5 класс школьный этап олимпиады по биологии с ответами
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
5 класс. 2016 — 2017 уч. год
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!
Задание 1.
Задание включает 20 вопросов. К каждому из них предложено по 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Ответы занесите в матрицу для ответов. Максимальное количество баллов – 20.
На Земле жизнь зародилась
А. В океане
Б. На суше
В. В океане и на суше одновременно
Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно
А. Движение
Б. Раздражимость
В. Рост
Какой признак живой природы изображен на рисунке
А. Рост
Б. Развитие
В. Размножение
Основной источник энергии, необходимый для жизнедеятельности клетки?
А. Белки
Б. Углеводы
В. Жиры
Для какой группы живых существ характерно подобное строение клетки?
А. Растения
Б. Животные
В. Бактерии
Хлоропласты есть в клетках
А. Корня моркови
Б. Гриба-трутовика
В. Листа красного перца
Тубус микроскопа прикреплен к
А. Окуляру
Б. Штативу
В. Предметному столику
Отдельным царством являются
А. Водоросли
Б. Лишайники
В. Грибы
- Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?
А. В березовом лесу много света
Б. Подберезовики с корнями берез образуют микоризу (грибокорень)
В. У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов
Несъедобный гриб?
А. бледная поганка
Б. опенок
В. сыроежка
Выберите из предложенного перечня название среды обитания:
А. Лес
Б. Болото
В. Почва
Помимо воды корень всасывает из почвы
А. Органические вещества
Б. Минеральные вещества
В. Частички почвы
Рыбы приспособлены к водной среде обитания, так как
А. Парные конечности имеют форму плавников и дышат при помощи жабр
Б. Имеют хорду
В. Имеют головной и спинной мозг
Головастик — это
А. Личинка лягушки
Б. Молодой лягушонок
В. Взрослая особь
Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как они
А. Теплокровны и пища служит для них источником энергии
Б. Способны к полету
В. Имеют сухую кожу
Плавающие, но нелетающие птицы – это…
А. Чайки
Б. Утки
В. Пингвины
Дерево как жизненная форма характерна для
А. Сирени
Б. Сосны
В. Можжевельника
Типы растительных сообществ
А. Леса, луга, болота
Б. Степи, тундра
В. Оба ответа правильные
Одно из основных значений скелета человека?
А. Помогает человеку бегать
Б. Помогает расти в высоту и ширину
В. Защищает внутренние органы
В результате дыхания
А. Из организма удаляется углекислый газ
Б. В организм поступает атмосферный кислород
В. Из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ
Задание 2.
Задание включает 4 вопроса на сопоставление. Индексы правильных ответов внесите в матрицу. Максимальное количество баллов – 9.
2.1. (3 балла) Установите соответствие между названием науки и объектом ее изучения.
НАУКА | ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ |
А) зоология Б) микология В) биология Г) микробиология В) ботаника Д) орнитология |
|
2.2. (3 балла) Распределите животных по средам обитания.
ЖИВОТНЫЕ | СРЕДА ОБИТАНИЯ |
А) лангуст Б) крот В) кораллы Г) многоножка В) панда Д) паук-крестовик |
|
2.3. (1,5 балла) Для данных природных зон укажите соответствующие им природные сообщества.
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ | РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА |
А) тундра Б) степь В) тайга |
|
2.4. (1,5 балла) Установите соответствие между объектами и приборами, с помощью которых их удобнее исследовать.
ПРИБОР | ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ |
А) ручная лупа Б) световой микроскоп В) электронный микроскоп |
|
Задание 3.
Выберите номера правильных суждений. В матрице ответов напротив номера правильного или неправильного на ваш взгляд суждения поставьте «Х». Максимальное количество баллов – 15.
Все тела неживой природы и живые существа состоят из клеток.
С помощью экспериментов можно изучать только объекты неживой природы.
Клетка бактерии состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.
Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.
Дрожжи – одноклеточные грибы.
На Земле существует три среды жизни: наземно-воздушная, водная и почвенная.
Все хвойные деревья и кустарники вечнозеленые.
Дыхание в листьях растений происходит круглосуточно.
Из почвы растение получает воду, сахар и минеральные вещества.
Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды.
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери – это позвоночные животные.
Тропический лес – самое бедное видами природное сообщество.
Биологическое разнообразие – это разнообразие домашних животных.
Современные обезьяны – предки человека.
Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду – человек разумный.
Задание 4.
Задание включает 3 вопроса, которые требуют работы с рисунком. Рассмотрите рисунок и выполните соответствующие задания. Ответы занесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов – 9.
4.1. (5 баллов) Исправьте ошибки, расставив живые организмы в нужном порядке (в ответе укажите правильную последовательность из цифр.)
4.2. (2 балла) Какие связи устанавливаются между организмами в данном ряду?
4.3. (2 балла) Как называется данная последовательность живых организмов?
4
5
3
2
1
Задание 5.
Рассмотрите рисунок. Распределите изображенные организмы по царствам. Ответ занесите в матрицу для ответов. Максимальное количество баллов – 12.
4
2
1
3
8
7
6
5
10
12
9
Фамилия | Итого баллов |
Имя Отчество | Рейтинг |
Дата рождения | |
Школа № Класс |
Матрица ответов
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
5 класс 2016-17 уч. год
Максимальное количество баллов — 65
Задание 1. [мах. 20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-20 |
Задание 2. [мах. 9 баллов]
Задание 2.1. [3 балла]
Задание 2.2. [3 балла]
Задание 2.3. [1,5 балла]
Задание 2.4. [1,5 балла]
Задание 3. [мах. 15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. | ||||||||||
неправ. | ||||||||||
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
прав. | ||||||||||
неправ. |
Задание 4. [мах. 9 баллов]
Задание 4.1. [5 баллов]
Задание 4.2. [2 балла]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.3. [2 балла]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. [мах. 12 баллов]
Царства | № рисунка |
Растения | |
Животные | |
Грибы | |
Бактерии |
Общее количество баллов за работу конкурсанта
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Итого |
Проверил ___________________/____________ Перепроверил __________________/__________
Шифр | Шифр |
Фамилия | Итого баллов |
Имя Отчество | Рейтинг |
Дата рождения | |
Школа № Класс |
Матрица ответов
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
5 класс 2016-17 уч. год
Максимальное количество баллов — 65
Задание 1. [мах. 20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-20 |
Задание 2. [мах. 9 баллов]
Задание 2.1. [3 балла]
Задание 2.2. [3 балла]
Задание 2.3. [1,5 балла]
Задание 2.4. [1,5 балла]
Задание 3. [мах. 15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. | ||||||||||
неправ. | ||||||||||
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
прав. | ||||||||||
неправ. |
Задание 4. [мах. 9 баллов]
Задание 4.1. [5 баллов]
Задание 4.2. [2 балла]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.3. [2 балла]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. [мах. 12 баллов]
Царства | № рисунка |
Растения | |
Животные | |
Грибы | |
Бактерии |
Общее количество баллов за работу конкурсанта
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Итого |
Проверил ___________________/____________ Перепроверил __________________/__________
ОТВЕТЫ
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
5 класс 2016-17 уч. год
Максимальное количество баллов – 65
Задание 1. [мах. 20 баллов] 1 балл за каждый правильный ответ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | А | Б | Б | Б | В | В | Б | В | Б | А |
11-20 | В | Б | А | А | А | В | Б | А | В | В |
Задание 2. [мах. 9 баллов]
Задание 2.1. [3 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.
А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | 5 | 2 | 6 | 1 | 3 |
Задание 2.2. [3 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 |
Задание 2.3. [1,5 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.
Задание 2.4. [1,5 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.
Задание 3. [мах. 15 баллов] 1 балл за каждый правильный и неправильный ответ.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. | Х | Х | Х | |||||||
неправ. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
прав. | Х | Х | ||||||||
неправ. | Х | Х | Х |
Задание 4. [мах. 9 баллов]
Задание 4.1. [5 баллов] 1 балл за каждое правильное место в последовательности.
Задание 4.2. [2 балла]
пищевые связи
Задание 4.3. [2 балла]
пищевая цепь (цепь питания)
Задание 5. [мах. 12 баллов] 1 балл за каждое правильно указанное царство организмов.
Царства | № рисунка |
Растения | 2, 8, 11 |
Животные | 4, 6, 9, 12 |
Грибы | 1,7, 10 |
Бактерии | 3, 5 |
multiurok.ru
Олимпиада по биологии, (школьный этап), 5 класс
Олимпиада по биологии (школьный этап)
Фамилия, имя участника ___________________________________________5 класс_______
Задание 1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:
1) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж
2) лист, почва, стебель, плод, корень
3) жук-олень, божья – коровка, клещ, бабочка Махаон, жужелица
4) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка
5) подберезовик, шампиньон, бледная поганка, белый гриб, лисички
6) пихта, лиственница, ель, дуб, сосна
Задание 2. Отметь, верны ли утверждения: да (+) или нет (-).
1) Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другим средами обитания организмов.
2) Почва – это рыхлый плодородный слой земли.
3) Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет.
4) Рост и развитие — это увеличение в размерах организма.
5) В лесу растут древесные и травянистые растения.
6) Биосфера – это особая оболочка Земли. Она включает в себя верхний слой литосферы (почву), нижние слои атмосферы и гидросферу.
7) На растущий одуванчик действуют только абиотические факторы.
Задание. 3. Где произрастают эти растения? Соотнеси:
1. Лес 2. Луг 3. Водоем 4. Поле
Просо, тимофеевка, стрелолист, тростник, вороний глаз, ряска, ячмень , кукуруза, мышиный горошек, тысячелистник, цикорий
Лес | Луг | Водоем | Поле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание. 4. Как называются:
1) Органы дыхания у человека? У рыб?
2) Как называются нижние конечности у человека?
3) Что является органом обоняния у человека?
4) Что является органом осязания у человека?
Задание. 5
1) Чем отличается паук от насекомого?
Задание. 6
Как называются птицы, которые улетают в теплые края? Почему они вынуждены улетать? Назови этих птиц.
Задание 7. Подчеркни названия биологических наук
ботаника, астрономия, зоология, экология, фенология, математика, физика, анатомия, бактериология
Задание 8. Выбери отрицательное воздействия человека на природу:
1) вырубка лесов
2) мусорные свалки
3) мытье машин около реки
4) создание заповедников
5) разведение дрофы
Оценивание:
Все задания, кроме 5 и 6, оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Задание 3.
Лес | Луг | Водоем | Поле |
вороний глаз | тимофеевка | стрелолист | Просо |
| мышиный горошек | тростник | ячмень |
| тысячелистник | ряска | кукуруза |
| цикорий |
|
|
Задание 5. (5 баллов)
1) У насекомых три пары конечностей, а у пауков 4 пары.
2) У насекомых есть крылья, а у пауков нет.
3) У насекомых есть голова, грудь и брюшко, а у пауков головогрудь и брюшко.
Задание. 6 (5 баллов)
1) Перелетные птицы.
2) Зимой нет доступного корма (насекомых — для насекомоядных птиц; рыб, земноводных — для водоплавающих птиц)
3) Ласточка, стриж, кукушка, скворец, дикие гуси, утки, цапли.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Олимпиада по биологии 5 класс задания и ответы
Задание 1. Выбрать один правильный ответ
1. Хромосомы в клетке находятся:
а) в цитоплазме в) в вакуолях
б) в ядре г) в хлоропластах
2. Размножение — это:
а) увеличение количества организмов
б) увеличение размера организма
в) образование новых побегов
г) образование придаточных корней
3. К неорганическим веществам относится(ятся)
а) клетчатка в) соли натрия
б) белок г) жир
4.Хлоропласты в клетке:
а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических
б) выполняют защитную функцию
в) осуществляют связь между частями клетки
г) обеспечивают сходство с дочерними клетками
5. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, — это:
а) клеточный центр в) вакуоль
б) лизосомы г) пластиды
6. К ядерным организмам относятся:
а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы
б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии
7. Рибосомы участвуют:
а) в образовании белков
б) в передаче наследственной информации от родителей потомству
в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ
г) в выработке веществ, служащих источником энергии
8. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:
а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки
б) ядро г) плазматическая мембрана
9. Фотосинтез, осуществляемый растениями, — это процесс:
а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа
б) расходования органических веществ с освобождением энергии
в) поглощения кислорода
г) удаления из растения лишней воды
Задание 2. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы
Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.
- Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.
- Укажите функцию ядра в растительной клетке.
Задание 3. Вставьте пропущенные слова.
1) Органоид клетки, способный переваривать пищевые частицы, уничтожать
отслужившие органоиды и даже целые клетки…
2) Поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток…
3) Органоид клетки, связывающий все части клетки между собой, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ…
Задание 4. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?
а) в неправильной установке света
б) нужно было поставить большее увеличение
в) нужно было сделать тонкий срез листа
г) нужно было подкрасить лист красителем
Задание 5. Из предложенных букв необходимо составить названия органоида клетки.
асрхтлоопл
Задание 6. Установите последовательность приготовления препарата:
А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло
В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
Г. Накрыть покровным стеклом
Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей (дбавг)
Задание 7. В предложенном списке необходимо выбрать названия органоидов.
Подчеркни названия органоидов:
Ядро, вакуоль, хромосомы, цитоплазма, клеточная стенка, хлоропласты
Задание 8.В предложенном перечне определите основные части клетки. Аргументируйте свой выбор. Укажите все возможные варианты отбора
1. Цитоплазма
2. Наружная клеточная мембрана (оболочка)
3. Ядро
4. Хлорофилл
5. Рибосомы
6. Хромосома
7. Пищеварительная вакуоль
Ключи:
Задание 1
1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-а
Задание 2
- В тканях живого растительного организма есть клетки, не содержащие ядер. Как правило, это мертвые клетки, например сосуды древесины.
- Ядро в растительной клетке регулирует все процессы жизнедеятельности
Задание 3.
- Лизосомы
- Фагоцитоз
- Эндоплазматическая сеть
Задание 4-в
Задание 5-хлоропласты
Задание 6- ДБАВГ
Задание 7. Вакуоль, хлоропласты
Задание 8. А) Прокариоты или доядерные организмы. Исключение составляет ядро (3)
Б) Растительная клетка. Исключение составляет пищеварительная вакуоль (7)
В) Животная клетка. Исключение составляет хлорофилл (4)
shkolnaya-olimpiada.ru
Олимпиада школьного этапа по биологии ( 5 класс)
Задания школьного этапа олимпиады по биологии в 2015/2016 учебном году
класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Растение, опыляемое с помощью ветра:
а) ромашка;
б) одуванчик;
в) клевер;
г) пшеница.
2. Животное, являющееся одноклеточным:
а) инфузория-туфелька;
б) дождевой червь;
в) бабочка;
г) медуза.
3. Образование бактериями спор – это приспособление к:
а) передвижению;
б) размножению;
в) паразитизму;
г) перенесению неблагоприятных условий.
4. Как называются организмы, питающиеся за счёт других:
а) всеядные;
б) паразиты;
в) хищники;
г) травоядные.
5. Как называется орган растения необходимый для его полового размножения:
а) корень;
б) стебель;
в) цветок;
г) лист.
6. Какая наука относится к естественным наукам:
а) математика;
б) литература;
в) физическая культура;
г) география.
7. Как называется метод в биологии подтверждающий наличие крахмала в растительных клетках.
а) эксперимент;
б) измерение;
в) наблюдение;
г) описание.
8. Грибы не способны к фотосинтезу, так как:
а) имеют небольшие размеры;
б) они живут в почве;
в) не имеют хлорофилла;
г) паразитируют на других живых организмах.
9. Подземная часть растения называется:
а) корень;
б) стебель;
в) лист;
г) цветок.
10. Какое открытие сделал Роберт Гук:
а) впервые обнаружил клетки растений;
б) создал учение о биосфере;
в) объяснил происхождение видов животных и растений;
г) открыл кровообращение.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Что является признаками живых организмов:
1) выделение;
2) размножение;
3) движение;
4) питание;
5) выделение кислорода.
а) 1, 2, 4;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 4, 5.
г) 3, 4, 5.
2. Одомашненными животными являются:
1) овца;
2) лось;
3) куры;
4) свиньи;
5) волк.
а) 2, 4, 5;
б) 2, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 1, 3, 4.
3. К кровеносной системе относят:
1) желудок;
2) сердце;
3) мышцы;
4) артерии;
5) вена.
а) 2, 3, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 4, 5.
4. Антропогенным фактором являются:
1) извержение вулкана;
2) выбросы предприятий;
3) пахота земель;
4) лавина;
5) вырубка леса.
а) 2, 3, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 1, 4, 5.
5. К естественным природным сообществам относятся:
1) поле;
2) парк;
3) огород;
4) лес;
5) луг.
а) 2, 4, 5;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 3, 4, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Бактерии размножаются путем деления надвое;
2. Все живые организмы имеют клеточное строение;
3. При дыхании организм получает кислород;
4. Животные, питающиеся только растениями, называются всеядными;
5. Органы дыхания – лёгкие, относится к растениям.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 1. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий [мах. 0,2 балла].
Установите соответствие между признаками организма (А–Е) и царством (1-2), для которого он характерен.
Признаки: Царства:
А) растут в течение всей жизни; 1. Растения
Б) активно перемещаются в пространстве; 2. Животные
В) питаются готовыми органическими веществами;
Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза;
Д) имеют органы чувств;
Е) являются основным источником кислорода на Земле.
Признаки
А
Б
В
Г
Д
Е
Царства
Матрица ответов
Часть 1. [10 баллов]
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1-10
Б
А
Г
Б
В
Г
А
В
А
А
Часть 2. [5 баллов]
1
2
3
4
5
1-5
А
Г
Г
А
В
Часть 3. [5 баллов]
№
1
2
3
4
5
прав. «ДА»
Х
Х
Х
прав.
«НЕТ»
Х
Х
Часть 4. [1 балл]
[мах. 0,2 балла]
Признаки
А
Б
В
Г
Д
Е
Царства
1
2
2
1
2
1
infourok.ru
Олимпиада школьного этапа по биологии в 5 классе с ответами
Задания школьного этапа олимпиады по биологии в 2016/2017 учебном году
класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Растение, опыляемое с помощью ветра:
а) ромашка;
б) одуванчик;
в) клевер;
г) пшеница.
2. Животное, являющееся одноклеточным:
а) инфузория-туфелька;
б) дождевой червь;
в) бабочка;
г) медуза.
3. Образование бактериями спор – это приспособление к:
а) передвижению;
б) размножению;
в) паразитизму;
г) перенесению неблагоприятных условий.
4. Как называются организмы, питающиеся за счёт других:
а) всеядные;
б) паразиты;
в) хищники;
г) травоядные.
5. Как называется орган растения необходимый для его полового размножения:
а) корень;
б) стебель;
в) цветок;
г) лист.
6. Какая наука относится к естественным наукам:
а) математика;
б) литература;
в) физическая культура;
г) география.
7. Как называется метод в биологии подтверждающий наличие крахмала в растительных клетках.
а) эксперимент;
б) измерение;
в) наблюдение;
г) описание.
8. Грибы не способны к фотосинтезу, так как:
а) имеют небольшие размеры;
б) они живут в почве;
в) не имеют хлорофилла;
г) паразитируют на других живых организмах.
9. Подземная часть растения называется:
а) корень;
б) стебель;
в) лист;
г) цветок.
10. Какое открытие сделал Роберт Гук:
а) впервые обнаружил клетки растений;
б) создал учение о биосфере;
в) объяснил происхождение видов животных и растений;
г) открыл кровообращение.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Из перечисленных инструментов в биологических исследованиях используют:
1) лупа;
2) бинокль;
3) телескоп;
4) световой микроскоп;
5) электронный микроскоп.
а) только 1,4;
б) только 1, 4, 5;
в) только 1, 2, 4, 5;
г) 1, 2, 3, 4, 5;
2. Одомашненными животными являются:
1) овца;
2) лось;
3) куры;
4) свиньи;
5) волк.
а) 2, 4, 5;
б) 2, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 1, 3, 4.
3. К кровеносной системе относят:
1) желудок;
2) сердце;
3) мышцы;
4) артерии;
5) вена.
а) 2, 3, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 4, 5.
4. Антропогенным фактором являются:
1) извержение вулкана;
2) выбросы предприятий;
3) пахота земель;
4) лавина;
5) вырубка леса.
а) 2, 3, 5;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 1, 4, 5.
5. К естественным природным сообществам относятся:
1) поле;
2) парк;
3) огород;
4) лес;
5) луг.
а) 2, 4, 5;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 3, 4, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Бактерии размножаются путем деления надвое;
2. Все живые организмы имеют клеточное строение;
3. При дыхании организм получает кислород;
4. Животные, питающиеся только растениями, называются всеядными;
5. Органы дыхания – лёгкие, относится к растениям.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие между организмами и их приспособлениями к окружающей среде
ОрганизмПриспособление к окружающей среде
1. Панда
2. Крот
3. Рак
4. Горох
5. Шиповник
А) Имеет прочный панцирь, но для защиты использует клешни
Б) Имеет усики для того, чтобы цепляться за другие растения, используя их в качестве опоры
В) Обитая под землей, имеет большие и сильные лапы для рытья земли
Г) Проживает в лесах, где есть бамбук
Д) Имеет колючки для защиты от поедания его травоядными животными
Фамилия ________________________________________
Имя _____________________________________________
Класс (№ и буква) ________________________________
Образовательное учреждение ______________________
Название предмета _______________________________
Номер аудитории _________________________________
Дата проведения олимпиады ______________________
Бланк ответов
Часть I.
Часть 1. [10 баллов]
Часть 2. [5 баллов]
Часть 3. [5 баллов]
прав.
«НЕТ»
Часть 4. [5 балл]
Матрица ответов 5 класс
Часть 1. [10 баллов]
Часть 2. [5 баллов]
Часть 3. [5 баллов]
Х
Х
Х
прав.
«НЕТ»
Х
Х
Часть 4. [5 балл]
infourok.ru
Школьные олимпиады по биологии 5-6 класс с матрицей ответов.
Олимпиада 5-6 класс 2014-2015
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2014-2015 гг.)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 21 задание.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.На русский язык как переводится, слово «растение, трава»:
а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».
2. Кукуруза относится к:
а) однолетним травам, б) деревьям,
в) многолетним травам, г) кустарникам.
3.Растения считаются на Земле основным источником:
а) углекислого газа, б) азота,
в) водорода, г) кислорода.
4.Липа отличается от жука тем, что она
а) растет, б) образует органические вещества,
в) состоит из клеток, г) дышит.
5. Определите ядовитые грибы:
а) груздь б) мухомор в) подосиновик г) гриб-боровик
6. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции
а) орган б) фагоцитоз в) ткань г) вирус
7. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?
а) в неправильной установке света,
б) нужно было поставить большее увеличение,
в) нужно было сделать тонкий срез листа,
г) нужно было подкрасить лист красителем.
8. Какие бактерии считают «санитарами планеты»?
а) гниения б) уксуснокислые в) молочнокислые г) клубеньковые
9. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно. Сколько хромосом у человека?
а) 54 б) 78 в) 48 г) 46
10. Лишним звеном в составе единой трофической цепи (цепи питания) является:
а) дождевой червь; б) мятлик; в) волк; г) овца.
Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице
ответов.
1.Из предложенных растений выберите культурные:
1.одуванчик, 2. просо, 3. яблоня, 4. липа, 5. осока, 6. подорожник, 7. пшеница, 8. череда, 9. камыш, 10 рожь, 11. овес.
а) 1, 2, 3, 4
б) 2, 3, 4, 7
в) 2, 3, 7, 10, 11
г) 6, 8, 9, 10, 11
2. Из предложенных названий грибов выберите ядовитые:
1. подосиновик, 2. мухомор, 3. сыроежка, 4. сморчок, 5. волнушка, 6. бледная поганка, 7. масленок, 8. ложные опята, 9. дедушкин табак, 10. зеленая поганка.
а) 1, 3, 5, 7
б) 2, 6, 7, 10
в) 4, 6, 8, 9
г) 5, 7, 8, 10
3. Установите, какие животные являются жертвами?
1. сокол, 2.плотва, 3.голубь, 4. щука 5. волк 6. заяц 7. тигр 8. антилопа 9. стрекоза 10. комар
а) 1, 3, 5, 6, 9
б) 2, 3, 6, 8, 10
в) 3, 5, 7, 9, 10
г) 4, 5, 6, 7, 9
4 Бактерии являются возбудителями болезней:
1) чума 2) холера 3) амебная дизентерия 4) оспа 5) туберкулез
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 5;
в) 2, 3, 4;
г) 2, 3, 5.
5. Какие из перечисленных грибов являются паразитами (выбрать несколько правильных ответов):
а – чага;
б – сыроежка;
в – головня;
г – фитофтора;
д — пеницилл;
е – рыжик.
Часть 3
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).
Общий внешний вид растения называют жизненной формой.
Главный признак жизни клетки – обмен веществ.
Микроскоп – прибор для изучения растений.
Все природные сообщества (биоценозы) обязательно включают автотрофные растения.
Растения поглощают углекислый газ в процессе дыхания.
Часть 4
Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество 6 баллов.
1. Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.
Фамилия __________________________ Шифр _____________
Имя __________________________ Отчество_____________________________
Школа __________________________
Класс ___________________________
Матрица ответов шифр _______________
Часть 1.Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (мах.10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 |
Часть 2.Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (вопрос 5- несколько букв) (мах.10 баллов)
Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5баллов)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильно «ДА» | |||||
Неправильно. «НЕТ» |
Часть 4. Запиши ответы на вопросы словами (мах.6 баллов, полный ответ 2 балла, неполный 1 балл)
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего баллов:_______________________ Рейтинг_________________
Проверил________________________(ФИО)____________________________________
Перепроверил________________________(ФИО)________________________________
Фамилия __________________________ Шифр _____________
Имя __________________________ Отчество_____________________________
Школа __________________________
Класс ___________________________
Матрица ответов шифр _______________
Часть 1.Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (мах.10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 |
Часть 2.Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (вопрос 5- несколько букв) (мах.10 баллов)
Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5 баллов)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильно «ДА» | |||||
Неправильно. «НЕТ» |
Часть 4. Запиши ответы на вопросы словами (мах.6 баллов, полный ответ 2 балла, неполный 1 балл)
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего баллов:_______________________ Рейтинг_________________
Проверил________________________(ФИО)____________________________________
Перепроверил________________________(ФИО)________________________________
multiurok.ru
Школьный этап 5 класс 2016 год
0
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2015/2016 учебный год
школьный этап
5 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Каких животных называют шестиногими друзьями и врагами человека:
а) паукообразных; б) ракообразных;
в) моллюсков; г) насекомых.
2.Какую функцию НЕ выполняет стебель:
а) передвижение органических веществ; б) передвижение минеральных веществ;
в) опорную; г) поглощение воды и минеральных солей.
3.Какой орган НЕ относится к выделительной системе:
а) мочевой пузырь; б) толстая кишка;
в) мочеточники; г) почка.
4.Какое животное НЕ относится к классу земноводных:
а) крокодил; б) озерная лягушка;
в) саламандра; г) тритон.
5.Палеонтология изучает:
а) историческое развитие животного мира ; б) зародышевое развитие организмов;
в) ископаемые остатки вымерших организмов;
г) многообразие животных и их распределение по группам.
6.В чем состоит главное значение выделения пота для организма:
а) в закупорке пор ; б) в увлажнении кожи;
в) в обезвреживании организма, защите от микробов;
г) в выделении из организма солей и излишков воды, в регуляции температуры тела.
7.Известно, что растения дышат. Выскажите предположение, как это можно доказать:
а) надо рассмотреть растение под микроскопом;
б) следует провести наблюдение над растущим растением;
в) надо определить газ, который поглощает и выделяет растение в темноте;
г) надо определить вещество, которое образуется в растении на свету.
8.Как доказать, что растение испаряет воду:
а) обильно полить растение и наблюдать за ним;
б) поместить лист растения в колбу и наблюдать за появлением капелек воды на стенках колбы;
в) нагреть лист растения и наблюдать за ним;
г) рассмотреть лист растения под микроскопом.
9.В какой группе животных указаны только насекомые:
а) мокрица, кузнечик, стрекоза; б) майский жук, дафния, капустная белянка;
в) собачий клещ, комар пискун, овод; г) колорадский жук, муравей, овод.
10.Какова роль насекомых в размножении растений:
а) питаются нектаром; б) питаются пыльцой;
в) питаются всеми органами растения; г) переносят пыльцу с цветка на цветок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Бактерии являются возбудителями болезней –
1) чума, 2) холера, 3) амебная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулез.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5.
2. Какова роль листа в жизни растений –
1) осуществляет поглощение воды и минеральных солей, 2) в нем происходит фотосинтез, 3) выполняет опорную функцию; 4) выполняет функцию испарения воды; 5) используется животными для питания; 6) может выполнять функцию размножения.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 6; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 6.
3. Чем животные отличаются от растений –
1) состоят из клеток, 2) тесно связаны со средой обитания, 3) питаются готовыми органическими веществами; 4) сами создают органические вещества из неорганических; 5) активно передвигаются в пространстве в поисках пищи; 6) обладают рефлекторной деятельностью.
а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 6; г) 3, 4, 5; д) 3, 5, 6.
4. Найдите среди названных организмов разрушителей органического вещества–
1) дождевой червь, 2) заяц-беляк, 3) мукор; 4) пшеница; 5) бактерии.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
5. Семена каких растений распространяются ветром –
1) вишня, 2) черемуха, 3) клен; 4) одуванчик; 5) репейник; 6)ольха.
а) 1, 3; б) 2, 5; в) 3, 4; г) 3, 5; д) 4, 5.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.
2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.
3. Тело млекопитающих покрыто шерстью.
4. Сосна относится к цветковым растениям.
5. К грибам относятся плесени и дрожжи.
Часть 4. Соотнесите приспособленность растений и способ распространения их семян. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6.
Приспособления растений Способ распространения семян
А. Легкость плодов и семян 1. ветром
Б. Наличие большого запаса питательных веществ 2. насекомыми
В. Наличие крылаток
Г. Наличие крючков
Д. Наличие парашютиков.
Е. Наличие прицепок.
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Матрица ответов 5 класс
Часть 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
г | г | б | а | в | г | в | б | г | г |
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Максимальное количество баллов – 31.
flamingo-nn.ucoz.com