Джером брунер сеймур – Брунер, Джером — Википедия

Брунер Джером Сеймур | Мир Психологии

БРУНЕР (BRUNER) ДЖЕРОМ СЕЙМУР

Брунер Джером Сеймур (BRUNER) (1.10.1915, Нью-Йорк) - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941–1944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем - ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 он - профессор Оксфордского университета (Великобритания).

В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности кобщению („Personality under Social Catastrophe: Ninety Life — Histories of the Nazi Revolution“ (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), „Character and Personality“, 1941, 10).

Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образомпотребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что Восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие („Value and need as organizing factors in perception“ (совм. с Goodman C.), „J. of Abnorm. and Social Psychol.“, 1947, 42, 33–44; в рус. пер. „Ценности и потребности как организующие факторы“, в кн.: „Психология познания“, М., 1977; „Emotional selectivity in perception and reaction“ (совм. с Postman L.), „J. of Personality“, 1947, 16).

На основе этих исследований Брунер предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальное Восприятие“. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме („Studies in Cognitive Growth“ (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966).

Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.

На основе проведенных им кросс–культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей“ (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители“. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий („A Study of Thinking“ (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из–за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования..

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

www.persev.ru

Брунер (Bruner) Джером Сеймур это кто такой Брунер (Bruner) Джером Сеймур — Психология.НЭС

Брунер (Bruner) Джером Сеймур

(род. 1.10.1915, Нью-Йорк ) - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Биография. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941-1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем - ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951-1952, 1961-1972). С 1972 он - профессор Оксфордского университета (Великобритания).

Исследования. В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life - Histories of the Nazi Revolution (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.) // Character and Personality. 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с Goodman C.) // J. of Abnorm. and Social Psychol. 1947, 42, 33-44; в рус. пер.: Ценности и потребности как организующие факторы // Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с Postman L.) // J. of Personality. 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять "аутохтонные" факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и "директивные", зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин "социальная перцепция". Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой формах (Studies in Cognitive Growth (совм с. Olver R.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте "критические", т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре "усилителей" (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные "усилители". Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin). 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.

Сочинения. The perception of people (совм. с Tagiuri R.) // Lindzey G. (Ed.), Handbook of Social Psychology. L., v. 2, 1959;

Mandate from the People. 1944;

On Knowing Essays for the Left Hand. 1962;

Toward a Theory of Instruction. 1966;

Processes of Cognitive Growth Infancy. 1968;

The Relevance of Education. 1971;

Communication as Language. 1982;

Childs Talk. 1983;

Actual Minds, Posible Worlds. 1986

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

БРУНЕР Джером Сеймур

Bruner) Джером Сеймур (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в ун-те Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском ун-те (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когни-ций, развития и установок в Гарвардском ун-те (1944—1952), здесь же стал профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951-1952, 1961-1972). С 1972 Б. — профессор Оксфордского ун-та (Великобритания). В ранних исследованиях Б., посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению. Б. одним из первых начал исследовать, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Он пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. На основе этих исследований Б. предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные , зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Б. выделял в целостном процессе восприятия три формы репрезентации окружающего мира: форма действий, образов и языковая форма. Обосновал теорию перцептивных гипотез, согласно которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом Б. оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Основные труды Б.: Mandate from the People, 1944; On Knowing Essays for the Left Hand, 1962; Toward a Theory of Instruction, 1966; Processes of Cognitive Growth Infancy , 1968; The Relevance of Education, 1971; Communication as Language, 1982; Childстиs Talk, 1983; Actual Minds, Posible Worlds, 1986. В рус. пер.: Ценности и потребности как организующие факторы /Психология познания, М.,1977. И.М. Кондаков

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

БРУНЕР ДЖЕРОМ СЕЙМУР

1.10.1915, Нью-Йорк – ?) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941–1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 он — профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению („Personality under Social Catastrophe: Ninety Life — Histories of the Nazi Revolution“ (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), „Character and Personality“, 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие („Value and need as organizing factors in perception“ (совм. с Goodman C.), „J. of Abnorm. and Social Psychol.“, 1947, 42, 33–44; в рус. пер. „Ценности и потребности как организующие факторы“, в кн.: „Психология познания“, М., 1977; „Emotional selectivity in perception and reaction“ (совм. с Postman L.), „J. of Personality“, 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальное восприятие“. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме („Studies in Cognitive Growth“ (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс–культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей“ (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители“. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий („A Study of Thinking“ (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из–за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.

Оцените определение:

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

vocabulary.ru

Брунер Джером Сеймур Википедия

Джером Брунер

Брунер в студенческие годы
Дата рождения 1 октября 1915(1915-10-01)[1]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США[3]
Дата смерти 5 июня 2016(2016-06-05)[2](100 лет)
Место смерти
  • Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Страна
  •  США
Место работы
  • Гарвардский университет
  • Нью-Йоркский университет
Альма-матер
  • Гарвардский университет
  • Университет Дьюка
  • Кембриджский университет (1947)
Награды и премии Премия Бальцана (1987)
Сайт psych.nyu.edu/bruner
 Джером Брунер на Викискладе

Джером Сеймур Брунер (англ. Jerome Seymour Bruner; 1 октября 1915 (1915-10-01), Нью-Йорк, США — 5 июня 2016) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Президент Американской психологической ассоциации (1965).

Биография[ | ]

Родился в Нью-Йорке, в еврейской семье из Польши[4]. Его отец Гершл (впоследствии Герман) Брунер (англ. Herszel Herman Bruner, 1879−1927) происходил из Бендзина, а мать Рухл-Бейла (впоследствии Роуз) Гликсман (англ. Rose Gliksman, 1879−1957) — из Ченстоховы[5].

Он получил степень бакалавра в 1937 году в Университете Дьюка и степень доктора философии

ru-wiki.ru

Брюнер, Джером Сеймур Википедия

Джером Брунер

Брунер в студенческие годы
Дата рождения 1 октября 1915(1915-10-01)[1]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США[3]
Дата смерти 5 июня 2016(2016-06-05)[2](100 лет)
Место смерти
  • Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Страна
  •  США
Место работы
  • Гарвардский университет
  • Нью-Йоркский университет
Альма-матер
  • Гарвардский университет
  • Университет Дьюка
  • Кембриджский университет (1947)
Награды и премии Премия Бальцана (1987)
Сайт psych.nyu.edu/bruner
 Джером Брунер на Викискладе

Джером Сеймур Брунер (англ. Jerome Seymour Bruner; 1 октября 1915 (1915-10-01), Нью-Йорк, США — 5 июня 2016) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Президент Американской психологической ассоциации (1965).

Биография[ | ]

Родился в Нью-Йорке, в еврейской семье из Польши[4]. Его отец Гершл (впоследствии Герман) Брунер (англ. Herszel Herman Bruner, 1879−1927) происходил из Бендзина, а мать Рухл-Бейла (впоследствии Роуз) Гликсман (англ. Rose Gliksman, 1879−1957) — из Ченстоховы[5].

Он получил степень бакалавра в 1937 году в Университете Дьюка и степень доктора философии

ru-wiki.ru

Брунер, Джером Сеймур — Википедия (с комментариями)

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джером Сеймур Брунер
англ. Jerome Seymour Bruner
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Научная сфера:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Место работы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Альма-матер:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Известен как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

link=Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Джером Сеймур Брунер (англ. Jerome Seymour Bruner; 1 октября 1915(19151001), Нью-Йорк, США — 5 июня 2016) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Биография

Родился в Нью-Йорке, в еврейской семье из Польши[1]. Его отец Гершл (впоследствии Герман) Брунер (англ. Herszel Herman Bruner, 1879—1927) происходил из Бендзина, а мать Рухл-Бейла (впоследствии Роуз) Гликсман (англ. Rose Gliksman, 1879—1957) — из Ченстоховы[2].

Он получил степень бакалавра в 1937 году в Университете Дьюка и степень доктора философии Гарвардского университета в 1941 году. Профессор психологии с 1952 года. С 1960 года сооснователь и содиректор Центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете[3].

Сделал значительный вклад в развитие когнитивной психологии и когнитивной теории обучения в педагогической психологии, а также в истории и в общей философии образования. Вплоть до своей кончины Брунер являлся старшим научным сотрудником юридического факультета в Нью-Йоркском университете.

Скончался 5 июня 2016 года на 101-м году жизни.

Библиография

  • Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962
  • Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977
  • The perception of people (совм. с Tagiuri R.), in: Lindzey G. (Ed.), Handbook of Social Psychology, L., v. 2, 1959;
  • Mandate from the People, 1944;
  • On Knowing Essays for the Left Hand, 1962;
  • Toward a Theory of Instruction, 1966;
  • Processes of Cognitive Ggrowth Infancy, 1968;
  • The Relevance of Education, 1971;
  • Communication as Language, 1982;
  • Child‘s Talk, 1983;
  • Actual Minds, Posible Worlds, 1986.

Напишите отзыв о статье "Брунер, Джером Сеймур"

Примечания

  1. [http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3404700948.html Jewish Encyclopedia]
  2. [https://www.geni.com/people/Herman-Gerszel-German-Bruner/6000000011123521204 Генеалогия семьи Брунер]
  3. [http://www.isites.harvard.edu/icb/icb.do?keyword=k3007&pageid=icb.page19708&pageContentId=icb.pagecontent44003&view=view.do&viewParam_name=bruner.html Джером Брунер на сайте Гарвардского университета]

Ссылки

  • [http://psi.webzone.ru/st/131700.htm Брунер Джером Сеймур]
  • [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/636/%D0%91%D0%A0%D0%A3%D0%9D%D0%95%D0%A0 Энциклопедия Кольера ]
  • [http://bse.sci-lib.com/article001546.html БСЭ]
  • [http://www.topcrop.ru/persons/dzherom-bruner-issledovanie-razuma.html Джером Брунер: исследование разума]

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Отрывок, характеризующий Брунер, Джером Сеймур

– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...
– Девочка, с тобой всё в порядке? – услышала я чей-то встревоженный голос.
Кто-то меня тормошил, пробуя «вернуть» в нормальное состояние, так как я видимо опять слишком глубоко «вошла» в тот другой, далёкий для остальных мир и напугала какого-то доброго человека своим «заморожено-ненормальным» спокойствием.
Вечер был таким же чудесным и тёплым, и вокруг всё оставалось точно так же, как было всего лишь какой-то час назад... только мне уже не хотелось больше гулять.

o-ili-v.ru

Джером Сеймур Брунер Википедия

Джером Брунер

Брунер в студенческие годы
Дата рождения 1 октября 1915(1915-10-01)[1]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США[3]
Дата смерти 5 июня 2016(2016-06-05)[2](100 лет)
Место смерти
  • Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Страна
  •  США
Место работы
  • Гарвардский университет
  • Нью-Йоркский университет
Альма-матер
  • Гарвардский университет
  • Университет Дьюка
  • Кембриджский университет (1947)
Награды и премии Премия Бальцана (1987)
Сайт psych.nyu.edu/bruner
 Джером Брунер на Викискладе

Джером Сеймур Брунер (англ. Jerome Seymour Bruner; 1 октября 1915 (1915-10-01), Нью-Йорк, США — 5 июня 2016) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Президент Американской психологической ассоциации (1965).

Биография[ | ]

Родился в Нью-Йорке, в еврейской семье из Польши[4]. Его отец Гершл (впоследствии Герман) Брунер (англ. Herszel Herman Bruner, 1879−1927) происходил из Бендзина, а мать Рухл-Бейла (впоследствии Роуз) Гликсман (англ. Rose Gliksman, 1879−1957) — из Ченстоховы[5].

Он получил степень бакалавра в 1937 году в Университете Дьюка и степень доктора философии

ru-wiki.ru

Брунер Джером Сеймур (Bruner) | Психологическое консультирование и психотерапия — «Перцепция»

американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941–1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 он — профессор Оксфордского университета (Великобритания).   В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению („Personality under Social Catastrophe: Ninety Life — Histories of the Nazi Revolution“ (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), „Character and Personality“, 1941, 10).   Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие („Value and need as organizing factors in perception“ (совм. с Goodman C.), „J. of Abnorm. and Social Psychol.“, 1947, 42, 33–44; в рус. пер. „Ценности и потребности как организующие факторы“, в кн.: „Психология познания“, М., 1977; „Emotional selectivity in perception and reaction“ (совм. с Postman L.), „J. of Personality“, 1947, 16).   На основе этих исследований Брунер предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальное восприятие“. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме („Studies in Cognitive Growth“ (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966).   Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.   На основе проведенных им кросс–культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей“ (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители“. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.   Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий („A Study of Thinking“ (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из–за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.

www.perception.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о