Наиболее распространенные синтаксические ошибки
Всем известно, что некоторые люди наделены так называемой «врожденной грамотностью», и они успешно избегают грамматических ошибок. Другим же приходится запоминать множество правил, чтобы совершенствовать свое письмо. Но синтаксические ошибки, примеры которых часто можно заметить даже в газетах или в речи телевизионных дикторов, одинаково часто допускаются как теми, так и другими.
Это можно объяснить тем, что нормы синтаксиса наиболее трудны для восприятия. Поэтому их приходится запоминать. Ниже мы приведем наиболее распространенные синтаксические ошибки. И, возможно, это поможет вам избежать их в будущем.
Чаще всего синтаксические ошибки возникают в связи с упущением нормы согласования и управления. К ним относят неверный выбор падежа управляемого слова и неправильное употребление предлогов («оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд», «смеяться о шутке» вместо «смеяться над шуткой» и т.д.). Также синтаксические ошибки часто встречаются в предложениях с конструкцией «те, кто…», например: «Те, кто знают правила, напишут это грамотно» (верно: «Те, кто знает правила, напишут это правильно»). Здесь первое сказуемое относится к слову «кто», а второе — к слову «те», что и создает путаницу.
Нередки и синтаксические ошибки в согласовании причастного оборота с главным для него словом (пример: «по столу, привезенном из Италии» — правильно будет «привезенному»), а также при внедрении в оборот других членов предложения («я увидел написанное письмо другом» вместо «я увидел написанное другом письмо»).
В употреблении деепричастных оборотов наиболее распространены синтаксические ошибки, связанные с лицом, производящим действие. Например: «проходя мимо магазина, мне в глаза бросилась вывеска» вместо «проходя мимо магазина, я увидел вывеску». Действие деепричастного оборота всегда относится к тому же лицу, что и то, которое выражено сказуемым.
Синтаксические ошибки в употреблении однородных членов в некоторых случаях можно отнести к смысловым. Они включают в себя сочетания неоднородных понятий («стол холодный или зеленый»), внедрение члена, не соответствующего главному слову («он был окружен заботой и помощью» — помощью нельзя окружить).
Синтаксические ошибки в построении сложных предложений связаны с переключением внимания с одной части на другую, и невозможностью удерживать в голове полную структуру. К ним относят употребление нескольких однотипных придаточных подряд («я увидел письмо, которое написала моя подруга, которая живет в Испании»). Избежать этого можно путем введения причастного оборота («я увидел письмо, написанное моей подругой, которая живет в Испании»).
Мы рассмотрели основные типы синтаксических ошибок, и можно сказать, что большинство из них допускаются вследствие упущения связей между различными частями предложения. Для их предотвращения достаточно просто обращать внимание на все конструкции и их согласования между собой. Стоит также запомнить наиболее распространенные синтаксические ошибки, чтобы в будущем уметь распознавать их. Если вы будете следовать этим правилам, то даже самые сложные конструкции не смогут поставить вас в тупик.
fb.ru
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».
3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».
4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».
5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».
6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
Ошибки в строении и значении предложения:
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».
2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».
3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».
4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».
– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
Сказуемое:
– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».
– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».
– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».
Определение:
– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».
– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».
– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».
Предложения с однородными членами:
1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».
3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».
4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».
6. Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».
7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:
1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».
2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».
3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».
Предложения с обособленными членами:
1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».
– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».
2. Нарушение правил построения причастного оборота.
– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».
– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».
3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:
1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».
2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».
3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».
4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».
Сложные предложения:
1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Сложноподчиненные предложения:
1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».
8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».
Бессоюзное сложное предложение:
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».
Сложное предложение с различными видами связи:
1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».
www.examen.ru
это ПРО 100 : Задание 7. Синтаксические нормы русского языка
1. Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто…
Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство.
2. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот:
Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.
Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву.
3. Нарушение согласования: главное слово существительное + несогласованное определение:
В картине Остроухова «Золотой осени» лес словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.
Норма: В картине Остроухова «Золотая осень» лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.
4. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.):
По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.
Норма: По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
5. Нарушение управления в словосочетании: существительное + зависимое слово:
Уверенность в победу – составляющая любого успеха.
Норма: Уверенность в победе – составляющая любого успеха.
Предел (чему)
Вера (во что/ перед кем/ перед чем)
Превосходство (над кем/над чем)
Памятник (кому/кого)
Уделять внимание (чему)
Обращать внимание (на кого/на что)
Проявлять внимание (к кому/к чему)
Акцентировать внимание (на ком/на чём)
Анонс (о чём)
Восприимчивость (к чему)
Жажда (чего)
Консультация (кому)
Неверие (во что)
6. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово:
Нам оплатили за сверхурочный труд.
Норма: Нам оплатили сверхурочный труд.
Оплачивать (что)
Подчеркнуть (что)
Отличать (что/от чего)
Заплатить (за что)
7. Нарушение порядка слов в предложении:
Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.
Норма: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.
8. Нарушение управления в предложении с однородными членами:
Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.
Норма: Отечественный производитель ещё не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка.
9. Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов при однородных членах предложения:
За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
Норма: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека.
10. Нарушение структуры предложения, связанное с использованием причастных оборотов:
Протест Катерины, отстаивающий свои права, имел общечеловеческое звучание.
Норма: Протест Катерины, которая отстаивала свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание.
11. Нарушение структуры предложения, в состав которого входит деепричастный оборот:
Анализируя состав слова, часто не указывается основа.
Норма: Анализируя состав слова, укажите его морфемы.
12. Нарушение структуры параллельных (синонимичных) конструкций:
Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранящиеся не только в России, но и во Франции.
Норма: Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции (замена придаточной части причастным оборотом невозможна).
13. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения:
Все радовались о том, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть.
Норма: Все радовались тому, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть.
14. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения с косвенной речью:
Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
Норма: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд
.
прорешайте тест здесь
загляните и сюда
нелишним будет прорешать и этот тест
egepro100.blogspot.com
Морфологические нормы — ошибки и примеры
Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.
Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов. От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени (Лето жаркое. Лето прошло).
Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.
Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.
Для правильного построения речи необходимо знать, какие ошибки морфологии могут встретиться в речи.
Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)
- Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:
Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).
- Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:
В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).
- Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:
У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).
- Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:
Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).
- Неверное склонение сложных и составных числительных:
Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).
- Неверное употребление числительных оба- обе:
По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).
- Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:
У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).
- Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:
Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)
- Неверное употребление собирательных числительных:
Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).
- Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:
Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)
- Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:
Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),
- Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:
Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).
- Смешение залоговых форм глагола:
Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).
- Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:
Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьvelikayakultura.ru
Укажите основные синтаксические нормы русского языка. Приведите примеры
Запомните написание:
по приезде, по отъезде, по приходе, по
выполнении, по окончании, по заключении!
Предлог по может употребляться с местоимениями 1го и 2го лица в форме предложного падежа: скучаю по вас, стреляли по нас.
5. Употребление
деепричастных оборотов.
При использовании
деепричастных оборотов следует
помнить, что, как правило, называемое
ими действие обозначает действие подлежащего:
Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную
деревню (я проезжал и я вспомнил).
Возможно употребление
деепричастного оборота в безличном
предложении при инфинитиве. В
таких предложениях нет ни грамматического,
ни логического подлежащего: Редактируя
рукопись, нужно учитывать авторский стиль.
Деепричастный
оборот не употребляется в следующих
случаях:
-если действие,
выраженное сказуемым, и
-в без личном
предложении: Подходя к лесу, мне
стало холодно.
-в страдательной
конструкции: Поднявшись вверх
по Волге, баржа будет
Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия ведет к ошибке: Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. Правильно: Встретившись с гроссмейстером…
Литература.
1. Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону,
– 2001.
2.
Культура русской речи / Под ред.
Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева.
– М., 1999
3.
Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова
Н.П. Справочник по
4.
Русский язык и культура речи:
Учебник / Под ред. профессора
В.И. Максимова. – М., 2000.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.
Вопросы для
самопроверки:
1. Каким должен быть порядок слов в предложении?
2. Каковы условия согласования в числе сказуемого с подлежащим?
3. С чем связаны варианты форм управления?
4. Особенности употребления предлогов.
5. Особенности
употребления деепричастных
Виды нарушений синтаксической нормы
Синтаксические
нормы русского языка включают в себя
такие понятия, как согласование, управление,
построение предложения с деепричастным
оборотом, с однородными членами, сложноподчинённого
предложения, предложения с прямой и косвенной
речью.
Примеры нарушений
синтаксической нормы:
1. Нарушение
согласования в
Те, кто сидели
на берегу реки, не раз испытывали ни
с чем не сравнимое блаженство.
Норма: Те, кто
сидел на берегу реки, не раз испытывали
ни с чес не сравнимое блаженство.
2. Нарушение
согласования в модели: определяемое
слово + причастный оборот:
Одним из традиционных
видов прикладного искусства, существующим
с древности, является резьба по дереву.
Норма: Одним
из традиционных видов прикладного
искусства, существующего с древности,
является резьба по дереву.
3. Нарушение
согласования: главное слово существительное
+ несогласованное определение:
В картине Остроухова
«Золотой осени» лес словно яркий
весёлый ковер с нарядным орнаментом.
Норма: В картине
Остроухова «Золотая осень» лес словно
яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.
4. Нарушение
управления в словосочетании
с производным предлогом (по
приезде, по окончании,
По приезду
в город желательно уточнить туристический
маршрут.
Норма: По приезде
в город желательно уточнить туристический
маршрут.
5. Нарушение
управления в словосочетании: существительное
+ зависимое слово:
Уверенность в
победу – составляющая любого успеха.
Норма: Уверенность
в победе – составляющая любого успеха.
Предел (чему)
Вера (во что/ перед
кем/ перед чем)
Превосходство
(над кем/над чем)
Памятник (кому/кого)
Уделять внимание
(чему)
Обращать внимание
(на кого/на что)
Проявлять внимание
(к кому/к чему)
Акцентировать
внимание (на ком/на чём)
Анонс (о чём)
Восприимчивость
(к чему)
Жажда (чего)
Консультация (кому)
Неверие (во что)
6. Нарушение управления
в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое
слово:
Нам оплатили за
сверхурочный труд.
Норма: Нам оплатили
сверхурочный труд.
Оплачивать (что)
Подчеркнуть (что)
Отличать (что/от
чего)
Заплатить (за что)
7. Нарушение
порядка слов в предложении:
Одним из самостоятельных
видов искусства является графика,
существующим с конца XV века.
Норма: Одним
из самостоятельных видов
8. Нарушение
управления в предложении с
однородными членами:
Отечественный
производитель ещё не учитывает
и ослаблен инфляцией в условиях
свободного рынка.
Норма: Отечественный
производитель ещё не учитывает
инфляции и ослаблен ею в условиях
свободного рынка.
9. Нарушение
структуры предложения, связанное с
употреблением двойных союзов при однородных
членах предложения:
За короткий
срок в городе-спутнике построена
не только новая школа, больница, а
также драматический театр и
библиотека.
Норма: За короткий
срок в городе-спутнике построена
не только новая школа, больница, но и драматический
театр и библиотека.
10. Нарушение
структуры предложения,
Протест Катерины,
отстаивающий свои права, имел общечеловеческое
звучание.
Норма: Протест
Катерины, которая отстаивала свои человеческие
права, имел общечеловеческое звучание.
11. Нарушение
структуры предложения, в
Анализируя состав
слова, часто не указывается основа.
Норма: Анализируя
состав слова, укажите его морфемы.
12. Нарушение
структуры параллельных (синонимичных)
конструкций:
Гравёр Пожалостин
– один из лучших русских гравёров,
работы которого хранящиеся не только
в России, но и во Франции.
Норма: Гравёр Пожалостин
– один из лучших русских гравёров,
работы которого хранятся не только в
России, но и во Франции (замена придаточной
части причастным оборотом невозможна).
13. Нарушение
структуры сложноподчинённого
Все радовались
о том, что экзамены закончились
и можно немного отдохнуть.
Норма: Все радовались
тому, что экзамены закончились и
можно немного отдохнуть.
14. Нарушение
структуры сложноподчинённого
Водитель маршрутного
такси сказал вновь вошедшим пассажирам,
что оплатите проезд.
Норма: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд.
turboreferat.ru
2.Синтаксические нормы.
2.1Порядок слов в предложении. 1.Нормой современного русского литературного языка является прямой порядок слов в предложении: на первом месте (в препозиции) находится либо подлежащее, либо сказуемое: Погода улучшилась. Светит солнце. 2. Если в предложении согласуемое слово отделяется от стержневого глаголом, то это обычно инверсия —стилистический прием, состоящий в намеренном изменении порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части предложения. Например: Радостные возвращались спортсмены с соревнований. Полный раздумья, шел я однажды по лесной дороге. 2.2.Речевые ошибки при построении предложений с причастными и деепричастными оборотами. 1. Распространенная ошибка — неправильное употребление деепричастного оборота. Он всегда должен указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Например: Подъезжая к дому, я вспомнил былое. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Решая контрольную работу, нужно помнить об отведенном на нее времени. Деепричастный оборот не должен употребляться, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам, либо если в безличном предложении есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом. Например: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова; Подъезжая к дому, мне стало грустно. Следует употреблять конструкцию с придаточным предложением: Когда я подъезжал к дому… 2.Причастный оборот по отношению к определяемому слову может находиться в препозиции и постпозиции, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: В окна был виден занесенный сад снегом; Приехавшие ученики на олимпиаду проходили в актовый зал.
2.3.Стилистические ошибки при построении сложных предложений.
Наиболее частыми ошибками в построении сложных предложений являются допускаемые нарушения в синтаксических конструкциях:
1) перегруженность придаточными предложениями: Когда мы вернулись вечером в сторожку, усталые и продрогшие, в печке уже весело трещал огонь, который превращал поленья в фантастические фигуры, на что поглядывал сидевший рядом с печкой кот;
2) смешение прямой и косвенной речи: В заметке говорилось: «Открытие клуба состоится в ближайшее воскресенье и что все уже подготовлено»;
3) отсутствие необходимого местоимения в главном предложении: Случилось, что должно было случиться;
4) неправильное употребление союзов и союзных слов: В клубе «Молодой олимпиец» в эту пятницу для родителей, у кого дети занимаются в спортивной секции, была организована встреча с тренером.
2.4.Нормы построения конструкций с предлогами.
1.Возможны ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения. Например: То мы посещали концерты, а также ходили на выставку. Союз «то… то» является повторяющимся и выражает отношения чередования действий, что и наблюдается в данном примере, следовательно, нужно говорить: То мы посещали концерты, то ходили на выставку.
2.Предлоги могут употребляться с одним падежом, двумя или тремя. Употребление предлогов в речи также требует соблюдения определенных норм.
3.Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: творительным и родительным: «Меж ними все рождало споры» (А. С. Пушкин). Между деревьями виднелось озеро. В современном русском литературном языке предлог междучаще употребляется с творительным падежом.
4.Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно употребляются с дательным падежом: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки предсказанию, наперекор судьбе.
5.Лексическое значение предлога благодаря обусловливает его сочетание с существительными, имеющими «положительное» значение, поэтому такое предложение, какБлагодаря аварии мы оказались в больнице, является неудачным из-за неправильно выбранного предлога.
6. Предлоги с целью — в целях употребляются в официально-деловой речи: Проект осуществляется с целью…
Очень распространены ошибки в употреблении предлога по: учебники по вождению — беседы по итогам выборов.
studfiles.net
Тип ошибки | Пример (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Синтаксическая омонимия | Всем понравилось чтение Маяковского | Синтаксическая омонимия – возможность двоякого истолкования синтаксической конструкции | 1)Всем понравилось, как читал Маяковский. 2)Всем понравилось, как читали Маяковского |
2. Смещенная конструкция | Граждане, сдающие обувь в починку, квитанцию требовать обязательно | Начало предложения требует иной структуры его продолжения | Граждане, сдающие обувь в починку, должны обязательно требовать квитанцию |
3. Стилистически не оправданная форма расщепленного сказуемого | Отец имел беседу со своим четырехлетним сынишкой | Расщепленное сказуемое – книжный, канцелярский оборот; в обычной речи его необходимо заменить простым сказуемым | Отец разговаривал со своим четырехлетним сынишкой |
4. Избыточное подлежащее-местоимение | Манилов, он был представителем провинциального дворянства | Избыточное подлежащее-местоимение – просторечный оборот | Манилов был представителем провинциального дворянства |
5. Нанизывание падежей | 1) родительных: Были приняты все меры для обеспечения снабжения населения города продовольствием; 2) творительных: Поступило сообщение об овладении противником крепостью. | Одинаковые падежные формы устраняются путем их замены придаточными предложениями; отглагольные существительные при этом обычно заменяют глаголами | 1) Были приняты все меры, чтобы улучшить снабжение горожан продовольствием. 2) Поступило сообщение, что противник овладел крепостью. |
6. Включение определяемого слова в состав причастного оборота | Написанная книга замечательным мастером слова имела огромный успех у читателей | Необходимо вывести определяемое слово из состава причастного оборота | 1)Книга, написанная замечательным мастером слова, имела огромный успех у читателей. 2)Написанная замечательным мастером слова книга имела огромный успех у читателей. |
7. Независимый деепричастный оборот | Проезжая через мост, с меня слетела шляпа. | По нормам русской грамматики, деепричастие обязательно относится к тому же субъекту, что и сказуемое, поэтому независимые деепричастные обороты недопустимы; такие деепричастные обороты следует заменять придаточными предложениями | Когда я проезжал через мост, с меня слетела шляпа. |
8. Разнотипность частей сложного предложения | Сначала приготовляют рассол, а затем разливаем его по банкам | Все части сложносочиненного предложения рекомендуется строить по одной модели | 1)Сначала приготовляют рассол, а затем разливают его по банкам. 2)Сначала приготовляем рассол, а затем разливаем его по банкам. |
9. Нагромождение придаточных | Я знала, что ты скажешь, что я виновата в том, что мы расстались | Рекомендуется не допускать последовательного соединения однотипных придаточных с одним и тем же союзом и, по возможности, заменять их более простыми конструкциями | Я знала, что ты обвинишь меня в нашем разрыве. |
10. Употребление одного союза или союзного слова вместо другого | Предложение Иванова, что он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект | Союзное слово что в придаточном определительном лишено возможностей согласования и носит разговорный характер | Предложение Иванова, которое он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект |
11. Неверная отнесенность союзного слова | Личные вещи, забытые отдыхающими, которые не будут востребованы в течение недели, назад не возвращаются. | Союзное слово придаточного определительного всегда относится к ближайшему существительному главного предложения | Забытые отдыхающими личные вещи, которые не будут востребованы в течение недели, назад не возвращаются. |
12. Смешение прямой и косвенной речи | Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу | При переводе прямой речи в косвенную необходимо изменять личные, возвратное и притяжательные местоимения, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора | 1)Ученик сказал: «Я еще не подготовился к ответу». 2)Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу. |
13. Неоправданная парцелляция | 1)К больному пригласили врача. Но было уже поздно. 2)Онегин убил на поединке друга. Потому что боялся общественного мнения, светских сплетен. | Парцелляция – это разбиение цельного предложения на две самостоятельных конструкции (точка в середине предложения) | 1)К больному пригласили врача, но было уже поздно. 2)Онегин убил на поединке друга, потому что боялся общественного мнения, светских сплетен. |
Тип подлежащего | Форма сказуемого | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | ||
А. Собирательный оборот (словосочетание, включающее слова большинство, меньшинство, ряд, часть) | 1. Если при подлежащем нет зависимого слова во мн. ч. : Большинство неплохо справилось с заданием | 2. Если при подлежащем есть зависимое слово – одушевленное личное существительное во мн. числе: Большинство студентов неплохо справились с заданием | |
3. Если в составе подлежащего есть зависимое слово: а) неодушевленное существительное: Ряд критических корреспонденций публикуется в сегодняшней газете; б) одушевленное неличное существительное: Большинство зверей линяет; в) существительное в форме ед. ч.: Часть казачества не сразу поняла происходящее. | 4. При большом разрыве между подлежащим и сказуемым: Часть домов отдыха, санаториев, пансионатов, детских лагерей и других строительных объектов, предусмотренных планом, так и не были сданы в конце года. | ||
Б. Счетный оборот | 1. При подлежащем, включающем числительное один: Школу окончил сорок один ученик. | 2. При подлежащем, включающем числительные два, три, четыре: Три книги лежат на столе; Двадцать три книги стоят в шкафу. | |
3. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит любое числительное (кроме один, два, три, четыре) и неодушевленное существительное: В комнате стоит десять столов; Засеяно десять гектаров. | 4. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с одушевленным личным существительным в форме множественного числа: Десять бойцов бросились в атаку. | ||
5. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит одушевленное неличное существительное и сказуемое стоит в форме страдательного залога: Во время охоты убито пять зайцев. | 6. Если подлежащее выражено счетным оборотом, в состав которого входит одушевленное неличное существительное и сказуемое стоит в форме действительного залога: Семь кроликов съели все запасы сена | ||
7. Если в состав счетного оборота входит личное существительное, а сказуемое стоит в форме страдательного залога, то возможно употребление обеих форм числа: | |||
Десять бойцов убито. | Десять бойцов убиты. | ||
8. Если при счетном обороте имеются слова всего, только, лишь: Лишь пять человек пришло на занятие | 9. Если при счетном обороте имеются слова все, эти: Все двадцать человек пришли на занятие | ||
10. Если в счетный оборот входят слова много, мало, немного, немало, сколько ,несколько: Сколько бригад осталось на объекте? Несколько бригад осталось на объекте. | 11. Если при слове несколько стоит одушевленное личное существительное: Несколько бойцов бросились в атаку | ||
12. При существительных часов, дней, суток, недель, месяцев, лет и т. п.: Прошло сто лет | 13. Но: вне счетного оборота: Прошли сутки, годы, месяцы, часы… | ||
В. Однородные подлежащие | 1. Если сказуемое предшествует однородным подлежащим, связанным соединительным союзом или бессоюзной связью: Вдали раздавался стук и топот; Вдали раздавался стук, топот, гвалт. | 2. Если сказуемое следует за однородными подлежащими, связанными соединительным союзом или бессоюзной связью: Стук и топот раздавались вдали; Стук, топот, гвалт раздавались вдали | |
3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз: Не школа, а лень виновата в твоем провале на вступительных экзаменах. | 4. При наличии среди однородных подлежащих существительного во множественном числе: С берега несутся стук и крики. | ||
5. При градации, обычно с предшествующим определением каждый, всякий, любой, никакой, ни один: Ни один дезертир, ни один диверсант не мог пробраться через кордон. | 6. Если подчеркивается наличие нескольких лиц или предметов: Поутру приехали Игнат-мельник и Михей Нестеров. | ||
Г. Словосочетание с творительным совместности | 1. Если в состав словосочетания входят неравноправные субъекты: Мать с ребенком идет в поликлинику. | 2. Если в состав словосочетания входят равноправные субъекты: Дед с матерью шли впереди всех. | |
Д. Сложное существительное с начальным элементом пол- | 1. При отсутствии определения в И. мн.: Полжизни прожито. Полдома сгорело. | 2. При наличии определения в И. мн.: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного. Остальные полдома уцелели. | |
А. Определение при счетном обороте с числительными два, три, четыре | |||
Определение в Р. мн. | Определение в И.-В. мн. | ||
1. При существительных м. и ср. рода: два больших стола, два последних месяца, три светлых окна. | 2. При существительных ж. р., у которых Р. ед. совпадает с И. мн.: две большие комнаты, три последние недели. | ||
3. При существительных ж. р., у которых Р. ед. и И. мн. различаются ударением (горы – горы, реки – реки и т. п.): две высоких горы. | 4. Если определение предшествует счетному обороту: последние два месяца | ||
5. При наличии предлога: за два последних месяца, за две последних сессии. | 6. Если определение следует за счетным оборотом: три недели, проведенные в деревне; две комнаты, большие и светлые. | ||
Б. Два определения при одном существительном | |||
Существительное в ед. ч. | Существительное во мн. ч. | ||
1. Если при употреблении во мн. ч. существительное меняет (полностью или частично) лексическое значение: молодежное и студенческое движение; головной и спинной мозг. | 2. Если подчеркивается наличие двух предметов: Орловская и Курская области; Английский и немецкий языки. | ||
3. Если определения связаны разделительным или противительным союзом: Он изучает не английский, а немецкий язык. | 4. Если существительное предшествует определениям: языки английский и немецкий; залоги действительный и страдательный. | ||
5. Если определения выражены порядковыми числительными или местоимениями: перелом первой и второй степени; между пятым и шестым ребром; та и другая сторона. | 6. Если обороту предшествует определение во множественном числе: русские совершенный и несовершенный виды; английские определенный и неопределенный артикли. | ||
В. Одно определение при двух существительных | |||
Определение в ед. ч. | Определение во мн. ч. | ||
1. Если по смыслу ясно, что определение относится к обоим существительным: русская литература и искусство; наша армия и флот (род определения устанавливается по ближайшему существительному). | 2. Если может возникнуть неясность, к двум или к одному существительному относится определение: новые роман и повесть (при употреблении прилагательного в ед. ч. можно понять так, что новый только роман). | ||
3. Если существительные связаны разделительным или противительным союзом: новый роман или повесть. | 4. Если одно из существительных стоит во множественном числе: новые поэма и стихи. | ||
Г. Приложения — географические названия | |||
Согласуются (склоняются) | Не согласуются (не склоняются) | ||
1. Названия городов с общеизвестной начальной формой: в городе Череповце. | 2. В официальных документах, военных сводках, специальной географической литературе: Дивизия разместилась в городе Череповец. | ||
3. Названия русских сел, деревень, поселков на –о: в селе Комарове, под селом Крюковом. | 4. Названия городов на –о: В городе Тосно, под городом Кемерово, из города Иваново. | ||
5. Названия рек: на реке Днепре, Гнилой Липе, Амазонке. | 6. Названия озер, гор, заливов, пустынь и др. естественных географических объектов: на озере Балхаш, в пустыне Сахара. | ||
7. Названия зарубежных республик, если они женского рода: в республике Панаме, договор с республикой Кореей. | 8. Названия зарубежных республик, если они мужского рода, а также названия иностранных штатов, графств и т. п.: с республикой Вьетнам, в штате Калифорния, в графстве Эссекс. | ||
9. Названия улиц, если они женского рода: на улице Таганке, на улице Счастливой. | 10. Названия улиц, если они мужского рода: на улице Арбат, на улице Кирова. | ||
11. Названия астрономических объектов: на планете Марс, о звезде Сириус. | |||
Тип ошибки | Примеры (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Смешение беспредложной и предложной конструкций | 1) никому не секрет; 2) разъяснение о допущенных ошибках | 1) по нормам управления следует употребить предложную конструкцию вместо беспредложной; 2) следует употребить беспредложную конструкцию вместо предложной | 1) ни для кого не секрет; 2) разъяснение допущенных ошибок |
2. Неверный выбор предлога | Нас заверили о том, что меры будут приняты | Заверить – в чём? | Нас заверили в том, что меры будут приняты |
3. Употребление разноуправляющих глаголов в однородном ряду | В конце семестра преподаватель должен побеседовать и проверить тетрадь у каждого студента | Побеседовать – с кем? Проверить – кого? у кого? (глаголы, управляющие разными падежными формами, наз. Разноуправляющими) | В конце семестра преподаватель должен побеседовать с каждым студентом и проверить у всех тетради |
4. Неверная форма падежа при одном из синонимичных глаголов | Большое внимание было обращено кураторской работе | Обратить внимание – на что? Уделить внимание – чему? | 1) Большое внимание было обращено на кураторскую работу 2) Большое внимание было уделено кураторской работе |
5. Неверный выбор падежной формы при глаголе с отрицанием | 1) Я не люблю иронию твою. 2) Он не купил к чаю баранки. 3) Он не боится землетрясение. | Родительный падеж употребляется: 1) если сущ. отвлеченное; 2) в количественно-отделительном значении; 3) при глаголах бояться, опасаться, ожидать и синонимичных им; в остальных случаях возможно употребление и Р.п., и В. п.: Я не читал эту книгу – Я не читал этой книги | 1) Я не люблю иронии твоей. 2) Он не купил баранок к чаю. 3) Он не боится землетрясения |
Тип ошибки | Примеры (-) | Комментарий | Исправленный вариант (+) |
1. Несоответствие между частями двойного союза | В этом деле требовались не только смелость и отвага, а также выдержка. | Не только – но и; как – так; чем – тем; сколько – столько; и т. п. | В этом деле требовались не только смелость и отвага, но и выдержка. |
2. Сочинительный союз между неоднородными членами | Пить чай с лимоном и с удовольствием. | С лимоном – дополнение; С удовольствием – обстоятельство. | 1) Пить чай с лимоном с удовольствием. 2) С удовольствием пить чай с лимоном. |
3. Сочинительный союз между грамматически разнотипными конструкциями | В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делающая свое дело. | Сочинительный союз поставлен между придаточным определительным и причастным оборотом; необходимо употребить грамматически однотипные конструкции | 1) В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делает свое дело. 2) В конце романа Ниловна показана как женщина, ничего не боящаяся и спокойно делающая свое дело. |
4. Неоправданный пропуск предлога | 1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, Карелии, Подмосковье. 2) Пришлось много путешествовать по Украине, степям Средней Азии, сибирской тайге. | Если при однородных членах употребляются разные предлоги, то опускать ни один из них не следует; если однородные члены распространены, разнотипны, то не рекомендуется опускать и одинаковые предлоги | 1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, в Карелии, в Подмосковье. 2) Пришлось много путешествовать по Украине, по степям Средней Азии, по сибирской тайге. |
5. Логическая несоотнесенность однородных челенов | 1) Обеспечить новый вуз учебниками и преподавателями | 1) В однородном ряду не могут быть одушевленное и неодушевленное существительное, личное и неличное. | 1) Обеспечить новый вуз учебниками, пригласить преподавателей. |
2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму и в Ялте. | 2) В однородном ряду не могут быть родовое (Крым) и видовое (Ялта) понятия (Ялта в Крыму). | 2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму, посетили Ялту. | |
3) Газета обратилась к молодежи и девушкам г. Пензы. | 3) В однородном ряду не могут быть скрещивающиеся понятия. | 3) Газета обратилась к молодежи г. Пензы (в особенности к девушкам). |
studfiles.net