу школьниками.

3.14. Общая численность участников октябрьской образовательной программы из регионов-организаторов: до 110 школьников.

3.15. В сентябре 2018 года все участники октябрьской образовательной программы из 7-8 классов (по состоянию на октябрь 2018 г.) могут продолжить обучение в дистанционной системе. Темы занятий на октябрьской образовательной программе будут являться логическим продолжением тем дистанционного обучения, поэтому от участников предполагается, что они овладеют материалом, изучаемым в дистанционной системе.

3.16. Предельная численность участников октябрьской образовательной программы от каждого региона Российской Федерации составляет 40 человек. В случае приглашения на основании п.3.4 40 участников отборочные туры в регионах не проводятся. Если на основании п.3.4. на октябрьскую образовательную программу приглашается более 40 участников, то координационный совет образовательной программы изменяет для этого региона критерии приглашения, перечисленные п.3.4.

4. Аннотация образовательной программы

Образовательная программа ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Программа включает в себя углубленные занятия математикой, различные математические соревнования, лекции ведущих ученых и педагогов страны, общеобразовательную, обширную культурно-досуговую, развивающую и спортивно-оздоровительную программы.

Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Учащиеся будут разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.

5. Финансирование образовательной программы

Оплата проезда, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

sochisirius.ru

Открыт прием заявок на ноябрьскую математическую программу центра «Сириус» | Новости

Открыт прием заявок на ноябрьскую математическую программу центра «Сириус»

В образовательном центре «Сириус» c 1 по 24 ноября 2018 года пройдет математическая программа для школьников 7-11 классов. Также к участию будут допущены ученики 6 класса, прошедшие отбор по программе 7 класса. На смену смогут поехать до 200 школьников. Регистрация открыта до 5 июня.

К участию приглашаются школьники из 15 регионов: Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Калмыкии, Северной Осетии, Ставропольского, Краснодарского краев, Чечни, Крыма и Севастополя.

Для учеников 6-8 классов (на момент подачи заявки) с 6 июня по 15 сентября будет проводиться дистанционный учебно-отборочный тур. В него входят лекции по олимпиадной математике, тесты и задачи для самостоятельного решения. Курс не требует специальных знаний и подготовки, участвовать могут все желающие. Школьники, которые покажут лучшие результаты, будут приглашены на очный тур. Он пройдет 22 сентября в каждом из регионов-участников.

Для школьников 9-10 классов критерием отбора станут академические достижения: участие в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады, олимпиады имени Эйлера или Кавказской математической олимпиады, в других олимпиадах и проектах математической направленности. Подробнее — в положении о программе.

В ходе смены пройдут профильные занятия. Кроме того, участников ждут проектные работы и лекции ведущих ученых страны. На занятиях ребята будут разбирать задания из основных разделов олимпиадной математики: алгебры, геометрии, комбинаторики и теории чисел. Списки школьников, приглашенных в «Сириус», будут опубликованы до 30 сентября.

Порядок отбора

Ноябрьская математическая программа

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

info.olimpiada.ru

Математическая смена: Участники

 

Положение о Южной математической смене Образовательного центра «Сириус» (ноябрь 2016 года)

 

1. Общие положения

1.1. Южная математическая смена 2016 года проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и успех») с 1 по 24 ноября 2016 года. Для участия в смене приглашаются 200 школьников из следующих регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, определенных Экспертным советом Фонда «Талант и успех»:

Республика Адыгея
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Крым
Республика Северная Осетия – Алания
Чеченская Республика
Краснодарский край
Ставропольский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Город Севастополь

 

1.2. Смена включает в себя математическую школу, обучающие математические игры, олимпиады по математике, разнообразную культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную программы.

 

2. Цели и задачи смены.

2.1. Южная математическая смена ориентирована на выявление математически одаренных учащихся в каждом из указанных в п. 1.1. регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, максимальное развитие их математических способностей и повышение общекультурного и образовательного уровней участников.

2.2. Задачи смены:

развитие математических способностей учащихся;
подготовка учащихся к олимпиадам высокого уровня;
популяризация математики, как науки.

3. Участники смены

3.1. В смене принимают участие учащиеся 7-11 классов из регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, указанных в п.1.1. К участию в смене могут быть допущены учащиеся 6 классов, прошедшие отбор по программе 7 класса.

4. Система отбора участников смены

4.1. Отбор организуется Координационным советом смены, назначаемым руководителем Образовательного фонда «Талант и успех».

4.2. Без отбора Координационным советом приглашаются учащиеся:  

·        участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2015-2016 уч. года среди учащихся 9 и 10 классов;

·        20 учащихся, показавших наилучший результат среди школьников 15 регионов Юга России (см. пункт 1.1) в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2015-16 уч. года среди учащихся 9 класса.

·        20 учащихся, показавших наилучший результат среди школьников 15 регионов Юга России (см. пункт 1.1) в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2015-16 уч. года среди учащихся 10 класса.

Список приглашенных без отбора участников будет опубликован до 5 сентября 2016 года на сайте Образовательного центра «Сириус» http://sochisirius.ru/.

Учащиеся, отказавшиеся от участия в смене, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.

4.3. Отбор участников из числа учащихся 7-9 классов осуществляется в два тура. Первый тур – предварительный. Второй тур – заключительный.

4.4. Для участия в первом (предварительном) туре отбора необходима предварительная регистрация на сайте по ссылке.

Регистрация начинается в 09.00 1 сентября 2016 года и заканчивается в 16.00 13 сентября 2016 года.

После регистрации участникам будут доступны в их личном кабинете бланки для записи решений заданий первого тура.

Решения заданий можно будет записывать только на листах формата А4, либо распечатанных из личного кабинета, либо оформленных в соответствии с представленной в нем формой.

Задания предварительного тура будут доступны в системе reg.olimpiada.ru с 10:00 по московскому времени 13 сентября 2016 года в личном кабинете каждого из участников первого тура.

Участникам будет предложено 8 задач, на решение которых отводится 4 астрономических часа (240 минут).

Форма для занесения ответов, а также возможность загрузки сканов решений, выполненных на специальных бланках, будут доступны каждому участнику в течение 6 часов с момента открытия им заданий отборочного тура в личном кабинете. По окончании этого времени занесение ответов и загрузка решений будут прекращены. В случае, если участник не успел или не смог занести ответы в установленное время, его работа оцениваться не будет. Занесение ответов и загрузка сканов решений прекращаются в 22:00 13 сентября по московскому времени. 

Работы участников, не загрузивших сканы решений, оцениваться не будут, вне зависимости от причин, по которым они это не сделали.

Инструкция по выполнению работы, а также по занесению ответов и загрузке сканов решений, будет размещена на сайте Образовательного центра «Сириус», в системе reg.olimpiada.ru, а также в системе «Статград».

Выполнение работ предварительного этапа должно производиться в присутствии ответственных лиц, которыми могут быть представители администрации образовательных организаций (школ, учреждений дополнительного образования, ВУЗов и др.), учителя, а также родители. Ответственные лица обеспечивают честное и самостоятельное выполнение работы участниками предварительного этапа и подтверждают это подписью на первом листе работы.

4.5. Проверка работ и публикация списка участников второго (заключительного) тура.

По результатам выполнения заданий первого (предварительного) тура Координационный совет смены определяет минимальный пороговый балл. Участники первого тура, показавшие результат (набравшие баллы) не меньше порогового, допускаются к участию во втором (заключительном) туре.  

Апелляция по итогам проверки, а также демонстрация работ и разбор решений не предусмотрены.

Результат участника может быть аннулирован, если Координационным советом будет установлено, что его работа имеет признаки несамостоятельного выполнения. Апелляция на такое решение Координационного совета не принимается.

Списки учащихся, прошедших во второй (заключительный) тур по результатам предварительного тура, будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» http://sochisirius.ru/ не позднее 19 сентября 2016 года.

Региональные органы управления образованием вправе заявить на участие во втором (заключительном) туре, в дополнение к учащимся, допущенным к нему по итогам первого тура, до 10 учащихся в каждой параллели 7-9 классов. Список этих учащихся должен быть направлен в Образовательный центр "Сириус" не позднее 21 сентября 2016 года.

4.6. Место проведения заключительного тура (возможно, не одно) в каждом регионе определяется Образовательным центром «Сириус» совместно с организаторами Турнира имени М.В. Ломоносова и публикуется на сайте центра «Сириус» не позднее 19 сентября 2016 года.

4.7. Заключительный тур проводится 25 сентября 2016 года в каждом из регионов, указанных в п.1.1 в рамках Турнира имени М.В. Ломоносова. Участники, допущенные в соответствии с п.4.5 к участию в заключительном туре, выполняют его задания в пунктах, определенных Координационным советом смены совместно с организаторами турнира в отдельных, определенных устроителями, аудиториях. Начало выполнения заданий заключительного тура – 10.00.

Работы заключительного тура проверяются централизованно. Апелляции, демонстрация работ и разбор ошибок не предусмотрены.

4.8. Отбор участников Южной математической смены по итогам заключительного тура проводится следующим образом:

Для каждого региона составляется ранжированный список учащихся по каждой из параллелей 7, 8, 9 классов. В каждой из параллелей Координационным советом смены из числа учащихся, набравших не менее установленного балла (если таковые учащиеся имеются), отбираются 3 школьника, имеющие наилучший результат. Если в параллели таких школьников менее 3, то по решению Координационного совета к ним добавляются учащиеся, имеющие наилучшие результаты среди учащихся, набравших менее установленного числа баллов.

При этом к участию в смене допускаются только учащиеся, набравшие число баллов, не меньше минимального порогового значения, установленного Координационным советом смены.

Координационный совет оставляет за собой право перераспределять региональные квоты между классами (7 класс – 3 человека, 8 класс – 3 человека, 9 класс – 3 человека) в случае, когда в одной или нескольких параллелях нет участников, набравших число баллов не меньше установленного минимального порогового значения, или их число меньше установленной квоты.
В случае, если несколько учащихся, показавших одинаково высокие результаты, претендует на участие в смене, Координационный совет имеет право изменить распределение квот региона по классам.
Для отбора учащихся 7, 8, 9 классов на оставшиеся места для каждой параллели составляется ранжированный список учащихся всех регионов из числа школьников, не отобранных по правилам, описанным в пункте 1.

Из данного списка отбираются учащиеся, имеющие лучшие результаты.

Не допускается участие в смене от одного региона более 40 учащихся.

Отбор участников по указанной схеме гарантирует участие в смене каждому региону, если в процессе участия в предварительном и заключительном турах не были допущены нарушения со стороны региональных кандидатов.

6. Окончательный список участников смены будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» 7 октября 2016 года.

sochisirius.ru

Олимпиадные задачи в «Сириусе»

В августе по естественно-научной программе в «Сириусе» занимаются 79 школьников. Педагоги готовят их к этапам сбора и участию в Международной естественно-научной олимпиаде юниоров IJSO-2017, которая состоится с 3 по 12 декабря в Нидерландах. Ключевые предметы образовательной программы – химия, физика, биология.

Накануне в «Сириусе» провел цикл лекций председатель Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по физике, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ, кандидат физико-математических наук Артем Анатольевич Воронов. 

– Мы освоили три важные темы: «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения энергии» и «Колебания». Последней уделили особое внимание, потому что если в олимпиадной задаче говорится о неравноускоренном движении, то обычно – это колебания. Также ребята попросили раскрыть им темы электростатики и количественного натяжения, – рассказывает педагог об учебном плане.

Занимаясь с участниками естественно-научной программы, Артем Анатольевич старается научить их решать задачи не одним, а сразу несколькими способами. Подойти к решению можно с разных сторон, и чем больше методов они используют, тем проще им будет в дальнейшем освоении предмета. «Хочется, чтобы школьники не просто владели инструментарием, но и понимали, где и когда его можно применять. Это учит стратегии, которая пригодится на олимпиаде. Решить задачу – далеко не самое главное в подготовке. Рассказывая о физических законах, теориях и основных элементах научного метода, педагог объясняет, как оптимизировать время и успеть в установленный тайминг решить все задания».   

– Часто олимпиадные задания выстроены таким образом, что их нужно решать одновременно: например, размешать раствор и через 30 минут провести измерения, и в это же время следует начать решение второго задания. Выполнить все условия последовательно не всегда удается, – говорит Артем Воронов.

Педагог отмечает: «Не важно, какая у участника будет медаль – важен тот опыт и те знания, которыми они овладели во время подготовки. Победа – это когда школьник смог применить весь потенциал, который вложили в него педагоги и тренеры».   

 

 

sochisirius.ru

Сириус собирает лучших.

Сириус, который всегда с тобой! 

Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи – уникальное явление в российском и мировом образовательном пространстве. Он создан на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента Российской Федерации В.В.Путина. Своей миссией организаторы считают создание всесторонних условий для поиска, профессиональной поддержки и развитие одаренных детей со всей России.

К участию в образовательных программах Центра допускаются ребята от 10 до 17 лет, достигшие выдающихся успехов в естественных науках и математике, живописи, академической музыке, хореографии, литературном творчестве, хоккее, фигурном катании, шахматах. 

Так, в ноябре т.г. образовательная программа по направлению «Наука» была посвящена олимпиадной математике и собрала в «Сириусе» 200 школьников из 15 регионов Южного и Северо-Кавказского федерального округов, а также Иркутской, Кемеровской области, Алтайского края, Республик Алтай и Хакасия. Эта смена была организована совместно с Республиканской естественно-математической школой (РЕМШ) Адыгеи и Адыгейским государственным университетом.

Часть стажеров была отобрана по итогам их участия в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике 2016-2017 учебного года и олимпиаде им. Л. Эйлера. Другие отбирались по итогам двух отборочных туров. В итоге в «Сириус» приехали 200 учеников, набравших самый высокий проходной балл. Конкурс был серьезный: 15 человек на место.

Курировал программу Заслуженный работник образования Республики Адыгея, кандидат физико-математических наук, декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике Дауд Мамий.

Попробовать свои силы в отборе на эту программу мне, как и другим моим одноклассникам, предложили в школе. На дистанционном туре задачек было много, с разным уровнем сложности. Довольно неожиданно я прошла в следующий тур. Очный этап отбора был гораздо сложнее, но и интереснее. Порадовавшись уже успеху прохождения на следующий этап, результатов особо не ждала. Каково же было моё удивление, когда Ольга Семеновна, директор нашей школы, сообщила о том, что я, среди пяти человек из Севастополя, набрала необходимый балл и еду в Сириус!

Чуть позже организаторы прислали ещё тестовые задания, чтобы распределить всех стажеров по группам согласно уровню знаний. Одним из вопросов был – Где, в каком кружке или специальной школе Вы дополнительно занимаетесь математикой? Ответ был – со своим учителем математики). Кураленя Наталья Олеговна не только дает дополнительный материал, усложненные задания для успевающих учеников, но и информирует об интернет-площадках проведения математических олимпиад (Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», МетаШкола, выездные олимпиады МФТИ и другие), мотивирует участвовать в них, чтобы потренироваться в решении хитрых задачек и проверить свои силы и знания.

Следующие 3 недели были посвящены подготовке, сбору необходимых документов, прохождению медкомиссии. И это надо было совмещать с текущей учебой, тем более приближался конец четверти. Большое спасибо Ольге Семеновне, всем нашим преподавателям, которые искренне порадовались за меня и помогли в решении многих вопросов.

Надо сказать, что организация в Сириусе – на высшем уровне. От подробных рекомендаций по сбору и заполнению документов, учету пожеланий по транспорту, бронированию билетов, формированию групп, всем условиям пребывания в Центре, обучению и дополнительному развитию, до дальнейшего сопровождения выпускников. По завершении смены желающие имеют возможность заниматься в удаленном режиме, что должно способствовать дальнейшему развитию их математических способностей.

И вот 31 октября – дата вылета в Сочи. В аэропорту я встретилась со всей группой – 5 человек из Крыма, 5 – из Севастополя.

 

Сочи встретили ненастьем, но на радость предвкушения нового и неизведанного это не повлияло. Нас встретили, посадили в автобус и повезли в Центр. Там я познакомилась со своей соседкой по номеру – Леной из Волгограда.

 

Руководитель Фонда «Талант и успех» Е. Шмелева так сказала про феномен «Сириуса»: «В мире есть примеры, когда работают с детьми, которые видят свое будущее в науке, есть сочетание науки и искусства. Но, чтобы на одной площадке собирались ребята трех направлений - спорта, науки и искусства, такого еще не было. Причем мы это делаем на профессиональном уровне — и успехи наших выпускников тому подтверждение. С гордостью хочу также заметить, что в России сейчас создаются все условия, чтобы одаренные дети могли развивать свои таланты, получать хорошее образование и реализовываться в той области, к которой тяготеют».

На протяжении 25 дней мы не только слушали лекции по математике (именно лекции, а не уроки, и вообще непривычно было попасть в категорию «взрослые», а именно так к нам и относились). Были и походы на хоккейный матч, и на концерт музыкантов-участников смены, и на Арт-фестиваль, в клубы по интересам.

 

Из внеучебных мероприятий больше всего запомнились вечерняя экскурсия к танцующим фонтанам, прогулка по Сочи-парку, посещение дельфинария, и даже SPA-процедур (Душ впечатлений который достоин отдельного рассказа).

 

В «Сириус» приглашали многих известных ученых и экспертов. Организаторы считают, что очень важно, чтобы стажеры получили представление о самых актуальных открытиях и исследованиях. Например, Сергей Шумский, старший научный сотрудник Физического Института РАН и вице-президент Российской ассоциации нейроинформатики, прочитал цикл лекций об искусственном интеллекте; Сергей Киселев, заведующий лабораторией Федерального научно-клинического Центра физико-химической медицины рассказывал о генной инженерии. Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН Олег Верходанов рассказывал о космологии и устройстве Вселенной.

Талантливый человек талантлив во всем. Именно это каждый день подтверждали участники образовательных программ ноября. Более 100 человек продемонстрировали свой широкий кругозор в игре «Что? Где? Когда?».  Все команды хотели доказать свое превосходство, и конкуренция продолжалась до последней минуты. В итоге с небольшим отрывом (всего 2 балла) победила команда «Название».

Во время моего пребывания в «Сириусе», там проходил и семинар для руководителей региональных министерств образования и педагогов, работающих с одаренными детьми. Как результат - в ближайшее время в каждом из 85 регионов страны появятся свои Центры выявления и поддержки талантливых школьников. 

«Сириус» – это территория смыслов и возможностей. Каждый день здесь происходят решающие встречи и события, приближающие наших воспитанников к будущему, в котором они смогут реализовать даже самые смелые идеи и планы. Недаром девиз «Сириуса» - Исследуй! Твори! Побеждай!

Угол падения
Равен углу отражения...
В Сириус яркий вглядись:
Чьи-то мечтания
В томной тоске ожидания
К этой звезде вознеслись.

Где-то в Америке
Иль на бушующем Тереке,-
Как бы я мог рассчитать?-
Ночью бессонною
Эту мечту отраженную
Кто-то посмеет принять.

Далью великою
Или недолею дикою
Разлучены навсегда...
Угол падения
Равен углу отражения...
Та же обоим звезда.

 

(Ф. Сологуб)

 

Материал подготовлен Софией Сызоненко, ученицей 7-Б класса СОШ №35.

При подготовке статьи были использованы материалы и фотографии официального сайта ОЦ «Сириус», групп «Сириус» и «Я Сириус» В Контакте, личные фотографии.

sch35.edusev.ru

Олимпиада для умных - ЭкспертРУ

Кто на самом деле скрывается за привычным образом вундеркиндов, побеждающих на школьных олимпиадах? Как подготовить чемпиона? Чем хороша и чем плоха система школьных олимпиад и как она эволюционирует? Чтобы ответить на эти вопросы, мы поговорили с победителями, их родителями и наставниками, побывали на мировом первенстве гиков и на «олимпиаде будущего», оказавшейся необычной и вдохновляющей альтернативой привычным школьным олимпиадам

Больше никаких олимпиад!

— Есть науки, в которых нужно много думать, например математика. Есть науки, в которых нужно много знать, например биология. А химия сочетает в себе все: здесь требуется и большой объем знаний, и отличное логическое мышление, — Катя, темноволосая девушка со звонким голосом, рассказывает, почему влюбилась в науку о веществах и их превращениях.

Наверно, нет такого тюменского СМИ, которое не подготовило бы прошлым летом материал про Екатерину Жигилеву, серебряную медалистку 49-й Международной химической олимпиады (IChO), тогда еще ученицу гимназии при Тюменском государственном университете. На фотографиях с состязания она — единственная девушка в компании парней, гордо демонстрирующих свои медали: две золотые и две серебряные.

— В последнее время девушки стали чаще побеждать на международных олимпиадах. Не знаю, почему обычно среди призеров гораздо больше парней… Возможно, все дело в эмоциях: ведь если начнешь волноваться во время «межнара» — это все, конец!

Кате IChO напоминает спринтерский забег: все задания необходимо выполнять предельно быстро и точно. Совсем другое дело — всероссийские состязания, где задачи встречаются даже сложнее, а для их решения нужны творческий подход и перенос знаний из разных областей. Но на «межнаре» требуют сделать в три раза больше, чем за аналогичное время на «всеросе», да и практических навыков у участника должно быть немало — экспериментальный тур здесь гораздо серьезнее.

— Я полюбила химию в восьмом классе: это был единственный предмет в школе, который я не понимала. Но захотела понять, — рассказывает Катя. — Думаю, именно упорство объединяет участников международных олимпиад. В основе наших достижений не только умственные способности, но и сильная мотивация, где-то даже упрямство.

Если бы не сила характера, вряд ли у девушки получилось бы по шесть часов в день тратить на подготовку к химическим соревнованиям. К тому же пару месяцев в году в 10-м и 11-м классах у Екатерины занимали сборы — выезды на «тренировки», как у спортсменов. На сборах юные химики решают еще более невероятные объемы задач, чем обычно, готовятся к «межнарам» и «всеросам», а также доказывают, что именно они достойны занять место в команде. После серьезных нагрузок приходилось как-то расслабляться — к примеру, после IChO, признается победительница, она объелась шоколадом.

— Еще помогает переключиться музыка, — добавляет Катя. — Во время подготовки к олимпиадам в Тюмени я играла на флейте сразу в двух оркестрах — духовом и симфоническом. Тоже отличный отдых для мозга!

За спиной у Екатерины — победа в составе сборной на международной Менделеевской олимпиаде по химии в 2017 году, а также главные призы на всероссийских олимпиадах школьников по химии и экологии в 2017 и 2016 годах. Самым важным достижением для Кати оказалась неожиданная победа на «всеросе» по химии: девушка мечтала войти в число призеров, но на первое место даже не надеялась.

— Единственное, чего я тогда хотела, — получить право без экзаменов поступить в университет своей мечты, МГУ, — объясняет она. Сейчас 97 олимпиад разного уровня дают школьникам льготы при поступлении в российские вузы — это, пожалуй, самый распространенный мотив участия ребят в олимпиадах.

Мечта Екатерины сбылась: она рассказывает о своей олимпиадной карьере по скайпу, сидя на нижней полке двухъярусной кровати общежития МГУ. Наряду с обучением Катя уже устроилась на практику сразу в две химические лаборатории, работает там над созданием новых материалов и мечтает о научной карьере.

— Только я больше не хочу участвовать ни в каких олимпиадах, — вдруг признается она.

Математика как большой спорт 

Если школьные состязания — это целая вселенная, созданное за много лет олимпиадное движение, которым занимается огромное количество людей, то студенческие соревнования не приносят особой радости ни участникам, ни организаторам. Победа на школьных олимпиадах приводит ребят к поступлению в элитный вуз, подготовка дает отличные базовые знания, но какой смысл продолжать решать олимпийские задачки, когда приходит пора готовиться к реальной профессии?

Подготовка к школьным олимпиадам очень напоминает подготовку профессиональных спортсменов: ей подчинена вся жизнь школьников-олимпийцев. Но век школьника-олимпийца еще короче, чем у олимпийца-спортсмена. Где могут быть востребованы эти навыки после школы? Многие из победителей в итоге попадают в большую науку, кто-то добивается успеха и в инновационном бизнесе, но, кажется, самая распространенная карьерная траектория для чемпиона — преподавание, воспитание и тренировка новых поколений олимпийцев. Преподаватели и тренеры, как и в спорте — сплошь бывшие чемпионы, нашедшие способ проводить всю жизнь в своем кругу. Недавно у этого круга появилась своя Мекка, свой земной рай, куда все стремятся попасть.

— В моем олимпиадном пути очень важную роль сыграл «Сириус», — рассказывает Катя. — Там я познакомилась с другими олимпиадниками и узнала, как они готовятся, какие книжки читают. Общение с ними добавило мне мотивации! Думаю, именно это и помогло победить.

«Сириус» — всероссийский образовательный центр, созданный неподалеку от Сочи на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента с целью раннего выявления, развития и поддержки одаренных детей. Все здесь выглядит слишком хорошо даже для окружающей «Сириус» Олимпийской деревни. Футуристические интерьеры, таинственные приборы в лабораториях, море у порога — здесь чувствуешь себя словно в другой, фантастической России будущего.

Но школьники, приезжающие сюда «на сборы», на море не рвутся. Три недели подряд, пока длится смена, они с утра до вечера тренируются — решают задачи, отрабатывают навыки, оттачивают технику.

— Что важно для победы? — спрашиваю у Станислава, одиннадцатиклассника из Питера, трехкратного победителя «всероса» по математике, двукратного — по физике, призера многих международных олимпиад, приехавшего на очередные сборы.

— Чтобы экскурсий не было, — неожиданно отвечает он.

Стас считает, что главная причина его побед — хорошие наставники и беспрерывные тренировки. У Китая, самого сильного соперника на школьных олимпиадах, совсем другая стратегия подготовки чемпионов — акцент делается на жесткий отбор, поскольку есть из кого выбирать: школьников там в десять раз больше, чем у нас. А у нас потенциальных кандидатов гораздо меньше, поэтому отсев идет на поздних этапах, работать стараются со всеми — талант ведь еще надо распознать и создать условия для его проявления.

После разговоров с несколькими чемпионами у нас стал складываться обобщенный портрет успешного на олимпиадах школьника. Стереотип, но Стас тоже в него вписывается. Как и Катя, он сосредоточен, сдержан, скуп на слова, всегда думает, прежде чем ответить. Похожими нам показались и другие победители. Трое ребят уже после разговора присылали дополнения к своим ответам — видимо, прокручивали в голове беседу, обдумывали все мелочи, доводили ответы до совершенства.

Они кажутся менее контактными, чем большинство подростков, не особо искушенными в межличностных отношениях, но главное — сфокусированными на своей подготовке, не растрачивающими себя на все подряд. Ребята не раз говорили, что для победы важнее не сверхвысокие интеллектуальные способности, а целеустремленность, упорство, умение пробивать лбом бетонные стены, когда вся голова давно в синяках. Но и этого мало: главная удача — встретить наставника, способного распознать и воспитать чемпиона.

— За победами ребят стоит труд большого количества взрослых, целого коллектива тренеров и родителей, объединенных общей целью, — объясняет Наталья, мама Стаса, приехавшая с ним на сборы и, конечно, играющая важнейшую роль персонального тренера. Это тоже типично — важно, чтобы близкие могли поддержать олимпиадника (родители Стаса сами закончили физматшколы) и как можно раньше начать заниматься с ребенком, как в спорте или музыке.

— Как вы поняли, что у вас математически одаренный ребенок?

— Когда он решал математические задачи, ему хотелось еще и еще — появилась настоящая потребность в этом, словно голод. Это любознательность, в общем-то естественная для ребенка, который познает мир. Ты просто получаешь удовольствие от того, что что-то узнаешь.

Долой иллюзии 

Мы начинали делать этот текст, заинтересовавшись потоком сообщений о победах наших школьниках на международных олимпиадах. Нам казалось, что если в обычном спорте дела сейчас у России обстоят не лучшим образом, то со школьными олимпиадами как раз все хорошо — мы продолжаем побеждать вопреки всему.

Это впечатление оказалось ложным. В первую очередь оно складывается из-за того, что на каждой олимпиаде выдают по многу медалей. Например, на Международной физической олимпиаде школьников (IPHO) 2017 года, где мы одержали одну из самых приятных за последнее время побед, выиграла не только Россия. По пять золотых медалей вместе с нами получили Китай, Сингапур и Корея, еще по четыре золотых — Индия, Румыния и Вьетнам. А уж сколько там было серебряных медалей, не хочется и считать.

В любом случае победа по физике — все равно радость, зато с самыми престижными олимпиадами, математическими, происходит просто какая-то катастрофа. В девяностые и нулевые мы почти не выходили из пятерки стран-лидеров — отечественная математическая школа была достаточно сильна, чтобы на равных противостоять и огромному по населению Китаю, и привлекающим лучшие мозги со всего мира США. Но в десятые что-то изменилось — после нескольких лет застоя мы скатились до позорного 11-го места по рейтингу и 14-го по общемедальному зачету. Выходит, теперь мы соревнуемся не с лидерами, а с Грузией и Монголией? Далеко идущих выводов делать не хочется, кроме самого очевидного: пора оставить радужные иллюзии о наших победах и подумать о том, чего не хватает нашей системе школьных олимпиад.

 «Прошлое столетие было  эпохой ученых, XXI век —  эпоха инженеров. Задача  ученого — познавать мир, а инженеры меняют его.  Ученый сфокусирован,  инженер универсален; ему приходится быть и дизайнером, и ученым, и бизнесменом, и коммуникатором. Суть инженерного мышления — в поиске ответа на вопрос «Как хакнуть систему?» 

Для чего вообще нужны олимпиады? Не для того ведь, чтобы медалей побольше собрать и укрепить международный престиж страны. Цель олимпиад та же, что и у «Сириуса» — дать талантам путевку в жизнь. Вот только жизнь состоит совсем не из решения олимпиадных задач. Сумеем ли мы воспитать людей, способных создавать новое, бесконечно тренируя их решать задачки с уже известными ответами? Речь, конечно, даже не столько об олимпиадах, сколько об образовании в целом: школа стимулирует детей готовиться к ЕГЭ, а не развивать творческие способности.

А что, если устроить детям состязание в создании собственных научных и инженерных проектов? Такие конкурсы есть — «Ученые будущего», «Юниор», «РОСТ», «Шаг в будущее», Балтийский научно-инженерный конкурс. Их победители отправляются на мировой смотр научно-инженерных работ школьников ISEF, ежегодно проводимый в США.

Здесь в огромном зале свои проекты представляют подростки из всех уголков мира, встречаются девушки в сари, хиджабах и одеждах малоизвестных у нас культур. Именитые судьи, среди которых есть даже нобелевские лауреаты, переходят от стенда к стенду, задавая ребятам вопросы и оценивают работы по стобалльной системе, учитывая критерии, связанные не только с содержанием работы, но и с презентацией результатов.

Мы бродим вдоль рядов со стендами с Сергеем Сергеевым, физиком, доцентом МГУ, опытным тренером школьников-олимпийцев, директором конкурса «Ученые будущего» и единственным русским членом жюри ISEF.

— Как отметил кто-то из организаторов, здесь успех наполовину зависит от того, как вы представите свою работу публике, — объясняет он. — Дети проходят отличную школу навыков презентации, стоя перед своими стендами как «экраны», задача которых — сделать так, чтобы люди не проходили мимо.

— Чувствуются у наших ребят какие-то особенности менталитета?

— Американцы все делают более живо, а русские в выступлениях делают упор на аргументацию. Мы представляем свои работы слишком академично — иногда даже специалист минут 15 должен потратить, чтобы вникнуть в содержание работы. А здесь нужно быть больше похожим на адвоката из голливудского фильма, делать из выступления шоу. Еще здесь немного по-другому строят отношения со старшими. Американский школьник совершенно спокойно может спросить подошедшего к нему члена жюри: «А вы чем занимаетесь?» И начинается беседа, которая очень далека от нашего представления о судействе — школьник относится к судье как к специалисту, который может дать полезный совет. А для нашего ребенка подошедший к нему судья — это же сам бог, и вот он сейчас вынесет свой вердикт! Еще одно отличие: работы американских школьников часто очень простые, в основном они делают просто разные забавные штуки, помогающие понять, как что-то устроено. Зато они в буквальном смысле «гаражные» — сделаны, условно говоря, в гараже без особого вмешательства взрослых. Наши же школьные олимпиады стали по факту состязанием наставников, а не детей.

— Нашей системе школьных олимпиад тоже не хватает практики публичных выступлений?

— Если бы только этого! Я много занимаюсь подготовкой ребят к олимпиадам по физике, но в самих олимпиадах разочаровался. Конкурсы, такие как ISEF или «Ученые будущего», помогают человеку сосредоточиться на долговременной творческой работе над задачей, где ты первопроходец. А олимпиада предназначена для того, чтобы человек за четыре часа решил пять задач, ответ на которые уже известен! Стоит ли годами готовить школьника к тому, чтобы он умел быстро и правильно отвечать на чужие вопросы?

Я достаточно давно занимаюсь олимпиадами, смотрю на связанную с ними статистику и вижу, что дети, успешные на олимпиадах, в дальнейшем зачастую не находят себе специальность. Конечно, если они решают олимпиадные задачи, то поступают в хорошие вузы и оканчивают их хорошо, но в профессиональном плане не находят себя. В итоге они обычно возвращаются учителями в физматшколы и там воспроизводят себе подобных. Это система, ориентированная на воспроизводство, а не на создание нового. Учитель-предметник просто является транслятором знаний, новые поколения учатся все по тем же старым сборникам советских математических задач. Все это хорошо работало, когда развитие знаний шло намного медленнее, путем небольших приращений к старой основе. А сейчас общество и технологии развиваются взрывным путем, и получается, что ребенка надо готовить сами не знаем к чему! Я не знаю, какие конкретно знания и навыки понадобятся сегодняшнему подростку через десять лет. Получается, что в такой ситуации стратегия подготовки состоит в том, чтобы готовить к решению тех задач, которые еще не поставлены. Это проектная, исследовательская деятельность. И уж конечно, у таких заданий нет «правильного ответа».

Век инженеров 

— Прошлое столетие было эпохой ученых — именно они были героями века, от Эйнштейна до Сахарова. XXI век — эпоха инженеров, герой нашего времени — Илон Маск. Задача ученого — познавать мир, а инженеры меняют его. Ученый сфокусирован на своей области, инженер универсален; ему приходится быть и дизайнером, и ученым, и бизнесменом, и коммуникатором. Ученый оторван от насущных забот окружающих, инженер решает проблемы людей, он в гуще жизни. Суть инженерного мышления — в поиске ответа на вопрос «Как хакнуть систему?»

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекса, посвящает в прелести инженерии и хакерского подхода к жизни старшеклассников, зашедших вечером в Научный клуб «Сириуса» послушать выступления в формате TED после дня сверхинтенсивной инженерной работы-соревнования. Усталым никто не выглядит, Григория долго не отпускают, забрасывая вопросами. Вообще-то так здесь отдыхают. Перед Бакуновым выступала сверстница ребят с мини-лекцией «Роботы из молекул» — о базовых элементах наномашин. Можно отправиться на другие площадки, где идут альтернативные выступления, самое гуманитарное и, похоже, самое актуальное из которых называется «Как школьнику все успеть и не умереть».

«Сириус» заполнен школьниками — яркими, свободными, талантливыми. Их много, но они не сбиваются в толпу. Они погружены в общение друг с другом, но это совсем не похоже на беседу в типичной группе подростков. А если прислушаться к темам, которые они обсуждают… Настоящие гости из будущего! Помните, был такой советский фильм, в котором школьники из конца XXI века экспериментировали с прибором для чтения мыслей и запускали свой спутник? Кажется, мы немного опережаем график — днем одна из групп наших старшеклассников занималась настройкой киберпротеза руки, управляемого мыслью через ЭЭГ-нейроинтерфейс, другая настраивала спутник для дистанционного зондирования Земли — пока еще учебный, не настоящий, сетуя на то, что у китайских и индийских школьников сейчас больше возможностей для запуска спутников.

В Олимпийской деревне снова олимпиада — но не обычная, порывающая со всеми традициями школьных соревнований. Девиз Олимпиады НТИ — «Мы из будущего», и взрослые здесь все время слегка завидуют школьникам: в такое будущее хочется всем. Ростки этого будущего призвана поддержать НТИ, Национальная технологическая инициатива — государственная программа развития технологий, перспективных отраслей, зарождающихся рынков (например, рынка нейротехнологий), цифровой экономики и сообщества технологических предпринимателей. Новое время нуждается в новых людях и новой системе образования, иначе у НТИ нет шансов реализоваться.

Нам казалось, что если в обычном спорте дела сейчас у России обстоят не лучшим образом, то со школьными олимпиадами как раз все хорошо – мы продолжаем побеждать вопреки всему. Это впечатление оказалось ложным

Идея стартовавшей в 2015 году Олимпиады НТИ принадлежит Российской венчурной компании (РВК) и Агентству стратегических инициатив (АСИ). Это олимпиада не по школьным предметам, а по 17 образовательным профилям, связанным с развитием «рынков будущего», — беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, малой космонавтикой, биотехнологиями и так далее. Дело не только в других предметах — необходимо другое мышление.

— В ближайшей перспективе ключевыми компетенциями станут самостоятельное мышление, мультидисциплинарность и творческий подход к решению комплексных задач. Наша задача ― создать благоприятную среду для вовлечения молодого поколения в технологическое предпринимательство, чтобы в будущем ребята на практике могли применить свои инженерные таланты, — рассказывает генеральный директор РВК Александр Повалко.

Непростая задача — выявить и развить у детей способности, отсутствующие у взрослых: мы-то воспитывались в прошлом веке! Какой должна быть олимпиада в век инженеров? Как представить технологические вызовы цифровой эпохи в виде задач для школьников?

Преобразование образования 

— Эта олимпиада не похожа на другие, — объясняет Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков и секретарь Оргкомитета Олимпиады НТИ. — Во-первых, она командная. Ведь реальные инженерные задачи — все командные. У нас, как в жизни, успех во многом зависит от слаженности работы команды. Второе отличие: наша олимпиада — не рафинированные школьные или «олимпиадные» задачки, а реальные технологические задачи из практики. У команд есть чуть меньше четырех дней, чтобы представить свои решения этих задач, и победит то решение, которое будет работать лучше. Третий принципиальный момент: здесь нужны совсем другие навыки, чем в стандартных олимпиадах. Например, обычные соревнования по спортивному программированию — это создание алгоритмов на скорость. А у нас — реальное программирование, когда тебе доступны все источники, любой код, но списать негде, потому что эту задачу никто до тебя не решал и оптимальный алгоритм никому не известен. Наши ребята-программисты, соревнующиеся в профиле «Большие данные», работают с реальными данными раковых больных из госпиталя им. Бурденко: задача в том, чтобы написать программу, способную проанализировать эти данные и дать прогноз состояния больных. Эта программа может быть какой угодно, но победит команда, прогноз которой точнее совпадет с реальными данными о дальнейшем развитии болезни. Обычно готовящихся к олимпиадам школьников тренируют на решение задач определенных классов, но здесь такой подход не работает. У нас важнее умение учиться определенным способом — находить в море информации именно то, что нужно.

— А что за дети к вам чаще всего попадают?

— Дети здесь совершенно разные, но есть две самые большие категории. Первая — классические олимпиадники; здесь они убеждаются, что всех их знаний недостаточно, нужно еще уметь их применять — и делают выводы на будущее. Другая категория — рукастые дети, которые умеют и любят паять, программировать, собирать роботов, но при этом часто не уделяют достаточного внимания школьным предметам. Для них, наоборот, вызовом является необходимость освоения теоретических знаний. Так, программистам, попавшим на трек по большим данным, приходится заниматься биологией — ребятам читают лекции о том, как устроен рак, им приходится прямо здесь погрузиться в эту предметную задачу, быстро освоить необходимые знания, найти и перелопатить нужные научные статьи по этой теме, а главное, применить добытую информацию.

— Хорошо, у нас появилась необычная олимпиада. А какова стратегия дальнейшего развития?

— Наша цель — втянуть детей в технологическое творчество. Но мы столкнулись с тем, что в старших классах никто не хочет творчеством заниматься, поскольку надо к ЕГЭ готовиться. Дети-то, впрочем, хотят, им очень интересно работать в таком формате, но основная проблема в учителях и родителях! Для них олимпиады — это чаще всего альтернативный способ поступления в вуз без ЕГЭ. Конечно, наши чемпионы тоже получают право поступить в профильные вузы, готовившие для них эти соревнования. Но Олимпиада НТИ нужна не для этого, мы видим ее как важный элемент преобразования всей нашей системы образования, вместе с другими элементами — проектными сменами в «Сириусе», онлайн-образованием, конкурсами технического творчества, фестивалями вроде Гик-Пикников.

Мы бы хотели, чтобы такого типа соревнования стали частью образовательной системы, разошлись по школам и вузам. Конечно, это сразу выбрасывает нас за рамки школьной программы, заставляет учителей работать с совершенно другими источниками. Появление наставников и подготовка команд для отборочных соревнований в школах становятся толчком к развитию образования, а у нас появляется целая армия союзников в регионах. Ведь Олимпиада НТИ — региональная, здесь нет доминирования Москвы, благодаря онлайн-отбору сюда приезжают дети со всей страны.

Невозможное возможно 

Мы бродим между площадками, на которых учатся и соревнуются дети. Здесь все придумали прогрессоры из ведущих технических вузов и инновационных компаний страны. В этом еще одна важнейшая особенность Олимпиады НТИ — здесь предельно короток путь от технологической компании до талантливого школьника, а в качестве тренеров выступают сами инженеры, разработчики и люди из бизнеса, с переднего края.

Больше всего зрителей привлекли «Автономные транспортные системы». Все очень зрелищно: команды должны выполнить задание по доставке груза, состоящее из трех этапов — сначала его по воде перевозит собранный ребятами кораблик, потом кран-автомат перегружает его на мини-автомобиль, а на последнем этапе груз по воздуху доставляет к цели дрон. Все устройства автономны, ориентируются по условному звездному небу, сами обходят препятствия. На наших глазах команда из Калининграда впервые за три года соревнований проходит весь трек целиком и побеждает.

Все счастливы, но что будет, когда они вернутся домой, в прошлое, в котором мы живем?

— Пройдет буквально два-три года, и мы уже увидим этих ребят участниками успешных российских стартапов, за ними будут бегать инвесторы, за их разработками будут охотиться крупные компании, — говорит на прощание директор направления «Молодые профессионалы» в АСИ Дмитрий Песков. — Но наша ключевая задача — массовая подготовка талантов, формирование инженерной, исследовательской культуры. Такие соревнования должны стать доступными не только для 360 ребят, которые принимали участие в финале Олимпиады НТИ в «Сириусе», и даже не для 20 тысяч участников отборочного этапа, а для 2 миллионов ребят во всех школах! Сначала это соревнования, а потом практики, с помощью которых можно формулировать новые образовательные стандарты, которые становятся обязательными для всей системы образования. Необходимо, чтобы задания, которые на Олимпиаде НТИ сегодня кажутся экстремальными, невозможными, фантастическими, через несколько лет были бы включены в обычную деятельность детей в каждой школе страны.

expert.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о