Профессия «логопед»
Логопед – специалист, который исправляет недостатки речи у детей и взрослых, учит говорить правильно.
Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума, каждый день нам приходится общаться с десятками людей, и чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью, однако есть люди, у которых речь нарушена, и ее исправлением и занимается логопед. Кроме искажения отдельных звуков (неправильного их произнесения или их отсутствия) существует большое количество более тяжелых патологий: общая смазанность звуков, заикание, нарушения голоса, темпа или понимания речи (или вообще ее отсутствие), общее недоразвитие всех сторон речи (не только звуковой, но и грамматической, и смысловой, что выливается впоследствии в нарушение письма). Исправление всех этих недостатков – сфера деятельности и задача логопеда.
Данная работа требует от специалиста серьезной подготовки, ведь речь – это системное многофункциональное образование, влияющее на психологическое развитие. Поэтому логопед должен обладать знаниями не только в области физиологии, но и высшей нервной деятельности, изучить психологию и педагогику, языкознание и русский язык, методики исправления звуков и всех остальных речевых нарушений, а также получить основы знаний сурдопедагогики (работа со слабослышащими), олигофренопедагогики (работа с умственно неполноценными) и медицины. В арсенале логопеда должно быть много нестандартных приемов и развивающих игр для детей, так как очень важно увлечь ребенка, чтобы он сам захотел заниматься и исправить свои недостатки.
Часто нарушения речи сопровождаются психическими проблемами, поэтому логопед работает в тесной связи с психологом. В тяжелых случаях требуется взаимодействие с неврологом или невропатологом, а также дефектологом.
Кандидат на должность логопеда должен быть внимателен, чуток и терпелив, ведь люди с дефектной речью зачастую стесняются своих недостатков, поэтому в общении с ними нужно быть максимально деликатным, уметь их поддержать и ободрить. Работа с людьми, имеющими дефекты речи, требует большой отдачи, эмоциональных и физических сил, поэтому логопед должен любить детей.
Работа логопеда находится на стыке педагогики и медицины, поэтому многие считают, что обучиться на логопеда можно в медицинском вузе. Однако это не так, логопед – это педагог, поэтому специальность «Логопедия» можно получить в педагогическом вузе.
Другие профессии из данной тематической группы
www.examen.ru
Взаимодействие субъектов коррекционно – педагогического процесса | |
Форма работы | Тематика |
Сентябрь | |
Консультация для учителей | «Развитие мотивационной сферы обучения как одно из важнейших направлений коррекционной работы специального образовательного учреждения» |
Мастер – класс для воспитателей | «Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем» |
Выступления на МО и ПМПК | «Медико – психологический анализ документов (протоколы ПМПК, медицинские карты). Результаты логопедического обследования обучающихся 1-ых классов» |
Октябрь | |
Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей | «Особенности речевого развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» |
Индивидуальная беседа с педагогом – психологом | «Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению» |
Выступления на МО и ПМПК | «Результаты логопедического обследования обучающихся 2- 4 классов. Направления коррекционной работы на 1 триместр.» |
Ноябрь | |
Практикум для педагогов | «Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекции недостатков чтения у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Семинар для воспитателей | Развитие графомоторных навыков у школьников с недоразвитием речи и интеллекта» |
Выступления на МО и ПМПК | «Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.» |
Декабрь | |
Семинар для учителей начальных классов | «Коррекционная работа, направленная на исправление недостатков дикции у детей с Дизартрией» |
Консультация для воспитателей | «Причины неуспеваемости учеников начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи» |
Январь | |
Индивидуальная беседа с педагогом – психологом | «Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре | «Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.» |
Февраль | |
Круглый стол для педагогов | «Инновации в работе по развитию речи: знакомство с компьютерными логопедическими играми» |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре | «Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями» |
Март | |
Консультация для музыкального руководителя | «Использование логоритмики на уроках музыки: Веселая логоритмика» |
Беседа с воспитателями | «Необходимость контроля за правильным звукопроизношением учеников на занятиях, во время режимных моментов и в спонтанной речи» |
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.» |
Апрель | |
Семинар – практикум для учителей начальных классов и воспитателей | «Особенности работы со специализированными систематизированными карточками для проведения анализа звукового, слогового состава слова и анализа предложений» |
Беседа с учителями начальных классов | «Усвоение слоговой структуры слова: прием Кошки — собаки»» |
Май | |
Семинар – практикум для педагогов | «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе в условиях работы специального образовательного учреждения» |
Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей | «Итоги коррекционно – развивающей и воспитательной работы: успехи и трудности» |
Анкетирование педагогов | «Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год» |
Выступления на МО и ПМПК | «Итоги учебного года. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за… учебный год.» |
nsportal.ru
Дефектолог и логопед – в чем разница
Чем отличается дефектолог от логопеда?
Часто у детей проявляются трудности с дикцией и речью в целом, в таких случаях нужно идти к специалистам.
Подобными коррекциями навыков речи занимаются логопеды и дефектологи. Так к кому же стоит обратиться, к логопеду или дефектологу? Для того чтобы это понять, нужно разобраться чем отличаются эти профессии и какие проблемы призваны решать данные специалисты.
Общее у этих профессий
Следует сразу сказать, что логопед и дефектолог получают практически идентичное образование и работают в одной сфере. Обучаясь на одном факультете, студенты получают одинаковые навыки, и изучают в основном одни и те же дисциплины, среди которых психология, педагогика, логопедия, неврология, психиатрия.
Это позволяет в дальнейшем, уже специалистам, осуществлять коррекцию произношения маленьких пациентов, правильно взаимодействовать с детьми. Ведь крайне важное значение имеет установление контакта с ребенком, осознание его проблемы, что помогает создать наиболее эффективное планирование работы с малышом и успешно прийти к цели.
Обычно за помощью как к логопедам, так и дефектологам приходят дети у которых присутствуют трудности с развитием речи , они тяжело адаптируются в обществе, возникают проблемы в общении со сверстниками, им сложно учиться как в детских дошкольных учреждениях, так и школах.
И причины, из-за которых возникают подобные проблемы, различные. Это:
- последствия родовых травм;
- перенесенные еще во чреве матери инфекции;
- различные заболевания на раннем периоде жизни;
- расстройства неврологического либо психологического характера.
Мы перечислили лишь несколько причин, приводящих к трудностям с произношением и с речью в целом. На самом деле их намного больше, и найти их должны именно логопед и дефектолог, с тем, чтобы впоследствии подобрать варианты их устранения.
Эти специалисты, общаясь с каждым малышом индивидуально, используют идентичные средства, среди которых выделяют:
- действия;
- речь;
- мимические средства, жесты.
Они могут использоваться как в комплексе, так и раздельно, все зависит от возраста, способности к восприятию ребенка и поставленного ему диагноза. Но все они имеют целью наработать правильную артикуляцию, усовершенствовать произнесение отдельных звуков и звуковых рядов.
Чем отличаются специальности логопеда и дефектолога?
Дефектологов в медицине и педагогике подразделяют на несколько категорий, в зависимости от типа детей, с которыми им приходится работать. А именно, на:
- логопедов, работающих с детками, у которых только речь нарушена;
- олигофренопедагогов, занимающихся с малышами у которых кроме проблем с речью наблюдаются задержки в умственном и, возможно также, физическом развитии;
- тифлопедагогов, работающих с детками, у которых есть нарушения зрения;
- сурдопедагогов, помогающих детям у которых проблемы со слухом.
Если у детей наблюдается несколько проблем сразу, то нужно искать специалиста широкого профиля. Логопед работает со всеми категориями, имеющими дефекты речи. И потому занятия, проводимые дефектологами и логопедами очень похожи, ведь у них есть одна общая цель.
Сфера деятельности логопеда
Нарушения речи наблюдаются как у здоровых деток, так и у малышей с нарушениями умственного развития, аутизмом и т.д.
Поэтому сфера деятельности логопеда широка, он способен работать с неречевыми (невербальными) способами общения, осуществлять постановку звуков, учить различать их и доводить произношение до автоматизма. Кроме того, он учит ребенка строить связную речь, осуществлять правильную грамматическую постановку речи.
При этом он в обязательном порядке занимается и с невербальной речью – движением, мимическим и жестовым языком. Занимаясь с логопедом, малыш не только учится правильно говорить, но и
Сфера деятельности дефектолога
Кроме стандартных для логопеда дисциплин дефектолог учит также язык жестов, сурдопедагогику тифлопедагогику и другие предметы. Поэтому он способен разрешать и весьма специфические проблемы, которые могут сопутствовать нарушению речи.
Так он может обучать слепого или плохо видящего ребенка передвигаться по квартире, ориентироваться на местности. А детей с проблемами слуха он обучит языку жестов, способам познания мира и поможет научиться говорить.
Дефектологи работают над различными проблемами, которые влекут за собой психические и физические патологии. Таким образом, они помогут маленьким пациентам получить необходимый объем знаний и навыков, научат ориентироваться на местности и облегчат адаптацию в обществе.
Таким образом, можно смело утверждать, что логопед занимается непосредственно обучением общению, правильной речи и оперированию единицами языка, в то время, как дефектолог еще и помогает осознать содержание общения, предоставляет знания и адаптирует ребенка к окружающей среде.
srochnyj-zaym.ru
Профессия Логопед
Логопед исправляет дефекты речи у детей, взрослых и пожилых людей. С детьми и взрослыми этот специалист проводит коррекционную работу, с пожилыми, в основном, восстанавливающую (например, ликвидация частичной или полной потери речи после шоковых состояний, инсультов и т.д.).
[ Соискателю: вакансии в Черновцах, вакансии в Ялте, вакансии в Киеве, вакансии в Белой Церкви, вакансии в Виннице ]
Виды деятельности логопеда:
— Осмотр пациента и постановка диагноза;
— Определение и подбор методики лечения;
— Разработка «домашних заданий»;
— Оценка результатов после проведения курса лечения;
— Выдача заключений в пределах своей компетенции.
Cпецифика работы логопедом:
С помощью специально подобранных упражнений, логопед учит людей говорить красиво и без дефектов (во время занятий показывает пациенту правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки и т.д.).
Логопеду требуется огромное терпение. Процесс лечения занимает самое малое 5 месяцев, иногда же затягивается на год и даже больше! Профессия логопеда кажется простой только на первый взгляд. На самом деле этому специалисту необходима серьезная теоретическая подготовка.
Работа для логопеда:
— Центры реабилитации;
— Поликлиники, больницы;
— Школы;
— Детские сады и другие дошкольные учреждения;
— Частная практика.
Профессиональные навыки:
— Знание строения органов ротовой полости, участвующих в звуковоспроизведении, механизмов голосообразования;
— Знание психологии общения с людьми, имеющими дефекты;
— Умение выявлять симптоматику того или иного отклонения;
— Врачебная этика.
Личные качества логопеда:
— Терпение;
— Внимание;
— Дипломатичность;
— Корректность и деликатность (люди, говорящие с дефектами, часто стесняются своих недостатков и в общении с ними нужно уметь их поддержать и ободрить).
[ Работодателю: персонал Чернигов, персонал Черновцы, персонал Ялта, персонал Киев, персонал Белая Церковь ]
Зарплата и перспективы профессии логопеда:
В государственных заведениях (детском саду, школе, поликлинике) логопед получает в среднем 150-400 USD. В частных дошкольных учреждениях, лицеях, развивающих центрах зарплаты у этих специалистов выше — 400-700 USD. Высокие заработки (свыше 1000 USD) принесёт только частная практика.
Поиск вакансий
{module HR-специалисты, рекрутеры, кадровики}
Информация для соискателя (тех, кто ищет работу): Разместите резюме, чтобы работодатель смог найти Вас: оставить резюме без регистрации | опубликовать резюме бесплатно и без регистрации
Работодателю на заметку: Чтобы повысить эффективность поиска кандидатов, которые отвечают требованиям вакансии, обязательно разместите вакансию: оставить вакансию бесплатно и без регистрации | опубликовать вакансию без регистрации и просматривайте резюме.
personal-ua.com
это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
Какими качествами должен обладать дефектолог
Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
- Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
Дефектологические специальности
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
- тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
- логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Профессия дефектолога: цели и задачи
Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:
- Вызвать желание учиться посредством мотивации.
- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.
Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.
За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.
Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.
Мифы о работе дефектолога
- Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
- Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия
Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
- Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
- Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
- Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Известные ученые-дефектологи
В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.
Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.
fb.ru
О профессии логопеда. Интервью с логопедом в Черногории
Что такое работать логопедом? Сложно ли это? Какие «подводные камни» или трудности таятся в работе логопедом – обо всем этом мы попросили рассказать постоянно проживающего в Черногории логопеда Татьяну Беспалову.)
Все профессии важны, все профессии нужны… Известная с детства строчка.
Действительно, мы знаем, что включает в себя работа пекаря, токаря, слесаря… Но опять-таки только на первый взгляд. Мы мало знаем того, что именно кроется за «кулисами» каждой профессии. А потому, многие из них кажутся, условно говоря, «не пыльными». Интересно, а что же кроется за такой профессией, как логопед?
— Наверняка многие мамы и папы считают, что ничего сложного в этом нет – знай себе во рту нужными зондами поводи да нескольким скороговоркам научи – все звуки сами собой и получатся. Только в конце занятия оплату берут, по сути, за чуть ли не лежание на печи.
Ох, насколько они тут заблуждаются! Начнем с того, что для начала нужно получить специальное образование, дабы иметь право именовать себя логопедом. Тем более с разными приставками: «педагог — логопед», «логопед- психолог», «логопед- олигофренопедагог» и т.д. И вот, скажу вам, что по многим из этих вышеназванных специальностям обучаются при университетах или медицинских академиях как минимум 2 года по очной/заочной/дистанционой форме обучения с разными степенями выпуска (магистр/бакалавриат). Со всеми зачетами, экзаменами, практиками. В общем, все как положено! Причем обязательно на базе первого высшего образования!!! То есть просто так, с бухты-барахты и при всем желании 17-летний выпускник школы не сможет посещать эти курсы, так как у него как минимум нет жизненного опыта педагогического общения с детьми.
Также сейчас можно получить профессию логопеда, пройдя курсы профессиональной переподготовки от полугода до 9 мес., однако также только после высшего образования!
Значит, по факту у человека после логопедических курсов имеется высшее специальное и специальное образование. Лично у меня диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с правом ведения профессиональной деятельности в сфере дефектологии, логопедии, проектирования и реализации образовательного процесса лиц с нарушениями речи.
— Как серьезно звучит!
— Да, замысловато… Если проще, я логопед-дефектолог. Правда, подумываю со временем пройти еще курсы проф.переподготовки по работе с заикающимися детьми или детьми-аутистами, но пока это только планы… Хотя эти темы очень интересные и перспективные.
Итак, после того как диплом о повышении квалификации по профильному образованию получен, новоявленный логопед может предпринимать какие-то действия: устраиваться в детский сад или развивающие центры для детей, где предусмотрена логопедическая комната. Или организовать такую самому.
Поскольку я нахожусь за пределами России, я понимала, что на данном этапе самое лучшее для меня — частная практика на дому. Однако я человек, подходящий к серьезным изменениям со всей ответственностью. Поэтому я озадачилась вопросом «снаряжения» своего (назовем его пока так) кабинета необходимыми материалами: это и спец. литература по логопедическому профилю, причем не только для специалистов, но также тетради для выполнения заданий в них детьми, различные игры и пособия для проведения занятий. По этому поводу были проштудированы тонны информации в интернете, перерыты сайты с литературой для детей по логопедии, просмотрено множество видео от ведущих логопедов страны и прочитаны статьи на их сайтах. Готовилась к занятиям я капитально. )) И продолжаю это делать: всегда находятся новинки, мимо которых нельзя пройти мимо.
А чтобы эти новинки не пропустить, нужно элементарно «держать руку на пульсе», а именно быть всегда в курсе происходящего. И потому, я активно начала «жить» в инстаграм и переименовала свой профиль под актуальный, посвященный моей новой деятельности.
Я регулярно делаю покупки, оформляю заказы на авторские разработки и оплачиваю вебинары по специальности. Так что весь свой заработок я трачу, можно сказать, на своих учеников.
Дальше: чтобы жизнь медом не казалась. После каждого занятия я отписываю простыни комментариев по поводу проведенного урока родителям, не присутствующим на уроках (по их инициативе), отсылаю им видео или фото с занятий с подробнейшими комментариями и расписание домашних заданий и своими рекомендациями по занятиям с детьми на дому. Порой переписка занимает по времени столько же, сколько длится одно занятие…
Вот вам и завесы профессии…
— Хм, действительно, об этом мало кто задумывается…
Татьяна, а планируете ли открытие логопедического кабинета вне стен своего дома?
— Да, на самом деле есть такая мысль, но на данном этапе это не совсем экономически выгодно, поскольку логопедия в Черногории, это скорее дополнительный, а, не основной источник дохода. Хотя, у меня есть желание набирать мини-логогруппы или группы, как это принято сейчас называть, раннего развития детей от 2,5-3х лет, а в домашних условиях я этого делать не могу. В моем распоряжении только гостиная, где в настоящий момент я занимаюсь тет-а-тет, что тоже много значит для ребенка с точки зрения индивидуального подхода: как с психологической, так и с логопедической стороны вопроса.
На самом деле, мне также было бы интересно открытие комнаты логопеда и в формате какого-то приватного детского сада или центра для развития детей. Однако, увы, в нашем маленьком городке, как оказалось на поверку, не так много детей, которые бы посещали заведения данного характера. Хотя у нас уже имеется один частный садик на дому, организованный по инициативе одной нашей соотечественницей, и у меня имеется с ней договоренность на случай если родители изъявят желание водить детей в логопедическую группу. Этот детский клуб открылся всего пару-тройку месяцев назад, потому о нем мало кто знает. Но мы надеемся, что после зимы родительская активность возрастет.
— Татьяна, как считаете, в Черногории много русскоязычных детей, которым нужна помощь специалиста по вашему профилю?
— Честно сказать, не могу оценить, поскольку я не проводила подобных исследований, я даже не знаю сколько точно проживает в стране русских… Их число постоянно меняется… Но определенно то, что дети с нарушениями/ дефектами речи есть.
— Выходит, вы работаете только по Герцег Нови? А как же занятия по скайпу или, быть может, есть плановые выезды для занятий в других городах?
— Мне удобнее всего принимать ребенка у себя, поскольку в любой момент может что-то измениться: бывает так, что за пять минут до занятия могут отменить его в связи с резко изменившимися планами/внезапной «аварией» с ребенком (заболел зуб/упал/ударился) и пр. К счастью, такое случается не часто, но все же. Помимо всего прочего, на дому у меня под рукой именно те материалы, которые могут понадобиться для занятия с конкретным ребенком. Иногда расписание получается удобным, и одну и ту же игру я могу использовать два урока подряд, но под разным углом зрения, так сказать, а именно с той позиции, которая мне нужна, для той цели, которую я ставлю на каждом занятии в частности и с конкретным ребенком в общем. И все же, в силу разных нарушений, возраста и даже половой принадлежности (да-да, приходится учитывать и этот момент тоже) игры и сами занятия я стараюсь разнообразить. Также во время урока может пойти все не так гладко, как бы я могла на это рассчитывать. Поэтому я стараюсь в такие моменты переключать внимание ребенка на что-то другое.
Потому, если говорить о выездных занятиях, мне это неудобно, т.к. придется везти с собой огромную сумку всего-всего и «вот этого еще, на всякий случай». )) Ну, и цена услуги вырастет как минимум вдвое – в зависимости от пункта назначения. Также если вызов будет, например, из Будвы, то ехать туда из Герцег Нови из-за одного занятия просто бессмысленно – на это уйдет полдня, а это мое время, то есть мой заработок. И я не уверена, что мои расходы захочет кто-то возместить в данном конкретном случае. ))
Что же касается удаленных занятий с помощью скайп/вайбер/вотсап, то мое личное мнение относительно такой логопедической помощи достаточно просто: я могу вести такие занятия при условии, что помимо этих онлайн встреч с ребенком будут активно заниматься родители, не менее 15 мин. ежедневно! Хотя это требование в принципе должно выполняться при любом раскладе… Но все равно хочется, чтобы хотя бы первое занятие было контактным… В этом моменте важна дисциплина и усидчивость, тогда все может, в принципе, получиться.
— Я правильно понял, что просто занятий с логопедом не достаточно, чтобы исправить дефект речи? Нужно, так сказать, «вмешательство» родителей?
— Абсолютно! Понимаете, это как при посещении спортзала: если вы раз-два в неделю по 45 минут (всего) поднимаете штангу в тренажерке, но в течение остальной недели абсолютно ничего не делаете для наращивания мышц, то Шварцнеггером станете не скоро. 😉
Вот и логопедия работает по тому же принципу: язык-главный речевой орган, состоящий сплошь из мышц, и его, как и прочие мышцы тела, нужно тренировать. А тренировка – это, прежде всего, дисциплина. Поэтому я всегда даю домашние задания, которые, к сожалению, дома редко кем выполняются. Процесс постановки/исправления звуков затягивается, но родители все равно каждый раз, приходя на очередное занятие, спрашивают, когда же будет тот или иной звук… ))
— А сколько времени уходит на постановку звука в целом?
— По этому вопросу нет точного ответа, как понимаете, поскольку все очень индивидуально и зависит от совершенно различных факторов.
Первое — это интенсивность занятий. Я уже упоминала выше о понятии «дисциплина». Занятия именно дисциплинируют ребенка, он привыкает тренировать язык, звуки. Они у него начинают появляться. А к тому же еще и правильные! Это мотивирует ребенка еще больше, так как в начале занятий если интерес и есть, то зачастую он быстро снижается, поскольку у детей не хватает мотивации понять, зачем же эта тетя требует повторять за ней слоги/слова/выражения. Многие, конечно, приходят с горящими глазами ради игр, но все 45 минут занятия мы играть все же не можем. )) (Какой отчет я дам родителям?)) Все ждут в конечном счете результатов, и оно понятно.) Если только, конечно, речь не идет об автоматизации звука, но до этой части, увы, доходят не многие…(( Многие родители придерживаются мнения, что раз звук поставлен, значит, ребенок им владеет. Но это не так! От постановки изолированного звука до автоматизации его в свободной речи должно пройти некоторое время, когда язык автоматически будет вставать в нужную позицию, а положение губ и зуб при этом будут ему помогать. Мозг в этом случае также не задумывается специально, как произнести звук «р» во фразе « Раисины маринованные помидоры», к примеру. ))
Дальше – домашние задания. Это тема, о которой даже и говорить нечего. Упражнения должны повторяться дома и выполняться по несколько раз, если желателен быстрый результат. Однако тут важно тоже не перегнуть палку: сила давления равна силе сопротивления, и потому у детей возможна противоположная реакция на домашние занятия. Также могут появиться проблемы с психикой вплоть до ночных энурезов (чаще у мальчиков) и даже заиканий. В моей практике, слава богу, такого не случалось, однако проинформирован — значит, вооружен! Просто к собственному ребенку родители сами должны знать подход: где, когда, при каких условиях и в какое время комфортнее всего «пристать» к ребенку с заданиями от логопеда. ))
Большое значение имеет также в деле постановки звуков настроение ребенка в конкретный момент времени: уставший после детского сада/ школы, невыспавшийся/ наоборот, еще сонный, возбужденный после активного вида деятельности/спорта… Совокупность всех этих факторов влияет на поведение ребенка во время занятия. А как следствие, на эффективность самого урока, конечно же, тоже. Потому очень важно проводить «профилактические» беседы родителям со своими детьми, чтобы объяснить им, для чего нужно ходить к логопеду и как вести себя на занятии, дабы половина оплаченного ими времени не уходило на уговоры «открыть рот/повторить такое-то движение», причем в какой бы игровой форме это не подавалось – не все дети контактные… Даже логопедический массаж дают делать далеко не все в капризном состоянии, хотя ни один ребенок, занимающийся у меня, совершенно не боится логопедических зондов, вопреки существующим мнениям по этому поводу.
Подводя итоги, можно сказать, что в среднем от изначальной постановки звука до полной его автоматизации при идеальных условиях (посещение+выполнение домашних заданий+ поведение) уходит до 15-17занятий. Бывают, конечно, большие перерывы: каникулы, поездки… Это тоже затягивает положительный результат от занятий.
Не стоит также забывать, что многие согласные звуки имеют обыкновение быть еще и мягкими (Л-Л’, Р-Р’, C-C’, З-З’ и т.д.). И для них требуется если не такое же, то хотя бы чуть меньшее количество часов, поскольку положение языка/зуб/губ должно меняться, к чему ребенок еще не привык, и нужно вырабатывать другие навыки произношения уже этих звуков.
— Ответ понятен. Спасибо за развернутое объяснение.
А скажите, в каком возрасте и/или при каких условиях нужно показывать ребенка логопеду? Только при возникновении проблем с произношением? И как понять, что проблемы есть?…
— По этому поводу существуют так называемые нормы речи, когда, например, в период от полугода до года ребенок гулит, потом появляются первые слоги (даже на первом году жизни) или слова («мама», «папа», «баба», «дай»), после двух лет ребенок в принципе уже в состоянии составлять простейшие предложения из трех слов, а после трех ребенок уже знает не только названия предметов, но и их характеристики (т.е. владеет определенным набором прилагательных), сможет описать действия (глаголы), сопрягая их с другими членами предложениями в разных падежах. И так далее, дойдя до 6-7-летнего возраста, когда ребенок описывает картинку/случай, может пересказать небольшой рассказ. Это если в идеале.
Обычно детей приводят в возрасте 4-5 лет с серьезными нарушениями речи или же в 6-7 для коррекции некоторых звуков. Случается, что и раньше, когда выявлены серьезные проблемы (ребенок не говорит/говорит непонятными звуками, не похожими на речь, общее поведение не в рамках нормы, когда ставится диагноз аутизм).
Сейчас все чаще детям ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Причем возрастные границы все более склоняются в сторону меньшего возраста, собственно, как и все остальное… И читать дети сейчас должны непременно в пять лет, и в школу уже с базовым английским идти… И тут я категорически не согласна, поскольку разные отделы головного мозга, ответственные за то или иное умение, созревают в разное время. Причем у мальчиков и у девочек в разное время!
Поэтому, дорогие родители, не перегружайте ребенка всякими развивашками, просто больше играйте и гуляйте! И разговаривайте! Непременно разговаривайте с ребенком! Читайте сказки перед сном или когда ваш малыш это просит – его мозгу необходима новая речевая информация.
И уж конечно не доверяйте дело воспитания собственного ребенка новомодным гаджетам! Мультики не могут воспитать ребенка и развить его свободную речь. Кроме того, для правильного формирования речевых навыков ребенку нужно наблюдать за речью воочию: положение челюстей при произнесении того или иного звука, положение языка, вытягивание/растягивание губ и т.д. Покажите заинтересованность в своем ребенке, иначе дети повторяют за нарисованными движениями мультипликационных персонажей… Детям свойственно копировать. Но то ли им нужно копировать?.. Научатся ли они таким образом говорить?..
И кстати, именно сейчас наблюдается такой феномен как распад речи у детей! Вы можете себе представить?? Не после аварии или другого несчастного случая, а именно от чрезмерного злоупотребления гаджетами, поскольку человек просто редко пользуется речью! Он ее попросту забывает!!!
Потому родители, очнитесь! Попытайтесь реже показывать свои спины своим детям, оторвитесь от компьютеров, развернитесь к свои чадам улыбающимися лицами и займитесь с ними сенсорными занятиями: лепкой из пластилина/теста, массажем рук карандашами/мелкими предметами, копошитесь в гречке/рисе/горохе/песке, рисуйте руками/ногами (стопами! Вызывает у детей неописуемый восторг!), кисточкой/ карандашами, конструируйте Лего, вырезайте, клейте коллажи, перебирайте камушки/орешки/бусины, и тогда, с большей долей вероятности, вам не придется вести ребенка к логопеду!!!
— Огромное вам спасибо, Татьяна, за подробные ответы.
— Пожалуйста. Очень хочется надеяться, что наше с вами интервью будет полезным для читателей вашего сайта и для родителей в целом.
— Татьяна, поделитесь, пожалуйста, контактами, по которым с вами можно связаться для получения вашей профессиональной помощи.
— Конечно. Мой черногорский телефон для связи +38269235680 (на нем же Viber и WhatsApp). Также у меня есть профиль в инстаргаме https://www.instagram.com/logoped_v_chernogorii/, где я регулярно стараюсь выкладывать видео с занятий, а также рассказываю о логопедических пособиях и играх для развития речи. Заходите! Буду рада новым лицам! ))
— Отлично! Еще раз спасибо. Удачи в работе!
Похожие статьи
evropaedu.ru
Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта
Шаброва С.Е., педагог-психолог;
Федорова И.Ю., учитель-логопед, ДОУ № 282, г. Челябинск
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является открытие логопедического пункта в ДОУ. Опыт функционирования подобной организации коррекционно-речевой помощи детям насчитывает на сегодняшний день свыше 10 лет (О.А. Степанова, 2007). Однако работу учителя-логопеда в условиях логопункта осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта.
Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О.А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи»:
В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание свое-временной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда
- · Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- · Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- · Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- · Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- · Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- · Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога
- · Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- · Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- · Совершенствование мелкой моторики.
- · Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- · Развитие зрительно-моторной координации.
- · Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- · Активизация отработанной лексики.
- · Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- · Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- · Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Реализация данной модели потребовала изменения и уточнения ряда функциональных обязанностей и направлений деятельности специалистов.
Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога |
Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда |
|
Диагностика |
||
Получение запроса / плановая диагностика. Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: — информирование по итогам диагностической работы; — предоставление психолого-педагоги-ческих рекомендаций; — применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; — разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики |
Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Раннее выявление детей с проблемами в развитии. Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса |
|
Коррекционно-развивающая работа с детьми |
||
Постановка задач коррекционно-развива-ющей работы. Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы |
Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков |
|
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов |
||
Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу. Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости). Оформление информационных выставок |
Составление плана просветительской работы с родителями. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Проведение консультаций, практикумов. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК. Оформление информационно-методических выставок. Предоставление рекомендаций по ведению индивидуальных логопедических тетрадей |
|
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов |
||
Постановка задач и разработка сценария консилиума. Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума |
||
Организационная работа |
||
Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы |
Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт. Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы. Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы. Изучение медицинских карт |
|
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.
Этап |
Основное содержание |
Результат |
Организационный (сентябрь — октябрь) | Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных карт развития детей. Организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми |
Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей |
Основной (ноябрь — февраль) | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса |
Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии |
Заключительный (март — май) | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образо-вательных перспектив выпускников ДОУ |
Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ |
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в до-школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50—59.
Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.
Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4—13.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в до-школьном образовательном учреждении. М., 2007.
logoped-sfera.ru