Синтаксические нормы примеры ошибок – Методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме: Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Синтаксические нормы» | скачать бесплатно

Наиболее распространенные синтаксические ошибки

Всем известно, что некоторые люди наделены так называемой «врожденной грамотностью», и они успешно избегают грамматических ошибок. Другим же приходится запоминать множество правил, чтобы совершенствовать свое письмо. Но синтаксические ошибки, примеры которых часто можно заметить даже в газетах или в речи телевизионных дикторов, одинаково часто допускаются как теми, так и другими.

Это можно объяснить тем, что нормы синтаксиса наиболее трудны для восприятия. Поэтому их приходится запоминать. Ниже мы приведем наиболее распространенные синтаксические ошибки. И, возможно, это поможет вам избежать их в будущем.

Чаще всего синтаксические ошибки возникают в связи с упущением нормы согласования и управления. К ним относят неверный выбор падежа управляемого слова и неправильное употребление предлогов («оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд», «смеяться о шутке» вместо «смеяться над шуткой» и т.д.). Также синтаксические ошибки часто встречаются в предложениях с конструкцией «те, кто…», например: «Те, кто знают правила, напишут это грамотно» (верно: «Те, кто знает правила, напишут это правильно»). Здесь первое сказуемое относится к слову «кто», а второе — к слову «те», что и создает путаницу.

Нередки и синтаксические ошибки в согласовании причастного оборота с главным для него словом (пример: «по столу, привезенном из Италии» — правильно будет «привезенному»), а также при внедрении в оборот других членов предложения («я увидел написанное письмо другом» вместо «я увидел написанное другом письмо»).

В употреблении деепричастных оборотов наиболее распространены синтаксические ошибки, связанные с лицом, производящим действие. Например: «проходя мимо магазина, мне в глаза бросилась вывеска» вместо «проходя мимо магазина, я увидел вывеску». Действие деепричастного оборота всегда относится к тому же лицу, что и то, которое выражено сказуемым.

Синтаксические ошибки в употреблении однородных членов в некоторых случаях можно отнести к смысловым. Они включают в себя сочетания неоднородных понятий («стол холодный или зеленый»), внедрение члена, не соответствующего главному слову («он был окружен заботой и помощью» — помощью нельзя окружить).

Синтаксические ошибки в построении сложных предложений связаны с переключением внимания с одной части на другую, и невозможностью удерживать в голове полную структуру. К ним относят употребление нескольких однотипных придаточных подряд («я увидел письмо, которое написала моя подруга, которая живет в Испании»). Избежать этого можно путем введения причастного оборота («я увидел письмо, написанное моей подругой, которая живет в Испании»).

Мы рассмотрели основные типы синтаксических ошибок, и можно сказать, что большинство из них допускаются вследствие упущения связей между различными частями предложения. Для их предотвращения достаточно просто обращать внимание на все конструкции и их согласования между собой. Стоит также запомнить наиболее распространенные синтаксические ошибки, чтобы в будущем уметь распознавать их. Если вы будете следовать этим правилам, то даже самые сложные конструкции не смогут поставить вас в тупик.

fb.ru

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

www.examen.ru

это ПРО 100 : Задание 7. Синтаксические нормы русского языка


1. Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто…

Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство.

2. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот:

Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.

Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву.

3. Нарушение согласования: главное слово существительное + несогласованное определение:

В картине Остроухова «Золотой осени» лес словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.

Норма: В картине Остроухова «Золотая осень» лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

4. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.):

По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.

Норма: По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

5. Нарушение управления в словосочетании: существительное + зависимое слово:

Уверенность в победу – составляющая любого успеха.

Норма: Уверенность в победе – составляющая любого успеха.

Предел (чему)

Вера (во что/ перед кем/ перед чем)

Превосходство (над кем/над чем)

Памятник (кому/кого)

Уделять внимание (чему)

Обращать внимание (на кого/на что)

Проявлять внимание (к кому/к чему)

Акцентировать внимание (на ком/на чём)

Анонс (о чём)

Восприимчивость (к чему)

Жажда (чего)

Консультация (кому)

Неверие (во что)

6. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово:

Нам оплатили за сверхурочный труд.

Норма: Нам оплатили сверхурочный труд.

Оплачивать (что)

Подчеркнуть (что)

Отличать (что/от чего)

Заплатить (за что)

7. Нарушение порядка слов в предложении:

Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.

Норма: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

8. Нарушение управления в предложении с однородными членами:

Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.

Норма: Отечественный производитель ещё не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка.

9. Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов при однородных членах предложения:

За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

Норма: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека.

10. Нарушение структуры предложения, связанное с использованием причастных оборотов:

Протест Катерины, отстаивающий свои права, имел общечеловеческое звучание.

Норма: Протест Катерины, которая отстаивала свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание.

11. Нарушение структуры предложения, в состав которого входит деепричастный оборот:

Анализируя состав слова, часто не указывается основа.

Норма: Анализируя состав слова, укажите его морфемы.

12. Нарушение структуры параллельных (синонимичных) конструкций:

Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранящиеся не только в России, но и во Франции.

Норма: Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции (замена придаточной части причастным оборотом невозможна).

13. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения:

Все радовались о том, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть.

Норма: Все радовались тому, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть.

14. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения с косвенной речью:

Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

Норма: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд

.

прорешайте тест здесь

загляните и сюда 


нелишним будет прорешать и этот тест

egepro100.blogspot.com

Морфологические нормы — ошибки и примеры

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов. От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени (Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Укажите основные синтаксические нормы русского языка. Приведите примеры

Запомните написание: по приезде, по отъезде, по приходе, по выполнении, по окончании, по заключении!  

Предлог по может  употребляться с местоимениями 1го и 2го лица в форме предложного  падежа: скучаю по вас, стреляли по нас.

5. Употребление  деепричастных оборотов. 

При использовании  деепричастных оборотов следует  помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал и я вспомнил).  

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном  предложении при инфинитиве. В  таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.  

Деепричастный оборот не употребляется в следующих  случаях:  

-если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится  к разным лицам: Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Правильно: Когда я подъезжал…  

-в без личном  предложении: Подходя к лесу, мне  стало холодно.  

-в страдательной  конструкции: Поднявшись вверх  по Волге, баржа будет выгружена  на причалах Нижнего Новгорода.  

Нарушение видовой  соотнесенности глагола и деепричастия ведет к ошибке: Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. Правильно: Встретившись с гроссмейстером… 

Литература.  

1. Введенская  Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.  Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, – 2001.  

2.     Культура русской речи / Под ред.  Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева.  – М., 1999  

3.     Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова  Н.П. Справочник по правописанию  и литературному редактированию. – М., 2001.  

4.     Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. профессора  В.И. Максимова. – М., 2000.  

5. Розенталь  Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.

Вопросы для  самопроверки: 

1.    Каким  должен быть порядок слов в  предложении? 

2.    Каковы условия согласования в числе сказуемого с подлежащим?

3.    С  чем связаны варианты форм  управления?

4.    Особенности  употребления предлогов. 

5.    Особенности  употребления деепричастных оборотов.

 

Виды нарушений  синтаксической нормы 

 

Синтаксические нормы русского языка включают в себя такие понятия, как согласование, управление, построение предложения с деепричастным оборотом, с однородными членами, сложноподчинённого предложения, предложения с прямой и косвенной речью. 
 

Примеры нарушений  синтаксической нормы: 
 

1. Нарушение  согласования в сложноподчинённом  предложении с сочетаниями тот,  кто…; те, кто… 

Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. 
 

Норма: Те, кто  сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство. 
 

2. Нарушение  согласования в модели: определяемое  слово + причастный оборот: 

Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. 
 

Норма: Одним  из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву. 
 

3. Нарушение  согласования: главное слово существительное  + несогласованное определение: 

В картине Остроухова «Золотой осени» лес словно яркий  весёлый ковер с нарядным орнаментом. 
 

Норма: В картине Остроухова «Золотая осень» лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом. 
 

4. Нарушение  управления в словосочетании  с производным предлогом (по  приезде, по окончании, благодаря,  согласно, вопреки и др.): 

По приезду  в город желательно уточнить туристический маршрут. 
 

Норма: По приезде  в город желательно уточнить туристический  маршрут. 
 

5. Нарушение  управления в словосочетании: существительное  + зависимое слово: 

Уверенность в  победу – составляющая любого успеха. 
 

Норма: Уверенность  в победе – составляющая любого успеха. 

Предел (чему) 

Вера (во что/ перед  кем/ перед чем) 

Превосходство (над кем/над чем) 

Памятник (кому/кого) 

Уделять внимание (чему) 

Обращать внимание (на кого/на что) 

Проявлять внимание (к кому/к чему) 

Акцентировать внимание (на ком/на чём) 

Анонс (о чём) 

Восприимчивость (к чему) 

Жажда (чего) 

Консультация (кому) 

Неверие (во что) 
 

6. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово: 

Нам оплатили за сверхурочный труд. 
 

Норма: Нам оплатили сверхурочный труд. 

Оплачивать (что) 

Подчеркнуть (что) 

Отличать (что/от чего) 

Заплатить (за что) 
 

7. Нарушение  порядка слов в предложении: 

Одним из самостоятельных  видов искусства является графика, существующим с конца XV века. 
 

Норма: Одним  из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 
 

8. Нарушение  управления в предложении с  однородными членами: 

Отечественный производитель ещё не учитывает  и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка. 
 

Норма: Отечественный  производитель ещё не учитывает  инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка. 
 

9. Нарушение  структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов при однородных членах предложения: 

За короткий срок в городе-спутнике построена  не только новая школа, больница, а  также драматический театр и  библиотека. 
 

Норма: За короткий срок в городе-спутнике построена  не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека. 
 

10. Нарушение  структуры предложения, связанное  с использованием причастных  оборотов: 

Протест Катерины, отстаивающий свои права, имел общечеловеческое звучание. 
 

Норма: Протест  Катерины, которая отстаивала свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание. 
 

11. Нарушение  структуры предложения, в состав  которого входит деепричастный  оборот: 

Анализируя состав слова, часто не указывается основа. 
 

Норма: Анализируя состав слова, укажите его морфемы. 
 

12. Нарушение  структуры параллельных (синонимичных) конструкций: 

Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранящиеся не только в России, но и во Франции. 
 

Норма: Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции (замена придаточной части причастным оборотом невозможна). 
 

13. Нарушение  структуры сложноподчинённого предложения: 

Все радовались о том, что экзамены закончились  и можно немного отдохнуть. 
 

Норма: Все радовались тому, что экзамены закончились и  можно немного отдохнуть. 
 

14. Нарушение  структуры сложноподчинённого предложения  с косвенной речью: 

Водитель маршрутного  такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 
 

Норма: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд.

 

turboreferat.ru

2.Синтаксические нормы.

2.1Порядок слов в предложении. 1.Нормой современного русского литературного языка явля­ется прямой порядок слов в предложении: на первом месте (в пре­позиции) находится либо подлежащее, либо сказуемое: Погода улучшилась. Светит солнце. 2. Если в предложении согласуемое слово отделяется от стерж­невого глаголом, то это обычно инверсия —стилистический прием, состоящий в намеренном изменении порядка слов с целью эмо­ционального, смыслового выделения какой-либо части предложе­ния. Например: Радостные возвращались спортсмены с соревнова­ний. Полный раздумья, шел я однажды по лесной дороге. 2.2.Речевые ошибки при построении предложений с причастными и деепричастными оборотами. 1. Распространенная ошибка — неправильное употребление деепричастного оборота. Он всегда должен указывать на допол­нительное действие субъекта (подлежащего). Например: Подъ­езжая к дому, я вспомнил былое. Возможно употребление дее­причастного оборота в безличном предложении при инфинити­ве: Решая контрольную работу, нужно помнить об отведенном на нее времени. Деепричастный оборот не должен употребляться, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам, либо если в безлич­ном предложении есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом. Например: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова; Подъезжая к дому, мне стало грустно. Следует употреблять конструкцию с придаточным предложением: Когда я подъезжал к дому… 2.Причастный оборот по отношению к определяемому слову может находиться в препозиции и постпозиции, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: В окна был виден занесенный сад снегом; Приехавшие ученики на олимпиаду проходили в актовый зал.

2.3.Стилистические ошибки при построении сложных предложений.

Наиболее частыми ошибками в построении сложных предло­жений являются допускаемые нарушения в синтаксических кон­струкциях:

1) перегруженность придаточными предложениями: Когда мы вернулись вечером в сторожку, усталые и продрогшие, в печке уже весело трещал огонь, который превращал поленья в фантастиче­ские фигуры, на что поглядывал сидевший рядом с печкой кот;

2) смешение прямой и косвенной речи: В заметке говорилось: «Открытие клуба состоится в ближайшее воскресенье и что все уже подготовлено»;

3) отсутствие необходимого местоимения в главном предло­жении: Случилось, что должно было случиться;

4) неправильное употребление союзов и союзных слов: В клу­бе «Молодой олимпиец» в эту пятницу для родителей, у кого дети занимаются в спортивной секции, была организована встреча с тренером.

2.4.Нормы построения конструкций с предлогами.

1.Возможны ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения. Например: То мы посеща­ли концерты, а также ходили на выставку. Союз «то… то» является повторяющимся и выражает отношения чередования действий, что и наблюдается в данном примере, следовательно, нужно го­ворить: То мы посещали концерты, то ходили на выставку.

2.Предлоги могут употребляться с одним падежом, двумя или тремя. Употребление предлогов в речи также требует соблюде­ния определенных норм.

3.Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: тво­рительным и родительным: «Меж ними все рождало споры» (А. С. Пушкин). Между деревьями виднелось озеро. В современ­ном русском литературном языке предлог междучаще употреб­ляется с творительным падежом.

4.Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно употребляются с дательным падежом: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки предсказанию, напере­кор судьбе.

5.Лексическое значение предлога благодаря обусловливает его сочетание с существительными, имеющими «положительное» значение, поэтому такое предложение, какБлагодаря аварии мы оказались в больнице, является неудачным из-за неправильно вы­бранного предлога.

6. Предлоги с целью — в целях употребляются в официально-де­ловой речи: Проект осуществляется с целью…

Очень распространены ошибки в употреблении предлога по: учебники по вождению — беседы по итогам выборов.

studfiles.net

Синтаксические нормы

Таблица 4.21. Типичные ошибки в строе предложения

Таблица 4.22. Согласование сказуемого с подлежащим

Таблица 4.23. Согласование определений и приложений

Таблица 4.24. Ошибки в управлении

Таблица 4.25. Ошибки в предложениях с однородными членами

Тип ошибки

Пример (-)

Комментарий

Исправленный вариант (+)

1. Синтаксическая омонимия

Всем понравилось чтение Маяковского

Синтаксическая омонимия – возможность двоякого истолкования синтаксической конструкции

1)Всем понравилось, как читал Маяковский.

2)Всем понравилось, как читали Маяковского

2. Смещенная конструкция

Граждане, сдающие обувь в починку, квитанцию требовать обязательно

Начало предложения требует иной структуры его продолжения

Граждане, сдающие обувь в починку, должны обязательно требовать квитанцию

3. Стилистически не оправданная форма расщепленного сказуемого

Отец имел беседу со своим четырехлетним сынишкой

Расщепленное сказуемое – книжный, канцелярский оборот; в обычной речи его необходимо заменить простым сказуемым

Отец разговаривал со своим четырехлетним сынишкой

4. Избыточное подлежащее-местоимение

Манилов, он был представителем провинциального дворянства

Избыточное подлежащее-местоимение – просторечный оборот

Манилов был представителем провинциального дворянства

5. Нанизывание падежей

1) родительных: Были приняты все меры для обеспечения снабжения населения города продовольствием;

2) творительных: Поступило сообщение об овладении противником крепостью.

Одинаковые падежные формы устраняются путем их замены придаточными предложениями; отглагольные существительные при этом обычно заменяют глаголами

1) Были приняты все меры, чтобы улучшить снабжение горожан продовольствием.

2) Поступило сообщение, что противник овладел крепостью.

6. Включение определяемого слова в состав причастного оборота

Написанная книга замечательным мастером слова имела огромный успех у читателей

Необходимо вывести определяемое слово из состава причастного оборота

1)Книга, написанная замечательным мастером слова, имела огромный успех у читателей.

2)Написанная замечательным мастером слова книга имела огромный успех у читателей.

7. Независимый деепричастный оборот

Проезжая через мост, с меня слетела шляпа.

По нормам русской грамматики, деепричастие обязательно относится к тому же субъекту, что и сказуемое, поэтому независимые деепричастные обороты недопустимы; такие деепричастные обороты следует заменять придаточными предложениями

Когда я проезжал через мост, с меня слетела шляпа.

8. Разнотипность частей сложного предложения

Сначала приготовляют рассол, а затем разливаем его по банкам

Все части сложносочиненного предложения рекомендуется строить по одной модели

1)Сначала приготовляют рассол, а затем разливают его по банкам.

2)Сначала приготовляем рассол, а затем разливаем его по банкам.

9. Нагромождение придаточных

Я знала, что ты скажешь, что я виновата в том, что мы расстались

Рекомендуется не допускать последовательного соединения однотипных придаточных с одним и тем же союзом и, по возможности, заменять их более простыми конструкциями

Я знала, что ты обвинишь меня в нашем разрыве.

10. Употребление одного союза или союзного слова вместо другого

Предложение Иванова, что он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект

Союзное слово что в придаточном определительном лишено возможностей согласования и носит разговорный характер

Предложение Иванова, которое он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект

11. Неверная отнесенность союзного слова

Личные вещи, забытые отдыхающими, которые не будут востребованы в течение недели, назад не возвращаются.

Союзное слово придаточного определительного всегда относится к ближайшему существительному главного предложения

Забытые отдыхающими личные вещи, которые не будут востребованы в течение недели, назад не возвращаются.

12. Смешение прямой и косвенной речи

Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу

При переводе прямой речи в косвенную необходимо изменять личные, возвратное и притяжательные местоимения, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора

1)Ученик сказал: «Я еще не подготовился к ответу».

2)Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

13. Неоправданная парцелляция

1)К больному пригласили врача. Но было уже поздно.

2)Онегин убил на поединке друга. Потому что боялся общественного мнения, светских сплетен.

Парцелляция – это разбиение цельного предложения на две самостоятельных конструкции (точка в середине предложения)

1)К больному пригласили врача, но было уже поздно.

2)Онегин убил на поединке друга, потому что боялся общественного мнения, светских сплетен.

Тип подлежащего

Форма сказуемого

Ед. ч.

Мн. ч.

А. Собирательный оборот (словосочетание, включающее слова большинство, меньшинство, ряд, часть)

1. Если при подлежащем нет зависимого слова во мн. ч. : Большинство неплохо справилось с заданием

2. Если при подлежащем есть зависимое слово – одушевленное личное существительное во мн. числе: Большинство студентов неплохо справились с заданием

3. Если в составе подлежащего есть зависимое слово:

а) неодушевленное существительное: Ряд критических корреспонденций публикуется в сегодняшней газете;

б) одушевленное неличное существительное: Большинство зверей линяет;

в) существительное в форме ед. ч.: Часть казачества не сразу поняла происходящее.

4. При большом разрыве между подлежащим и сказуемым: Часть домов отдыха, санаториев, пансионатов, детских лагерей и других строительных объектов, предусмотренных планом, так и не были сданы в конце года.

Б. Счетный оборот

1. При подлежащем, включающем числительное один: Школу окончил сорок один ученик.

2. При подлежащем, включающем числительные два, три, четыре: Три книги лежат на столе; Двадцать три книги стоят в шкафу.

3. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит любое числительное (кроме один, два, три, четыре) и неодушевленное существительное: В комнате стоит десять столов; Засеяно десять гектаров.

4. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с одушевленным личным существительным в форме множественного числа: Десять бойцов бросились в атаку.

5. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит одушевленное неличное существительное и сказуемое стоит в форме страдательного залога: Во время охоты убито пять зайцев.

6. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит одушевленное неличное существительное и сказуемое стоит в форме действительного залога: Семь кроликов съели все запасы сена

7. Если в состав счетного оборота входит личное существительное, а сказуемое стоит в форме страдательного залога, то возможно употребление обеих форм числа:

Десять бойцов убито.

Десять бойцов убиты.

8. Если при счетном обороте имеются слова всего, только, лишь: Лишь пять человек пришло на занятие

9. Если при счетном обороте имеются слова все, эти: Все двадцать человек пришли на занятие

10. Если в счетный оборот входят слова много, мало, немного, немало, сколько ,несколько: Сколько бригад осталось на объекте? Несколько бригад осталось на объекте.

11. Если при слове несколько стоит одушевленное личное существительное: Несколько бойцов бросились в атаку

12. При существительных часов, дней, суток, недель, месяцев, лет и т. п.: Прошло сто лет

13. Но: вне счетного оборота: Прошли сутки, годы, месяцы, часы…

В. Однородные подлежащие

1. Если сказуемое предшествует однородным подлежащим, связанным соединительным союзом или бессоюзной связью: Вдали раздавался стук и топот; Вдали раздавался стук, топот, гвалт.

2. Если сказуемое следует за однородными подлежащими, связанными соединительным союзом или бессоюзной связью: Стук и топот раздавались вдали; Стук, топот, гвалт раздавались вдали

3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз: Не школа, а лень виновата в твоем провале на вступительных экзаменах.

4. При наличии среди однородных подлежащих существительного во множественном числе: С берега несутся стук и крики.

5. При градации, обычно с предшествующим определением каждый, всякий, любой, никакой, ни один: Ни один дезертир, ни один диверсант не мог пробраться через кордон.

6. Если подчеркивается наличие нескольких лиц или предметов: Поутру приехали Игнат-мельник и Михей Нестеров.

Г. Словосочетание с творительным совместности

1. Если в состав словосочетания входят неравноправные субъекты: Мать с ребенком идет в поликлинику.

2. Если в состав словосочетания входят равноправные субъекты: Дед с матерью шли впереди всех.

Д. Сложное существительное с начальным элементом пол-

1. При отсутствии определения в И. мн.: Полжизни прожито. Полдома сгорело.

2. При наличии определения в И. мн.: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного. Остальные полдома уцелели.

А. Определение при счетном обороте с числительными два, три, четыре

Определение в Р. мн.

Определение в И.-В. мн.

1. При существительных м. и ср. рода: два больших стола, два последних месяца, три светлых окна.

2. При существительных ж. р., у которых Р. ед. совпадает с И. мн.: две большие комнаты, три последние недели.

3. При существительных ж. р., у которых Р. ед. и И. мн. различаются ударением (горы – горы, реки – реки и т. п.): две высоких горы.

4. Если определение предшествует счетному обороту: последние два месяца

5. При наличии предлога: за два последних месяца, за две последних сессии.

6. Если определение следует за счетным оборотом: три недели, проведенные в деревне; две комнаты, большие и светлые.

Б. Два определения при одном существительном

Существительное в ед. ч.

Существительное во мн. ч.

1. Если при употреблении во мн. ч. существительное меняет (полностью или частично) лексическое значение: молодежное и студенческое движение; головной и спинной мозг.

2. Если подчеркивается наличие двух предметов: Орловская и Курская области; Английский и немецкий языки.

3. Если определения связаны разделительным или противительным союзом: Он изучает не английский, а немецкий язык.

4. Если существительное предшествует определениям: языки английский и немецкий; залоги действительный и страдательный.

5. Если определения выражены порядковыми числительными или местоимениями: перелом первой и второй степени; между пятым и шестым ребром; та и другая сторона.

6. Если обороту предшествует определение во множественном числе: русские совершенный и несовершенный виды; английские определенный и неопределенный артикли.

В. Одно определение при двух существительных

Определение в ед. ч.

Определение во мн. ч.

1. Если по смыслу ясно, что определение относится к обоим существительным: русская литература и искусство; наша армия и флот (род определения устанавливается по ближайшему существительному).

2. Если может возникнуть неясность, к двум или к одному существительному относится определение: новые роман и повесть (при употреблении прилагательного в ед. ч. можно понять так, что новый только роман).

3. Если существительные связаны разделительным или противительным союзом: новый роман или повесть.

4. Если одно из существительных стоит во множественном числе: новые поэма и стихи.

Г. Приложения — географические названия

Согласуются (склоняются)

Не согласуются (не склоняются)

1. Названия городов с общеизвестной начальной формой: в городе Череповце.

2. В официальных документах, военных сводках, специальной географической литературе: Дивизия разместилась в городе Череповец.

3. Названия русских сел, деревень, поселков на –о: в селе Комарове, под селом Крюковом.

4. Названия городов на –о: В городе Тосно, под городом Кемерово, из города Иваново.

5. Названия рек: на реке Днепре, Гнилой Липе, Амазонке.

6. Названия озер, гор, заливов, пустынь и др. естественных географических объектов: на озере Балхаш, в пустыне Сахара.

7. Названия зарубежных республик, если они женского рода: в республике Панаме, договор с республикой Кореей.

8. Названия зарубежных республик, если они мужского рода, а также названия иностранных штатов, графств и т. п.: с республикой Вьетнам, в штате Калифорния, в графстве Эссекс.

9. Названия улиц, если они женского рода: на улице Таганке, на улице Счастливой.

10. Названия улиц, если они мужского рода: на улице Арбат, на улице Кирова.

11. Названия астрономических объектов: на планете Марс, о звезде Сириус.

Тип ошибки

Примеры (-)

Комментарий

Исправленный вариант (+)

1. Смешение беспредложной и предложной конструкций

1) никому не секрет;

2) разъяснение о допущенных ошибках

1) по нормам управления следует употребить предложную конструкцию вместо беспредложной;

2) следует употребить беспредложную конструкцию вместо предложной

1) ни для кого не секрет;

2) разъяснение допущенных ошибок

2. Неверный выбор предлога

Нас заверили о том, что меры будут приняты

Заверить – в чём?

Нас заверили в том, что меры будут приняты

3. Употребление разноуправляющих глаголов в однородном ряду

В конце семестра преподаватель должен побеседовать и проверить тетрадь у каждого студента

Побеседовать – с кем?

Проверить – кого? у кого? (глаголы, управляющие разными падежными формами, наз. Разноуправляющими)

В конце семестра преподаватель должен побеседовать с каждым студентом и проверить у всех тетради

4. Неверная форма падежа при одном из синонимичных глаголов

Большое внимание было обращено кураторской работе

Обратить внимание – на что?

Уделить внимание – чему?

1) Большое внимание было обращено на кураторскую работу

2) Большое внимание было уделено кураторской работе

5. Неверный выбор падежной формы при глаголе с отрицанием

1) Я не люблю иронию твою.

2) Он не купил к чаю баранки.

3) Он не боится землетрясение.

Родительный падеж употребляется:

1) если сущ. отвлеченное;

2) в количественно-отделительном значении;

3) при глаголах бояться, опасаться, ожидать и синонимичных им;

в остальных случаях возможно употребление и Р.п., и В. п.: Я не читал эту книгу – Я не читал этой книги

1) Я не люблю иронии твоей.

2) Он не купил баранок к чаю.

3) Он не боится землетрясения

Тип ошибки

Примеры (-)

Комментарий

Исправленный вариант (+)

1. Несоответствие между частями двойного союза

В этом деле требовались не только смелость и отвага, а также выдержка.

Не только – но и;

как – так;

чем – тем;

сколько – столько;

и т. п.

В этом деле требовались не только смелость и отвага, но и выдержка.

2. Сочинительный союз между неоднородными членами

Пить чай с лимоном и с удовольствием.

С лимоном – дополнение;

С удовольствием – обстоятельство.

1) Пить чай с лимоном с удовольствием.

2) С удовольствием пить чай с лимоном.

3. Сочинительный союз между грамматически разнотипными конструкциями

В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делающая свое дело.

Сочинительный союз поставлен между придаточным определительным и причастным оборотом; необходимо употребить грамматически однотипные конструкции

1) В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делает свое дело.

2) В конце романа Ниловна показана как женщина, ничего не боящаяся и спокойно делающая свое дело.

4. Неоправданный пропуск предлога

1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, Карелии, Подмосковье.

2) Пришлось много путешествовать по Украине, степям Средней Азии, сибирской тайге.

Если при однородных членах употребляются разные предлоги, то опускать ни один из них не следует; если однородные члены распространены, разнотипны, то не рекомендуется опускать и одинаковые предлоги

1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, в Карелии, в Подмосковье.

2) Пришлось много путешествовать по Украине, по степям Средней Азии, по сибирской тайге.

5. Логическая несоотнесенность однородных челенов

1) Обеспечить новый вуз учебниками и преподавателями

1) В однородном ряду не могут быть одушевленное и неодушевленное существительное, личное и неличное.

1) Обеспечить новый вуз учебниками, пригласить преподавателей.

2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму и в Ялте.

2) В однородном ряду не могут быть родовое (Крым) и видовое (Ялта) понятия (Ялта в Крыму).

2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму, посетили Ялту.

3) Газета обратилась к молодежи и девушкам г. Пензы.

3) В однородном ряду не могут быть скрещивающиеся понятия.

3) Газета обратилась к молодежи г. Пензы (в особенности к девушкам).

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *