§ 9. Основные сферы жизни общества. Обществознание. 8 класс
§ 9. Основные сферы жизни общества
Задача урока. Уметь объяснять понятия: духовная сфера, политическая сфера, социальная сфера, экономическая сфера.
Сферы жизни общества. Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с жизнью общества. Но общество – довольно сложное понятие. С чего начать? На что обратить внимание? Вы, естественно, постараетесь выделить основные стороны, существенные сферы общественной жизни. Изучив их, вы сможете составить достаточно полное представление об обществе в целом.
Эти стороны, части, области учёные называют сферами жизни общества. Главными, основными являются экономическая, социальная, политическая и духовная (см.
Экономическая сфера. Характеристику общества принято начинать именно с этой сферы. Здесь осуществляется деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ (пищи, одежды, машин и др.), услуг (например, образовательных, медицинских), условий жизни.
Понятно, что всё необходимое сначала нужно произвести. Материальное производство поэтому является фундаментальным условием жизни людей, общества. От уровня развития производства прямо зависит благосостояние общества и людей. Сколько предприятий есть в стране, какое на них оборудование – устаревшее или современное, успешно, эффективно ли они работают, что производят, пользуются ли их изделия спросом – эти и другие вопросы являются ключевыми, важнейшими для характеристики общества.
Уровень производства в России в последнее десятилетие растёт, но недостаточными темпами. Десятки предприятий не работают или работают не в полную силу. Причин здесь немало. Обратим внимание, что в магазинах товаров за эти годы стало очень много. К сожалению, это в основном импортные товары, произведённые за рубежом. Импорт, бесспорно, необходим, все страны покупают те или иные товары на мировом рынке. Плохо, когда он мешает развитию отечественного производства. В России с её богатствами и возможностями товары и услуги собственного производства должны преобладать. Об этом говорят сегодня и представители власти, и простые люди. Подъём отечественного производства – важная и трудная задача, которая стоит перед страной. И здесь прежде всего на первое место выходит модернизация производства, оснащение его передовой современной техникой, технологией, а также подготовленными кадрами.
Социальная сфера. В широком смысле слова социальную сферу характеризуют структура общества и отношения между разнообразными социальными группами. Об этом мы будем подробно говорить в
Рассмотрим в качестве примера связь политики с другими областями общественной жизни. Теснее всего политика связана с правом, общественным правосознанием. Эта связь обеспечивается прежде всего через власть. Политическая власть осуществляется государством. В государстве воплощается единство права и власти. При этом политика неотрывна от права, от правового регулирования, поскольку в противном случае вырождается в произвол. Отрыв политики от права, обеспечивающего основные права и свободы человека, характерен для диктаторских режимов, где возможности граждан влиять на политическое развитие минимальны, а курс политического корабля определяют или диктатор, или правящая группа его политических сообщников.
Политика тесно связана с нравственностью, характеризующей духовную сферу общества. Между ними есть сходство – политика и нравственность регулируют общественную жизнь. Но между политикой и моралью существуют серьёзные различия. Утверждают, что остаться нравственным, находясь у власти, трудно, почти невозможно. Известны теории, доказывающие несовместимость политики и морали. Есть примеры, которые эти теории подтверждают: все без исключения диктаторы были людьми аморальными (точнее – внеморальными). Но вы наверняка сможете привести противоположные факты. Политический руководитель, сумевший сохранить положительные нравственные идеалы, пользуется доверием и любовью народа. Опираясь на них, он содействует процветанию Отечества.
* * *
• Вопросы и задания к параграфу
1. Назовите сферы жизни общества.
2. Используя схему, расскажите о взаимосвязи сфер общества. Как они влияют друг на друга? Приведите примеры.
3. Чем характеризуется экономическая сфера общества? Приведите примеры.
4. Дайте характеристику социальной сферы. Какие отношения в ней реализуются?
5. Почему государственные меры в социальной области зависят от экономического развития страны? Поясните свой ответ. Используя ресурсы Интернета, приведите данные, иллюстрирующие ваши выводы.
6. Что такое политическая сфера? С какими сферами общества она связана?
7*. Как связаны политика и нравственность? В чём их сходство и различия?
• Обсудите на уроке
Долг хорошего правительства – защищать личность и собственность. Главная же опасность, угрожающая личности и собственности, – это невежество народных масс. Поэтому для того, чтобы хорошо править, необходимо распространять просвещение в народе (Т. Маколей, английский историк).
Прежде чем заниматься политикой, каждому человеку надо заниматься своей жизнью (Л. Н. Толстой).
Хорошая политика не отличается от здравой нравственности (Г. Мабли, философ).
Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности… Не обязательно принимать активное участие в политической борьбе. Единственное… – это чтобы вы обладали необходимым кругозором, имели собственное мнение, короче говоря, могли играть роль гражданина (А. Моруа, французский писатель
).Правительство, которое грабит Петра, чтобы заплатить Павлу, в поддержке Павла может не сомневаться (Дж. Б. Шоу, английский драматург, писатель).
• Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику всех сфер общества, раскройте их особенности.
2. К каким сферам общества относятся следующие высказывания? Свой ответ обоснуйте. Номера ответов впишите в соответствующие графы таблицы.
1) Доверяйте Богу и трудитесь.
2) Дума приняла нереальный государственный бюджет.
3) Производительность предприятий пищевой промышленности увеличилась на 2 %.
4) Науке подвластно всё, кроме души человеческой.
5) Следует подумать о закреплении статуса вицепрезидента в Конституции.
6) В следующем году планируется увеличить социальные пособия на детей.
• Работа с текстом
Не надо ограничиваться тем, что мы жертвуем деньги. Деньги – это ещё не всё. Деньги можно заработать. Что нужно людям, так это протянутая рука помощи и открытое любящее сердце. Поэтому проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего – у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям (
Очень часто люди, обращающие внимание на социальную сферу, или, другими словами, желающие помочь нищим, слабым, престарелым, принимаются выкрикивать политические лозунги, предлагая сменить социально-политическое устройство общества, тогда как нужно просто своим примером показывать, как человек может удовольствоваться малым, оставаясь при этом счастливым и здоровым (А. Воронин, журналист).
• Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий
1. Кино и экономика (на примере киноиндустрии США и России).
2. Совместимы ли бизнес и нравственность?
3. Значение социальной сферы в жизни общества XXI в.
• Словарь урока
Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью, попирающий законы, с помощью насилия осуществляющий единоличное правление.
Иск – официальное обращение в суд о защите своего нарушенного или оспариваемого права, охраняемого законом интереса.
Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.
Политика – сфера деятельности различных социальных групп, слоёв общества и отдельных личностей, которая направлена на завоевание и использование государственной власти для удовлетворения своих интересов.
Расовый – связанный с расовыми физическими особенностями.
Социальный – синоним: общественный – связанный с обществом, выражающий его характер, отличительные признаки и т. д.
Этнический – связанный с этносом, исторически возникшим видом устойчивой общественной группы; народом.
librolife.ru
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.
Общество как социальная система
— это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер и переходят из поколения в поколение. 1Признаками общества как системы являются:
- Целостность — способность обеспечивать единство всех своих элементов.
- Социальность — взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.
- Устойчивость — сохранение достигнутого состояния.
- Автономность и самодостаточность — создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне.
- Способность к саморегуляции — через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. 2
В данном случае общество можно сравнить с гигантским организмом, и как живой организм имеет сердце, руки, ноги, мозг, нервную систему, так и в обществе существуют определенные механизмы воздействия на окружающую среду — свой центр управления многообразными процессами и средства связи. И подобно тому, как в живом организме функционируют различные системы жизнеобеспечения, так и в обществе каждый его «орган» выполняет только ему свойственную функцию. Наконец, как в организме можно выделить несколько взаимосвязанных уровней его жизнедеятельности, в зависимости от значения каждого из них для всего организма (нервная система, системы кровообращения и пищеварения, обмена веществ и т. д.), так и в обществе можно вычленить конкретные уровни (в научной литературе чаще — «сферы») его жизнедеятельности — экономический, социальный, политический и духовный. 3
У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.
Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.
- Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
- Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
- Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
- Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики. 4
oege.in.nn.ru
экономическая, социальная, политическая и духовная
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
экономическую (производительные силы, производственные отношения)
политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия— форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль— система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство— художественное освоение мира;
наука— система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право— совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование— целенаправленный процесс воспитания и обучения.
6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.
Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.
Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.
studfiles.net
Введение 2. Сферы жизни общества
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА
В чём мнения Лёши и Саши противоречат друг другу?
Леша сказал, что человек не может жить в обществе и быть свободным от общества.
Саша сказал, что общество ему не нужно.
Какой вопрос может возникнуть на основе это го противоречия? Об суди разные варианты (авторский – с. 201).
Зачем человеку общество?
ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Чем первобытное общество отличается от цивилизованного?
Как развивалось общество с течением времени?
Общество развивалось по направлению от простого к более сложному. Сначала люди собирались в небольшие группы, для того, чтобы выжить. У каждого члена группы было свое определенное занятие (собирательство, изготовление орудий труда, охота). Первой формой существования людей как общности была родовая община. Постепенно люди объединялись в племена. Тут появлялись первые признаки разделения людей – вождь, воины. Со временем люди перешли от присваивающего хозяйства к производству (земледелие, скотоводство). Постепенно усложнялась структура общества. Появлялись города, государства, политические институты. Общественные отношения усложнялись.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Сферы человеческих отношений.
Внимательно прочитай название этого текста и предположи, о чём он сможет тебе рассказать.
Может рассказать о разных сторонах взаимоотношения людей в обществе и способы осуществления этих взаимоотношений.
Как ты по ни маешь, что означает слово «сфера»?
Сфера – область деятельности человека, пределы распространения чего-либо (экономическая сфера, политическая сфера, культурная сфера и др.)
Проверь свои предположения, прочитав текст. Сделай вывод по проблеме урока.
Текст пункта описывает сферы взаимодействия людей – экономика, политика, культура, социальные отношения.
Выводы: люди, живущие в обществе связаны между собой различными видами отношений. Благодаря этому взаимодействию общество развивается.
2. Сфера, в которой работают.
Прочитай текст и ответь на вопросы.
О какой сфере жизни общества идёт речь?
Экономическая сфера
Бывают ли в этой сфере противоречия и что заставляет людей решать их?
Бывают. Решать противоречия людей заставляет стремление получить желаемое и добиться результата: Тася хотела поехать на Байкал, но родители не смогли ей помочь. Поэтому, чтобы оплатить поездку, она решила пойти работать.
Сделай вывод по проблеме урока.
Для решения вопросов в экономической сфере человек должен в первую очередь полагаться на себя. Все обязанности по уходу за младшими берут на себя взрослые. Однако повзрослев, мы можем взять часть экономических обязанностей на себя для удовлетворения своих потребностей
3. Сфера, в которой общаются.
Какая сфера жизни общества представлена в этом тексте?
Социальная сфера
Сделай вывод по проблеме урока.
В разных группа у человека есть определенная модель поведения и взаимоотношения между людьми. Мы учимся, дружим, у нас есть семьи. Также в обществе у человека есть определенные обязанности, которые он должен выполнять (в данном случае ходить в школу). Не выполнение этих обязанностей влечет за собой наказание.
4. Сфера, в которой командуют и подчиняются.
О какой сфере жизни общества идёт речь в этом тексте?
Политическая сфера
Зачем она нужна, если люди обычно не довольны, когда ими командуют?
Одна нужна, для того, чтобы заботиться об обществе в целом, а не ради личной выгоды.
Сделай вывод по проблеме урока.
Принимая важное решение в роли лидера, необходимо учитывать интересы всех людей. Нужно стараться сделать так, чтобы удобно было всем.
5. Сфера, в которой познают мир.
Заполни таблицу, используя слова и словосочетания из предложенного списка: литературное произведение; религия; правила поведения; научные исследования; живопись; научные теории; музыка; воспитание; школа; театральная постановка; этикет; словарь.
Как можно назвать данную сферу жизни общества?
Духовная сфера.
Насколько она важна для человека? Свою позицию подтверди двумя-тремя аргументами.
Духовная сфера способствует развитию человека и общества в целом. Он устанавливает и регулирует поведение человека в обществе (нравственные ценности: уважение к старшим, не убивай, не воруй и др). А через познание способствует улучшению качества жизни общества (изобретение антибиотиков и других лекарств.)
Сделай вывод по проблеме урока.
Разные элементы духовной культуры способствую развитию общества. Мы ходим в школы, для того чтобы в будущем освоить профессию и работать на благо общества. Духовная сфера регулирует отношения между людьми, является своеобразным двигателем экономического, политического, социального и духовного развития.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Выполняем учебные задания.
1. Вспомни из курса истории, какие общества ты уже изучил, и заполни в тетради таблицу.
Согласен ли ты с утверждением французского писателя Альфонса Алле (1854–1905): «Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее»? При веди 2–3 аргумента в защиту своей позиции.
Согласен, потому что стремление обладать только формой (например деньги) не говорит о то, что форма заполнена (человек, который стремится получить больше денег). За стремлением обладать лучшим можно потерять время и прожить пустую жизнь, потому что каждый раз будет хотеться большего, чем есть сейчас. Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.
Решаем жизненные задачи.
Нелёгкий выбор
Ситуация. Прочитай ещё раз текст «Сфера, в которой общаются» и представь себя на месте «спорщика» Саши.
Роль. Настоящий товарищ в компании и одновременно ребёнок, любящий своих родителей.
Результат. Формулировка твоей позиции, доведись тебе оказаться на месте «спорщика» Саши. Приведи 2–3 аргумента в её защиту.
Позиция: я прогуливать школу и обманывать родителей не буду.
Аргументы:
1. подзаработать на мойке машин можно в выходной день;
2. для того, чтобы в будущем иметь хорошую работу и постоянный доход я должен учится.
Осуществляем проекты.
Вспомни правила работы над проектом (см. с. 7).
1. Подготовь эссе на тему «Что объединяет меня в рамках одного общества с мальчишкой, живущим в городе на другом краю нашей большой страны?».
С мальчишкой, живущим в городе на другом краю нашей планеты, меня объединяет то, что мы живем в обществе и выполняем одинаковые социальные роли. Он также, как и я ходит в школу, он чей-то сын, внук, сосед. У этого мальчика есть друзья. Он является членом разных групп в обществе. Мы любим ходить в кино и есть мороженое. Также мы помогаем нашим родителям и выполняем возложенные на нас обязанности.
2. Выполни макет «Сферы жизни общества». Возьми за основу схему на с. 11 учебника, перенеси её на лист большого формата (А3–А4) без предложенных рисунков. Наполни схему своими рисунками, фотографиями, вырезками из газет или журналов. Можешь придумать своё название получившемуся макету.
Сферы жизни общества
(для примера)
Хозяйство общества
resheba.com
Сферы жизни общества — обществознание, уроки
ФБ-08-2015
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №107»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Современный урок обществознания
на основе системно – деятельностного подхода»
Разработала:
Ворожейкина О.В.,
учитель истории и
обществознания
МБОУ «СОШ №107»
Новокузнецк 2015
Тема: «Сферы жизни общества» (8 класс).
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Цели урока:
Предметные УУД.
1. Получить новые знания об устройстве общества.
2. Выделять существенные признаки общества.
3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.
Метапредметные УУД.
1. Познавательные -владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные — определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3.Коммуникативные — излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД — аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Межпредметные связи:
Опора на знания по истории Древнего мира.
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 8 класса по обществознанию Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, раздаточный материал, карточки трех цветов:
(слайд 1.Название мастер – класса)
Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации (время работы – 5 минут).
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя.
— Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и, вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир обществознания. Чтобы начать путешествие, надо выполнить следующее задание:
— Внимание на экран! Задание – определите термин по его толкованию (слайд 2 «Токование термина»).
— О каком понятии идет речь? Правильно, об «обществе».
— А задумывались ли вы о том,что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.Участники дают несколько определений.
— На первый взгляд ответить на этот вопрос несложно. Это слово давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений множество.
— С чем ассоциируется слово «общество»? Назовите ассоциации. Участники называют несколько ассоциаций (слайд 3 «Ассоциации»).
— А у меня вот какие родились ассоциации в связи с этим понятием (слайды 4-6 «Строение общества»).
— Как вы думаете, что объединяет данные изображения (Это части целого).
— Получается, что общество – это система, состоящая из отдельных частей.
— Не кажется ли вам, что некоторые определения об обществе противоречат друг другу?
— В чем же эти противоречия? Вы готовы их разрешить?
Определение темы урока.
Формулировка проблемы.
Слайд 7. Распределите данные понятия и термины на четыре группы и определите принцип, по которому вы их объединили в группы:производство, искусство, классы, потребление, религия, закон, товар, власть, народы, парламент, нации, мораль.
Слайд 8. — Озаглавьте эти группы.
Слайд 9. «Поверьте себя»
— Правильно, выделяем четыре элемента жизни общества:
экономика – производство, потребление, товар,
политика – парламент, закон, власть,
социальная сфера– народы, нации, классы,
духовная сфера –мораль, религия, искусство,
— Итак, общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.
— Что нам необходимо доказать? (Что общество сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов).
— Сформулируйте тему нашего занятия(слайд 10. «Сферы жизни общества»).
— Эта тема лежит в основе нашей дальнейшей деятельности.
— Какова же цель нашего занятия?
— Что нам необходимо узнать? Чему научиться? (показать на конкретных примерах содержание основных сфер жизни общества, их взаимосвязь).
2.Актуализация знаний.
— Что необходимо для достижения цели?
— Какие источники информации нам в этом помогут?
— Мы ограничены во времени, а сфер у нас четыре, какая форма работы будет более эффективна в достижении цели? (групповая форма работы).
— Обратите внимание на ваших смайликов, они неслучайно разного цвета. Образуйте группы в соответствии с цветом: желтый – экономика, голубой – политика, красный – социальная сфера, зеленый – духовная сфера (слайд 11 «Распределение по группам»).
— Планирование:
1. Разделимся на 4 группы в соответствии со сферами общества.
2. Изучим при помощи информационных источников составные части жизни общества, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.
3. Приведем доказательства, что элементы общества взаимосвязаны между собой.
3.Поиск решения(открытие нового знания).
Работа в группах по 5-6 учащихся (время работы — 10 минут).
Раздаточный материал:
на доске— таблички с названиями сфер общественной жизни,
на партах— цветные вырезки из газет и журналов, фотографии, представляющие собой разные стороны жизни общества, клей- карандаш, сигнальные карточки, тестовые задания.
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества.
4. Презентация работы групп (время работы – 5 минут).
Представители групп презентуют результаты своей работы.
— Смотрите, мы получили результат совместной деятельности. Что это? Где он может нам пригодиться? (это газетная статья, страница журнала, книги, словарная статья)
5.Применение нового знания (время работы – 5 минут)
Первичное закрепление.
— Выполните тестовые задания, проверьте себя (слайды 12-17 «Проверьте себя»).
Тест.
1.Производство материальных благ относится к
1.духовной сфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
2.Распределите по сферам:
1.нации А.духовная сфера
2.президент Б.экономическая сфера
3.религия В.политическая сфера
4.книги Г.социальная сфера
5.фабричное производство
3.Выпишите лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.
4.К экономической сфере не относится:
Банковская карта, пособия, деньги, трудовое законодательство, производство, торговля.
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Проверка теста, на экране высвечиваются ответы.
Оцените свою работу (слайд 18 «Проверьте себя»).
Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими — покажите зелёную карточку.
Если у вас не всё получалось, но вы старались — покажите синюю карточку.
Ели было очень трудно и вам нужна помощь – красную карточку.
Выводы урока:
— Достигли ли мы поставленной цели?
— Что помогло нам ее достичь?
— Какие трудности возникали? Что мы делали, чтобы их преодолеть?
Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности (слайд 19 «Ладошка»).
Рефлексия «Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой– для меня было важно … / неважно …,
указательный — я получил(а) конкретные рекомендации… / я не узнал (а) для себя ничего нового…,
средний— мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы… ,
мизинец– хочу для себя выяснить … .
центр ладошки – хочу сказать организатору мастер – класса / урока …
— То, что на мизинце, в ваших руках. Этот палец очень важен, он дает надежду на то, что наши знания будут прирастать нашими желаниями, так как все рождается в действии:
Деятельность — единственный путь к знанию.
Джордж Бернард Шоу
Цитаты об обществе и человеке:
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести. Лев Толстой
В природе каждое явление — запутанный клубок, в обществе каждый человек — камешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном все переплетено, нет ничего беспримесного, ничего обособленного. Никола Шамфор
Созидается общество началами нравственными. Федор Достоевский
Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой. Жан-Жак Руссо
Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте
Люди добрые, умные, жалостливые, собравшись вместе, становятся гораздо хуже. Отсутствие чувства личной ответственности пробуждает дурные инстинкты. Боязнь показаться смешным лишает их доброты. Сара Бернар
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Слоганы: о политике
«Власть — народу!»
«Главное — забота о человеке!»
«Честь и Родина!»
Сильная Россия – единая Россия!
Слоганы о социальной жизни:
Доброта спасет мир!
Семья- ячейка общества!
Слоганы о духовной сфере:
Человек — творец культуры
Нравственность – основа жизни!
Слоганы об экономике:
Труд – источник богатства.
Экономика должна быть экономной
Примеры взаимосвязей сфер общественной жизни
Сферы общества | Пример взаимосвязи |
Экономическая и политическая
| 1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей. 2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. 3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. 4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. 5.Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения. |
Социальная и политическая | Представители так называемых «средних слоев» — квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений. |
Экономическая и социальная | Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан – пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину. |
Экономическая, политическая, духовная | Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства. |
Экономическая и духовная | 1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества. 2.Финансирование меценатом деятельности музея. |
Экономическая, политическая, социальная, духовная | В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экономическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов: массовое производство, технические средства, тиражирование, произведения искусства.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества (см. Приложение 1)
Решите тест.
1.Производство материальных благ относится к
1.духовной сфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
2.Распределите по сферам:
1.нации А.духовная сфера
2.президент Б.экономическая сфера
3.религия В.политическая сфера
4.книги Г.социальная сфера
5.фабричное производство
3.Выпишите лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.
4.К экономической сфере не относится:
Банковская карта, пособия, деньги, трудовое законодательство, производство, торговля
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Политическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов: Государственная Дума, проект, снижение, налог, индивидуальные предприниматели.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества (см. Приложение 1)
Решите тест.
1.Производство материальных благ относится к
1.духовной сфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
2.Распределите по сферам:
1.нации А.духовная сфера
2.президент Б.экономическая сфера
3.религия В.политическая сфера
4.книги Г.социальная сфера
5.фабричное производство
3.Выпишите лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.
4.К экономической сфере не относится:
Банковская карта, пособия, деньги, трудовое законодательство, производство, торговля
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Социальная сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов: снижение, цены, продукты питания, пополнение, потребительская корзина, пенсионеры.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества (см. Приложение 1)
Решите тест.
1.Производство материальных благ относится к
1.духовной сфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
2.Распределите по сферам:
1.нации А.духовная сфера
2.президент Б.экономическая сфера
3.религия В.политическая сфера
4.книги Г.социальная сфера
5.фабричное производство
3.Выпишите лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.
4.К экономической сфере не относится:
Банковская карта, пособия, деньги, трудовое законодательство, производство, торговля
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Духовная сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов: государственная программа, поддержка, талантливая молодежь, повышение, культурный уровень, общество.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества (см. Приложение 1)
Решите тест.
1.Производство материальных благ относится к
1.духовной сфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
2.Распределите по сферам:
1.нации А.духовная сфера
2.президент Б.экономическая сфера
3.религия В.политическая сфера
4.книги Г.социальная сфера
5.фабричное производство
3.Выпишите лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.
4.К экономической сфере не относится:
Банковская карта, пособия, деньги, трудовое законодательство, производство, торговля
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
kopilkaurokov.ru
Сферы жизни общества
Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.
Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.
Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.
Социальная сфера
Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.
Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.
Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.
Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.
Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.
Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).
Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.
В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.
Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.
Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.
Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.
Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).
Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.
Политическая сфера общества
Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.
Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.
Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.
— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения
— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания
— Определение задач и путей развития и их реализация в массы
— Согласование интересов общества с интересами государства
Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.
Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.
Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.
Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.
Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.
СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.
Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.
Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.
Экономическая сфера
Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.
Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).
К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.
Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.
Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.
Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.
Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.
Духовная сфера общества
Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.
Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.
Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.
Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.
Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.
Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.
Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.
Сферы жизни общества was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева
dizzwizz.ru
Разработчик: Г.Б.Солдатова Курс: Обществознание Тема: Сферы общественной жизни Заполните таблицу. В правой колонке вы можете привести любые три примера.
Основные сферы общественной жизни В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальных субъектов, но и другие образования — сферы жизни общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни общественной жизни: духовная, социальная, экономическая, политическая. Каждая сфера включает в себя:
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа, т.е. существа, выполняющего разные социальные роли, включенного в разные социальные общности. Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся. Экономическая сфера- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. К ней относятся отношения производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
Духовная сфера это область идеальных (нематериальных) образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д., это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т.п.). Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей(в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности -познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты. Социальный институт-это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т.д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства). Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия(сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т.д. В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации. Основными в духовной сфере выступают институты науки (научно-исследовательские организации),религии (конфессии),морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения (музеи, театры), творческие союзы (писателей, художников и т.п.), средства массовой информации. В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т.е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Использованный источник: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html Инструмент проверки
|
e.120-bal.ru